Вертолетная площадка России
Более чем в ста странах мира используется свыше 8,5 тыс. машин, произведенных «Вертолетами России». Ныне корпорация работает над созданием новейших беспилотных и высокоскоростных вертолетов, которые могут появиться к 2018-2020 годам.
Вертолетные инновации
«В реальности это невозможно!» — полтора года назад такой вердикт вынесли ведущие конструкторы «Вертолетов России», посмотрев голливудский фильм «Аватар». Имелись в виду фантастические маневры летательного аппарата с несущими винтами вертолетного типа — машины легко зависали между летающими скалами планеты Пандора. Сегодня достижения, подобные показанным в блокбастере, считают делом ближайшего будущего.
В 2011 году в подмосковном Томилине «Вертолеты России» создали Национальный центр вертолетостроения (НЦВ). В 2012 году туда переехали лучшие конструкторы, инженеры корпорации — из ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», а затем и ОАО «Камов».
Сам процесс разработки новейших вертолетов опирается на актуальный модельный ряд, состоящий сегодня из десятка вертолетов, разработанных в российских конструкторских бюро.
Гордость российского холдинга — Ми-26, самый крупный, грузоподъемный и тяжелый вертолет в мире. Он может — как никто другой — поднять до 20 т груза.
Если Ми-26 наиболее тяжелый, то вертолеты типа Ми-8/17 — самые массовые в истории мировой авиации. За полвека было выпущено свыше 12 тыс. единиц этой техники.
Так, средний многоцелевой вертолет типа Ми-8/17 — своего рода автомат Калашникова в вертолетном мире. Его конструкция и летно-технические характеристики гарантируют ему беспрецедентно широкие возможности применения — при высоких и низких температурах, над морем и в высокогорье. Сегодня до 70% продаж холдинга «Вертолеты России» приходится на вертолеты этого типа, имеющего модификации для военного, гражданского, пассажирского и специального назначений.
Вертолеты КБ «Камов» традиционно занимают нишу среднетяжелых машин для применения в составе палубной авиации, выполнения специальных операций — пожаротушения, спасения и эвакуации, перевозки грузов и в строительстве. Средний многоцелевой Ка-32А11ВС используется российским МЧС как спасательный вертолет, а также как высокоэффективное средство пожаротушения. Благодаря ему удалось погасить огонь в одной из башен в центре «Москва-Сити» в апреле 2011 года.
Высокоманевренный многоцелевой вертолет легкого класса Ка-226Т с модульной транспортно-пассажирской кабиной быстро адаптируется для решения различных задач — перевозки пассажиров и легких грузов, эвакуации пострадавших и пр. Еще два военных вертолета относятся к категории спецназначения — это противолодочный и поисково-спасательный Ка-27 и радиолокационного дозора Ка-31.
Сегодня выходит на мировой рынок и легкий многофункциональный вертолет «Ансат», который выпускает Казанский вертолетный завод. Обсуждается его возможная адаптация для жестких климатических условий Африки южнее пустыни Сахары.
На взлетной полосе
Один из наиболее перспективных проектов холдинга — новейший средний многоцелевой вертолет Ка-62. В июле 2012 года он был представлен на британском авиасалоне в Фарнборо.
Пилотажно-навигационный комплекс компании «Транзас» обеспечивает выполнение полетов днем и ночью в различных географических и климатических условиях.
РИА.НОВОСТИ.
PHOTOXPRESS
заказчики российских вертолетов на мировом рынке
17декабря Своему появлению Ка-62 обязан боевой десантно-
2012 года «Вер- транспортной машине Ка-60 «Касатка», которая раз-толетыРоссии» рабатывалась специалистами ОАО «Камов» в сере-заключили дине 1980-х годов. Как и его прародитель, Ка-62 имеет
первый экспорт- одновинтовую классическую конструкцию, машина осна-ный контракт щена 12-лопастным рулевым винтом в кольцевом канака поставку ле. Лопасти несущего винта и панели вертолета на 63% семи моделей выполнены из композитных материалов. Ка-62 способен Ка-62 бразиль- преодолевать расстояние до 770 км (для обслуживания ской компании морских и шельфовых газо- и нефтепромыслов, прове-Atlas Taxi Aereo. дения поисково-спасательных и промысловых операций и прочих задач) при крейсерской скорости до 270 км/ч и может нести более чем 2,5 т груза. Вертолет оснащен двумя двигателями с исключительно низким расходом топлива при мощности в 1689 лошадиных сил. Правда, последние — от французской фирмы Turbomeca, с которой в апреле 2011 года «Вертолеты России» подписали контракт на поставку 308 серийных двигателей. Защищенная топливная система тоже импортная — австрийская, с особым запасом прочности на случай грубой посадки. А вот пилотажно-навигационный комплекс для нового вертолета — российского производства.
Петербургская компания «Транзас» выполнила комплекс по принципу «открытой архитектуры»: бортовая панель представляет собой так называемую «стеклянную кабину», оборудованную двумя 12-дюймовыми пилотажно-навигационными
Г дисплеями TDS-12 и двумя многофункциональными индикаторами с диагональю 8,4 дюйма. В комплекс также входит система раннего предупреждения о столкновении с землей и база данных о рельефе и искусственных препятствиях. Имеются и две вычислительные системы с GLONASS/GPS-приемником, бортовые вычислительные машины и устройства управления кабинной индикацией. Более того, вертолет оснастят дублированным четырехка-нальным автопилотом и системой мониторинга.
Предполагается, что свой первый полет Ка-62 выполнит в августе 2013 года. «Вертолеты России» прогнозируют, что до 2025 года по всему миру может быть поставлено около 2 тыс. таких машин. Виктория В 2014-2015 годах в серийное производство бу-
МусориНА дут запущены еще две модели вертолетов — средний
Российские госзаказчики
Иностранные заказчики (в сегменте военных заказов)
Коммерческие
многоцелевой Ми-171А2 (новейшая глубокая модернизация «бестселлера» Ми-8, которая, по прогнозам специалистов, позволит России сохранять лидерство в нише «средних» вертолетов еще как минимум 15-20 лет) и супертяжелый Ми-26Т2 (этот гигант получит современную авионику и более мощные двигатели).
В НЦВ уверены, что будущее вертолетов — за более широким использованием композитных материалов. Огромное значение имеет вес, который способен поднять вертолет: чем он легче, тем больше груза может поднять. От этого зависит экономическая эффективность полетов. К примеру, если за один рейс можно перевезти больше пассажиров, то в общей сложности потребуется меньшее количество вылетов.
Где можно использовать композиты? Например, при создании лопастей — это существенно продлит срок их службы. Композиты эффективны при изготовлении фюзеляжа и элементов салона, существенно облегчая их вес.
Еще одна важная задача: как повысить скорость полета без потери управляемости? Сегодня крейсерская скорость самого массового вертолета Ми-8 составляет 230 км/ч, максимальная — 250 км/ч. Боевой Ми-28Н «Ночной охотник» способен развивать 300 км/ч.
Над решением задачи повышения скорости полета вертолета при сохранении лопастями опорной подъемной силы бьются лучшие умы в НЦВ. Решения предлагают самые разные, вплоть до управления самой лопастью. Существует несколько научных разработок, предполагающих и установку на лопастях специальных закрылков, и реакцию корпуса лопасти на электрический сигнал, в результате чего она принимала бы заданную форму, зависящую от параметров полета. Не исключено, что эти идеи, выглядящие сегодня фантастическими, найдут свое применение в ближайшем будущем.
Электричество — в небо
Известно, что авиация в целом по сравнению с наземными видами транспорта оказывает незначительное влияние на окружающую среду. Тем не менее специалисты НЦВ уже разрабатывают так называемый «зеленый вертолет».
В основе концепции — использование электричества для вращения несущего винта и создания подъемной силы. Один из возможных вариантов силовой установки для такого вертолета состоит из электродвигателя,
\ ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ\
В российском Национальном центре верто-летостроения уверены: будущее вертолетов — за более широким использованием композитных материалов».
Впервые в мире машина легкой весовой категории — вертолет «Ансат» — может перевозить до 10 пассажиров
Рособоронэкспорт и Минобороны Индии в рамках визита Владимира Путина в Индию подписали контракт на поставку 71 вертолета МИ-17В-5 в Индию на сумму $1,3 млрд.-
Один из заказчиков экспортного варианта гражданского транспорт-ника
Ми-171 —
индонезийская компания АЖГАЗТ.
вращающего несущий винт, и аккумуляторных батарей. Подробностей проекта в НЦВ пока не раскрывают, однако известно, что одним из возможных источников энергии для заряда батарей является дизельный двигатель с контролируемой эмиссией. Благодаря ему вертолет меньше загрязняет атмосферу, создает меньше шума.
Вообще, задача снижения шумов актуальна для всех мировых производителей. На новых российских вертолетах, к примеру, используют Х-образные рулевые винты, состоящие не как обычно — из трех лопастей, а из четырех, что существенно снижает шумовые эффекты.
Сегодня речь идет о том, чтобы управлять
машиной при помощи электросигнала, который сообщает исполнительным механизмам необходимые команды, поступающие из кабины пилота. В этом случае облегчается и общий вес вертолета — поскольку используются не гидравлические магистрали, а тонкие и более легкие провода.
Уже сегодня казанский вертолет «Ансат» существует в двух типах: с традиционной гидромеханической системой управления (сейчас этот вертолет проходит испытания) и с электродистанционной — его поставляют Министерству обороны в учебном варианте «Ансат-У».
Беспилотный «Альбатрос»
От создания электродистанционной системы управления вертолетом до появления беспилотных аппаратов — один шаг. В самых общих чертах в современных беспилотных летающих аппаратах процесс управления полетом выглядит следующим образом: на исполнительные механизмы от компьютера идут провода, по которым передаются управляющие сигналы, изменяющие положение лопастей и контролирующие скорость, высоту, направление и другие параметры. И — пилот уже не нужен.
Но точно такую же систему можно устанав-У ливать и на пилотируемые вертолеты — в этом
случае работа пилота существенно облегчается благодаря автоматизации, он чаще может оставаться наблюдателем, контролируя важные параметры и вмешиваясь в управление лишь при необходимости.
Одним из важнейших направлений развития российского вертолетостроения стал проект создания перспективного среднего вертолета (ПСВ) по программе RACHEL (Russian Advanced Commercial Helicopter). Впервые этот проект Россия представила мировой общественности на июльском авиасалоне Фарнборо. Известно, что один из основных приоритетов проекта RACHEL — минимизация прямых эксплуатационных расходов и обеспечение приемлемой для заказчика цены вертолета.
Холдинг «Вертолеты России» собирается создать перспективный многоцелевой коммерческий вертолет весовой размерностью 10-12 т. Пассажирский вариант машины будет оснащен комфортабельным салоном на 21-24 человека. Разрабатываются также специализированные версии вертолета: поисково-спасательный, патрульный, медицинский.
__Эксперты не исключают, что
может появиться вертолет, способный развивать скорость до 320-350 км/ч и имеющий приемлемую для заказчика цену. И все же на вопрос «каким окажется вертолет будущего?» специалисты отвечать не торопятся. Но подсказывают: достаточно посмотреть на отраслевого рекордсмена, вертолет-лидер Ми-8, чтобы понять, на что сегодня ориентируются российские вертолетчики.
У1Р-вариант компоновки пассажир ской кабины вертолета «Ансат» с креслами повышенного комфорта и высокой безопасности для перевозки пассажиров
Легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т.
ОАО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» образовано в 2007 году как дочерняя компания ОАО «ОПК «Оборонпром», входящего в ГК «Ростехнологии».
В состав холдинга «Вертолеты России» входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение машин в России и за ее пределами. Вертолеты приобретаются российскими министерствами и ведомствами (Министерством обороны, МВД, МЧС), авиакомпаниями («Газпром авиа», «ЮТэйр»), крупными российскими компаниями. Традиционно наиболее высокий спрос на российские вертолеты — на Ближнем Востоке, в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, латинской Америке, России и странах СНГ. Ближайшие конкуренты «Вертолетов России» — американская компания Sikorsky (производит преимущественно военные вертолеты с большой взлетной массой) и Eurocopter (военные и гражданские вертолеты) в Европе. Эти две корпорации
делят между собой два первых места, третье занимают «Вертолеты России». В 2011 году поставки наших вертолетов в Россию и за рубеж выросли на 22,4% (на 48 единиц), составив 262 машины. Консолидированная выручка по итогам 2011 года составила 103,9 млрд руб., продемонстрировав рост на 27,9%, обусловленный увеличением поставок вертолетов. Рентабельность по ЕБИйА составила 17,3%, показатель ЕВМЮА — 18 млрд руб. Прибыль компании по итогам 2011 года — 7 млрд руб. (выросла на 12,7% в сравнении с 2010 годом). По итогам 2012 года планируется поставить порядка 300 вертолетов, обеспечить рост выручки на уровне 15%, рентабельности — 16%. К 2020 году компания планирует увеличить объем послепродажных услуг до 35-40% от общей выручки: будут строить сервисные центры в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. В целом же объем целевого глобального рынка «Вертолетов России» в денежном выражении с $12 млрд в 2011 году вырастет до $23 млрд к 2020 году.
Противопожарный вертолет Ка-32А11ВС.