ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ И НОВОЗАВЕТНЫЙ ВЗГЛЯД НА КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
С.В. Лукин,
заведующий кафедрой бизнес-менеджмента Высшей школы управления и бизнеса Белорусского государственного экономического университета (г. Минск),
доктор экономических наук
В статье рассмотрены религиозные интерпретации смысла экономических кризисов в Ветхом и Новом Завете. Причины кризисов виделись ветхозаветным и новозаветным писателям в душевно-нравственных деформациях человека и общества. По оценке автора, ветхозаветные писатели определяли цикличность в природе и в общественно — экономической жизни в качестве Божественного установления, когда благополучие неизбежно сменяется спадом, а спад — благополучием. В тексте «Откровения» Иоанна Богослова найдены религиозные основания кризиса предложения, кризиса денег и кризиса спроса.
Ключевые слова: экономический кризис, кризис предложения, антикризисные меры, цикличность, книга Бытия, Апокалипсис.
В период разворачивающегося глобального финансово — экономического кризиса экономисты всего мира пытаются найти способы минимизации его негативных последствий и пути скорейшего выхода из него. Далеко не все, однако, задумываются о его глубинных причинах, уподобляясь больному, борющемуся с приступом болезни, но забывающему о ней, когда приступ отступает и не желающему изменить образ жизни, способствующий возникновению болезни. Поиску корней данного явления в немалой степени может помочь исследование подобных феноменов в прошлом и обращение к экономической и социальной, как позитивной, так и нормативной мысли прежних поколений. Такой путь видится наиболее рациональным, тем более, что кризисные явления различных видов в экономике отмечались не только в
XX и XIX веках, они известны с глубокой древности.
Ветхозаветный взгляд на экономические трудности
В книгах Ветхого и Нового Заветов, на основе которых сформировался христианский нормативный взгляд о кризисных явлениях в экономике, выражающихся в не зависимом от воли человека резком снижении объема собираемых или производимых благ, говорится неоднократно. Описываются и методы, которые применяли люди для их преодоления, а также превентивные антикризисные меры. По библейским повествованиям, с кризисом предложения столкнулись уже первые люди. Кризис предложения, случившийся сразу после грехопадения прародителей, согласно ветхозаветному нормативному взгляду, стал следствием повреждения душ согрешивших Евы и Адама. Райское изобилие закончилось, для насущного пропитания перестало хватать плодов природы, совершился переход к производящему хозяйству. Приговор, вынесенный для исправления человека, стал ответом Творца на ослушание прародителей: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя: со скорбью будешь питаться от нея во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб...»1. Согласно автору Книги Бытия, причиной кризиса предложения стало злоупотребление первыми людьми данной им свободой воли. В воспитательных целях Господь помещает
их в иные условия, в которых существовать стало возможно, лишь ведя производящее хозяйство, где ведущим фактором производства стал труд.
Следующий упомянутый в Книге Бытия кризис предложения случился с каинитами. К слову, автор Книги Бытия, как и другие ветхозаветные авторы, описывая прошедшие события, повествуют лишь о кризисах предложения. О кризисе спроса речь ведется лишь в новозаветном Откровении Иоанна Богослова, посвященном будущему, о чем будет сказано ниже. Возвращаясь к каинитам, следует отметить, что, по свидетельству бытописателя, невозможность для них полноценно заниматься земледелием стала следствием тяжкого греха Каина. После совершенного преступления Каин был осужден на изгнание и скитания, и не мог уже по-прежнему получать плоды своего земледельческого труда: «...и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле»2. Каиниты были вынуждены искать новые источники средств к существованию. После рождения сына Еноха Каин строит город, в котором в недалеком будущем появятся городские профессии. Сын праправнука Еноха Ламеха Иавал стал «отцом живущих в шатрах со стадами»3. Это означает, что его занятие было близким к тому, чем некогда занимался убитый Каином Авель. Брат Иавала Иувал стал «отцом всех играющих на гуслях и свирели»4. Сын Ламеха от другой его жены Циллы Тувалкаин стал «ковачем всех орудий из меди и железа»5. Кризис предложения, ставший следствием греховного повреждения души каинитов, стал в свою очередь причиной второго крупного разделения труда — выделения ремесла.
Одной из важнейших социально-экономических идей автора Книги Бытия является мысль о том, что внутреннее состояние человека, его души и процесс разделения труда, возникновение новых производств и технологий находятся в обратной зависимости.
Еще одно описание кризиса п редложен ия автор Книги Бытия приводит, повествуя о деятельности Иосифа в Египте. Став правителем двора фараона, Иосиф, предвидя, что годы обильных урожаев сменятся чередой неурожайных лет, осуществил превентивные антикризисные действия. Они состояли в накоплении
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
резервов или буферных запасов зерна — продукта первейшей необходимости6. К подобным мерам, в рамках антициклического регулирования, неоднократно прибегали и прибегают дальновидные правительства многих стран в XX и XXI веках. В качестве резервов используются чаще всего иные активы, но их создание и поныне является наиболее эффективным превентивным антикризисным мероприятием. Примечательно также замечание автора Бытия о том, что годам резкого падения предложения зерна из-за неурожаев предшествовали 7 лет чрезвычайного плодородия, когда земля приносила «из зерна по горсти»7. В годы неурожаев произошли серьезные изменения в структуре собственности. Стремительно выросла доля государственной собственности. Благодаря созданным Иосифом резервам зерна, которые он постепенно продавал частным лицам, имуществом государства стало в начале серебро, затем скот, земли, исключая земли жрецов и, наконец, «народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого»8.
Превентивными антикризисными мерами, весьма контрастирующими своим гуманным духом с действиями Иосифа в Египте, можно назвать и положения законодательства Моисея, касающиеся субботнего и юбилейного годов. Эти меры призваны были предотвратить или смягчить циклические долговые кризисы, а также поляризацию собственности в долгосрочном периоде, что грозило стать причиной социальных потрясений. Спады производства становились запрограммированными, более того, они освящались. Согласно этим положениям, в субботний (каждый седьмой) год не должно засевать поля и обрезывать виноградники, т.е. в субботний год прекращалось земледелие, земле давался отдых. Все, что в этот год вырастает само, должно поступать в общее пользование для питания как владельца с семьей, так и рабов и пришельцев и «убогих из твоего народа». Остатками после всех, могли питаться «звери полевые»9. В субботний год рабы-единоплеменники отпускались на свободу, всякий заимодавец должен был прощать долг «ближнему своему ради Господа», но взыскивать, тем не менее, с иноземца10, причем указывалось, что грехом является отказ от дачи взаймы ближнему в связи с приближением седьмого года11.
В юбилейный год помимо того, что соблюдались предписания субботнего года, все проданные земли (за некоторыми оговоренными исключениями) возвращались прежним владельцам или их наследникам. Восстанавливалось, хотя и не в полной мере, равенство в собственности на землю12. Древние евреи стремились сохранить наделы, полученные при заселении Палестины каждой еврейской семьей. Это являлось институциональным закреплением относительности права собственности, напоминанием народу израильскому о том, кто является Верховным Собственником всего, в том числе и земли. По сути дела, почти всякая продажа земли превращалась в ее долгосрочную аренду до юбилейного года. Цена и оценка земли зависела от времени до юбилейного года, подобно тому, как на современном финансовом рынке цена облигации зависит от близости срока ее погашения13.
Цикличность в природе, как и в общественной жизни и жизни отдельного человека воспринималась ветхозаветным сознанием как Божественное установление. По воле Божьей благополучие сменяется спадом, а спад (несчастье) — благополучием. И тот и другой период имеют важное значение для человека. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья — размышляй»14, — призывает Екклезиаст. Периоды благополучия и недостатка, таким образом, ниспосланы человеку и оба могут принести ему пользу.
Новозаветное восприятие кризисных явлений в хозяйственной жизни
Сквозь призму христианского учения новозаветные авторы несколько по иному смотрят на кризисные явления в хозяйственной жизни. По словам самого Спасителя, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения»15. Христиане учились равнодушно относиться как к скудости, так и к изобилию и искать, прежде всего, Царство Божье и правду Его16. Апостол Павел говорит филиппийцам, что он «научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»17. По мысли новозаветных авторов, люди периодически страдают от кризисных экономических явлений, как и от других бедствий, по причине умножения своего нечестия. К концу вре-
мени этого мира, по христианским воззрениям, эти процессы усилятся, усилятся и постигающие человечество бедствия. Не случайно, поэтому, что об этих бедствиях, в том числе и о кризисных явлениях в экономике говорится, главным образом, в Апокалипсисе Иоанна Богослова. По мнениям толкователей, приводимым ниже, многие кризисные явления подобные описываемым в Откровении, неоднократно имели место в истории и являлись провозвестниками того, что должно случиться в конце времен.
О кризисных явлениях в экономической жизни прямо говорится в трех фрагментах Апокалипсиса, относящихся к VI, XIII, и XVIII главам. Примечательно, что в первом речь идет о кризисе предложения, во втором — о кризисе денег, и в третьем — о кризисе спроса.
В VI главе повествуется об открытии первых шести печатей книги. В видении св. Иоанна, после открытия третьей печати является всадник на вороном коне с весами в руке. «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс18 пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не поврежда»19. Практически все толкователи едины во мнении, что речь идет здесь о голоде в связи с нехваткой продовольствия. Весы указывают на ограничения в выдаче хлеба. По словам наиболее авторитетного древнего толкователя Апокалипсиса св. Андрея Кесарийского, «достоверно может быть и то, что будет тогда чувственный голод...»20. Прот. Сергий Булгаков толкует эти слова так: «Третий всадник на коне вороном, имеющий меру в руке своей, означает голод. О нем делается «посреди животных» аллегорическое предвозвещение: «хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий» (что исторически и археологически означает дороговизну, вызывающую голод)... В другие времена покупательная его сила была в 8, 12, 16 раз больше (по Цицерону). Текст говорит о большой нужде, но не об абсолютном голоде. (Карточки.) Эта враждебная человеку стихия также попущена в плане Божием, хотя ей и поставлена граница: «елея же и вина не повреждай». Что бы ни означала эта аллегория: относится ли она к физическому питанию или к духовному (таинства Церкви), но она о путях Промысла в сохранении человечества от гибели даже при наличии голода»21. По поводу заключительных слов этого фрагмента прот. Александр Мень в своем комментарии 1980-х годов на Апокалипсис, пишет: «Вина и елея, то есть того, что не необходимо, без чего люди могут обойтись, — этого было достаточно, как иногда у нас бывает — стоит на прилавках вино, а необходимого нет»22.
Несколько отличается от комментариев прочих экзегетов
XX века мнение профессора Н.Н. Глубоковского по поводу этого фрагмента. Свой комментарий он писал в годы Великой депрессии и наблюдаемые тогда явления он связал с указанным фрагментом Апокалипсиса: « За третьей печатью ... выступает конь вороной, предвещающий жестокое наступление черных дней, когда последует крайнее обесценение всех питательных продуктов, грозящее их полным исчезновением (как в новейшие времена обильные урожаи чего-либо нужного для людей влекли за собой не общедоступность таковых для народа, а варварское истребление излишков для поддержания высоких цен), и людям придется спасать себя сбереженными запасами елея и вина»23.
Во втором из указанных фрагментов, очевидно, говорится о кризисе денежного обращения, должного, по словам автора Апокалипсиса, дойти до крайнего своего проявления к концу времен. Суть этого кризиса — в исчезновении денег на предъявителя и повсеместном введении глобальным властителем — «зверем», как называет его автор Апокалипсиса, именных денег для тех, кто поклонится его образу и признает его власть. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их»24. Антихристианский знак (в виде ли клейма или в форме чипа — носителя информации о счете или чего-то подобного; автор Апокалипсиса говорит о трех вариантах знака, относящихся к трем важнейшим знаковым системам — образе, написании имени, или числе25) должен будет наноситься или вживляться в тело человека, либо на правую руку, либо на лоб (возможно, для тех, у кого правая рука отсутствует). Христиане, оставшиеся верными, будут лишены, по этому пророчеству, доступа на рынок, что станет для них тяжелым испытанием. В конце XX — начале
XXI века появилось немало инструментов (дебетовые карточки и пр.), с помощью которых усиливается контроль над денежными потоками и происходит смещение в сторону именных денег
и снижение их ликвидности. Эти процессы смутили некоторых христиан, особенно в православной среде. Смущение усилилось еще и тем, что в технологиях расчетов стали использоваться коды, в которых иногда встречается упомянутое в последнем стихе XIII главы «число зверя». Наиболее авторитетные толкователи Апокалипсиса, однако, полагают, что имя антихриста, связанное с числом 666, нужно придать только тому лицу, которому свойственны все иные признаки, указанные в Апокалипсисе26. Вне этих признаков, если основываться на мнении этих толкователей, указанное число, особенно записанное арабскими цифрами (древние евреи, финикияне, греки, сирийцы, римляне использовали буквенную запись чисел), ничем не отличается от прочих чисел27.
Наконец, в XVIII главе Откровения описывается кризис спроса. Это наиболее крупный фрагмент новозаветных книг, посвященный кризисным явлениям в экономике28. В нем говорится об исчезновении дохода купцов в связи с гибелью всемирного Вавилона, в котором толкователи видели один из центров богатства Древнего Мира — чаще всего Рим как прообраз будущего наиболее экономически развитого центра мира, Гигаполиса, смешавшего различные цивилизации и культуры. Древний толкователь Апокалипсиса видит в образе гибнущего города и Вавилон Персидский и Вавилон Римский. Он также отмечает, что «...не погрешит против надлежащего и тот, кто будет разуметь под ним... царство, как бы в одном общем теле владычествующее сначала до ныне и поистине пролившее крови Апостолов, Пророков и Мучеников. Ибо, как говорится — один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и переменяются, так одно и царство, несмотря на то, что оно дробится и распределяется по многим городам и местам»29. Близкий нам по времени прот. Сергий Булгаков в своем комментарии высказывает сходную мысль: «...Вавилон-Рим не был никогда до конца уничтожен, хотя и бывал много раз уничтожаем. Он возрастал и умалялся, переживал кризисы и революции, но ни одну из них нельзя назвать уничтожением... повторяются и во внешних судьбах потрясения и разрушения, выявляющие его духовную мертвость и несостоятельность... В таком смысле мы имеем право и даже обязанность сказать, что и в наши дни, пред лицом всего происходящего, мы присутствуем при некотором новом «падении» Вавилона или вавилонов, гнева Божия и суда над ними»30. Автор Апокалипсиса отмечает, что о гибели Вавилона «восплачут и возрыдают» наряду с другими и «купцы земные». Причина их плача — не сама гибель великого города, а исчезновение источника дохода через резкое падение спроса на их товары. По замечанию профессора Н.Н. Глубоковского, «...прежние приверженцы по разным блудодейственным интересам будут скорбеть единственно о том, что столь великий и бесподобный город опустел в один час (ср. XVIII, 19), лишив их наживы, и всех удовольствий, для которых он располагал деспотически даже и телами и душами человеческими»31. Это важный штрих, характеризующий в данном пророчестве восприятие
кризиса предпринимателями конца времен и их внутреннего состояния. Не случайно, конечно, в этой главе Апокалипсиса товары, которые перестают покупать, перечисляются в определенном порядке. Этот порядок обозначает, по-видимому, путь развития кризиса. Вначале называются предметы роскоши: золотые и серебряные изделия, драгоценности, дорогие ткани; после этого — промежуточные товары: пряности, благовония; затем то, что называется товарами первой необходимости: вино, елей, пшеница, скот, овцы, кони и колесницы. В развращенном Вавилоне к товарам наиболее важным отнесены и души и тела человеческие32. Толкуя эти два стиха св. Андрей Кесарийский отмечает, что нам «...должно рассмотреть и рассудить которому из городов обычна торговля такого рода предметами и каким преимущественно людям свойственно приобретение излишнего для неумеренного наслаждения»33. Прот. Сергий Булгаков видел в этих двух стихах мысль о суде над социально — политическим строем и даже «революционный дух Откровения». Комментируя указанный перечень, он отмечал, что « ...он совершенно отличается от теперешней индустриальной торговли, поскольку имеет не производительный, но потребительский характер, относится, главным образом к предметам роскоши, так что задача этого примерного перечня сводится к тому, чтобы показать богатство и роскошь Рима...34 Здесь свидетельствуется суд не только над лицами, но и над социальным и политическим строем, всяческим деспотизмом, как государственным, так и экономическим. Это является характерным... революционным духом Откровения»35.
Гибель Вавилона, по мысли автора Апокалипсиса, становится трагедией всех, кто сделал ставку на материальное обогащение: торговцев, хозяев и экипажей торговых судов и пр. и пр., входящих в длинную коммерческую цепочку, концом которой стало непомерное потребление Вавилона36.
Таким образом, как ветхозаветными, так и новозаветными авторами проводится мысль, что кризисные явления в экономике, как, впрочем, и в других сферах общественной жизни во многом являются следствием состояния душ членов этого общества. Кроме этого, цикличность в природе, как и в общественной жизни и жизни отдельного человека воспринималась ветхозаветным сознанием как Божественное установление. По воле Божьей благополучие сменяется спадом, а спад (несчастье) — благополучием. Оба периода имеют важное значение для человека.
По мысли новозаветных авторов, люди периодически страдают от кризисных экономических явлений, как и от других бедствий, по причине умножения нечестия. К концу времени этого мира, по христианским воззрениям, эти процессы усилятся, усилятся и постигающие человечество бедствия. С самого основания новозаветной Церкви христиане старались быть над экономической конъюнктурой, независимыми от нее, учились равнодушно относиться как к недостатку, так и к изобилию и искать, прежде всего, Царство Божье и правду Его.
1 Быт. III, 17-19.
2 Быт. IV, 11-12.
3 Быт. IV, 20.
4 Быт. IV, 20.
5 Быт. IV, 22.
6 Быт. XII, 47-49.
7 Там же.
8 Быт. \LVII, 13-22.
9 Исх. XXIII, 10-11; Лев. XXV, 1-7.
10 Втор. XV, 1-3; Неем. Ж,31.
11 Втор. XV, 9.
12 Лев. XXV, 10-16.
13 Лев. XXVII, 18.
14 Ек. VII, 14.
15 Лк. XII, 15.
16 Мф. VI, 33.
17 Фил. IV, 11-12.
18 Небольшое, количество, которого едва хватает для дневного пропитания. По оценке прот. Сергия Булгакова, хиникс равен 1,079 л., по другим оценкам (Булатов), — несколько больше — 1,31 л.
19 Откр. VI, 5-6.
20 Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. — Пер. с греч. — Изд. IV Афонского Русского Пантелеймонового монастыря. — М., 1901. — С.48.
21 Прот. Сергий Булгаков Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования).- М.: Православное Братство Трезвости «Отрада и утешение», 1991. — С.57-58.
22 Прот. Александр Мень Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова. Комментарий. — Рига, 1992. — С.84.
23 Глубоковский Н.Н. Благовестие Христианской Славы в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова (краткий обзор). — СПб.: Библиополис, 2002. — С.90.
42 1
24 Откр. XIII, 16.
25 Откр. XIII, 17.
26 См. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т.11. — СПб., 1913. — С.573.
27 Наиболее авторитетные католические толкователи (св. Беда, св. Альберт Великий) полагают, что, поскольку число 6, в отличие от 7, означает неполноту, несовершенство, зло, число 666 знаменует троекратное провозглашение творения без субботы и мира без Творца, что означает тройственное и окончательное отречение от Бога (Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. — Изд. IV. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. — С.2260).
28 Откр. XVIII, 11-19.
29 Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. — Пер. с греч. — Изд. IV Афонского Русского Пантелеймонового монастыря. — М., 1901. — С.156.
30 Прот. Сергий Булгаков, указ.соч., с.156.
31 Глубоковский Н.Н. Указ. соч. — С.166-167.
32 Откр. XVIII, 12-13.
33 Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. — С.153.
34 Прот. Сергий Булгаков, указ. соч., с.154.
35 Прот. Сергий Булгаков, указ. соч., с.154-155.
36 Откр. XVIII, 11, 17-19.
ТЕОРИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ и католическая социальная мысль*
Хелен Алфорд,
декан факультета социальных наук Папского университета св. Фомы «АпдеНсит» в Риме
Исследованы два этических подхода к обоснованию теории стейкхолдеров: концепция корпоративной социальной ответственности и католическая социальная доктрина. Познавательные ограничения концепции корпоративной социальной ответственности выявлены в контексте ее методологических основ — «просвещенной теории стейкхолдеров» и теории общественного договора. По мнению автора, католическое учение о человеке как о целостной личности позволяет увязать теорию стейкхолдеров с общим делом и общим благом сообщества людей, связанных бизнесом. Бизнес рассматривается автором с этической позиции в качестве сообщества людей, создающих не только частное, но и общее благо. Статья Х. Алфорд представлена в переводе С.В. Лукина.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (СБК), католическая социальная мысль (СБТ), бизнес, общее благо, внешние и внутренние блага.
Вряд ли у кого возникнут сомнения в том, что идею о стейкхолдерах (причастных или заинтересованных лицах) можно считать вполне сформировавшейся. Мы сейчас все стейкхолдеры, где бы мы ни были, и к какой бы группе ни принадлежали. Я думаю, следует подчеркнуть положительные аспекты этого явления. Приведу только один пример. На моей родине, и, думаю, не только в Великобритании, идея стейкхолдеров заменила гораздо менее продуктивную и совершенную идею члена общества. В годы премьерства М.Тэтчер, на которые пришлись мои студенческие годы, мы все были «клиентами» или покупателями и это, в самом деле, было так, сформировалась «культура покупателя», по выражению автора одной из статей. Мы часто слышали фразы вроде «покупатель — это король», и вскоре научились воспринимать себя как покупателей, идя на прием к врачу, садясь в поезд, слушая курс лекций вместо того, чтобы быть как раньше пациентами, пассажирами или студентами. Если на смену таким взглядам в доминирующем дискурсе Блэра и Новых Лейбористов пришла идея стейкхолдеров, то меня это очень радует. И если эта идея стала превалирующей, как я предполагаю, мы могли бы всерьез заменить «культуру потребителя» этапом «стейкхолдера». Идея «этапа» мне нравится тоже, поскольку она оставляет впечатление остановочного пункта на долгом пути. Если мы из «клиентов» превратились в «стейкхолдеров», то, возможно, эта последняя идея приведет нас впоследствии к какой-то лучшей идее. Но что означает стадия стейкхолдера для сегодняшнего дня? В чем смысл ее, особенно с точки зрения корпоративной социальной ответственности (СБИ) и что представляют собой связанные с ней проблемы? Может ли Католическая социальная мысль (СБТ) способствовать развитию идеи стейкхолдеров? С тех пор, как СБТ стала этической традицией, заинтересованной в практическом применении этических принципов, она может посодействовать укреплению этических основ идеи стейкхолдеров.
Успех идеи часто создает ей проблемы, что и случилось с идеей стейкхолдеров. Так, использование этой идеи в рамках концепции СБИ привело к тому, что мы можем назвать «колонизацией» идеи стейкхолдеров со всеми негативными оттенками этого слова. Различные стили мышления, являющиеся внешними по отношению к «домашней» оригинальной идее стейкхолдеров, позаимствовали ее или, точнее, включили в другие этические схемы, которые более или, чаще, менее соответствуют ее сути. Для того, чтобы разобраться в сложной ситуации, в которой находится данная идея, мы должны попытаться выяснить, что в ней является наиболее важным и, в то же самое время, исключить из обсуждения примеры ее явно поверхностного использования. Мы попытаемся найти сердцевину этой идеи. Затем, мы попытаемся выяснить ее слабости и найти пути их преодоления через диалог с СБТ.
Прежде чем двигаться дальше, я хотела бы сказать о двух вещах. Во-первых , отметить, что многое из того, о чем я хочу сказать здесь является результатом реализации исследовательского проекта, осуществлявшегося в течение ряда лет, главным образом, в университете «АпдеНсит», а также в трех других университетах, каждый из которых носит имя Святого Фомы: в Киеве (Украина), Сент-Поле, Миннесота, США и Маниле, Филиппины. Я также хотела бы особо отметить внесших немалый вклад в реализацию этого проекта Юлию Щербинину, Барбару Сена, Франческо Компаньони и всю исследовательскую группу университета «АпдеНсит», а также Майкла Нотона из США. Многое из изложенного в этой статье является результатом нашей совместной работы, и я лишь была уполномочена всей группой опубликовать ее результаты. Во-вторых, я хотела бы сказать несколько слов о моем оппоненте по данному докладу Лоренцо Саккони. Его разработка теории стейкхолдеров как основы концепции СБИ, и его использование концепции общественного договора как этической базы данного подхода
* Оригинальная публикация: Helen Alford. Stakeholders Theory // OIKONOMIA. Journal of ethics & social sciences. Angelicum University Press. Roma. Italia. June 2007, available at www.oikonomia.it.