УДК 616-021.2:159.9.075
А.С. Денисенко1, В.С. Шабаев1, А.И. Толстенева2, И.В. Кныш3
ВЕРОЯТНОСТЬ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ПЕРВЕНЦОВ И ПОСЛЕДУЮЩИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1 Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, [email protected] ; 2ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница»; 3МАДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида»;
Великий Новгород, Россия
Резюме.
В соответствии с данными статистики, ежегодно в мире появляется все больше детей с нарушениями речи, в связи с чем большое значение имеет поиск факторов, вызывающих такие нарушения.
Исследование, проведенное среди детей старшего дошкольного возраста, выявило связь между порядковым номером рождения и возникновением речевой дисфункции. Анализ литературы позволяет объяснить эту связь психоэмоциональными и социальными факторами.
Результаты исследования дают возможность предложить новый способ профилактики нарушений речи, заключающийся в проведении специалистами бесед с повторнородящими женщинами.
Ключевые слова: нарушения речи, старший дошкольный возраст, порядок рождения, повторнородящие женщины, младшие сиблинги, психосоциальные факторы.
Summary.
A.S. Denisenko, V.S. Shabaev, A.I. Tolsteneva, I.V. Knish The impact of the ordinal number of birth on the occurrence of speech disorders.
According to statistics, more and more children with speech disorders appear in the world, and therefore the search for the factors causing such disorders is very important. A study conducted among children of preschool age has revealed a link between the ordinal number of birth and occurrence of speech dysfunction. An analysis of the literature lets us explain this link by psycho-emotional and social factors. The results of the study make it possible to propose a new method for the prevention
of speech disorders which consists in conducting interviews with multiparous women by specialists.
Keywords: speech disorders, preschool age, birth order, multiparous women, junior siblings, psychosocial factors.
Введение. Согласно статистическим данным, с каждым годом в мире становится все больше и больше детей с нарушениями речи [5, 11]. Изучению этой проблемы посвящено множество исследований, значительная часть которых направлена на создание или дополнение программ коррекционно-развивающей работы [1, 2, 4, 5, 11, 14]. Однако, учитывая неуклонное увеличение масштабов этой проблемы, не менее важным представляется поиск факторов, воздействие которых связано с последующими нарушениями функции речи [15].
Как правило, исследовательская деятельность в области речевой дисфункции привлекает «специалистов, деятельность которых связана с обучением языку (как родному, так и иностранному) и развитием/коррекцией речи детей дошкольного и младшего школьного возраста: логопедов, педагогов дошкольных учреждений, школьных учителей и др.» [1, 3, 12]
Тем не менее, взгляд на причины нарушений речевой деятельности у детей с медицинских позиций, возможно, мог бы открыть новые пути решения данной проблемы, а также обеспечить эффективное междисциплинарное взаимодействие.
Так, ученым все чаще удается выявить связь между определенными данными анамнеза жизни и возникновением тех или иных нарушений, причем это может быть связано не только с биологическими причинами, но и во многом с факторами психосоциальной сферы.
Поэтому целью данной работы являлось выявление возможной связи порядкового номера рождения ребенка с последующим нарушением у него речевой функции.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе отделения неврологии Новгородского ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» с использованием медицинских карт стационарного больного, МАДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» города Великий Новгород с использованием индивидуальных карт развития ребенка и карт речевого развития, МАДОУ «Детский сад №2 92 «Радуга» общеразвивающего вида» города Великий Новгород с использованием индивидуальных карт развития ребенка.
481
Согласие на обработку данных от родителей получено. На момент исследования все дети были соматически здоровы. Всего обследовано 80 детей, из них дети из группы компенсирующей направленности с задержкой психоречевого развития п=57. Возраст обследуемых - 5-6 лет (дети старшего дошкольного возраста). Проведено изучение данных анамнеза жизни и логопедический диагноз каждого исследуемого ребенка.
Статистическая обработка данных производилась с помощью программного обеспечения «Statistica 10.0». Был применен статистический критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования.
Анализ анамнеза жизни детей из группы испытуемых с подтвержденными нарушениями психоречевого развития показал, что в группе испытуемых число детей, не являющихся первым ребенком в семье, составляет 57,9%, а количество детей, появившихся в результате первых родов, - 38,6% от числа испытуемых данной группы. Установить данные анамнеза жизни для 2 человек (3,5%) из этой группы не удалось, так как это дети из детского дома.
В контрольной группе количество детей, появившихся на свет в результате вторых (третьих, четвертых) родов, составило 21,7%, а количество первенцев -78,3%.
Таким образом, в группе испытуемых процент детей от вторых и последующих родов достоверно ф<0,01) выше, чем в контрольной группе.
Обсуждение. При данном исследовании статистически значимые отличия в частоте возникновения речевой дисфункции обнаружены при сравнении группы детей от первых родов и группы детей, являющимися вторыми и более по порядку рождения. Это позволяет предположить, что данный признак является весьма важным фактором появления речевой дисфункции.
Для того чтобы понять, как может помочь это знание в решении, а возможно, и в предупреждении проблемы нарушения речевого развития, стоит попытаться восстановить недостающее звено между найденным фактором и возникающим нарушением речи. Действительно, каким образом то, имеет ли ребенок старших братьев или сестер, может вызвать нарушение развития речевой функции?
Вряд ли имеет смысл искать объяснение этого воздействия в медицинском аспекте, так как, по мнению исследователей, достоверно значимых различий между первородящими и повторнородящими по соматическому и репродуктивному здоровью нет [6, 9].
Следовательно, психосоциальные факторы в данном случае имеют первостепенное значение. Вероятно, первому ребенку уделяется больше внимания, его развитию родители уделяют больше времени. Развитие второго (третьего, четвертого) ребенка вызывает у родителей намного меньше беспокойства, отношение к нему несколько иное, чем к первому; кроме того, в силу объективных обстоятельств, времени ему уделяется значительно меньше.
Это предположение подтверждают исследования многих авторов [8, 10, 13]. Более того, в классических и современных исследованиях их рассматривают с разных сторон [8, 10]. Согласно классическому взгляду, сконцентрированному вокруг сиблингов, «чем выше номер рождения ребёнка, тем заметнее слабеют его связи с родителями, поэтому большее взаимодействие с родителями получают первенцы. <...> Взаимодействие с родителями стимулирует более быстрое речевое развитие, чем взаимодействие с детьми. После того как появляется ещё один ребёнок, первенец начинает играть роль посредников между родителями и младшими детьми, по-прежнему больше других контактируя с родителями».
Некоторые современные исследователи стремятся сконцентрировать свое внимание на позиции родителей. Они отмечают, что в отношении младших детей родители допускают больше компромиссов, на фоне кажущегося усиленным контроля наблюдается больше уступок [10]. Это может стать причиной нарушения развития речевой функции.
Не стоит также опускать вариант, когда ребенок, появившийся на свет в результате вторых родов, оказывается единственным ребенком в семье. В этом случае отношение к ребенку тоже изменяется. Здесь также будет больше уступок, хотя они могут быть продиктованы различными проявлениями психоэмоционального состояния родителей - повышенной сензитивностью, отстраненностью, страхом перед будущим или др. Это также может служить фактором риска возникновения речевых нарушений.
Учитывая вышесказанное, можно выявить один из возможных путей предупреждения возникновения речевых нарушений. Таким путем могут стать профилактические беседы [7], проводимые специалистом с женщинами, которые собираются стать матерью во второй (третий, четвертый) раз. По нашему мнению, сознательное изменение отношения ко второму и последующим детям может снизить риск возникновения речевых нарушений.
Выводы. Среди детей с нарушениями психоречевого развития выявлено статистически достоверно более высокий процент детей, появившихся на свет в
483
результате вторых и последующих родов. Анализ литературы, посвященной данной области знаний, позволил предположить, что связь номера рождения ребенка и возникновения у него нарушений речи носит скорее не биологический, а психосоциальный характер. Это доказывает возможность профилактики появления у детей нарушений речевой функции путем мотивирования повторнородящих женщин к изменению стереотипного отношения ко второму и последующим детям.
Список литературы
1. Аркатова А.Л., Самофал Р.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета.- Череповец, 2017.- С. 125-129.
2. Артюшкина Ю.В., Орлова О.С. Модель формирования валеологической компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование.- Екатеринбург : УрГПУ, 2017.- С. 5-13.
3. Безрукова О.А., Хорошавина Е.В. Сопоставительный анализ уровня сформированности речеязыковой компетенции детей дошкольного возраста с первичной и вторичной языковой патологией // Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск : НГПУ, 2010.- С. 248-255
4. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Сазонова С.Н. Новые подходы к методическому обеспечению коррекционно-педагогической деятельности по устранению у дошкольников общего недоразвития речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика.- М. : ООО «Мозаика-синтез», 2010.- С. 36-41.
5. Вьюнова Е.Е. Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с использованием современных информационных технологий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».-М. : ООО «Мозаика-синтез», 2016.- С. 504-506.
6. Голикова Т.П. Особенности преждевременных родов у повторнородящих / Т.П. Голикова, Т.В. Галина, Ч.Г. Гагаев, Н.П. Ермолова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина.- М. : РУДН, 2005.- С. 58-65.
7. Ивардава М.И. Влияние образовательных программ для родителей детей первого года жизни на качество жизни ребенка // Педиатрическая фармакология.- М. : ООО Издательство «Педиатръ», 2010.- С. 52-58.
8. Красильникова Е.Н., Дериш Ф.В. Взаимосвязи характеристик
484
сиблинговых и детско-родительских отношений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки.- Пермь : ПГГПУ, 2014.- С. 47-56.
9. Лукашевич И.П., Парцалис Е.М., Шкловский В.М. Перинатальные факторы риска формирования патологии речи у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии.- М. : ООО «Национальная педиатрическая академия науки и инноваций», 2008.- С. 19-22
10. Маленова А.И., Ляшевская А.В. Сиблинговая позиция и возраст ребенка как факторы материнского отношения // Вестник Омского университета. Серия «Психология».- Омск : ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», 2014.- С. 48-57.
11. Нищева Н.В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».- М. : ООО «Мозаика-синтез», 2014.- С. 57.
12. Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи.- Волгоград : Издательство «Учитель», 2016. - 120 с.
13. Филиппова А.В. Влияние порядка рождения на формирование социометрического статуса // Северо-Кавказский психологический вестник.-Ростов-на-Дону : ООО «Кредо», 2015. С. 39-41.
14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Исправление нарушений речи у дошкольников.- М. : Издательство «Секачев В.Ю.», 2018.- 198 с.
15. Янченко И.В. К вопросу о первичных и вторичных нарушениях в структуре дефекта общего недоразвития речи // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова.- Таганрог, 2015.- С. 75-80.