Научная статья на тему 'ВЕРХНИЙ ДЖУЛАТ/ТАТАРТУП - СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МЕГАПОЛИС ОСЕТИИ-АЛАНИИ'

ВЕРХНИЙ ДЖУЛАТ/ТАТАРТУП - СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МЕГАПОЛИС ОСЕТИИ-АЛАНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНИЙ ДЖУЛАТ / ТАТАРТУП / ЗМЕЙСКИЙ АЛАНСКИЙ КАТАКОМБНЫЙ МОГИЛЬНИК / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ОСЕТИИ-АЛАНИИ ЭПОХИ РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / UPPER DZHULAT / TATARTUP / ZMEYSKAYA ALANIC CATACOMB BURIAL GROUND / OSSETIA - ALANIA CULTURE MONUMENTS OF THE EPOCH OF HIGH MIDDLE AGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чшиев Владимир Таймуразович

В статье освещаются памятники культурного наследия средневекового аланского города Верхний Джулат / Татартуп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPPER DZHULAT / TATARTUP - MEDIEVAL METROPOLIS OF OSSETIA-ALANIA

The article highlights the cultural heritage of medieval Alanian town of Upper Dzhulat / Tatartup.

Текст научной работы на тему «ВЕРХНИЙ ДЖУЛАТ/ТАТАРТУП - СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МЕГАПОЛИС ОСЕТИИ-АЛАНИИ»

6

УГОЛОК ОТЧИЗНЫ

УДК 902/94 йО! 10.46698/т04 70-7087-0495-1

ВЕРХНИЙ ДЖУЛАТ/ТАТАРТУП -СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МЕГАПОЛИС ОСЕТИИ-АЛАНИИ

В.Т. Чшиев*

Аннотация. В статье освещаются памятники культурного наследия средневекового аланского города Верхний Джулат /Татартуп.

Ключевые слова: Верхний Джулат, Татартуп, Змейский аланский катакомбный могильник, памятники культуры Осетии-Алании эпохи развитого средневековья.

Одним из интересных районов РСО-А, где сосредоточены многочисленные уникальные памятники культурного наследия, является местность «^рджынар&г», или «Эльхотовские ворота». Местность примечательна тем, что здесь р. Терек, прорубив в древности толщи Кабардино-Сун-женского хребта, вырывается из горных теснин на простор Предкавказской равнины. Это короткое ущелье (длина ок. 8,5 км) является удобным маршрутом для древних и современных транскавказских коммуникаций и осваивается человеком уже с эпохи бронзы. Как писал известный археолог профессор Е.И. Крупнов, «занимая столь важное стратегическое положение во все времена, этот район не случайно стал одним из самых значительных культурных очагов края и по концентрации памятников от эпохи бронзы до позднего средневековья, и по их научно-исторической значимости» [7, с. 291].

У северного входа в эту короткую теснину находится обширное средневековое городище Верхний Джулат, или Татартуп (осет. Зылат и Т&т&ртуп), расположенное на левом берегу р. Терек между селением Эльхотово и станицей Змейской на речной террасе и восточных склонах Змейских гор, спускающихся в долину реки. В научной литературе городище известно с XVIII века (И.А. Гильденштедт). Исследовалось с 1958 г. (О.В. Милорадович и Е.И.Крупнов) и в 1960, 1962, 1977, 2003, 2014 гг. (В.А. Кузнецов). Отдельные сведения о памятнике приводятся в работах Г.А. Кокиева (1929), Л.П. Семенова (1947), Р.Ф.

Фидарова (2011), Н.М. Ардасенова риидшяпщ^»«™. (2014) и др. Известные в научной

литературе на сегодняшний день . г .- ''

архитектурные сооружения горо-' дища представлены Татартупским минаретом XIV века, тремя мечетями и четырьмя христианскими _ церквами {рис. 1-3) [5-7; 9-18]. Рис. 1. Вид на Татартупский минарет и «Эльхотовские ворота»

Этот средневековый город был

* Чшиев Владимир Таймуразович - к. и. н., старший научный сотрудник Центра скифо-аланских исследований ВНЦ РАН

(hacht@mail.ru).

крупным торговым и военно-стратегическим населенным пунктом, известным далеко за пределами собственно Алании XII—XIII вв. И это не было волей случая. Верхний Джулат/Татартуп, как отмечалось выше, не только расположен в географически очень перспективном месте, на трассе одного из транскавказских торгово-стратегических трактов, но и в богатом природными ресурсами, угодьями месте. Эта местность в прошлом также имела название «Урочище Татартуп» и второе наименование - Бекхан. Название «Бекхан», которое сохранилось в местной микротопонимии, происходит от контаминации двух восточных феодальных титулов «бек» и «хан», которые указывали на особую роль данной местности в феодальную эпоху, скорее всего при Золотой Орде, в ХIII-XV вв. Татартуп широко представлен в осетинском нартовском эпосе, фольклоре, традиционной религии осетин. На горе над Татартупом располагалось крупное и почитаемое святилище, на которое перешло название города. Татартупом клялись и осетины, и кабардинцы, и другие горцы Северного Кавказа. О военно-стратегическом положении Джулата/Та-

ТОМ 20

№ 3

ЧШИЕВ В Т. ВЕРХНИЙ ДЖУЛАТ/ТАТАРТУП - СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ....

7

тартупа свидетельствует тот факт, что еще в конце ХУ111 в. здесь находилось укрепление с гарнизоном русского командования. В эпоху средневековья через Татартуп проходил один из главных торговых путей, соединявший Восточный Кавказ с Западным и юг России с Закавказьем, который имел важное значение вплоть до ХУШ в., особенно при торговле осетин с русскими в Кизляре и Моздоке. Через «Эльхотовские ворота» и Джулат проходят пути в Дагестан, Азербайджан и Грузию, через три перевала - Крестовый (2 388 м), Мамисонский (2 852 м) и Рокский (2 922 м). Именно здесь пересекались древние дороги: около южного «устья» в Терек впадают реки Ардон, Урсдон, Дур-Дур, Камбилеевка и Архонка. С востока это место «защищено» отрогами горного хребта. Властители этой территории имели возможность контролировать пути, проходившие через их урочище в Закавказье, страны Ближнего Востока, Малой Азии, Восточной Европы. Поэтому они получали существенный доход от караванов, что стимулировало накопление материальных богатств и способствовало разрастанию этого города до размеров средневекового «мегаполиса».

О значении и величине города свидетельствуют не только средневековые письменные источники, но и данные материальной культуры, в частности материалы археологических раскопок О.В. Мило-радович, Е.И. Крупнова, В.А. Кузнецова. В 1958 г. на расстоянии около 250 м к югу от Татартупско-го минарета был заложен раскоп площадью 120 кв. м, открывший основание мечети, сложенной из квадратного в плане кирпича XIV века. В процессе исследования мечети был зафиксирован материал аланского времени эпохи Золотой Орды. Культурный слой городища, мощностью 1,5 м, насыщен красной золотоордынской керамикой и серой алан-ской, костями животных, обломками зернотерок и жерновов [9-11; 14]. Существенно, что в культурных слоях города были выявлены большие прослойки древесного угля, что является свидетельством пожара, датируемого XIV в. н. э. Многочисленные железные шлаки свидетельствовали о широком металлургическом производстве «черного металла». Также в культурном слое было обнаружено большое количество костей крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, яичной скорлупы, чешуя крупных рыб (осетр, сазан), зерна проса, кости птиц. Были выявлены и гончарные печи, с фрагментами керамики Х-Х11 вв. По мнению В.А. Кузнецова и О.В. Милорадович, «богатство и разнообразие погребального инвентаря Змейских катакомб и насыщенность культурного слоя на городище говорят за то, что тут был крупный аланский центр» [11, с. 112].

Добавим, что В.А. Кузнецов полагает, что ранние слои Джулата/Татартупа древнее Х-Х11 века и эпохи Золотой Орды. По мнению ученого, они могут датироваться 1У-У веками новой эры. «...Вполне можно констатировать наличие в «Эльхотовских воротах» древностей эпохи «великого переселения народов» [15, с. 20]. Исследователь некрополя

Рис. 2. «Минарет в 43 верстах от Владикавказа» (по Ф. Дюбуа де Монпере, 1840)

Верхнего Джулата/Татартупа - Змейского аланского катакомбного могильника Р.Ф. Фидаров также отмечает наличие в городе широкого домонгольского культурного пласта [25, с. 10-15]. Важно отметить, что В.А. Кузнецов отождествляет городище Верхний Джулат/Татартуп с известным по средневековым письменным источникам северокавказским городом Дедяков [15, с. 33]. В свою очередь Р.Ф. Фидаров аргументированно доказывает идентичность летописных городов Магас и Дедяков и их соответствие городищу Верхний Джулат/Татартуп [25, с. 17-21].

Говоря о Джулате/Татартупе, нельзя не упомянуть и некрополь этого средневекового мегаполиса - Змейский аланский катакомбный могильник. Памятник расположен у южной окраины ст. Змейской и тянется вплоть до склонов северной экспозиции Змейских гор. Известный уже с начала XX в. могильник научному исследованию был подвергнут впервые в 1953 и 1957 гг. [8, с. 51; 12, с. 62], а в конце XX - начале XXI вв. на памятнике были проведены широкомасштабные охранно-спасательные археологические работы экспедицией Института истории и археологии РСО-А (Н.И. Гиджрати, Р.Ф. Фидаров, Э.Ю. Шестопалова) и экспедицией Археологического общества «Кубань» (М.А. Бакушев). По итогам этих раскопок еще не исследованный до конца некрополь Джулата/Татартупа насчитывает уже более тысячи захоронений и свидетельствует о масштабных международных контактах жителей города. В катакомбах могильника наряду с типичны-

8

УГОЛОК ОТЧИЗНЫ

Рис. 3. План церкви № 2 и крипты (по В.А. Кузнецову, 2003)

ми аланскими артефактами многочисленны находки предметов, характерных для культуры Византии, Сасанидского Ирана, Киевской Руси, позднего этапа Хазарского каганата и в целом мусульманского Востока. Большой интерес представляет и коллекция оружия Змейского некрополя, в которой особо выделяются великолепные богато украшенные сабли (рис. 4-5). Отметим, что сабли, найденные в захоронениях некрополя Джулата / Татартупа, оказались аналогичны по типу такой легендарной европейской реликвии, как так называемая «сабля Карла Великого», хранящаяся в Венском художественно-историческом музее [2, с. 94].

Таким образом, материальная культура Верхнего Джулата/Татартупа, архитектурные сооружения, масштабы застройки, богатство и обширность сопутствующего ему некрополя свидетельствуют о том, что здесь, у северного входа в «Эльхотовские ворота» находился один из крупнейших, если не наиболее крупный, городской и культовый центр Восточной Алании, население которого составляли не только многочисленные рядовые жители, ремесленники и воины, но и представители высших кругов элиты средневековой Алании.

Рис. 4. Сабля из катакомб Змейского могильника (раскопки Е.И.Крупнова и В.А. Кузнецова, 1957 г.)

V Ч *

Рис. 5. Сабля из катакомб Змейского могильника (раскопки Р.Ф. Фидарова,1997 г.)

ЛИТЕРАТУРА

ЧШИЕВ В Т. ВЕРХНИЙ ДЖУЛАТ/ТАТАРТУП - СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ....

9

1. Бакушев М.А. Отчет о раскопках Змейского катакомбно-го могильника в 2014 году. - Ростов-на-Дону, 2016.

2. Горелик М.В. Парадные кабарские клинки // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. II: «Памятники исторической мысли». - М., 2001.

3. Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 17701773 гг. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. 512 с.

4. Гиджрати Н.И. Отчет Н. И. Гиджрати «О раскопках Змейского катакомбного могильника в Кировском р-не СО АССР в 1981 г.» - Орджоникидзе, 1981.

5. Кокиев Г.А. Некоторые исторические сведения о древних городищах Джулата и Татартупа // Зап. ГНИИ. Т. 2. -Ростов-на-Дону, 1929.

6. Крупнов Е.И. Христианский храм XII в. на городище Верхний Джулат // МИА. № 114. - М., 1963.

7. Крупнов Е.И. Еще раз о местонахождении города Дедяков. Славяне и Русь. - М.: Наука, 1969.

8. Куссаева С.С. Аланскийкатакомбный могильникXII-XII вв. у станицы Змейская (по раскопкам 1953 г.) // МАДИСО, Т. 1. -Орджоникидзе: СОНИИ, 1961.

9. Милорадович О.В. Исследования городища Верхний Джулат в 1960 г. // КСИА. Вып. 90. - М, 1962.

10. Милародович О.В. Средневековые мечети городища ВерхнийДжулат // МИА. № 114. - М., 1963;

11. Кузнецов В.А., Милорадович О.В. Археологические исследования в Северной Осетии в 1958 году // КСИА, вып. 84. - М., 1961.

12. Кузнецов В.А Змейский катакомбный могильник (по раскопкам 1957 г.) //МАДИСО, Т. 1. - Орджоникидзе: СОНИИ, 1961.

13. Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. - Владикавказ: ИР, 1995.

14. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. - Владикавказ: ИР, 2002.

15. Кузнецов В.А. Эльхотовские ворота в X-XV веках. - Владикавказ: ВНЦ РАН, ИГИСИ им. В.И. Абаева, 2003.

16. Кузнецов В.А. Верхний Джулат. К истории золотоордын-ских городов Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел КБИГИ РАН, 2014.

18. Семенов Л.П. Татартупский минарет. - Дзауджикау, 1947.

19. Шестопалова Э.Ю. Отчет Э. Ю. Шестопаловой «О раскопках Змейского катакомбного могильника в Кировском р-не СОАССР в 1991 г.». - Орджоникидзе, 1991.

20. Фидаров Р.Ф. Отчет Р. Ф. Фидарова «О раскопках Змейского катакомбного могильника в Кировском р-не СОАССР в 1982 г.». - Орджоникидзе, 1982.

21. Фидаров Р.Ф. Отчет Р. Ф. Фидарова «О раскопках Змейского катакомбного могильника в Кировском р-не СОАССР в 1994 г.». - Владикавказ, 1994.

22. Фидаров Р.Ф. Отчет Р. Ф. Фидарова «О раскопках Змей-ского катакомбного могильника в Кировском р-не СОАССР в 1998 г.». - Владикавказ, 1998.

23. Фидаров Р.Ф. Отчет Р. Ф. Фидарова «О раскопках Змейского катакомбного могильника в Кировском р-не СОАССР в 2003 г.». - Владикавказ, 2003.

24. Фидаров Р.Ф. Мусульманские погребения алан XIII-XIV вв. с могильников Верхнего Джулата //ИФА, № 4. - Владикавказ, 2004.

25. Фидаров Р.Ф. Верхний Джулат и государственная идеология средневековой Алании //ИФА. № 7. - Владикавказ, 2011.

26. Фредерик Дюбуа де Монпере. «Путешествие по Кавказу...». - Париж, 1840.

UPPER DZHULAT / TATARTUP - MEDIEVAL METROPOLIS OF OSSETIA-ALANIA

V. T. Chshiev

Ph., «Centre for Scytho-Alanic Studies» VSC RAS (hacht@mail.ru).

Abstract. The article highlights the cultural heritage of medieval Alanian town of Upper Dzhulat / Tatartup.

Key words: Upper Dzhulat, Tatartup, Zmeyskaya Alanic catacomb burial ground, Ossetia - Alania culture monuments of the

epoch of High Middle Ages.

REFERENCES

1. Bakushev M. A. Report on the excavations of the Snake catacomb burial ground in 2014. - Rostov-on-Don, 2016.

2. Gorelik M. V. Ceremonial Kabar blades // Materials for the study of the historical and cultural heritage of the North Caucasus. Issue II: "Monuments of historical thought", Moscow, 2001.

3. Goldenstedt I. A. Journey through the Caucasus in 1770-1773. -St. Petersburg: Petersburg Oriental Studies, 2002. - 512 p.

4. Gidzhrati N. I. Report Of N. I. Gidzhrati "on the excavation of the Snake catacomb burial ground in the Kirov district of soassr in 1981" - Ordzhonikidze, 1981.

5. Chochiev G. Some historical information about the ancient sites of Dzhulat and Atartup //Zap. GNII. T. 2. - Rostov-on-don, 1929.

6. Krupnov E. I. Christian temple of the XII century on the hillfort of Upper Julat/ /MIA. No. 114. - Moscow, 1963.

7. Krupnov E. I. Once again about the location of the city of Dedyakov. Slavs and Rus. Moscow: Nauka, 1969.

8. Kussayeva S. S. Alansky catacomb burial ground of the XII-XII centuries. at the village of Zmeiskaya (according to the excavations of 1953) / / MADISO, Vol. 1: SONII-Ordzhonikidze, 1961.

9. Miloradovich O. V. Research of the Upper Julat settlement in 1960 / /KSIA. Issue 90. - M., 1962.

10. Miloradovich O. V. Medieval mosque of the settlement of Upper Dzhulat// MIA. No. 114. - Moscow, 1963;

11. Kuznetsov V. A., Miloradovich O. V. Archaeological research in North Ossetia in 1958 / /KSIA, issue 84. - M., 1961.

12. Kuznetsov V.A. Zmeisky catacomb burial ground (according to the excavations of 1957) //MADISO, Vol. 1: SONII-Ordzhonikidze, 1961.

13. Kuznetsov V. A. Journey to ancient Iriston: IR-Vladikavkaz, 1995.

14. Kuznetsov V. A. Christianity in the North Caucasus before the XV

century: IR-Vladikavkaz, 2002.

15. Kuznetsov V. A. Elkhotovsky gate in the X - XV centuries. Vnts Russian Academy of Sciences, IGISI them. V. I. Abaev. -Vladikavkaz, 2003

16. Kuznetsov V. A. The Upper Dzhulat.To the history of the Golden Horde cities of the North Caucasus. - Nalchik: Publishing Department of KBIGI RAS, 2014.

18. Semenov L. P. Tatartupsky minaret. - Dzaudzhikau, 1947.

19. Shestopalova E. Y. E. Y. Shestopalov Report "On the excavations of the City of the catacomb burial in the Kirov district soassr in 1991"

- Ordzhonikidze, 1991.

20. Fedorov R. F. Report R. F. ha fidarova "Zmeyskaya On the excavations of the catacomb burial in the Kirov district soassr in 1982" - Ordzhonikidze, 1982.

21. Fedorov R. F. Report R. F. ha fidarova "Zmeyskaya On the excavations of the catacomb burial in the Kirov district soassr in 1994" - Vladikavkaz, 1994.

22. Fedorov R. F. Report R. F. ha fidarova "Zmeyskaya On the excavations of the catacomb burial in the Kirov district soassr in 1998" - Vladikavkaz, 1998.

23. Fedorov R. F. Report R. F. ha fidarova "Zmeyskaya On the excavations of the catacomb burial in the Kirov district soassr in 2003" - Vladikavkaz, 2003.

24. Fedorov R. F. Muslim burial Alan XIII - XIV centuries from the cemeteries of Upper Dzhulat //IFA, No. 4. - Vladikavkaz, 2004.

25. Fidarov R. F. VerkhnyjJulat and the state ideology of medieval Alania / / IFA. no. 7. - Vladikavkaz, 2011.

26. Frederic Dubois de Monperet. "Journey through the Caucasus..."

- Paris, 1840.

ТОМ 20

№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.