Научная статья на тему 'Весомость формирования теоретических знаний фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки'

Весомость формирования теоретических знаний фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА / ВЕСОМОСТЬ / THEORETICAL KNOWLEDGE / LONG-TERM TRAINING SYSTEM / IMPORTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брискин Юрий Аркадиевич, Питын Марьян Петрович, Задорожная Ольга Романовна

В статье рассмотрено содержание теоретической подготовки фехтовальщиков как важного фактора повышения спортивного мастерства. Сделана попытка определения весомости формирования блоков теоретических знаний фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки. Установлено, что в процессе многолетнего совершенствования наблюдается постепенное увеличение весомости формирования теоретических знаний от среднего до высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брискин Юрий Аркадиевич, Питын Марьян Петрович, Задорожная Ольга Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of formation of theoretical knowledge of fencers at various stages of long-term training system

This article is focused on the questions of the content of the theoretical training in fencing as an important factor of sportsman’s improvement. There was made an attempt to determine the importance of the components of theoretical training of fencers at various stages of long-term training system. It was established that during long-term training system there is a gradual increase in the importance of the formation of theoretical knowledge from medium to high level.

Текст научной работы на тему «Весомость формирования теоретических знаний фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ВЕСОМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Ю.А. БРИСКИН, М.П. ПИТЫН, О.Р. ЗАДОРОЖНАЯ, Львовский государственный университет физической культуры,

г. Львов, Украина

Аннотация

В статье рассмотрено содержание теоретической подготовки фехтовальщиков как важного фактора повышения спортивного мастерства. Сделана попытка определения весомости формирования блоков теоретических знаний фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки. Установлено, что в процессе многолетнего совершенствования наблюдается постепенное увеличение весомости формирования теоретических знаний от среднего до высокого уровня.

Ключевые слова: теоретические знания, многолетняя подготовка, весомость.

Abstract

This artide is focused on the questions of the content of the theoretical training in fencing as an important factor of sportsman's improvement. There was made an attempt to determine the importance of the components of theoretical training of fencers at various stages of long-term training system. It was established that during long-term training system there is a gradual increase in the importance of the formation of theoretical knowledge from medium to high level.

Key words: theoretical knowledge, long-term training system, importance.

Актуальность

Система подготовки фехтовальщиков ориентирована на учет проявлений технико-тактических и функциональных компонентов соревновательной деятельности и особенностей ведения поединков в различных видах оружия [3, 4]. Реализация данного положения предполагает овладение спортсменом знаниями, умениями и навыками, которые направлены на решение задач различных сторон подготовки. При этом каждая из этих сторон не только зависит от степени развития других, но и обусловливает их уровень [4]. Как следствие, предпосылками совершенствования различных сторон подготовленности спортсмена являются овладение знаниями по теории избранного вида спорта и их реализация на практике [2].

Таким образом, в сегодняшних условиях актуальными являются вопросы формирования достаточного уровня теоретических знаний, особенно по избранному виду спорта как важному фактору роста спортивного мастерства.

Цель исследования - определение весомости блоков теоретических знаний фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки.

Задачи исследования

1. Охарактеризовать структуру и содержание теоретической подготовки фехтовальщиков.

2. Установить весомость формирования блоков теоретических знаний на разных этапах многолетней подготовки фехтовальщиков.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение, документальный метод, метод экспертной оценки, методы математической статистики.

Результаты исследования

Анализ научных и научно-методических работ [1, 3, 5, 6] позволил определить и дополнить структуру и содержание отдельных составляющих теоретической подготовки фехтовальщиков. В частности, были выделены следующие блоки знаний:

1) История зарождения и развитие фехтования. К данному блоку теоретических знаний нами отнесены разделы:

1. Зарождение фехтования.

2. Фехтование в СССР.

3. Фехтование в мире и в Украине.

4. Фехтование на Олимпийских играх.

5. Известные личности в фехтовании.

Данный блок теоретических знаний способствует формированию у спортсменов представления о фехтовании как об исторически сложившейся системе владения холодным оружием, средстве военной подготовки и индивидуального воспитания. В нем освещаются возник-

Ш

новение и сущность средневековых фехтовальных школ, история развития фехтования как учебно-педагогической дисциплины, информация о первых русских учителях, которые сформировали основы отечественной системы обучения фехтованию, данные о первых официальных соревнованиях в СССР и в Украине, чемпионатах, международных встречах, сведения о сети детских спортивных школ, первые правила соревнований, пособия и учебники по фехтованию; информация, связанная с выходом советских фехтовальщиков на международную арену, участием в Олимпийских играх и чемпионатах мира, данные об известных отечественных и зарубежных фехтовальщиках, лучших тренерах [1, 2, 5].

Так, сведения из раздела истории фехтования позволяют спортсменам ориентироваться в оценках процессов его формирования, лучше понимать настоящее и предвидеть направления развития фехтовального спорта как вида общественно полезной деятельности человека.

2) Соревновательная деятельность фехтовальщиков. Данный блок знаний включает следующие разделы:

1. Правила и судейство соревнований.

2. Особенности систем проведения соревнований.

3. Программу национальных и международных соревнований.

4. Стили ведения боя.

Данный блок теоретических знаний предусматривает приобретение и дальнейшее совершенствование знаний о правилах соревнований, в частности, способы оценки результативности действий спортсмена, относящиеся к поведению и соблюдению норм взаимоотношений между участниками (спортсменами и судьями), контролю личного снаряжения и оружия. Особое значение имеет информация об особенностях соревнований разного уровня и системах их проведения, об основных соперниках и наиболее результативных способах ведения поединков с фехтовальщиками разного стиля [6]. Таким образом, овладение этим разделом теоретических знаний будет способствовать подготовке спортсменов к экстремальным условиям соревнований.

3) Техника и тактика фехтования. К данному блоку теоретических знаний нами отнесены разделы:

1. Значение техники и тактики в спорте.

2. Взаимосвязь техники и тактики в фехтовании.

3. Разновидности технических действий фехтовальщика.

4. Основы тактики ведения боя в фехтовании.

5. Современные тенденции развития техники и тактики фехтования.

Важную роль в учебно-тренировочном процессе играет информация по технике исполнения приемов, целесообразности их использования в поединке, соотношение между отдельными техническими элементами. Совершенствование спортивного мастерства предусматривает расширение спектра знаний о боевом арсенале действий и особенностях его применения с разными соперниками и в разные моменты поединка. Таким образом, чем большим запасом знаний о технических приемах и их использовании в процессе боя обладает спортсмен,

тем относительно легче происходит обучение и дальнейшее самостоятельное совершенствование. При этом формирование тактического мышления фехтовальщика происходит на основе создания представления о техническом элементе и дальнейшем углублении знаний о нем [1, 6].

Итак, знания о технике и тактике являются целостной системой, которая охватывает глубокое понимание фехтовального поединка [5].

4) Основы теории и методики подготовки спортсменов. К данному блоку теоретических знаний нами отнесены разделы:

1. Компоненты подготовленности фехтовальщика и их особенности.

2. Тренировочные и соревновательные нагрузки в фехтовании.

3. Техника безопасности и профилактика травматизма в фехтовании.

Для развития самостоятельности и инициативности в принятии решений относительно отдельных звеньев совершенствования собственного мастерства спортсмен должен обладать достаточным уровнем знаний о средствах и методах функциональной подготовки, особенностях компонентов подготовленности фехтовальщиков, эффектах тренировочных и соревновательных нагрузок.

Следовательно, достижение достаточного уровня знаний по основам теории и методики подготовки спортсменов должно стимулировать систематизацию двигательного и тактического опыта в процессе тренировок, способствуя совершенствованию различных компонентов подготовки спортсменов [1, 6].

5) Олимпизм. Данный блок знаний включает следующие разделы:

1. Олимпийские игры Древней Греции: зарождение, виды состязаний, ритуалы и церемонии, подготовка и участники.

2. Международная олимпийская система: концепция олимпизма, МОК, НОК, МСФ, олимпийские символы и церемонии.

3. Современный олимпийское движение и Украина: возрождение Олимпийских игр, программа, организация и проведение Игр Олимпиад, известные зарубежные спортсмены и деятели, украинские атлеты на олимпийской арене в составе сборной команды СССР, национальные команды Украины на Олимпийских играх за время независимости.

4. Проблемы в современном олимпийском спорте: профессионализация, коммерциализация, применение допингов, место женского спорта в стратегии олимпийской подготовки, олимпийский спорт и политика, олимпийский спорт и охрана окружающей среды, место спортсмена в олимпийском спорте, понятие «Fair Play». Включение в структуру теоретической подготовки знаний об олимпизме будет способствовать воспитанию высоконравственной, всесторонне развитой личности, формированию гуманистического образа жизни и специфического мировоззрения.

Данные блоки теоретических знаний были внесены в специально разработанные бланки для экспертной оценки. К ней были привлечены 8 тренеров по фехтованию, средний стаж профессиональной деятельности которых составлял 20 лет. Содержание экспертной оценки заключалось в определении весомости формирования знаний фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки по пятибалльной шкале. Так, количество баллов 0-1,00 принято как низкий уровень весомости, 1,1-2,00 - ниже среднего; 2,1-3,00 - средний уровень;

3,1-4,00 - выше среднего; 4,1-5,00 - высокий уровень весомости.

По результатам исследования было установлено, что блоки теоретических знаний имеют различия в весомости влияния на рост спортивного мастерства фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки. Полученные значения важности формирования теоретических знаний дают возможность проследить изменение их значимости в процессе многолетнего совершенствования фехтовальщиков (рис. 1).

6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

"3,65

3'90 3,70 3,79 4. -3,40-

3,00

=

=

ПБП

СБП

ПкВД

МРИВ

История зарождения и развития фехтования

Соревновательная

деятельность

фехтовальщиков

Техника и тактика фехтования

Основы теории и методики подготовки спортсменов

Олимпизм

Рис. 1. Блоки теоретических знаний фехтовальщиков на разных этапах многолетней подготовки и их оценки

Так, на этапе предварительной базовой подготовки (ПБП) наибольшую весомость - уровень выше среднего - имеет формирование знаний по истории зарождения и развитию фехтования (3,65 балла). Важность формирования других блоков знаний находится в пределах среднего уровня (от 2,84 до 3,00 баллов).

На этапе специализированной базовой подготовки (СБП) наблюдается рост необходимости формирования практически всех блоков знаний до уровня выше среднего (от 3,4 до 3,9 балла), за исключением знаний по олимпизму, весомость которых находится в пределах среднего уровня (3,0 балла).

На этапе подготовки к высшим достижениям (ПкВД) уровень весомости знаний по основам теории и методики подготовки спортсменов, техники, тактики и соревнова-

тельной деятельности повышается до высокого уровня (от 4,52 до 4,8 балла). Сравнительно меньше на данном этапе значимость знаний по истории зарождения и развития фехтования и олимпизму - уровень выше среднего (4,02 и 4,06 балла соответственно).

На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей (МРИВ) весомость почти всех блоков знаний растет в пределах высокого уровня (от 4,33 до 4,96 балла), кроме блока по истории зарождения и развития фехтования, весомость которого остается стабильной в пределах уровня выше среднего (4,0 балла).

Систематизация полученных результатов позволяет проследить динамику изменения обобщенного уровня весомости теоретических знаний фехтовальщиков на различных этапах многолетней подготовки (рис. 2).

И

ш 2

4,59

3,6

4,43

2,97

Значимость формирования теоретических знаний

ПБП

СБП

ПкВД

МРИВ

Рис. 2. Обобщенный уровень весомости формирования теоретических знаний фехтовальщиков

в процессе многолетнего совершенствования

Так, в процессе многолетнего совершенствования наблюдается постепенное увеличение весомости формирования теоретических знаний: от среднего уровня на этапе предварительной базовой подготовки (2,97 балла) до уровня выше среднего на этапе специализированной

базовой подготовки (3,6 балла). На этапах подготовки к высшим достижениям и максимальной реализации индивидуальных возможностей уровень весомости возрастает до высокого (4,43 и 4,59 балла соответственно).

т

Выводы

Структура теоретической подготовки фехтовальщиков должна включать следующие блоки знаний: историю зарождения и развитие фехтования, соревновательную деятельность фехтовальщиков, технику и тактику фехтования, основы теории и методики подготовки спортсменов, олимпизм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весомость формирования блоков теоретических знаний на этапах многолетней подготовки фехтовальщиков различна:

- На этапе ПБП наибольшую весомость - уровень выше среднего - имеют знания по истории зарождения и развития фехтования. Важность формирования других блоков знаний находится в пределах среднего уровня.

- На этапе СБП наблюдается рост необходимости формирования практически всех блоков знаний до уровня выше среднего, за исключением знаний по олимпизму, весомость которого находится в пределах среднего уровня.

- На этапе ПкВД уровень весомости таких компонентов теоретической подготовки, как основы теории и методики подготовки спортсменов, техника, тактика и соревновательная деятельность в фехтовании, возрастает до высокого уровня. Сравнительно меньше на данном этапе значимость знаний по истории зарождения и развития фехтования и олимпизму - уровень выше среднего.

- На этапе МРИВ весомость формирования почти всех блоков знаний возрастает в пределах высокого уровня, кроме блока по истории зарождения и развития фехтования, весомость которого остается стабильной в пределах уровня выше среднего.

В процессе многолетнего совершенствования наблюдается постепенное увеличение важности формирования общих теоретических знаний: от среднего уровня (2,97 балла) до высокого (4,59 балла). Установленный уровень весомости компонентов теоретической подготовки требует определения уровня образованности фехтовальщиков на различных этапах многолетнего усовершенствования.

Литература

1. Бусол В.А. Фехтование: учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ / В.А. Бусол. - М., 2011. - 43 с.

2. Задорожная А. Теоретическая подготовка фехтовальщиков: состояние и перспективы научных исследований / О. Задорожная // Спорт и современное общество: материалы V открытой студ. науч. конф. - М.: Интер-Сервис, 2012. - С. 12-15.

3. Келлер В.С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов / В.С. Келлер, В.Н. Платонов. -Львов: Украинская спортивная ассоциация, 1993. - 270 с.

4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: [учебник для студ. высший учеб. заведений физ. воспитания и спорта] / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

5. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию / Б.В. Турецкий. - М.: Академ. проект, 2007. - 124 с.

6. Тышлер Д.А. Спортивное фехтование: учебник для вузов физ. культуры / под ред. Д.А. Тышлера. - М.: ФОН, 1997. - 389 с.

References

1. Busol V.A. Fencing: the curriculum for the sports school / V.A. Busol. - M., 2011. - 43 p.

2. Zadorozhnaya A. Theoretical training fencers: status and prospects of research / O. Zadorozhnaya // Sport and modern society: the materials of V open stud. sciences conference. - M.: Inter-Service, 2012. - P. 12-15.

3. Keller V.S. Theoretical and methodological basis of training athletes / V.S. Keller and V.N. Platonov. -Lviv: Ukrainian sports association, 1993. - 270 p.

4. Platonov V.N. System of training of athletes in olympic sports. General theory and its practical applications: [textbook for stud. of physical education and sport] / V.N. Platonov. - Kiev: Olympic books, 2004. - 808 p.

5. Turetskiy B.V. Learning fencing / B.V. Turetskiy. -M.: Acad. project, 2007. - 124 p.

6. Tyshler D. Sport fencing: a textbook for high schools phys. culture / ed. by. D. Tyshler. - M., 1997. - 389 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.