Научная статья на тему 'ВЕЩНЫЙ МИР ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА И Н.В. ГОГОЛЯ'

ВЕЩНЫЙ МИР ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА И Н.В. ГОГОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вещность / вещи / накопительство / Евгений Онегин / Мёртвые души / духовность / душа / materiality / things / hoarding / Eugene Onegin / Dead Souls / spirituality / soul

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бажина Д.Е.

В статье рассматривается вещный мир героев А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Анализ двух произведений показывает, как вещи поглощают душу человека и заполняют собой всё её пространство. Герой Пушкина Евгений Онегин интересуется только вещественной составляющей жизни, а Гоголь изображает уже настоящее накопительство, которым занимаются помещики в романе «Мёртвые души». Авторы показывают, как вещи утрачивают своё главное предназначение — нужность человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MATERIALWORLD OF HEROES IN THE WORKS OF A.S. PUSHKIN AND N.V. GOGOL

The article examines the material world of the heroes of A.S. Pushkin and N.V. Gogol. The analysis of the two works shows how things absorb the human soul and fill its entire space. Pushkin's hero Eugene Onegin is interested only in the material component of life, and Gogol depicts the real hoarding that landlords are engaged in in the novel «Dead Souls». The authors show how things lose their main purpose — the need for a person.

Текст научной работы на тему «ВЕЩНЫЙ МИР ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА И Н.В. ГОГОЛЯ»

УДК 821.161.1

Бажина Д.Е.

магистрант

Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ВЕЩНЫЙ МИР ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА И Н.В. ГОГОЛЯ

Аннотация: в статье рассматривается вещный мир героев А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Анализ двух произведений показывает, как вещи поглощают душу человека и заполняют собой всё её пространство. Герой Пушкина Евгений Онегин интересуется только вещественной составляющей жизни, а Гоголь изображает уже настоящее накопительство, которым занимаются помещики в романе «Мёртвые души». Авторы показывают, как вещи утрачивают своё главное предназначение — нужность человеку.

Ключевые слова, вещность, вещи, накопительство, Евгений Онегин, Мёртвые души, духовность, душа.

В современном мире происходят кризисные явления в духовно-нравственной жизни общества. У людей происходит нарастание бездуховности и смещение приоритетов в сторону материального благополучия, от чего и возникает понятие вещности, когда огромное количество вещей начинает заполнять пространство существования людей.

Данная проблема возникла не в XXI веке, к ней обращались ещё писатели XIX века, и стоит рассмотреть это подробнее на примерах.

А.С. Пушкин в самом начале своего романа в стихах «Евгений Онегин» описывает быт Евгения, которого заполонили вещи. Мы видим архаизирующий образ «янтаря на трубках Цареграда» [3, с. 12] и сразу же в этом списке появляются «фарфор» и «бронза», позже «духи». Конец описания дополняют: «гребёнки, пилочки стальные / Прямые ножницы, кривые, / И щётки тридцати

сортов / И для ногтей, и для зубов» [3, с. 12], всё это относится к повседневной жизни модника XIX века, которого больше ничего не интересует, кроме прекрасного и яркого внешнего вида. Внутренний мир Онегина нам неизвестен, только ясно, что он проводит по три часа в день перед зеркалом, чтобы выйти в свет и блеснуть своей красотой перед такими же модниками, как он. Можно заметить, что его совсем не интересует духовная составляющая жизни, а интересуют только вещи, которые делают его привлекательнее. Онегин даже попытался занять свой разум чтением, но решает бросить и это занятие, так как никакого удовольствия это не приносит: «Как женщин, он оставил книги, / И полку, с пыльной их семьёй, / Задернул траурной тафтой» [3, с. 17]. Закидывает книги куском траурной ткани, как бы намекая, что он больше никогда к ним не притронется, так как это его тоже не интересует. Он погружён в мир моды, а остальное для него уже не имеет никакого смысла. Именно вещи, которые находятся вокруг Евгения, раскрывают нам всю суть данного персонажа.

Пушкин делает акцент на том, что главный герой «как dandy лондонский одет» [3, с. 4], т.е. Онегин погружён в европейский мир вещей. Это его и отличает от героев другого автора. Обратимся к произведению Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

П.М. Бицилли пишет, что в произведениях Гоголя происходят постоянные «замещения живого существа его "принадлежностями", "мёртвыми вещами"» [1, с. 559]. Это можно расценивать, как потерю души у героев гоголевских произведений, так как они готовы полностью отдаться своим вещам. Отличным примером может послужить поэма «Мёртвые души», так как всё произведение пропитано вещизмом, причём каждая вещь подстраивается под самого помещика.

По утверждению В.Н. Топорова: «вещь под взглядом Гоголя виделась, попавшей в круг дурной бесконечности, утратившей свое главное назначение — нужность человеку». [5, с. 34].

Самый первый перед нами предстаёт помещик Манилов. Гоголь обращает внимание на книгу, которая находится в состоянии незаконченности:

«... заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Это характеризует Манилова, как очень ленивого, глупого и бесхозяйственного человека. Он погружён в свои мечтания, поэтому всё находится в незаконченном состоянии (дом, мост, книги).

Следующим помещиком, которого посещает Чичиков, является Настасья Петровна Коробочка. Она является очень расчётливой женщиной, и всё в её доме разложено по мешочкам и коробочкам. Заметно, что в её поместье уже намного больше вещей, чем у Манилова. Коробочка пытается пристроить каждую вещицу в своём доме и спрятать от лишних глаз. Все её мысли были заняты лишь накопительством и извлечением выгоды из всего.

Ноздрёв является очень симпатичным человеком, но внутренняя составляющая души напрочь отсутствует. В его доме будто склад вещей, которые никак не сочетаются друг с другом. Они просто находятся в хаотичном состоянии, таком же, в котором находится и сам Ноздрёв. Особое внимание уделено оружию: сабли и ружья, кинжалы, «кисет, вышитый какою-то графинею» [2, с. 73]. Этот детальный мир дома помогает раскрыть суть характера героя, который непредсказуем и вспыльчив.

Вещи в доме Собакевича будто уже подстроились под самого помещика. «Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!» [2, с. 99]. Возникает вопрос, а вещи ли подстроились под персонажа или же он сам это сделал? Он сросся с этими вещами, они поглотили его полностью.

Если обратить внимание на помещика Плюшкина, то вещи настолько его поглотили, что уже не понять, кто же это, мужик или баба? Чичиков спутал его с ключницей. Этот герой собирает всё, что только можно. Также можно заметить сходство самого Чичикова с Плюшкиным, ведь он тоже тащит в свой дом всё, что лежит без дела. Например, он аккуратно сворачивает в трубочку афишу, которую сорвал, чтоб внимательнее почитать дома. И тут есть подтверждение слов Топорова, что вещь потеряла своё главное назначение, а именно - нужность человеку. Человек занимается просто собирательством и накопительством без

какой-либо цели. Это даже не доставляет ему удовольствия, а просто становится обычным явлением в его жизни.

Шкатулка Чичикова тоже играет знаковую роль в раскрытии сути персонажа и связана с его планами обогатиться и выйти в свет уважаемым человеком. Она такая же скрытая, как и её хозяин: шкатулка сделана из красного дерева и имеет второе дно. В верхнем ярусе находится мыльница, закоулки для песочницы и чернильницы, перегородки для бритв, лодочки для перьев. Второй ярус представляет собой пространство для бумаг. Там даже есть маленький скрытый от чужих глаз ящичек для денег. Шкатулка напоминает своеобразный город со своими улочками, которые пытаются нас запутать, как и сам Чичиков. Эта вещица открывается очень интересным способом, как и тайна Чичикова, которую мы узнаем не сразу, а только в конце первого тома поэмы. Описание этой шкатулки наталкивает на мысль сходства Чичикова с Коробочкой, у которой всё лежит по своим местам (в мешочках, ящичках, коробочках). На протяжении развития сюжета, можно заметить, что Чичиков от каждого помещика берёт какую-то отрицательную черту характера, но, вероятнее всего, эти черты всегда в нём присутствовали, только он их тщательно скрывал.

Материальность в произведениях Гоголя — это «тесное и узкое пространство, где уже ничего нет, кроме оставленных смыслом вещей, переизбыточествующей вещности, образующей уже некую хаотическую, мертвящую стихию» [5, с. 37].

Вещь, как известно, «нужна не сама по себе и не самой себе, а человеку» [5, с. 15]. Однако главная особенность помещиков в «Мёртвых душах» заключается в том, что они не собираются проникать в суть окружающих их вещей, не пытаются ценить их, для них нет какой-то значимости в этих вещах. Разум помещиков заполонён лишь накопительством и совершенно неважно нужны ли им эти вещи. Такая вещная переполненность только опустошает, и даже в некоторых случаях выхолащивает жизнь персонажей, вещи становятся «оставленные смыслом» [5, с. 37], то есть никому не нужными и не для кого не важными.

Два писателя показывают совершенно разные миры (европейский и русский), но у них присутствует одна проблема, которая заключается в том, что вещи вытесняют духовную составляющую человека. Человек превращается в мёртвого, так как занят только внешним видом, модой и накопительством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бицилли П.М. Трагедия русской культуры: Исследования, статьи, рецензии / Сост., вступит, статья, коммент. М. Васильевой. М.: Русский путь, 2000. 608 с;

2. Гоголь, Н.В. Полное собрание сочинений. т. IV, VI—XIV / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Н.В. Гоголь. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. 247 с;

3. Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 6. Евгений Онегин. 1937. 205 с;

4. Сенина, К.А. Предметно-бытовое окружение как средство раскрытия героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» // NovaInfo.Ru. — 2021. — № 126. С. 48-50;

5. Топоров В.Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. С. 7-112;

6. Федорова, А. Типология образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души (Художественные детали) / А. Федорова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 85-1(57-1). С. 117-119;

7. Чудаков А.П. Слово вещь - мир: От Пушкина до Толстого: очерки поэтики русских классиков. - М.: Современный писатель, 1992. 319 с;

8. Шаталова, Е.Ю. Роль художественной детали в раскрытии образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» / Е.Ю. Шаталова, Г.Ю. Мальцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47

(442). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96832/ (дата обращения: 06.04.24)

Bazhina D.E.

Trans-Baikal State University (Chita, Russia)

THE MATERIAL WORLD OF HEROES IN THE WORKS OF A.S. PUSHKIN AND N.V. GOGOL

Abstract: the article examines the material world of the heroes of A.S. Pushkin and N.V. Gogol. The analysis of the two works shows how things absorb the human soul and fill its entire space. Pushkin's hero Eugene Onegin is interested only in the material component of life, and Gogol depicts the real hoarding that landlords are engaged in in the novel «Dead Souls». The authors show how things lose their main purpose — the need for a person.

Keywords: materiality, things, hoarding, Eugene Onegin, Dead Souls, spirituality, soul.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.