Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/64TVN215.pdf DOI: 10.15862/64TVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/64TVN215)
УДК 659.62
Лобанов Василий Алексеевич
ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»
Россия, Нижний Новгород1 Доцент кафедры Судовождения и безопасности судоходства
Доктор технических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=200662
Ветровые нагрузки на ледяной покров
1 603155, Нижний Новгород, Большая Печёрская, 32-46
Аннотация. В работе исследован характер осенне-зимнего торошения ледяного покрова на внутренних судоходных водоёмах европейской части России. Показано, что существует ряд частных задач, в которых требуются оценки ветрового воздействия на ледяные образования сравнительно небольших размеров конкретной формы в плане и состояния поверхности при различных направлениях «продувки». Для количественного описания неровностей поверхности конкретных ледяных образований предложен комплексный аргумент - коэффициент парусности ледяного поля. С его учётом по результатам статистического анализа получена функция распределения высоты торосов ледяных полей малой и средней протяжённости.
Для моделирования ледяных поверхностей с заданным законом распределения высоты неровностей предложено использовать средства современных математических программных пакетов. Сочетание возможностей математических пакетов с достоинствами CAE-технологий позволило многократно ускорить разработку трёхмерных моделей торосистых ледяных поверхностей, которые использовались в постановках численных аэродинамических экспериментов.
По результатам конечноэлементного моделирования аэродинамического воздействия на торосистые ледяные поля ограниченных размеров продемонстрирована индивидуальность «продувки» в каждом варианте направления ветра. Для исследованных условий сделан вывод о некорректности употребления классической полуэмпирической зависимости газодинамики с использованием усреднённого коэффициента аэродинамического трения.
Ключевые слова: ледяной покров; торосистость льдов; аэродинамика льдов; ветровые нагрузки на лёд; CAE-системы; численный эксперимент; конечноэлементное моделирование.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Лобанов В.А. Ветровые нагрузки на ледяной покров // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/64TVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/64TVN215
Введение
Ледяной покров как среда судоходства создаёт дополнительные эксплуатационно-навигационные трудности по сравнению с условиями чистой воды при осуществлении транспортных операций с использованием флота. В качестве распространённого явления на замерзающих водных путях многими исследователями отмечается дрейф льдов под воздействием ветра [1, 2, 6, 10, 11, 18], который, как правило, провоцирует ледовые сжатия в районах раздела динамических или морфологических характеристик ледяной среды.
Ледовые сжатия приводят к значимому снижению ледовой ходкости флота вплоть до её полной потери при высокой вероятности получения повреждений корпусных конструкций судов [4, 5]. Неоднократно были зафиксированы случаи гибели судов в результате подобных явлений. Поэтому аэродинамика ледяной поверхности традиционно является предметом изучения и на его основе математического моделирования, как в задачах эксплуатационного характера, так и при решении проблем в области обеспечения безопасности ледового судоходства [5, 6, 9].
Необходимо отметить, что полуэмпирические зависимости для расчёта ветровых нагрузок на ледяной покров дают приемлемые результаты для больших поверхностей, исчисляемых десятками квадратных километров. В этих случаях вполне оправдано сильное усреднение неровностей ледяных полей использованием эмпирического среднестатистического коэффициента аэродинамического трения. Направление ветра при этом в расчёт не принимается вовсе.
Однако существует достаточный ряд частных задач, в которых требуются оценки ветрового воздействия на ледяные образования сравнительно небольших размеров (например, в условиях внутренних водных путей, протяжённостью от нескольких десятков до сотен метров) конкретной формы в плане и состояния поверхности при различных направлениях «продувки». Опыт экспертов показал, что результаты использования традиционных методик в этих случаях неадекватны. Разброс в значениях поверхностных продольных нагрузок для сопоставимых условий может достигать порядка и даже более [6, 9, 13, 14, 16]. Поэтому в настоящее время для корректного описания аэродинамики таковых льдов начинают применяться численные методы. Так, использование CAE-технологий при решении подобных проблем даёт вполне приемлемые устойчивые оценки [17].
Ниже это продемонстрировано рядом результатов авторского моделирования.
Моделирование
Последующий анализ был связан с обработкой результатов конечноэлементного моделирования нескольких десятков вариантов «продувки» ледяных полей в различных аэродинамических условиях. Пример типовой модели приведён на рис. 1 [разработано автором].
Пренебрежение деформациями льда как взаимодействующего тела в рассматриваемой задаче позволило описать ледяное поле абсолютно жёсткой оболочкой (MAT_RЮID [17]), внутренняя поверхность которой «обдувается» воздушным доменом. Этот приём ощутимо снизил ресурсоёмкость моделей.
Воздушная среда моделировалась восьмиузловыми элементами объёмного типа в Эйлеровой формулировке. Реологические свойства этой среды были описаны моделью материала с нулевыми компонентами девиатора напряжений (MAT_NULL [17]).
Рис. 1. Пример исходной модели
Уравнение состояния воздуха для выбранной модели его материала допускает несколько форм его задания. Имеющиеся данные у автора позволили сформулировать его в виде Е08_ГОЕЛЬ_0Л8 [15, 17]:
Р = (Ср- С„)рТ, С1)
где р - давление воздуха, Па;
Ср',Су - удельная теплоёмкость воздуха при постоянном давлении и постоянном объё-
( Ср = 1005 —;СУ = 718
V р кг-°К' у кг-°К/
ме соответственно
р - плотность воздуха (р = 1,276 Т - абсолютная температура воздуха, °К.
В расчётных вариантах варьировалась протяжённость ледяного поля (50 - 100 м) и его торосистость (0 - 5 баллов), скорость ветра (0 - 20 м/с) и его направление (0 - 180 градусов в горизонтальной плоскости Х0У, рис. 1 [разработано автором]) . Ёмкость конечноэлементной модели варианта определялась протяжённостью ледяного поля и составляла 800 000 - 1 200 000 узлов.
Дискуссия
Особенностью рассматриваемой задачи является необходимость предварительного моделирования торосистой поверхности ледяного покрова. По опубликованным оценкам ряда исследователей для больших по площади акваторий процесс торошения льдов приводит к образованию поверхностей с логнормальным законом распределения вероятной высоты торосов [7, 8]. Однако для ледяных полей сравнительно небольшой протяжённости, верхняя поверхность которых была сформирована в результате осенне-зимних подвижек льдов (что характерно для внутренних водных путей), такое описание случайной поверхности торошения чаще некорректно.
Статистическая обработка авторских наблюдений и данных работы [11] о торосистости речных льдов Европейских регионов России отдаёт предпочтение показательному (экспоненциальному) закону распределения высоты ледяных неровностей:
¿"(Л) = 1-е-^, (2)
где F(Л) - функция распределения высоты ледяных неровностей;
к - эмпирический коэффициент.
Качественный пример подобной поверхности в её естественном состоянии при сильном торошении приведён на рис. 2 [12], а графическая интерпретация функции распределения (2) для к = 4 (при торосистости 5 баллов) - на рис. 3 [разработано автором].
Рис. 2. Характер торосистой поверхности, образованной подвижками льдов
внутреннего водоёма
0.2 0.4 0.6 0.8 1 1.2 1.4 1.6 1.0 2
Высота ледяных неровностей, м
Рис. 3. Функция распределения высоты неровностей торосистой поверхности ледяного
покрова внутреннего водоёма
Анализ кривой, показанной на рис. 3 [разработано автором], говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев (с обеспеченностью более 95 %) высота торосов, образованных в результате ледовых подвижек на внутренних водных путях, не превысит 0,8 м.
Параметр к в функции (2) в общем случае должен зависеть не только от торосистости, ибо последняя характеристика определяет лишь часть площади ледяного поля, занятую торосами, но явно не связана с их высотой. Здесь предпочтительнее использовать комплексный аргумент. В качестве такового можно предложить коэффициент парусности торосистого ледяного поля, представляющий соотношение площадей поверхностей торосистого и аналогичного ровного полей. Так, например, при средней высоте торосов 0,20 -0,25 м и торосистости 4-5 баллов величина этого аргумента находится в пределах 1,5.
Адекватное моделирование подобных торосистых поверхностей средствами СЛЕ-систем вряд ли можно признать практически реализуемым процессом, так как трудоёмкость его порождает неприемлемые временные затраты. Дело в том, что препроцессоры современных СЛЕ-систем лишены каких-либо инструментов для автоматического формирования конечноэлементных оболочек с заданным законом распределения координат узлов. Последнее вынуждает прибегать к внешним программным средствам, реализующим возможности автоматического описания требуемых поверхностей. При этом полученные поверхности в любом случае требуется полуавтоматически «приводить к формату» используемой СЛЕ-системы. Так, автор использовал для формирования торосистых поверхностей средства пакета МЛТИСЛВ [3]. Пример работы этого пакета по созданию торосистого ледяного поля продемонстрирован на рис. 4 [разработано автором].
Рис. 4. Характер торосистой поверхности, смоделированной средствами пакета
МАТИСАВ
Численные аэродинамические эксперименты с исследованными ледяными образованиями обнаружили значимую чувствительность величины ветровых нагрузок к направлению «продувки». Это можно подтвердить результатами моделирования, показанными на рис. 5 [разработано автором].
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (март - апрель 2015)
http://naukovedenie.ru [email protected]
£ ™
со
о ™ о.
Р- И-.
к V..
•■2 ъ €
"" * V ш "ф Г , .
щ г * '' , ш Г'."-*!
РР5 * 1
16 18 20 Скорость ветра, м/с
Рис. 5. Зависимость аэродинамических нагрузок на торосистое ледяное поле от скорости и направления ветра
Данные рис. 5 [разработано автором] на примере торосистого ледяного поля протяжённостью около 50 м при его коэффициенте парусности 1,52 убедительно демонстрируют индивидуальность «продувки» в каждом варианте направления ветра (линии А и В - поведение аэродинамических нагрузок при противоположных направлениях ветра, кривая С - то же при «перпендикулярной продувке» по отношению к вариантам А и В). Так, например, при взаимно перпендикулярных направлениях ветра соотношение аэродинамических нагрузок может превосходить 1,5-кратный уровень (кривые А и С, рис. 5 [разработано автором]).
Поэтому при экспертной оценке ветрового воздействия на конкретные ледяные образования употребление классической полуэмпирической зависимости газодинамики вида (3) с использованием сильно усреднённого коэффициента аэродинамического трения нельзя признать корректным приёмом решения подобных проблем:
^ = карБУ2, (3)
где Ра - аэродинамическая нагрузка;
ка - коэффициента аэродинамического трения;
р - плотность воздуха;
Б - площадь обдуваемой поверхности;
V - скорость ветра.
При этом необходимо отметить, что по результатам численных экспериментов коэффициент аэродинамического трения имеет значительную дисперсию (Рис. 6 [разработано автором]).
0.06
к
0.005
1 1.05 1.1 1.15 1.2 1.25 1.3 1.35 1.4 1.45 1.5
Коэффициент парусности
Рис. 6. Зависимость коэффициента аэродинамического трения торосистого ледяного поля
от его коэффициента парусности
Для торосистых ледяных полей протяжённостью в несколько десятков метров в реальном спектре коэффициента парусности разброс значений коэффициента аэродинамического трения при различных направлениях ветра превышает десятикратный уровень (Рис. 6 [разработано автором]). И хотя статистический анализ выявляет связь коэффициентов парусности и аэродинамического трения, однако уровень её корреляции невысок - около 0,75.
Выводы
1. Потребность в численном прогнозе ветровых нагрузок на ледяной покров судоходных путей обусловлена ограниченностью традиционных полуэмпирических методик при описании аэродинамики конкретных ледяных поверхностей.
2. Для количественного описания торосистой поверхности ледяного поля предложено использовать его коэффициент парусности.
3. Коэффициенты парусности и аэродинамического трения для торосистых ледяных полей малой протяжённости имеют слабую корреляцию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Н.А., Гудкович З.М., Углев В.Д. Результаты изучения неравномерности дрейфа льда в Арктическом бассейне // Тр. ААНИИ. - 1971. т. 303. - с. 76-78.
2. Гордиенко П.А. Дрейф льдов в центральной части Северного Ледовитого океана. Сб. Проблемы Севера. - 1958. в. 1.
3. Дьяконов В.П. Mathcad 2000. Учебный курс. - СПб: Питер, 2001. - 592 с.
4. Ионов Б.П., Грамузов Е.М. Ледовая ходкость судов. 2 издание, исправленное. -СПб: Судостроение, 2014. - 504 с., ил.
5. Каштелян В.И., Позняк И.И., Рывлин А.Я. Сопротивление льда движению судна. - Л.: Судостроение, 1968. - 238 с.
6. Коржавин К.Н. О дрейфе ледяных полей под воздействием ветра. - Материалы симпозиума по льду, 1972. с. 109-112.
7. Миронов Е.У., Клячкин С.В., Порубаев В.С. Морфометрические характеристики гряд торосов и стамух по данным натурных наблюдений и модельных расчетов в северо-западной части Каспийского моря // Труды 9-й межд. конф. RA0'09, 15-18 сентября 2009. - СПб: 2009. т.1. с. 280-286.
8. Смирнов В.Н., Миронов Е.У. Исследования прочности, морфометрии и динамики льда в инженерных задачах при освоении шельфа в замерзающих морях. - Проблемы Арктики и Антарктики, №2 (85), 2010. - с. 5-15.
9. СНиП 2.06.04-82 Нагрузки от воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые, от судов). - М.: Стройиздат, 1983. - 38 с.
10. Тамбовский В.С., Шевченко Г.В. Характеристика скорости дрейфа льда у северо-восточного побережья острова Сахалин под влиянием приливов и ветра // Труды ДВНИГМИ. Тематический выпуск №2. Владивосток, Дальнаука, 1999. - с. 114-137.
11. Тронин В.А. Повышение безопасности и эффективности ледового плавания судов на внутренних водных путях: диссертация на соискание учёной степени доктора технических наук: специальность 05.22.16 - Судовождение / Горький, 1990. - 414 с.
12. Царство льда и ледяных торосов. http://fotokto.ru/photo/view/1381419.html (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
13. Andreas E.A relationship between the aerodynamic and physical roughness of winter sea ice. - Q. J. R. Meteorol. Soc., 2011. №137. - p. 1581-1588.
14. Banke E.G., Smith S.D. Measurement of form drag on ice ridges. - AIDJEX Bull., 1975. №28. - p. 21-27.
15. Botticher R. Fluid Structure Interaction with *MAT_SOFT_TISSUE and EFG Elements. 5th European LS-DYNA Users Conference. - 2005.
16. Fujisaki A., Yamaguchi H., Toyota T., Futatsudera A., Miyanaga M. Measurements of air ice drag coefficient over the ice covered Sea of Okhotsk. - J. Oceanogr., 2009. №65. - p. 487-498.
17. Hallquist J.O. LS-DYNA 950. Theoretical Manual. Livermore Software Technology Corporation. LSTC Report 1018. Rev. 2. USA, 2001. - 498 p.
18. Shevchenko G.V., Putov V.F. On wind and tide induced sea-ice drift on the northeastern shelf of Sakhalin Island // PICES Sci.Rep. - 1999. №12. - p. 11-17.
Рецензент: Клементьев Александр Николаевич, профессор, доктор технических наук, Волжский государственный универсистет водного транспорта.
Lobanov Vasily Alekseevich
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education «Volga State University of Water Transport» Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected]
Wind loads of an ice cover
Abstract. In work character of an autumn and winter hummocking of an ice cover on inland water way of the European area of Russia is investigated. It is shown that there is a number of private tasks in which estimates of wind impact on ice bodies of rather small sizes of a concrete form in the plan and conditions of a surface are required at various «purge» directions. For the quantitative description of ruggedness's of a surface of concrete ice bodies the complex argument - coefficient of windage of an ice floe is offered. With its account by results of the statistical analysis function of distribution of height of hummocks of ice floes of small and average extent is described.
For modeling of ice surfaces with the set law of distribution of height of ruggedness's it is offered to use means of modern mathematical software packages. The combination of opportunities of mathematical packages to advantages of CAE-technologies allowed to accelerate repeatedly development of three-dimensional models of hummocky ice surfaces which were used in statements of numerical aerodynamic experiments.
By results of finite element modeling of aerodynamic impact on hummocky ice floes of the limited sizes identity of «purge» in each option of the direction of a wind is shown. For the studied conditions the conclusion is drawn on an incorrectness of the use of classical semi-empirical dependence of gas dynamics with use of average coefficient of aerodynamic friction.
Keywords: ice cover; hummocking of ices; aerodynamics of ices; wind loads of ice; CAE-systems; numerical experiment; finite element modeling.
REFERENCES
1. Wolkov N.A., Gudkovich Z.M., Uglev V.D. Results of studying of unevenness of drift of ice in the Arctic area // Works AARI. - 1971. v. 303. - p. 76-78.
2. Gordiyenko P.A. Drift of ices in the central part of the Arctic Ocean. Col. North problems. - 1958. Ed. 1.
3. Dyakonov V.P. Mathcad 2000. Training course. - SPb: Peter, 2001. - 592 p.
4. Ionov B.P., Gramuzov E.M. Ice propulsion ability of vessels. The 2nd edition corrected. - SPb: Shipbuilding, 2014. - 504 p., silt.
5. Kashtelyan V.I., Poznyak I.I., Ryvlin A.Ya. Ice resistance to the motion of the vessel.
- L.: Shipbuilding, 1968. - 238 p.
6. Korzhavin K.N. About drift of ice-floes under the exposure of a wind. - Materials of a symposium on ice, 1972. p. 109-112.
7. Mironov E.U., Klyachkin S.V., Porubayev V.S. Morphometric characteristics of hummocks ridges and the ground ice according to full-scale study and model calculations in northwest area of the Caspian Sea//Works the 9th inter. conf. RAO'09, on September 15-18, 2009. - SPb: 2009. v.1. p. 280-286.
8. Smirnov V.N., Mironov E.U. Researches of strength, a morphometry and dynamics of ice in engineering tasks at development of the shelf in the freezing seas. - Problems of the Arctic and Antarctic, №2 (85), 2010. - p. 5-15.
9. Construction Norms and Regulations of 2.06.04-82 Loadings from impact on hydraulic engineering constructions (wave, ice, from vessels). - M.: Buildpubl, 1983.
- 38 p.
10. Tambovsky V.S., Shevchenko G.V. The characteristic of drift speed of ice at the northeast coast of the island of Sakhalin under the exposure of tide water and a wind // Works FERGMI. Thematic release №2. Vladivostok, Farscience, 1999. - p. 114-137.
11. Tronin V.A. Increase of safety and efficiency of ice navigation of vessels on inland waterways: the thesis on competition of an academic degree of the Doctor of Engineering: specialty 05.22.16 - Navigation / Gorky, 1990. - 414 p.
12. Kingdom of ice and ice hummocks. http://fotokto.ru/photo/view/1381419.html (free access). Name from the screen. Language Russian.
13. Andreas E. A relationship between the aerodynamic and physical roughness of winter sea ice. - Q. J. R. Meteorol. Soc., 2011. №137. - p. 1581-1588.
14. Banke E.G., Smith S.D. Measurement of form drag on ice ridges. - AIDJEX Bull., 1975. №28. - p. 21-27.
15. Botticher R. Fluid Structure Interaction with *MAT_SOFT_TISSUE and EFG Elements. 5th European LS-DYNA Users Conference. - 2005.
16. Fujisaki A., Yamaguchi H., Toyota T., Futatsudera A., Miyanaga M. Measurements of air ice drag coefficient over the ice covered Sea of Okhotsk. - J. Oceanogr., 2009. №65. - p. 487-498.
17. Hallquist J.O. LS-DYNA 950. Theoretical Manual. Livermore Software Technology Corporation. LSTC Report 1018. Rev. 2. USA, 2001. - 498 p.
18. Shevchenko G.V., Putov V.F. On wind and tide induced sea-ice drift on the northeastern shelf of Sakhalin Island // PICES Sci.Rep. - 1999. №12. - p. 11-17.