Научная статья на тему 'Въездной и выездной внутрироссийский туризм в Псковской области в 2004-2013 гг'

Въездной и выездной внутрироссийский туризм в Псковской области в 2004-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
409
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА / ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ИНТЕНСИВНОСТЬ И СЕЗОННОСТЬ ТУРПОТОКА / INWARD TOURISM / GEOGRAPHY OF TOURISM / PSKOV REGION / TOURISTIC FLOW / INTENSITY AND SEASONALITY OF TOURISTIC FLOW

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Турченко Елена Сергеевна

В статье представлен анализ динамики и направленности туристских потоков, характеризующих въездной и выездной внутрироссийский туризм в Псковской области за период с 2004 по 2013 гг. Опираясь на материалы Федеральной службы государственной статистики, рассмотрены причины изменения потока псковских туристов и отдыхающих в разные регионы России в течение всего периода исследования. Проанализирована интенсивность туристского потока в Псковскую область из других регионов страны по сезонам года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inward and outward Russian internal tourism in the Pskov region for the period from 2004 up to 2013

An in-depth analysis of the dynamics and directions of the touristic flows, which characterize the inward and outward Russian internal tourism in the Pskov region in 2004-2013, is presented in the article. Employing the data of the Russian Federal State Statistics Service the author of the article defines the reasons for the change in Pskov touristic and holidaymakers ’ flows to different regions of Russia throughout the period. The intensity of the tourist flow from other regions to the Pskov region depending on the seasons of the years was analyzed as well.

Текст научной работы на тему «Въездной и выездной внутрироссийский туризм в Псковской области в 2004-2013 гг»

УДК 379.85(470.25)

Е. С. Турченко

ВЪЕЗДНОЙ И ВЫЕЗДНОЙ ВНУТРИРОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004-2013 ГГ.

В статье представлен анализ динамики и направленности туристских потоков, характеризующих въездной и выездной внутрироссийский туризм в Псковской области за период с 2004 по 2013 гг. Опираясь на материалы Федеральной службы государственной статистики, рассмотрены причины изменения потока псковских туристов и отдыхающих в разные регионы России в течение всего периода исследования. Проанализирована интенсивность туристского потока в Псковскую область из других регионов страны по сезонам года.

Ключевые слова: внутренний туризм, география туризма, Псковская область, туристский поток, интенсивность и сезонность турпотока.

Туризм в настоящее время является не только существенной составляющей экономики многих стран мира, но и весомым элементом просвещения и культуры. Причём, наряду с внешним (международным) туризмом, важным показателем степени развитости страны является уровень развития внутреннего туризма. Этот вид туризма является достаточно популярным особенно среди населения крупных стран, т. к. исключает паспортно-визовые формальности и не требует знания иностранных языков. К этому добавляется возможность получить полезную информацию о культуре и истории своей страны, о её природных и культурно-исторических достопримечательностях.

Возможности развития внутреннего туризма разнообразны. Масштабы данного вида туризма неодинаковы в разных государствах и регионах. На его развитие влияют размеры страны, наличие на её территории уникальных природных ресурсов и культурно-исторических объектов, государственное устройство. Не является исключением и Россия. До распада СССР внутренний туризм был очень популярен в стране, в т. ч. и потому, что долгое время из-за «железного занавеса» выезд за пределы страны был ограничен.

Однако в настоящее время в России внутренний туризм заметно отстаёт от развития внешнего выездного туризма. К основным причинам слабого развития туризма в стране, и в частности, в Псковской области, относятся: 1) несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристическую отрасль, 2) недостаточное развитие туристической инфраструктуры, соответствующей международным требованиям, 3) недостаточный уровень позиционирования регионального турпродукта и др. Также в целях развития туризма в регионе необходимо формирование представления о Псковской области как о территории, благоприятной для туристкой деятельности, и стимулировать приток как зарубежных, так и российских туристов [6].

Степень изученности проблемы. Важное место в совокупности научных знаний о туризме занимает география. География туризма изучает закономерности и факторы территориальной организации туризма. Знание географических

особенностей территории способствует оптимальной организации туризма, эффективному построению туристической инфраструктуры и маршрутов. Анализу географии и динамики международного въездного и выездного туризма в Псковской области в 2004-2012 гг. было посвящено наше предыдущее исследование [9].

Перед тем, как перейти к анализу географии внутреннего туризма, следует обозначить авторов, изучавших тенденции развития внутреннего туризма в России. Так, к исследованию географии внутреннего туризма обращались в своих работах А. Б. Косолапов [3], С. А. Кусков [4, 5], А. И. Зырянов [1] и др. Много информации о географии российских туристских потоков можно почерпнуть из данных, которые предоставляют Институт регионального развития (ИРР) в г. Пскове и Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). Но в целом данная тема является слабо изученной.

Целью статьи является анализ въезда российских туристов на территорию Псковской области и выезда туристов в другие регионы России, выявление основных направлений туристского потока, причин, по которым туристы выбирают эти направления, прогнозу развития внутреннего туризма. В качестве информационной базы выступают статистические материалы, полученные в территориальном органе федеральной службы государственной статистики по Псковской области за период с 2004 по 2012 гг., а также материалы, полученные в Институте регионального развития в г. Пскове [2, 7].

Индустрии туризма в последнее время уделяется достаточно много внимания, как со стороны правительства Российской Федерации, так и со стороны бизнесменов и инвесторов. Но показатели развития внутреннего туризма по-прежнему низки. О слабой активности в организации туров по России свидетельствует и статистика. К сожалению, на данный момент стоимость отдыха на курортах России достаточно высока. Это касается не только пляжного отдыха на курортах Краснодарского края, но и экскурсионных туров, а также активного зимнего отдыха. Помимо проблем качества предоставляемого обслуживания, существует проблема с наличием отелей, которые могут предоставить достойный уровень сервиса. Следует отметить и дороговизну авиатуров в России. Поэтому многие россияне предпочитают выезжать на отдых за границу, а не на юг нашей страны.

Анализируя информацию, предоставленную в РОССТАТе, можно сделать следующие выводы. В период 2004-2006 гг. наблюдалось повышение туристского потока за пределы Псковской области с 44 тыс. до 56 тыс. Наиболее популярными направлениями туристских поездок псковичей стали Санкт-Петербург, Ленинградская и Новгородская области (рис. 1). Это объясняется близостью расположения к данным регионам, и соответственно, относительной дешевизной и комфортностью данных туров. Наиболее распространёнными являются туры выходного дня, а также туристские поездки в праздничные и каникулярные периоды. Ещё один регион России, а именно, Краснодарский край, представляет собой место летнего морского отдыха, особенно для тех, у кого нет заграничного паспорта, и кто не имеет возможности выезжать за пределы России.

2500

2000

1500

1000

500

Санкт-Петербург Краснодарский край Ленинградская область Новгородская область

2004 2005 2006

Рис. 1. Выезд туристов из Псковской области в другие регионы России в 2004-2006 гг.

50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Санкт-Петербург Новгородская область Ленинградская область Краснодарский край

2007 2008 2009

Рис. 2. Выезд туристов из Псковской области в другие регионы России в 2007-2009 гг.

Наибольший поток псковских туристов в другие регионы страны наблюдался в 2007 г. (рис. 2), причём лидеры по данным показателям остались прежние: Ленинградская, Новгородская области, а также Санкт-Петербург. Вырос также

0

поток туристов на Камчатку. В период 2008-2009 гг. наблюдался значительный спад туристского потока. Это касалось не только внешнего, но и внутреннего туризма, причиной чего стал финансовый кризис в стране. Но даже в этот период основной выездной туристский поток был направлен в соседние области, а также в Краснодарский край.

С 2010 г. начинается постепенное восстановление туристского потока псковичей по регионам России. Лидирующую роль занимает Краснодарский край, затем следуют Санкт-Петербург, Ленинградская и Новгородская область. Туристский поток в сторону столицы незначителен (рис. 3).

■ Санкт-Петербург

■ Новгородская область

■ Ленинградская область

■ Краснодарский край

Рис. 3. Выезд туристов из Псковской области в другие регионы России

в 2010-2012 гг.

Также следует отметить, что, начиная с 2012 г., большим спросом у туристов Псковской области стали пользоваться организованные автобусные туры на юг России. Можно сделать прогноз, что в связи с нестабильной обстановкой на Украине, часть потока, которая была направлена ранее на украинский юг, переместится на черноморское побережье России.

Псковская область обладает разнообразным набором ресурсов для развития внутреннего туризма. Туристские фирмы Псковской области обслуживают в год около 40 тыс. туристов. Кроме того, областной центр посещают транзитные туристы, туристы-индивидуалы, бизнес-туристы. В структуре туристического потока преобладает въездной внутренний туризм. В общем числе туристов, въезжающих в областной центр, российские туристы составляют около 9/10. Из них наибольший интерес к Пскову проявляют жители городов Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Мурманска, Московской и Ленинградской областей.

Основная форма реализации внутреннего туризма в Псковской области — это культурно-познавательный туризм. Самыми распространёнными и востребован-ными являются классические двух-, трёхдневные туры в областной центр с посещением Псковского кремля (Крома), Мирожского и Снятогорского монастырей, Покровского комплекса, зданий гражданской архитектуры, в т. ч. Поганкиных палат, палат

Меншиковых [8, 10]. В пределах области большой поток туристов направлен в государственный музей-заповедник А. С. Пушкина, государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск», Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь.

Необходимо отметить, что в Псковскую область едут не только взрослые, обеспеченные туристы. Значительную долю туристического потока составляют студенты и школьники. В последние годы заметный процент составляют люди, которые приезжают на празднование Всероссийской масленицы. В 2011 г. с двух- и трёхдневными визитами Псковскую область посетило 237827 чел., или 88 % от общего числа гостей. Из них только около 8 % составили иностранные туристы [8].

Для Псковской области, как и для других регионов, характерна ярко выраженная сезонная зависимость туристического потока: валовый показатель меняется от месяца к месяцу, образуя сезонный (весенне-летний) пик. Наибольшие показатели характерны для периода с мая по октябрь, наименьшие — с ноября по апрель (табл. 1).

Таблица 1

Региональный туристический поток за 2010 г. [2]

Месяц Турпоток (тыс. чел.) Месяц Турпоток (тыс. чел.)

Январь 14,4 Июль 28,2

Февраль 10,3 Август 27,6

Март 13,5 Сентябрь 21,2

Апрель 16,4 Октябрь 33,7

Май 30,6 Ноябрь 20,1

Июнь 38,2 Декабрь 12,9

Наивысший месячный показатель по данному параметру зафиксирован в июне (38,2 тыс. чел.); наименьший — в феврале (10,3 тыс. чел). При этом суммарный валовый показатель высокого сезона (май - октябрь) составил 179,5 тыс. чел; аналогичный показатель низкого сезона (январь - апрель, ноябрь -декабрь) — 87,6 тыс. чел. Показатели высокого сезона в два раза превышают показатели низкого. Наблюдается скачкообразный переход от низкого сезона к высокому. К примеру, переход от последнего месяца низкого сезона (апрель) к первому месяцу высокого сезона представляет собой двукратное увеличение (от 16,4 тыс. чел. к 30,6 тыс. чел.). Подобная картина характерна и для обратного перехода: показатель последнего месяца высокого сезона (октябрь) — 33,7 тыс. чел.; первого месяца низкого — 20,1 тыс. чел. Таким образом, снижение также представляет собой скачок более чем на треть [2].

Таким образом, наблюдается зависимость туристического потока в регионе от сезонов года. Этот фактор является стабильным и устойчивым и не зависящим ни от способа организации поездки (организованный групповой или индивидуальный), ни от того, каким по счету для туриста является посещение региона.

Количество туристов, приехавших по туристической путёвке в составе экскурсионной группы (т. е. классических туристов) при переходе от низкого сезона к

высокому увеличивается в семь раз (рис. 4). Общее количество организованных туристов в низкий сезон составляет около 3,5 тыс. чел., в высокий — более 25 тыс. чел.

8000 6000 4000

2000

0

Рис. 4. Количество классических туристов в Псковской области по месяцам 2010 г.

Таким образом, в настоящее время въездной организованный туризм имеет большую сезонную зависимость, чем самостоятельно планируемый. Организованный туризм является более неустойчивым при форс-мажорных обстоятельствах, таких, например, как погодные аномалии.

В 2010 г. свыше 150 тыс. чел. приехали в Псковскую область в первый раз. Большинство из них (85 %) приехали самостоятельно и лишь 15 % — по путёвке. Большая часть туристов (в основном из Москвы) приезжает на поезде, а также на автомобиле, из Санкт-Петербурга — чаще на автобусе.

Сезонность наблюдается и среди первых туристских въездов. Самые низкие показатели — в январе, а пик приходится на июнь. Туристский маршрут, выбранный гостями Псковской области, достаточно предсказуем. Первый день туристы посвящают осмотру Пскова, Кремля и Троицкого собора, музея «Поганкины Палаты», Мирожского монастыря, а также парков, набережной и магазинов. Второй день — посещение Пушкинских Гор. Эта экскурсионная поездка бывает длительной, занимает обычно весь день. В третий день туристы в качестве объекта для осмотра выбирают Изборск и Печоры. Вечерний отдых туристов приходится на клубы и рестораны.

Получается следующая тенденция массовых визитов в областном центре: Кремль — музеи — окрестности Пскова — клубы. Посещая эти объекты, туристы в первый день оказываются в людных местах, а на следующие дни стараются избегать их, и если на третий день они не запланировали отъезда, проводят его достаточно насыщенно, продолжая выполнять запланированную «культурную программу», или проводят время, возвращаясь в многолюдные места.

Расходование средств является максимальным в первый день тура и убывает с каждым днём. В итоге получается, что для туристической отрасли наиболее эффективными являются короткие туры больших групп, и предложение должно быть ориентировано именно на таких потребителей [2].

Годовой региональный туристический поток в 2012 г. составил 350 тыс. чел. [7]. Сравнивая показатели 2010, 2011 и 2012 гг., можно выявить близость результатов по каждому месяцу, что говорит как о стабильности валовых показателей турпотока, так и о корректности процедур измерения. Наибольшие изменения прослеживаются в апреле и мае. В 2011 г. потери за эти месяца составили 15 тыс. чел., по сравнению с показателями 2010 г. Возможно, это снижение связано с возобновлением туров за границу, которые были несколько снижены в связи с кризисом 2008 г.

Что касается итогов 2013 г., то заметен рост притока в Псковскую область туристов из других регионов России. Основной поток направлен всё так же из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Северо-Западного и Приволжского федеральных округов. Если показатели в марте и апреле примерно схожи с предыдущими годами, то с началом сезона в 2013 г. наблюдалось серьёзное увеличение туристического потока в область (май — 21766 чел., июль — 27057 чел.). Волновая структура турпотока в целом мало зависит от высокого / низкого сезона, хотя доля первичных визитов с началом сезона вырастает. В среднем каждый второй из посетивших Псковскую область в 2013 г. москвичей и каждый третий петербуржец приехал впервые [2].

Большой поток туристов направлен в государственный музей-заповедник А. С. Пушкина, государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск», Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь. Повышение туристического потока в Псковскую область в период с 2006 по 2008 гг., вероятно, связано с проведением туристической политики, с целью превращения Пскова в известный туристский центр.

Тем не менее, в настоящее время в городе и области ощущается дефицит профессиональных кадров в сфере туризма. В Пскове недостаточно гостиниц европейского уровня. Администрация Псковской области считает туризм одним из перспективных направлений развития и ставит своей задачей создание в городах современного, конкурентоспособного туристского комплекса, соответствующего международным требованиям [9].

Выводы. Опираясь на результаты проведённого анализа о въезде российских туристов и отдыхающих в Псковскую область и выезде псковичей в другие регионы России, были выявлены основные направления внутрироссийских туристических потоков. В качестве основных регионов для отдыха в России псковичи выбирают Краснодарский край, а также короткие (от двух до пяти дней) поездки в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Туризм как одно из приоритетных направлений развития Псковской области нуждается в большей поддержке. В настоящее время туристическая деятельность находится в стадии реформации. Очень важно создавать благоприятный образ российских регионов для привлечения не только иностранных граждан, но и наших соотечественников. Развивая внутренний туризм, мы вправе рассчитывать на

вливания дополнительных инвестиций в данную сферу, что благоприятно скажется на развитии экономики региона. В Псковской области в последнее время наметились положительные тенденции в развитии туристической сферы. Псковский регион — один из основных держателей историко-культурного наследия в стране, он обладает выгодным экономико-географическим и культурно-географическим положением. Всё это должно привести к превращению туристической отрасли в одну из ключевых в развитии региона. При правильном использовании туристическо-рекреационного потенциала региона, Псковскую область можно вывести на мировые туристические стандарты.

Литература

1. Зырянов А. И. Теоретические аспекты географии туризма. Пермь, 2013. 158 с.

2. Институт Регионального развития. Туристский поток Псковской области — 2010 г. Результаты мониторинга. Псков, 2011.

3. Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2008. 272 с.

4. Кусков А. С., Асташкина М. В., Козырева О. В., Санинская А. А. География туризма. М.: Альфа-М, 2013. 431 с.

5. Кусков А. С., Джаладян Ю. А. Основы туризма. М.: КНОРУС. 2011. 392 с.

6. Ливинская О. А. Проблемы и перспективы использования туристско-рекреационных ресурсов Псковской области // Псковский регионологический журнал. № 13. Псков: Изд-во ПсковГУ, 2012. С. 135-143.

7. Мониторинг туртрафика в Пскове, Изборске и Печорах. I—II кв. 2013. ГУ «Институт регионального развития», г. Псков. [Электронный ресурс]: URL: http://regdevelopment.ru/ uploaded_files/ files/20130725115121dc2KL.pdf

8. Турченко Е. С., Виснапу Т. В. География выездного и въездного российского туризма: анализ динамики и основных направлений в 2002—2012 гг. // Псковский регионологический журнал. № 16. Псков: Изд-во ПсковГУ, 2013. С. 163—168.

9. Турченко Е. С. География и динамика международного въездного и выездного туризма в Псковской области в 2004—2012 гг. // Псковский регионологический журнал. № 18. Псков: Изд-во ПсковГУ, 2014. С. 56—67.

10. [Электронный ресурс]: URL: http://aboutpskov.narod.ru/turizm.html

E. Turchenko

INWARD AND OUTWARD RUSSIAN INTERNAL TOURISM IN THE PSKOV REGION (2004-2013)

An in-depth analysis of the dynamics and directions of the touristic flows, which characterize the inward and outward Russian internal tourism in the Pskov region in 2004-2013, is presented in the article. Employing the data of the Russian Federal State Statistics Service the author of the article defines the reasons for the change in Pskov touristic and holidaymakers' flows to different regions of Russia throughout the period. The intensity of the tourist flow from other regions to the Pskov region depending on the seasons of the years was analyzed as well.

Key words: inward tourism, geography of tourism, the Pskov region, touristic flow, intensity and seasonality of touristic flow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.