Научная статья на тему 'Верный ученик великого учителя (к 75-летию доктора экономических наук, профессора М. А. Терентьева)'

Верный ученик великого учителя (к 75-летию доктора экономических наук, профессора М. А. Терентьева) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Верный ученик великого учителя (к 75-летию доктора экономических наук, профессора М. А. Терентьева)»

ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО-ЭКОНОМИСТА

41

ВЕРНЫЙ УЧЕНИК ВЕЛИКОГО УЧИТЕЛЯ

(К 75-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА М.А. ТЕРЕНТЬЕВА)

Корняков Василий Иванович

доктор экономических наук, профессор. Ярославский государственный технический университет, кафедра экономической теории

г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Жизнь и даётся, и проживается единожды. И кормчий у неё один: сам человек. Кто не знает этих вековечных истин... И, однако, сколь часто мы живём так, как нас развернул сейчасный миг, поклоняемся тому, к кому нас прибило случайным потоком, делаем то, чего захотел встречный прохожий. Не вглядываясь пристально ни в жизнь, ни в живущих, ни в себя.

Это не о Михаиле Алексеевиче. Он из того упорного, даже упрямого племени, кто в навороченностях нашего повседневного бытия остро прочувствовал управляемость всего коловорота больших и малых событий некими закономерностями, во многом ещё не постигнутыми людьми и им не подчиняющимся. Над раскрытием сокровенных тайн мироустройста уже думали величайшие умы человечества. Но не постигнутого оставалось и остаётся ещё слишком много. Мир до сих пор мало не на каждом шагу упирается в развалины собственных, казалось бы, надёжно продуманных и построенных проектов, потрясается невесть откуда нежданно обрушивающимися кризисами, - хотя недостатка в пророках, оракулах нет. Душа и ум молодого экономиста, окончившего в 1964 году Воронежский государственный университет, были захвачены тайнами общего тренда социума, в особенности нашего, российского, напрягались в поиске дороги, опоры, учителя. Этот поиск разрешился в Ярославле, куда М.А. Терентьев был направлен по государственному распределению.

Здесь, работая в НИИ лакокрасочной промышленности, Михаил Алексеевич в 1968 году поступает в аспирантуру при кафедре политической экономии Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского, где и состоялась его жизненная встреча с Учителем - доктором экономических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РСФСР Александром Ивановичем Кащенко.

Я хорошо понимаю Михаила Алексеевича. Я сам десятью годами раньше волей обстоятельств оказался на протяжении двух лет на кафедре Александра Ивановича и сразу был захвачен обаянием и силой его неповторимой личности. Высокий, стройный, несколько медлительный в движениях, с сединой на висках, с красивым хорошо поставленным баритоном прирождённого лектора и чёткой фразировкой, с цепким, проницательным и в то же время всегда доброжелательным взглядом, с абсолютной, сдобренной юмором находчивостью в диалоге, полемике, с неизбывной эрудицией, казалось бы, по любой (в том числе и не экономической) проблеме он, при всей его скромности, немедленно становился притягательным центром любой аудитории. Александр Иванович сумел объединить политэкономов (да и более широкий круг экономистов) Ярославля, а затем и смежных областей. Причём он стремился к коллективному научному действию, не жалел времени на продолжительные беседы не только с коллегами и учениками, но и с просто интересующимися вопросами теории. Он, безусловно, был на первых позициях тогдашней экономической науки. Его усилиями был выпущен первый в стране (это при наличии Москвы, Ленинграда, Киева) научный

сборник об экономических категориях социализма. В высшей школе огромной страны стало привычным говорить о ярославских экономистах, ярославской экономической научной школе, -причём всегда очень доброжелательно. При министерстве высшего образования был учреждён специальный научный координационный совет по главной проблеме, которой занимался А.И. Кащенко.

Александр Иванович в итоге многолетних размышлений, дискуссий пришёл к выводу, что тем объективных центром экономических отношений, в котором сходятся, концентрируются, получают направление и развитие силы естественно-исторического динамизма экономики, является общественная форма производимого продукта, - то, какими социальными способами члены общества обеспечивают его производство, обмен, распределение и потребление. И здесь открылась бездна неизученного, непонятного в аспектах как страновых, так и международных экономических отношений. Исследовав логическое и историческое сопряжение товара и непосредственно общественного продукта, учёный первым в стране особое внимание уделил экономической сущности и генезису непосредственно общественного продукта. Осмыслению, изучению этого пласта нашего общественного бытия Александр Иванович посвящал всё свое время до самого конца всей своей насыщенной трудом и научным поиском жизни.

Происшедшие в стране с 1990-х годов социально-экономические изменения некоторые из бывших учеников А. И. Кащенко увидели как теоретическую и историческую неистинность его концепции непосредственно общественного продукта и возврат к частнособственническому товару как единственно верному вектору социального развития. Однако в действительности никакого триумфа товарного хозяйства не произошло. Минуло примерно два десятилетия, - времени, которого таким реформаторам, как Пётр I или Сталин с его партией вполне хватило для того, чтобы вывести Россию на передовые для своего века позиции. Однако у нас это двадцатилетие ориентации на товарно-рыночную систему отбросило страну на 70-е места по индексу развития человеческого потенциала. Становится всё очевиднее, что отодвигать труды Александра Ивановича в заархивье недальновидно и неблагоразумно.

Михаил Алексеевич встретился с А.И. Кащенко, когда последний переживал период своего наивысшего творческого подъёма. Учёный получил кафедру политической экономии открывшегося в Ярославле университета им. П.Г. Демидова, возглавлял диссертационный совет, публиковал коллективные монографии и научные сборники, обильно генерировал новые научные идеи, вооружая ими многочисленных учеников. Михаил Алексеевич всё время - в эпицентре всей этой многоплановой научно-педагогической деятельности учителя. И с благословения А.И. Кащенко в 1986 году, в котором М.А. Терентьев стал доктором экономических наук, он становится его преемником по кафедре политической экономии педагогического института им. К. Д. Ушинского, -того вуза, в котором сам Александр Иванович сложился как педагог и учёный.

М.А. Терентьев перешёл в нынешний педагогический университет им. К.Д. Ушинского убеждённым и зрелым «кащенковцем», не просто учеником, но и соратником великого учителя. В этом институте, как когда-то и сам Александр Иванович, он стал в 1988 году профессором. Он глубоко - по-видимому, глубже всех нас, вошёл в сущность проблематики трудов А. И. Кащенко и, наверное, более всех её постиг. Он один решился, что называется, из первых рук специально обобщить в книге 2006 года вклад А.И. Кащенко в методологию и теорию политической экономии. Такая работа - не просто дань памяти учителю, но и научный подвиг. Но более всего «педуниверситский» период научной деятельности М. А. Терентьева выделяется его самостоятельными методологическими и научными разработками в общем русле фундаментальных идей знаменитого теоретика.

Так, в традициях самого А.И. Кащенко его ученик провёл серию научных конференций высокого ранга, завершившихся изданием интереснейших сборников научных трудов. Об их

Верный ученик великого учителя

43

теоретической и практической значимости говорят, не требуя каких-либо пояснений, их названия. Например:

1. Тенденции развития I подразделения общественного производства в условиях современной научно-технической революции (15,1 п. л. - 1996 г.);

2. Россия: глобальное, народнохозяйственное и региональное в переходной экономике (19 п.л.

- 2000 г.);

3.Россия в экономических системах всемирного хозяйства: XXI век - обогнать, не догоняя (19 п.л. - 2002 г.);

4.Россия в экономических системах всемирного хозяйства: диалектика содержания и формы собственности (20,5 п.л. - 2004);

5.Россия в экономических системах всемирного хозяйства: судьба крупного бизнеса (20,8 п.л.

- 2006).

Почти 100 печатных листов коллективной мысли о самом важном, - это ли не в традициях А.И. Кащенко? Да ещё если принять во внимание, что в конференциях по темам сборников приняли участие специалисты из российских вузов 15 городов РФ, а также из вузов Украины, Белоруссии, Эстонии.

Михаила Алексеевича хватало и на трудную «штучную» работу прямого выращивания-воспитания кандидатов и докторов наук. Под его руководством было подготовлено и защищено пять кандидатских и две докторских диссертации. Это дополняется работой членства в ряде советов по защите диссертаций (кандидатских и докторских), в том числе - в других городах. Насколько это трудоёмко и насколько весом авторитет и голос М. А. Терентьева в вопросах подготовки научных работников, видно из того факта, что он выступал официальным оппонентом по защите шести докторских и двенадцати кандидатских диссертаций. А общей базой выращивания молодых учёных являлась учебная и научная работа со студенчеством. Здесь М. А. Терентьев трудился, подобно своему учителю, неустанно и безмерно. «Молодой экономист», - так назывался многолетний студенческий научный кружок профессора. В разных издательствах опубликовано 57 статей и тезисов докладов участников кружка.

Что двигало Михаилом Алексеевичем в этой, можно сказать, всесуточной подвижнической деятельности? Я вижу три главных, можно сказать, мотора. Первые два как бы переходят друг в друга. Один - почитание своего великого учителя, стойкая неколебимая верность ему. Этой основы своей научной деятельности М.А. Терентьев никогда не скрывал, громко защищал и отстаивал. А о втором, наверняка, слышали лишь немногие. Я - в числе тех, кому Михаил Алексеевич как-то сказал: «Я люблю политэкономию». Но это отношение к науке проглядывает из всех его трудов, в том числе из его книги, посвящённой её истории.

Третий же движитель - особая, я бы сказал, народность самой личности учёного. Он всегда производил впечатление человека, взошедшего на профессорскую кафедру прямо от станка интеллектуала-рабочего, от плуга хорошо посвящённого во все секреты бытия крестьянина. Всегда внимательный, углубленный в свои мысли, деловой, дружественный. Учёные и диссертационные советы помнят его яркие выступления и реплики, изобилующие взятыми из жизни сравнениями, образами, метафорами, даже парадоксами.

К сожалению, сейчас педагогическая работа М.А. Терентьева со студентами ЯГПУ прерывается. У нас в РФ болонский процесс интерпретирован руководством высшей школы таким образом, что основной массе будущих преподавателей нашей образовательной системы политическая экономия, экономическая теория не преподаются. Кафедры экономической теории в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского, которую когда-то

возглавлял сам А.И. Кащенко, более не существует. Ректорат «подтолкнул» и его ученика М.А. Терентьева к выходу на пенсию. Подобные «деяния» для конкретных людей, лиц, в том числе учёных, конечно, болезненны, но они, по счастью, не имеют силы над смыслом жизни этих учёных - над наукой.

Рукописи не горят. Даже самые ретивые администраторы не в силах что-либо поделать с научной мыслью. Михаил Алексеевич как-то с некоторой растерянностью рассказал мне, что он получил письмо из далёкого Кипра от читателя его работы по непосредственно общественному продукту. А мне вспомнилось, что к концепции А.И. Кащенко проявлялся интерес в ещё более далёкой Японии. Научная мысль, особенно став книгой, живёт уже своей собственной жизнью. Не раз бывало, что жизнь неожиданно для всех, даже авторов, высвечивала потускневшие было страницы, возрождала их в статусе открытия истины, руководства к действию. В заключение этого своего приветствия заслуженному работнику высшей школы Российской Федерации (43 года в ВУЗах) М.А. Терентьеву назову лишь самые фундаментальные его книги (из обширного списка в 125 названий), в которых с особой полнотой, обстоятельностью, доказательностью и убеждённостью развёртывается панорама его (и А.И. Кащенко) научной концепции:

1.Общественно необходимые затраты труда и плановая цена в социалистическом обществе: вопросы теории и методологии. Изд-ство Воронежского университета. 1984. 11,5 п. л.

2.Плановая цена (Политико-экономические очерки). Ярославль. Изд-ство ЯГПУ. 1999. 26,7

п. л.

3.История экономической мысли (Научно-практические методические материалы по экономической теории, всемирному хозяйству и истории экономических учений). Ярославль. Изд-ство ЯГПУ. 2000. 11,8 п.л.

4.Вопросы теории и методологии политической экономии социализма в трудах профессора А.И. Кащенко. Ярославль. Изд-ство ЯГПУ. 2006. 22,8 п.л.

5.Всемирное хозяйство: диалектика непосредственно общественных и стоимостных отношений (Вопросы теории и методологии). Ярославль. Изд-ство ЯГПУ. 2008. 27,5 п.л.

6.Диалектика содержания и формы социалистического уклада всемирного хозяйства. Ярославль. ЯГПУ. 2010. 20,8 п.л.

И продолжение последует, - не так ли, наш дорогой Михаил Алексеевич?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.