Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история www.sibac.info____________________________________________________________№ И (51), 2015 г
3. Багаев А.Б. Осетинская народная джигитовка (бжхыл хъазт) // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2.
4. Багаев А.Б. Традиционные военизированные игры и состязания вооруженных всадников у осетин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1.
5. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе: Ир, 1980. -129 с.
6. Гагиев С.Г. Рожденные в седле. Очерк об осетинских наездниках. Орджоникидзе: Североосетинское книжное издательство, 1965. - 92 с.
7. Джусоев В.Д. Осетинские народные игры. Цхинвал: Ирыстон, 1988. -99 с.
8. Собиев И.Т. Дигорское ущелье // Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Ф. 4.Оп. 1. Д. 582а.
9. Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. Владикавказ: Ир, 2008 - 599 с.
ВЕРХОВАЯ ЛОШАДЬ В ДАРООБМЕНЕ У ОСЕТИН
Багаев Алан Батырбекович
канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела этнологии ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН и РСО-А,
РФ, г. Владикавказ Е-mail: soissi.ru
RIDING HORSE IN GIFT EXCHANGE AMONG THE OSSETIANS
Alan Bagaev
candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of Ethnology Department Federal State Budget Institution of Science North Ossetik Institut of Humanities and Social Studies after V.I. Abaev of the Vladikavkaz Sciences Centr of the Russia Sciences Academy and the Government of North Ossetia-Alania, Russia, Vladikavkaz
64
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 11 (51), 2015 г____________________
^ СибАК
www.sibac.info
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрен вопрос о верховой лошади - важном предмете дарообмена в традиционном осетинском обществе. В работе проанализированы свидетельства о преподнесении верхового коня в качестве подарка и описаны осетинские народные обычаи, предполагавшие дарение лошади. Изучены специальные термины, которые закрепились за приносимыми в дар верховыми конями. В исследовании раскрыты причины, по которым те или иные лица получали боевых верховых лошадей в подарок.
ABSTRACT
This article considers the issue of a riding horse - an important object in the traditional gift exchange in the Ossetian society. The work analyzes the evidence of presenting a riding horse as a gift and describes Ossetian folk customs that presupposed donation of a horse. Special terms attached to the riding horses presented as a gift have been studied. The study revealed the reasons of donating a military riding horse as a gift to different persons.
Ключевые слова: осетины; дарообмен; боевая верховая лошадь.
Keywords: Ossetians; gift exchange; military riding horse.
Взаимное преподнесение даров является одним из древнейших видов взаимодействия между людьми. Этнографические данные свидетельствуют о том, что суть дарообмена заключается в создании новых или поддержании уже существующих социальных связей между индивидами или их группами. Как правило, этот вид связи устанавливается не по взаимному предварительному соглашению сторон, а по инициативе одной из них, которая предлагает другой стороне дар. Принятие дара свидетельствует об установлении связи. В качестве дара может выступить вещь, которая нужна получателю. Даже если преподносимая вещь ему абсолютно не нужна он ее принимает, так как отказ от дара расценивается как оскорбление. Приняв дар, человек получал друга, союзника, родственника, отказавшись же от его принятия, он наживал себе недруга. По этой причине отказ от дара был очень редким явлением.
Значимость и ценность дара заключалась не в самой вещи, а в связи, появлявшейся между дарителем и получателем. Данная связь имела двусторонний характер. Прием дара обязывал человека к преподнесению ответного дара. Содержание и время ответного дара получатель устанавливал самостоятельно.
В обмене дарами большое значение имел принцип не только взаимности, но и примерной равноценности. Ответный дар должен
65
СибАК
www.sibac.info
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 11 (51), 2015 г
был быть эквивалентен подаренному. Обычно отдар происходил спустя определенное время после дара. Данный временной промежуток никогда точно не определялся, хотя он не должен был быть не только чрезмерно малым, но и слишком продолжительным. Если дарополучатель долгое время тянул с отдаром, то связь обрывалась, и даритель превращался во врага. То же самое происходило, если отдар был несоразмерно мал по сравнению с даром.
Если отдар происходил вовремя и был приблизительно равноценен дару, то за ним следовал новый дар, и все начиналось сначала. Но если отдариватель особо ценил данную связь, то он в качестве отдара давал заведомо больше, чем получил в качестве дара. Тем самым он ставил первоначального дарителя в положение человека обязанного отдаривать. Тот, в свою очередь, мог отдарить с избытком над полученным и т. д. Социальная связь, возникшая в результате дарообмена, сохранялась и поддерживалась, пока она функционировала как своеобразный канал, по которому шло встречное движение примерно равноценных даров [7, с. 12].
В прошлом важным предметом дарообмена у осетин была боевая верховая лошадь. В этнографической литературе по осетинам сохранился ряд свидетельств, сообщающих о преподнесении в качестве подарка коней.
При описании осетинской свадебной обрядности Дж. Шанаев отмечал, существование у осетин специальных даров для родственников невесты. Они преподносились стороной жениха родственникам невесты сверх калыма. В самом начале сватовства, после получения согласия со стороны родни невесты, жених должен был подарить отцу невесты хорошего верхового коня. Этот дар известен был осетинам под названием фаты-бах [8, с. 13; 4, с. 244; 1, с. 52].
Помимо отца невесты верховую лошадь дарили и ее матери. Этот конь так же имел специальное название мады бах (букв. «конь для матери») [8, с. 13]. Преподнесение этого подарка осуществлялось во время обряда сиахсыцыд (букв. «приход зятя»). После прохождения этого обряда и дарения матери невесты верхового коня зять получал право свободно посещать дом родителей невесты.
Свадебная обрядность осетин предполагала одаривание лошадью и брата матери невесты (обычно коня получал старший из ее братьев). Этот конь тоже имел специальное название мадыарвады бах (букв. «конь для дяди по матери») [8, с. 13]. Одаривание брата матери невесты определялось его особым статусом. В традиционном осетинском обществе между племянниками и их дядей по матери существовали особые взаимоотношения, которые выделялись на фоне
66
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 11 (51), 2015 г____________________
^ СибАК
www.sibac.info
остальных родственных связей прочностью и доверительностью. Дядя по матери принимал самое активное участие в жизни своих племянников.
М.М. Ковалевский отмечает, что конь для брата матери невесты -мадыарвады бах мог быть заменен волом - мадыарвады гал [4, с. 244].
Среди верховых лошадей, которые по сообщению Дж. Шанаева, должны были быть преподнесены в дар новым родственникам жениха, был и конь, носивший название амцеджы бах (букв. «конь для аталыка») [8, с. 13]. Как известно, в прошлом у осетин, как и у многих других народов Кавказа, существовал обычай аталычества. Он основывался на том, что одна семья брала у другой ребенка на воспитание и взращивала его определенное время, прививая ему лучшие социокультурные нормы принятые в осетинском обществе. Через некоторое время ребенка торжественно возвращали родителям с подарками. Между двумя семьями устанавливались узы искусственного родства. Как правило, отношения между амцег-ами были такими же, как между кровными родственниками, а иногда и более тесными.
О престижных свадебных дарах в виде хороших верховых лошадей родственникам невесты сообщает и В.Б. Пфаф: «...у алдаров или вообще у зажиточных сословий встречаются почетные подарки, как например Fatib^ch, Modib^ch, Arvadib^ch, Maderwadeb^ch, ценою в 30 рублей» [6, с. 295]. В перечне даримых лошадей, который нам дает В.Б. Пфафф, не назван конь для аталыка (амцеджы бах), но зато там есть лошадь, предназначавшаяся брату - арвады бах. Вероятно, это является отражением существования локальной особенности.
В.Б. Пфаф так же сообщает о том, что в качестве символического подарка, ознаменовывавшего заключение брачного сговора между двумя родственными коллективами иногда оставляли лошадь. «Если между членами рода дело покончено, то старшина, в некоторых местах так же и жених, с депутациею молодых людей отправляется в дом невесты и с напыщенною речью и церемониями платит задаток, примерно в 5 или 10 руб., корову или, как maximum - одну лошадь» [6, с. 295].
В этнографических записях Б.М. Каргиева говорится о том, что у осетин была традиция дарить верховых лошадей и даются их названия: фаты бах, мады бах, арвады бах и мадыарвады бах. Однако он, так же как и В.Б. Пфаф, не упоминает о коне амцеджы бах, предназначавшемся в дар аталыку [3, л. 5].
67
СибАК
www.sibac.info
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 11 (51), 2015 г
Из сообщения В.Б. Пфафа не совсем ясно кому конкретно преподносился - арвады бах (конь для брата). Брату невесты или брату ее отца. Прояснить этот вопрос нам помогают этнографические записи Б.М. Каргиева: «Хороший скакун был у Гагка С-ва который он отдал в качестве подарка арвады бах Темырза Т-ву когда сватал его сестру [3, л. 67]. Данное сообщение свидетельствует о том, что арвады бах преподносился в дар родному брату невесты.
Верховую лошадь могли подарить и зятю. Так, А.Г. Яновский сообщает: «Тесть или шурин, дарят молодому зятю оружие, или лошадь» [9, с. 22]. Лошадь, которую родственники невесты дарили своему зятю, называлась - сиахсы бах (букв. конь для зятя).
Широко распространенным обычаем у осетин было одаривание племянника жеребенком или лошадью верховой породы. Для этого подарка существовало специальное название - харафырты бах (букв. конь для сына сестры) [2, л. 35]. Дарителем этого подарка выступал родной брат матери. Бывали случаи, когда брат матери не одаривал племянника, и тогда юноша угонял у него скакуна. Общественное мнение в этом случае всегда было на стороне племянника.
В прошлом у осетин существовал обычай, согласно которому, давший имя новорожденному младенцу, должен был подарить ему лошадь или же на рубашку шелковой материи. Родители младенца, в свою очередь, давшему имя их ребенку, давали разные кушанья и напитки, которыми последний угощал своих соседей за здоровье новорожденного [5, с. 99].
Таким образом, в дарообмене у осетин верховая лошадь играла важную роль. Она была самым престижным и значимым движимым подарком. Тот факт, что в качестве наиболее престижного подарка выступал именно боевой верховой конь, свидетельствует о значительном влиянии военной культуры на традиционную культуру осетинского народа. Существование специальных названий для каждого даримого коня, свидетельствует о давности и устойчивости верховой лошади в качестве дара в осетинском быту.
Список литературы:
1. Багаев А.Б. Верховой конь в свадебном одаривании у осетин // Известия СОИГСИ. Вып. 16 (55) 2015. - С. 41-52.
2. Баракова Е.Е. Этнографический материал // Научный архив СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований Ф. 4. Оп. 1. Д. 39 а.
3. Каргиев Б.М. Осетинские обычаи до революции // Научный архив СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований. Ф. 4. Оп. 1. Д. 109.
68
Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 11 (51), 2015 г____________________
^ СибАК
www.sibac.info
4. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Т. I. М:.1886. -342 с.
5. Памятники народного творчества осетин. Владикавказ, 1925. - 115 с.
6. Пфаф В.Б. Народное право осетин // Сборник сведений о Кавказе. -Тифлис, - 1871. - Т. I. - 304 с.
7. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества. Учебное пособие/ МФТИ. М., 1998. - 192 с.
8. Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. - Т. IV. - Тифлис, 1970. - С. 2-30.
9. Яновский А. Осетия. Цхинвал: Ирыстон, 1993. - 26 с.
69