Библиографический список
1. Агаханянц О.Е. Ботаническая география СССР: Учеб. пособие. - Минск: Выш. шк., 1986. - 175 с.
2. Атаев З.В. Влияние колебаний и динамики климата на полупустынные ландшафты Северо-Западного Прикаспия // Университетская экология. Международный сборник научных трудов. Выпуск V. 2010. - С. 327-340. 3. Атаев З.В., Абдулаев К.А. Динамика климата Приморского Дагестана // Биологическое и
ландшафтное разнообразие Северного Кавказа и особо охраняемых природных территорий. Труды Тебер-динского государственного природного биосферного заповедника. Вып. 43. - М.: Илекса; Ставрополь: Сер-висшкола, 2006. - С. 214-220. 4. Братков В.В., Гаджибеков М.И., Атаев З.В. Изменчивость климата и динамика полупустынных ландшафтов Северо-Западного Прикаспия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2008. № 4. - С. 90-99. 5. Гаджибеков М.И. Изменчивость климата и динамика полупустынных ландшафтов Северо-Западного Прикаспия. Автореф. дис. ... канд. геогр. наук. - Ставрополь, 2009. - 24 с. 6. Гаджибеков М.И., Атаев З.В. Изменчивость гидротермических условий континентальных полупустынных ландшафтов Северо-Западного Прика-спия // Университетская экология. Сборник научных трудов. - Махачкала, ДГУ, 2009. - С.277-282. 7.
Хромов С.П., Мамонтова Л.И. Метеорологический словарь. Изд. 3-е, перераб. и доп. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974. - 568 с. 8. Хрусталев Ю.П. Эколого-географический словарь / Научн. редактор Г.Г. Матишов. - Ба-тайск, 2000. - 198 с. 9. Чирков Ю.И. Основы агрометеорологии. - Л.: Гидрометеозидат, 1975. - 138 с. 10. Щукин И.С. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии / Под ред. А.И. Спиридонова. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 703 с.
УДК 574.5 (262.81)
ВЕРОЯТНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОСИСТЕМОЙ КАСПИЙСКОГО МОРЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
© 2010 Хатиев М.М.-Р., Гусейнова С.А.
Московский государственный университет природоустройства, Дагестанский государственный университет
В работе делается попытка совершенствования системы управления экономических механизмов. The work makes an attempt of improving the system of economic mechanisms' management. Ключевые слова: Каспийское море, экосистема, экономика.
Key words: Caspian Sea, ecosystem, economics.
Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия Прикаспийского региона Российской Федерации и Каспийского моря в целом требует организации четкой системы комплексного управления состоянием окружающей природной среды. Создание такой системы - стратегическая задача деятельности национальных правительств, местных администраций и неправительственных организаций всех прикаспийских стран.
Система комплексного управления окружающей средой природной средой в регионе включает следующее:
- экологическая система Каспийского моря представляет собой единую систему, которая функционирует в конкретных условиях характерных течений и миграционных путей ценных промысловых рыб, при наличии колебаний уровня моря и других факторов;
- эффективным управлением сложной экологической системой Каспийского моря может быть только комплексное управление на основе регионального сотрудничества;
- для совершенствования управления экосистемой Каспийского моря полезно использовать
накопленный опыт применения современных информационных технологий и данных дистанционного зондирования, в том числе - обобщенный в рамках Проекта "Комплексное управление окружающей средой в Волго-Каспийском регионе".
В результате рассмотрения дискуссионных материалов, замечаний и предложений к ним, было согласовано, что основой для совершенствования управления экосистемой Каспийского моря должна являться координация совместных усилий прикаспийских стран с использованием взаимоприемлемых механизмов управления и сотрудничества. Выработка и согласование решений для всего Каспийского региона может проводиться в рамках международных программ и проектов, а также межгосударственных соглашений. В связи с этим, необходимо согласовать подходы и основные положения стратегии устойчивого развития региона Каспийского моря на основе рационального природопользования и предотвращения деградации экосистемы Каспия, а также разработать согласованные критерии эколого-экономической эффективности природопользования и оценки экологических рисков.
Повышение эффективности управления экосистемой Каспийского моря должно предусматривать реализацию комплекса мер, включающего развитие нормативно-правовой базы, отработку соответствующих экономических механизмов, совершенствование информационного обеспечения принятия управленческих решений, рассмотрение организационных вопросов.
В качестве первоочередных направлений совершенствования системы управления в области экономических механизмов и нормативно-правовой базы целесообразно:
- гармонизировать подходы к оценке воздействия на состояние окружающей среды при реализации проектов хозяйственной деятельности, связанных с использованием природных ресурсов, с учетом имеющегося мирового опыта;
- согласовать нормативно-методическую базу в области нормирования состояния экосистем и их компонентов, в т.ч. оценки качества вод;
- выполнить согласованное экологическое районирование Каспийского моря.
В области "Информационного обеспечения принятия управленческих решений:
- совершенствование управления экосистемой Каспийского моря должно базироваться на создании информационных систем для обеспечения принятия управленческих решений. Такие системы целесообразно создавать на локальном, национальном и региональном уровне с использованием и геоинформационных технологий и методов дистанционного зондирования природной среды;
- построение систем мониторинга целесообразно выполнять в виде многоуровневой иерархической структуры, предусматривающей проведение космических съемок и съемок с авианосителей, а также водных и наземных обследований с применением современных технических средств;
- создание системы обеспечения принятия управленческих решений на региональном уровне требует решения проблемы обмена данными между различными сетями наблюдений и базами данных различного уровня, что обусловливает необходимость:
а) определения статуса и условий использования получаемой информации;
б) согласования перечня наиболее важных тематических задач в области управления прибрежными и морскими экосистемами;
в) согласования показателей состояния экосистем, по которым будет проводиться сбор и обмен информацией;
г) унификации используемых подходов, форматов и технологий сбора и обработки информации;
д) создание систем контроля и обеспечения качества информации;
е) согласования периодичности сбора данных.
Неотъемлемой частью системы управления, помимо информационной базы, должен служить аналитический блок, в состав которого должен входить комплекс моделей для информационной поддержки принимаемых управленческих решений, а именно:
- модели оценки ресурсов и экологических рисков их освоения;
- модели оценки динамики и прогноза состояния экосистем и их компонентов.
Было отмечено, что эффективное управление экосистемой Каспийского моря потребует скоординированных усилий всех прикаспийских государств и соответствующей международной
поддержки.
Кроме того, исходя из европейского опыта реализации программ Corina и NATURA-2000, могут быть рекомендованы следующие действия:
1. Разработка форматов и создание единой базы по различным компонентам биологического разнообразия, адаптированной к использованию в системе принятия решений.
2. Осуществление по единой схеме инвентаризации текущего состояния биоразнообразия акваторий и территорий.
3. Разработка классификации местообитаний (habitat) в соответствие со стандартами NATURA-2000.
4. Уточнение и утверждения перечня охраняемых видов.
5. Разработка перечня охраняемых местообитаний и критериев оценки ценности и значимости конкретных охраняемых территорий.
6. Паспортизация и картографическое обеспечение существующих ООПТ.
7. Осуществление ГЭП-анализа с целью выявления пропусков в структуре сети охраняемых территорий (акваторий).
8. Разработка индексов мониторинга состояния БР и его отдельных компонентов.
9. Разработка программы мониторинга и обоснование материальных и технических средств его ведения.
10. Разработка модели устойчивого развития региона и необходимых индикаторов (в соответствии с рекомендациями EEC).
11. Разработка моделей принятия решений на основе информации мониторинга в системе управления в стационарном режиме и в условиях чрезвычайных экологических ситуаций.
12. Приведение в соответствие правовой основы целям управления и устойчивого развития.
Особо необходимо выделить необходимость материально-технической поддержки служб
охраны и деятельности охраняемых территорий.
В целом, к генеральным направлениям международной деятельности по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия Каспийского моря относятся:
- включение вопросов сохранения биоразнообразия в отдельные сектора деятельности, связанные с биоразнообразием или влияющие на состояние биоразнообразия, в первую очередь -в сельскохозяйственный сектор (приоритетное);
- биологическое разнообразие морских и прибрежных районов (приоритетное);
- экологические сети;
- сохранение ландшафтов;
- пастбищные экосистемы;
- Привлечение внимания руководителей и общественности и обеспечение поддержки с их стороны;
- деятельность по охране видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Следует также особо отметить важность проблематики сохранения биоразнообразия за пределами особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
К приоритетным направлениям деятельности по сохранению биоразнообразия в этом плане можно отнести:
- разработку и осуществление программ содействия сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия Каспийского моря и его прибрежных районов с учетом всех социальноэкономических факторов, в первую очередь - сельскохозяйственной деятельности;
- выявление и содействие охране важных для биоразнообразия районов, таких как районы нереста и концентрации молодняка, ключевых местообитаний мигрирующих групп и др.;
- разработку и создание сети ООПТ;
- оценку последствий интродукции чужеродных видов для исходного биоразнообразия и разработку соответствующих мероприятий.