Научная статья на тему '«Весталка» Луи-Мишеля ван Лоо реставрация портрета Фени де ла Прад'

«Весталка» Луи-Мишеля ван Лоо реставрация портрета Фени де ла Прад Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женский портрет / весталка / подрамник / кракелюр / грунт / красочный слой / тонировки / female portrait / vestal / subframe / craquelure / ground / coat of paint / tinges

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Явгильдина Зилия

Статья посвящена процессу реставрации женского портрета выдающегося живописца Луи-Мишеля Ван Лоо, в результате которой была произведена замена подрамника, восстановление грунта и красочного слоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the process of the restoration of the female portrait by outstanding painter Louis-Michel Van Loo, as a result was replaced the subframe, restored ground and coat of paint.

Текст научной работы на тему ««Весталка» Луи-Мишеля ван Лоо реставрация портрета Фени де ла Прад»

спасённая красота

№2 (02) 2013

«Весталка» Луи-Мишеля Ван Лоо реставрация портрета фени де ла Прад

Зилия

Явгильдина, доктор педагогических наук, профессор

АННОТАЦИЯ: статья посвящена процессу реставрации женского портрета выдающегося живописца Луи-Мишеля Ван Лоо, в результате которой была произведена замена подрамника, восстановление грунта и красочного слоя.

КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: женский портрет, весталка, подрамник, кракелюр, грунт, красочный слой, тонировки.

SuMMARY ABSTraCT: The article is devoted to the process of the restoration of the female portrait by outstanding painter Louis-michel Van Loo, as a result was replaced the subframe, restored ground and coat of paint.

Key wORDS: female portrait, vestal, subframe, craquelure, ground, coat of paint, tinges.

В первом выпуске вестника «Мир искусств» мы уже писали о «Портрете Фени де ла Прад в образе весталки» в контексте выставки «Ты смотришь на меня со старого портрета...» из Большого собрания изящных искусств ASG [1]. Мы обращаемся к нему вторично, потому что работа интересная как примечательный пример реставрации.

Картина была приобретена на аукционе Тажан (Tajan) 22 июня 2011 г. как произведение круга Луи-Мишеля Ван Лоо. Портрет представляет собой поясное изображение женщины средних лет, держащей в руке поленце, которое она поджигает от пылающей жаровни. На обороте к подрамнику была приклеена старая этикетка, написанная орешковыми чернилами: «Dame de Fénis de la Prade» («Дама Фени де ла Прад). Размеры полотна 80x63 см. БСИИ ASG Инв. №01-2225. Реставратор Сульдин А.В.

Полотно до реставрации

I Утраты грунта и красочного слоя

Работа написана на крупнозернистом холсте, покрытом меловым грунтом на основе клея животного происхождения. Толщина грунта -незначительна и не превышает 0,5 мм. По всей поверхности холста, особенно вдоль нижней и боковых кромок, были значительные утраты красочного слоя и грунта. В центральной и верхней части красочный слой покрыт нитяным кракелюром с приподнятыми краями и короблением основы. Лицевая сторона имела загрязнения лакового слоя с многочисленными местами его помутнений. На лице, шеи, груди, руках и одежде имелись поздние записи, особенно хорошо видимые в ультрафиолетовых лучах.

3 Процесс укрепления красочного слоя

Процесс укрепления красочного слоя проводится 3 - 6-процентным раствором осетрового клея с добавлением медового пластификатора посредством наложения профилактики.

Щ Щ f 1 _ ^ 1

В ходе реставрации были проведены все операции по укреплению холста, исправлению его короблений, укреплению грунта и красочного слоя, а также выравнивание лицевой стороны портрета. Кроме утрат на картине имелось пять дефектов основы в виде разрывов и проколов. В нескольких были следы механического воздействия в виде продавленностей и потертостей.

Подведение заплат в местах ^повреждений основы

После укрепления и удаления профилактики в местах повреждения основы были наложены пять заплат на осетровом клее.

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

Í4up искусств

1

№2 (02) 2013

спасённая красота

5 Состояние работы после удаления профилактических заклеек

1

Проведено подведение грунта в местах утрат с последующей обработкой, заключающейся в имитации окружающей авторской фактуры, а также шлифовке ее «под лицо».

гКартина после расчистки

Одна из наиболее ответственных операций - расчистка полотна, в результате которой были удалены несколько слоев поздних лаковых покрытий, имевших свои сетки кракелюра и во многом скрывавших и искажавших портретное изображение. Именно после их удаления в авторском виде предстали такие элементы как: кисть левой руки, грудь портретируемой и характерный миндалевидный разрез глаз. Расчистка производилась органическими растворителями спиртовой и бензольной групп, а также механическим способом с помощью скальпелей.

к Тонировка холста масляными красками

Для закрепления на новом подрамнике по краям холста были подведены новые льняные кромки с аналогичной авторскому материалу зернистостью.

После натяжки холста на новый подрамник по местам утрат, потертостей и подведенному новому грунту была проведена локальная тонировка масляными красками.

' Работа после подведения ^реставрационного грунта

I Новый подрамник до и после тонировки

В плохом состоянии был также подрамник, у которого были разбиты пазы и утрачены колки, а наружная кромка не позволяла монтировать на нее холст. На реставрационном совете было признано нецелесообразным сохранять старый подрамник, который уже не мог исполнять свои функции. Было принято решение о переносе холста на новый подрамник, идентичный прежнему, с обязательным переносом на него этикетки.

10

Картина после реставрации

Ванлоо, Луи-Мишель, круг (1707 -1771/1775) Портрет Фени де ла Прад в образе весталки Франция, XVIII в. Холст, масло 80x63 см БСИИЛ8С Инв. № 01-2225

W4

Луи-Мишель ван Лоо Женский портрет в образе весталки [2]

В результате реставрации полотно получило вид, почти полностью соответствующий первоначальному. Это позволило найти многие точки соприкосновения с другим полотном мастера, также представляющим модель в виде весталки.

Обнаруживаются параллели в композиции обоих портретов, их колорите, в трактовке деталей, таких как: складки на вуали и рельефных мазках, передающих атлас платья. Все это подтверждает принадлежность работы кругу живописца - одного из самых популярных портретистов Франции и Испании середины XVIII в. Ссылки:

1. Мир искусств. Вестник МИА ASG. № 1(01) 2013, стр. 128; 2. www.wikigallery.org

ВЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

fMLUp ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.