Научная статья на тему 'ВЕРШИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ДУХОВНОЕ АКМЕ ЧЕЛОВЕКА'

ВЕРШИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ДУХОВНОЕ АКМЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
271
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИСКУССТВО / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / ВЕРШИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / CULTURAL AND HISTORICAL CONCEPT / ART / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT / APICAL PSYCHOLOGY AND SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Халилов Риза Алиханович

Рассматриваются духовные идеи и концепции Л.С. Выготского в педагогике и психологии, в частности, философско-антропологические, в которых он обосновывает новый идеал человека, включая представления о его природе, сущности и предназначении. Это позволило ученому создать радикально новое направление в гуманитарном знании XX в. - культурно-историческую психологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Халилов Риза Алиханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Top psychology: person’s spiritual acme

The article considers the innovative ideas and Vygotsky’s concept of pedagogy and psychology. The experience of understanding of the content of some of the earliest works of scientific creativity L.S. Vygotsky, in which the thinker formulates the philosophical and anthropological ideas that justify the new ideal of man as well as non-traditional - «.non-classical» - ideas about the nature, essence and purpose of man which allowed him to build a new direction in humanities XX century - Cultural and historical psychology is given.

Текст научной работы на тему «ВЕРШИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ДУХОВНОЕ АКМЕ ЧЕЛОВЕКА»

Душевное и духовное

человека как личности

Риза Халилов

ВЕРШИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ДУХОВНОЕ АКМЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Рассматриваются духовные идеи и концепции Л.С. Выготского в педагогике и психологии, в частности, философско-антропологические, в которых он обосновывает новый идеал человека, включая представления о его природе, сущности и предназначении. Это позволило ученому создать радикально новое направление в гуманитарном знании XX в. - культурно-историческую психологию.

Ключевые слова: культурно-историческая концепция; искусство; зона ближайшего развития; вершинная психология; духовность.

Abstract. The article considers the innovative ideas and Vygotsky's concept of pedagogy and psychology. The experience of understanding of the content of some of the earliest works of scientific creativity L.S. Vygotsky, in which the thinker formulates the philosophical and anthropological ideas that justify the new ideal of man as well as non-traditional - «non-classical» - ideas about the nature, essence and purpose of man which allowed him to build a new direction in humanities XX century - Cultural and historical psychology is given.

Keywords: cultural and historical concept; art; zone of proximal development; apical psychology and spirituality.

Как показывает анализ состояния мирового сообщества, и глобальный финансово-экономический кризис, и участившиеся катастрофы природного и техногенного характера, и резкое изменение климата, и локальные войны, и террористические и экстремистские проявления в мире — в их основе лежат духовно-нравственные причины. Это эволюционный кризис человечества. Выход только один: человек должен изменить самого себя на основе общечеловеческих ценностей. А это возможно только при наличии адекватной этой задаче системы воспитания и образования в масштабах каждой

Идея всеобщего благоденствия в философии Л.С. Выготского

Революционные идеи в области психопедагогики

В поисках новой педагогики

страны и человечества в целом. Лев Семенович Выготский прожил короткую жизнь, но оставил бесценное научное наследие. Призыв к добру и гармонии был для него естественным. Его необычайная любовь ко всему живому переплеталась у него с единством разнообразия, с красотой жизни, которую он любил до последних своих дней. В голове ученого всегда находилось место для оптимистических мечтаний, романтики. Знавшие Льва Семеновича люди неизменно отмечали это свойство его характера. Именно поэтому он необыкновенно точно представлял эмоциональную открытость, стремление прийти на помощь, стремление к справедливости. Мыслитель оставил после себя огромное количество трудов, пронизанных проницательностью и глубиной знаний, которыми он никогда не кичился и которым следовал на протяжении всей своей жизни. Л.С. Выготского отличала еще одна черта: он был не только великим ученым, но и великим революционером в области педагогики. Однако понять, чем мы обязаны ему в педагогике, трудно, если не знать его вклада в развитие психологии.

Лев Семенович Выготский внес огромный вклад в развитие советской психологической школы. Ему принадлежат работы по психологии искусства, общей психологии, детской и педагогической психологии, психологии аномальных детей и т.д. Учение Л.С. Выготского, по словам академика РАО Ш.А. Амонашвили, «есть благоговейное восхищение талантливого психолога глубиной природы ребенка; оно с особой экспрессией утверждает закон педагогического оптимизма» [1, с. 225]. Он был одним из тех, кому удалось увязать психологию с педагогикой, чьи новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили его время. Просто поражаешься, каким образом молодой человек, не имеющий профессиональной психологической подготовки, смог занять ведущие позиции в науке.

В обществе, начиная уже с середины XIX в., утвердились идеи свободного воспитания. Речь шла о демократической школе. «Надо отказаться, — писал Л.Н. Толстой, — от старого взгляда на школу, как на дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик» [2, с. 156]. Идея свободной школы, направленной на максимальное развитие всех сторон личности ребенка, отказывающейся от унификации и «обязаловки», была неразрывно связана с созревающими в российском обществе либерально-демократическими воззрениями. На эту школу работали в те годы

Личностно

ориентированная

парадигма

Психология духа

в трудах

Л.С. Выготского

Культурно-

историческая

концепция

психологи и педагоги нового поколения, ратовавшие за отказ от традиционной педагогики.

Новая педагогика была встречена ожесточенной критикой со стороны консерваторов. Л.С. Выготский оказался в атмосфере той самой идеологической тюрьмы, когда часто было невозможно публиковать свои труды. Не случайно ведь восточная мудрость гласит: «Палками забрасывают то дерево, которое приносит плоды». Ученый видел процесс психического развития ребенка диалектическим в гегелевском смысле. Он считал разработанную им систему психологии «вершинной», в противовес «глубинным» и «поверхностным» ее направлениям. И только теперь, спустя много лет, мир стал понимать, что он действительно был Моцартом в психологии, как его назвал американский философ С. Тулмин1.

Л.С. Выготский не мог ограничиться материализмом рефлексологии: в противном случае учение о человеке неотвратимо оказалось бы в тисках двойственности. Выход он нашел в психологии духа, идеи которой почерпнул в трудах своего любимого философа — Бенедикта Спинозы. Руководящий принцип для этого поиска он почерпнул именно в «Этике» Б. Спинозы, которому принадлежат слова: «Того, к чему способно тело, до сих пор никто еще не определил... Но, говорят, из одних лишь законов природы, поскольку она рассматривается исключительно как телесная, невозможно было бы вывести причины архитектурных зданий, произведений живописи и тому подобного, что производит одно только человеческое искусство, и тело человеческое не могло бы построить какой-либо храм, если бы оно не определялось и не руководствовалось душою, но я показал уже, что они не знают, к чему способно тело и что можно вывести из одного только рассмотрения его природы.»2.

Наибольшую известность принесла Л.С. Выготскому его теория: «Культурно-историческая концепция развития высших психических функций». По мнению ученого, все психические функции, данные природой, с течением времени преобразуются в функции высшего уровня развития (культурные). Все эти внутренние процессы зарождаются в прямых социальных контактах ребенка с взрослым, а затем закрепляются в его сознании.

1 Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопросы философии. 1981. № 10. С. 127-137.

2 Спиноза Б. Этика. Ч. III, теорема 2, схолия.

Проблема биологического и социального в поведении человека

Вершинная психология

Духовное развитие ставилось в определенную зависимость от организованного воздействия на него взрослых. На становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственные задатки, так и социальные факторы.

Можно сделать вывод, что развитие определяется взаимодействием двух факторов: биологического и социального, где социальный является определяющим. Для того чтобы ребенок развивался нормально, его организм должен быть биологически полноценным, должны быть сохранными все органы и системы, в первую очередь — центральная нервная система. Однако здоровый ребенок, оказавшийся в условиях социальной депривации, начинает резко отставать в развитии.

Л.С. Выготский понимал, что средствами не литературы, а точной науки можно сформировать образ нового человека. Он писал: «В настоящее время речь идет о том, чтобы пробиться из биологического пленения психологии в область исторической человеческой психологии. Увидеть человека, который работает, а не мускул, который сокращается. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, она надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека» [3, с. 166].

Ученый выдвинул принципиально новую психологическую концепцию, которую уже потом исследователи назовут культурно-исторической. Суть ее состояла в синтезе учения о природе и учения о культуре. Л.С. Выготский считал, что, изучая закономерности культуры, можно понять, как формируется человеческая личность, как средствами культуры создается внутренний мир человека. Он имел смелость это утверждать, когда буквально весь мир был увлечен идеями З. Фрейда, идеями бессознательной психической жизни, глубинами мотивов, которые не осознаются самим человеком. Здесь надо иметь в виду отношение Л.С. Выготского к З. Фрейду. Он писал, что З. Фрейд, хромая, шел к правде. Свою психологию Л.С. Выготский противопоставлял фрейдистской: «У него глубинная психология, а наша психология не глубинная, а вершинная. Мы изучаем вершины личности. Мы изучаем самое высокое, значительное, что называется духовным» [4, с. 303]. Нравственные ценности теснейшим образом соприкасаются с общественными, поскольку нравственность всегда обращена лицом к социуму. Ещё в XIX в. великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «Чем соедините вы людей

для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? Созидается общество началами нравственными». Содержательная основа этики формируется для одной-единственной цели — цели гармоничного взаимодействия индивидуума с обществом и содействия последнему в его всестороннем процветании. Только при этом обязательном предварительном условии возможен и переход общества — не отдельных его членов, а большинства — на следующую, собственно, духовную ступень развития.

Общечеловеческие На мой взгляд, Л.С. Выготский под вершинными

ценности уровнями сознания имел в виду раскрытия в человеке

его Высшей природы, его Высшего «Я», когда низшая природа человека контролируется его Высшей природой! Ведь все негативное, что происходит в мире, — это отражение того, что у большинства современных людей их мыслями, словами и поступками руководит низшая животная природа, и поведение таких людей — это поведение и символический образ кентавров. Ученый верил, что настало время преобразования человеческой природы, создания нового, более совершенного человека. Это достояние присуще каждому человеку, а его интеллект способен направлять эту энергию в нужном направлении для достижения следующего эволюционного уровня. Необходимо вначале очеловечить человека, для того чтобы двинуться дальше. В каждом человеке, наряду с его маленьким эгоистичным «я», ответственным за нормальное функционирование и безопасность его организма, его биологической системы, «низшей природы», называемым «телесным сознанием», существует его Высшее «Я», олицетворяющее его «Высшую природу», истинную сущность человека.

Культурологические Главная идея Л.С. Выготского заключается в том,

концепции что личность создается культурой. Искусство играет

ключевую роль в формировании совершенного человека. Выдающийся ученый, академик А.Х. Мирзаджанзаде, считал искусство высшим выражением душевности, ибо искусство исследует действительность за той гранью, где останавливается наука [5, с. 120]. Дефицит культуры — причина всех бед, которые нас окружают. Русский художник, философ-мистик Н.К. Рерих, сказал: «Культура — не бурьян, и она растет лишь в духовно возделанных садах. Все, что облагораживает, что создает, что украшает, — все это идет от светлого источника культуры» [6, с. 40]. Культура связана с психологией людей, которые являются носителями этой культуры.

Служение человеку

Развитие личности

Духовно-

нравственные

ориентиры

Л.С. Выготский внес огромный вклад в развитие дефектологии. Он писал: «Дефект, бесспорно, имеет биологическую основу. Ребенок плохо видит или слышит, но есть способ победить дефект. Его нужно компенсировать социально. Найти обходные пути развития и добиться замещения одних природных функций другими. Вот альфа и омега воспитания аномального ребенка. И только это сможет вырвать его из состояния инвалидности и открыть перед ним настоящую жизнь. Дефект, вызывая выпадение отдельных функций, нарушает нормальное течение процессов врастания ребенка в культуру». [7, с.446 ].

Проблема развития занимает особое место в работах Л.С. Выготского. Он создает целую теорию психического развития человека начиная с младенчества. Он проник в суть, обнажил внутреннюю жизнь ребенка, скрытую от взрослых глаз. Показал, какие мучительные переживания сопровождают его жизнь, какие кризисы и даже катастрофы случаются с ним. В одном своих психологических этюдов он записал: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства». И это были не просто слова. Л.С. Выготский никогда не был кабинетным ученым. Он умел сочетать высокий полет теоретической мысли с повседневным общением с детскими душами.

Сегодня образованный человек знает почти все об окружающем мире, но почти ничего о собственной реальности. У. Черчилль однажды сказал: «Человек завоевал все, но он не завоевал самого себя».

Мир, который окружает нас, кажется нам многообразным, сложным, подчас непознаваемым, и это вызывает в нас чувство неуверенности, которое мы хотим преодолеть еще большим объемом знаний. Количество знаний растет как снежный ком, но... стал ли мир, в котором мы живем, безопаснее и стабильнее? Будут ли наши дети счастливее, приобретя какую-то сумму наиновейших знаний, помогут ли им эти знания в решении жизненных проблем, в налаживании гармоничных отношений с другими людьми?.. Какими должны быть знания, которым следует обучать ребенка? В чем цель образования?

Л.С. Выготский рассматривал человека посредством таких категорий, как «идеальное», «вершинное». В своих воззрениях он исходил из философско-антропо-логических представлений о человеке. Главную роль в духовно-нравственном развитии играют учитель и та обстановка, в которой находится ученик. Недаром

Духовное акме, или идея сверхчеловека

Л.С. Выготский сравнивает учителя с садовником, который «был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребёнка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву и примешивая удобрения, т.е. опять-таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребёнка» [13, с. 8].

Л.С. Выготский верил в «нового человека», которого он называл «сверхчеловеком» будущего общества, и выступал за психологическую теорию, которая учитывала бы развитие от фактического уровня человеческого развития до потенциального уровня «сверхчеловека». С этой целью он утверждал, что развитие «высших психологических функций» является результатом воздействия родителей, сверстников и культуры в целом. Идея сверхчеловека с давних времен волновала человечество. Кто же он такой, сверхчеловек? Идею сверхчеловека Ф. Ницше обсуждает в книге: «Так говорил Заратустра». Само слово «сверхчеловек» создано не немецким философом, а, как он выразился, «подобрано на дороге». Он перенял его из «Фауста» И.В. Гёте, где дух земли говорит Фаусту: «Какой жалкий страх овладевает тобою, сверхчеловеком» [8, с. 352]. В это слово Ф. Ницше вложил собственное значение: «сверхчеловек» у него означает существо, возвышающееся над человеком.

Проблема личности виделась Л.С. Выготскому в большом историческом времени. «Овладеть правдой о личности и самой личностью, — писал он, — нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и самим обществом. Напротив, в новом обществе наша наука станет в центре жизни. "Прыжок из царства необходимости в царство свободы" неизбежно поставит на очередь вопрос об овладении нашим собственным существом, о подчинении его себе. <...> В будущем обществе психология действительно будет наукой о новом человеке. Без этого перспектива марксизма и истории науки была бы неполной» [9, с. 436].

«Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в действительности, ему естественно тяготеть к идеалу сверхчеловека» [10, с. 629]. В.И. Вернадский и К.Э. Циолковский допускали возможность появления в отдаленном будущем постчеловека, который придет на смену современному типу Homo sapiens. Они исходи-

ли из того, что творческие потенции человека ничем не ограничены, и в ходе своей последовательной эволюции человек достигнет вершин могущества и совершенства и видоизменится. В.И. Вернадский считал, что «Homo sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее» [11, с. 308].

Свой последний программный доклад Л.С. Выготский завершил следующей метафорой: «Наше слово в психологии: от поверхностной психологии — в сознании явление не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и глубинной психологии. Наша психология — вершинная психология (определяет не "глубины", а "вершины" личности)» [12, с. 166].

Это высказывание как нельзя лучше характеризует творческий путь самого Льва Семеновича и сущность его психологии — действительно вершинной психологии. Он верил, что психология призвана стать научным ориентиром в деле превращения школы муштры в школу сознательного творчества. Л.С. Выготский в последние годы жизни предлагал строить «вершинную», или акмеистическую, психологию, говорил о том, что человеком двигают не «глубины», а «вершины». И для каждого из нас востребованными остаются вечные вопросы о смысле жизни и своего предназначения. Для всех, кто задумывается над тем, как сохранить чистоту сердца, возвышенность нравственных идеалов. Тогда от соприкосновения с внутренними переживаниями великого ученого о судьбах человечества произойдет то самое преображение мыслей, снизойдет откровение, и человек придет к пониманию, что каждый из нас способен изменить ценностные ориентиры и зажечь в себе свет мудрости. В этом и заключается времен связующая нить, духовная преемственность веков и поколений, обращенная к самому великому озарению — познать себя и познать мир в себе.

Судьба всех гениев такова, что через свою творческую судьбу им удается раскрыть мировую судьбу человека, значит, каждого из нас.

1. Амонашвили Ш.А. Антология гуманной педагогики «Выготский». М., 2002. С. 225.

2. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Педагогические сочинения. М., 1989. С. 134-200.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

4. Выготский Л.С. Дефектология и учение о развитии ненормального ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. С. 166-173.

5. Мирзаджанзаде А.Х. Этюды о гуманитаризации образования. Баку, 1993.

6. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. М., 2008.

7. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982. С. 291-436.

8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб., 2012. С. 352.

9. Выготский Л.С. Проблема сознания // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982.

10. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2004.

11. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

12. Братусь Б.С., Воейков В.Л. Учебное пособие для вузов. М., 1995.

13. Курцева З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся // Начальная школа плюс до и после. 2010, № 09. С. 6-9.

References

1. Amonashvili Sh.A. Antologiya gumannoj pedagogi-ki «Vygotsky». Moscow, 2002. P. 225. (In Russian).

2. Tolstoj L.N. Yasnopolyanskaya shkola za noyabr' i dekabr' mesyatsy. In: Pedagogicheskie sochineniya. Moscow, 1989. Pp. 134-200. (In Russian).

3. Vygotsky L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Saint-Petersburg, 1997. (In Russian).

4. Vygotsky L.S. Defektologiya i uchenie o razvitii nenormal'nogo rebenka. In: Collection of works: in 6 vol. Vol. 5. Osnovy defektologii. Moscow, 1983. Pp. 166-173. (In Russian).

5. Mirzadzhanzade A.H. Etyudy o gumanitarizacii obrazovaniya. Baku, 1993. (In Russian).

6. Klizovsky A.I. Osnovy miroponimaniya novoj epokhi. Moscow, 2008. (In Russian).

7. Vygotsky L.S. Istoricheskij smysl psihologicheskogo krizisa. In: Collection of works: in 6 vol. Vol. 1. Voprosy teorii i istoriipsikhologii. Moscow, 1982. Pp. 291-436. (In Russian).

8. Nietzsche F. Thus spoke Zarathustra. Saint-Petersburg, 2012. P. 352. (In Russian).

9. Vygotsky L.S. Problema soznaniya. In: Collection of works: in 6 vol. Vol. 1. Voprosy teorii i istorii psikhologii. Moscow, 1982. (In Russian).

10. Tsiolkovsky K.E. Kosmicheskaya filosofiya. Moscow, 2004. (In Russian).

11. Vernadsky V.I. Zhivoe veshchestvo. Moscow, 1978. (In Russian).

12. Bratus B.S., Voejkov V.L. Textbook for higher education. Moscow, 1995. (In Russian).

13. Kurceva Z.I. Duhovno-nravstvennoe razvitie uchashchikhsya. In: Nachal'naya shkola plyus do i posle. 2010, no. 09. Pp. 6-9. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.