Научная статья на тему 'Верховный Совет и проблема реабилитации департированных народов на рубеже 1980-ых-1990-ых годов'

Верховный Совет и проблема реабилитации департированных народов на рубеже 1980-ых-1990-ых годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ / SUPREME COUNCIL OF THE / СССР / USSR / ДЕПОРТАЦИЯ / DEPORTATION / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ЭТНОС / ETHNOS / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / NATIONALITY / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / CONFLICT / ETHNO-POLITICAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быстров Евгений Игоревич

В статье исследуется роль Верховного Совета СССР в решении проблемы реабилитации репрессированных народов в период поздней перестройки. Анализируется деятельность высшего законодательного органа советского государства в данном направлении. Сделан вывод о том, что в условиях резкого ослабления Центра и усиления национальных элит эта деятельность оказалась неэффективной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Быстров Евгений Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supreme Council and the Issue of Rehabilitation of the Rehabilitation of the Deported Peoples at the Turn of the 1980-1990-s

The article examines the role of the Supreme Council of the USSR in solving the issue of rehabilitation of the repressed peoples during the late Perestroika. The activity of the supreme legislative body of the Soviet Union is analyzed. The author comes to the conclusion about ineffectiveness of this activity under the conditions of the decentralization of power and strengthening of the national elites

Текст научной работы на тему «Верховный Совет и проблема реабилитации департированных народов на рубеже 1980-ых-1990-ых годов»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Верховный Совет и проблема реабилитации департированных народов на рубеже 1980-ых-1990-ых годов

Быстров

Евгений Игоревич

Старший преподаватель кафедры теории права и правоохранительной деятельности Балаковского филиала РАНХиГС

Evgeniy I. Bystrov

Senior Lecturer at the Department of Law Theory and Law Enforcement of the Balakovo branch of RANEPA

УДК 94(470/62/.67).084.8.

Supreme Council and the Issue of Rehabilitation of the Rehabilitation of the Deported Peoples at the Turn of the 1980-1990-s

В статье исследуется роль Верховного Совета СССР в решении проблемы реабилитации репрессированных народов в период поздней перестройки. Анализируется деятельность высшего законодательного органа советского государства в данном направлении. Сделан вывод о том, что в условиях резкого ослабления Центра и усиления национальных элит эта деятельность оказалась неэффективной.

Ключевые слова и словосочетания: Верховный Совет СССР, депортация, реабилитация, этнос, национальность, этнополитический конфликт.

The article examines the role of the Supreme Council of the USSR in solving the issue of rehabilitation of the repressed peoples during the late Perestroika. The activity of the supreme legislative body of the Soviet Union is analyzed. The author comes to the conclusion about ineffectiveness of this activity under the conditions of the decentralization of power and strengthening of the national elites.

Key words and word combinations: Supreme Council of the USSR, deportation, rehabilitation, ethnos, nationality, ethno-politi-cal conflict.

Во второй половине 1980-ых годов в условиях разворачивающегося системного кризиса в Советском Союзе на первый план вышла проблема межнациональных отношений. В новых политических условиях население многих регионов стало открыто заявлять о накопившихся за годы советской власти вопросах. Особую позицию занимали депортированные народы, требовавшие незамедлительной и полной реабилитации. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что в годы хрущёвской оттепели вопрос редепортации был решён только в отношении отдельных «наказанных народов», что ещё больше усугубило чувство обиды у незаслуженно забытых национальностей (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы).

Определённую роль в стремительно разрастающихся этнополитических конфликтах сыграла и не всегда продуманная деятельность высших государственных органов и в частности советского парламента -Верховного Совета СССР. Именно период перестройки вопросы национальной политики в изменившейся политической ситуации поднимались депутатами достаточно часто, однако в сфере практической реализации проектов и уже принятых документов налицо были очевидные недостатки.

История государственного управления

Между тем любая непоследовательность и инертность представителей власти зачастую трактовалась в национальных регионах как намеренные действия в отношении именно их народа.

Ещё в январе 1989 года Указ Президиума Верховного Совета СССР обозначил наличие механизма осуществления мер по реабилитации, в частности «распространение на реабилитируемых действующих правил пенсионного, жилищного и иного обеспечения, оказания необходимой помощи реабилитированным в осуществлении их прав и интересов и создании Комиссии из числа народных депутатов и представителей общественности» . [1].

В реальной плоскости в связи с затянувшимся экономическим кризисом государство не могло себе позволить в полном объёме осуществлять намеченные меры.

14 ноября 1989 года на 30-ом заседании второй сессии Верховного Совета СССР обсуждался вопрос «О полной политической реабилитации народов, подвергшихся насильственному переселению» (формулировка Председателя Совета Союза Верховного Совета СССР Е.Примакова). В дискуссии приняли участие такие видные деятели как М. Дарсигов, Д. Кугультинов, Н. Медведев, Р. Нишанов, Б. Олейник, А. Сахаров. В тот же день по итогам бурного обсуждения была принята Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

Нужно отметить, что реализация положений Декларации в практически-юридической плоскости заметно отставала от положений самого программного документа. Так, принятый 26 апреля 1991 года закон «О реабилитации репрессированных народов» впервые в советской истории определил понятия «репрессированные народы», виды реабилитации и признал незаконными все правовые акты, в том числе местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права. При этом в отличие от Декларации от 14 ноября 1989 года в законе не были конкретно перечислены репрессированные народы, что вызвало определённые проблемы в будущем.

Среди документов, посвящённых национальной тематике, можно выделить Постановление Верховного Совета СССР об отмене репрессивных указов Президиума Верховного Совета СССР 1941-1944 годов и прочих указов и постановлений, ущемляющих права репрессированных народов. В рамках провозглашённой руководством государства политики гласности с данных указов снимались также грифы «не для печати».

С настойчивой деятельностью инициативных групп и отдельных граждан связано принятие Постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа», обязавшее Совет Министров СССР создать специальные комиссии для непосредственного решения конкретных вопросов по восстановлению прав поволжских немцев и крымских татар. На основе данного документа в свою очередь было Постановление Совета Министров СССР об образовании соответствующих комиссий. [2]

Вообще в этот период происходило определённое перераспределение, делегирование полномочий от высших партийных органов к органам различных советов и конкретно широкие возможности получали именно комиссии. Как высказался В.П. Миронов - Председатель Комиссии законодательных предположений Совета Национальностей Верховного Совета СССР «Центральный Комитет нашей партии последовательно проводит курс на дальнейшее повышение роли Советов народных депутатов в решении задач государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. И во всём этом немалую роль призваны сыграть постоянные комиссии палат Верховного Совета Союза ССР» [3].

В реальности комиссии столкнулись с заметным противодействием в регионах, вызванном влиянием авторитетных национальных организаций, клановых лидеров. На местах на фоне общего всплеска национализма в средствах массовой информации активно муссировались идеи, связанные с сепаратистскими, реваншистскими лозунгами. Так, 7 февраля 1989 года в гудаутской районной газете было опубликовано так называемое «Абхазское письмо», где обосновывалась идея предоставления Абхазии статуса союзной республики. [4]

В ноябре 1990 года Совет Национальностей Верховного Совета СССР принял постановление о реабилитации крымских татар, согласно которому планировалось создание системы мер по организованному возвращению этой группы населения. На практике это было осложнено организационными и материальными трудностями, а также реакцией местного населения.

23-24 ноября 1990 года в Москве состоялся учредительный съезд репрессированных народов РСФСР, на котором острой критике подверглись Верховные Советы СССР и РСФСР в сфере национальной политики. Выступавшие утверждали что «Верховный Совет, приняв Декларацию о реабилитации репрессированных народов, ничего не делают для её практической реализации, а партийные бюрократы Осетии, Саратова,

- 38 -

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 3/2015

History of Public Administration

Грузии, осваивают в это время заброшенные исконные земли репрессированных народов с тем, чтобы заявить, что «свободных мест нет, а по живому резать нельзя». [5, с.280]

Это и подобные выступления депортированных народов требовали от законодательных органов незамедлительного решения наболевших вопросов. 7 марта 1990 года Постановлением Верховного Совета СССР об отмене законодательных актов в связи с Декларацией правительству было поручено организовать практическое восстановление законных прав репрессированных народов, включая предоставление льгот и установление порядка и механизма материальных компенсаций лицам, непосредственно подвергшимся насильственному переселению. В этом документе руководство страны призывало не допускать «ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих в настоящее время на соответствующих территориях» [6, с. 144].

Нужно отметить, что Верховный Совет со своей стороны предпринимал определённые попытки наладить контакт с авторитетными национальными организациями, отдельными видными общественниками. Так, в деятельности Первого съезда Конфедерации репрессированных народов СССР (работал с 1 по 3 июля 1991 года) принимал участие заместитель председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР Борис Олейник. Однако общий негативный настрой в тот период зашкаливал, не давая возможности приступить к конструктивному сотрудничеству. Председатель КРНР И. Алиев выступил на Первом съезде с докладом «Проблемы репрессированных народов и пути их решения», в котором в частности отметил: «создаётся впечатление, что руководство страны до сих пор не сумело покинуть платформу «расцвета и сближения наций», венцом которых должна была стать «новая историческая общность людей» - советский народ» [5, с.293].

В целом можно отметить, что, несмотря на интенсивную деятельность комиссий Верховного Совета, искреннее желание отдельных депутатов ослабить последствия этнополитического кризиса конца 1980-х, ответить на многолетние чаяния репрессированных народов эти тенденции были фактически нивелированы продолжающейся политикой оглядки на высшее партийное руководство страны. Имело место дублирование деятельности обеих палат Верховного Совета, практически закрепленное конституционно. [7, с. 148]. Ряд принятых в этот период законодательных актов, выглядящих очень перспективно с точки зрения разрешения накопившихся проблем репрессированных национальностей, в плане практической реализации оказались фактически нереализованными. На постсоветском пространстве многие из этих проблем не решены до сих пор.

Библиографический список:

1. Ведомости Верховного Совета СССР.1989.№ 3. Ст.19.

2. Ведомости Съезда народных депутатов СССР Верховного Совета ССР. 1989. № 23. Ст.495.

3. ГА РФ, Фонд Р7523, оп. 145, дело 2, л.4.

4. ГА РФ, Фонд Р 9654, опись 2, дело 62. л. 4.

5. Алиев И. Этнические репрессии. М., 2008.

6. Бугай Н.Ф. Реабилитация репрессированных граждан России. XX - начало XXI века. М., 2006.

7. Мякшев А.П. Совет Национальностей Верховного Совета СССР: конституционный статус, реальное положение и роль в разработке и реализации национальной политики (1945 - 1991 гг.) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: ВУиТ, 2004, Вып. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.