Научная статья на тему 'Верность академическим традициям'

Верность академическим традициям Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Верность академическим традициям»

Верность академическим традициям

Ю. П. Зинченко

Мое знакомство с Евгением Александровичем Климовым началось 23 года назад, когда я приехал поступать в Московский университет на факультет психологии. Так случилось, что Евгений Александрович был первым человеком, который встретился мне в деканате. Я сказал ему, что хочу подать документы на факультет психологии, не подозревая, что передо мной декан этого факультета — Е.А. Климов. Он предложил мне пройти в канцелярию и отдать документы его помощнице. Но ее не оказалось на месте, и Евгений Александрович сам посмотрел мои документы и объяснил, что надо делать дальше.

Так первый визит на факультет совпал у меня с первой встречей с Климовым. Может быть, это было символично. Тот день я и сейчас помню во всех подробностях и храню эмоциональное восприятие тех событий: было пасмурно, а Евгений Александрович словно осветил все вокруг!

Потом, став студентом факультета психологии, я слушал курс Климова «Введение в психологию», потом его курс «Психология труда». Все, кто побывал на лекциях Е.А. Климова, знают его как виртуоза. Ведь по сравнению с другими предметами «Психология труда» (или «Введение в профессию») — не самые интересные курсы. Но Евгений Александрович мог преподнести материал таким образом, что все становилось захватывающим. Увлекая слушателей, он до конца лекции полностью владел вниманием аудитории. Этот талант сохранился у Климова и сейчас, поэтому можно сказать, что он — один из лучших

лекторов в Московском университете. Низкий поклон ему за то, что он многие поколения студентов заинтересовал психологией вообще и психологией труда, в частности. Хорошо, что наш факультет имеет таких профессоров.

Как ученый Евгений Александрович, наверно, самый профессионально дотошный из всех наших коллег на факультете. Я защищал свою диссертацию в то время, когда Климов уже не входил в состав диссертационного совета. Но я помню, что его интерес к диссертационным работам сотрудников был достаточно велик. Мне были очень полезны его замечания, пожелания. Евгений Александрович, наверное, у каждого, кто с ним взаимодействовал, оставил свой след в жизни, не только в учебной, но и в научной. Спасибо ему за то, что он помог выполнению моего диссертационного исследования и моему дальнейшему продвижению в науке.

Как человек Е.А. Климов очень внимателен, вдумчив и отзывчив. Я не помню такого случая, чтобы он оставил без ответа вопросы студентов или сотрудников. Когда Евгений Александрович руководил факультетом, мне довелось возглавлять Студенческий совет. Взаимодействуя с деканом в этой роли (что происходило почти ежедневно), я раскрыл для себя такие стороны души Евгения Александровича, как полная открытость, доступность и, одновременно, высокий профессионализм и компетентность. В его общении с коллегами не было ни панибратства, ни каких-то недомолвок и неопределенностей — у Климова всегда все было четко, ясно,

Зинченко Юрий Петрович

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой методологии психологии, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

понятно и профессионально. Никогда никакое дело не оставалось не доведенным до конца. Это очень положительно отражалось на работе факультета.

В те годы мы переживали не самые простые времена. Это был период перестройки, когда студенты задумывались, что им лучше делать: пойти в Лужники и торговать там или слушать лекции и жить на стипендию, которой едва хватало для проезда в метро?

Высшие учебные заведения трудно переживали этот период. Несмотря на это Евгений Александрович сумел сохранить ту созидательную атмосферу на факультете, в которую верили преподаватели и которую уважали студенты. То, что сделал Климов на факультете, то, что он сделал в Учебно-методическом объединении, бесценно: несмотря на социально-экономические трудности, он поднял профессию психолога на достаточно большую высоту. И то, что Евгений Александрович два срока был Президентом Российского психологического общества, говорит о признании роли факультета психологии Московского университета и, в первую очередь, признании роли самого Евгения Александровича в создании единого психологического сообщества в нашей стране.

Мы прекрасно помним, что становление психологии начиналось с двух факультетов (Санкт-Петербургского и Московского университетов), а потом стремительно развивалось, приумножалось.

Здесь Е.А. Климов выступил в качестве «национального психологического строителя». И возведенные им «здания» до сих пор стоят, приобретая современный облик. Факультет психологии МГУ занял достаточно высокое положение среди европейских и заокеанских коллег. Этому во многом способствовал тот уровень психологического образования, тот уровень психологической науки, который был задан еще во времена деканства и руководства Евгения Александровича РПО и УМО. Он стал «отправной точкой» для тех достижений, которые мы сегодня имеем.

Был момент, когда в период перестройки психология вместе с другими общественными науками оказалась в ситуации отхода от достижений советских специалистов. Евгений Александрович очень виртуозно провел реформы в психологическом образовании так, что мы как студенты даже не заметили, что была разница между советской и современной психологией. Другие общественные науки этот переход переживали достаточно болезненно, а у нас все проходило очень органично. Увлечение наукой, верность психологии, царившие на факультете, Евгений Александрович всячески поддерживал, культивируя творческую, полемическую атмосферу.

Конечно, не по всем вопросам достигалось полное согласие, но это было

нормально, потому что намечались точки роста, на основе которых факультет и факультетская наука развивались. Велись достаточно острые дискуссии (я посетил много собраний, на которых это проходило). На них присутствовал тот дух конструктивизма, который позволял одновременно и развиваться, и сохранять идентичность отечественной психологии. Это позволило укрепить и «самостийность» факультета психологии Московского университета, который выстоял во многом благодаря тому, что Евгений Александрович заложил прочный фундамент, не разменянный на сиюминутные выгоды. Ведь он смотрел далеко вперед. И мы сейчас можем по достоинству оценить все, что было сделано, и с благодарностью вспоминать об этих временах, хотя они были очень непростые не только для нас, но и для самого Е.А. Климова.

В полной мере оценить работу Евгения Александровича как декана я смог в 90-е годы, когда стал работать в ректорате МГУ. Наш ректор Виктор Антонович Садовничий старался удерживать «на плаву» корабль Университета, сохраняя верный курс и обходя все подводные

камни. И в этот период Е.А. Климов много взаимодействовал с ним. У Евгения Александровича, который был инициативным руководителем, было много новых программ, издательских проектов, идей больших конференций, семинаров, которые В.А. Садовничий поддерживал. Поэтому факультет психологии во главе с Климовым очень выигрышно смотрелся в общеуниверситетской палитре.

Евгению Александровичу была присуща собранность, уверенность в правоте намеченного дела, которым он часто увлекал и сотрудников ректората. Поэтому Садовничий всегда с особым вниманием относился к просьбам и инициативам Климова. В его лице факультет обрел своего рода «визитную карточку» как достойного представителя модернизирующегося факультета.

От лица всех сотрудников нашего факультета хочется пожелать Евгению Александровичу здоровья, долгих лет жизни и той профессиональной жажды творчества, которая всегда была ему присуща. И, конечно же, мы ждем новых книг, без которых развитие нашего психологического сообщества невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.