Научная статья на тему 'Вербализация понятия «Возраст» в паремиях'

Вербализация понятия «Возраст» в паремиях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
392
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вербализация понятия «Возраст» в паремиях»



Фадель Аббас Марзук ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

«ВОЗРАСТ»

В ПАРЕМИЯХ

Возраст — одно из важнейших понятий для каждого человека, всего живого на земле и культуры в целом.

Понятие «возраст» связано с такими категориями, как бытие, время, состояние, качество. В «Словаре русского языка» возраст толкуется как 'количество времени, лет от рождения, с момента появления на свет; период, ступень в росте, развитии человека, животного, растения' [4], а в словаре С. И. Ожегова как 'период, ступень в развитии, росте кого-, чего-нибудь, количество прожитого времени, лет' [3].

Фадель Аббас Мгфзук Понятие «возраст» вербализовано в языке, в том числе и в паремии.

(Ирак) Под паремией мы понимаем «краткое высказывание, содержанием кото-Аспирант рого является обобщение, нравоучение или наблюдение, а формой — ус-Иван0вск0г0 тойчивое выражение, представляющее собой предложение, либо часть государственного предложения с эксплицитной или имплицитной предикативностью, с университета минимальной или нулевой вариативностью» [2: 359].

Паремии относятся к малому жанру русского фольклора, это образные, устойчивые выражения, которые аккумулируют многовековой опыт этноса. Для исследования пословиц и поговорок мы обратились к труду В. И. Даля «Пословицы русского народа» — уникальнейшему явлению в истории собирания, изучения и представления паремического наследия.

Материал, извлеченный из сборника В. И. Даля, позволяет воссоздать особенности крестьянского миропонимания первой половины XIX века. Отметим, что понятие «возраст» в обществах традиционного типа несло в себе не количественные, а качественные характеристики. Определение возраста по годам представляет собой явление более позднее. Это наглядно демонстрируют анализируемые нами паремии.

Понятие «возраст» представлено в разных рубриках «Пословиц русского народа». Непосредственно к возрасту человека имеет отношение рубрика «Молодость — Старость», в заглавии которой обозначены два возрастных периода человеческой жизни, сопоставленных по принципу контрастности. В данной рубрике В. И. Даль приводит более 250 паремий. Также пословицы, характеризующие возраст человека, выявлены нами в рубриках «Человек», «Одиночество — Женитьба», «Муж — Жена», «Дети — Родина, «Здоровье — Хворь», «Жизнь — Смерть», «Честь — Почет», «Начало — Конец». Возраст — один из важнейших элементов во взаимоотношениях людей, а также в отношении человека к жизни, нравственным и социальным ценностям. Всего нами выявлено в сборнике В. И. Даля «Пословицы русского народа» более 530 пословиц, поговорок, загадок о разных возрастных периодах жизни человека и их особенностях. Мы исследовали около 350 паремий, в которых возраст характеризу-

ется тем или иным образом, а не констатируется, например, словами: дитя, ребенок — Всякому свое дитя милее; Деток родить — не веток ломить.

Мы выделили три группы, руководствуясь содержанием паремий. Самую большую в количественном отношении группу составляют пословицы и поговорки, характеризующие старость как возрастной период и его особенности (130 единиц): Старый пес, да верно служит; Седина в бороду — ум в голову; На старого и немощи валятся.

Вторая по численности группа включает паремии, в которых имеется двухчастная структура. Молодость и старость рассматриваются параллельно, и в основном части пословицы являются противоположными по смыслу сентенциями (90 единиц): Молодость плечами покрепче, старость головою.

В третью, самую малочисленную группу, входят пословицы и поговорки, характеризующие возрастной период молодости и его особенности (70 единиц): Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Отдельно рассматривается нами следующий языковой материал: незначительное количество паремий, дающих возможность представить особенности понимания среднего возраста человека. В основном период зрелости рассматривается как среднее звено между молодостью и старостью: Молодо — жидко, старо — круто, а середовая пора одним днем стоит.

Кроме того, небольшое количество паремий характеризует абстрактное понятие возраста как времени. В этих пословицах актуальны понятия «век», «годы», «время»; День долог, а век короток.

Паремии, в которых представлен возрастной период старости, составляют самую многочисленную группу (130 единиц). Среди данных пословиц можно выделить две основные подгруппы. В первой старость характеризуется с отрицательной стороны, в эту подгруппу входит подавляющее большинство паремий (Из старого ума выжили, нового не нажили). Во второй подгруппе описываются «плюсы» возрастного периода старости (Старый волк знает толк). Отдельно мы выделяем несколько пословиц с нейтральной оценкой старости, выражающих мысли о старо-

сти, констатации каких-либо фактов (Не годы, а горе старит; Век живучи — состареешься).

В этой группе обратимся к анализу пословиц, характеризующих возрастной период молодости. Можно выделить значительное число единиц, которые описывают молодость как ущербный возраст. Языковой материал позволяет говорить о преобладании негативного отношения к людям юного возраста со стороны старшего поколения. Это может быть общая оценка, безотносительно к какому-либо качеству: Сусло не брага, молодость не человек. Одной из важнейших является оценка ума: Молоденький умок, что весенний ледок, Ус не пробился, молокосос, не выкунел, давно ли лакать стал.

Но молодость сама по себе представляет ценность для каждого человека, с этим связаны сравнения молодость — золото: Золотая пора — молодые года; Золотое время — молодые лета.

Очень незначительное число пословиц выражают снисходительное отношение к молодежи, своеобразное оправдание: Молодо — зелено, погулять велено; Молод — просмеется; зелен — дойдет.

Положительную оценку молодость получает в том случае, если человек обладает умом, мудростью, т. е. имеет качества, присущие старости: Молод, да стары книги читал.

В ряде пословиц молодость и старость рассматриваются параллельно. По противопоставлению и сравнению этих понятий можно выделить несколько подгрупп: 1) молодость превосходит старость; 2) старость превосходит молодость; 3) старость и молодость имеют свои положительные стороны; 4) и старость, и молодость имеют свои отрицательные стороны.

Рассмотрим паремии, входящие в подгруппу «Молодость превосходит старость». Интересен тот факт, что самой многочисленной является подруппа, в которой молодость в сравнении со старостью раскрывается как самый благоприятный для человека возрастной период.

Можно выделить те доминанты, по которым молодость превосходит старость. Это физическая сила и связанные с ней качества: Старики хилеют, молодые пореют. Также отмечается преиму-

щество молодого ума над старым: Молодой стареет — умнее; Мал — да умен, стар — да глуп.

Во второй подгруппе паремий старость превосходит молодость по следующим параметрам: 1) надежность: Молод, да по миру ходит; Стар, да семью кормит; 2) молодость души: И стар, да весел, и молод да угрюм; Сам стар, да душа молода.

Третью подгруппу составляют паремии, в которых выделены положительные стороны молодости и старости, они могут дополнять друг друга: Молодость плечами покрепче, старость головою. Таким образом, молодые люди — источник силы, а старые — источник мудрости.

Четвертую подгруппу составляют паремии, в которых отмечаются негативные стороны молодости и старости. Это может быть одно и то же качество, например глупость: Человек два раза глуп живет: стар да мал. И молодость, и старость требуют большой заботы и внимания, и это также сближает два таких разных возрастных периода: Молод с игрушками, стар с подушками.

Молодость и старость рассматриваются в паремиях не только при сопоставлении и сравнении, но и в развитии, как некое диалектическое единство. Соответственно то, чем обладает человек в молодости, в старости приобретает еще более выраженные формы: Смолоду прорешка — под старость дыра. Речь идет, как правило, о душевных, нравственных качествах.

Анализ паремий дает возможность увидеть, с одной стороны, тесную взаимосвязь двух возрастных периодов человека, например: Смолоду наживай, а под старость проживай; Молод не до-бесится, так стар с ума сойдет; а с другой стороны — изменение отношения человека к себе и к миру в зависимости от возраста: И в чем молод похвалится, в том стар покается.

Несмотря на любые недостатки молодости, данный возрастной период представляет большую ценность, чем другие, и ценность эта становится очевидной со временем: Молодости не воротить, а старости не избыть.

Значительное число пословиц, связанных с возрастом, посвящено семейным отношениям супругов и разных поколений. В проблеме отцов и детей затрагивается вопрос о преемственности,

патриархальном быте: Кормил до уса, корми и до бороды. Указывается неоднозначность, противоречивость отношения к родителям: Есть старый (отец) — убил бы его; нет старого — купил бы его.

В пословицах о возрасте супругов наиболее часто фигурирует проблема неравных браков: По старом муже молода жена не тужит. В браке сочетания разных возрастов супругов имеют свои минусы: Либо старо — уродливое, либо молодо — спесивое, либо в ровню — упрямчивое.

К понятию возраст имеют отношение и слова, обозначающие временные отрезки, такие как час, день, год, век и другие. В паремиях данные слова очень часто связаны с длиной человеческой жизни: Не годы мрут — люди.

Всякий временной отрезок рассматривается как часть человеческой жизни: Время краску с лица сгоняет.

Естественно, что с идеей времени непосредственно связана мысль о конечности земного человеческого бытия: Час от часу, а к смерти ближе.

Ряд загадок о возрасте размещены в рубрике «Человек». Большинство из них посвящены метаморфозам, происходящим со временем: Утром на четырех ногах, в полдень на двух, под вечер на трех (человек) и другие. Несколько загадок описывают абстрактные понятия: Одного не знаю, другого не вижу, третьего не помню (смерть, возраст, рождение).

В пословицах упоминается в ряде случаев конкретный возраст человека. Чаще других — 40 лет: Сорока лет, а сорому нет. В паремиях могут содержаться наблюдения о разных возрастах: Кто в двадцать лет не здоров (не хорош), в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать, и описываться изменения в жизни человека, связанные с возрастом: До тридцати лет греет жена, после тридцати — рюмка вина, а после и печь не греет.

В паремиях, где перечисляются сразу три возрастных периода человека (молодость, средний возраст, старость), как правило, подводится итог человеческой жизни: Родился мал, вырос глуп, помер стар — ничего не знаю (ступай душа в рай!).

Следует сказать о том, что зрелый возраст практически не рассматривается в паремиях. Современное понятие зрелости включает в себя представление о процессе достижения социально-

го положения, определенных материальных благ, удовлетворения профессиональных амбиций, обретения жизненного опыта, душевной гармонии. Вообще слова зрелый, зрелость не употребляются в пословицах по отношению к человеку.

Анализируя корпус пословиц о возрасте, мы можем говорить об игнорировании преимуществ зрелого возраста в современном понимании. В одной из пословиц средний период в жизни человека характеризуется как «середовая пора», а основное его свойство — протекать очень быстро, незаметно для человека: Молодо — жидко, старо — круто, а середовая пора одним днем стоит. Действительно субъективное переживание времени неодинаково для разных возрастов.

Считается, согласно данным психологии, что в детстве время для человека течет примерно в четыре раза медленнее, чем для взрослого. Темп жизни замедляется и с приходом старости.

Интересно, что в зрелом возрасте человек озабочен более всего материальными проблемами, поскольку является кормильцем в семье: Мал родился, а вырос пригодился. Об особенностях рус-

ских пословиц В. И. Даль пишет в «Напутном»: «...у великорусов, противно малорусам, бытописательной памяти нет; у них все ограничено насущным и духовным; старина остается в памяти и передается, поколику она касается житейского быта; с этого, для русского, прямой переход к мыслям и беседам о вечности, о Боге и небесах, всем прочим он, без стороннего влияния, не займется, разве только по особому поводу» [1: 8].

Это наблюдение В. И. Даля отчасти объясняет повышенное внимание русского народа к возрастным периодам молодости и старости, что отражено в количестве паремий и их тематике. Ведь именно для указанных возрастов актуальны проблемы воспитания, познания, смысла жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль В. И. Напутное // Пословицы русского народа. М., 2000.

2. Лейчик В. М. Некоторые наблюдения над лексикой паремий // Владимир Даль и современная филология: В 2 т. Н. Новгород, 2001.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990.

4. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1987.

[предлагаем вашему вниманию]

Метс Н. А. Русский? Легко! Самоучитель русского языка (для говорящих на немецком языке) / Н. А. Метс, Н. А. Маркина. — М.: Рус. яз. — Медиа, 2005. — 172 с.

Эта книга для тех, кто хочет научиться общаться на русском языке. В книге пять уроков, каждый из которых состоит из нескольких занятий. Все занятия объединены одним главным героем, который приезжает в Москву на конференцию. Он знакомится с русскими коллегами. У него в Москве есть друзья. Он идет к ним в гости, знакомится с их семьями. Отправляется на экскурсии, занимается спортом, активно общается с русскими.

Таким образом, данное пособие построено по тематическому принципу. Отобранные темы и представленный учебный материал отражают особенности жизни современного человека, актуальные ситуации общения.

Лексико-грамматический материал пособия соответствует требованиям элементарного курса грамматики и представлен в Приложении.

Чтобы освоить материал пособия и овладеть элементарными навыками общения, необходимо четко выполнять предложенный порядок освоения материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.