Научная статья на тему '«Вершины не спят» А. Кешокова в контексте северокавказского историко-революционного романа'

«Вершины не спят» А. Кешокова в контексте северокавказского историко-революционного романа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
172
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кушхова А. Л.

Статья посвящена исследованию романа А. Кешокова «Вершины не спят» в контексте северокавказского историко-революционного романа. Автор указывает на особое место анализируемого произведения в ряду историко-революционных романов литератур народов Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Вершины не спят» А. Кешокова в контексте северокавказского историко-революционного романа»

ных категорий (эстетических, религиозно-этических или политических). Миф об Италии наиболее полно и адекватно отражен в едином «итальянском тексте» русской литературы как феномене мыслимом, существующем в своего рода «коллективно сознании» [6].

Список литературы:

1. Арцыбашев М. Записки писателя. Выпуск I. Издание книжнаго склада «За Свободу». - 1925.

2. Горький М. Полн. собр. соч. Т. 12. - М., 1971.

3. Бачарова И. А. Италия в автобиографической прозе Горького и Осорги-на. - University of Toronto; Academic Electronic Journal in Slavic Studies.

4. Константинова С.Л. «Итальянский текст» русской литературы XIX-XX вв. - Псков: ПГПУ, 2005. - 160 с.

5. Литература русского зарубежья - 1920-1940. - М., 1993. - С. 313.

6. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Торопов В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995. - С. 259.

«ВЕРШИНЫ НЕ СПЯТ» А. КЕШОКОВА В КОНТЕКСТЕ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННОГО РОМАНА

© Кушхова А. Л.*

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

Статья посвящена исследованию романа А. Кешокова «Вершины не спят» в контексте северокавказского историко-революционного романа. Автор указывает на особое место анализируемого произведения в ряду историко-революционных романов литератур народов Северного Кавказа.

Исследование жанра романа в отдельной национальной литературе в его связях с историческими условиями жизни народа, а также в широком историко-культурном контексте - одна из важных задач современного литературоведения.

Кабардинская литература, как и другие литературы народов Северного Кавказа, проходила первые этапы своего формирования в период 1920-х годов. Многие из северокавказских народов имели своих художников слова и свои литературные традиции до 1917 года: к примеру, можно назвать

* Старший лаборант кафедры Русской литературы Института филологии.

имена выдающихся адыгских просветителей XIX века - Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, А.-Г. Кешева (Каламбия), осетинского поэта, публициста, просветителя К. Хетагурова и др.

Жанры литературы письменной не стали достоянием народным, наличие в национальных литературах отдельных имен, порой весьма значительных, еще не дает основания причислять эти литературы к литературам, имеющим вековые, давние традиции. С другой стороны, термины «младописьменная литература», «молодая литература», имеющие распространенное употребление в современном литературоведении, не совсем правильны и не отражают истинно содержания литератур, заложивших свою основу в начале XX века. К таким литературам, на наш взгляд, относятся литературы северокавказского региона: адыгские (кабардинская, адыгейская, черкесская), карачаево-балкарская, осетинская, чеченская, ингушская, абазинская, ногайская и др.

У каждой из этих литератур были свои собственные истоки романного мышления в духовной культуре, прежде всего, жанры нартского эпоса, которые и определили специфику развития национальной литературы. Политические, социально-исторические условия начала XX века сформировали предпосылки для развития литературных жанров, интенсивное развитие которых было бы невозможно в отрыве от тех национально-духовных ценностей, которые создавались народами в течение многих веков.

Специфика изучения романа как жанра известна. Бахтин М. отмечал: «Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся жанр среди давно готовых и частично уже мертвых жанров» [1, с. 451].

Как известно, термины «род», «вид», «жанр» давно привлекают внимание исследователей, им посвящены научные труды А.Цейтлина, Б. Гриф-цова, Г. Поспелова, В. Кожинова, Д. Затонского, Г. Гачева и др.

Генезис, специфика развития и особенности жанра романа в литературах северокавказского региона в целом освещен. Вторая половина XX века - период, когда роман оформился как жанр, как объективная реальность, и именно к этому времени относится его интенсивное изучение. Остановимся на более известных научных трудах исследователей: Л. Кашежева. Кабардинская советская проза (1962); А. Караева. Становление карачаевской литературы (1963); Н. Музаев. Чеченская литература на путях социалистического реализма (1963); X. Хапсироков. Пути развития адыгских литератур (1968); Ф. Урусбиева. Путь к жанру (1972); Л. Бекизова. От богатырского эпоса к роману (1974); К. Шаззо. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах (1978); Ю. Тхагазитов. Адыгский роман (1987); К. Султанов. Динамика жанра (1989); А. Мусукаева. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология (1993) и другие.

Процесс формирования и развития жанров национальной прозы не был изолированным, он проходил в контексте развития всей многонациональной советской литературы. Это обстоятельство во многом способствовало ускоренному формированию литературных жанров.

Периодом расцвета жанра романа в северокавказских литературах принято считать 1950-1960-е годы. Это время появления крупных эпических произведений: в кабардинской литературе - «Горцы» А. Шортанова, «Вершины не спят» А.Кешокова, «Род Шогемоковых» Х.Теунова; в балкарской литературе - «Горные орлы» Ж.Залиханова, «В теснине» О. Эте-зова, «Новый талисман» Б. Гуртуева; в чеченской - «Мюрид революции» М. Мамакаева, «Месть» М. Магомедова; в осетинской - «Навстречу жизни» Е. Уруймаговой и многие другие.

Появление в литературах Северного Кавказа жанра исторического романа объяснялось стремлением авторов проанализировать поворотные, решающие этапы в судьбе народа с целью решить сложные проблемы современности, предопределить будущее. Художественное осмысление прошлого народа помогало писателям понять роль отдельной личности в ходе истории, взаимосвязь человека и истории.

Жанровая специфика исторического романа предполагала возможность создания произведений, художественно воссоздающих исторические события огромных временных отрезков, пространственно масштабные, с большим количеством персонажей - психологически и реалистически достоверных.

Следует подчеркнуть, что роман в северокавказских литературах начался именно с историко-революционного жанра. Как отмечает известный осетинский писатель и исследователь Н. Джусойты, почти все романы строятся по одной и той же схеме, в которой мы встречаемся с концепцией чисто социологической»: сложнейшие проблемы исторических судеб народа писатели решают умозрительным путем. Можно привести примеры романов из любой литературы, где схема строго соблюдалась: «в недрах веками страдающего народа рождается протест, появляется русский революционер (ссыльный), который способствует рождению (пробуждению) героя. Зачатки борьбы, данные в начале романа, приобретают целенаправленный и организованный характер. Завершается все победой, благополучным финалом» [2, с. 79].

Вероятно, следует также сказать об эстетической концепции жанра романа, о художественной полноте и жизненности героев, о психологической достоверности развития характеров и т.д. Если все это имеет место, то жанр заявляет о своем праве на существование.

Роман А.Кешокова «Вершины не спят», на первый взгляд, соответствует существующей в литературах Северного Кавказа схеме. Если конкретизировать, то в романе изображен аул, несущий в себе все признаки ста-

рой Кабарды, жаждущей борьбы за свободу и справедливость. Есть и образы борцов, и появление в романе русского ссыльного Степана Коломейцева - еще одна деталь «схемы». Инал Маремканов и другие герои-борцы ведут за собой народ, придают освободительной борьбе целенаправленность и организованность. В итоге - в трудной, трагической борьбе рождаются новая жизнь, новое общество и новые герои. Несмотря на общность «схемы» роман «Вершины не спят» занимает особое место в ряду северокавказского историко-революционного романа и «заслуга А. Кешо-кова в том, что он эту схему основного противоречия исторического процесса в дореволюционную эпоху не иллюстрирует. Он исследует конфликт на нравственном, психологическом и идеологическом уровнях» [3, с. 95].

Кешоков А. в своем эпическом повествовании сумел поднять и художественно верно решить проблемы, которые были характерны не только для республики, но и для всей страны. «Вершины не спят» - роман эпо-пейного характера. Писатель исследует огромный временной пласт: первая мировая война, революционные события 1917 года, гражданская война, период коллективизации. В русле этих событий писатель подробно исследует проблему характера. В творческом же плане дилогия А. Кешокова «Вершины не спят» свидетельствует о возросшей аналитичности этого вида романа, о его больших возможностях в решении художественно-эстетических проблем.

Подобный вывод подтверждается опытом целого ряда других романистов Северного Кавказа. Крупномасштабностью постановки и решения историко-революционной проблематики дилогии «Вершины не спят» близки романы балкарских писателей Ж.Залиханова «Горные орлы» и Б. Гуртуева «Новый талисман», ингушского писателя И. Базоркина «Из тьмы веков» и др.

В ряду историко-революционных романов молодых литератур особо следует отметить роман X. Теунова «Род Шогемоковых». Повествование в романе ведется, начиная с Зольского восстания (1913 г.) и до Октябрьской революции 1917 года. Название романа говорит само за себя: перед нами -семейная хроника, роман о роде Шогемоковых. История семьи Шогемоковых показана на фоне крупных исторических событий начала XX столетия.

Однако задача писателя состояла не в простом изображении «борьбы, гибели и возрождения» семьи Шогемоковых, а в том, чтобы показать на примере этой семьи трагическую жизнь всего кабардинского народа.

Заслуга X. Теунова заключалась в том, что он роман-хронику, семейный роман смог наполнить историческим содержанием, обогатить его, расширив пространственно, социально и психологически.

В историко-революционном романе «Горные орлы» Ж. Залиханов умело соединяет реальные события и художественный вымысел, приводит факты истории, вводит исторических героев, оставляя их имена. Так, исторически достоверно выглядят портреты Сергея Кирова, Бетала Калмы-

кова, Солтан-Хамида Калабекова, Асланбека Шерипова (встречающегося и в романе чеченского писателя М. Мамакаева «Мюрид революции»).

Однако исследователи (А. Мусукаева, Ф. Урусбиева) указывают на «одну досадную особенность» в романе Ж.Залиханова: исторические деятели изображены выпукло, реалистически достоверно, «образное же воплощение вымышленных героев не всегда доводится до логического конца» [4, с. 90]. Так, образ главного героя Мазана в начале романа писатель описывает психологически верно и рельефно. Это крупный художественный образ, полнокровный герой, затем убедительность его снижается. Ж. За-лиханов, указывает, что Мазан был отправлен на революционную борьбу в Чечню, на этом повествование о его революционной деятельности прерывается, и встречаем мы его уже в конце романа: «И наконец настал час, когда партизаны Махмута встретились в освобожденном Нальчике со своими земляками, которых привел сюда с боями их Чечни Мазан».

Известный исследователь северокавказских литератур А. Мусукаева отмечает по этому поводу: «Уход с поля действия героя, за чьим ростом и мужанием так следил читатель, обедняет роман, делая дальнейшее повествование малосодержательным и риторическим... Если поступки, мысли, представления узнающего мир героя были преисполнены жизненной достоверности и мастерски изображены художником, то с выходом на революционный путь борьбы Мазан превращается в условную схему» [4, с. 91].

У А. Кешокова в романе «Вершины не спят» эта же проблема решалась на более высоком художественном уровне. Писатель прослеживает и реалистически верно изображает пробуждение борца-революционера Инала Маремканова. Мы видим превращение маленького мальчика в «головного журавля», ведущего за собой народ и твердо борющегося за установление советской власти.

Основное достижение А.Кешокова-романиста - осмысление исторических событий, осуществивших переворот в судьбе народа, через судьбу небольшого аула Шхальмивоко, через судьбы отдельной человеческой личности (Маремканов, Боташев, Катханов и др.), умелое соединение концептуальных, исторических проблем с проблемами каждодневными, индивидуальными, бытовыми, с раскрытием сущности характеров героев. Мастерство А. Кешокова-прозаика позволило создать ему сложные образы, наполненные противоречивыми действиями, мыслями, с большими потенциальными возможностями. Особенно наглядно эта сложность просматривается в единоборстве двух основных героев романа - Инала Маремканова и Казгирея Матханова.

В целом первый историко-революционный роман в кабардинской литературе своей идейно-художественной направленностью, проблематикой, глубиной постановки социального, нравственного характера, художественным решением образной системы достиг новых вершин в развитии не

только национальной прозы, но и литератур Северного Кавказа. В кабардинской литературе «роман А. Кешокова во многом явился итогом всей истории развития кабардинской литературы» [5, с. 225].

Список литературы:

1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М.,1975.

2. Джусойты Н. Все начинается с размышления... // Вопросы литературы. - 1978. - № 5.

3. Джусойты Н. Книга друзей. - Нальчик, 2003.

4. Мусукаева А.Х. северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. - Нальчик, 1993.

5. Очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик, 1968.

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА

© Стрельцова Е.А.*

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак

Статья представляет собой краткое изложение первой главы научной работы, посвященной исследованию функционирования эстетических категорий в литературе 20-30-х годов XX века. Литературный процесс данного периода неоднозначен, характеризуется сменой парадигм, ценностных и эстетических ориентаций. Противоречивые 20-30-е годы явились продуктивными для дальнейшего развития литературы, поэтому ретроспективный взгляд на культурное наследие этого времени представляет особый интерес.

XX век, чрезвычайно пёстрый и разнообразный, в сфере искусства отличался сильно выраженной зависимостью литературного процесса от «направляющих» идей, как вырабатываемых в самой литературно-философской среде, так и «спускаемых» сверху в виде прямых идеологических установок [2, с. 39].

В начале XX века в русской литературе происходят значительные изменения, причем как содержательные, так и структурные. Появляются новые направления, вырабатывается новая стилистика, исследуются новые темы, приходит новое поколение писателей [3, с. 15].

Вопросы культурного строительства, смысла творчества, кризиса прежних форм в искусстве - все это было среди, может быть, самых горячих и обсуждаемых проблем в русской мысли и литературе первой четверти XX ве-

* Аспирант кафедры Русской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.