Научная статья на тему 'Въездной туризм в Санкт-Петербурге: перспективы развития'

Въездной туризм в Санкт-Петербурге: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
694
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алмазов Богдан Борисович

The author describes the main features of the incoming tourism in Saint Petersburg, analyzes the positive and negative factors in the sphere, suggests the ways for its development with due account for the specific character of St. Petersburg as a tourist destination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Incoming tourism in Saint Petersburg: development prospects

The author describes the main features of the incoming tourism in Saint Petersburg, analyzes the positive and negative factors in the sphere, suggests the ways for its development with due account for the specific character of St. Petersburg as a tourist destination.

Текст научной работы на тему «Въездной туризм в Санкт-Петербурге: перспективы развития»

Б. Б. АЛМАЗОВ*

Богдан Борисович АЛШЗОВ — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.

Окончил СПбГУЭФ в 2004 г. Автор 1 публикации.

Область научной специализации — туризм в Санкт-Петербурге.

ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ"

Для выделения целевой функции развития туризма в Санкт-Петербурге следует исходить из очень важных базовых моментов:

1. Туризм должен рассматриваться не как одна отрасль, а как сложнейший межотраслевой комплекс, требующий нового подхода к регулированию и взаимодействию социальных, политических и экономических отношений многих отраслей хозяйства на правительственном уровне. Это широкое социально-экономическое явление, экономические выгоды которого проявляются, преимущественно, в смежных с собственно туризмом отраслях хозяйства, гармоничное развитие которых с опережающим развитием до-ходообразующих сегментов — центральная задача и метод организации туризма и туристской индустрии.

2. Туристская деятельность — не просто способ получения дохода городского бюджета, поскольку для увеличения поступлений в бюджет необходимы иные шаги (правильное построение налоговой политики и активная генерация налогооблагаемой базы). Туристская деятельность — метод привлечения и доставки платежеспособного клиента (туриста) в сферу туристской индустрии (перевозок, размещения, питания, аттракции и иных); сферу предприятий туристской индустрии, способствующих потреблению услуг (банковских, финансовых, страховых и иных); а также сферу торговли как мощного покупателя с высокой платежеспособностью.

При наличии в дестинации Санкт-Петербурга мощнейших туристских ресурсов, можно говорить о том, что имеются все предпосылки для становления туризма не просто как приоритетной отрасли экономики, а как межотраслевого комплекса, реально дающего экономике города социальные, политические и экономические дивиденды и выгоды.

' © Б. Б. Алмазов, 2007

" Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Г. А. Ларионовой.

• Негативные факторы, влияющие на перспективы роста въездного туризма дестинацни Санкт-Петербург

1. Неосведомленность. Как бы это ни казалось странным, многие не знают, где находится Санкт-Петербург, более того, многие иностранцы вообще не слышали о таком городе. Практика последних лет, однако, показывает, что город постепенно приобретает свою известность, привлекая все большее количество туристов, о чем свидетельствуют цифры (см. рис. 1).

млн чел.

3,60 3,80 <00

1999 2000 2001 2002 2003

РИС 1. Количество туристов в Санкт-Петербурге в 1999-2003 гг.

2. По оценкам ВТО, Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге самых популярных для туристов городов мира, опережая, например, Прагу, Мюнхен и Берлин. Но в Санкт-Петербург иностранцы ехать не хотят. Часто причиной тому является сформированный в свое время образ криминальной столицы.

3. Санкт-Петербург можно назвать городом отложенного спроса, многие потенциальные туристы не едут сюда просто из-за того, что считают, что в этот город можно приехать в любой момент. Многолетнее продвижение имиджа Санкт-Петербурга как нашего исторического наследия в определенной степени сослужила городу не очень хорошую службу, создав образ застывшего памятника. Один из путей решения этой проблемы — разработка единого сводного календаря культурно-развлекательных мероприятий, подобно тому, который был создан к 300-летию города.

4. Санкт-Петербург — слишком дорогой город. Турпакет Санкт-Петербурга стоит примерно на 500 долл. дороже, чем аналогичный по уровню пакет на поездку по маршруту Прага-Вена-Будапешт. Это выбивает город из высококонкурентного международного рынка. Решение этой проблемы — проведение постоянного мониторинга и прогнозирование спроса на Санкт-Петербург на международном туристском рынке и доведение этой информации до всех участников рынка.

5. В Санкт-Петербурге как дестинации приема очень мало повторных посещений. Единожды посетив Санкт-Петербург, туристы считают, что они уже все здесь увидели и возвращаться незачем. В то время как в Париж 80 % туристов приезжают повторно. Решение проблемы — создание глобальной информационной системы, реестра туристских ресурсов и ее продвижение, например, через консульские загранучреждения Рос-

сии за рубежом. Организацией такой системы должна заниматься администрация со-вместно с туристическими компаниями, поскольку туристские компании заинтересованы в продвижении, прежде всего, того, что они уже продают.

6. Перегруженность туристических объектов. Городская инфраструктура в настоящем состоянии не выдержит увеличения количества туристов. Так, туристский объект номер I — Эрмитаж — способен принять (с учетом несезонной нагрузки) всего 1200 тыс. посетителей. В целом, антропогенная нагрузка на туристские объекты в Санкт-Петербурге находится в сезон на пределе возможностей.

7. Перегруженность исторического центра. Чтобы разгрузить исторический центр города, нужно и возможно развивать туристско-рекреационные зоны, расположенные в стороне от центра, и соответствующим образом продвигать их, чтобы перераспределить потоки туристов. Следует развивать и создавать пешеходные зоны и туристско-рекреационные (экономические) зоны.

8. Слабая пропускная способность музеев и транспорта. Есть предложение перемещения туристов из одного музея в другой водным путем, по каналам, что вполне реально по логистике туристских маршрутов и особенно полезно, учитывая автомобильные пробки в центре города.

9. Сезонность. Многие считают, что Санкт-Петербург — это город «Белых ночей», и привлечь сюда туристов в остальное время очень сложно. Решение проблемы лежит в организации и проведении активной, адаптированной для разных сегментов рынка рекламной кампании низкого сезона и изменение имиджа туристской дестинации только как города «Белых ночей». В этом плане есть отличное предложение регулирования туристских потоков акцизами на сезонный период,

10. При рассмотрении общей продолжительности проживания в городе гостей, можно сказать, что 84,7 % остаются на срок от 1 до 3 дней, и 13,2 % — от 4 до 7 дней. На большее количество дней остается лишь очень небольшой процент приезжающих.

Небольшая продолжительность пребывания гостей в городе во многом связана с недостаточным и неравномерным развитием гостиничной базы города. Существующий номерной фонд в Санкт-Петербурге не способен удовлетворить растущий спрос и обеспечить поток туристов жильем. В городе насчитывается 120-130 гостиниц, из них 4 гостиницы относятся к 5-звездочным — это всем известные «Астория», «Гранд Отель Европа», «Рэдиссон САС Ройал Отель», «Коринтия Невский Палас», еще несколько гостиниц классифицируются как 4-звездочные («Москва», «Прибалтийская», «Пулковская»), 55 % от общего числа гостиниц составляют 1 -2-звездочные и некатего-рийные. Таким образом, не хватает 3- и 4-звездочных гостиниц для массовых туристов.

• Положительные факторы, влияющие на перспективы роста

въездного туризма дестинации Санкт-Петербург

1. Рост числа людей в мире, имеющих возможность путешествовать (в плане роста благосостояния и увеличения доли свободного времени). В 2001 г. Санкт-Петербург посетило 3,8 млн гостей из 171 страны мира. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. общее число приезжих увеличилось на 8,4 %. Начиная с 1999 г. наблюдается стабильное увеличение общего числа приезжающих в Северо-Западный регион и Санкт-Петербург, в среднем ежегодный рост равен 19,94%. Максимальный прирост наблюдался в 2003 г. и равнялся 125 %, что было связано с празднованием 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.

2. Разнообразие форм и видов туристского предложения, которое формируется по основным туристским направлениям в Санкт-Петербурге (см. рис. 2).

%

35-30-25-20-15-101

30,75

26,48 26,1

0,67

Ъы* с с с

Рис. 2. Рынок въездного туризма в Санкт-Петербург в 2000 г. Ист.: Статистические данные Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга, 2001 г.

3. Интенсификация торговли и рост деловой активности (как внутренней, так и международной).

4. Наличие в Санкт-Петербурге уникального культурного и природного наследия, позволяющего создавать разнообразный туристский продукт, ориентированный на возрастающие потребности различных сегментов туристского рынка.

5. Возможности для проведения в Санкт-Петербурге крупных акций (юбилеев, конференций, соревнований, фестивалей) как общероссийских, так и международных, включая и уровень Олимпийских игр.

• Общие рекомендации

1. Исходя из положения туризма как межотраслевого комплекса следует формировать и стимулировать создание новой индустрии, способной к саморазвитию, не разрушая сложившуюся и функционирующую к настоящему времени систему отдельных элементов.

2. Следует определить и законодательно закрепить цели, принципы и правила взаимодействия всех элементов индустрии (перевозчики, размещение, питание, аттракции, туроператоры и агенты), четко определив место каждого элемента в этой структуре, стимулируя развитие основных доходообразующих сегментов.

3. Поскольку каждый иностранный турист приносит городу в среднем около 1000 долл., необходимо придать истинную приоритетность въездным видам туризма и определить этот вид деятельности как экспортный с приданием всех преференций.

4. Необходимо разработать и внедрить (подкрепив это надлежащими законодательным и нормативно-правовым обеспечением) методы привлечения отечественных инвестиций в туристскую индустрию.

5. Необходимо разработать и осуществить программу создания благоприятного инвестиционного клнмата для привлечения иностранных инвестиций в сферу туризма, предусмотрев в ней:

— создание сета средств размещения туристского уровня;

— генерацию речных и возрождения морских круизных маршрутов;

— создание и обустройство маршрутов автомобильного туризма.

6. Необходимо превратить сертификацию в действенный рычаг обеспечения безопасности и высокого качества туристских и гостиничных услуг, для чего необходимы изменения и дополнения в существующие и вновь разрабатываемые стандарты и методики проведения сертификационных работ, где должны быть четко определены функции оператора.

7. В туристских центрах, ориентированных на прием иностранных туристов, а также в приграничных зонах (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия), следует ввести экономические туристско-рекреационные зоны, предусматривающие льготный инвестиционный режим, таможенные и иные преференции для предприятий сферы туризма, систему торговли в режиме tax-free,

8. Необходимо формирование качественного кадрового потенциала туристской сферы Санкт-Петербурга, подготовка экскурсоводов, работников туристских агентств, при этом важно усилить научно-методическое обеспечение учебного процесса. Государственная поддержка и координация системы туристского образования должна выразиться в разработке и утверждении специализации и соответствующих образовательных стандартов.

9. Необходимо разработать и ввести в действие правила туристского обслуживания в Санкт-Петербурге, которые бы регламентировали и упорядочивали деятельность фирм, предлагающих туристические услуги.

10. Необходимо включить все виды туристской деятельности по приему туристов в программы поддержки российского экспорта. Развитие инфраструктуры приема должно идти не только за счет традиционных гостиниц, а скорее преобразовываться за счет других форм размещения: клубы, апарт-отели, малые частные гостиницы, туристские деревни и др. Существующая сеть средств размещения нуждается не в расширении, а в существенной модернизации н доведения до общепринятых стандартов.

11. Необходимо использовать все маркетинговые стратегии и тактики по созданию привлекательного имиджа дестинации Санкт-Петербург.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.