Научная статья на тему 'Весеннее миграционное скопление малых чаек Larus minutus на Цимлянском водохранилище'

Весеннее миграционное скопление малых чаек Larus minutus на Цимлянском водохранилище Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
96
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Весеннее миграционное скопление малых чаек Larus minutus на Цимлянском водохранилище»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1623: 2764-2770

Весеннее миграционное скопление малых чаек Larus minutus на Цимлянском водохранилище

А.В.Забашта, М.В.Забашта

Алексей Владимирович Забашта, Марина Викторовна Забашта. ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора, ул. М.Горького, 117/40, Ростов-на-Дону, 344002, Россия. E-mail: zabashta68@mail.ru, zabashta79@mail.ru

Поступила в редакцию 21 мая 2018

Крупные скопления малых чаек Larus minutus в Восточной Европе в миграционные периоды наблюдались редко, а численность в таких скоплениях измерялась несколькими сотнями птиц (Юдин, Фирсова 2002). В послегнездовой период концентрация большего числа малых чаек известна для Сиваша, где в августе насчитывалось 30 тыс. особей (Костин 1983). Существенное значение этого залива в летне-осенний период, особенно центральной его части, сохранилось и к настоящему времени, хотя регистрируемое количество птиц здесь на порядок снизилось (Андрющенко и др. 1999).

Большие скопления малых чаек отмечались на Сиваше и в весенний период (Шстягавський 1957). В целом побережья и акватории севера Крымского полуострова считаются ключевым районом в период сезонных перелётов этих птиц, где собираются как европейские, так и часть азиатских малых чаек (Зубакин 1988). Весной малые чайки из этих скоплений мигрируют над Азовским морем в восточном направлении и наблюдаются на разных участках северного побережья Таганрогского залива (Белик 2001).

В дальнейшем, по-видимому, большинство малых чаек пролетает вдоль низовий Дона в северо-восточном направлении, так как весной на крупных водоёмах Манычской впадины эти птицы малочисленны (Белик 2004; Миноранский и др. 2006), а в Астраханской области даже редки (Русанов 2011). В то же время на севере Нижней Волги малые чайки обычны и летят весной достаточно крупными стаями — до 100 особей (Завьялов и др. 2007). Восточнее пролёт проходит разреженно, небольшими стаями или даже одиночными особями (Ходков 1977; Блинова, Блинов 1997, 1999). Тем не менее, в некоторых районах, например в низовьях Тургая, наблюдался очень интенсивный пролёт малых чаек, когда за короткий срок (3 дня) пролетело огромное количество птиц (Гаврин 1962). Массовый пролёт на одном из участков миграционного пути даёт основание предполагать дружный старт большого числа птиц из крупных скоплений, которые малые чайки могут образовывать во время весенней миграции.

Очень крупное скопление малых чаек обнаружено 12 мая 2018 на акватории восточной части Цимлянского водохранилища в Ростовской области. При обследовании Дубовского района этой области был проведён объезд побережья Цимлянского водохранилища во второй половине дня. Скопление малых чаек на акватории начиналось несколько южнее станицы Малая Лучка и продолжалось практически непрерывно почти до северной оконечности залива Жуковское Убежище. В районе хутора Кривский и выше него до границы с Волгоградской областью малых чаек отмечено не было. Ниже залива Жуковское Убежище акватория водохранилища не осматривалась. Несмотря на огромные размеры скопления и большое число птиц, оно состояла только из малых чаек — других видов чаек в скоплении не обнаружено. Хотя вдоль берега регулярно пролетали одиночные хохотуньи Ьатив сасЫппапв и черноголовые хохотуны Ьатив жЫНуаеЬиБ или небольшие группы (2-5 особей) этих крупных чаек, к малым чайкам они не подлетали и в общих с ними стаях не отмечались.

Рис. 1. Месторасположение и размеры скопления малых чаек ^ати$ шжМш на Цимлянском водохранилище 12 мая 2018.

В общем виде, скопление малых чаек занимало узкую полосу акватории в расширении восточной части Цимлянского водохранилища, напоминающем небольшой залив (рис. 1, 2). Эта часть водохранилища характеризуется озёрным режимом с малой проточностью и глубинами 10-13 м (Атлас... 1990). Все наблюдаемые с берега чайки сидели на воде и не делали попыток кормиться, по крайней мере телодвижений, свидетельствующих об этом, не наблюдалось. Следовательно, причиной выбора птицами этого места были не рыбные косяки, которые бы привлекли и других рыбоядных птиц (крупных чаек, бакланов, чомг) и не скопления каких-либо видов водных животных в поверхностном слое воды. Хорошо прослеживалось явное избегание малыми чайками

прибрежных мелководий и тяготение к образованию скоплений вдали от берега на относительно глубоководных участках, куда птицы собрались в большом количестве на отдых.

Рис. 2. Побережье Цимлянского водохранилища неподалёку от станицы Малая Лучка. 12 мая 2018 г. Фото авторов.

Малые чайки держались на акватории водохранилища на расстоянии 1-2 км от берега. Само скопление представляло собой узкую, в разных местах не более 20-50 м, но длинную полосу общей протяжённостью около 10 км. На всём её протяжении чайки были распределены относительно равномерно. Но в некоторых местах этой полосы были более крупные скопления птиц и от этого ширина также заметно увеличивалась. Особенно много малых чаек держалось на воде у станицы Баклановская. Во время одного спонтанного взлёта, вероятно большинства сконцентрировавшихся там чаек, птицы начали подниматься вверх и кружится. Плотность кружащихся птиц была настолько большой, что возникавшее над горизонтом в небе во время их кружения тёмное пятно было замечено визуально за 8 км (неподалёку от станицы Малая Лучка) и в целом, напоминало характерные явления, наблюдаемые при полётах больших и плотных стай скворцов.

Расчёт общей численности малых чаек, собравшихся на акватории водохранилища, показал следующее. При равномерном распределении число чаек, сидящих на воде, составляло в среднем 300 особей на 50 м длины скопления, наблюдаемого с берега (рис. 3). В краевой северной части этого скопления неподалёку от станицы Малая Лучка наблюдалось резкое увеличение количества птиц — около 5 тыс., а в районе станицы Баклановская — ещё более крупное скопление — не менее 10 тыс. особей. Если предполагать разрывы в столь растянутом

скоплении, где чаек могло не быть, а также увеличенное количество на краевых участках, то в итоге общая численности малых чаек, единовременно держащаяся на отмеченном участке акватории Цимлянского водохранилища, составляла не менее 50 тыс. особей. Подавляющее большинство из них составляли взрослые малые чайки. По крайней мере среди хорошо наблюдаемых птиц, которые во время спонтанных взлётов приближались к берегу, только единицы имели наряд неполовозрелых особей.

Рис. 3. Часть скопления малых чаек ^,ати$ ттМш, сидящих на воде. Отрезок, представленный на фотографии, составляет около 50 м, на котором насчитывается около 300 особей. 12 мая 2018. Фото авторов.

Крики большого числа малых чаек, несмотря на достаточно большую удалённость, были слышны на побережье, что создавало характерный общий звуковой фон вдоль береговой линии водохранилища на протяжении от станицы Малая Лучка до станицы Баклановская. Большинство чаек сидело на воде и лишь небольшая часть их летала. Однако периодически возникали спонтанные взлёты основной массы сидящих птиц. Во время таких взлётов чайки относительно плотными группами начинали лететь над поверхностью воды вдоль линии размещения скопления (рис. 4), но переместившись на 200-300 м, снова присаживались на воду, увеличивая число сидящих чаек на каком-то определённом отрезке скопления. Часть чаек при таких взлётах начинала подниматься вверх, достигая высоты 50-100 м, и только одиночные птицы были отмечены на высоте около 200 м. Направление низковысотных перемещений чаек при спонтанных взлётах было как вверх, так и вниз по течению, то есть вдоль направления размещения самого скопления, но никогда чайки не летели к побережью или к фарватеру водохранилища. Только возле станицы Баклановской, где площадь акватории, занимаемая чайками, существенно расширялась (до нескольких сот метров), птицы при взлётах устремлялись несколько вглубь водохранилища, но затем снова возвращались приблизительно к прежнему месту. Иногда взлетевшие чайки начинали увлекать за собой всё больше и больше птиц. Лавинообразное увеличение числа

взлетевших птиц, приводило к прекращению направленного перемещения, и чайки начинали кружиться, постепенно набирая высоту до 300 м. В такой «карусели» принимали участие тысячи чаек. Особенно впечатляющими такие массовые взлёты были возле станицы Бакла-новской, где держалось не менее 10 тыс. малых чаек.

Наблюдаемые взлёты малых чаек, направленные перелёты и набор высоты напоминали поведение стартующих птиц, готовых начать очередной миграционный бросок, но, совершив непродолжительные перемещения, все чайки снова присаживались на воду и за всё время проведения наблюдений, по-видимому, ни одна стая птиц не покинула место скопления на водохранилище.

Рис. 4. Спонтанный взлёт малых чаек ^ати$ штиШз с акватории Цимлянского водохранилища. 12 мая 2018. Фото автора.

Пищу малые чайки добывали в воздухе. При некоторых массовых взлётах чайки снова присаживались на воду, но многие из них поднимались на высоту 50-100 м и, образовав одну общую стаю, начинали кормиться. Охотничьи полёты они совершали над водой, но затем постепенно смещались к побережью, изредка залетая в воздушное пространство над сушей. Во время одной из таких кормёжек, наблюдаемой возле хутора Алдабульский, сотни чаек приблизились к берегу и летали на высоте 30-50 м (рис. 5). Близость летающих птиц позволила их точно определить и даже установить соотношение взрослых и неполовозрелых особей и проследить за их кормёжкой. Все чайки охотились в воздухе за комарами-звонцами Chironomidae (по крайней мере, других групп насекомых, многочисленных в воздухе настолько, чтобы привлечь на кормёжку сотни птиц, не наблюдалось). Этих двукрылых в эти дни выплодилось огромное количество — хирономиды в массе за-

полняли весь травостой и кустарники на побережье, скапливались на обрывистых берегах и образовывали звенящие рои в воздухе. Часто при фотографировании охотящихся чаек автофокус фотоаппарата наводился на плотное скопление звонцов, а не на летающих несколько выше несравнимо более крупных птиц. Кормёжка малых чаек над побережьем продолжалась около 20 мин, после чего все птицы разом, постепенно снижая высоту полёта, устремились к сидящим на акватории чайкам и стали подсаживаться к скоплению.

Рис. 5. Две взрослые и одна неполовозрелая малые чайки Larus minutus (слева) из стаи птиц, охотящихся в воздухе за звонцами. 12 мая 2018. Фото авторов.

Малые чайки в основном насекомоядные птицы и хирономиды — один из основных их кормов (Шстягавський 1957; Смогоржевський 1959). Очевидно, малые чайки активно используют этот массовый сезонный корм во время весенней миграции и, вероятно, наблюдаемое на Цимлянском водохранилище большое скопление этих птиц было обусловлено также и наличием обильного и доступного пищевого ресурса.

Обнаруженное скопление малых чаек на Цимлянском водохранилище при оценке его численности в 50 тыс. особей составляет более половины верхнего предела общей численности этого вида в Европе, а для Европейской части России эта доля составляет 100% от максимальной оценки количества гнездящихся пар (European birds... 2017). Совершенно очевидно, что в отмеченном скоплении держались и малые чайки, направлявшиеся к местам гнездования в Зауралье, Южной Сибири и Северном Казахстане. На фоне отрицательного тренда численности малых чаек, отмечаемом в России, скопление такого количества птиц на акватории, безусловно, свидетельствует о большом значении Цимлянского водохранилища для миграции не только европейских, но и азиатских малых чаек. Образование скопления связано как с наличием подходящих для отдыха малых чаек гидрологических условий, так и с обильной кормовой базой — массовым выплодом звонцов в первой декаде мая. Возможно, определённую роль в задержке и концентрации малых чаек на водохранилище играют и погодные условия в период миграционного броска, в первую очередь сильные ветра северных и восточных румбов — встречных для мигрирующих в этом регионе

птиц. Несмотря на то, что в силу кратковременности наблюдений не удалось установить время образования скопления и сроки его существования, можно предполагать, что расположение Цимлянского водохранилища на пролётном пути малых чаек к местам гнездования обусловливает регулярность остановок этих птиц на его акватории, где могут скапливаться десятки тысяч особей.

Литератур а

Андрющенко Ю.А., Винден Я. ван дер, Винокурова С.В., Гармаш Б.А., Горлов П.И., Гринченко А.Б., Дядичева Е.А., Кинда В.В., Кирикова Т.А., Костюшин В.А., Нильсен С.О., Нобель П. де, Попенко В.М., Сиохин В.Д., Ромен М. ван, Хомен-ко С.В., Черничко И.И., Черничко Р.Н. 1999. Размещение околоводных птиц на Сиваше в летне-осенний период. Симферополь: 1-90. Атлас единой глубоководной системы Европейской части РСФСР 8 (1). 1990. ВолгоДонской водный путь. От Волгограда до Волгодонска. Цимлянское водохранилище 2780-2871 км: Лист 19.

Белик В.П. 2001. К орнитофауне Беглицкой Косы и её окрестностей (Северо-Восточное Приазовье) // Инвентаризация, мониторинг и охрана ключевых орнитологических территорий России. М., 3: 5-23. Белик В.П. 2004. Птицы долины озера Маныч-Гудило: Non-Passeriformes // Тр. заповедника «Ростовский» 3: 111-177. Блинова Т.К., Блинов В.Н. 1997. Птицы Южного Зауралья: Лесостепь и степь. 1. Фа-

унистический обзор и охрана птиц. Новосибирск: Наука: 1-296. Блинова Т.К., Блинов В.Н. 1999. Птицы Южного Зауралья: Лесостепь и степь. 2. Территориальная неоднородность населения птиц и динамические процессы. Новосибирск: Наука: 1-288.

Гаврин В.Ф., Долгушин И.А., Корелов М.Н., Кузьмина М.А. 1962. Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 1-780. Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Табачишин В.Г., Якушев Н.Н., Мосолова Е.Ю., Угольников К.В. 2007. Птицы севера Нижнего Поволжья. III. Состав орнитофауны. Саратов: 1-328.

Зубакин В.А. 1988. Малая чайка // Птицы СССР. Чайковые. М.: Наука: 233-243. Шстяювський О.Б. 1957. Фауна Украти 4. Птахи: Загальна характеристика птахiв.

Курит. Голуби. Рябки. Пастушки. Журавлi. Дрофи. Кулики. Мартини. Кшв: 1-432. Костин Ю.В. 1983. Птицы Крыма. М: 1-240.

Миноранский В.А., Узденов А.М., Подгорная Я.Ю. 2006. Птицы озера Маныч-Гудило

и прилегающих степей. Ростов-на-Дону: 1-330. Русанов Г.М. 2011. Птицы Нижней Волги. Астрахань: 1-390. Смогоржевський Л.О. 1959. Рибогдт птахи Украти. Кшв: 1-122.

Ходков Г.И. 1977. Характер видимых миграций чайковых на юге Барабинской низменности // Миграции птиц в Азии. Новосибирск: 56-70. Юдин К.А., Фирсова Л.В. 2002. Ржанкообразные Charadriiformes. Ч. 1. Поморники семейства Stercorariidae и чайки подсемейства Larinae. СПб.: 1-668 (Фауна России и сопредельных стран. Нов. сер. № 146. Птицы. Т. 2. Вып. 2). European birds of conservation concern: populations, trends and national responsibilities. 2017. Cambridge: 1-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.