DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-3-45-14 УДК 340.154
ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР И СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА
М.П. Беляев
В статье рассматривается влияние Вестфальского мира на становление международного экономического права. Автор рассматривает экономическое положение, в котором оказалась Священная Римская империя в результате Тридцатилетней войны. Были введены новые таможенные и дорожные сборы, повышены старые таможенные тарифы. Вся континентальная торговля была парализована. В основу решений Вестфальского конгресса была положена концепция свободы торговли. Отменялись все таможенные сборы, пошлины и другие ограничения, которые были самовольно введены без согласия императора и курфюрстов. Еще до начала войны долговые обязательства достигли значительных размеров. На период подписания Вестфальского мира были введены моратории на 5 лет на выплату процентов и погашение долгов. На Регенсбургском рейхстаге 1654 г. были выработаны предложения по компенсации на региональном уровне, об урегулировании договоров ссуды и выплаты процентов по взносам, а также об уменьшении процентов по текущим взносам.
Ключевые слова: Вестфальский мир; торговля; таможенные сборы и пошлины; финансы; должники.
M.P. Belyaev. PEACE OF WESTPHALIA AND THE FORMATION OF INTERNATIONAL ECONOMIC LAW
The article examines the influence of the Peace of Westphalia on the formation of international economic law. The author examines the economic situation in which the Holy Roman Empire found itself as a result of the Thirty Years' War. New customs and road taxes were introduced and old customs tariffs were raised. All continental trade was paralyzed. The decisions of the Westphalian Congress were based on the concept of freedom of trade. All customs duties, taxes and other restrictions that were arbitrarily introduced without the consent of the emperor and the electors were abolished. Even before the outbreak of the war, debt obligations had reached significant proportions. For the period of the signing of the Peace of Westphalia, moratoriums were introduced for 5 years on the payment of interest and repayment of debts. At the Regensburg Reichstag in 1654, proposals for compensation at the regional level, on the settlement of loan agreements and payment of interest on contributions, on a decrease in interest on current contributions were developed.
Keywords: Peace of Westphalia; trade; customs fees and duties; finance; debtors.
Международное экономическое право является отраслью международного публичного права, которое представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений [1].
Вестфальский мир сыграл большую роль и в становлении международного экономического права. В ходе Тридцатилетней войны торговля в рамках Священной Римской империи была ограничена введением новых таможенных и дорожных сборов или повышением старых таможенных тарифов. Вся континентальная торговля была парализована, а торговая блокада Франции препятствовала восстановлению Империи. В меньшей степени пострадал от этого Лейпциг, находившийся под покровительством саксонских курфюрстов. Он оказался в выиг-
рышном положении благодаря перемещению торговых путей и денежных потоков. В итоге Лейпциг превратился в ведущий центр ярмарочной торговли [3; 5].
Введение новых налогов лишь ухудшало экономическое положение отдельных территорий. Неудачей окончился ввод акциза в Саксонии в 1640 г. Этот налог не был отменен и после войны. Поэтому товары перевозились в обход Саксонии. Шелк и другие дорогостоящие товары из Италии пошли на север через Тюрингию, полотно - из Богемии и Силезии через Бранденбург (до введения там акциза). Напрасно сословия Саксонии жаловались, что акциз вызвал экономический крах страны. Западногерманские города неоднократно заявляли, что при этих условиях их торговля с Лейпцигом не могла возродиться [6].
Брабантской буллой 1349 г., данной импера-
тором Карлом IV брюссельскому правительству, устанавливались привилегии, на основании которых ни один вассал или подданный Брабанта, Лимбурга или Антверпена не должен был отвечать перед иностранным судом. Этой привилегией злоупотребляли Нидерланды, что негативно отражалось на торговых отношениях с соседними немецкими территориями. О подобных фактах неоднократно поступали жалобы в адрес рейхстага [3].
Голландские купцы через Рейн и балтийские порты проникли во внутренние районы Империи. Тем не менее, после войны их влияние усилилось и в некоторых местах стало преобладающим. Голландцы с их ресурсами и торговыми связями имели большое преимущество по сравнению с купцами мелких немецких городов [6].
Ганзейский союз попал в кризис в то время, когда государства пытались взять торговлю в свои руки по финансовым причинам. Укрепление государства в Скандинавии, восточной части региона Балтийского моря, в Нидерландах и в Англии, а теперь определенно и на немецких территориях не оставило абсолютно никакой свободы для неправительственных форм организации торговли. Крах торговых контор в Новгороде, Брюгге и Лондоне четко отражает кризис Ганзы. Габсбурги пытались возродить Ганзейский союз после Тридцатилетней войны, но эта попытка была неудачной.
На катастрофический спад торговли значительное влияние оказали потери 2/3 населения в ходе Тридцатилетней войны, разрыв многих международных связей и сокращение спроса. Это можно было только частично компенсировать в обозримом будущем благодаря участию государства в экономике: с помощью налоговых льгот для иммигрантов и желающих вступить в брак, льготных ссуд для создания новых рабочих мест, моратория на выплату процентов и долгов [7].
Участники Вестфальского конгресса хотели устранить возникшие проблемы. В ходе конгресса в основу его решений была положена концепция свободы торговли и устранения вызванных непосредственно войной непомерных таможенных сборов. Участники переговоров учитывали также особенности различных стран. В соответствии с § 1 и 2 ст. IX Оснаб-рюкского договора и § 67 и 68 Мюнстерского договора отменялись все таможенные сборы и пошлины, непомерные почтовые сборы, а также все другие ограничения, которые были самовольно введены в Империи в ущерб торговле и против общего блага вопреки существующим правам и вольностям, без согласия
императора и курфюрстов. Не допускались злоупотребления Брабантской буллой, репрессалии и конфискации, которые происходили наряду с выселением иностранцев.
Права и привилегии земель, прилегающих к рекам, и всех других, а также пошлины, которые были разрешены на р. Везер императором с согласия курфюрстов или были введены на основе многолетнего обычая, должны были взиматься в полном объеме и оставаться правомерными. Торговля должна была быть полностью свободной: на суше и воде должно быть гарантировано свободное передвижение. Требовалось предоставление свободы проезда и ведения торговли, которая существовала в Германии до начала военных действий.
Тридцатилетняя война негативно отразилась не только на торговле и таможенном деле, но и на системе имперских кредитных отношений. Еще перед началом войны долговые обязательства имперских и земельных чинов, а также частных лиц достигли значительных размеров [3].
В начале XVII в. высокая задолженность была серьезной проблемой всех европейских королевских дворов. К уравновешиванию платежного баланса вело несколько путей, известных экономистам того времени. Главные - это увеличение налогов и инфляционная девальвация валюты. Следствием войны в финансовой сфере стала значительная инфляция и наводнение Германии низкокачественной разменной монетой. Основной причиной кризиса было то, что с началом войны многие князья прибегли к порче монеты как средству пополнения бюджета. Сначала под влиянием огромного потока денег торговля и ремесло даже оживились, но вскоре мелкие монеты стали быстро обесцениваться, начался значительный рост цен. Как мера борьбы с денежным кризисом в этот период в разных частях Германии создавались монетные союзы. Они устанавливали курсы для того или иного региона, принимали меры по борьбе с некачественной монетой. Благодаря активно принимаемым мерам в годы Тридцатилетней войны денежная система Империи оставалась относительно стабильной [2; 5].
Тридцатилетняя война и крах больших банкирских домов разрушили систему кредита и ограничили размеры оборотного капитала. Значительное влияние на развитие кредитования в Гамбурге оказала иммиграция нидерландских, сефардских и английских купцов, которые вывели систему кредитования в нем на европейский уровень. Этот город придерживался нейтралитета и установил у себя низкий уровень
портовых сборов. В результате войны Гамбург практически не пострадал [5; 6].
Нанесенные Тридцатилетней войной разрушения и связанные с этим финансовые трудности вынуждали имперских чинов искать новые возможности для аккумуляции финансовых ресурсов. Это позволило возвыситься еврейским придворным банкирам. В то время как многие купцы-банкиры в имперских городах понесли в годы войны финансовые потери и поэтому были не в состоянии предоставлять князьям кредиты, лишь еврейские ростовщики могли удовлетворить потребности государей в финансах. Придворные евреи играли важную роль в развитии международного кредита в государствах Центральной Европы. Они поставляли дворам алмазы и предметы роскоши. Евреи восприняли Вестфальский мир как победу Давида над Голиафом [4; 5].
Меры, принимаемые отдельными имперскими чинами, представляли лишь часть правового механизма, положенного в основу возрождения международных экономических отношений между сторонами Вестфальского мира. Другим важным правовым документом было решение Регенсбургского рейхстага от 17 мая 1654 г. - первого рейхстага после Вестфальского мира. Оно содержит нормы, регулирующие кредитно-финансовые отношения и проблемы задолженности (§ 170-176). В частности, это предложения по компенсации на региональном уровне, об урегулировании договоров ссуды и выплаты процентов по взносам, а также об уменьшении процентов по текущим взносам. Решение рейхстага наметило определенную политику по мораториям и будущим процентным ставкам, а также меры экономической поддержки и мораторий в курфюршестве Пфальц [3].
В 1654 г. было также принято постановление, которое обеспечивало трехлетнюю защиту от увольнения и предусматривало, что 75 % всей задолженности по процентам, накопленной во время войны, аннулировалось. Предоставлялось 10 лет для выплаты оставшейся части. Однако во многих местах этого заметного облегчения было недостаточно, чтобы стимулировать денежно-кредитную систему таким же образом, как в Англии или Нидерландах. Рейхстаг также издал постановление о максимальной процентной ставке в размере 5 %, что было слишком низко при существовавшей в то время нехватке финансовых средств. Только к 1675 г. финансовый рынок вернулся к нормальному состоянию [4; 7].
В целях развития идей, содержащихся в решении Регенсбургского рейхстага 1654 г.,
был принят ряд локальных правовых актов, регулировавших отношения по вопросу долговых обязательств. К таковым можно отнести, например, указ герцога Вюртембергского от 03.02.1655 о регулировании долговых обязательств, а также аналогичный указ курфюрста Пфальца от 06.12.1654. В Вюртемберге, одном из наиболее сильно пострадавших районов Империи, заключались мировые соглашения с кредиторами, в результате чего долги были уменьшены вдвое. В Баварии князья довольно последовательно использовали возможность для уменьшения своих долгов, особенно за счет местной знати [3; 7].
Относительно стабильные институциональные условия для хозяйственного восстановления после Тридцатилетней войны создавали высшие судебные органы Империи. Юрисдикция Имперского камерального суда в 1/3 судебных прецедентов затрагивала денежно-кредитное хозяйство, особенно сферу кредитования и споры о задолженности. Еще порядка 10 % постановлений этого суда касались сферы торговли и ремесленного производства. В Имперском придворном совете в Вене процессы, посвященные кредитно-денежным делам, занимали около 18 %, а торговые и ремесленные споры - 8 % всех его судебных заседаний. Имперские округа наряду с поддержанием мира и исполнением решений рейхстагов осуществляли надзор за монетным обращением. Были созданы валютные зоны на севере и востоке и юге Империи [5].
Таким образом, Вестфальские мирные договоры и принятые во их исполнение решения Регенсбургского рейхстага способствовали восстановлению разрушенной в годы Тридцатилетней войны экономики и сыграли большую роль в формировании таких подотраслей международного экономического права, как международное торговое право и международное валютно-финансовое право.
Список литературы
1. Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 1986. 304 с.
2. Ворел П. Чешская налоговая реформа 1615 г. и экономические причины начала «чешской войны» (1618) // Три даты трагического пятидесятилетия Европы (1598-1648): Россия и Запад в годы Смуты, религиозных конфликтов и Тридцатилетней войны. М.: ИВИ РАН, 2018. С. 74-86.
3. История международного права: монография / под ред. А.И. Дмитриева, У.Э. Батлера. 2-е изд., доп. и перераб. Одесса: Фешкс, 2013. 574 с.
4. Социальные связи и их трансформация в
Западной Европе XVII века: кол. монография / отв. ред. С.А. Васютин, О.В. Ким. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2014. 734 с.
5. Экономическая история Германии: от эпохи камерализма до наших дней: монография / под ред. С И. Невского. М.: ИНФРА-М, 2016. Т. 1. 261 с.
6. Carsten F.L. Essays in German history. London: the Hambledon press, 1985. 367 p.
7. Duchhardt H. Deutsche Verfassungsgeschichte 1495-1806. Stuttgart; Berlin; Köln: W. Kohlhammer, 1991. 270 р.
References
1. Boguslavskij M.M. Mezhdunarodnoe eko-nomicheskoe pravo [International economic law]. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1986. 304 s.
2. Vorel P. Cheshskaya nalogovaya reforma 1615 g. i ekonomicheskie prichiny nachala «chesh-skoj vojny» (1618) [The Czech tax reform of 1615 and the economic reasons for the beginning of the «Czech War» (1618)] // Tri daty tragicheskogo pyati-
desyatiletiya Evropy (1598-1648): Rossiya i Zapad v gody Smuty, religioznykh konfliktov i Tridtsatilet-nej vojny. M.: IVI RAN, 2018. S. 74-86.
3. Istoriya mezhdunarodnogo prava [History of international law]: monografiya / pod red. A.I. Dmit-rieva, U.E. Batlera. 2-e izd., dop. i pererab. Odessa: Feniks, 2013. 574 s.
4. SotsiaFnye svyazi i ikh transformatsiya v Zapadnoj Evrope XVII veka [Social relations and their transformation in Western Europe of the XVII century]: kol. monografiya / otv. red. S.A. Vasyutin, O.V. Kim. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2014. 734 s.
5. Ekonomicheskaya istoriya Germanii: ot epo-khi kameralizma do nashikh dnej [The economic history of Germany: from the era of Cameralism to the present day]: monografiya / pod red. S.I. Nev-skogo. M.: INFRA-M, 2016. T. 1. 261 s.
6. Carsten F.L. Essays in German history. London: the Hambledon press, 1985. 367 p.
7. Duchhardt H. Deutsche Verfassungsgeschichte 1495-1806. Stuttgart; Berlin; Köln: W. Kohlhammer, 1991. 270 p.
БЕЛЯЕВ Михаил Петрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения. Российский университет кооперации. Россия. Мытищи. E-mail: babek-han@mail.ru.
BELYAEV, Mikhail Petrovich - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Jurisprudence. Russian University of Cooperation. Russia. Mytischi. E-mail: babek-han@mail.ru.