Научная статья на тему 'ВЕЙПИНГ КАК ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ВЕЙПИНГ КАК ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
вейпинг / молодежная культура / субкультура парения / электронные сигареты / veyping / youth culture / subculture floating / electronic cigarettes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Славина А. С., Казачихина М. В.

В статье представлено современное состояние вейпинга как модной тенденции среди молодежи. Авторы приводят фактические данные о степени распространенности вейпинга среди населения России и зарубежных стран, обращая внимание на имеющиеся релевантные исследования данного явления в сфере здравоохранения. Авторы приводят результаты собственного исследования о степени привлекательности вейпинга среди населения Свердловской области в возрасте 13-45 лет. Результаты исследования демонстрируют, что у населения произошла подмена понятия «безопасный для здоровья окружающих» на «безопасный для собственного здоровья», что отражается на степени распространения вейпинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Славина А. С., Казачихина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VEYPING AS CULTURE PHENOMENON OF YOUTH

The article presents the current state of veypinga as a fashion trend among young people. The authors provide evidence on the extent of veypinga among the population of Russia and foreign countries, paying attention to existing relevant research this phenomenon in the field of public health. The authors present the results of his own research on the extent veypinga appeal among the Sverdlovsk region of the population aged 13-45 years. The study results show that the population was a substitution of the concept of "safe for the health of others" to "safe for their health", which affects the degree veypinga distribution.

Текст научной работы на тему «ВЕЙПИНГ КАК ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ»

SOCIAL SCIENCES

Славина А. С.

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская

академия современного искусства» Екатеринбург, Россия

Казачихина М.В. старший преподаватель,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская

академия современного искусства» Екатеринбург, Россия

ВЕЙПИНГ КАК ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ VEYPING AS CULTURE PHENOMENON OF YOUTH

Slavina A.S.,

Ph.D., Associate Professor, Dean of the Faculty, Municipal budget educational institution of higher education "Ekaterinburg Academy of Modern Art", Ekaterinburg, Russia

Kazachihina M. V.,

Senior Lecturer, Municipal budget educational institution of higher education "Ekaterinburg Academy of

Modern Art", Ekaterinburg, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье представлено современное состояние вейпинга как модной тенденции среди молодежи. Авторы приводят фактические данные о степени распространенности вейпинга среди населения России и зарубежных стран, обращая внимание на имеющиеся релевантные исследования данного явления в сфере здравоохранения. Авторы приводят результаты собственного исследования о степени привлекательности вейпинга среди населения Свердловской области в возрасте 13-45 лет. Результаты исследования демонстрируют, что у населения произошла подмена понятия «безопасный для здоровья окружающих» на «безопасный для собственного здоровья», что отражается на степени распространения вейпинга.

ABSTRACT

The article presents the current state of veypinga as a fashion trend among young people. The authors provide evidence on the extent of veypinga among the population of Russia and foreign countries, paying attention to existing relevant research this phenomenon in the field of public health. The authors present the results of his own research on the extent veypinga appeal among the Sverdlovsk region of the population aged 13-45 years. The study results show that the population was a substitution of the concept of "safe for the health of others" to "safe for their health", which affects the degree veypinga distribution.

Ключевые слова: вейпинг, молодежная культура, субкультура парения, электронные сигареты

Keywords: veyping, youth culture, subculture floating, electronic cigarettes

В современном обществе новые модные тенденции появляются также быстро, как и исчезают. Сложно за короткий срок понять является то или иное поведение определенной части общества всего лишь скоротечной модой на определенные га-джеты или это стремительно сформировавшаяся субкультура.

Из-за культуральных изменений, связанных с увеличением срока получения образования, верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит и с нижней границей, но в обратном направлении - раньше она соответствовала 14 годам, теперь психологи говорят о 10 годах, особенно, если речь идет о молодежной культуре. Однако большинство ученых сходится на том, что возрастные границы молодости находятся между 14 и 30 годами [5].

Молодежная культура является следствием процесса социализации личности вообще и культурной в особенности. Она выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной

индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д. [там же].

Согласно новейшему философскому словарю, субкультура - это система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества; автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами [3].

Можно ли считать представителями субкультуры людей, у которых есть свой сленг, сайты и форумы, фестивали? С точки зрения социологов этого недостаточно, т.к. у некоторых профессиональных групп также есть свой сленг и форумы, но никто не выделяет их в культурную группу.

Среди самых заметных тенденций 2016 года, по крайней мере, по частоте упоминания в сред-

The scientific heritage No 7 (7),2016 ствах массовой информации, можно выделить вей-пинг - вдыхание пара, производимого электронным испарителем (электронной сигаретой).

Вейпинг определяется как способ времяпрепровождения, при котором «любители покурить» собираются вместе, чтобы обсудить последние новости в области их увлечения, а также посоревноваться в выдувании колец пара. Сами вейперы позиционируют себя как «движение прогрессивных людей, которые всегда в эпицентре культовых событий, в курсе современных трендов; находятся на пике стиля, музыки и моды, пребывают в гармонии с новыми технологиями и потребляют все блага инновационных изобретений [1].

За последние три года в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других го-родах-миллионниках открылись специализированные магазины, вейп-кафе, студии и бары для парильщиков. С недавнего времени, в Бруклине, начали устраивать соревнования по фигурному выпусканию дыма и называют это новыми X Games, интерес к которым с каждым годом растёт [6].

Кроме того, в декабре 2016 года в Москве пройдет очередная отраслевая международная выставка электронных ингаляторов для вейпинга -«Vapexpo»-2016; а также международная профессиональная конференция вейп-индустрии, на которой предполагается рассмотреть вопросы государственного регулирования отрасли, возможности реализации электронных ингаляторов на рынке СНГ, проблемы стандартизации и оценки качества продукции (опыт ЕС и США), основные тенденции развития глобального рынка [6]. Конференция объединит ключевых международных специалистов в сфере здравоохранения; лидеров индустрии; производителей электронных ингаляторов; специалистов в сфере маркетинга и продвижения товара; дистрибьюторов и поставщиков электронных ингаляторов.

В России продвижением данного гаджета среди пользователей активно занимаются не только его производители и продавцы, но и крупные кампании в сфере транспорта, индустрии отдыха и сферы услуг; привлекаются СМИ и научная общественность - проводятся научные конференции, круглые столы [4].

Несмотря на то, что вред от использования электронных сигарет на сегодняшний момент однозначно не доказан, сами вейперы активно выступают против курения в общественных местах и пропаганды курения среди подростков, указывая на то, что основной ценностью вейпинга является «индивидуализм и здоровье человека» [2].

Задачей нашего исследования было проверить насколько популярны электронные сигареты среди молодежи.

На сегодняшний день существует почти 500 брендов электронных сигарет и более 7000 жидкостей для них. Все они работают по разному принципу и содержат разное количество никотина, токсичных веществ и канцерогенов. Это значит, что довольно трудно сказать что-то конкретное о без-

опасности для здоровья данных девайсов, основываясь на проведённых исследованиях [1]. Кроме того, часть проведенных исследований были организованы производителями электронных сигарет или при их поддержке, например, в числе приглашенных консультантов было несколько представителей предприятий медицинской промышленности, производящих препараты для борьбы с курением

[4].

В еженедельном отчете «Заболеваемость и смертность (MMWR)» в 2014 году американские исследователи отметили статистически значимое увеличение значений использования старшеклассниками электронных сигарет, в то время как ни разу такой показатель (13,4% от общего числа подростков школ) не определялся с обычными никотиновыми продуктами [7]. Несмотря на то, что собранные данные касаются только молодых людей, посещающих государственные или частные школы, и не могут быть распространены на всю генеральную совокупность детей старшего школьного возраста, исследователи в отчете призывают осознать важность усиленного надзора за изготовлением, продажей и употреблением всех видов никотинсодержа-щих изделий.

В России электронные сигареты не подлежат обязательной сертификации, их реализация нашими законами строго не регулируется; основное требование - чтобы аппарат не имел вида обычной сигареты.

Нами было опрошено 750 человек - жителей Свердловской области (в возрасте от 13 до 45 лет); из них 200 не курят и никогда не пробовали, 450 человек имеют стаж курения не больше года (из них 94 подростка), 100 - курят больше одного года.

Опрошенные указали причины, по которым выбрали именно электронные сигареты:

• респонденты старше 25 лет - забота о своем здоровье; эстетика процесса и отсутствие внешних негативных проявлений (запах табака изо рта и от одежды, желтизна пальцев и зубов и др.); возможность использования в общественных местах;

• респонденты в возрасте 13-24 года - модная тенденция, новый гаджет; многообразие вкусовых характеристик, имитирующих ваниль, вишню, мяту или шоколадные конфеты.

В течение полугода велось наблюдение за представителями социальной группы «молодежь» (примерный возраст 20-35 лет) в местах массового скопления: университеты, кафе, клубы, городские праздники, концерты. Каждый раз было отмечено не менее 20% (из расчета 100% - 100 чел.), «парящих» в общественном месте. Кроме того, каждый раз нами наблюдался целый ритуал использования е-сигареты: демонстрация гаджета окружающим, предвкушение удовольствия от процесса, заправка картриджа, пускание пара.

Также был проведен опрос аудитории, находящейся в одном помещении с «парильщиками» на предмет их отношения к курению электронных сигарет общей численностью 198 чел. Результаты опроса показали, что 90% опрошенных не против

курения электронных сигарет в общественном месте, т.к. нет эффекта пассивного курения, отсутствует запах табака изо рта и от одежды курильщика, внешний вид курильщика не вызывает эстетического дискомфорта (нет желтизны пальцев, зубов и т.д.).

Интересен факт, что 86% респондентов не курили до того как попробовали е-сигареты; свой выбор объясняют эстетикой гаджета, модными тенденциями, продвигаемыми брэндированными изданиями и клубной культурой.

Современные электронные сигареты отличаются стильным специально разработанным дизайном. Постоянно совершенствуются приспособления и сменные детали, позволяющие получать большее количество густого пара, от которого вей-пер не просто получает удовольствие, а «кайфует». Все это привлекает внимание множества людей, в частности молодежь, которая привыкла идти в ногу со временем и приобретать модные девайсы [1].

Разнообразие вкусов и ароматов стимулирует парильщиков постоянно пробовать что-то новое и экспериментировать, смешивая различные жидкости. Стильный дизайн, современные технологии, поддержка здорового образа жизни, приятные и «вкусные» ощущения от парения, безвредность для окружающих и многое другое - все это сделало вей-пинг самым настоящим хобби со своими плюсами и минусами:

• отсутствие пассивного курения

• приятный аромат и отсутствие вкуса горечи во рту;

• высокая стоимость девайсов;

• возможность передозировки компонентами жидкости;

• не до конца изученные вопросы безопасности и безвредности электронных сигарет;

• большая вероятность подделок устройств и деталей, так как продукция (в России) не сертифицирована;

• развитие психологической зависимости от парения и др.

По результатам опроса мы выяснили, что вей-пинг воспринимается подростками именно как хобби: «это здоровый образ жизни: кто-то на велосипеде катается, а кто-то любит кататься и пускать клубы дыма, или можно соревноваться, у кого получится лучшая фигура». Можно сказать, что произошла подмена понятия «безопасно для меня» на «безопасно для окружающих».

Таким образом, нельзя однозначно сказать является ли вейпинг субкультурой, но совершенно точно, что электронные сигареты превратились в модный девайс, а вейпинг - в тренд и стиль жизни со своими ценностями и принципами, который очень привлекателен для подростков и молодежи.

Список литературы

1. Вейпинг - средство бросить курить или приятное хобби? // http://vapes.guru/azbuka-vejpinga.html Вредны ли электронные сигареты для здоровья // https://lifehacker.ru/2016/05/31/vaping/

2. Вейпинг и мы // http://g-vape.ru/news/2-vejping-i-my

3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

4. Казачихина М.В., Славина А.С. Диагностика зависимости от электронных сигарет в молодежной среде // Научный диалог. №

5. Молодежная культура // http://www.grandars.ru/college/sociologiya/subkultura .html

6. VapeExpo Moscow // https://vapexpo.ru/ru

7. Tobacco Use Among Middle and High School Students — United States, 2011-2014 // Morbidity and Mortality Weekly Report (MMWR) // http://www.cdc.gov/mmwr/pre-view/mmwrhtml/mm6414a3 .htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.