УДК 81’23
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ КОНЦЕПТА ‘ДЕВУШКА’ В ГЕНДЕРНОМ КОНТЕКСТЕ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
© Любовь Батырбековна КАБАЛОЕВА
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных языков для естественнонаучных факультетов, e-mail: [email protected]
Исследуется характер связей между вербализованным и невербализованным уровнями концепта ‘девушка’ в мужском и женском сознании представителей осетинской этнокультуры. Сделан вывод о том, что между вербализованным и невербализованным уровнями концепта ‘девушка’ существуют корреляционные зависимости, обусловленные гендерной принадлежностью носителя концепта.
Ключевые слова: концепт; категориальная структура; когнитивные классификаторы; гендерные различия; сенсорные эталоны
ВВЕДЕНИЕ
Целью исследования является выявление характера связей между вербализованным и невербализованным уровнями концепта ‘девушка’ в мужском и женском сознании представителей осетинской этнокультуры. При этом концепт ‘девушка’ в данной работе исследуется как «ситуативный» или «оперативный» (Н.Н. Болдырев) концепт. О различении «тематических» и «оперативных» концептов см.: [1].
Работа выполнена в контексте междисциплинарного подхода и акцентирования «политекстовых форм» существования содержаний этнокультурного сознания, которые (политекстовые формы) осуществляются посредством использования как вербальных, так и любых других «овнешнителей» этнокультурного сознания, представленных в т. ч. в визуальной форме, в качестве которых могут выступать, как отмечает Е.Ф. Тарасов, «... живописные полотна с символическими образами, скульптурные изображения.» [2, с. 12], а также «.различные графики и профили, представляющие результаты психосемантического эксперимента и т. п.» [2, с. 13].
Используемые в данной работе методы с привлечением невербальных «овнешнителей» содержания сознания дают возможность объективировать отношения между вербализованным и невербализованным уровнями национальной концептосферы с целью формирования более целостной и объективной кар-
тины функционирования этнокультурного сознания.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
В основу построения методики эксперимента заложена идея о том, что человек воспринимает и оценивает окружающий мир через систему своего субъективного опыта. Данная мысль давно освоена и связана с обсуждением таких понятий, как образ мира, картина мира, мировидение и т. д. Во всех этих случаях речь идет о восприятии субъектом действительности через сформировавшиеся в его опыте системы координат, в качестве которых выступают знаковые ряды разного уровня и характера.
К опосредствующим восприятие действительности знаковым рядам относятся также системы сенсорных координат ориентации человека в мире. В соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем гипотезой, в процессах онтогенетического развития происходит усвоение «сенсорных эталонов», которые формируются в практической деятельности людей в ходе их общественно-исторического развития [3, с. 336]. Будучи использованными как общественно выработанные «чувственные мерки» в процессах упорядочивания воспринимаемой субъектом информации об объективной действительности, сенсорные эталоны «соответствуют» социально сформированным системам чувственных качеств, таким как «общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фо-
нем родного языка или система геометрических форм» [3, с. 257].
Проблематика исследований сенсорных координат ориентации человека в мире определяется в т. ч. изучением их содержательных характеристик, определяющих функционирование сенсорных координат в пространствах субъективной семантики. В экспериментальных работах Е.Ю. Артемьевой на основе вербального шкалирования специально отобранных изображений геометрических форм было обнаружено существование «... комплексов представлений о содержательных свойствах геометрических форм.», которые актуализируются в сознании субъекта при решении различного рода перцептивных задач [4, с. 19]. По мнению данного автора, подобные устойчивые психические комплексы, хотя и соотносятся с представлениями о геометрических формах, зафиксированы в опыте «. не только и не столько в геометрических структурах» [4, с. 13], что обусловливает их потенциальную активность не только при восприятии и оценке геометрических форм, но и других объектов.
Для нас важно подчеркнуть существование в сознании субъекта психических структур, в которых фиксируются определенные отношения к системам чувственных качеств предметов, в т. ч. геометрическим формам, что позволило использовать в данной работе изображения геометрических форм в качестве, своего рода, оценочных шкал.
Важно также отметить, что, формируясь в процессах общественно-исторического развития этнокультурных общностей, сенсорные эталоны (системы чувственных качеств предметов) приобретают статус «культурных предметов», в процессах распредмечивания которых происходит передача этнокультурного опыта. Так, Е.Ф. Тарасов отмечает, что рассмотрение звуков родного языка в качестве культурного предмета дает возможность объяснить «. трансляцию речевых умений и навыков от родителей к их детям» [5, с. 50].
При этом одним из факторов, отличающих одну культуру от другой, являются принятые в данных этнокультурных общностях различающиеся между собой содержания мужских и женских социокультурных ролей, результатом освоения которых в процессах онтогенетического развития является формирование гендерных концептосфер. Осо-
бенности содержания мужских и женских социокультурных ролей определяются рядом факторов, в т. ч. традиционно определяемыми в данных этнокультурных общностях в качестве ведущих для мужчин и в качестве ведущих для женщин видами деятельности, а также особенностями культурной среды в целом и различиями сенсорной сферы мужчин и женщин (в литературе имеются данные, свидетельствующие о гендерных различиях сенсорной сферы человека, см.: [6]).
Таким образом, есть основание полагать, что формируемые в процессах культурноисторического развития сенсорные эталоны, в т. ч. представления о системах чувственных качеств геометрических форм, обладают гендерными различиями, которые обусловлены как биологическими, так и социокультурными факторами.
На основании вышеизложенного была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой содержание и категориальная структура концепта ‘девушка’ в сознании представителей осетинской этнокультуры имеет свои особенности в зависимости от гендерной принадлежности носителя концепта, что находит свое выражение как при описании концепта и его моделировании с использованием средств естественного языка, так и при описании концепта посредством языка геометрических форм.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в аудиторных условиях в смешанных группах. В качестве испытуемых выступили студенты вузов г. Владикавказа в возрасте 17-23 года, национальность - осетины, в количестве 194 человек, с языком общения русским. Из них 80 испытуемых представители мужского пола (группа 1), 114 испытуемых представители женского пола (группа 2). В качестве экспериментального материала были использованы 8 изображений геометрических форм (произвольных трансформаций круга), применяемые в опытах Е.Ю. Артемьевой [2] (рис. 1).
Испытуемым была предложена следующая инструкция: «1) впишите в анкету любое слово или слова, которые возникают в Вашем сознании при чтении указанного в анкете слова «девушка»; 2) рассмотрите предъявленные в анкете изображения и отметьте лю-
бым, удобным для Вас способом то, которое, на Ваш взгляд, соотносится с указанным в анкете словом; 3) укажите возраст, национальность и язык общения».
Рис. 1. Изображения геометрических форм, используемые в качестве экспериментального материала
При выявлении вербальных реакций на стимульное слово «девушка» использовалась методика свободного ассоциативного эксперимента, количество реакций не ограничивалось. Методика выявления предпочитаемых изображений геометрических форм в качестве визуального ассоциата к стимульному слову «девушка» определяется в данной работе как направленный сенсорно-визуальный ассоциативный эксперимент по следующим основаниям: 1) направленный, т. к. количество возможных выборов ограничено объемом экспериментального материала (8 изображений); 2) сенсорно-визуальный, т. к. заложенная в предлагаемых изображениях информация о геометрических формах представлена в невербальной, наглядной (визуальной) форме. При этом предполагается, что используемые в работе изображения, благодаря заложенной в них информации о геометрических формах, активизируют в сознании социально сформированные сенсорные эталоны (системы чувственных качеств геометрических форм), а также эмоционально-оценочные отношения к ним, что определяет решение испытуемых по выбору изображения в качестве визуального ассоциата к стимульному слову.
Гипотеза исследования определила постановку следующих задач: 1) на основе анализа полученного экспериментального вербального материала построить модель категориальной структуры (иерархию когнитивных классификаторов) концепта ‘девушка’ в сознании испытуемых двух экспериментальных групп; 2) выяснить зависимость характера выбора изображений геометрических форм в качестве визуального ассоциата к номинирующему исследуемый концепт сти-
мульному слову «девушка» от пола испытуемых; 3) соотнести в каждой экспериментальной группе результаты анализа выборов изображений геометрических форм с категориальной структурой исследуемого концепта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Из 194 анкет не соответствовали требованиям заполнения 4 анкеты. Всего было обработано 190 анкет. В результате было зафиксировано 248 вербальных и 190 сенсорных ассоциатов.
На первом этапе обработки экспериментальных данных в результате поэтапного обобщения по методике И.А. Стернина [7] выявленных вербальных ассоциатов была определена категориальная структура (иерархия когнитивных классификаторов) концепта ‘девушка’ в сознании испытуемых двух экспериментальных групп. Результаты представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, в экспериментальных группах не совпадают ядерные когнитивные классификаторы. В группе испытуемых мужского пола наиболее актуальным, т. е. обобщающим наибольшую долю полученных вербальных ассоциатов, является когнитивный классификатор «Психические и психосоциальные характеристики». В группе испытуемых женского пола наибольшая доля полученных вербальных ассоциатов обобщена в ядерный когнитивный классификатор «Внешние характеристики».
Таблица 1 Категориальная структура концепта «девушка» в сознании испытуемых 1-й и 2-й экспериментальных групп
Когнитивные классификаторы
Группа 1 (испытуемые мужского пола) Группа 2 (испытуемые женского пола)
Психические и психосоциальные характеристики (48,8 %) Внешние характеристики (58 %)
Внешние характеристики (36,1 %) Психические и психосоциальные характеристики (38,3 %)
Формальные характеристики (15,1 %) Формальные характеристики (3,7 %)
Примечание. В скобках указаны объемы когнитивных классификаторов (количество обобщенных вербальных ассоциатов).
При этом в группе испытуемых женского пола выявлена более высокая по сравнению с группой испытуемых мужского пола дисперсия (степень рассеяния) выявленных когнитивных классификационных признаков, что хорошо видно при сравнении величин разрыва между структурными составляющими иерархии когнитивных классификаторов исследуемого концепта в двух экспериментальных группах. Разрыв между ядром и ближней периферией в группе 2 (испытуемых женского пола) составляет 19,7 против 12,7 единиц в группе 1 (испытуемых мужского пола). Разрыв между дальней и ближней периферией в группе 2 составляет 34,6 против 21 единицы в группе 1.
При этом более равномерное распределение, т. е. более низкая степень разброса когнитивных классификационных признаков в группе испытуемых мужского пола обусловлено большей долей классификатора «Формальные характеристики», превышающего более чем в 4 раза объем того же классификатора в группе испытуемых женского пола. В когнитивный классификатор «Формальные характеристики» вошли вербальные ассоциа-ты, которые не являются констатирующими какие-то определенные характеристики внешности или психического склада образа девушки, а имеют формальный, неоценочный характер, например: обычная девушка, знакомая девушка, моя бывшая девушка и т. д.
На основании результатов анализа вербального экспериментального материала были сделаны выводы о том, что концепт ‘девушка’ в сознании испытуемых женского пола имеет более четкую, характеризующуюся более ярко выраженным ядром (58 %) категориальную структуру, чем тот же концепт в сознании испытуемых мужского пола с объемом ядра 48,8 %, что дает право утверждать, что испытуемые женского пола имеют более согласованные и отчетливые представления о девушке, оценивая данный образ в основном по такому классификационному признаку, как «Внешние характеристики», в то время как испытуемые мужского пола не столь категоричны в своих суждениях и часть вербальных реакций у них приобретает неоценочный, формальный характер, обобщаясь классификатором «Формальные характеристики», что обусловливает более размытую категориальную структуру кон-
цепта «девушка» в группе испытуемых мужского пола и свидетельствует тем самым о менее четких представлениях об образе девушки в данной группе испытуемых.
На втором этапе обработки полученных экспериментальных данных в каждой экспериментальной группе были выявлены наиболее актуальные, предпочитаемые в качестве визуального ассоциата к стимульному слову «девушка» геометрические формы, входящие в ядро, а также геометрические формы, составляющие периферию полученного распределения выборов изображений геометрических форм. Границы между ядром и периферией определялись по величине разрыва между ближайшими значениями чисел выборов изображений. Результаты представлены графически (рис. 2, 3).
Построенные графики свидетельствуют о разном характере выборов изображений геометрических форм в качестве визуального ассоциата к стимульному слову «девушка» в зависимости от пола испытуемых.
В ядро распределения выборов геометрических изображений в группе испытуемых мужского пола (рис. 2) входят изображения № 1, 2/8, 3, что составляет 75,8 % всех сделанных выборов в данной группе. Остальные фигуры составляют ближнюю (№ 5, 7 -16,6 %) и дальнюю (№ 4, 6 - 7,6 %) периферию полученного распределения.
В группе испытуемых женского пола (рис. 3) геометрическое изображение № 1, занимая 30,4 % всех выборов, осуществленных в данной группе, составляет ядро рассматриваемого распределения, в то время как остальные изображения относятся к его ближней (№ 2, 3 - 28,6 %), дальней (№ 5/7, 6 -
28,5 %) и крайней (№ 4, 8 - 12,5 %) периферии.
Анализ распределений выборов в двух экспериментальных группах показал, что как среди мужчин, так и среди женщин имеют место существенные различия по числу выборов конкретных геометрических форм, что подтверждается коэффициентом вариаций (V): среди мужчин V = 54,67 %, среди женщин V = 59,22 %. В статистике совокупность, коэффициент вариаций которой превышает 33 %, считается неоднородной [8, с. 220], что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о неслучайном характере выборов изображений геометрических форм в обеих экспериментальных группах.
Рис. 2. Распределение выборов геометрических форм среди мужчин
Рис. 3. Распределение выборов геометрических форм среди женщин
Таким образом, было установлено, что характер и количество выборов изображений геометрических форм в качестве визуального ассоциата к номинирующему исследуемый концепт стимульному слову «девушка» зависят от гендерной принадлежности испытуемых.
При этом в группе женщин распределение выборов геометрических изображений менее равномерно, чем в группе мужчин, что подтверждается более высоким значением показателя дисперсии ряда распределения выборов геометрических изображений в группе испытуемых женского пола - 68,7, чем в группе испытуемых мужского пола - 26,2.
Напомним, что выше уже было отмечено более равномерное распределение, т. е. более низкая степень «рассеяния» когнитивных классификационных признаков в группе испытуемых мужского пола, чем в группе испытуемых женского пола.
Таким образом, можно констатировать однонаправленность распределения вербальных реакций и распределения выборов изображений геометрических форм по признаку дисперсности внутри экспериментальных групп, что выражается в более низкой дисперсии, т. е. в менее рассеянном распределении как вербальных, так и невербальных (визуальных) реакций на стимульное слово в группе испытуемых мужского пола и в более высоком уровне дисперсии, т. е. в более высокой степени рассеяния в группе испытуемых женского пола. Данные факты могут свидетельствовать о существовании некой единой основы реакций испытуемых, проявляющейся независимо от того, какая категориальная система (вербальный язык или язык геометрических форм) ими выбрана при описании образа «девушки». Сделанный вывод согласуется с результатами исследований нейрофизиологов, выявивших нейроны, которые специализированы, как формулируют Ю.И. Александров и Н.Л. Александрова, «относительно самых разнообразных элементов опыта», в т. ч. «актов использования определенных слов или идей у людей» [9, с. 16]. При этом данные авторы отмечают, что существование специализированных и отобранных в процессе научения групп нейронов «по-видимому, означает возможность сформировать не определенный акт, а определенный класс актов» [9, с. 6]. В рамках по-
добных «классов актов», имеющих общую нейрофизиологическую основу, следует, вероятно, рассматривать наблюдаемую в экспериментальных группах степень разброса выявленных признаков исследуемого концепта, которая является независимо от средств описания (натуральный язык или язык геометрических изображений) более высокой, т. е. характеризующейся более рассеянным распределением выявленных признаков в группе испытуемых женского пола и менее высокой, т. е. отличающейся большей «скученностью» выявленных признаков в группе испытуемых мужского пола. Можно утверждать, что различия в реакциях испытуемых наблюдаются в зависимости от половой принадлежности как на вербализованном, так и на невербализованном уровнях.
На третьем этапе обработки экспериментальных данных были построены профили испытуемых обеих экспериментальных групп с учетом характера и количества актуализированных вербальных реакций, обобщенных в когнитивные классификаторы, а также с учетом предпочитаемых изображений геометрических форм в качестве визуального ассоциата к стимульному слову «девушка» (табл. 2).
Таким образом, по каждому геометрическому изображению в каждой группе были вычислены приходящиеся на него доли когнитивных классификаторов (количество и характер обобщенных вербальных ассоциа-тов), что дало возможность определить тесную связь в каждой экспериментальной группе между характером выбора геометрических форм и характером актуализированных вербальных ассоциатов.
Так, например, испытуемые женского пола, выбравшие в качестве визуального ас-социата к стимульному слову «девушка» изображение № 2 актуализировали 82,6 % вербальных ассоциатов, обобщенных в когнитивный классификатор «Внешние характеристики» и 17,4 % вербальных ассоциатов, обобщенных в когнитивный классификатор «Психические и психосоциальные характеристики». Следовательно, изображение № 2 в данной подгруппе испытуемых наиболее тесно коррелирует с классификатором «Внешние характеристики» и, таким образом, определяет сенсорный профиль тех испытуемых женского пола, которые актуали-
зировали вербальные ассоциаты, представляющие собой описание внешних характеристик образа девушки. В свою очередь, испытуемые мужского пола, выбравшие в качестве сенсорного ассоциата изображение № 4, актуализировали 66,7 % вербальных ассо-циатов, обобщенных в когнитивный классификатор «Психические и психосоциальные характеристики», 16,7 % вербальных ассо-циатов, обобщенных в когнитивный классификатор «Формальные характеристики», и
16,6 % вербальных ассоциатов, обобщенных в когнитивный классификатор «Внешние характеристики», это означает, что изображение № 4 наиболее тесно коррелирует с когнитивным классификатором «Психические и психосоциальные характеристики», а следовательно, определяет сенсорный профиль испытуемых мужского пола, актуализировавших вербальные ассоциаты, представляющие собой описание психических и психосоциальных характеристик образа девушки.
Как видно из табл. 2, выявленные сенсорные профили различаются по своему составу в зависимости от гендерной принадлежности испытуемых и от характера когнитивного классификатора, с которым они коррелируют: в группе 1 (мужчины) сенсорный профиль испытуемых, актуализировавших вербальные ассоциаты, обобщенные ядерным в данной группе когнитивным классификатором «Психические и психосоциальные характеристики», представлен изображениями № 3, 4, 5, 6 (ряды геометрических изображений ранжированы по степени убывания приходящейся на них доли когнитивного классификатора). Сенсорный профиль того же когнитивного классификатора в группе женщин, где он является неядерным классификатором, представлен изображениями № 3, 8.
В группе 2 (женщины) сенсорный профиль испытуемых, актуализировавших вербальные ассоциаты, обобщенные ядерным в данной группе когнитивным классификатором «Внешние характеристики», представлен изображениями № 1, 2, 5, 6. В то время как сенсорный профиль того же самого когнитивного классификатора в группе мужчин, где он является неядерным классификатором, представлен изображением № 8.
Таким образом, одинаковые когнитивные классификаторы, структурирующие ка-
тегориальную структуру концептов в разных экспериментальных группах, имеют разные сенсорные профили, что позволяет сделать вывод о том, что испытуемые двух экспериментальных групп, описывая образ «девушки» вербальными средствами, входящими в одну и ту же категорию (классификатор), тем не менее, по-разному оценивают данный образ на невербализованном уровне. При этом несовпадение по содержанию в двух экспериментальных группах ядерных когнитивных классификаторов свидетельствует о том, что концептуализация знаний о референте слова «девушка» протекает по-разному в зависимости от гендерной принадлежности носителей концепта: в сознании испытуемых мужского пола - преимущественно с акцентированием внимания на психических и психосоциальных характеристиках, в то время как испытуемые женского пола в основном акцентируют внимание на внешних характеристиках образа девушки.
Обращает на себя внимание также тот факт, что в группе испытуемых женского пола наблюдается большая согласованность между вербализованным и невербализован-ным уровнями сознания при оценке образа девушки. Так, наиболее частотные для данной группы испытуемых изображения, входящие в ядро и ближнюю периферию распределения выборов геометрических изображений № 1, 2, что составляет 46,5 % всех осуществленных в данной группе выборов, коррелируют с ядерным, т. е. характеризующимся наибольшим объемом (количеством обобщенных вербальных реакций) в данной группе когнитивным классификатором «Внешние характеристики». Другими словами, испытуемые женского пола, актуализировавшие наиболее частотные вербальные ассоциаты, вошедшие в ядерный когнитивный классификатор «Внешние характеристики», выбирали также при оценке образа девушки на невербализованном уровне наиболее частотные изображения, входящие в ядро и ближнюю периферию распределения выборов геометрических изображений по данной группе. В то же время в группе испытуемых мужского пола только одно геометрическое изображение № 3 (16,7 % всех выборов), входящее в ядро распределений выбранных испытуемых геометрических изображений, коррелирует с ядерным в данной
Таблица 2
Распределение когнитивных классификаторов (количество обобщенных вербальных ассоциатов, %) и геометрических фигур
Группа 1 (испытуемые мужского пола) № фигуры Группа 2 (испытуемые женского пола)
Когнитивные классификаторы Когнитивные классификаторы
Внешние характеристики Психические и психосоциальные характеристики Формальные характеристики Внешние характеристики Психические и психосоциальные характеристики Формальные характеристики
45,4 41 13,6 1 67,3 30,7 2
25 42 33 2 82,6 17,4 -
33,2 60,2 6,6 3 40 55 5
16,6 66,7 16,7 4 50 40 10
25 62,5 12,5 5 64,2 28,7 7,1
28,6 57,1 14,3 6 53,3 46,7 -
37,5 50 12,5 7 47,1 47 5,9
55,5 33,4 11,1 8 30,7 69,3 -
Примечание. Жирным шрифтом выделены объемы когнитивных классификаторов, обобщающие более 50 % вербальных реакций.
группе когнитивным классификатором «Психические и психосоциальные характеристики», что свидетельствует о меньшей согласованности в группе испытуемых мужского пола между вербализованным и невер-бализованным уровнями сознания при оценке образа «девушки».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного эксперимента была подтверждена выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что содержание и категориальная структура концепта ‘девушка’ в сознании представителей осетинской этно-культуры имеет свои особенности в зависимости от гендерной принадлежности носителя концепта, что находит свое выражение как на вербализованном, так и невербализован-ном уровнях.
При этом был обнаружен разный характер корреляций между вербальными и невербальными способами объективации содержания концепта ‘девушка’ в мужском и женском сознании представителей осетинской этнокультуры. Корреляционные связи между вербализованным и невербализованным уровнями концепта характеризуются тем, что в зависимости от гендерной принадлежности одни геометрические формы соотносятся с вербальными номинаторами концепта ‘девушка’, обобщенными в когнитивный классификатор «Внешние характеристики», другие выявляют более тесные связи с вербаль-
ными номинаторами концепта ‘девушка’, обобщенными в когнитивный классификатор «Психические и психосоциальные характеристики».
Таким образом, результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что представления испытуемых о системах чувственных качеств геометрических форм (сенсорных эталонах) являются неодинаковыми по своему содержанию и смыслу в зависимости от гендерной принадлежности и по-разному используются ими при оценке фрагмента реальности, стоящего за словом-стимулом «девушка». Одни геометрические формы более активны при акцентуации внимания испытуемых на внешних характеристиках, другие более активны, т. е. коррелируют с вербальным описанием психических и психосоциальных характеристик образа девушки.
Результаты экспериментального исследования свидетельствуют также о том, что формирование структурных и содержательных характеристик концепта ‘девушка’, другими словами, реализация процессов концептуализации знаний о референте слова «девушка» в сознании представителей осетинской этнокультуры является гендерно обусловленной, и представители осетинской эт-нокультуры в зависимости от гендерной принадлежности ориентируются в процессах формирования концепта ‘девушка’ на различающиеся между собой знания о рассматриваемом фрагменте реальности, что находит
выражение при объективации содержания и структуры исследуемого концепта как посредством вербальных, так и невербальных средств.
Исследование концепта ‘девушка’ с привлечением невербальных «овнешнителей» содержаний сознания позволило объективировать характер связей между его коммуникативно-релевантным (вербализованным) и невербализованным уровнями. Было обнаружено, что в зависимости от гендерной принадлежности носителя концепта актуализация вербальных ассоциатов с определенной семантикой соотносится с активизацией определенных структур чувственно-образной сферы испытуемого, в качестве внешних проекций которой в данной работе выступили изображения геометрических форм.
Применяемая в работе методика исследования содержания концептов с использованием вербальных и невербальных «овнеш-нителей» может рассматриваться как один из возможных способов выявления и описания характера связей между вербализованным и невербализованным уровнями национальной концептосферы, что, в свою очередь, может способствовать продвижению по пути создания единого языка описания концептов, которые, ввиду многоплановости содержания и наличия разных способов выражения, являются объектами исследования ряда научных дисциплин.
1. Болдырев Н.Н. Дифференциация концептов в контексте разных познавательных процессов // Язык и речь в междисциплинарном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 12-13 мая 2011 г. СПб., 2011. С. 10-13.
2. Тарасов Е.Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопросы психолингвистики. 2012. № 1.
3. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]. М., 1983.
4. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 2007.
5. Тарасов Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры // Язык как средство трансляции культуры. М., 2000.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2007.
7. Стернин И.А. Психолингвистика и концепто-логия // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. С. 33-40.
8. Общая теория статистики / под ред. М.Г. Назарова. М., 2010.
9. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 1.
Поступила в редакцию 5.12.2012 г.
UDC 81 ’23
VERBAL AND NON-VERBAL COORDINATES OF CONCEPT ‘GIRL’ IN GENDER CONTEXT: EXPERIMENTAL STUDY
Lyubov Batirbekovna KABALOYEVA, North-Ossetia State University named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of Foreign Languages Department for Natural Science Faculties, e-mail: [email protected]
The nature of the dependencies of verbal and non-verbal levels of the concept ‘girl’ in masculine and feminine consciousness relevant to the representatives of the Ossetia ethno-culture is studied. It has been concluded that there are correlations between verbal and non-verbal levels of the concept ‘girl’ depending on the gender of the concept bearer.
Key words: concept; categorial structure; cognitive classifiers; gender differences; sensory standards.