Научная статья на тему 'Вероучительная проблематика православной интернет-публицистики: языковой и стилистический аспекты'

Вероучительная проблематика православной интернет-публицистики: языковой и стилистический аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ТЕКСТЫ И СЮЖЕТЫ / СВЯТЫЕ ТАИНСТВА ЦЕРКВИ / ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО / GOSPEL TEXTS AND STORIES / SACRAMENTS OF THE CHURCH / PREACHING / LINGUISTIC MEANS OF EXPRESSION / RHETORICAL AND STYLISTIC DEVICES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дымова Ирина Александровна

На сегодняшний день научных работ по конфессиональной журналистике немного, по православной публицистике еще меньше, а количество трудов, посвященных проблемно-тематическому аспекту, изучаемому, в частности, в языковом и стилистическом аспектах, вообще ничтожно мало, что объясняется периодом длительной изоляции Русской православной церкви от общественной и научной жизни и новизной темы в научной повестке дня довольно молодого научного направления православной журналистики. Вероучительная проблематика православной интернет-публицистики довольно репрезентативна: 31 материал из 74 изученных нами текстов данного проблемно-тематического блока, что свидетельствует об огромной тяге аудитории к познанию веры и о том, что проповедническая функция православной публицистики находится в явной доминанте, поскольку эти темы священнослужителям даются легко и это является главной частью их работы. Смысловая насыщенность текстов выступлений, злободневность тематики и проблематики, умелое использование риторических приемов и языковых средств выразительности способствуют успешному достижению цели православных публицистов-священнослужителей свидетельствовать об истинности Христова учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTRINAL ISSUES ORTHODOX INTERNET-JOURNALISM: LANGUAGE AND STYLE ASPECTS

Up-to datescientific works on religious journalism for the Orthodox journalism a little and even less, and the number of works devoted to the problem-thematic aspect studied, particularly in the linguistic and stylistic aspects, even negligible, due to a period of prolonged isolation of the Russian Orthodox Church of social and academic life, and hence the novelty threads in the scientific agenda is quite young scientific field -the Orthodox journalism. Doctrinal issues of the Orthodox Internet journalism is quite representative: 28 materials from the 69 studied texts of the problem-cluster, which demonstrate the tremendous thrust of the audience to the knowledge of the faith and the preaching of function Orthodox journalism are expressly dominant, since these topics of clergy are easy because it is a major part of their work. The semantic richness of speeches, topical themes and issues, the skillful use of rhetorical and linguistic means of expression contributes to the successful achievement of the objective of the Orthodox clergy, journalists to testify to the truth of Christ’s teaching.

Текст научной работы на тему «Вероучительная проблематика православной интернет-публицистики: языковой и стилистический аспекты»

УДК 070:27:82.09

Дымова И.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: dymova_i@mail.ru

ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОСЛАВНОЙ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКИ: ЯЗЫКОВОЙ И СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

На сегодняшний день научных работ по конфессиональной журналистике немного, по православной публицистике еще меньше, а количество трудов, посвященных проблемно-тематическому аспекту, изучаемому, в частности, в языковом и стилистическом аспектах, вообще ничтожно мало, что объясняется периодом длительной изоляции Русской православной церкви от общественной и научной жизни и новизной темы в научной повестке дня довольно молодого научного направления - православной журналистики.

Вероучительная проблематика православной интернет-публицистики довольно репрезентативна: 31 материал из 74 изученных нами текстов данного проблемно-тематического блока, что свидетельствует об огромной тяге аудитории к познанию веры и о том, что проповедническая функция православной публицистики находится в явной доминанте, поскольку эти темы священнослужителям даются легко и это является главной частью их работы.

Смысловая насыщенность текстов выступлений, злободневность тематики и проблематики, умелое использование риторических приемов и языковых средств выразительности способствуют успешному достижению цели православных публицистов-священнослужителей - свидетельствовать об истинности Христова учения.

Ключевые слова: евангельские тексты и сюжеты, святые таинства церкви, проповедничество.

В своей научной работе по православной журналистике мы поставили цель выявить и проанализировать главные темы и проблемы, поднимаемые православными российскими религиозными деятелями в современной интернет-публицистике. Материалом исследования явились статьи публицистов-священнослужителей за 2014-2016 годы, размещенные на самых популярных православных сайтах и, в первую очередь, на информационном портале ргаутк т, где анализируемых материалов оказалось подавляющее большинство, а также на сайтах pravoslavie.ru, patriarchia.ru, mospat.ru, verav.ru, afisha.mail.ru. Ранее в предыдущих статьях нами были проанализированы блоки тем, связанные с демографической [1] и духовно-нравственной проблематиками [2]. В начале первой статьи мы провели анализ научных и публицистических работ наших предшественников, в которых так или иначе отдельно затрагивалась либо тематика, либо проблематика православной журналистики в целом, а также обосновали актуальность малоизученной темы и впервые выдвинули авторскую систематизацию текстов православных публицистов по проблемно-тематическому критерию. Согласно нашей классификации, заявленная тема входит в укрупненный проблемно-

тематический блок «Тема веры и проблема сохранения православного канонического вероучения в условиях толерантности и либерализации общества», которая в классификации А. Щипкова значится как качество веры [3], а в нашей терминологии звучит как вероучитель-ная проблематика (по аналогии с устойчивыми сочетаниями слов «вероучительные истины», «вероучительные догмы», закрепившимися в философской и богословской науках), представленная 31 материалом. Заметим, что А. Щипков в своей небольшой теоретической работе ограничился лишь перечислением основных тем православной журналистики, не приводя примеров из специализированных СМИ, проблематика православной публицистики им также не затрагивалась, поэтому наша статья представляет собой полностью самостоятельное исследование с собственным видением проблемы. Наряду с рассматриваемой темой в этом блоке представлены и другие 5 подтем, ранжированные нами по частотному признаку, которые будут проанализированы в следующих работах: о сохранении христианских ценностей в условиях современных информационных вызовов (23 текста); о кощунстве (11 статей); о поведении священников в сети и оказания доверия

вести блог (4 материала); о лжестарцах, суевериях и оккультизме (3 публикации); о самой Церкви и недостатках в ней (2 публикации).

Тема веры многогранна, как и проблема, связанная с сохранением православного канонического вероучения в секулярном обществе, очевидно, поэтому этот блок в нашем анализе оказался самым репрезентативным -74 публицистических материала. Интернет-публицистика будет изучена с точки зрения форм подачи материала православными публицистами, с одной стороны, и в языково-стилистическом аспекте с другой, чтобы понять, как им удается доносить до читателей свою позицию и пытаться влиять на умы российской и зарубежной аудитории в такой непростой теме как вера в Бога. Авторами данного проблемно-тематического блока являются 26 православных религиозных деятелей, выступающих в СМИ чаще всего по одному, реже - в соавторстве с другими священнослужителями или творческими и общественными деятелями. Формы подачи материала и взаимодействия представителей Церкви со СМИ и обществом, как показал наш анализ, многообразны. Это могут быть публичные лекции, беседы и встречи со студентами вузов. К примеру, усилиями РПЦ и одного из вузов для проведения катехизаторских лекций и бесед была создана специальная площадка при Московской финансово-юридической академии, где проводятся запланированные встречи молодежного клуба «Донской» с ведущими православными священнослужителями страны. В рамках этих встреч с докладами выступили такие талантливые религиозные деятели и публицисты, как протоиерей Георгий Ореханов («Тревожные цифры и факты о религиозности молодежи» [4]), протоиерей Александр Борисов («История христианства только начинается» [5]), иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря, размышляющий перед собравшимися на тему «Мир и меч» («Русский человек без веры - дрянь» [6]), протоиерей Николай Соколов («Вещи, которые обязательно нужно успеть в жизни» [7]) и др., тексты выступлений которых и ответы на вопросы были записаны журналистами и размещены на мультимедийном интернет-портале «Православие и мир», имеющем версии на русском и английском языках, благодаря чему потенци-

альная (расчетная) аудитория для православной проповеди значительно увеличивается.

Коротко остановимся на содержательном анализе последних двух выступлений. Авторы нередко используют чужой текст. К примеру, иеросхимонах Валентин в беседе цитирует Достоевского: «Русский человек без веры - дрянь» и Лао Цзы: «Кто победил людей - тот силен, кто победил себя - могуществен», в изречениях которых содержится философская мудрость, оформленная в виде тезиса и умозаключения об условиях духовно-нравственного совершенствования. Он проводит интересные исторические параллели, строящиеся на пересечении религиозного и светского, между первыми веками христианства и временем настоящим, между нововведениями французских и советских реформаторов: «от Рождества Христова ведется летоисчисление, которым пользуются даже богоборцы... И в свое время французские революционеры пытались ввести свой календарь - от революции. Как будто революция - событие более великое, чем Рождество. Причем в календарь они ввели декады, а наши революционеры потом вводили пятидневки - чтобы невозможно было исполнить заповедь о седьмом дне». В целом вся его беседа построена на приеме антитезы, заточенной на мысли, что хотя враги христианства творили бесчинства, все равно в конечном итоге получалось благо: «Императоры избивали мучеников, но вместо единиц возникали сотни христиан. Бесы нападали на отшельников - но святой Антоний Великий и другие выработали духовную броню», «из борьбы с ересями возникло богословие», что стоило большевикам для планируемого Дворца Советов взорвать Храм Христа Спасителя, как в Германии к власти пришел Гитлер. «И, что характерно, на крыльях фашистских самолетов, которые потом начали бомбить СССР, были кресты». «И что интересно, люди, которые оставляют свою веру, становятся нежизнеспособны. .. .и что мы сегодня видим - у мусульман множество детей, китайцы трудолюбивы, а русские вымирают». Чтобы сделать свою речь образной и выразительной публицист использует из фольклорного арсенала жанр пословицы - «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». В своих выступлениях публицисты часто используют авторитетные источники.

К примеру, слово меч, которое стало поводом для данной беседы, первоначально взято из евангельского контекста, что очень предсказуемо для материалов православной тематики: «Не мир принес, но меч», где слова мир и меч являются контекстуальными антонимами, которые помогают больше заострить разницу между противоположными словами, взятыми из евангельского контекста, обыгрывается многозначность этих слов (плеоназм). Слово меч звучит лейтмотивом как анафора во время всего его выступления, в котором переплетаются ссылки на события и современные реалии с цитатами из священного писания: «Сатана не дал Христу родиться в нормальных условиях, а потом еще убил четырнадцать тысяч младенцев. Вот он -меч, а вовсе не такой меч, который подразумевают «борцы за веру» - например, крайние исламские группировки». Активно задействован и синтаксический потенциал русского языка, благодаря умелому употреблению тире, где этот пунктуационный знак либо маркирует пропуск слова «это», либо устанавливает в микротексте причинно-следственные связи: «Еще значение слова меч - «жезл железный, которым Господь пасет народы», «А еще меч - слово Божие. Это - меч очищающий. Ибо наше тело и дух нечисты - обуреваемы страстями. А слово Божие отсекает нас от этих страстей», «наш меч должен быть мечом молитвы». Слово меч звучит и во время установления интерактивной связи со своей аудиторией - даже в ответах на вопросы слушателей, что указывает на соблюдение риторических приемов - использование классического кольцевого обрамления.

Протоиерей Николай Соколов после доклада «Вещи, которые обязательно нужно успеть в жизни» на тему «Жизнь христианина в современном мире» в конце ответил на вопросы из зала о том, как пришел к вере. Ответ был прост: «Отец у меня священник в пятом поколении. Так что родился в христианстве, воспитан в нем и другого пути просто не представляю». О себе сообщил скупую информацию, что окончил консерваторию, а затем работал в ансамбле у Клавдии Шульженко. Такие факты биографии делают человека ближе к слушателям и позволяют больше узнать о его семье, мировоззрении, талантах и наклонностях, что важно для публичных выступлений. На вопрос из зала:

«А как следует относиться к царебожникам? Ко всем людям, которые считают, например, что Сталина и Грозного надо канонизировать?» отвечает отрицательно: «Нет, Грозного канонизировать нельзя, о его массовых казнях осталась масса свидетельств», но не на весь вопрос, а только частично, что дало повод одному из комментаторов съязвить: «А Сталина значит можно канонизировать?». Священник дает интересную информацию о последнем российском царе, к которому отношение в обществе неоднозначное: многие считают, что он был плохим правителем, но хорошим семьянином: «Кстати, императора Николая II мой дед видел, когда юнкером стоял в карауле Зимнего Дворца. Простой человек, очень нервный, курил много. И канонизировали его сейчас не за правление, а за мученическую кончину». На другой вопрос: «Есть такие мусульманские секты, которые уничтожают людей, могилы пророков. Как мы можем им противостоять?» отвечает вопросом, в котором акцент с мусульманских сект смещает на крестоносцев. Это такой примиряющий прием, чтобы не обострять сложные межэтнические и религиозные проблемы и не оказаться неправильно понятым. В его ответе прозвучала мысль, что такие явления характерны не конкретно для какого-то народа или этноса: «А как бы Вы отнеслись к крестоносцам - людям, которые шли и грабили с крестом на плащах? Ими были разграблены и Константинополь, и Афон. И подобное было всегда и во все времена. Давайте даже не будем говорить о ваххабитах - мы сами сейчас наблюдаем, как христиане уничтожают христиан, и все они крещены в водах Днепра».

В этом блоке имеются сугубо религиозные, евангельские темы, касающиеся осмысления апостольского служения. Как и многие светские материалы, ряд этих статей появился благодаря информационному календарному поводу -празднику апостолов Петра и Павла. Священник Сергий Круглов в своей статье рассуждает на тему « Мы - не апостолы, апостолы - не мы?» [8], священник Андрей Сыркин слова Иисуса Христа об апостолах выносит в название своей статьи «Ловцы человеков» [9]. В продолжение апостольской темы, но уже по другим праздничным поводам пишут статьи и другие священники: протоиерей Игорь Прекуп материал «Почему апостол Андрей - Первозванный?»

приурочил к празднованию дня памяти этого святого [10], а диакон Павел Сержантов свою работу «Почему апостолов как будто подменили?» опубликовал к празднику Пятидесятницы [11]. Авторы творчески используют ресурсы языка, давая своим статьям заголовки в вопросительной форме, в которых актуализируются проблемы, связанные с апостольским служением как первых проповедников, так и современных «апостолов» - священников.

Очень талантливый публицист протоиерей Андрей Ткачев в преддверии празднования памяти трех святителей - Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова в статье «Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник» утверждает, что у Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели»[12]. Знак двоеточия позволяет довольно энергично, экономичными языковыми средствами сделать заголовок отточенным, малословным, однако наделенным большой информативной нагрузкой. Судя по нашим наблюдениям за творчеством этого публициста, который активно пишет и публикует интересные книги, не залеживающиеся на книжных прилавках, мы можем предположить, что сам священник Андрей Ткачев как яркий, наделенный талантом слова, хорошо эрудированный публицист с активной гражданской позицией, вполне может претендовать на роль и хорошего организатора, и пламенного оратора, и интеллектуального, энциклопедически подкованного проповедника, поскольку до переезда в Москву являлся постоянным автором журнала для молодежи «Отрок.^» и ведущим популярных православных телепередач на Украине, а также постоянным автором российского издательства «Даниловский благо-вестник». Такого рода публикации, разумеется, тоже необходимы, но, как правило, их читают уже воцерковленные люди, подписчики портала или посетители церковных лавок.

Рамки статьи не позволяют проанализировать материалы, посвященные и другим церковным праздникам, которые, без сомнения, представляют большой интерес для верующей аудитории, хотя такие статьи не менее информативны и познавательны, как, например, убедительные доводы и призывы протоиерея Павла Великанова читать Святое Евангелие Великим

постом и на Пасху («Царство Божие там, где есть Христос» [13]) или иеромонаха Павла (Щербачева) - освободиться от греха сребролюбия и приобрести смирение, вспоминая Великий Четверг («Смирение и сребролюбие. Слово в Великий Четверг» [14] ).

Православные религиозные деятели для своих читателей подготовили ряд статей, в которых освящаются, пожалуй, одни из самых важных таинств в церковной жизни христианина - евхаристия (причастие) и исповедь, которые наиболее активно обсуждаются в печати и о которых следует сказать отдельно, а также такие понятия, как пост, грехи, их типы и отношение к ним. В статье протоиерея Валентина Уляхина «Грехи: 5 категорий» [15]) привлекает внимание читателей цифровое обозначение числительного в заголовке, которое выделяется среди традиционного буквенного написания. В призывах соблюдения постов «Счастливые постов не наблюдают» [16]) архимандрит Савва (Мажуко) удачно использует аллюзийную цитату, разновидность которой позволяет читателям, хорошо знающим золотой фонд русской классической литературы, без труда восстановить первоисточник «Счастливые часов не наблюдают», взятый из «Горя от ума» Грибоедова. Протоиерей Артемий Владимиров, профессиональный русский филолог, окончивший МГУ, статьи и устные выступления которого насыщены цитатами из высокой поэзии и прозы, в заголовке своей статьи с восклицательным предложением «Я пощусь - не то, что ты!» [17]) заключает едва прикрытую иронию в подтексте, поскольку в названии содержится осуждение ближнего, которое является грехом, т. е. название оспаривает истинность веры этого человека и показывает поверхностное отношение к религиозным постулатам, когда пост превращается в диету. Использование подобных языковых и стилистических приемов, безусловно, обогащает язык и стиль православных публицистов и делает тексты более непринужденными и занимательными, а, следовательно, более доступными для восприятия, несмотря на их серьезную смысловую информативность.

Как мы уже отметили, в поисках ярких заголовков авторы используют имена числительные (5 категорий греха, 3 святителя, 7 отговорок), которые также способны зацепить

читателя, поскольку текстологи утверждают, что 80% читателей читают только заголовки, и, возможно, человеку, прочитавшему такие названия, поскорее захочется узнать, а какой отговоркой обычно он оправдывается, чтобы все в своем характере и в укладе своей жизни оставить по-прежнему или узнать о категориях греха и почему их только пять.

Пристальное внимание публицистов к таким святым таинствам, как исповедь и причастие, было вызвано также информационным поводом - обсуждением проекта документа Межсоборного присутствии «О подготовке ко Святому Причащению», а затем и его принятием. Эти таинства тесно связаны между собой, хотя и существует каждый в отдельности, поскольку к причастию человек не может быть допущен без исповеди, этим и объясняется всплеск публикационной активности в этих вопросах. Своими мыслями и соображениями с читателями делятся: священник Димитрий Шишкин («Нужен «механизм» вхождения человека в сознательную церковную жизнь» [18]), протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала Богословии и член Межсоборного присутствия Русской Церкви («Об исповеди перед Причастием, «актуальном искусстве» и общецерковной дискуссии: итоги пленума Межсоборного присутствия») [19], епископ Зарайский Константин («Документ о Евхаристии лишь фиксирует традиции») [20], протоиерей Димитрий Карпенко («Принятие документа о Евхаристии станет эпохальным событием» [21]), клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник» Максим Первозванский («Духовная жизнь очень занятого человека») [22]. В этих статьях все доступно разъясняется и одобряется принятие такого важного документа. Заголовки, язык и стиль этих выступлений ввиду серьезности принимаемых документов не столь эмоциональны, в них заметно влияние книжной лексики, с газетно-публицистической строевой лексикой и штампами: «механизм вхождения», «фиксирует традиции», «эпохальное событие».

Таинству исповеди и стремлению измениться к лучшему в духовном плане посвящены статьи священника Михаила Немнонова «7 отговорок тех, кто не хочет меняться» [23], священника Сергия Круглова «Почему после

исповеди становится легче, и что делать, если исповедовался «не до конца» [24]. В последней из них автор ставит следующие проблемные вопросы: Для чего нужна исповедь? Для очистки совести или чтобы поведать Богу о своих прегрешениях? Где правильный ответ и что делать, если совесть не дает покоя и давно исповеданный грех не отпускает, память о нем мешает дальше жить? В следующей статье «Исповедь -это не «выговориться» священник Михаил Не-мнов продолжает череду сложных вопросов: Как не подменить покаяние пустым общением с полюбившимся батюшкой? Как перестать жалеть себя на исповеди? [25]. Протоиерей Владимир Вигилянский в многообещающей, судя по названию, статье «Исповедь все расставляет на свои места» [26] рассуждает об исповеди и причастии, о трудностях переходного возраста и детском покаянии, о снисхождении к человеческим немощам и о воцерковлении.

Для человека, пришедшего к вере, а именно такую цель перед собой ставит Патриарх Кирилл и вся Русская Православная Церковь, не может быть второстепенных вопросов, касающихся души человека, а, как известно, человека часто одолевают сомнения, он может суетиться, находиться в смятении или в состоянии уныния и апатии, что, согласно вероучению, само по себе является грехом, поскольку человек недостаточно доверяет промыслу Божиему и Его попечению о своем главном и любимом творении - о человеке. Вопросы, описывающие подобные состояния человека, а также рекомендации выхода из них аудитория может прочитать на портале «Православие и мир», а также в других анализируемых нами материалах из сайтов «Патриархия.Ру» и «Православие. Ру», в работах отдельных ярких и популярных публицистов - священника Максима Вараева «Апология сомнения» [27], протоиерея Алексия Уминского «Послепасхальное уныние: Когда Христос воскрес не для нас» [28]. Кстати заметим, что подобное выступление «Воскресение Христово и пасхальная радость в жизни христианина» А. Уминского прозвучало и на Общедоступном православном лектории (Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном монастыре, Москва). Священнослужители-публицисты довольно активно используют площадки для

встреч с молодежью и детьми, благодаря чему, как показывают социологические исследования, уровень религиозной грамотности в последнее время начинает повышаться. Публицисты умело используют риторические приемы воздействия на аудиторию, к примеру, как в статье В. Вигилянского «Время сокращается - восстань! Для чего мы напрасно суетимся?» [29], когда знак тире, восклицательное и вопросительные предложения превращают заголовок в броскую, эмоционально-побудительную номинацию, а в работе протоиерея игумена Нектария (Морозова) «Рабоче-христианское» [30] легко угадывается политическое наименование «рабоче-крестьянское» из недалекого советского прошлого, вторая часть которого, как известно, и возникла из слова «христианское».

Интересна статья протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля московского храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, «У христианина должна быть фамилия «Доставай-не достанешь» [31], в которой в преддверии Прощенного воскресения рассказывается несколько историй - примеров (не)проще-ния из жизни первых христиан и современных людей. До самого конца статьи, человек, плохо знающий классику, находится в недоумении, заинтригован: фамилия, вынесенная в заглавие, является заимствованной автором откуда-то или это окказионализм. И только в самом конце он в лучших риторических традициях заканчивает свое рассуждение, замыкая заголовок и концовку в кольцевую композицию, и только тогда читатель может понять, что это своего рода реминисценция. «У Гоголя в «Мертвых душах» есть отрывок, где он разбирает заковыристые русские фамилии, одна фамилия - Доезжай-недоедешь. Так вот, у каждого христианина должна быть фамилия - Доставай-не-достанешь». По ходу статьи даются гиперссылки на другие статьи по теме: «Прощение обид», «Притча о гвоздях», «В моих руках прощение - «прощение обид - это спасительный якорь», «Если человек научился прощать обиды, то он сделал огромный рывок в духовной жизни». Такого рода ссылки характеризуют представителей РПЦ как авторов, стремящихся использовать достижения компьютерных технологий для своей главной цели - миссионерского служения, проповеди с использованием новых условий существования

религиозной публицистики в сети Интернет, хотя в аналитических работах прошлых лет за свое недостаточное владение сетевыми достижениями они подвергались критике.

Итак, вероучительная проблематика, репрезентативно представленная российскими православными религиозными деятелями в сети Интернет, говорит, с одной стороны, об огромном интересе аудитории к христианским текстам, а с другой - о доминирующей функции проповеднической православной публицистики, которая достигается благодаря и разнообразным формам взаимодействия Русской православной церкви со СМИ и обществом, и умелому использованию языково-стилистических ресурсов русского языка священнослужителями, выступающими в роли православных журналистов. Самыми активными формами взаимодействия являются публичные лекции и беседы авторов, конференции и доклады, дискуссии и встречи со студенческой молодежью, философско-публицистические статьи и интервью для различных типов СМИ, материалы которых публикуются на самых востребованных православных сайтах.

Языковые и стилистические особенности, среди которых броские заголовки, часто с восклицательными и вопросительными предложениями, иногда с ироничным смыслом, нередко краткие названия, построенные по типу парцелляции, использование числительных, приковывающих внимание к тексту, перифразы и ал-люзийные цитаты, реминисценции и кольцевая композиция текстов, контекстуальные антонимы и исторические параллели; умелое использование риторических приемов цитирования и аргументации, апелляция к современным фактам, интерактивность и гиперссылки, - все это в совокупности со смысловой насыщенностью и злободневностью тематики и проблематики публикаций по такой непростой теме, как вера в Бога, позволяют смягчить назидательно-поучительный тон проповеднических текстов и сделать их более яркими и эмоциональными, а потому и запоминающимися, что может привести к коррекции атеистического мировоззрения читателей и приобретению христианских ценностей, что является главной целью православной публицистики.

08.02.2017

Список литературы:

1. Дымова, И.А. Демографическая проблематика публицистики современных православных религиозных деятелей России / И.А. Дымова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - №11. - С. 9-18.

2. Дымова, И.А. Духовно-нравственная проблематика публицистики религиозных деятелей на сайте «Православие и мир» / И.А. Дымова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XIII международной науч.-практ. конф. Гуманитарные и социальные науки, образование. В 5 томах. - Том 5.- Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. - С. 323-326.

3. Щипков, А. Религиозная журналистика - журналистика экспертная / А. Щипков // Выступление на заседании Общественного методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации 14 ноября 2001.

4. Ореханов, Г. Тревожные цифры и факты о религиозности молодежи [Электронный ресурс] / Г. Ореханов. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru. - 23.03.15.

5. Борисов, А. История христианства только начинается [Электронный ресурс] / А. Борисов. - Режим доступа: http: //www. pravmir.ru. - 09.03.15.

6. Гуревич, иеросхимонах Валентин. «Русский человек без веры - дрянь» [Электронный ресурс] / Валентин Гуревич. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru. - 15.12.14.

7. Соколов, Н. Вещи, которые обязательно нужно успеть в жизни [Электронный ресурс] / Н. Соколов. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru.- 06.10.14.

8. Круглов, С. Мы - не апостолы, апостолы - не мы? [Электронный ресурс] / С. Круглов. - Режим доступа: http: //www.pravmir. ru.- 13.07.14.

9. Сыркин, А. Ловцы человеков [Электронный ресурс] / А.Сыркин. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru.

10. Прекуп, И. Почему апостол Андрей - Первозванный? [Электронный ресурс] / И. Прекуп. - Режим доступа: http: //www. pravmir.ru. - 13.12.14.

11. Сержантов, П. Почему апостолов как будто подменили? [Электронный ресурс] / П. Сержантов. - Режим доступа: http: // www.pravmir.ru. - 3.04.15.

12. Ткачев, А.П. Три святителя: организатор, молитвенник, проповедник [Электронный ресурс] / А.П. Ткачев. - Режим доступа: http: //www.pravoslavie.ru. - 11.02.12.

13. Великанов, П. Царство Божие там, где есть Христос [Электронный ресурс] / П. Великанов. - Режим доступа: http: //www. pravmir.ru. - 12.04.15.

14. Иеромонах Павел (Щербачев). Смирение и сребролюбие. Слово в Великий Четверг [Электронный ресурс] / Иеромонах Павел. - Режим доступа: http: //www.pravoslavie.ru. - 12.04.15.

15. Уляхин, В. Грехи: 5 категорий [Электронный ресурс] / В. Уляхин. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru.

16. Архимандрит Савва (Мажуко) Счастливые постов не наблюдают [Электронный ресурс] / Архимандрит Савва. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru. - 11.03.15.

17. Владимиров, А. Я пощусь - не то, что ты! [Электронный ресурс] / А. Владимиров. - Режим доступа: http: /www.pravmir. ru.- 13.03.15.

18. Шишкин, Д. Нужен «механизм» вхождения человека в сознательную церковную жизнь [Электронный ресурс] / Димитрий Шишкин. - Режим доступа: http: /www.pravmir.ru.- 03.02.15.

19. Великанов, П. Об исповеди перед Причастием, «актуальном искусстве» и общецерковной дискуссии: итоги пленума Межсоборного присутствия [Электронный ресурс] / П. Великанов. - Режим доступа: http: /www.pravmir.ru. - 02.02.15.

20. Епископ Константин. Документ о Евхаристии лишь фиксирует традиции [Электронный ресурс] / Епископ Константин. -Режим доступа: http: /www.pravmir.ru.-01.02.15.

21. Карпенко, Д. Принятие документа о Евхаристии станет эпохальным событием [Электронный ресурс] / Д. Карпенко. - Режим доступа: http: /www.pravmir.ru. - 31.01.15.

22. Первозванский, М. Духовная жизнь очень занятого человека [Электронный ресурс] / М. Первозванский. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru. - 25.02.15.

23. Немнонов, М. 7 отговорок тех, кто не хочет меняться [Электронный ресурс] / М. Немнонов. - Режим доступа: http: //www. pravmir.ru. - 06.03.15.

24. Круглов, С. Почему после исповеди становится легче, и что делать, если исповедовался «не до конца» [Электронный ресурс] / С. Круглов. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru. - 06.03.15.

25. Немнонов, М. Исповедь - это не «выговориться» [Электронный ресурс] / М. Немнов. - Режим доступа: http: //www.pravmir. ru. - 28.02.15.

26. Вигилянский, В. Исповедь все расставляет на свои места [Электронный ресурс] / В. Вигилянский. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru. - 08.08.13.

27. Вараев, М. Апология сомнения [Электронный ресурс] / М. Вараев. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru.

28. Уминский, А. Послепасхальное уныние: Когда Христос воскрес не для нас [Электронный ресурс] / А. Уминский. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru.- 15.04.15.

29. Вигилянский, В. Время сокращается - восстань! Для чего мы напрасно суетимся? [Электронный ресурс] / В. Вигилянский. -Режим доступа: http: //www.pravmir.ru. - 25.02.15.

30. Морозов, Н. Рабоче-христианское [Электронный ресурс] / Н. Морозов. - Режим доступа: http: //www.pravmir.ru.

31 Ильяшенко, А.У христианина должна быть фамилия «Доставай-не достанешь» [Электронный ресурс] / А.У Ильяшенко. -Режим доступа: http: //www. pravmir.ru. - 17.02.15.

Сведения об авторе:

Дымова Ирина Александровна, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент. 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 4305, тел. (3532) 372462, e-mail: dymova_i@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.