Елена Юрьевна ЖИГУЛЬСКАЯ
Соискатель кафедры теории и истории государства и права Воронежского государственного университета Ведущий юрисконсульт ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество»
E-mail: [email protected]
УДК 330; 348.96; 221
_ _ Е.Ю.Жигульская
Ветхий Завет: истоки и особенности государственного управления
В настоящей статье выявлены причины и способы становления государственной власти в Ветхом Завете. Уделено внимание рассмотрению особенностей древнеизраильской государственности и правления. Автор отмечает огромную роль правителя в управлении государством и его укреплении.
Ключевые слова: Ветхий Завет, государство, народ, правитель, власть, религия.
E.Iu.Zhigul'skaia
The Old Testament: origins and features of the government
In this article causes and methods of state power making in the Old Testament are determined. The features of ancient Israel government and regiment are considered. The author notices an important role of the regent in the government and its growth.
Keywords: Old Testament, state, nation, ruler, power, religion.
'етхий Завет как часть Священного трим тезисы о государстве и управлении, ко/ Писания имеет не только религи- торые возможно выделить в нормах Ветхого
озную, но и историко-политиче- Завета. скую ценность. В нем содержится информа- Оговоримся, что период государства, исхо-
ция о древней государственной системе. У дя из повествования Ветхого Завета, исчисля-древних евреев возникновение государства ется с воцарения первого царя Саула (ок. 1067 связано с избранием первого древнеизраиль- г. до н.э.) и длится до Вавилонского пленения ского царя. И ветхозаветные авторы как бы (586 г. до н.э.). Данный период можно имено-анализируют время существования государ- вать «эпохой царств». Но следует уточнить, ства у народа Израиля, оценивают деятель- что за период существования древнееврей-ность и поведение царей, и более критикует ской государственности сложились ее осо-их, нежели воспевает и возвышает. Поэтому бенности. Так эпоха правления царей Саула, именно за период существования древнеев- Давида и Соломона называется в истории пе-рейской государственности и на ее примере, риодом «Объединенного царства» (Израиль-в Ветхом Завете можно усмотреть тезисы о ско-Иудейского) (ок. 1067 г. до н.э. - 977 г государстве, правильном правлении и не- до н.э.). Раскол, произошедший после смерти правильном, достойном правители или не- царя Соломона, привел к разделению древнедостойном. В нем также представляется воз- еврейского народа и образованию двух царств можным проанализировать методы и виды - Израильского (северного) (ок. 978 г. до н.э. избрания правителя, особенности управле- - 722 г. до н.э.) и Иудейского (южного) (ок.
ния. Поэтому в настоящей статье рассмо- 978 г. до н.э. - 586 г. до н.э.). Все эти древние
государства характеризуются политическими и религиозными особенностями.
Изначально следует сказать о том, что в Ветхом Завете становление земной власти связано с волеизъявлением народа. Так древнеизраильский народ пожелал иметь во главе себя земного правителя, о чем сказал пророку Самуилу: «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цр, 8:5). Так народ Израиля, попросив себе земного царя, отказался от Богоправления. Отметим следующее, что со времен пророка Моисея идеалом «общественного устройства была теократия, светской власти не предполагавшая» [5]. И само требование со стороны древнеизраильского народа «избрания светского правителя на место Самуила, т.е. данного Богом общенационального харизматического лидера, рассматривалось как отступничество (1 Цар. VIII, 4-9)» [5]. Заметим, что в Ветхом Завете изначально прослеживается подозрительное отношение к светской власти. Даже сам пророк Самуил высказывал свои предупреждения о государстве народу Израиля. Он говорил, что «и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе» (1Цр, 8:18). Главная его мысль заключалась в том, что «светская власть и государственность не обходятся даром (1Цар 8.10-17)» [6]. По мнению пророка Самуила народ будет обременен налогами и повинностями, к примеру, так царь «от мелкого скота вашего возьмет десятую часть и сами вы будете ему рабами» (1Цр, 8:17). Отметим, что пророк, во-первых, отождествляет государственную власть с наличием налоговой системы, а заметим, что именно налоги - это есть один из основных признаков государства. Во-вторых, пророк Самуил утверждает, что все будут для царя -правителя рабами, и это признак монархии, где все без исключения - рабы царя, то есть его подданные. «По-видимому, мнение о том, что институт всякой светской власти отнюдь не идеален, можно считать общебиблейским»
[6]. Но если учитывать не религиозный аспект, а юридический то, как говорит исследователь В. Сорокин, что теократия для этого древнего народа была невозможна по ряду причин, главной, из которых является духовная неготовность народа. И светская власть все же принимается «как меньшая из двух зол, из которых вторым является анархия (которая в родоплеменном социуме приобретает обычно форму межплеменной войны, но в других условиях может проявить себя и совершенно иначе)» [6].
Также в Ветхом Завете возможно увидеть виды и порядок избрания кандидатуры царя на царство. Отметим, что избрание правителя
- это светский и демократический моменты. Так Ветхий Завет при избрании первого царя
рассказывает о двух видах - жребии и голосовании. Как пишет Иосиф Флавий, пророк Самуил созвал народ и сказал им о том, что если «уже решено и такое презрительное к Предвечному отношение обуяло вас, то станьте все по коленам и семьям и метайте жребий»
[7]. Древние израильтяне «последовали этому приглашению, то жребий выпал на колено Ве-ньяминово, затем жребий упал на род Матрис и наконец на Саула, сына Киса, как избранника на царство» [7]. Затем Самуил объявил народу, что Господь именно этого человека Он назначил царем. Но в труде Флавия говорится и о том, что «Самуил требовал вторичного избрания Саула на царство путем всеобщего голосования» [7]. И народ Израиля провел голосование. Предположим, что всеобщее голосование было сильным подтверждением воли народа, нежели жребий, к которому, видимо, с недоверием относился Самуил. Итогом всеобщего голосования стало, что «пророк вновь помазал Саула священным елеем и вторично провозгласил его царем» [7]. Таким образом, избрание царя - есть источник легитимности власти, и этот источник легитимности был в народе. Также историк говорит о том, что так «страна евреев окончательно приняла монархическое устройство» [7]. Но следует оговориться, что древнееврейская монархия имела свою особенность. Она заключалась в том, что «речь должна идти именно о выборном правителе, т.к. абсолютной наследственной монархии, подобной, напр., египетской или вавилонской, еврейская государственность не знала никогда» [5]. И не мало важно, в последствии, «сын правителя мог естественным образом унаследовать его власть, но лишь с согласия всего народа» [5]. Неоднократно Ветхий Завет подчеркивает важную особенность данного народа - это право выбора.
Далее рассмотрим политико-правовые тезисы о государстве, управлении и правителе, которые возможно раскрыть в Ветхом Завете. Также обозначим политический, правовой и духовный вклад царя в развитии своего народа и государства.
Рассмотрим политико-правовые особенности государства в период объединенного Царства (Израильско- Иудейское) (11-10 вв. до н.э.). Около Х в. до н.э в ханаанской земле было создано объединенное еврейское государство, связанное с именами царей Саула, Давида и Соломона. Первым израильским царем был Саул (ок. 1067 - 1055 гг. до н.э.). Главной политической особенностью правления Саула стало то, что он был избран первым древнеизраильским царем и вел войны с филистимлянами. Но образ Саула и его правление для Ветхого Завета важны не с политической точки зрения, а с нравственно-духовной. Ветхий Завет на примере правления Саула
показывает каким не должен быть правитель. Одним из важных моментов, о котором говорится в Ветхом Завете является нарушение Саулом Божьих законов. «Один из них связан с жертвоприношением, совершённым Саулом самостоятельно (т.е. не дожидаясь Самуила) перед сражением с филистимлянами (1 Цар. XIII, 5 - 15)» [5]. Отметим, что так царь Саул нарушал Божественные установления, и такое поведение считалось не приемлемым согласно ветхозаветному писанию. «Трагедия Саула во многом и была связана как раз именно с тем, что он в известный момент своего правления стал смотреть на себя, как на абсолютного правителя, подобие тех, которые встречались в соседних государствах» [6]. Поэтому в таком положении Саул вел себя уже как обычный восточный правитель того времени, чьи персоны считались священными, как и их действия, персоне которого поклонялись как богу. Но согласно Ветхому Завету правитель не может так себя вести, потому что он просто светский правитель, не наделенный сакральной значимостью, но обязанный соблюдать Божественные предписания. Поведение Саула также раскрывается на примере убийства священников, устроенного им самим, во время преследования Давида, из-за того, что священник совершил соответствующие религиозные обряды, позволяющие Давиду узнать волю Бога. «Вообразив себя абсолютным правителем, имеющим право решать, кто имеет право обращаться к Богу за помощью, а кто нет, Саул, естественно, пришёл к полному духовному краху» [5]. «В конце жизни им овладела профессиональная болезнь тиранов — мания преследования, и, оставив все дела государства, он во главе своей личной охраны гонялся по всей стране за Давидом, видя, кажется, именно в нём, а не в филистимлянах, главную опасность для своей власти, несмотря даже на то, что получил более чем достаточно свидетельств верности последнего, который не однажды имел возможность избавиться от преследователя и ни разу ею не воспользовался» [5]. Но почему же такое поведение может быть важным для права? Дело в том, что Саул таким поведением ставил себя выше Бога, а значит, пренебрегал законами, традициями, сложившимся образом жизни своего народа, не ценил человеческую жизнь, тем самым нарушал своим примером и поведением установившийся порядок жизни народа в целом. Такое поведение правителя, предположим, могло бы привести и к тоталитарным проявлениям, и в таком расположении духа он вряд ли смог бы своим правлением принести пользу народу и государству. Но нельзя не отметить и то, что несмотря на противоречивый образ Саула - правителя, народное почитание царя связано именно с его
именем. Никакое поведение не отменяло значимости царя перед народом. Ведь когда первый царь Саул умер и люди «рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле» (2Цр, 1:12). Смерть царя воспринималась каждым, как личная утрата. Эта всенародная скорбь подчеркивала значимость фигуры царя.
Вторым царем древнеизраильского государства* стал Давид (ок. 1055 - 1015 гг. до н.э.). Именно правление Давида и его сына Соломона называют Золотым веком Израиля. Образование единого еврейского государства в Палестине связано именно с правлением царя Давида. Одной из главных его политических заслуг является объединение Израиля и Иудеи: «и царствовал над всем Израилем и творил Давид суд и правду над всем народом своим» (2Цар., 8:15). При Давиде Израиль «стал действительно самым могущественным царством западной Азии; его границы простирались от пустыни до Средиземного моря и от залива Акаба до предместий Емафа на Оронте» [3]. Давид в свое правление сделал Иерусалим не только столицей государства, но и религиозным центром. Он перенес ковчег в Иерусалим и поместил его в скинию. Тем самым было подчеркнуто особое значение паломничества. Ведь через поездки в скинию северные и южные колена приобщались друг к другу. «Давид понял важность духовного наследия своего народа и всячески старался его увековечить и приумножить» [3]. Другим важным аспектом правления Давида было то, что он сделал Яхвизм государственной религией. По мнение исследователей, именно «единственным способом сохранить яхвизм от исчезновения было сделать его государственной религией» [5]. Но отметим, что Давид укреплял статус яхвизма и в глазах местных языческих племен. Также, «Давид, разумеется, никогда не пытался создать в Палестине чисто еврейское государство, прекрасно понимая бесперспективность таких попыток» [6]. Как пишет исследователь Сорокин В. некоторое количество языческого населения в Израиле имелось всегда, даже во времена Давида, его двор был многонациональным (2Цар 23:8-39). «В такой ситуации яхвизм как государственная религия неизбежно должен был содействовать с сохранившимися у нееврейских племен и народов языческими культами» [6]. Но во времена Давида, как пишет данный исследователь, не было
* Отметим, что Израильское государство (царство) упоминается в научной литературе в двух аспектах: 1. как единое государство (эпоха Объединенного царства), возглавляемое царями Саулом, Давидом и Соломоном (но точнее объединение связано с царем Давидом); 2. как Израильское государство (северное), образованное после раскола Объединенного царства. Оно было образовано десятью колена Израилевыми, не признавшими власти сына Соломона - Ровоама.
<№2
соблазнительным такое соседство, в отличие от соломоновских времен правления. Значительной заслугой являются и его военные победы. «Давид, как утверждается в Ветхом Завете, создал очень боеспособную армию; она не только смогла успешно противостоять войску Филистимлян, но и привела к повиновению все некрупные народы, проживающие к востоку от Иордана» [1]. Отметим, у Давида - полководца была наемная армия. Благодаря его победам израильская монархия стала могущественной. Даже «основными источниками доходов для Давида были, несомненно, военная добыча и дань, которые платили покоренные или устрашенные народы, окружающие его» [3]. Оказалось, что «филистимляне, а также
едомитяне, моавитяне, аммонитяне и великие города-государства Сирии, такие как Дамаск, Сувы и даже Емаф были либо под властью Давида, либо платили ему дань» [3]. Отметим, и административные особенности объединенного царства Израиль. Как утверждают западные исследователи, что при правлении Давида при-водятся два списка главных должностных лиц (8.15-18; 20.23-26). «Они включают главнокомандующего израильскими войсками (Иаова); командующего фили-стимскими наемниками (Хелефеями и Феле-феями); двух вышеназванных священников (Садок и Ахимелех (авт.); двух чиновников, ответственных за ведение официальных записей, государственных и административных документов; и, по крайней мере, в некоторые времена, надзира-теля за принудительными работами, который, по-видимому управлял иностранными рабочими» [3]. При раскрытии правления и образа царя Давида важны и его нравственные, духовные особенности. Конечно, и правление Давида было также не безоблачным и в политическом и нравственным смыслах. Если его сравнивать с Саулом, то как говорит исследователь Сорокин В. между ними «нет разницы, потому что ни тот, ни другой не были узурпаторами, и оба сыграли большую роль в борьбе с филистимлянами и в создании еврейского государства» [5]. Но, как говорит В. Сорокин у Давида был личный духовный опыт пророческого плана, которого не было у Саула. Давид постоянно был обращен к Богу, хотя и сам исследователь отмечает, что «светскому правителю вовсе не обязательно быть пророком» [5]. Но «в отличие от Саула, у Давида было главное, что делало его праведником: готовность исполнить волю Божию и умение раскаиваться в совершенном грехе» [5]. И эта его особенность помогала ему в правлении, помогала видеть пути развития своего народа. Его духовная составляющая подчеркивается в Ветхом Завете, и эпизодом, когда Давид оплакивал Саула «плачевную
The S'tate Counsellor, 2014
песнью», не смотря на негативное отношение последнего к Давиду. Царь Давид несмотря и на политические сложности в его правление, был царем - объединителем своего народа как духовно, так и территориально.
Третьим царем объединенного царства стал Соломон (ок. 1015 - 977 гг. до н.э.), сын Давида. «Будучи первым династическим правителем Израиля. Соломон принял власть без какой-либо очевидной харизматической силы» [3]. Задачей Соломона для сохранения крепкого государства, оставленного его отцом, было укрепление централизованного правительства. «Соломон создал в Израиле регулярный государственный аппарат и регулярную армию» [5]. При Соломоне сложились и административные особенности. «До некоторой степени нарушая традиционные границы колен, Соломон установил административные округа, каждый из которых должен был снабжать двор в течение одного месяца» [3]. «Еще одной непопулярной мерой Соломона был набор работников из колен» [3]. «Хотя 30000 израильтян, которые участвовали в общественном строительстве (5.13-18) не были собственно рабами как хананейские работники (9.15-22), они лишались слишком большой части своей свободы, чтобы безоговорочно подчиниться» [3]. На правление Соломона приходится строительство древнего Иерусалимского Храма. Более всего этот царь боролся за культурное развитие своего народа. Происходит «основание им в Иерусалиме школы писцов» [5]. А «на древнем Востоке основание такой школы означало приблизительно то же, что основание в новое время университета и академии наук, и Израиль таким образом входил в число культурных стран своего времени» [6]. Также царь Соломон занимался развитием дипломатических и торговых связей с соседними народами. Как пишет исследователь Сорокин В. с развитием и упрочением таких связей в Израиле появлялись дипломатические и иностранные колонии, а с ними и иная культура и религия. И во времена правления Соломона на территории Израиля проживало не мало язычников, поклоняющихся своим богам. В такой обстановке, евреи ненароком приобщались к чужим культурам, отдаляясь от своей. Как считает исследователь Сорокин В., такое приобщение к чужой вере было неизбежным, также исследователь, считает, что поколение евреев при Соломоне было уже другим. Приобщение к другой культуре и было одним из причин духовного упадка народа к концу правления Соломона, как считает исследователь. В правление царя Соломона была упрочена системы налогооблажения. При нем государство было богатым. И «роскошь царствования Соломона была достигнута с помощью тяжелых на-
логов» [4]. Но «коммер-ческие предприятия Соломона, приносящие несметные богатства в Иерусалим, не служили на пользу всем классам израильского общества» [3]. Из-за роста налогов в народе учащались недовольства. Также существовали особенности на-логооблажения при Соломоне. Как пишет исследователь Сесиль Рот, что очевидно племя Иуды было освобождено от налогов. «Однако даже если это не так, все равно южная часть страны была привязана к династии не только кровью, но и экономическим расцветом, которому способствовали царская политика и близость новой столицы» [4]. На севере же, как пишет исследователь Рот, напротив, было всеобщее недовольство. Как говорит Ветхий Завет, что и самый мудрый из царей - царь Соломон был подвержен искушению и нарушал нравственные устои. Но более автор Ветхого Завета «осуждает Соломона не за его чувственность и амораль-ный образ жизни, а за отказ от монотеистического идеала Израиля»
[3]. «Принимая религии своих жен, Соломон оставил свое израильское наследие и уклонился от своих царских обязанностей защитника веры» [3]. Таким образом, для периода Объединенного царства было характерно создание и укрепление государственной власти, ее централизация, установление и развитие системы налогообложения, наличие боеспособной армии и административных особенностей. При правлении царей Давида и Соломона могущество государства способствовало развитию и древнееврейской культуры. Но не смотря на политические и экономические успехи, правление в период Объединенного царства, державшее курс на централизацию власти и укреплению налоговой системы, способствовал усилению недовольств в народе как из-за роста и появления новых видов налогов, так и из-за ограничения свобод. Ведь как в истории любого государства, его победам и расцвету сопутствует тяготы и боль народа. Не смотря на это, государство так или иначе поддерживало единство народа, хоть и в принудительной форме. Ведь если распадется народ, то впоследствии будет нарушена и целостность государства. Но и не мало важной особенностью этой древнееврейской государственности было утверждение религии древних евреев как государственной. Это послужило сохранению этой религии, а также она оставалась объединяющим признаком народа Израиля.
Рассмотрим особенности периода разделенных царств (978 - 586 гг. до н.э.). После смерти Соломона вступил на трон его сын
- Ровоам. Как пишут западные исследователи, что «в этот момент выплеснулись наружу все скрытые чувства, вызнанные угнетением и оскорблениями, испытанными израильтя-
нами при железных царствованиях Давида и Соломона» [3]. Ровоам был направлен для представления его северным коленам. «Порывистый Ровоам переоценил свою власть над северными коленами и недооценил степень их недовольства» [3]. «После этого Израильтяне во главе с Иеровоамом, который поспешил вернуться из Египта, узнав о смерти Соломона, провозгласили независимость» [3]. По сути, произошла гражданская война, которые были в народе неоднократны. Так народ Израиля был разделен на два царства: Иудейское царство (южное) и Израильское царство (северное). Иудея сохранила верность Ровоаму. Иеровоам возглавил Израильское царство (северное). С разрывом политического единства начался разрыв и религиозный, следует отметить, что последний (религиозный) так или иначе упрочил первый. «Если Давид использовал царскую святыню в Иерусалиме, чтобы объединить народ, то Иеровоам поставил отдельные святилища для северных колен, чтобы разделить две половины народа, запрещая регулярные паломничества в Иерусалим» [3]. «Вскоре отложившиеся колена порвали и последнюю связь: отреклись от иерусалимского храма и создали себе собственное богослужение» [2]. «Чтобы полностью отделить свой культ от Иудейского, Иеровоам даже изменил даты проведения празднеств» [3], также установил золотого тельца, напоминающего о поступке израильтян у горы Синай. Так действиями своих правителей древнеизраильский народ был расколот. Отметим, что Израильское царство (северное) было внутри политически не стабильно, его сокрушали смуты, и в нем не было династической стабильности. «За два века существования северного царства там сменилось девятнадцать правителей (вдвое больше, чем в южной части страны)»
[4]. Израильское царство враждовало не только внутри себя. Оба царства как северное, так и южное, соперничали и враждовали между собой. В итоге Израильское северное царство было пленено Ассирией. Десять колен Израиля, относящиеся к северному царству, растворилось среди окружающих народностей Востока. История Иудейского царства (южного) с центром в Иерусалиме отличалась от истории северного Израильского царства. «В доме Давида всегда находился наследник престола великого предка, и до самых последних дней существования Иудеи здесь почти не было споров за престол, столь обычных в северном царстве» [4]. Также была там огромна роль пророков. Именно благодаря им южная часть осталась верна своей вере, хотя и они могли бы отойти от нее, ведь и народ южного царства был отмечен в отступничестве. Иудейское царство же перестало существовать как государство после Вавилонского пленения
(586-537 гг. до н.э.). Но потеряв Иудею как государство, евреи не потеряли национального самосознания, оставшись нацией. Таким образом, на примере периода разделенных царств можно установить, что на примере Израильского (северного) царства становится понятным, что лишившись своей веры, своих традиций, своего культурного идентифицирующего начала - народ исчезает. И главное, в таком исчезновении своего народа виноваты и правители. А ведь давно установлено, что сила народа в его единстве. На примере Иудейского (южного) царства можно установить, что народ верный своим корням, вере и традициям выживет и сохранит себя как нация, даже если и государство его падет.
На основании вышеизложенного, Ветхий Завет раскрывает особенности государственной власти и управления, которые были известны уже с тех времен существования человечества. Та государственная система была отмечено наличием общества, прави-
теля (царя), церкви, духовной власти (священники и пророки), наличие выборов, и это говорит о том, что без этих институтов государство существовать не может. Каждый элемент государственной власти имел огромное значение. Ветхий Завет подчеркивает не обязанность иметь государство, но его нужность. И главное, необходимость сильного государства. Не менее важным для Ветхого Завета является и личность правителя, ему важен, какой человек стоит у власти. От этого, как показывает Ветхий Завет, зависит в каком направлении будет идти и развиваться народ, и будет ли там место Богу. Поведет ли правитель его к процветанию, либо к погибели. А, главное, проанализированное в Ветхом Завете поможет сделать выводы о современном развитии и укреплении государственных системы и политики, основываясь на опыте древнего мира. Ведь изложенное, в Священном Писании очень актуально и по сей день.
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ЛИТЕРАТУРА
Волков А.Б. Ветхозаветные пророки. М.: Институт Востоковедения РАН, 2005. С.19.
Дубнов С.М. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. С. 129
Ла Сор У, Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/ lasor/04.php (дата обращения: 19.06.2014).
Рот Сесиль. История евреев с древнейших времен по шестидневную войну URL:http://www.gramotey. com/?open_file=1269041946#T0C_idm140482890119472 (дата обращения: 19.06.2014).
Сорокин В. Введение в Ветхий Завет. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/sorok/02.php (дата обращения: 19.06.2014).
Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета. URL: http://www.bible-center.ru/book/context#cha pter=context~statesystem (дата обращения: 19.06.2014).
Флавий Иосиф. Иудейские древности. URL: http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/03.html (дата обращения: 19.06.2014).
REFERENCES
Volkov A.B. Vetkhozavetnyeproroki [Old Testament prophets]. Moscow, Institut Vostokovedeniia RAN, 2005. p.19. Dubnov S.M. Kratkaia istoriia evreev [Brief history of the Jews]. Rostov-on-Don, Feniks, 2000. p. 129.
La Sor U., Khabbard D., Bush F. Obzor Vetkhogo Zaveta [Overview Of The Old Testament]. Available at: http://www. gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/lasor/04.php (accessed 19 June 2014).
Rot Sesil'. Istoriia evreev s drevneishikh vremen po shestidnevnuiu voinu [The history of Jews from ancient times up to the six day war]. Available at: http://www.gramotey.com/?open_file=1269041946#TOC_idm140482890119472 (accessed 19 June 2014).
Sorokin V. Vvedenie v Vetkhii Zavet [Introduction to the old Testament]. Available at: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/bibliologia/sorok/02.php (accessed 19 June 2014).
Sorokin V Istoriko-kul’turnyi kontekst Vetkhogo Zaveta [Historical and cultural context of the old Testament]. Available at: http://www.bible-center.ru/book/context#chapter=context~statesystem (accessed 19 June 2014).
Flavii Iosif. Iudeiskie drevnosti [Jewish antiquities]. Available at: http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/03. html (accessed 19 June 2014).
Информация об авторе:
Жигульская Елена Юрьевна
(Россия, Воронеж)
Соискатель кафедры теории и истории государства и права. Воронежский государственный университет Ведущий юрисконсульт ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» E-mail: [email protected]
Information about the author:
Zhigul'skaia Elena Iur'evna
(Russia, Voronezh)
Applicant of the Department of Theory and History of State and Law. Voronezh state University Leading legal counsel of JSC “Voronezh Aircraft joint-stock company”
E-mail: [email protected]