Научная статья на тему 'ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА КАК РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ'

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА КАК РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY-NC
114
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДНО / МОДЕЛЬ ПАЛУБЫ / ОТРЫВ ПОТОКА / ВИХРЬ / ВИХРЕВОЙ СЛЕД / ВИХРЕГЕНЕРАТОР / ЗАДЫМЛЕНИЕ СУДОВ / VESSEL / DECK MODEL / FLOW SEPARATION / VORTEX / VORTEX TRAIL / VORTEX GENERATOR / SMOKE PROPAGATION

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Гузеев Андрей Сергеевич

Объект и цель научной работы. Объектом исследования является структура потока, обтекающего модели судов и инженерных конструкций. Цель состоит в оптимизации их внешних обводов. Материалы и методы. Исследования проходили в вертикальной гидродинамической трубе с прозрачным рабочим участком с использованием методов визуализации течений. Основные результаты. В результате серии исследований выработаны технические решения, внедренные на морских кораблях, судах и инженерных сооружениях. Показано, что такие исследования необходимо проводить на начальных стадиях проектирования судов, что особенно эффективно для конструкций, имеющих отрывное обтекание. К ним относятся дымовые трубы, вертолетные площадки, верхние палубы, воздухозаборные устройства, пролетные строения мостов и т.д. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что вертикальная гидродинамическая труба может успешно использоваться для отработки форм внешних обводов судовых конструкций и других инженерных сооружений, имеющих отрывное обтекание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Гузеев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERTICAL HYDRODYNAMIC TUBE AS A WORKING TOOL IN A SHIPBUILDING EXPERIMENT

Object and purpose of research. The object of the research is the flow pattern around ship models and engineering structures. The purpose is to optimize their outer lines. Materials and methods. The studies were carried out in a vertical hydrodynamic tunnel with a transparent test section using flow visualization methods. Main results. After the series of studies, technical solutions have been developed and implemented on sea-going ships and marine engineering structures. The paper shows that these studies are strongly recommended at early stages of ship design, especially for the structures with flow separations, like funnels, helipads, upper decks, air inlets, bridge spans, etc. Conclusion. The results indicate that the vertical hydrodynamic tunnel can be successfully used for development of outer lines for hulls and other engineering structures with flow separations.

Текст научной работы на тему «ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА КАК РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ»

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-4-394-53-62 УДК 532.527

А.С. Гузеев

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург, Россия

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА КАК РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Объект и цель научной работы. Объектом исследования является структура потока, обтекающего модели судов и инженерных конструкций. Цель состоит в оптимизации их внешних обводов.

Материалы и методы. Исследования проходили в вертикальной гидродинамической трубе с прозрачным рабочим участком с использованием методов визуализации течений.

Основные результаты. В результате серии исследований выработаны технические решения, внедренные на морских кораблях, судах и инженерных сооружениях. Показано, что такие исследования необходимо проводить на начальных стадиях проектирования судов, что особенно эффективно для конструкций, имеющих отрывное обтекание. К ним относятся дымовые трубы, вертолетные площадки, верхние палубы, воздухозаборные устройства, пролетные строения мостов и т.д.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что вертикальная гидродинамическая труба может успешно использоваться для отработки форм внешних обводов судовых конструкций и других инженерных сооружений, имеющих отрывное обтекание.

Ключевые слова: судно, модель палубы, отрыв потока, вихрь, вихревой след, вихрегенератор, задымление судов.

Автор заявляет об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-4-394-53-62 UDC 532.527

A. Guzeev

Krylov State Research Centre, St. Petersburg, Russia

VERTICAL HYDRODYNAMIC TUNNEL AS WORKING TOOL IN SHIPBUILDING EXPERIMENTS

Object and purpose of research. The object of the research is the flow pattern around ship models and engineering structures. The purpose is to optimize their outer lines.

Materials and methods. The studies were carried out in a vertical hydrodynamic tunnel with a transparent test section using flow visualization methods.

Main results. After the series of studies, technical solutions have been developed and implemented on sea-going ships and marine engineering structures. The paper shows that these studies are strongly recommended at early stages of ship design, especially for the structures with flow separations, like funnels, helipads, upper decks, air inlets, bridge spans, etc.

Conclusion. The results indicate that the vertical hydrodynamic tunnel can be successfully used for development of outer lines for hulls and other engineering structures with flow separations.

Key words: vessel, deck model, flow separation, vortex, vortex trail, vortex generator, smoke propagation. The author declares no conflicts of interest.

Для цитирования: Гузеев А.С. Вертикальная гидродинамическая труба как рабочий инструмент в судостроительном эксперименте. Труды Крыловского государственного научного центра. 2020; 4(394): 53-62.

For citations: Guzeev A. Vertical hydrodynamic tube as a working tool in a shipbuilding experiment. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2020; 4(394): 53-62 (in Russian).

Введение

Introduction

Вертикальная гидродинамическая труба (ВГТ), предназначенная для исследования структуры обтекания моделей судов и судовых конструкций, была введена в эксплуатацию в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова (Крыловский государственный научный центр, КГНЦ) в 1979 г. Она построена по образцу французской гидродинамической трубы (центра аэрокосмических исследований ONERA), в которой в 1970-х гг. проходили исследования сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд» и других аппаратов, выполненные Г. Верле с использованием методов визуализации течений [1]. Наиболее полный обзор исследований структуры гидроаэродинамических течений, проведенных с использованием методов визуализации, представлен в альбоме М. Ван-Дайка [2], где собраны картины течений, полученные в ведущих лабораториях разных стран.

Основным достоинством ВГТ является возможность наблюдать и регистрировать структуру течений в прозрачном канале в реальном масштабе времени. Течение в рабочем участке с поперечным сечением 150*150 мм создается за счет слива воды самотеком из напорного бака, расположенного над рабочим участком через сопло Витошинского (рис. 1), что обеспечивает хорошую однородность потока (диапазон скоростей составляет V = 0,011,5 м/с). Основными методами визуализации течений являются методы подкрашенной жидкости, водородных пузырьков, воздушных пузырьков (описаны в работе [3]).

В XVII столетии М.В. Ломоносов сформулировал общие принципы методологии естественных

наук: «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучшей всех способ к изысканию правды» [4]. В отечественных авиаконструкторских предприятиях все новые компоновки летательных аппаратов исследуются в вертикальных гидродинамических трубах с использованием методов визуализации, это хорошо показано в книге М.Ф. Гарифуллина, посвященной исследованию бафтинга (автоколебаниям крыла, вызванным срывом вихрей) [5]. Достаточно полный обзор литературы по данному направлению представлен в книге В.И. Корнилова (глава 1) [6].

В данной статье кратко рассмотрены результаты выполненных в ВГТ КГНЦ исследований, внедренные на флоте.

Результаты исследований, внедренные на флоте

Research results implemented in the Navy

Исследовано обтекание модели подводного пловца совместно с буксировщиком и навигационным блоком (рис. 2). Рассмотрено несколько вариантов расположения приборного блока, энергетического блока и пловца, по которым выбран наиболее приемлемый вариант, совместно с ЦКБ «Компрессор» оформлено изобретение. Исследована структура обтекания серии обтекателей выдвижных мачтовых устройств ПЛ при стационарном и нестационарном обтекании (рис. 3). Найденные технические решения нашли применение на флоте. Получены картины течений в отрывной зоне и формирования вихревого следа для некоторых обтекателей (рис. 4). На рис. 5 показана схема формирования вихревого следа как результат взаимодействия пограничного слоя и отрывного течения.

Рис. 1. Вертикальная гидродинамическая труба:

а) рабочий участок с аппаратурой;

б) схема установки, где 1 - рабочий участок, 2 -модель, 3 - напорный бак,

4 - вентиль регулировки скорости, 5 - трубопровод наполнения бака

Fig. 1. Vertical hydrodynamic tunnel: a) working area with equipment; b) installation diagram, where 1 - working area; 2 - model; 3 - pressure tank; 4 - speed control valve;

5 - tank filling pipeline

Рис. 3. Обтекатели мачт и выдвижных устройств при стационарном (а) и нестационарном (б) обтекании Fig. 3. Fairings for masts and retractable devices with steady (a) and unsteady (b) flow

Рис. 4. Вихреобразование за обтекателем мачт: а) метод подкрашенной жидкости хорошо показывает структуру вихрей в отрывной зоне; б) метод воздушных пузырьков показывает траекторию вихревого следа: 1 - модель, 2 - зона отрывного течения, 3 - волнообразная ось вихревого следа

Fig. 4. Vortex formation behind the masts fairing: a) painted-flow method clearly shows turbulent structures in flow separation zones; b) air bubble-method shows vortex trail path: 1 - model; 2 - flow separation zone; 3 - wavy axis of the vortex trail

Fig. 5. Scheme of flows around a fairing model:

1 - model; 2 - zone of separated flow;

3 - wavy axis of the vortex trail;

4 - vortex trail; 5 - boundary layer (image scale increased); 6 - boundary layer trace

Рис. 5. Схема течений при обтекании модели обтекателя: 1 - модель; 2 - зона отрывного течения; 3 - волнообразная ось вихревого следа; 4 - вихревой след; 5 - пограничный слой (масштаб изображения увеличен); 6 - след пограничного слоя

Рис. 6. Вихревое взаимодействие двух цилиндров: а) расстояние между цилиндрами - один диаметр цилиндра; б, в) расстояние между цилиндрами - три диаметра цилиндра, захват второго цилиндра вихрями вихревого следа противоположного вращения (поочередно)

Fig. 6. Vortex interaction of two cylinders: a) the distance between the cylinders - one cylinder diameter; b, c) the distance between the cylinders - three diameters of the cylinder, the capture of the second cylinder by opposite rotation (alternately) vortices of the vortex trail

Рис. 8. Обтекание кормовой оконечности ограждения рубки, исходный вариант, вид сверху: а) метод подкрашенной жидкости; 6) метод воздушных пузырьков

Fig. 8. Flow around the aft end of submarine sail, initial version, top view: a) painted-flow method; b) air-bubble method

Рис. 11. Ледокол пр. 21900: а) вихреобразование вблизи надстроек модели; 6) задымление пространства в зонах отрыва потока; в) предложенный вариант конструкции трубы; г) ледокол «Санкт-Петербург», введенный в эксплуатацию

Fig. 11. Icebreaker 21900 project: a) vortex formation near model superstructures; b) smoke propagation in separated-flow zones; c) suggested funnel design; d) in-service icebreaker St. Petersburg

вариантов ОР - исходного и выбранного в результате исследований. При сравнении этих изображений видно, что у последнего варианта величина зоны отрывного течения и интенсивность вихревого следа значительно меньше [9]. На рис. 10 представлена схема вихревого следа. В результате проведенных исследований удалось минимизировать площадь зоны отрывного течения и интенсивность вихревого следа.

С учетом результатов исследований, опубликованных в открытой печати [10] и внедренных на флоте, рассмотрена структура обтекания судовых надстроек, верхних палуб и вертолетных площадок серии гражданских и военных судов различных проектов, а также модель ледокола пр. 21900. Выявлены зоны отрывных течений, в которые затягивается дым. На рис. 11 (см. вклейку) представлены фото структуры течений и задымленности модели ледокола в процессе проведения исследований. На рис. 11а хорошо видны три зоны вихреобразова-ния (отрывных течений): перед ходовой рубкой, пред надстройкой на верхней палубе и между трубой и ходовой рубкой. На рис. 116 видно затягивание «дыма» (зеленого цвета) в зоны отрывных течений. В результате проведенных исследований было предложено увеличить высоту трубы, сделать трубы продуваемыми, установить козырек, предотвращающий сползание дыма вниз вдоль труб (рис. 11 в).

Проведены исследования структуры обтекания и задымления модели т/х «Маршал Гречко» (Новороссийское морское пароходство) с кормовой надстройкой и низкой трубой. Интенсивное задымление палуб и ходовой рубки привели к тому, что экипаж судна стал болеть. Неоднократные пись-

Рис. 10. Схема границ отрывной зоны и вихреобра-зования за ограждением рубки (исходный вариант)

Fig. 10. Boundaries of flow separation and vortex formation zone behind submarine sail (initial version)

менные обращения экипажа этого судна и однотипных с ним судов в администрацию пароходства не дали результатов. В результате моряки самостоятельно стали решать вопрос уменьшения задым-ленности ходового мостика. Во время стоянки в португальском порту они за свои деньги провели модернизацию верхней части палуб. Увеличили высоту дымовой трубы на 5 м и перенесли ходовые огни на верхней палубе.

На рис. 12а (см. вклейку) хорошо видно затягивание дыма вперед на ходовой мостик и его циркуляцию в зоне отрыва потока. Установка про-тиводымного козырька (дефлектора) над ходовой рубкой приводит к прижатию потока к палубе и сносу дыма в корму (рис. 126) [11]. Схема границ зоны отрыва потока в исходном варианте и при установке козырька показана на рис. 13а. Высота отрывной зоны h в районе дымовой трубы уменьшается в два раза.

а)

б)

Рис. 13. Противодымное крыло: а) граница зоны отрыва потока в исходном варианте и с противодымным крылом; б) надстройка шведского ледокола с противодымным крылом

Fig. 13. Anti-smoke wing: a) boundary of the flow separation zone in the original version and with anti-smoke wing; b) superstructure of a Swedish icebreaker with anti-smoke wing

Рис. 12. Задымление модели т/х «Маршал Гречко»: а) исходный вариант; 6) противодымное крыло прижимает внешний поток к палубе

Fig. 12. Smoke propagation aboard Marshal Grechko motor ship model: a) initial version; b) the anti-smoke wing presses the outer stream to the deck

Рис. 14. Обтекание модели ледокола пр. 21900М: а) вихревое течение между трубой и верхней надстройкой; 6) вихреобразование над вертолетной площадкой, перед верхней надстройкой, перед трубой

Fig. 14. Flow around the icebreaker model 21900M project: a) vortex flow between the tube and the upper superstructure; b) vortex formation above the helipad, in front of the upper superstructure, in front of the funnel

Рис. 15. Сравнение структур обтекания модели ледокола пр. 21900М с противодымным крылом (козырьком) и без него:

a) без козырька, развитая отрывная зона над верхней палубой, в которую затягивается дым; 6) козырек установлен, поток прижат к палубе

Fig. 15. Comparison of the flow structures around the icebreaker model (Project 21900M) with and without anti-smoke

control wing (flow divertor): a) without flow divertor, note a developed separation zone above the upper deck that attracts the smoke;

b) flow divertor installed, the flow is pressed to the deck

Рис 18. Вихревой след за моделью Волгоградского моста (поток направлен слева направо): а) исходный вариант, интенсивные поперечные вихри противоположного вращения; б) установлены вихрегенераторы продольных вихрей, разрушающие поперечные вихри

Fig. 18. Vortex trail behind the Volgograd bridge model (flow direction: from left to right): a) initial version, note the intense transverse vortices of opposite rotation; b) longitudinal turbulizers installed, transverse vortices eliminated

Рис. 16. Ледокол «Владивосток» (пр. 21900М): а) первоначальный проект; б) после корректировки и спуска на воду

Fig. 16. Icebreaker Vladivostok (project 21900M): a) initial project; b) after adjustment and launching

Примером использования противодымного козырька при формировании внешнего обтекания надстройки является шведский ледокол. На рис. 136 показан общий вид этого ледокола, на котором установлены козырьки над ходовой рубкой, прижимающие ветровой поток к палубе.

Исследована структура обтекания модели ледокола пр. 21900М, у которого вертолетная площадка расположена в носовой части судна перед надстройкой. Показано образование крупного подпорного вихря перед рубкой над вертолетной площадкой (рис. 14, 15, см. вклейку), а также отрывные течения над верхней палубой. В результате проведенных исследований дымовые трубы убраны с диаметральной плоскости и разнесены по бортам, убрана надстройка на верхней палубе. Сравнение

Рис. 17. Колебания Волгоградского моста, май 2010 г.

Fig. 17. Vibrations of the Volgograd bridge, May 2010

обликов ледокола - первоначального и введенного в эксплуатацию - показано на рис. 16.

В ВГТ также решен ряд смежных задач для других отраслей. Вихревой след и вибрация при возникновении отрыва потока имеют место на множестве инженерных конструкций и сооружений (лопатки турбин, лопасти винтов, крылья самолетов, теплообменные аппараты, мосты, высотные здания, водопроводные станции и др.). Поперечные вихри вызывают переменные силы на обтекаемой конструкции независимо от того, какова она - хорошо обтекаемое крыло или конструкция с фиксированными точками отрыва потока.

В ВГТ исследована структура поперечного обтекания серии мостов - строящихся и введенных в эксплуатацию. На примере Волгоградского моста, который пришел в режим колебаний в результате ветрового резонанса в мае 2010 г. (рис. 17), показана возможность снижения интенсивности вихревого следа и амплитуды колебаний. На рис. 18 (см. вклейку) приведено сравнение картин вихревого следа за моделью моста в исходном варианте и при установке вихрегенераторов продольных вихрей, которые разрушают поперечные вихри [12] (оформлен патент [13]).

Для уменьшения вибраций крыльев можно использовать вихрегенераторы продольных вихрей, установленные вблизи задней кромки (хвостовые) и в средней части крыла (пристеночные), которые предотвращают отрыв потока на поверхности крыла.

На рис. 19 показана структура вихревого следа за симметричным профилем БГ-130 [14]. Хорошо видно, что при увеличении угла атаки от а = -2°

Рис. 19. Вихревой след за крылом при малых углах атаки а = -2, -4, -6°

Fig. 19. Vortex trail behind the wing at small attack angles а = -2, -4, -6°

Рис. 20. Вихревой след за крылом при а = 5°:

а) вихревой след с поперечными вихрями хорошо просматривается (без вихрегенератора);

б) поперечные вихри в следе почти не заметны при использовании вихрегенераторов продольных вихрей вблизи задней кромки

Fig. 20. Vortex trail behind the wing at а = 5°:

a) the trail of transverse vortices clearly visible (no turbulizer);

b) transverse vortices in the trail almost vanished thanks to longitudinal turbulizers near the trailing edge

до а = -6° интенсивность поперечных вихрей в следе увеличивается. На рис. 20 приведено сравнение структуры вихревого следа за тем же профилем при установке вихрегенератров продольных вихрей, которые разрушают поперечные вихри. Вихрегене-раторы сделаны из прозрачного пластика и на фото плохо просматриваются [15].

Хвостовые вихрегенераторы продольных вихрей нашли широкое применение в воздушных вентиляторах для уменьшения их шумности. Пример их использования фирмой 2а1тап и схема генерации продольных вихрей показаны на рис. 21 [16]. Продольные ребра на задней кромке лопасти винта формируют продольные вихри, которые разрушают

поперечные вихри и, таким образом, снижают шу-моизлучение. Вариант использования вихрегенераторов продольных вихрей для снижения шумности гребных винтов показан на рис. 22 [17]. В данном случае вихрегенераторы имеют большую протяженность и располагаются вдоль поперечного сечения лопасти винта.

Пристеночные вихрегенераторы, установленные в средней части крыла на самолетах серии Boeing, показаны на рис. 23. Вихрегенераторы могут иметь различную геометрию и устанавливаться на разном расстоянии от передней кромки крыла. Структура продольного вихревого следа за пристеночными вихрегенераторами, аналогичными уста-

а) 6) в)

Рис. 21. Вентилятор Zalman CNPS5X с продольными ребрами на задней кромке: а) лопасти винта; б) схема вихреобразования без вихрегенераторов; в) схема вихреобразования с генераторами продольных вихрей

Fig. 21. Zalman CNPS5X fan with longitudinal ribs on the trailing edge: a) impeller blades; b) vortex formation without vortex generators; c) vortex formation with generators of longitudinal vortices

Рис. 22. Вихрегенераторы на винте модели подводной лодки, установленном в кавитационной трубе

Fig. 22. Turbulizers on a submarine model propeller installed in a cavitation tunnel

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новленным на крыльях Boeing 737, показана на рис. 24. При увеличении скорости потока в ВГТ подкрашивающая жидкость размывается, а общая структура вихря сохраняется (рис. 24а, б).

Выводы

Conclusion

В результате многолетних исследований в ВГТ получен большой объем фотографий структуры течений. На флоте внедрен ряд новых технических решений, на некоторые из них (буксировщик легко-водолаза, обтекатель перископа) получены авторские свидетельства. Улучшена конструкция рубки ряда проектов подводных лодок, предложены дифференциальные датчики обнаружения начальных стадий пожара в замкнутых судовых помещениях.

По результатам исследования задымленности серии ледоколов внесены конструктивные изменения, уменьшающие задымление палуб и судовых помещений. Для ледоколов типа «Ленинград» увеличена вы-

Рис. 23. Вихрегенераторы на крыльях Boeing: а) общий вид крыла Boeing 737 с вихрегенераторами; б) вихрегенераторы крупным планом

Fig. 23. Boeing 737 wing with flow turbulizers (winglets): a) general view; b) winglet close-up

Рис. 24. Продольный вихрь за пристеночным вихрегенератором, аналогичным установленному на крыле Boeing 737: а) ламинарное обтекание; б) начало турбулизации потока

Fig. 24. Longitudinal vortex behind the wall turbulizer, similar to Boeing 737 winglet: a) laminar flow; b) flow turbulization inception

сота труб и пучок труб сделан продуваемым. Для ледоколов типа «Владивосток» убрана надстройка на верхней палубе и трубы разнесены по бортам.

Также внедрены технические решения, улучшающие работу водопроводных станций. Отработана конструкция смесителя и выбраны оптимальные места его расположения в потоке.

Предложена конструкция аэродинамического вихрегасителя для Волгоградского моста, который разрушает поперечный вихревой след, что способствует снижению уровня вибрации.

Начаты исследования по нестационарному обтеканию судовых и инженерных конструкций и их вихревому взаимодействию, а также по управлению вихревым следом за крыльями.

Ряд технических решений, исследованных в гидродинамической трубе КГНЦ, исследовался в гидродинамических лабораториях других стран и нашел применение на судах иностранных флотов.

Благодарности

Acknowledgments

Автор выражает благодарность А.И. Короткину за инициативу в создании ВГТ и постановку многих опытов, нашедших практическое применение на флоте, а также всем инженерам и научным работникам, принимавшим участие в проведении исследований в ВГТ в различные периоды времени:

A.В. Пономареву, В.А. Тюшкевичу, С.Н. Иванову, О.К. Токареву, М.В. Бегаку, Г.В. Перегудову, М.Н. Овсяникову, С.И. Девнину, А.Л. Грингольцу,

B.И. Юшину, Ю.Д. Мирошнику, Ж.Я. Грушанской,

C.А. Чалову, Е.Я. Семионичевой, В.Б. Амфило-хиеву, А.К. Завьялову, А.В. Наделяеву, Ю.В. Яцу-ку, Л.И. Розуму, А.О. Лебедеву, Ю.А. Роговому, А.С. Воробьеву, В.Ю. Митякову, С.З. Сапожнико-ву, С.А. Исаеву, С.Ю. Соловьеву, В.В. Соколову, Е.А. Морозовой, С.А. Можайскому, Д.В. Корнилову, В.И. Маслову, Г.К. Дарчиеву и др.

Список использованной литературы

1. Werle H. Le tunnel hudrodynamique au service de la recherhe aerospatiale. Chatillon: ONERA, 1974. 83 p. (Publication / Office National d'Études et de Recherches Aérospatiales; № 156).

2. Альбом течений жидкости и газа / Сост. М. Ван-Дайк. Москва: Мир, 1986. 180, [1] с.

3. Пономарев А.В., Гузеев А.С., Тюшкевич В.А. Методы визуализации обтекания тел в судостроительном эксперименте. Ленинград: ЦНИИ «Румб», 1987. 114 с.

4. Ломоносов М.В. Рассуждение о большей точности морского пути, читанное в публичном собрании Императорской Академии Наук мая 8 дня 1759 года господином коллежским советником и профессором Михайлом Ломоносовым // Полное собрание сочинений. Т. 2: Труды по физике, астрономии и приборостроению, 1744-1765 гг. Москва; Ленинград: АН СССР, 1955. С. 123-186.

5. Гарифуллин М.Ф. Бафтинг. Москва: Физматлит, 2010. 213 с.

6. Корнилов В.И. Пространственные пристенные турбулентные течения в угловых конфигурациях. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. 431 с.

7. Гузеев А.С. Вихреобразование вблизи палуб морских судов и инженерных конструкций // Оптические методы исследования потоков: труды XV Международной научно-технической конференции. Москва: Перо, 2019. С. 71-80.

8. Гузеев А.С. Измерения полей скоростей в конвективных потоках при моделировании начальных стадий пожаров // Оптические методы исследования потоков: тез. докл. IV науч. техн. конф. Москва: Валанг, 1997. С. 42.

9. Гузеев А.С., Соловьев С.Ю., Воробьев А.С. Распространение вихревых систем, возникающих на корпусе судна и его элементах // Морской вестник. 2011. № 4(40). С. 82-85.

10. О задымляемости транспортных судов / Гузеев А.С., Лебедев А.О., Митяков А.В. [и др.] // Оптические методы исследования потоков: труды Х Международной научно-технической конференции. Москва, 2009. С. 234-237.

11. Устройство для управления отрывом потока: пат. 173255 Рос. Федерация / Гузеев А.С., Короткин А.И., Морозова Е.А. № 2017102795; заявл. 27.01.2017; опубл. 18.08.2017, Бюл. № 23. 5 с.

12. Гузеев А.С., Короткин А.И., Соловьев С.Ю. Об одном из методов определения числа Струхаля при обтекании контуров с фиксированными точками отрыва потока // Морской вестник. 2012. № 2(42). С. 97-99.

13. Устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием: пат. 2500852 Рос. Федерация / Гузеев А.С., Короткин А.И., Пашин В.М. [и др.]. № 2011141140/03; заявл. 11.10.2011; опубл. 10.12.2013, Бюл. № 34. 8 с.

14. ГузеевА.С., ГузеевМ.А. Исследования структуры вихревого следа за профилями различной формы // Оптические методы исследования потоков: труды VII международной научно-технической конфе-ренци. Москва, 2003.

15. Guzeev A.S., Korotkin A.I., Solovyev S.Yu. Interaction of vortex systems at a flow of bodies [Electronic resource] // Proceedings of 13th Asian Symposium on Visualization (ASV13). Novosibirsk: Parallel, 2015. URL: http://itam.nsc.ru/conferences/13asv/pdf/077_Guzeevetal. pdf (accessed: 20.09.2019).

16. Zalman CNPS5X [Электронный ресурс] // Zalman Tech: [сайт]. Сеул, 2020. URL: https://www.zalman.com/RU/ (дата обращения: 29.09.2020).

17. Бовис А. Морская гидродинамика. Подводная лодка. Санкт-Петербург: Крыловский государственный научный центр, 2013. 218 с.

References

1. H. Werle. Le tunnel hudrodynamique au service de la recherhe aerospatiale. Chatillon: ONERA, 1974. 83 p. (Publication / Office National d'Études et de Recherches Aérospatiales; № 156).

2. Album of liquid and gas flows / Comp. M. Van Dyck. Moscow: Mir, 1986. 180, [1] p. (in Russian).

3. A. Ponomarev, A. Guzeev, V. Tyushkevich. Methods for visualizing the flow around bodies in a shipbuilding experiment. Leningrad: Central Research Institute "Rumb", 1987. 114 p. (in Russian).

4. M. Lomonosov. Discourse on the greater accuracy of the sea route, read in the public meeting of the Imperial Academy of Sciences on May 8, 1759 by Mr. Collegiate Counselor and Professor Mikhail Lomonosov // Complete Works. T. 2: Works on physics, astronomy and instrument making, 1744-1765. Moscow, Leningrad: AN SSSR, 1955. P. 123-186 (in Russian).

5. M. Garifullin. Buffeting. Moscow: Fizmatlit, 2010. 213 p. (in Russian).

6. V. Kornilov. Spatial near-wall turbulent flows in angular configurations. 2nd ed., rev. and add. Novosibirsk: Publishing house of SB RAS, 2013. 431 p. (in Russian).

7. A. Guzeev. Vortex formation near the decks of sea vessels and engineering structures // Optical methods for the study of flows: proc. of the XV International Scientific and Technical Conference. Moscow: Pero, 2019. P. 71-80 (in Russian).

8. A. Guzeev. Measurements of velocity fields in convec-tive flows in modeling the initial stages of fires // Optical methods for the study of flows: report of IV scientific. tech. conf. Moscow: Valang, 1997. 42 p. (in Russian).

9. A. Guzeev, S. Solovyev, A. Vorobiev. Propagation of vortex systems arising on the ship's hull and its elements // Morskoy Vestnik. 2011. No. 4 (40). P. 82-85 (in Russian).

10. Smoke nuisance on transport vessels / Guzeev A.S., Le-bedevA.O., MityakovA.V. [et al.] // Optical methods for studying flows: proc. of the X International Scientific and Technical Conference. Moscow, 2009. P. 234-237 (in Russian).

11. Device for flow separation control: Pat. 173255 Rus. Federation / A.S. Guzeev, A.I. Korotkin, E.A. Morozova. No. 2017102795; declared 27.01.2017; publ. 18.08.2017. Bul. No. 23. 5 p. (in Russian).

12. A. Guzeev, A. Korotkin, S. Solovyev. On one of the methods for determining the Strouhal number when flowing around lines with fixed separation points // Morskoy Vestnik. 2012. No. 2(42). P. 97-99 (in Russian).

13. Device for reducing transverse vibrations of bridge spans caused by wind action: Pat. 2500852 Rus. Federation / A.S. Guzeev, A.I. Korotkin, V.M. Pashin [et al.]. No. 2011141140/03; declared 11.10.2011; publ 10.12.2013. Bul. No. 34. 8 p. (in Russian).

14. A. Guzeev, M. Guzeev. Investigation of the structure of the vortex wake behind profiles of various shapes // Optical methods for studying flows: proc. of the VII international scientific and technical conference. Moscow, 2003 (in Russian).

15. A. Guzeev, A. Korotkin, S. Solovyev. Interaction of vortex systems at a flow of bodies [Electronic resource] // Proc. of 13th Asian Symposium on Visualization (ASV13). Novosibirsk: Parallel, 2015. URL: http://itam.nsc.ru/conferences/ 13asv/pdf/077_Guzeevetal.pdf (accessed: 20.09.2019).

16. Zalman CNPS5X [Electronic resource] // Zalman Tech: [site]. Seoul, 2020. URL: https://www.zalman.com/RU/ (accessed: 29.09.2020).

17. BovisA. Marine hydrodynamics. Submarine. St. Petersburg: Krylov State Research Centre, 2013. 218 p. (Russian translation).

Сведения об авторе

Гузеев Андрей Сергеевич, доктор философии, ведущий инженер ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 44. Тел.: +7 (921) 896-83-28. E-mail: Guzas52@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-4319-2749.

About the author

Andrey S. Guzeev, Doctor of Philosophy, Senior Engineer, Krylov State Research Centre. Address: 44, Mos-kovskoe sh., St. Petersburg, Russia, post code 196158. Tel.: +7 (921) 896-83-28. E-mail: Guzas52@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-4319-2749.

Поступила / Received: 21.07.20 Принята в печать / Accepted: 25.11.20 © Гузеев А.С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.