Научная статья на тему 'Вероятностно-статистическая модель бездефектности сварного соединения'

Вероятностно-статистическая модель бездефектности сварного соединения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
171
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ / ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПУАССОНА / WELDED JOINT / TECHNOLOGICAL DEFECT / PROBABILITY OF EVENTS / POISSON DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тиньгаев Александр Кириллович, Губайдулин Рафкат Галимович, Норин Павел Александрович

Предложена вероятностно-статистическая модель бездефектности сварного соединения, учитывающая особенности технологического процесса изготовления сварных изделий, находящегося в стабильном и статистически управляемом состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тиньгаев Александр Кириллович, Губайдулин Рафкат Галимович, Норин Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Probabilistic-statistical model of defectfree welded joint

A probabilistic-statistical model of defect-free welded joint is proposed, taking into account the peculiarities of the stable and statistically controlled technological process of weld product manufacture.

Текст научной работы на тему «Вероятностно-статистическая модель бездефектности сварного соединения»

УДК 621.791.05+519.2

ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БЕЗДЕФЕКТНОСТИ СВАРНОГО СОЕДИНЕНИЯ

А.К. Тиньгаев, Р.Г. Губайдулин, П.А. Норин

PROBABILISTIC-STATISTICAL MODEL OF DEFECT-FREE WELDED JOINT

A.K. Tingaev, R.G. Gubaidulin, P.A. Norin

Предложена вероятностно-статистическая модель бездефектности сварного соединения, учитывающая особенности технологического процесса изготовления сварных изделий, находящегося в стабильном и статистически управляемом состоянии.

Ключевые слова: сварное соединение, технологический дефект, вероятность события, распределение Пуассона.

A probabilistic-statistical model of defect-free welded joint is proposed, taking into account the peculiarities of the stable and statistically controlled technological process of weld product manufacture.

Keywords: welded joint, technological defect, probability of events, Poisson distribution.

Благодаря своим уникальным возможностям соединять различные конструкционные материалы, сварочные технологии широко применяются в различных сферах человеческой деятельности, формирующих большую часть (более 50 %) валового национального продукта промышленно развитых стран. Вместе с тем недостаточное качество сварных соединений относят к числу наиболее значимых причин разрушения опасных технических устройств, конструкций и сооружений.

В общем случае нормирование показателей качества сварных соединений по показателям сплошности и механическим свойствам может быть осуществлено по двум принципиально отличающимся схемам. В рамках первой схемы изначально заданными считают размеры и количество дефектов, а расчету подлежат механические свойства металла сварного соединения, предполагая, что в них могут иметь место допустимые дефекты. В рамках второй - заданными считают механические свойства металла сварного соединения, а расчету подлежат размеры и количество дефектов.

Следует отметить, что обе схемы имеют право на существование, но на разных этапах жизненного цикла изделия. В частности, первую схему следует применять на этапах проектирования, изготовления и монтажа конструкции, а вторую - на стадии эксплуатации изделия при оценке ее технического состояния и остаточного ресурса.

До недавнего времени этому вопросу не предавалось должного внимания, и большая часть норм допустимой дефектности сварных соединений основывалась на методологии второго направления с введением дополнительных ограниче-

ний на размеры и количество дефектов сверху, основываясь на субъективном представлении разработчиков норм об уровне качества сварочного производства. В результате сформировался ком-пиляционный подход, который не имеет должного научного обоснования и способствует появлению многочисленных нормативных документов, регламентирующих качество сварных соединений одного и того же изделия, параметры которого могут отличаться в разы.

Очевидно, что при таком количестве документации и столь отличающихся требованиях, в ней приведенных, трудно говорить о сколько-нибудь систематизированной оценке качества сварных швов.

В настоящей работе предлагается вероятностностатистическая модель бездефектности сварного соединения, которую следует использовать при разработке методов нормирования показателей качества в рамках первого направления.

Согласно [1] сварную конструкцию следует рассматривать как целостную совокупность упорядоченно взаимодействующих элементов, в которой прочность на уровне сварного соединения достигается при соблюдении условия

а1 ^ ад {К);

(1)

Ргк ^ Рек {асц ),

где ац, ас■ - соответственно текущее и критическое значения технологических несовершенств ц-го типа; ^к, ¥ск - соответственно текущее и нормативное значения 1-й характеристики механического свойства металла сварного соединения.

Для решения (1) в первую очередь необходимо определиться с математической моделью бездефектности сварного соединения, используя которую можно рассчитать асц (Кн) и Рск {асц). Для

определения вида функции бездефектности сварного соединения введем по аналогии с [2] вероятностную модель появления к дефектов одного типа в эталонной области сварного соединения М0, предполагая, что в каждый фиксированный момент времени t они образуют пуассоновские ансамбли (многомерные пуассоновские потоки, размерность которых равна размерности области М0):

Qk (і ) = ^кгехр [-ь(і Я •

(2)

Здесь Х() - математическое ожидание числа дефектов одного типа в области М0 в момент времени t.

Согласно (1) за предельное состояние сварного соединения с к дефектами 1-го типа примем событие, для которого выполняется условие аj > ас

хотя бы для одного дефекта в пределах области М0. Тогда надежность есть вероятность отсутствия в области М0 дефектов больше критической величины.

Использование вероятностных моделей типа (2) для решения задачи о бездефектности сварного соединения предполагает независимость ас от величины нагрузки. Применительно к (1) это требование не актуально, так как условия нагружения учитываются здесь при определении нормативных требований к показателям механических свойств ¥ск.

Далее в (2) следует ввести ограничение по размеру дефекта, а именно: из всего множества дефектов, размещенных в области М0, необходимо оставить только те, размеры которых превышают ас.

Для преобразования вида Q(t) ^ Q(ас, 0 воспользуемся процедурой разреживания, заключающейся в удалении из ансамбля части элементов. Возможность применения этой процедуры следует из предельной теоремы теории вероятностей для редеющих потоков [3], которая гласит, что если стационарный пуассоновский поток с интенсивностью X последовательно подвергать независимым преобразованиям (случайному преобразованию, при котором каждое событие исходного потока независимо от других событий остается с вероятностью q и исключается с вероятностью р), то результирующий поток будет сходиться по вероятности к простейшему пуассоновскому потоку с интенсивностью X. Опуская промежуточные математические преобразования, они приведены в [2], запишем окончательное выражение вероятностной модели размещения в области М0 к дефектов размером больше ас :

, . Хк {ас, t) Гл .

^ { ас, t)=---к!----ехр [ (ас, t)] . (3)

Расчет по (3) при к = 0 представляет собой определение вероятности отсутствия в области М0

дефектов больше критической величины, т. е. Q(ас, () = Р(ас, t). В общем случае, когда в области М могут иметь место несколько типов дефектов, выражение для Р(ас, Г) имеет вид:

Р (ас, і) = ехр

где Х(сц,t) - математическое ожидание числа дефектов, размер которых больше ас]-; ас]- - критическая величина дефекта 1-го типа; М - общая протяженность сварного шва, представленная в виде суммы эталонных областей.

Выражения типа (4) достаточно широко используются в качестве математической модели надежности сварного соединения [2, 4, 5], в которой не достаточно полно учитываются технологические особенности изготовления сварных металлоконструкций. Исследователи, как правило, предполагают, что математическое ожидание количества дефектов есть величина постоянная. В действительности выборочный неразрушающий контроль и ремонт дефектных участков сварного соединения, приводят к изменению Х(асц,t) на соответствующих участках, а следовательно, и во всей области М.

Для учета этих особенностей выделим из области М контролируемые участки сварного шва и разделим их на две группы. К первой группе отнесем участки сварного соединения, на которых отсутствуют недопустимые дефекты - Р {ас) для

них считается равной единице. Ко второй группе отнесем участки с недопустимыми дефектами, для которых Р{ас) меньше единицы.

Согласно общепринятой практике, все отремонтированные (исправленные) участки сварного соединения подлежат повторному контролю в объеме 100 %. Из этого следует, что вероятность обнаружения недопустимых дефектов при условии их наличия должна быть равна единице. Однако это предположение не всегда верно, так как методы неразрушающего контроля характеризуются определенной достоверностью и реально можно говорить об отсутствии недопустимых дефектов с какой-то долей вероятности. К тому же ремонт дефектных участков не всегда обеспечивает выполнение условия Р{ас) = 1, так как ремонтные

работы оказывают влияние на механические свойства металла сварного соединения, а следовательно, и на величину ас, которая является нижним

пределом интегрирования при определении Р{ас).

Учитывая эти обстоятельства, модифицируем (4), для чего разобьем область М на участки с посто-

V ІЇІ ЛАМ

- £ | ьК, і )мг

і= І М ш0т

(4)

янными значениями

Цс

и примем, что на

момент ввода конструкции в эксплуатацию Р(ас, 0 = Р(ас). Далее предположим, что в пределах

и а

с

области М взаимодействие участков сварного шва соответствует схеме с последовательным соединением элементов, которая с точки зрения надежности сварного соединения является наиболее консервативной и поэтому вполне оправданной в условиях неопределенности. Для принятой схемы взаимодействия участков сварного шва его надежность можно рассчитать как:

Р { ас )= РпсРсРсг , (5)

где Рпс, Рс, Рсг - вероятности отсутствия дефектов размером больше критической величины на неконтролируемом, контролируемом и отремонтированном участках сварного шва соответственно, рассчитываемые по формулам:

Рпс = ехр

- Е I Хп

1 =1 Мпс

Рс = ехр I- Е

I Хс

с1М

(6)

0

Рсг = ехр

с \ dM

с >М0

- Е I Хс

1=1 Мсг

с \ dM

’с ]М0

(7)

(8)

Здесь Хпс, Хс, Хсг - математические ожидания числа дефектов размером больше критической величины на неконтролируемом, контролируемом и отремонтированном участках сварного шва соответственно.

На стадии проектирования изделия конструктор не обладает информацией о количестве и длине отремонтированных участков, а также о влиянии ремонтно-восстановительных работ на аС,

что создает неопределенность в отношении Рсг. Для ее раскрытия примем, что при разработке технологии ремонтно-восстановительных работ будет соблюдено условие «равнопрочности» исходного и отремонтированного участков шва по всей номенклатуре механических свойств. В таком случае можно допустить, что ас]- = аЦ , а Рсг = Рс и включить исправленные участки сварного шва в состав проконтролированных бездефектных.

Вероятность отсутствия на проконтролированных участках шва недопустимых дефектов связана в основном с достоверностью используемого метода контроля, которую можно выразить через условную вероятность обнаружения дефектов размером больше асц.

Учитывая это обстоятельство, выражение для Рс примет вид

Рс = ехр[-Е М [1 - Р(О/асц)] Хс ( , (9)

где Р (/асц ] - условная вероятность обнаружения дефектов ]-го типа размером больше асц.

Для упрощения выражения (5) выразим Мпс и Мс через общую длину сварного шва и объем неразрушающего контроля. Эта процедура не представляет сложности, так как интегрирование по длине шва есть суммирование эталонных областей. Тогда, с учетом принятых допущений, а также формул (5)-(9) выражение для Р{ас) можно представить как

Р (ас ) = ехр |- £(1 - V-Р ( ац ]х

- I Хс (ац )ММ 1}, (10)

М М 0 JJ

где V - величина объема неразрушающего контроля, равная отношению длины проконтролированных участков к общей длине шва.

В связи с тем, что значения ас]- для разных категорий сварных швов могут быть разными, для определении Р(ас) лучше всего использовать не математическое ожидание числа дефектов больше ас] , а математическое ожидание количества дефектов всех размеров Х0, которое не зависит от ас]-. Для этого воспользуемся известным соотношением между Х(асц), плотностью функции распределения

размеров дефектов /(ац) и Х0ц [1]:

Х(ас] ) = Х 0 ] I 1 (а] )(1а] . (11)

асц

Подставив (11) в (10) и выполнив необходимые математические преобразования, получим выражение для вероятности бездефектности сварного соединения

Р (ас ) = ехр

- Е

]=1

Х0] I1 -V•Р(/ас)

М 0

М аг

(12)

Стохастическая природа технологической дефектности представлена в (12) через функции распределения размеров дефектов и математического ожидания их количества, а эффективность неразрушающих методов контроля через произведение

V■ Ра]). Так, например, при ас] < а0] , где а0] -

минимальный размер выявляемого дефекта ]-го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

типа, Р (Iас] ] = 0 и вероятность отсутствия в

сварном соединении дефектов определяется состоянием технологического процесса сварки и не зависит от объема неразрушающего контроля. При

Р (Iас] ] и V, отличных от нуля, надежность

сварного соединения возрастает в зависимости от

с

сг

их значений. В предельном случае, когда Р(О/ас) = 1,0 и V = 1,0 величина Р(ас) не зависит от М, /(а] ] и Х0], т. е. при любом ас>- величина Р (ас ) = 1,0.

В рамках сложившейся системы проектирования металлоконструкций обеспечение прочности сварного соединения в составе конструкции только за счет (1) наталкивается на значительные вычислительные трудности. Поэтому для снижения размерности таких задач часто используют метод декомпозиции, предполагающий разукрупнение исследуемого объекта (С№), в данном случае на сварные соединения (е™) и узлы р):

Cw = U p, иe,

(13)

1=1

Исходя из двухуровневой декомпозиции обеспечение работоспособности конструкции на стадии проектирования следует осуществлять в два этапа. На первом этапе решается вопрос о прочности сварного соединения посредством выбора основного и сварочного материалов, а также назначения категорий ответственности сварных соединений, для которых предварительно рассчитываются показатели их качества по допустимой дефектности и механическим свойствам.

На втором этапе выполняется расчет на прочность и долговечность элементов сварных конструкций, для которых считаются заданными механические свойства, геометрические характеристики и количество допустимых дефектов в сварном соединении.

Нормирование характерных размеров дефектов осуществляется посредством решения (12) относительно ас] для случая, когда V = 0, а М = М0,

т. е. без учета фактической длины сварного соединения и объема его контроля. Это связано с тем, что определение длины сварного шва, характера его нагруженности, объема и методов контроля осуществляется на втором этапе проектирования конструкции и учесть их изначально не представ-

ляется возможным. В то же время известно, что влияние параметров V и М на вероятность бездефектности сварного соединения (12) существенно и пренебрегать им нельзя. Не нарушая логики (13), это можно сделать за счет соответствующего коэффициента надежности, введя его в уравнение предельного состояния сварного соединения.

В заключение отметим, что выражение (12) позволяет с единых теоретических позиций решить задачу нормирования технологических несовершенств сварных соединений (определить atj),

учитывая, с одной стороны, нормативные требования по бездефектности, а с другой - возможности технологического процесса сварки, находящегося в стабильном и статистически управляемом состоянии.

Литература

1. Тиньгаев, А.К. Развитие нормативных методов обеспечения сопротивления хрупкому разрушению сварных металлоконструкций с позиции системного подхода /А.К. Тиньгаев, Р.Г. Губайдулин // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: сб. тр. Меж-дунар. науч. конф. - М.: МГСУ, 2011. - Т 2. -С. 762-766.

2. Болотин, В.В. Ресурс машин и конструкций / В.В. Болотин.-М.: Машиностроение, 1990. - 448 с.

3. Вентцель, Е.С. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения: учеб. пособие для втузов / Е.С. Вентцель, Л.А. Овчаров. - 2-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2000. - 383 с.

4. Москвичев, В.В. Методы и критерии механики разрушения при определении живучести и надежности металлоконструкций карьерных экскаваторов: автореф. дис. ... д-ра техн. наук / В.В. Москвичев. - Челябинск: ЧГТУ, 1993. - 40 с.

5. Лепихин, А.М. Риск-анализ конструкций потенциально опасных объектов на основе вероятностных моделей механики разрушения: автореф. дис. ... д-ра техн. наук /А.М. Лепихин. - Новосибирск: Институт теоретической и прикладной механики СО РАН, 2000. - 36 с.

Поступила в редакцию 16 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.