Научная статья на тему 'Весомый вклад в Южнороссийское Славяноведение'

Весомый вклад в Южнороссийское Славяноведение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Весомый вклад в Южнороссийское Славяноведение»

№ 2 (40), 2011

"Культурная жизнь Юга России" ^

в. к. Кириллов

ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В ЮЖНОРОССИЙСКОЕ СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ

Пукиш В. С. Чехи Северного Кавказа. Годы и судьбы: 1868-2010. Ростов н/Д, 2010. 368 с.: ил.

Северный Кавказ - край ста народов... Но что мы знаем о нациях, которые не являются здесь титульными, т. е. не имеют своих территориальных образований? За редким исключением - почти ничего. Данное замечание в полной мере относится и к чехам. Издавна проживая в нашем регионе, они отнюдь не часто попадали в объектив внимания историков, этнографов, культурологов. Пробел отныне в значительной степени восполнила монография В. С. Пукиша «Чехи Северного Кавказа». Это комплексное исследование жизни чешских анклавов на территории Краснодарского и Ставропольского краев, а также Республики Адыгея (в границах, которые когда-то занимали Черноморская губерния и Кубанская область) хронологически охватывает события от первых чешских поселений на черноморском побережье Кубани (конец 1860-х) до наших дней. В лице В. С. Пукиша чешская диаспора Кубани нашла кропотливого и заинтересованного исследователя, который исколесил ради драгоценных крупиц информации весь северокавказский регион, тщательно изучил архивы двух стран и всю имеющуюся научную литературу.

Начинает книгу изложение теории пражского историка Г. Добнера, согласно которой чехи ведут родословную от зихов, предков современных адыгов (черкесов), - красивая легенда, давно развенчанная академической наукой. На самом деле чехи-переселенцы появились в крае в XIX столетии. Присоединенное по окончании Кавказской войны к основной территории Кубанской области Закубанье, как известно, осваивалось с большим трудом; казаки-черноморцы заниматься этим категорически отказались. Вот почему положением «О заселении Черноморского округа и управлении оным» (1866 г.) было разрешено иностранным поселенцам христианского вероисповедания перебираться на эти прибрежные земли. Переселялись армяне, греки, немцы, молдаване, болгары, эстонцы, чехи. Павловка и Варваровка под Анапой, Владимировка, Борисовка, Глебовка, Кирилловка, Мефодиевка и Гайдук - под Новороссийском, Абердиевка, Текос и Тешебс возле Геленджика, Анастасиевка под Туапсе и хутор Мамацев вблизи Майкопа. Эти населенные пункты основаны нашими славянскими братьями с берегов Влтавы. Крестьяне, покинувшие свою родину из-за малоземелья, не имели средств для переезда на Американский континент. Выбирали Россию и в надежде сохранить свою культурную идентичность. По данным первой переписи населения (1897), на Кавказе проживало 3360 чехов и словаков. К этому времени основной поток крестьян-переселенцев уже иссяк, далее в Россию

переезжали (в индивидуальном порядке) специалисты востребованных профессий, например, пивовары, не планировавшие принимать российское подданство. Последней организованно перемещенной группой стали чехи, сочувствовавшие коммунистическим идеям (они переехали в 1925 году на Кубань, чтобы основать в Успенском р-не первую национальную коммуну).

В монографии В. С. Пукиша рассматриваются особенности хозяйственной деятельности двух составляющих чешской диаспоры: городской (она прекратила существование после Гражданской войны) и сельской (сохранилась до сегодняшнего момента); характеризуются также конфессиональная ситуация, календарная обрядность, имена, фамилии и топонимы чехов Северного Кавказа. Показан вклад отдельных наиболее примечательных представителей чешского народа в экономическое и культурное развитие северокавказского региона.

Чуть подробнее остановимся на главах, посвященных этим деятелям чешской науки, культуры и искусства.

Известный чешский поэт Адольф Гейдук под впечатлением поездки к брату, черноморскому окружному агроному Бедржиху (Федору) Гей-дуку, создал романтическую поэму «На волнах» (1890) и цикл стихов «Из путешествия на Кавказ» (1902). Через несколько десятилетий написана поэма «Черкес» (1880) другого классика чешской литературы - Сватоплука Чеха. В советское время (1926-1927 гг.) в с. Павловка работал учителем словацкий писатель Петр Иилемницкий. Чешские этнографы Карел Хотек, Ян Ауэрган изучали быт соплеменников на Северном Кавказе (именно Пукиш ввел в отечественный научный оборот интереснейшие этнографические исследования, написанные ими 100 лет назад). В. С. Пукиш рассказал и о «кавказских чехах», внесших заметный вклад в экономическое и культурное развитие региона. Это известная певица Ружена Сикора, художник Петр Итяксов (Матула) из Новороссийска, краснодарский архитектор Петр Карасек, ученый-зоолог Зенон Сватош и др. Очень ценна информация и о жизни на Северном Кавказе немногочисленной диаспоры словаков, которая вряд ли дождалась бы к себе отдельного внимания, не будь этой монографии.

В книге даны десятки фотографий из государственных и семейных архивов России и Чехии, исторические карты, отражающие процесс расселения диаспоры. Завершает массив сведений подробная научно структурированная библиография. Она, без сомнения, будет полезна молодым ученым и всем интересующимся прошлой и современной историей кавказских чехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.