Научная статья на тему 'Вертикальная модель матемтической подготовки в формировании профессиональной компетенции студентов естественного направления'

Вертикальная модель матемтической подготовки в формировании профессиональной компетенции студентов естественного направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ХИМИИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кедейбаева Д.А.

При организации учебного процесса в высших педагогических учебных заведениях применяется модель“горизонтального формата” образования. Здесь прослеживается отсутствие должной связи между научно-исследовательской работой студентов и работодателями (школами). Поэтому необходимо обновление процесса подготовки будущих учителей на основе интеграции высших учебных заведений и школ. В данной статье предлагается вертикальная модель математической подготовки в условиях использования ИКТ для будущего учителя химии. Обучения химических процессов на основе математической моделизации считается актуальным в развитии межпредметных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вертикальная модель матемтической подготовки в формировании профессиональной компетенции студентов естественного направления»

Внедрение предлагаемого нами спецкурса «Карьера менеджера СКД» в учебно-образовательный процесс позволит реализовать ряд функций:

- образовательно - формирующую - способствует приобретению новых управленческих знаний, умений (прежде всего исследовательских и умений по творческой переработке материала);

- диагностическую - позволяет студенту увидеть уровень организационно - управленческого потенциала и готовность к самостоятельной организации деятельности (является средством оценивания);

- рефлексивную - предоставляет студентам возможность приобрести опыт рефлексивного мышления;

- мотивационно - презентационную - позволяет студенту предоставить результаты собственного осмысления проблемы, повышает мотивацию к ее изучению, способствует поощрению активности и самостоятельности.

Список использованной литературы:

1. Карьерные ориентации личности («Якоря карьеры») [Электронный ресурс] // Психологические тесты. -Режим доступа: http://psytest.info/node/43. - Загл. с экрана.

2. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента [Текст]: учебник / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. - Москва: МГУКИ, 2008. - 608 с.

© Ивлева Т.Н., 2016

УДК 378.147-322:51

Д.А.Кедейбаева,

к.п.н., доцент, ОшГУ, Кыргызстан, 714000, г.Ош, ул.Ленина 331, e-mail: dilbar_63@mail.ru

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МАТЕМТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

При организации учебного процесса в высших педагогических учебных заведениях применяется модель"горизонтального формата" образования. Здесь прослеживается отсутствие должной связи между научно-исследовательской работой студентов и работодателями (школами). Поэтому необходимо обновление процесса подготовки будущих учителей на основе интеграции высших учебных заведений и школ. В данной статье предлагается вертикальная модель математической подготовки в условиях использования ИКТ для будущего учителя химии. Обучения химических процессов на основе математической моделизации считается актуальным в развитии межпредметных связей.

Ключевые слова:

математическое образование, математическая подготовка, математическое моделирование в химии, межпредметные связи, универсальная компетентность, профессиональная способность, исследовательский

проект, интеграция.

В учебные планы всех направлений педагогического образования, в том числе в направление естественного образования курс математики введен как базовый предмет.

При обучении курса математики студентов педагогических вузов они не должны быть ограничены лишь усвоением общей математической культуры. Оно должно способствовать формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению естественнознание. "Компетентность - это интегральное качество, проявляющееся от общей подготовки и способностей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

личности к работе" [1,с 6].

В настоящее время в разных высших учебных заведениях математика как общефакультетский предмет преподается по единой стандартной программе. В традиционных методических системах обучение состоит с ознакомительного показа выделенных элементов. Например, определитель, производная, интеграл. При таком обучении студентов математика никак не будет связана с их будущей профессиональной деятельностью и будет усваиваться как предмет в «чистом виде», что отражает квалификацию и уровень усвоения материала будущего учителя.

В учебном процессе педагогических вузов действует «горизонтальный формат» образовательного процесса. Здесь проявляется слабая связь между научно-исследовательской работой студентов и будущими работодателями. Поэтому необходимо обновить подготовку будущих профессиональных учителей на основе интеграции вузови школ [1, с.7].

В связи с этим представляется актуальным развитие методической системы в математической подготовке будущих предметных учителей на основе математического моделирования образования.

В данной статье предлагается вертикальная модель математической подготовки будущих учителей химии в условиях использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (Рис.1).

Рисунок 1 - Вертикальная модель интеграции вузов и школ.

Предложенная модель составляет вертикальную модель в образовательном процессе. Непрерывное образование осуществляется вокруг этой модели. Здесь школа в интеграции с вузом решает такие проблемы как:

^ организация научной деятельности учащихся;

^ организация системы дополнительного образования;

^ работа с сильными учащимися;

^ составление комплекса мероприятий по формированию профильных школ;

Вуз в интеграции со школой решает следующие проблемы:

^ профессионально-целенаправленная подготовка студентов-участие с учителями в развитии системы профильных школ;

^ подготовка студентов к курсовым и дипломным работам;

^ подготовка студентов к работе с сильными учащимися: подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям;

Изучение задачников, учебников и другой литературы по химии показало, что при решении большинства заданий они содержат только элементарные математические операции (пропорция, логарифмирование, потенцирование, решение квадратных уравнений). Производные и интегралы при решении задач не применяются. Неумение пользоваться материалами высшей математики приводит к неоправданному упрощению и снижению сложного характера химической зависимости или хуже того к неверным решениям. Таким образом, изучение литературы и качества профессиональной подготовки педагога выявила следующие противоречия между:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

- стандартными требованиями к уровню формирования математической компетентности будущих специалистов в вузе и реальным состоянием базового уровня математических знаний учащихся в школе;

-требованиями современного общества к высококвалифицированным специалистам, способным компетентно использовать современные методы и новые информационные технологии в учебном процессе и недостаточной математической подготовкой большинства выпускников вузов;

- широкими возможностями моделирования реальных химических реакций и процессов и недостаточное использование этих приемов в обучении математики;

Для оптимизации математической подготовки будущих учителей химии необходимо выделять межпредметные связи и учитывать их профессинальную направленность при обучении математики и выборе его содержания. Изучение рабочих программ химических дисциплин выявило излишнюю математизацию физической и аналитической химии. Как показывает проведенное исследование опора на математические методы в химических дисциплинах дает возможность, во-первых, количественной оценке закономерности химических процессов, обосновать логически частные законы и теории, выбора оптимальных методов в решении задач; во-вторых, вхождения в контекстные принципы обучения математики в устранении деления на абстрактные понятия в реальной жизни и повашает уровень усвоения математического материала. Связи химических дисциплин и основных разделов высшей математики показаны в следующей таблице:

Таблица 1.

Межпредметные связи математики и аналитической химиии.

Разде л ы Аналитической химии Разделы математики

Аналитическая геометрия [Jg. -1 к 3 Ff ё Д и ф ф ер е нц нал ь но е исчисление Интегральное исчисление оч SS tu ВС а 1=п Теория вероятностей и матстатистика

Метрологические осиовы химического анализа ч- ч- ч-

Теория и практика пробо отбора ч- ч-

Типы реакций и пр о щ е с сов ч- ч- ч-

Методы выделения, разделе ни я и кои це нтрирования ч- ч-

Хроматограф ический анализ ч- ч-

Титриметриче ские методы ч-

Кинетические методы ч- ч-

Электрохимиче ские м: е тод ы ч- ч-

О птиче ск и е метод ы ч- ч- ч- ч-

Выше отмеченное обуславливает введение в рабочие планы направления естественного образования (по профилю химия)специального курса по выбору "Математическое состязание химических процессов". Цели введения такого курса заключаются в следующем:

- усвоение знаний о базовых понятиях математического моделирования, различных подходов и этапов при его создании, применение математического моделирования в разных сферах химии, использование компьютерных программ для вычисления;

- использование компьютерных технологий, выбор приемов решений, составление алгоритмов решений, обучение создания математических моделей химических объектов и процессов;

- развитие способностей по ведению исследовательско-проектных работ.

Изучение основ математического моделирования дает дополнительную возможность студенту при выборе дальнейшего направления в научно-исследовательской работе (курсовая работа, квалификационная работа, магистратура) и развитии профессиональной деятельности [2, с.166].

При выборе содержания этого курса были учтены межпредметные связи математики и химии и других предметов, а также их профессиональная ориентированность.

Рисунок 2- Связь основных разделов курса с другими дисциплинами.

Как видно из рисунка содержание курса основано на знаниях, полученных при изучении других дисциплин. Одним из лучших методов при изучении предложенной дисциплины считается метод проекта-исследования. Работа по проекту-исследованию дана в виде специальной схемы, начиная с выбора темы и заканчивая демонстрацией итогов исследования в форме доклада, презентации, веб-сайта и др. Использование метода проекта -исследования, новых компьютерных технологий повышает уровень усвоения материала и интерес студентов.

Пример. Рассмотрим следующую реакцию: + Н^Р ^ Н2504

Проводим обозначения: А — 80ъ , в — н2о, с — н^о

Напишем схему реакции новыми обозначениями: модель реакции А+В^С. Соответствующая кинатическая модель будет выглядеть следующим образом (изменение концентрации вещества А происходит за счёт расходов малекул веществ А и В, поэтому в уровнение ставятся произведение

йСл - 1 г г

— —к ■ С а ■ С в . Изменение концентрации вещества В

концентраций и знак кинетической модели:

dt

происходит аналогично. Напишем математическую модель изменения концентрации вещества С:

_! г Г

: — к ■ С а • С в . Как видно вещество С состоит из веществ А и В (состоит из знака "+" и произведения М

этих веществ).

Таким образом, по нашему мнению, в процессе математического образования в химии необходимо, во-первых, давать математический язык и основные понятия; во-вторых, учить умению решать профессионально-ориентированные примеры или другими словами, способности самостоятельно решать прикладные примеры .

Математическое образование сотавляет фундаментальную систему в подготовке будущих специалистов. За короткое время необходимо уделять должное внимание значению математических понятий в химии и биологии. Наряду с этим необходимо достичь:

- учебно-методического обеспечения профориентированной дисциплины математика;

- использования современных методов и информационно-коммуникационных технологий в обучении математики (ИКТ) ;

- учёта личностных особенностей каждого студента впри организации учебного процесса.

Подобная сложная и ответственная работа должна вестись только высококвалифицированным коллективом.

Результаты: общематематическая подготовка будущих учителей-предметников должна проводиться на непрерывной основе (в период обучения в вузе); математический материал, используемый в учебном процессе, должен быть тесно связан с педагогическим процессом, включающий профессиональные особенности студентов естественного направления и учитывать предъявляемые им требования; необходимо сформировать навыки по использованию на практике знаний, полученных посредством математического образования студентов профиля естественного направления; каждое биологическое определение нуждается в сравнении с физическими и химическими законами, что требует использования математического аппарата [3, с.38].

Список использованной литературы:

1. Алтыбаева М. А. Профилдик окутуу системасын башкарууга карата компетенттYYЛYк мамиленин аспектилери [Текст] / / М.А.Алтыбаева // ОшМУ жарчысы - 2014.- №3 - 5- 9 бб

2. Пушкарева, Т. П. Математическое моделирование химических процессов: учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2011. 116 с.

3. Кедейбаева, Д.А. Табигый билимдер багытында математика курсун окутуунун айрым бир усулдары [Текст] / Кедейбаева Д.А. // КББА нын кабарлары - 2014.- №4 - 31- 33 б

© Кедейбаева Д.А., 2016

УДК 371

А.А.Клиппа

студентка

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова Научный руководитель: М.М.Козлова старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

г.Абакан, Российская Федерация

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИЕЙ ЦВЕТОВОЙ ЛЕКСИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ ПОЭТОВ

СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Аннотация

В статье анализируются методические условия ознакомления младших школьников с образно-стилистическими функциями цветовой организации поэтической речи при изучении произведений пейзажной лирики поэтов серебряного века на уроках литературного чтения.

Ключевые слова

Пейзажная лирика, цветовые ассоциации (цветопись), цветовая лексика, художественно-стилистический образ, эмоционально-чувственное развитие младших школьников.

В условиях современного литературного образования развитие функционально грамотной личности ребенка младшего школьного возраста предполагает формирование эмоционально-чувственной сферы обучающихся, развитие их нравственно-этических и эстетических ощущений на основе обучения восприятию и анализу художественного произведения.

Значительную роль в жанровом литературном многообразии играет пейзажная лирика, так как этот род

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.