Научная статья на тему 'Вгик в контексте мирового кинообразования'

Вгик в контексте мирового кинообразования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
ВГИК / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / КИНОШКОЛА / VGIK / MEDIA EDUCATION / CULTURAL RELATIONS / CINEMA SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Спутницкая Нина Юрьевна

Привлекая многочисленные источники и архивные документы, автор выявляет роль ВГИКа в формировании национальных киношкол США, Южной Америки стран Восточной и Западной Европы и стран Ближнего и Дальнего Востока. Одной из задач статьи является определение роли российской киношколы в динамике развития национальных кинематографий, ее цель доказать ключевую роль ВГИКа в мировом кинообразовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VGIK IN THE CONTEXT OF WORLD CINEMA EDUCATION

Involving numerous sources and archival documents, the author reveals the role of VGIK in the formation of national film schools in the USA, South America, Eastern and Western Europe and the Middle and Far East. One of the issue of the article is to determine the role of the Russian film school in the dynamics of national cinematography, it has proved the key role of VGIK in the world cinema education.

Текст научной работы на тему «Вгик в контексте мирового кинообразования»

CHARTULARIUS | Архив

УДК 778.5

ВГИК в контексте мирового кинообразования

Спутницкая н. ю.

Аннотация

Привлекая многочисленные источники и архивные документы, автор выявляет роль ВГИКа в формировании национальных киношкол США, Южной Америки стран Восточной и Западной Европы и стран Ближнего и Дальнего Востока. Одной из задач статьи является определение роли российской киношколы в динамике развития национальных кинематографий, ее цель — доказать ключевую роль ВГИКа в мировом кинообразовании

Ключевые слова

ВГИК, медиаобразование, культурные связи, киношкола

VGIK in the context of world cinema education

Sputnitskaya П. Y. Abstract

Involving numerous sources and archival documents, the author reveals the role of VGIK in the formation of national film schools in the USA, South America, Eastern and Western Europe and the Middle and Far East. One of the issue of the article is to determine the role of the Russian film school in the dynamics of national cinematography, it has proved the key role of VGIK in the world cinema education.

Key words

VGIK, media education, cultural relations, cinema school

Официально ВГИК начал прием иностранных студентов в 1947 году, однако, по факту, воспитание кадров из-за рубежа и влияние ВГИКа (Госкиношколы) на формирование иностранных киношкол, происходило задолго до этого23. Лекции советских мастеров кино, преподавателей ВГИК, пользовались большим успехом в Европе и США еще до Второй мировой войны. Заимствование опыта и методик преподавания осуществлялось также через выпускников института — видных деятелей различных национальных кинематографий.

Ованес Оганян (Оганянц) после советской Госкиношколы (обучался в 1920 году) стал основателем первой школы актерского мастерства и кинематографии в Индии. А после дополнительного обучения в Госкинотехникуме в 1925-28 гг., куда он был командирован из Персии, он создает в Тегеране первую иранскую киношколу, описание опыта которой свидетельствует о заимствовании российской методики преподавания и организации учебного процесса [9].Кроме того, Оганян стоял у истоков туркменской кинематографии.

По всей видимости, первым полноценным контактом между русским и болгарским кинематографом можно считать деятельность нашего отечественного режиссера Николая Поликарповича Бугаенко-Ларина (1888-1944). Русский актер, сценарист и режиссер, оставивший заметный след не только в русской кинематографии («Триста лет царствования династии Романовых» (1913), «Дочь купца Башкирова» (1913), «Глиняный бог» (1918) и др.), но и в болгарской. Эмигрировавший в 1920 г из Советской России Николай Ларин в 1921 году создал в Софии (Болгария) киношколу. С помощью своих коллег-эмигрантов (в т.ч. русской актрисы и преподавателя Веры Набоковой) он организует занятия по сценической пластике, тренировки по верховой езде, фехтованию, бегу, боксу. Сам Ларин ведет лекции по кинорежиссуре, но включает в них более широкий круг тем. Система обучения его строилась на следующих основных принципах: объяснение разницы между театральной и кинематографической игрой актеров, изучение общей культуры (лекции по истории искусства, истории костюма, роли музыки и т.п.), практические занятия (постановка известных сцен из театральных спектаклей, работа киноактера над своей собственной индивидуальностью и др.) [7].

Киношкола Ларина получила широкую известность благодаря фильмам «Лиляна» (1921), «Виновна ли она» (1921) и «Под старым небом» (1922). Последняя работа наиболее примечательна. Ларин сумел создать в ней особый болгарский колорит, что сильно отличало эту работу от того что делалось повсеместно в стране, где царила установка на подражание европейскому кино. По предложенному Лариным, пути пошли некоторые болгарские кинематографисты, что привело к относительному успеху их картин, вышедших в международный прокат и получивших благожелательные оценки критиков. Однако деятельность Николая Ларина в Болгарии была непродолжительной — государственный переворот 1923 года заставляет его покинуть Болгарию и закрыть киношколу.

В 1930-х годах во ВГИКе учился Александр (Саша) Хаммид (Hackenschmied), энтузиаст чешской киношколы в Злине, американский кинематографист (с 1939 года), неоднократный обладатель престижных кинонаград (в частности — «Оскар» «за

23 РГАЛИ. Ф. 2900. Оп. 1. Ед. хр. 292. Отчет о работе института за 1946/ 1947 учебный год.

лучший документальный короткометражный фильм» в 1964 году). Когда в 1948 году Министром образования Чехословакии стал Зденек Нежедли (Zdenek Nejedly), системное образование на основе ВГИКовской системы становится все популярнее [9]. Например, известно, что в 1936 году, крупнейший театральный режиссер, модернист и новатор, основоположник театра абсурда Сэмюэль Беккет (Ирландия) в письме С. Эйзенштейну24 выражал свое желание учиться во ВГИКе [7]. Одним из первых студентов-иностранцев ВГИКа был Франтишек Даниель (чеш. Frantisek Daniel, англ. Frank Daniel)—чешско-американский режиссёр, продюсер, сценарист и педагог, который, в частности, разработал парадигму последовательности в сценарном искусстве [10]. После обучения во ВГИКе Даниэль преподавал на Факультете кино Академии исполнительских искусств в Праге FAMU25 (Чехия), а в 1969 эмигрировал в США. Он преподавал в Колумбийском университете и стал первым деканом Американского киноинститута, а в 1981 году вместе с Робертом Редфордом основал Институт «Сандэнс». Вместе с Дэниэлем на стажировку во ВГИК от Факультета кино Академии исполнительских искусств (FAMU) был отправлен для изучения вузовских и послевузовских программ режиссер и сценарист Зденек Подскальский (Zdenek Podskalsky). Привезенный в 1949 году делегацией Чехословацкий фильм учебный план ВГИКа послужил основой учебного плана и учебных программ FAMU. Режиссер авангардист и теоретик Ян Кучера (Kucera) разработал курс на базе «Основ кинорежиссуры» Льва Кулешова [11].

В 1949 году поступил во ВГИК на режиссёрский факультет (курс С. Герасимова) Корндрат Вольф — президент Академии искусств ГДР (1965-1982), дважды лауреат Национальной премии ГДР, именем которого назван старейший киноинститут Германии Киноуниверситет Бабельсберг. После окончания ВГИКа он жил и работал в ГДР, с 1965-1982 гг. занимал пост президента Академии искусств ГДР, дважды становился лауреатом Национальной премии ГДР (1959, 1968). ВГИК закончили оператор Лоц Райнер, сценарист Марианна Бобровская и многие другие граждане Германии. Частично методики отечественной киношколы заимствовались преподавателями, выпускниками ВГИКа при подготовке учебных программ в киношколе Гамбургского университета (Hamburg Media School), и Мюнхенской киношколе (Высшая школа телевидения и кинематографии) Александром Миттой, Анатолий Бобровским, Майей Туровской и др.

В середине 1950-х гг. режиссерский факультет ВГИК закончили классик кино Венгрии Марта Месарош (мастерская С. Герасимова) [3] и классики кино Польши Ежи Гофман (мастерская М. Чиаурели, И. Пырьева) [2] и Эдек Скужевский. В 1973 году из режиссерской мастерской выпустился Грубер Кшиштоф. ВГИК закончили признанные мастера польской документальной драмы Кристина Грычеловская (выпуск 1954, сценарный факультет) и Ежи Зярник (1960). В 1954 году мастерскую С. Юткевича окончил Даковский Дако Георгиев — зачинатель эпического жанра в болгарском кино и его земляк, мастер бытописания Борислав Шаралиев. ВГИК закончили такие знаковые режиссеры Болгарии, как Ирина Акташева (1953, мастерская С. Герасимова) и Христо Писков (мастерская И. Пырьева, 1956, отчислен с правом защиты), Борислав Шаралиев, комедиограф Владимир Янчев, Янко Янков, Дако Даковский, учился режиссер анимационного кино Тодор Динов и мн. др.

В 1963 году во ВГИКе впервые была интегрирована многонациональная группа, состоящая исключительно из иностранных студентов: три монгола, один немец из Восточной Германии, два болгарина, один румын, один итальянец, один малиец, один венесуэлец, один гватемалец, три кубинца и три мексиканца.

Следует сказать о группе греческих студентов, преследуемых поражением в Гражданской войне, которые оказались в Москве, учились во ВГИКе, ибо многие из них сыграли существенную роль в развитии греческого кино и литературы. Удостоенные престижных наград кинематографисты и преподаватели Фотос Ламбринос (Fotos Lambrinos)26 и Кристос Сиопахас (Christos Siopahas)27, которые являются одними из самых известных греческих выпускников ВГИКа, Горгиос Севастикоглу (Giorgios Sevastikoglou) и Манос Захариас (Manos Zacharias), которые руководили киносекцией ЕАМ во время Гражданской войны. Горгиос Севастикоглу — переводчик, автор и режиссер нескольких спектаклей в Вахтанговском и других театрах. Он читал лекции в театре при Сорбоннском университете в Париже, прежде чем он вернулся в Грецию в 1974 году после падения хунты. Киприот Андреас Пантзис (Pantzis) — выпускник последней мастерской М. Ромма, также учился во ВГИКе у Л. Кулиджанова. После ВГИКа работал в Театре на Таганке с Ю. Любимовым, а затем в театре «На Малой Бронной» с А. Эфросом, позже возглавил Союз режиссеров Кипра, а в 1997 году его «Убой Петуха» стал первым кипрским фильмом, который был номинирован на премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм28.

Следует особо упомянуть о сокурснице Андрея Тарковского во ВГИКе Марии Бейкоу (Maria Beikou1 и Алики Зей (Aliki Zei). Боец женской бригады ЕАМ во время Гражданской войны, Мария Белкоу редко говорила публично о своей жизни. Поэтому ее история была в значительной степени забыта. Таким же был и короткометражный фильм «Убийцы», основанный на рассказе Эрнеста Хемингуэя, снятый в 1956 году совместно с ее сокурсниками во ВГИКе Андреем Тарковским и Александром Гордоном под руководством Михаила Ромма, ставший ее единственным фильмом. Лишь в 2010 году Бейкоу дала длинное интервью, вспомнила о своей ссылке в Ташкент и Москву, об учебе во ВГИКе, и о небольшой, но живой общине греческих беженцев, проживающих в советской столице. Ее дружба с Тарковским была достаточно крепкой (Бейкоу была подружкой на свадьбе режиссера с Ирмой Рауш).

По возвращении на родину в 1974 году Бейкоу была переводчиком и журналистом, работала в программе Радио-Москвы,

24 РГАЛИ. Ф. 1923 оп. 1 ед. хр. 1642.

25 Ныне — и телевидения Академии Факультета кино исполнительских искусств. Факультет был основан 28 ноября 1946 года как часть Академии исполнительских искусств.— Прим. авт.

26 Михаил Ромм руководил его дипломным фильмом «Посещение Греции» (Posetite Gretsiu), который имел грандиозный успех на родине режиссера, основанный исключительно на архивных материалах, фильм явно несет на себе отпечаток блестящего документального фильма Ромма «Обыкновенный фашизм». Вернувшись в Грецию, Ламбринос стал плодовитым автором, переводчиком, исследователем архивов, профессором университета

и режиссером. — Прим. авт.

27 Фильм уроженца Фамагусты (Кипр) К. Сиопахаса «Спуск девяти» (1984) получил Золотой приз на 14-м Московском международном кинофестивале и ряд других наград. Сиопахас изучал политические науки и театр в Афинах, где принимал активное участие в студенческом движении против диктатуры. В 1972 году поступил во ВГИК и посещал мастерскую Юрия Егорова. — Прим. авт.

28 В ней рассказывается история Эвагораса, мигранта на Ближнем Востоке, который возвращается на Кипр, открывает стрип-клуб при поддержке своего американского покровителя и издевательствах над азиатскими секс-работниками. — Прим. авт.

которая в то время была центром греческой общины. Она всегда восхищалась талантом Тарковского и делилась в своих мемуарах особенностями работы своего однокурсника с актерами, его уникальное умение вести их к импровизации. Алика Зей поступила во ВГИК на факультет сценарного мастерства в 1958 году. Именно во ВГИКе, в 1963 году Зей написала свой первый крупный роман, «Дикая кошка под стеклом», который сделал ее одним из самых важных греческих авторов детских романов и принес международную известность. Она всегда вспоминает бурную интеллектуальную жизнь Москвы в «оттепель» и гордится тем, что училась во ВГИКе.

С 1963 года по настоящее время 26 граждан Мексики учились во ВГИКе, которые сделали большой вклад в культуру своей страны. Среди них есть режиссеры, кинооператоры, сценаристы, актеры, продюсеры и кинодокументалисты. Большая часть из 26 студентов сделали карьеру по своим специальностям. Например, Гонсало Мартинес режиссер и сценарист, снял восемь художественных фильмов, получил много национальных и международных наград (к примеру, Золотой Ариэль Академии искусств Мексики и кинематографических наук за лучший фильм 1975 года). Другие бывшие ВГИКовцы: Марибель Тарраго, преподаватель кинематографии в городе Гвадалахара; Хорхе Суарес, сделал блестящую карьеру кинооператора-постановщика; Клаудиа Брук, продюсер; Моника Гомес, документалист и преподаватель в штате Табаско; Оскар Карвааль, сценарист и преподаватель в штате Халиско; Мартин Чиринос, режиссер; Эрнесто Макип, кинооператор и документалист; Татьяна Ольхович, актриса; Илья Попеску, актер, театральный режиссер и преподаватель актерского мастерства (он венесуэлец, но уже более 20 лет живет и работает в Мексике); Израиль Веласко, актер и преподаватель; Ана Луна, режиссер и преподаватель; Аура Гетино, режиссер и преподаватель, Серхио Ольхович, который почти полвека работает режиссером, сценаристом, документалистом, продюсером и преподавателем [5], и Ольхович Грин Филонова Татьяна (актерский факультет, 1994 гг.). С. Ольхович создал Российско-мексиканский институт искусства, кино и театра в Мехико. Хорхе Хавьер Эдуардо Суарес Коэллар (Jorge Javier Eduardo Suárez Coellar) во ВГИКе проходил специализацию (точная дата не указана). Профессор кинематографии в Центре кинематографических исследований Университета (CUEC), профессор кинематографии в Институте Мексики — Сергей Эйзенштейн. Он преподавал в Международном институте кино и телевидения, в RCN Televission, вел курс фотографии на семинаре «Медиа в образовании для взрослых» в INEA, и пр.

Выпускницы мастерской С. Кулиша и Г. Полоки Сильвана Ярмолюк и Анна-Мария Ярмолюк стали яркими представительницами документального кино Аргентины, активными деятелями национальной Гильдии режиссеров, они выступают с мастер-классами по всему миру. В течение 24 лет, опираясь на методики ВГИКа, преподают мастерство режиссуры в старейшей Национальной Школе кино ENERC29 и ряде государственных киношкол Аргентины.

Неоспоримо влияние ВГИКа на модель воспитания кинематографистов в Международной школе кино и телевидения в Санта-Антонио-де-Баньосна Кубе. Школа была задуманна для воспитания будущих режиссеров, операторов, сценаристов трех континентов (Латинской Америки, Африки, Азии), открытая на средства, выделяемые кубинским правительством и Фондом нового латиноамериканского кино, возглавляемым Гарсиа Маркесом, который, вел здесь курс сценарного мастерства. Золотой фонд фильмотеки школы составила подаренная СССР коллекция лучших советских лент. Имеется у Школы и собственное небольшое издательство, в 1988 году издательством школы был выпущен сборник теоретических работ классиков советского кино на испанском языке. Директор Школы аргентинский режиссер Фернандо Бирри — один из основателей нового латиноамериканского кино [1].

Выпускница мастерской Герасимова и Макаровой, хорошо известная российской аудитории по главной роли в фильме «Дочки-матери», Любовь Полехина вместе с сокурсником колумбийцем Марио Ривейро, ставшим ее мужем, преподавала актерское мастерство в телекомпании «Понч телевизьон» и разных учебных заведениях Колумбии, позже — в Майами. Полехина открыла свою актерскую школу, во многом ориентируясь на традиции ВГИКа. (Ривейро стал одним из самых востребованных режиссеров Колумбии, в частности, снял популярный сериал «Дурнушка Бетти», в российской адаптации которого («Не родись красивой») преимущественно были заняты вгиковцы, выпускники мастерской Г. Тараторкина). Неоспорим и вклад педагогов ВГИКа в становление творческого метода мастеров и организации преподавания творческих работников центрально-азиатских стран, в частности Монголии [4].

Режиссер Мохаммад Малас (Сирия), поступил во ВГИК в 1968, сегодня он является одним из патриархов национального сирийского кино и ТВ. Входит в «десятку лучших арабских кинематографистов — классиков».

В 1970-х гг. впервые на фестиваль студенческих фильмов ВГИК приезжают зарубежные гости: Государственная высшая школа кино, телевидения и театра в Лодзи (Польша), Высшая школа кинематографии и телевидения ГДР. Профессор, доктор наук Любомир Халачев окончив ВГИК в 1972 году, снял более ста документальных и короткометражных фильмов, множество телепрограмм. Он написал 7 книг, которые принадлежат различным аспектам кинематографического процесса. В 2003 году Халачев основал одногодичные курсы сценарного мастерства в Дании, в 2004-2005 был лектором Ngee Ann Polytechnic, Сингапур. С 2005 — выступает лектором на различных семинарах, таких как «Летняя Школа Медиа», «TRIDOC», «Four Corners»30. С 2001 года — профессор в NATFA (София, Болгария). В период 2005-2011 он был деканом факультета экранных искусств, а с 2011 является Ректором NATFA [11].

Альгис Арлаускас — выпускник режиссерской мастерской ВГИК (1987, мастерская А. Кочеткова) создал театральной студию в Бильбабо (Испания).

Обучение во ВГИКе по-прежнему является престижным для кинематографистов во всем мире. Наибольшей популярностью ВГИК пользуется среди абитуриентов из Болгарии, Монголии, Германии, Англии, Чехии, Польши, Румынии, Вьетнама, Кореи, Китая, стран Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. В 1990-2000-х гг. во ВГИКе наблюдался приток абитуриентов из США.

В 2000-10-х гг. почетными докторами ВГИК стали Тонино Гуэрро (Италия), патриархи польского кино Анджей Вайда и Криштоф Занусси, режиссер Клод Лелуш и кинооператор Анри Алекан (Франция), культовый режиссер Чжан Имоу (Китай),

29 Enerc.gov.ar. — Прим. авт.

30 «Four Corners» обеспечивает сотрудничество между EAC, Испания, NATFA, Болгария, Университетом Metropolia, Финляндия и Университетом Регента, Великобритания. Двенадцать групп ежегодно принимаются по программе. Каждая группа состоит из 2-3 человек, и к содержит, по крайней мере, одного писателя и одного производителя. Участники посещают все четыре семинара — в Болгарии, Финляндии, Англии и Испании.— Прим. авт^

продюсер Джек Валенти (США) и другие. Встречи с классиками мирового кино на мастер-классах, экзаменационных показах, конференциях являются важными этапами профессионального взросления вгиковцев. Кроме того, что двери ВГИКа открыты студентам всего мира, институт практикует обмен студентами с зарубежными киношколами.

Сегодня ВГИК продолжает занимать ключевое положение среди киношкол мира, продолжается диалог, сотрудничество и обмен опытом в области киноискусства с иностранными вузами. В 2014 году в рамках соглашения о сотрудничестве между ВГИКом и Калифорнийским университетом Фуллертон (США) прошли переговоры представителей двух киношкол. За последние годы был подписан договор о взаимовыгодном сотрудничестве с Центром кинофестивалей и международных программ и Итало-российским центром экономики и развития ЧЕЗВИР (Италия), киношколой Болгарии, Национальным университетом театра и кино «И. Л. Караджале» (UNATC, Румыния) — одним из самых известных учебных заведений в Юго-Восточной Европе. Продолжается сотрудничестве ВГИКа с китайскими партнерами, в том числе с Пекинской Киноакадемией (Beijing Film Academy) и Институтом современных и творческих медиаискусств Пекинской киноакадемии г. Циндао (BFA-MCMC, Quingdao). Китайские преподаватели не раз посещали ВГИК, а в работе Летней международной киношколы ВГИК в секции анимации неоднократно принимали участие китайские студенты. Было подписано соглашение о создании Российско-китайской ассоциации вузов культуры и искусств, в которую войдут 18 российских и 8 китайских высших учебных заведений. Председатель правления кинофинансовой группы «Небесные ворота» предложили ректору ВГИК стать Высоким советником кинофинансовой группы «Небесные ворота» и принять участие в разработке совместной образовательной программы и творческой работе в области киноискусства.

В октябре 2017 в рамках программы «Дни ВГИКа в Японии» делегация ВГИКа посетила 3 японских киновуза. Во время визита было подписано соглашение о сотрудничестве между ВГИКом и Японским институтом кинематографии (Japan Institute of the Moving Image), преподаватели ВГИКа провели несколько мастер-классов. В частности, в Киото в Университет Киото Сейка, являющийся мировым центром преподавания аниме — японской анимации, где состоялся мастер-класс декана факультета анимации и мультимедиа Е. Г. Яременко на тему: «Классическая рисованная анимация и современные компьютерные технологии». В мае 2017 г. художник кино и руководитель мастерской ВГИК С. В. Иванов посетил город Бари (Италия), где провел совместную выставку работ в технике StoryBoards студентов и выпускников российского и итальянского вузов и мастер-класс.

Институт регулярно посещают делегации из киновузов и с неофициальными визитами. Среди недавних гостей — делегации Загребской академии драматического искусства (Хорватия) (Academy of Dramatic Art, University of Zagreb), делегации Шанхайского Университета (Китай)31 и Шанхайской театральной академии, Токийского университета искусств, делегация деятелей кино Греции, художественный руководитель и один из основателей Сиднейской киношколы Бен Феррис (Австралия), делегация Центра образования Саамского региона (Финляндия), преподаватели Академии художеств города Бари, и руководитель культурных мероприятий центра ЧЕЗВИР (Италия) и представители других стран. Гости ВГИК выражают свои намерения на взаимное сотрудничество, обмен опытом и надежду на реализацию совместных проектов в будущем. ВГИК по-прежнему гордится своими выпускниками-иностранцами, которые, наряду с россиянами, продолжают покорять киноолимп. Среди них Абдеррахман Сиссако (Abderrahmane Sissako) — номинант на «Оскар» в 2015 году, обладатель 7 Премий «Сезар» (фильм «Тимбукту», Мавритания)32, Сиддик Бармак, в творчестве которого соединяются традиции афганской, персидской и европейских (русской прежде всего) культур (его дебютный фильм «Усама» (2003) был отмечен престижными наградами, включая премии Каннского фестиваля); Анна Меликян, (фильм «Русалочка» завоевал приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Сандэнс», приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале и номинация на Оскар, американский журнал «Variety» включил Меликян в десятку самых перспективных режиссёров мира). В 1997 году с отличием закончил мастерскую режиссуры игрового кино (курс Наны Джорджадзе) украинский режиссер Сергей Лозница. Следует упомянуть и кинорежиссера Молдавии Артура Аристакисяна, выпускника мастерской документального кино (выпуск 1993 года) и Бакура Бакурадзе (выпуск 1998 года), чьи работы получают широкое признание на международных фестивалях.

Литература Архивные источники

1. РГАЛИ. Ф. 2900. Оп. 1. Ед. хр. 292. Отчет о работе института за 1946/ 1947 учебный год.

2. РГАЛИ. Ф. 1923 оп. 1 ед. хр. 1642.

1. Бирри Фернандо Кино надежды нашей // Советская культура. 1987. 28 апр. С. 7.

2. Кавалерович Е. История как фэнтези. Интервью с воспоминаниями / Беседу вела И. Рубанова // Искусство кино. 2004. № 7.

3. Каждый делает фильм о самом себе // Искусство кино. 1989. № 11.

4. Мелехова К. А. Вклад художников-педагогов ВГИКа в изобразительное искусство Монголии ХХ века // Вестник ВГИК. 2018. № 1. С. 64-73.

5. Ольхович Серхио [Мексиканские студенты в ВГИКе, Институт кинематографии России]. 14 апреля 2014. URL: https://es-.rbth.com/blogs/2014/04/14/estudiantes_mexicanos_en_el_vgik_instituto_de_cinematografia_de_rusia_39287

6. Терзиева М. Т. Киношкола Николая Ларина и ее вклад в кинообразование Болгарии // Перспективы науки и образования: Международный электронный научный журнал. 2018. № 1 (31).

7. Шестопалова А. Сэмюэль Беккет: режиссерский метод художника молчания [Samuel Beckett: the artist's directorial method of silence] // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Альманах ГИТИС. 2017. № 1. С. 57-77.

31 Один выпускников операторского факультета ВГИКа уже преподает в этой Киноакадемии.— Прим. авт.

32 В 1989 году окончил факультет режиссуры ВГИКа, дипломный фильм (короткометражный) «Игра» («Le jeu»). В октябре 1993 года выиграл приз за лучший короткометражный фильм «Особый взгляд» (« Un Certain Regard»). В 1997 году снял документальный фильм «Ростов-Луанда»; в 1999 — «Жизнь на земле» («La vie sur terre») — отмечен жюри в Fespaco (Феспако - крупнейший кинофестиваль Африки. Проводится в Уагадугу, столице Буркина-Фасо, в нечётные годы, и в Тунисе). В 2002 году снял первый полнометражный фильм «Heremakono». Получил награду за фильм «В ожидании счастья» — премия «Лучший фильм» в Fespaco; приз Fipresci за «Особый взгляд» (« Un Certain Regard»). В 2006 году «Бамако» («Bamako»), получил внимание зрителей и критиков. Фильм «Тимбукту» в 2014 году участвовал в МКФ в Каннах; получил 7 премий «Сезар»; номинант на «Оскар» за «Лучший Иностранный Фильм».— Прим. авт.

8. Emily Jane O'Dell Iran-Russian Cinematic Encounters // Iran-Russian Cinematic Encounters London. N-Y. Routledge, 2013. P. 330-331.

9. FAMU at its origins (1945-1965) // SILECT news. 2006. № 6. P. 15-18.

10. Frank Daniel An informal Talk // Teaching screenwriting. Cilect Newsletter. June 1989. Pp. 2-15.

11. Lubomir Halatchev Four Corners // SILECT. 2012. P. 39.

12. Teaching screenwriting // Cilect Newsletter. June 1989. P. 2-15.

References

Arhivnye istochniki [archival sources]

1. RGALI. F. 2900. Op. 1. Ed. hr. 292. Otchet o rabote instituta za 1946/ 1947 uchebnyj god.

2. RGALI. F. 1923 op. 1 ed. hr. 1642.

1. Birri Fernando Kino nadezhdy nashej [Cinema of our hope] // Sovetskaya kul'tura. 1987. 28 apr. S. 7.

2. Istoriya kak fentezi. Interv'yu s vospominaniyami [History as fantasy] / Besedu vela I. Rubanova // Iskusstvo kino. 2004. № 7.

3. Kazhdyj delaet fil'm o samom sebe [Everyone makes a film about himself] // Iskusstvo kino. 1989. № 11.

4. Melekhova K. A. Vklad hudozhnikov-pedagogov VGIKa v izobrazitel'noe iskusstvo Mongolii HKH veka [The contribution of artists-teachers of the Institute of Cinematography in the fine arts of Mongolia of the twentieth century] // Vestnik VGIK. 2018. № 1.

5. 64-73.

5. Ol'hovich Serhio [Meksikanskie studenty v VGIKe, Institut kinematografii Rossii] — Mexican students in VGIK, Institute of

cinematography of Russia]. 14 aprelya 2014 // [Rezhim dostupa: svobodnyj]/ https://es.rbth.com/blogs/2014/04/14/estudiantes_mex-icanos_en_el_vgik_instituto_de_cinematografia_de_rusia_39287.

6. Terzieva M. T. Kinoshkola Nikolaya Larina i ee vklad v kinoobrazovanie Bolgarii [The Cinema School of Nikolay Larin and its Contribution to the Cinema Education in Bulgariac] // Perspektivy nauki i obrazovaniya: Mezhdunarodnyj elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018. № 1 (31).

7. SHestopalova A. Semyuel' Bekket: rezhisserskij metod hudozhnika molchaniya // Teatr. ZHivopis'. Kino. Muzyka: Al'manah GITIS.— 2017. № 1. S. 57-77.

8. Emily Jane O'Dell Iran-Russian Cinematic Encounters // Iran-Russian Cinematic Encounters London. N-Y. Routledge, 2013. P. 330-331.

9. FAMU at its origins (1945-1965) // SILECT news. 2006. № 6. P. 15-18.

10. Frank Daniel An informal Talk // Teaching screenwriting. Cilect Newsletter. June 1989. Pp. 2-15.

11. Lubomir Halatchev Four Corners // SILECT. 2012. P. 39.

12. Teaching screenwriting // Cilect Newsletter. June 1989. P. 2-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.