спасённая красота
№2 (02) 2013
«Весталка» Луи-Мишеля Ван Лоо реставрация портрета фени де ла Прад
Зилия
Явгильдина, доктор педагогических наук, профессор
АННОТАЦИЯ: статья посвящена процессу реставрации женского портрета выдающегося живописца Луи-Мишеля Ван Лоо, в результате которой была произведена замена подрамника, восстановление грунта и красочного слоя.
КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: женский портрет, весталка, подрамник, кракелюр, грунт, красочный слой, тонировки.
SuMMARY ABSTraCT: The article is devoted to the process of the restoration of the female portrait by outstanding painter Louis-michel Van Loo, as a result was replaced the subframe, restored ground and coat of paint.
Key wORDS: female portrait, vestal, subframe, craquelure, ground, coat of paint, tinges.
В первом выпуске вестника «Мир искусств» мы уже писали о «Портрете Фени де ла Прад в образе весталки» в контексте выставки «Ты смотришь на меня со старого портрета...» из Большого собрания изящных искусств ASG [1]. Мы обращаемся к нему вторично, потому что работа интересная как примечательный пример реставрации.
Картина была приобретена на аукционе Тажан (Tajan) 22 июня 2011 г. как произведение круга Луи-Мишеля Ван Лоо. Портрет представляет собой поясное изображение женщины средних лет, держащей в руке поленце, которое она поджигает от пылающей жаровни. На обороте к подрамнику была приклеена старая этикетка, написанная орешковыми чернилами: «Dame de Fénis de la Prade» («Дама Фени де ла Прад). Размеры полотна 80x63 см. БСИИ ASG Инв. №01-2225. Реставратор Сульдин А.В.
Полотно до реставрации
I Утраты грунта и красочного слоя
Работа написана на крупнозернистом холсте, покрытом меловым грунтом на основе клея животного происхождения. Толщина грунта -незначительна и не превышает 0,5 мм. По всей поверхности холста, особенно вдоль нижней и боковых кромок, были значительные утраты красочного слоя и грунта. В центральной и верхней части красочный слой покрыт нитяным кракелюром с приподнятыми краями и короблением основы. Лицевая сторона имела загрязнения лакового слоя с многочисленными местами его помутнений. На лице, шеи, груди, руках и одежде имелись поздние записи, особенно хорошо видимые в ультрафиолетовых лучах.
3 Процесс укрепления красочного слоя
Процесс укрепления красочного слоя проводится 3 - 6-процентным раствором осетрового клея с добавлением медового пластификатора посредством наложения профилактики.
Щ Щ f 1 _ ^ 1
В ходе реставрации были проведены все операции по укреплению холста, исправлению его короблений, укреплению грунта и красочного слоя, а также выравнивание лицевой стороны портрета. Кроме утрат на картине имелось пять дефектов основы в виде разрывов и проколов. В нескольких были следы механического воздействия в виде продавленностей и потертостей.
Подведение заплат в местах ^повреждений основы
После укрепления и удаления профилактики в местах повреждения основы были наложены пять заплат на осетровом клее.
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
Í4up искусств
1
№2 (02) 2013
спасённая красота
5 Состояние работы после удаления профилактических заклеек
1
Проведено подведение грунта в местах утрат с последующей обработкой, заключающейся в имитации окружающей авторской фактуры, а также шлифовке ее «под лицо».
гКартина после расчистки
Одна из наиболее ответственных операций - расчистка полотна, в результате которой были удалены несколько слоев поздних лаковых покрытий, имевших свои сетки кракелюра и во многом скрывавших и искажавших портретное изображение. Именно после их удаления в авторском виде предстали такие элементы как: кисть левой руки, грудь портретируемой и характерный миндалевидный разрез глаз. Расчистка производилась органическими растворителями спиртовой и бензольной групп, а также механическим способом с помощью скальпелей.
к Тонировка холста масляными красками
Для закрепления на новом подрамнике по краям холста были подведены новые льняные кромки с аналогичной авторскому материалу зернистостью.
После натяжки холста на новый подрамник по местам утрат, потертостей и подведенному новому грунту была проведена локальная тонировка масляными красками.
' Работа после подведения ^реставрационного грунта
I Новый подрамник до и после тонировки
В плохом состоянии был также подрамник, у которого были разбиты пазы и утрачены колки, а наружная кромка не позволяла монтировать на нее холст. На реставрационном совете было признано нецелесообразным сохранять старый подрамник, который уже не мог исполнять свои функции. Было принято решение о переносе холста на новый подрамник, идентичный прежнему, с обязательным переносом на него этикетки.
10
Картина после реставрации
Ванлоо, Луи-Мишель, круг (1707 -1771/1775) Портрет Фени де ла Прад в образе весталки Франция, XVIII в. Холст, масло 80x63 см БСИИЛ8С Инв. № 01-2225
W4
Луи-Мишель ван Лоо Женский портрет в образе весталки [2]
В результате реставрации полотно получило вид, почти полностью соответствующий первоначальному. Это позволило найти многие точки соприкосновения с другим полотном мастера, также представляющим модель в виде весталки.
Обнаруживаются параллели в композиции обоих портретов, их колорите, в трактовке деталей, таких как: складки на вуали и рельефных мазках, передающих атлас платья. Все это подтверждает принадлежность работы кругу живописца - одного из самых популярных портретистов Франции и Испании середины XVIII в. Ссылки:
1. Мир искусств. Вестник МИА ASG. № 1(01) 2013, стр. 128; 2. www.wikigallery.org
ВЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
fMLUp ИСКУССТВ