Научная статья на тему 'Ветеринарно-санитарная служба вооруженных сил Российской Федерации в новом облике'

Ветеринарно-санитарная служба вооруженных сил Российской Федерации в новом облике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4529
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ветеринарно-санитарная служба вооруженных сил Российской Федерации в новом облике»

УДК 619:614

Ветеринарно-санитарная служба

Вооруженных сил Российской Федерации

в новом облике

В.П. Ветров, заместитель председателя Центрального совета межрегионального объединения организаций ветеранов Тыла Вооруженных сил, заслуженный ветеринарный врач РФ, генерал-майор ветеринарной службы запаса

«Если трудная доля и неопределенное правовое положение ветеринарного врача ощущается на каждом шагу и теперь, то что же было с ним на заре русской военной ветеринарии. История русской военной ветеринарии — история прогресса ветеринарии вообще и военной ветеринарии в частности, с одной стороны; с другой — она есть история скорби, печали и страданий бывших ветеринарных врачей, боровшихся на самостоятельность и самобытность своего дела».

A.M. Руденко, тайный советник, магистр ветеринарных наук (1910 г.)

Сокращения: ВВ МВД — внутренние войска Министерства внутренних дел, ВВИ — Военно-ветеринарный институт, ВС — Вооруженные силы, ВСС — Ветеринарно-сани-тарная служба, ИРП — индивидуальные рационы питания, ЛД — лабораторная диагностика, м/с — медицинская служба, НИОКР — научно-исследовательские опытно-контрольные работы, НИР — научно-исследовательские работы, ОМП — оружие массового поражения, ЦВСЭиЛД — Центр ветеринарно-санитарной экспертизы и лечебной диагностики

В 2008 г. руководство Министерства обороны приняло решение о реформировании ВС РФ. В соответствии с этим планом численность ВС к 2012 г. должна быть сокращена до 1 млн человек. Такое масштабное сокращение боевого состава армии влечет за собой и сокращение всех остальных служб Тыла, в частности ВСС.

Ветеринарно-санитарная служба ВС РФ — одна из старейших в Российской армии. Она представляет собой систему органов управления, организаций центрального, окружного, флотского, армейского подчинения, специалистов войскового звена, предназначенную для осуществления надзора за выполнением ветеринарного законодательства в ВС РФ. Служба организовывает и выполняет весь комплекс мероприятий — противоэпизоотических, истер! 1 парно-профилактических, лечебных, а также по ветеринарно-санитарному контролю качества и пищевой безопасности продовольствия и продовольственного сырья, поступающего в войска, обеспечивая тем самым защиту личного состава ВС от болезней, общих для человека и животных, пищевых токсикоиифек-пий и токсикозов.

На протяжении 300 лет ВСС была неотъемлемой частью тылового обеспечения войск и сил флота, а в период военных действий — и службой боевого обеспечения армии, в частности кавалерии.

После Великой Отечественной войны на ВСС были возложены задачи по защите личного состава войск от ОМП и по специфической индикации бактериальных средств; она принимала участие в выполнении некоторых государственных программ вооружений.

В СССР была создана глобальная система защиты войск, населения от антропозоонозов, сельскохозяйственных животных от зоонозов, фнтосанитарной защиты растении. В систему были вовлечены все передовые технологии того периода. Военная ветеринария в функционировании системы занимала не последнее место.

С окончанием периода военного противостояния с США и НАТО военная ветеринария обеспечивапа эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие размещения и действий войск п сил флота; участвовала в ряде НИР п НИОКР по созданию средств защиты войсковых и продовольственных животных; обеспечивала пищевую безопасность продуктов питания, поступающих в войска; активно участвовала в реализации Продовольственной программы в стране, развитии военных совхозов и подсобных хозяйств, а также во всех значимых мероприятиях, осуществляемых по планам Тыла ВС и других заинтересованных министерств и ведомств. В 2004 г. на службу были возложены функции государственного ветеринарного надзора и контроля.

В соответствии с планом реформирования Тыла ВС РФ предусмотрены следующие меры: в период с 2009 по 2012 г. перевести Тыл ВС с экстерриториального на территориальный принцип обеспечения войск с существенным снижением объемов хранения материально-технического имущества и продовольствия; расформировать более 200 действующих баз и складов и создать па их основе более 30 комплексных баз материально-технического обеспечения; сократить управленческие структуры Тыла ВС РФ на 70 %.

В центральном аппарате Тыла сохранится немногим более 300 должностей, из которых 60 % займут военнослужащие и 40 % — гражданские. Центральный орган Военно-ветеринарного управления будет представлен в этих структурах Отделом ветеринарного надзора. Минобороны планирует создать на базе 65 военных вузов 10 научных центров. Сейчас в системе военного образования функционируют 15 академий. 46 институтов и училищ, четыре университета. Цели реформирования военно-ветеринарной службы:

привести службу в соответствие с новым обликом Тыла российских ВС исходя из установленной численности войск, группировок Тыла и задач, стоящих перед службой;

Руководящий состав ВСС видов, родов войск, военных округов и флотов.

Первый ряд (слева направо): нач. ВСС космических войск полковник м/с К.В. Колосов, нач. ВСС военно-воздушных сил и противовоздушной обороны полковник м/с П.Е. Грацианов. нач. ВСС ВС РФ полковник м/с Ю.Г. Боев, председатель совета ветеранов ВСС ВС генерал-майор ветеринарной службы запаса В.П. Ветров, нач. ВВИ полковник м/с И.О. Колесниченко. нач. ВСС ракетных войск стратегического назначения полковник м/с H.A. Янчук, нач. ВСС железнодорожных войск полковник м/с В.Н. Никитин Второй ряд (слева направо): нач. ВСС Северного флота подполковник м/с Д.С. Ермилов, командир войсковой части центрального подчинения подполковник м/с C.B. Ивлиев, нач. ВСС Приволжско-Уральского военного округа полковник м/с И.А. Максимов, зам. нач. ВВИ полковник м/с А.Н. Авдиенко, нач. Центрального ветеринарного склада полковник м/с Ю.Е. Григорьев, главный специалист ВСС ВС РФ подполковник м/с В.В. Галкин, нач. ВСС Сибирского военного округа подполковник м/с В.П. Гармаев, нач. ВСС Московского военного округа подполковник м/с Б.Н. Кобзенко.

Третий ряд (слева направо): нач. ВСС Дальневосточного военного округа подполковник м/с Д.Ю. Дубовой, командир войсковой части Каспийской флотилии майор м/с В.Н. Насыпайко, нач. ВСС воздушно-десантных войск майор м/с Е.Г. Юдин, зам. нач. ВСС ВС РФ полковник м/с О.В. Кутепов, нач. ВСС Северокавказского военного округа полковник м/с А.Г. Тюленев. нач. ВСС Тихоокеанского флота подполковник м/с Р.В. Загуменных, нач. ветеринарно-санитарного отдела ГЦГиЭ Федеральной службы исполнения наказаний России подполковник м/с B.C. Лойко. нач. ВСС Балтийского флота подполковник м/с Б.П. Бушов. старший офицер Центра заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС РФ подполковник м/с E.H. Борзунов. зам. нач. ВС управления федеральной службы подполковник м/с C.B. Молодняков. нач. ВСС войск Командования специального назначения подполковник м/с Е.А. Никитин

сократить численность структур военной ветеринарии примерно на 30 %, сохранив только ветеринарные организации постоянной готовности. (Сокращение коснется в первую очередь организаций узкопрофильных и не полностью укомплектованных личным составом и специальной техникой, а также специалистов, которые не востребованы в полевых условиях.);

перевести основную часть должностей военнослужащих в категорию гражданских;

создать необходимые запасы ветеринарного имущества и специальных средств в потребном количестве и сосредоточить их применительно к группировкам Тыла; перевести окружные и флотские ветеринарные склады на комплексные тыловые базы материально-технического обеспечения;

создать многопрофильные ветеринарные организации нового типа, отвечающие современным требованиям.

В 2009 г. усилия службы были направлены не только на приведение своей структуры в соответствие с новым обликом ВС РФ и возложенными на службу задачами, но и на сохранение устойчивости и непрерывности ветеринарио-сани-тарного обеспечения в условиях реформирования. Была оптимизирована штатная структура всех организаций службы; должности военнослужащих заменены должностями гражданского персонала; отменены все ранее возложенные на службу задачи по формированию воинских частей и организаций ветеринарно-санитарной служб; аккредитовано 9 и

сформировано 4 ЦВСЭиЛД в трех военных округах и на одном флоте (в 2010 г. планируется переаккредитация еще 4 центров ЦВСЭиЛД); в штаты ЦВСЭиЛД включены новые образцы техники взамен устаревших (приоритетными направлениями в оснащении современными техническими средствами были организации Северо-Кавказского военного округа и Балтийского флота). Непрерывно осуществлялось методическое руководство ветеринарно-санитарными службами округов, флотов, видов и родов войск. Особо следует указать на расформирование ВВИ и Центрального ветери-нарно-энизоотического отряда.

15 связи с сокращением бюджетного финансирования службы в рамках государственного оборонного заказа 2009 г. биологические препараты и специальная техника службой не закупались. Были приобретены только необходимые дезинфекционные средства и лабораторные приборы, другое оборудование. Сегодня обеспеченность подразделений службы ветеринарным имуществом, а также техническими средствами составляет 100%. Боевая и мобилизационная готовность службы, ее организаций поддерживается на уровне, обеспечивающем перевод с мирного на военное время.

Среди военных и гражданских ветеринарных специалистов не утихает полемика относительно сути происходящих реформ и их последствий для обороноспособности страны. У многих вызывают тревогу тотальность и стремительность

Выпуск офицеров ВВИ в 2009 году

реорганизации службы. При таких темпах невозможно не упустить какие-то «мелочи», которые обернутся серьезными проблемами. В частности, вызывает тревогу перспектива ветери-нарно-санитарного обеспечения войск в реальных боевых условиях или же при переводе с мирного на военное положение.

Военно-ветеринарная служба наделена функциями государственного надзора, а механизм его применения еще далек от совершенства. Требуется доработать многие документы правовог о характера, например Закон «О ветеринарии», проект новой редакции которого согласовывается уже почти 15 лет.

В рамках действующей Федеральной целевой программы «Защита населения, войск, сельскохозяйственных животных и среды обитания в условиях экстремальных ситуаций, природных техногенных катастроф и военного времени», а также в соответствии с требованиями Военной доктрины РФ к наиболее важным направлениям деятельности военной ветеринарии относят:

целевой сбор и систематизацию данных о состоянии природных очагов болезней, наличии инфекционных заболеваний в зарубежных странах, анализ и прогнозирование эпизоотической ситуации, создание банка данных для принятия аргументированных стратегических решений по охране территории РФ от заноса и распространения особо опасных ант-ропозоонозных болез!ки;

разработку с использованием современных биологических технологий новых и совершенствование существующих средств и методов экспресс-диагностики п защиты животных, растений от поражений возбудителями особо опасных болезней;

совершенствование и разработку системы ведения агропромышленного про!иводства;

организационно-методические мероприятия для территорий, прилегающих к радиационным, химическим и биологически опасным объектам и предприятиям, функционирование которых сопряжено с возможностью возникновения техногенных катастроф;

разработку способов обезвреживания, обеззараживания, дезактивации, консервирования, хранения и переработки пищевого сырья (обеспечивающих получение безопасных для организма человека пищевых продуктов), полученного от

животных, пораженных техногенными веществами вследствие локальных вооруженных конфликтов, террористических актов и природных катастроф, сопровождающихся разрушением химических, биологических промышленных предприятий, а также предприятий с ядерным циклом;

разработку способов лечения и профилактики поражений войсковых и продовольственных животных отравляющими веществами; нового поколения профилактических и лечебных средств-антидотов.

Исключение в 2006 г. из перечня Генерального штаба ВС военно-учетных специальностей ветеринарного профиля, таких как ветеринарный врач-эпизоотолог, радиолог-токсиколог, вирусолог-микробиолог, ветеринарно-санитарный эксперт и др. (всего 10 специальностей) и последующее прекращение их централизованной подготовки для потребностей службы приведет к возникновению серьезных трудностей при выполнении вышеперечисленных задач, особенно в период перевода ветеринарной службы армии на «военные рельсы». В настоящее время существует только одна военно-учетная специальность — ветеринарно-санитарное обеспечение войск или попросту ветеринарный врач общей практики. Данная специальность унифицирована с медицинскими военно-учетными специальностями, что неправильно по чисто юридическим соображениям.

Идея упразднить военно-ветеринарное образование и расформировать ВВИ, готовящий военных ветеринарных врачей высшей квалификации для всего блока силовых структур РФ. возникла не сегодня: вопрос будировался неоднократно на протяжении последних двух десятков лет.

К субъективным предпосылкам принятия такого решения относится прежде всего недальновидная позиция руководства по использованию этого уникального учебного заведения, имеющего 200-летнюю историю. Сегодня высшее военно-ветеринарное образование сохраняется в КНР (ветеринарная академия НОАК) и Республике Казахстан (военная кафедра КАЗНАУ). После развала Советского Союза лидеры ряда стран СНГ неоднократно обращались к руководству ВС с предложениями о подготовке военных ветеринарных специалистов на базе военно-ветеринарного факультета при МВА и ВВИ для своих национальных армий. Но отклика не нашли.

Потребность в специалистах высшей квалификации в силовом блоке РФ и других структурах, предусматривающих

военную службу, существует и по сей день. Однако в органах управления, организациях и бригадах постоянной готовности штатным расписанием предусмотрена должность ветеринарного врача — служащего, содержащегося но отдельному положению. Ряд силовых ведомств (ВВ МВД и пограничные войска ФСБ) приняли решение о прекращении финансирования подготовки специалистов для своих ведомств.

Проведенная еще в 2005 г. финансово-экономическая оценка содержания вуза и затрат денежных средств на одного обучаемого показала, что курсант ВВП за двухгодичный период обучения обходится государству в 4 раза дешевле, нежели такой же курсант любого общевойскового училища. Так что разговоры о какой-либо экономии денежных средств — пустая фразеология.

Выделение денежных средств в рамках государственного оборонного закала на 2010 г. не планируется, что делает невозможным оснащение организаций службы современными техническими средствами, проведение различных исследований пищевых продуктов, продовольственного сырья и других лабо-раторно-диагностических анализов, быстрых и качественных дезинфекционных мероприятий в войсках округа (флота).

Весьма ощутимую потерю ВСС понесла при расформировании ВВП, в результате чего:

потерян научно-педагогический потенциал двух академических кафедр; планируется уволить в запас полтора десятка кандидатов ветеринарных и биологических наук и ряд преподавателей, имеющих богатый боевой и практический опыт в войсках;

прекратили свое существование такие научные школы и направления, как военно-ветеринарная токсикология и радиобиология, военная эпизоотология, полевая ветеринарно-сани-тарная экспертиза, военно-полевая ветеринарная хирургия, организация и тактика применения ветеринарно-санитарной службы и еще с десяток военно-прикладных дисциплин;

утрачены уникальная учебно-методическая база и учебные лаборатории, лабораторный парк технических средств;

с ликвидацией трех научно-исследовательских лабораторий и научно-исследовательского отдела ВСС ВС лишилась научно-методического и методологического центра военной ветеринарии в масштабе ВС;

утрачено уникальное научно-исследовательское направление по созданию средств защиты войсковых и продовольственных животных; ликвидирована старейшая военная ветеринарная токсикологическая школа, на основе которой в советский и современный период строилась система защиты населения и сельскохозяйственных животных всей страны от ОМП;

прекращены НИР и свернуты программы по созданию средств защиты и профилактики при подготовке минно-ро-зыскных собак;

с ликвидацией ученого совета ВВП прерывается прямая связь вновь планируемого Отдела ветеринарного надзора с научным миром, прекратилось многолетнее творческое взаимодействие примерное 12 ведущими институтами РАСХН, РАН и научно-производственными организациями московского региона, ФГУ «Центр» в области ветеринарии МСХ РФ и др;

не исключено выведение из членства отделения бюро ветеринарной медицины РАСХН, что создаст определенные трудности при дальнейшем осуществлении ветеринарно-са-нитарного обеспечения ВС. Кроме того, служба лишались базы подготовки и переподготовки специалистов из числа вновь прибывшего гражданского состава и мобилизационного резерва; прекращена подготовка высококвалифицированных специалистов для МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, ФСИН и других структур;

существующий уникальный музей военной ветеринарии временно передан МГАВМиБ им. КС. Скрябина, но у общественности нет гарантии его дальнейшей сохранности.

С расформированием Центрального ветеринарно-эпизо-отического отряда утрачена методическая и лабораторная база службы по подготовке специалистов руководящего звена ветеринарной службы.

Мы прогнозируем отток специалистов в другие структуры, где гарантируемая оплата труда будет в два-три раза выше, нежели в ветеринарных организациях, переведенных на новые штаты и другую схему оплаты труда. Естественно, в условиях отсутствия специализированной профессиональной подготовки их место займут менее квалифицированные кадры, не знающие специфику военной службы и большинство вопросов ветеринарного и тылового обеспечения войск. А задачи, стоящие перед военной ветеринарией в общей схеме тылового обеспечения войск, никто не снимал. Вот их неполный перечень: совершенствовать систему ветеринарио-са-нитарного обеспечения ВС РФ путем перехода на территориальный принцип, с вовлечением в процесс государственных организаций и коммерческих предприятий, предоставляющих услуги на договорной основе; создать систему запасов материальных средств в ВС РФ с учетом оперативного построения войск и сокращения численности войск (сил); поддерживать техническую оснащенность службы на уровне, позволяющем гарантированно обеспечить боевую готовность войск (сил) и Тыла; обеспечить эффективное функционирование системы контроля безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья, не допускать поставку в войска (силы) некачественного продовольствия (с истекшими сроками хранения); обеспечить готовность органов ВСС к проведению мероприятий по недопущению возникновения и распространения в войсках (силах) заразных заболеваний, общих для человека и животных; совершенствовать нормативно правовую базу, касающуюся ве-теринарно-санитарного обеспечения ВС РФ. а также систему управления ВСС в ВС РФ; выработать навыки и методы работы руководящего состава и должностных лиц в условиях нового облика ВС; организовать взаимодействие в вопросах мобилизационной подготовки и мобилизации с федеральными органами исполнительной власти РФ, центральными органами военного управления ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Российские военные ветеринары всегда отличались высочайшим профессионализмом, коллективной сплоченностью, преданностью своей работе. Большинство офицеров ветеринарной (теперь медицинской) службы являются прекрасными организаторами войскового хозяйства. Они хорошо знают основы и тонкости продовольственного, вещевого обеспечения, снабжения горючим, тактико-технические характеристики и возможности техники Тыла. Понимают специфику ротного хозяйства, жизнь и быт солдата, технологию приготовления пищи, правила переработки продуктов питания, организацию ссльхозпроизводства и подсобных хозяйств и много других вопросов, которые называют одним словом ТЫЛ.

Современность диктует свои правила игры. При анализе исторического опыта нашего отечества, опыта зарубежных стран, а также процессов, происходящих сегодня в строительстве тыловых структур, возникает надежда, что ощутимых потерь в военной ветеринарии удастся избежать. Сохранились структуры службы и, главное, пока остаются в строю люди. В рядах ВСС Тыла ВС находятся специалисты высшего класса, можно сказать, элита отечественной ветеринарии. Очень важно не допустить, чтобы работа в реформированной службе потеряла для них материальную и моральную привлекательность.

Жизнь подскажет будущие решения. На реформы требуется не один год, неизбежны существенные поправки и изменения, в т.ч. в сторону наработанной схемы военно-ветеринарного дела в России, которому идет четвертая сотня лет!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.