Научная статья на тему 'Вербальная агрессия в современном обществе и ее последствия'

Вербальная агрессия в современном обществе и ее последствия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
586
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / VERBAL AGGRESSION / ИНГЕРЕНТНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ / АДГЕРЕНТНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ / ОСКОРБЛЕНИЕ / INSULT / INGERENT FORMS OF AGGRESSION / ADGERENT FORMS OF AGGRESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкасова Марина Николаевна

В статье рассматривается феномен агрессия с точки зрения речевой деятельности, анализируются формы проявления речевой агрессии и последствия с лингвоюридической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbal Aggression in Modern Society and its Consequences

Phenomenon of aggression from the point of view of speech activity is discussed, the forms of verbal aggression and consequences of such behaviour from lingvojuridical point of view.

Текст научной работы на тему «Вербальная агрессия в современном обществе и ее последствия»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

ББК 88+06

ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

М.Н. Черкасова

В настоящее время существует множество теоретико-методологических подходов исследования и классификации агрессии в различных областях познания. Мы предлагаем анализ вербальной агрессии в современном обществе на примере медиа-текстов. Социальная жизнь, основной компонентой которой является человек, наиболее полно представлена в СМИ, которые транслируют и тиражируют представление о жизни общества. Справедливо мнение Т.Г. Добросклонской, что "механизм функционирования СМИ предполагает не только и даже не столько отражение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного идеологического фона" [1].

Изучение феномена агрессии традиционно для психологической науки. З. Фрейд, основоположник психоаналитической концепции агрессии или теории влечений, первым начал изучать человеческую агрессию в рамках научного познания [2]. В книге А.Н. Баса [3] содержится первый обзор новейших психологических исследований человеческой агрессии и агрессия определяется как "причинение вреда другому человеку", причем такой компонент действия, как "намерение", не учитывается. Л. Берковиц также под агрессией понимает "любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб" [4]. Таким образом, общепринятое мнение в сфере психологии таково, что агрессия - это поведение, причиняющее ущерб, вред [5].

Черкасова Марина Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), 344048, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: chercasovamn-rostov@rambler.ru, т. 8(863)2726485.

Ю.В. Щербинина рассматривает вербальную агрессию как социально-психологическое явление, учитывая психолингвистический подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), согласно которому "сущность речевой агрессии... в особом преобразовании внешних процессов (различных реакций человека на негативные эмоциональные раздражители) во внутренние процессы, связанные с речемыслительной деятельностью, поскольку важнейшей формой выражения эмоций у человека является речь" [6].

Изучение вербальной агрессии только начинается. В этом отношении комплексный подход к анализу речевой деятельности, включающий результаты исследования в различных гуманитарных областях, на наш взгляд, необходимое условие для выявления агрессивной составляющей речевого произведения.

Следует отметить, что изучение текстов СМИ, их составляющих и характеризующих черт приобретает в этой связи все большую актуальность. Поскольку вербальная агрессия часто есть проявление психоэмоционального состояния человека, то рассмотрение данного эмоционального речевого компонента, связанного с оценкой, мы и попытались проследить на "модели национального языка", которой и являются тексты СМИ. Справедливо замечание Г.Я. Солганика, что "отмена цензуры, идеологических табу, строгих стилевых установок привела к раскрепощению традиционно-нормированного газетного языка" [7]. И.П. Лысакова также подчеркивает, что "газеты словно стряхнули с себя оцепенение и начали соревноваться в дерзости

Cherkasova Marina - Ph.D. of philology, associate professor of the Foreign Languages Department in the Rostov State Transport University; 2 Rostovskogo Strelkovogo Polka Narod-nogo Opolcheniya Square, Rostov-on-Don, 344048, e-mail: chercasovamn-rostov@rambler.ru, ph. +7(863)2726485.

номинаций" [8, с. 42], а само "разностилье отражает экспрессию психологического состояния общества" [8, с. 43]. В этом отношении материал, предлагаемый современными печатными СМИ, дает возможность изучить агрессивную компоненту и способы ее проявления не только в обществе, но и в языке.

Ключевой элемент анализируемого понятия "агрессия", имеет неоднозначную трактовку в общеупотребительном русском языке. Первоначально лексикографическая фиксация слова "агрессия" включала в себя такие элементы, как "наступление", "нападение, агрессивное отношение к чему-либо" [9]. В первой половине XX в. у "агрессии", кроме значения "вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью политического или экономического подчинения ..." , появляется идеологическая компонента: "агрессия - оружие воинствующего империализма" [10]. Со второй половины XX столетия у слова фиксируется новое значение: "активно враждебное поведение одного человека по отношению к другим" [11]. Однако лексикографический анализ (словари конца XX - начала XXI в.) [12] и функционирование слова в современных печатных текстах (2005-2009 гг.)* позволили нам сделать вывод о двух "семантических полюсах", вокруг которых и идет формирование новых лексико-семантических вариантов: 1) "вторжение", "с целью грабежа", "нападение", "налет", "грубый выпад", "враждебность", с одной стороны, (традиционная трактовка) и 2) "инициативность", "решительность", "активность", "энергичность", "энергичная защита", "определенный тип поведения" - с другой (новые приобретенные значения, которые находят свое отражение и в дериватах "агрессивный", "агрессор"): 1) Хроника агрессии (о вооруженном конфликте в Южной Осетии в августе 2008 г.) (АиФ. № 33, 08); Но, поскольку Исламская республика не горит желанием первой нападать на США, американцам требуется какой-нибудь пристойный повод для начала агрессии (КП. 25.09.07); 2) Агрессия, хотя логичнее ее на начальном этапе назвать переизбытком энергии, вообще свойственна растущему организму. И если правильно ее

* Анализировались печатные тексты как из качественной, так и из желтой прессы, сети Интернет (газеты "Коммерсант", "Российская газета", "Ведомости", "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Жизнь", "Вечерний Ростов"; Lenta.ru).

направить, беды не будет. Энергичный, предприимчивый, умеющий постоять за себя человек кажется более дельным, чем невнятная личность с непостижимым характером. Спорт, круглосуточная занятость ребенка -опять же банальные рецепты "выпустить пар" (Известия. 15.07.08).

Анализ текстов СМИ подтверждает наш тезис, что в структуре значения слова "агрессия" и его дериватов находят отражение идеи различных психологических школ и направлений. З. Фрейд об агрессии говорил как об "инстинкте жизни" и "инстинкте смерти", Э. Фромм выделял "доброкачественную агрессию" (с целью самообороны, ответная реакция на угрозу) и "злокачественную агрессию" или "специфическую человеческую страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать" [13], при этом речь идет о жестокости, деструктивно-сти, разрушении. Таким образом, в понятии "агрессия" заключено два смысла - "разрушать" и "противостоять разрушению", "защищать": Сегодняшняя агрессия США - задел на будущее. Своего рода забота о детях... (КП. 16.04.08). Происходит генерализация самого понятия "агрессия": под агрессией понимается и "энергичность", и "инициативность", и "движение вперед", и "умение нападать" наряду с "умением защищаться". Эти процессы демонстрируют глубинный смысл "агрессии", манифестация которого прослеживается в современных значениях слова: "движение", "динамика" восходит к латинскому adgredi (двигаться, наступать) [14].

Следовательно, вербальная агрессия в самом широком понимании - это целенаправленное на объект интенциальное авторское действие, заключенное в культурно-национальную специфику коммуникации и конструируемое языковыми средствами (определенные пласты лексики, интонация, способ организации высказывания); цель такого речевого действия - изменение (коррекция), стабилизация ситуации в пользу адресанта или подчинение адресата, давление на него.

Анализ речевой деятельности (процесса понимания и говорения), состоящей из речевых актов - целенаправленных речевых действий, совершающихся в соответствии с принятыми в обществе принципами и правилами речевого поведения, можно провести с точки зрения наличия или отсутствия элементов вербальной агрессии. Вербальная

агрессия нередко является результатом психоэмоционального состояния, поэтому мы посчитали уместным использовать термины из теории экспрессивности [15] адгерентный и ингерентный для описания форм речевой агрессии.

Под ингерентными формами мы понимаем открытое словесное проявление речевой агрессии, присущее данному тексту, а под адгерентными - вербальное проявление агрессии, проявляемое только в определенном или организованном определенным образом контексте.

Ингерентные формы проявления речевой агрессии - самое распространенное явление в российских СМИ (чурки, отморозки, дерь-мократы, мочить в сортире, рубить гадину на корню, жулик, мошенник, вор): Одного я спросил: зачем убивали азербайджанца? А тот удивленно отвечает: "Он же чурка" (Известия. 24.06.09); Суду понадобилось шесть месяцев, чтобы разобраться в данной ситуации. Все претензии по скандалу свелись к одной фразе Ксении в адрес Ольги: "Обос... ли - обтекай!" (Собчак наказали за шутку с женой олигарха // Интернет-газета ДНИ.РУ: http://www.dni.ru./showbiz/2010/1/21)

Язык, основная функция которого быть средством общения между людьми, "реагирует" на центры аттракции, смещенные в сторону обсценной и инвективной лексики, жаргонных выражений и текстов с пейоративными коннотациями, генерируя частотное употребление лексики с "агрессивной" окраской. Такое проявление вербальной агрессии отмечается в работах Т.Н. Воронцовой, Н.И. Клушиной, Г.В. Кусова, Т.И. Суриковой и др. [16].

На примере нашего исследования мы констатируем факт расширения корпуса "агрессивных" лексем, направленных на "коррекцию" ситуации, изменение в обществе (отнюдь не в лучшую сторону), и процесс экспансии языковой агрессивности идет в следующих направлениях:

1) образование новых слов за счет деривационной активности отдельных словообразовательных элементов (Брежнев-щин-а, Ежов-щин-а, Лысенков-щин-а, Сталин-щин-а; дед-ов-щин-а; псевдо-демократия, псевдо-патриот, псевдо-религиозный; наркодоллар, нарко-барон; де-идеологизация, декриминализация);

2) заимствование: а) проникновение табуированной лексики, лагерного жаргона

(жмурик, мочить в сортире, разборка, бла-тарка, салабон, шконка, стрелка, хмара, опустить, сидельцы, б...дь и т.д.); б) вхождение иностранных слов, выполняющих функцию "экспансии" русского литературного языкового пространства (аутсорсинг, денонсация, эккаунтинг, варрант, консумация, энигматичный, валоризация, ритейл, трейд-ин, тест-драйв и т.д.);

3) актуализация одного из значений лексической единицы в "агрессивном" контексте (криминал (уголовное преступление, уголовное дело), националист, оппозиционер, организованный (организованная преступность), особняк (о доме с негативной оценкой), произвол, развал, разгул, олигарх);

4) расширение семантики слова, приобретение нового значения или интолерантной, агрессивной коннотации (бригада, бритоголовые, коричневые, крестоносец, самопал (продукция, изготовленная самостоятельно), Семья (о ближайшем окружении Б. Ельцина);

5) образование тематической группы, характеризующей советский строй. В результате происходит полное изменение оценочного компонента (номенклатура (неодобр. совокупность работников, занимающих должности, утвержденные вышестоящими инстанциями, в СССР - партийно-комсомольскими органами), номенклатурщик, номенклатура; совок, прохиндиада (в советск. время: о состоянии общества периода застоя, характеризующимся расцветом мошенничества, ловких махинаций, взаимовыгодных услуг и т.д.).

В развертывающейся речи наблюдаются значительные изменения в содержательной стороне слова и диагностируются скрытые, адгерентные формы речевой агрессии.

Адгерентные формы речевой агрессии в последнее время становятся предметом рассмотрения специалистами в области пиара, различных манипулятивных технологий, рекламы. При анализе этого вида речевой агрессии необходимо учитывать как скрытые вербальные возможности данного процесса, так и пресуппозитивные характеристики текста (характеристики отношений говорящего к ситуации общения или для обозначения тех знаний о ситуации, которые в тексте лишь подразумеваются и говорящим, и реципиентом сообщения). В сети Интернет опубликована одна из интерпретаций предвыборного лозунга кандидата на пост президента Украины: Министр внутренних дел Юрий Луценко

заявил, что основной лозунг кандидата в президенты Виктора Януковича "Украина - для людей" в "переводе" с воровского жаргона значит "Украина - для воров в законе" (Лу-ценко объяснил, что значит лозунг Януковича на воровском жаргоне // Сейчас. Offline версия газеты: URL: http://www.seychas.ua/print/politics /2010/1/13/news).

При изучении феномена агрессии в российском публицистическом пространстве следует принимать во внимание социальную адресованность агрессии и разнообразные формы создания речевых форм агрессии (ин-герентных и адгерентных), проявляющихся в зависимости от цели и мотивировки журналистского текста.

Агрессивное речевое поведение часто становится предметом судебного разбирательства (иски о защите чести и достоинства, клевета, оскорбление, разжигание национальной или расовой ненависти, призывы к экстремистской деятельности). "Аргументы и факты" (№ 1-2, 2006) сообщают, что «полковник ГРУ в отставке В. Квачков намерен подать в суд иск о защите чести и достоинства к главе РАО '"ЕЭС России" А. Чубайсу, в покушении которого он обвиняется. В передаче, показанной одним из телеканалов, Чубайс назвал Квачкова '"фашистом". Ростовская вкладка '"Комсомольской правды" (7.02.2006) констатирует: «Главное - не что сказать, а с каким умыслом. Так что даже безобидным словом "козел" бросаться не стоит», так как согласно ст. 130 УК РФ "Оскорбление" (унижение чести и достоинства в неприличной форме) на ответчика может быть наложен штраф до 40 000 рублей или речь может идти об исправительных работах на полгода.

Лингвисты-эксперты, специалисты становятся участниками судебного процесса. Взаимоотношение языка и права в начале ХХ1 в. получило статусное оформление в рамках нового направления "юридическая лингвистика" или "юрислингвистика" [17] (термин Н.Д. Голева). Проанализируем фразу "Мошенники и воры не должны работать в классическом университете!", ставшую предметом судебного разбирательства. Высказывание употреблялось в письменном тексте, написанном в официально-деловом стиле. Было применено шрифтовое выделение и подчеркивание, что усиливало эмоциональное воздействие на реципиентов текста.

Один из самых распространенных методов анализа спорного текста - обращение к лексикографическим источникам. Анализ словарных статей продемонстрировал следующее семантическое наполнение единиц [11]: МОШЕННИК - человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик; МОШЕННИЧЕСТВО - обман, жульнические действия с корыстной целью; ВОР - человек, который ворует, преступник, занимающийся кражами; КЛАССИЧЕСКИЙ - относящийся к изучению античных языков и литератур. Классическая филология. Классическое образование.

Анализ на уровне семантики показывает оппозицию единиц: мошенник, вор - классический. Краткое прилагательное "должен" с модальной окраской - яркий маркер проявления волюнтативной функции текста, характерной для призывов, приказов, распоряжений. В словаре [11] не приводятся пометы бранное, негативное, оскорбительное и т.д. для иллюстрации слов "вор", "мошенник", однако отсутствие фиксации дополнительных созначений отнюдь не является показателем позитивной или нейтральной семантической окраски единицы в тексте. Для выявления негативных значений необходим более тонкий семасиологический анализ, так как коннота-тивные компоненты смысла слова содержат эмоциональный, оценочный, ассоциативный, стилистический элементы.

Анализируемый текст не вызывает сомнения по поводу наличия в нем элементов интолерантных, агрессивных. В работах Гильдии лингвистов-экспертов приводятся разряды слов литературного и разговорного языков, использование которых в отношении определенного лица или лиц (прежде всего физических), как правило, являются оскорбительными и имеют четкую юридическую классификацию согласно Кодексу РФ. В частности, речь идет о таких словах-понятиях, как вор, мошенник, взяточник, сутенер, шулер [18]. Анализируемые единицы "мошенник", "вор", как обозначающие антиобщественную и социально осуждаемую деятельность, в ходе конкретного судебного разбирательства в 2005 г. и были оценены в сумму 7 500 рублей.

Анализ феномена вербальной агрессии на примере печатных текстов продемонстрировал: 1) расширение репертуара ингерентных форм: деривационная активность некоторых словообразовательных элементов, различные заимствования, выполняющие функцию

"экспансии" русского литературного языкового пространства; семантические дериваты, "ангажирующие" потенциальный агрессивный оттенок; актуализация семантического компонента "советский" в качестве агрессивного;

2) пресуппозитивные характеристики текста помогают диагностировать агрессивную тональность печатного текста, выраженную адгерентными формами вербальной агрессии;

3) интолерантные, агрессивные языковые единицы все чаще становятся предметом судебного разбирательства и требуют лингво-юридической интерпретации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Флинта; Наука, 2008. 264 с. С. 213.

2. Фрейд З. "Я" и "Оно". СПб.: Азбука-классика, 2009. 288 с.

3. Buss A.N. The psychology of aggression. N.Y.: Wiley, 1961. 307 р.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб: Прайм-Еврознак, 2002. 512 с. С. 24.

5. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 416 с.; Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.

6. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления. М.: Флинта, 2004. 224 с. С. 20.

7. Солганик Г.Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации / Ред. Я.Н. Засур-ский, Н.И. Клушина, В.В. Славкин, Г.Я. Солганик. М.: МедиаМир, 2007. 576 с. С. 24.

8. Лысакова И.П. Язык современной русской прессы: социолингвистический аспект // Там же. С. 40-54.

9. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова: В 4 т. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1935. 804 с. С. 20.

10. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехи-на и Ф.Н. Петрова. М.: ГИИНС, 1955. 856 с. С. 23.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2003. 944 с.

12. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкование, этимология / Н.С. Арапова, Р.С. Кимягарова и др. М.: Цитадель, 1999. 366 с.; Комле в Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 432 с.; Солганик Г.Я. Тол -ковый словарь: язык газеты, радио, телевидения. М.: АСТ: Астрель, 2002. 752 с.; Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. 701 с.; Толковый словарь русского языка начала ХХ1 века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006. 1136 с.; Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Современный словарь иностранных слов. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 469 с.

13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктив-ности. М.: АСТ, 2009. 635 с.

14. Арапова Н.С., Кимягарова Р.С. и др. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология. М.: Цитадель, 1999. 336 с. С. 21.

15. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. Минск: Высш. шк., 1997. 156 с.; Телия В.Н. Коннотатив-ный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 270 с. С. 236.

16. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. Ижевск: Изд. дом "Удмуртский университет", 2006. 252 с.; Клуши-на Н.И. Стилистика публицистического текста. М.: МедиаМир, 2008. 244 с.; Сурикова Т.И. Этический аспект языка СМИ // Язык массовой и межличностной коммуникации.

17. См. сборники: Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Н.Д. Голева. Барнаул: АГУ, 1999. 181 с. (Далее ЮЛ); ЮЛ-2: 2000. 271 с.; ЮЛ-3: 2002. 261 с.; ЮЛ-4: 2003. 187 с.; ЮЛ-5: 2004. 355 с.; ЮЛ-6: 2005. 417 с.; ЮЛ-7: 2006. 346 с.; ЮЛ-8: 2007. 366 с.; ЮЛ-9: 2008. 454 с.; и т.д.

18. Понятие чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами // Под ред. А.К. Симонова и М.В. Горбаневского. М.: Медея, 2004. 328 с.

8 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.