УДК 33 Юсупов И.А., Ахмадиева А. Ф.
Юсупов И.А.
магистр
Башкирский государственный аграрный университет
(г. Уфа, Россия)
Ахмадиева А.Ф.
к.э.н. доцент
Башкирский государственный аграрный университет
(г. Уфа, Россия)
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Аннотация: в настоящее время вербальная и невербальная коммуникация считаются ключевыми факторами эффективного общения в бизнес-среде. Без этих навыков невозможно достичь успешных деловых результатов и эффективно вести переговоры. В статье рассмотрены вербальные и невербальные аспекты деловых коммуникаций.
Ключевые слова: вербальные, невербальные, аспекты, деловые коммуникации, ключевые факторы.
Коммуникация — это процесс обмена информацией между участниками для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Он осуществляется через разнообразные каналы связи и при помощи разнообразных методов передачи информации. Формы этого процесса могут варьироваться в зависимости от количества участников, их целей, выбранных для связи средств, стратегий и прочего.
В рамках обмена информацией можно выделить четыре ключевых компонента: человек, отправляющий сообщение (коммуникатор), само
сообщение, канал передачи и человек, который принимает сообщение (реципиент).
В конце 1940-х годов американский математик и инженер Клод Шеннон создал собственную модель коммуникации по заказу Bell Telephone Laboratories. Основная цель этой модели заключалась в уменьшении помех и оптимизации процесса передачи информации. Модель Шеннона включает в себя пять функциональных элементов и один нефункциональный, касающийся возможных препятствий в коммуникации. К функциональным элементам относятся (Рисунок 1):
Рисунок 1. Модель Шеннона-Уивера.
Часто встречается ситуация, когда участники диалога не осознают, что сообщения, отправленные и принятые ими, могут не совпадать, что приводит к затруднениям в общении. Эта проблематика заложена в основу так называемой «модели Шеннона-Уивера» и получила дальнейшее развитие в работах Мэлвина де Флюэра.
Де Флюэр подчеркивает, что в процессе коммуникации «значение» превращается в «сообщение», и описывает, как отправителем создается «сообщение», которое затем преобразуется в «информацию» и передается по каналу. При этом получатель декодирует «информацию», восстанавливая из нее «сообщение», которое затем вновь трансформируется в «значение» на стороне получателя. Когда первоначальное и конечное значения совпадают,
коммуникация считается успешной. Однако, согласно Де Флюэру, полное совпадение значений — это крайне редкое явление.
Специфика деловых коммуникаций обусловлена тем, что они возникают на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанных с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны деловых коммуникаций выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.
Особенности деловых коммуникаций заключаются в том, что:
- партнер деловых коммуникаций всегда выступает как личность, значимая для субъекта,
- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах
дела,
- основная задача деловых коммуникаций — продуктивное сотрудничество.
К вербальным средствам коммуникации относится человеческая речь. В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т. д.) возникают разнообразные речевые тексты.
Вербальная коммуникация формируется посредством таких параметров,
как:
1. Ясность - выразительность мысли, грамотное использование языка.
2. Понятность и доступность - язык должен быть удобен для общения и не обременять лишней информацией, не имеющей в данном контексте прямого отношения.
3. Достоверность - вербальная коммуникация в бизнесе должна быть четкой и последовательной, не допускать ложной информации, опечаток и других ошибок.
4. Адекватность - способность выражать свои мысли по отношению к данному контексту.
На первый взгляд может показаться, что невербальные элементы общения не так значимы, как словесное взаимодействие. Однако это заблуждение. Исследования ученых показывают, что передача информации через вербальные средства (то есть слова) составляет всего 7%, а через звуковые средства (включая тембр и интонацию голоса) — 38%. В то же время, невербальные средства занимают ведущую роль, передавая до 55% информации.
Невербальная коммуникация охватывает множество элементов, таких как жесты, мимика, интонация и тембр голоса, а также различные движения тела. Эти компоненты способны значительно усилить вербальное общение и дополнить его дополнительными смыслами. В профессиональной среде невербальное общение обладает своими специфическими особенностями:
1. Мимика - эмоциональная экспрессия в лицевой мускулатуре, которая может сопровождать словесную коммуникацию. Например, улыбка может привести к более расслабленной и продуктивной обстановке.
2. Жесты - это движение телом, руками, другими частями тела, которые могут коммуницировать различные значения и намерения. Например, пожатие руки может обозначать дружелюбие и уверенность в деловых отношениях.
3. Интонация и тон голоса - это тональные оттенки, в которых произносятся слова, которые могут указывать на эмоциональное состояние или отношение к сказанному.
Следует отметить, что невербальное поведение личности:
- Создает образ партнера по общению,
- Выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения,
- Является индикатором актуальных психических состояний личности,
- Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного,
- Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися,
- Выступает в качестве показателя статусно - ролевых отношений.
Для эффективного делового общения необходим ряд умений, таких как быстрая и правильная ориентация в условиях общения, правильное планирование своей речи и ее содержания, нахождение правильного способа передачи информации слушающему, а также умение обеспечить обратную связь.
Основными функциями вербальной и невербальной коммуникации являются:
1. Привлечение внимания к себе и своей информации
2. Установление связи и создание доверия между партнерами и коллегами.
3. Передача информации и идей.
4. Убеждение и влияние на поведение и решения партнера.
Важно учитывать, что эффективное коммуникативное взаимодействие в бизнес - среде зависит от сочетания вербальной и невербальной коммуникации. Как правило, использование только вербальной коммуникации может быть недостаточным, и влияние на партнера может оказаться менее значимым, в то
время как умелое сочетание вербальной и невербальной составляющей в общении делает речь более убедительной и располагающей к контакту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. — СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. — С. 8;
2. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. — СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. — С. 5-9.3. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 113—114;
3. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — С. 10-16;
4. Baxter, L.A. (2004). Relationships as dialogues. Personal Relationships, 11, 122;
5. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. — С. 10-88
Yusupov I.A., Akhmadieva A.F.
Yusupov I.A.
Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)
Akhmadieva A.F.
Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)
VERBAL AND NON-VERBAL ASPECTS BUSINESS COMMUNICATIONS
Abstract: currently, verbal and non-verbal communication are considered key factors of effective communication in the business environment. Without these skills, it is impossible to achieve successful business results and negotiate effectively. The article discusses the verbal and non-verbal aspects of business communications.
Keywords: verbal, non-verbal, aspects, business communications, key factors.