Научная статья на тему 'Вербализация концепта«Промышленность» в массмедиа-дискурсе'

Вербализация концепта«Промышленность» в массмедиа-дискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / СМИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ / ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОНТЕНТ / INDUSTRY / INDUSTRIALIZATION / MASS MEDIA / INFORMATION AGENDA / DISCOURSE / CONCEPT / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / REFERENCE GROUPS / INFORMATION POLICY / CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Родина Валерия Владимировна

Автор статьи рассматривает концептуально-дискурсивный аспект проблемы информационного сопровождения промышленной политики. В статье автор ставит задачу выявить, как понятие «промышленность» концептуализируется в дискурсной практике. В этих целях проводится исследование массмедиа-дискурса для определения основных тенденций. Автор делает вывод, что количественные характеристики объема информации, практики выбора каналов коммуникации и привлечения референтных групп в СМИ недостаточны для создания адекватной реалиям информационной модели, способной полноценно вербализовать данный концепт. В статье даны рекомендации для более эффективного конструирования концепта «промышленность» в дискурсе массмедиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBALIZATION OF THE CONCEPT OF INDUSTRY IN MASS MEDIA DISCOURSE

The author examines a conceptual-discursive aspect of the problem of the informational support of industrial policy. The author of the article sets a problem to identify how the notion of industry is conceptualized in discursive practice. To that end, the article studies mass media discourse to identify major trends. The author concludes that the quantitative characteristics of the volume of information, the practices of selecting communication channels and engaging reference groups in the media are not sufficient to create adequate realities of the information model, which is able to verbalize this concept fully. This article provides recommendations for more efficient constructing of the concept of industry in the discourse of mass media.

Текст научной работы на тему «Вербализация концепта«Промышленность» в массмедиа-дискурсе»

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ» В МАССМЕДИА-ДИСКУРСЕ

VERBALIZATION OF THE CONCEPT OF INDUSTRY IN MASS MEDIA DISCOURSE

В.В. Родина V.V. Rodina

Промышленность, индустриализация, СМИ, информационная повестка дня, дискурс, концепт, коммуникативные технологии, референтные группы, информационная политика, контент. Автор статьи рассматривает концептуально-дискурсивный аспект проблемы информационного сопровождения промышленной политики. В статье автор ставит задачу выявить, как понятие «промышленность» концептуализируется в дискурсной практике. В этих целях проводится исследование массмедиа-дискурса для определения основных тенденций. Автор делает вывод, что количественные характеристики объема информации, практики выбора каналов коммуникации и привлечения референтных групп в СМИ недостаточны для создания адекватной реалиям информационной модели, способной полноценно вербализовать данный концепт. В статье даны рекомендации для более эффективного конструирования концепта «промышленность» в дискурсе массмедиа.

Industry, industrialization, mass media, information agenda, discourse, concept, communication technologies, reference groups, information policy, content.

The author examines a conceptual-discursive aspect of the problem of the informational support of industrial policy. The author of the article sets a problem to identify how the notion of industry is conceptualized in discursive practice. To that end, the article studies mass media discourse to identify major trends. The author concludes that the quantitative characteristics of the volume of information, the practices of selecting communication channels and engaging reference groups in the media are not sufficient to create adequate realities of the information model, which is able to verbalize this concept fully. This article provides recommendations for more efficient constructing of the concept of industry in the discourse of mass media.

Состояние современной мировой экономики формирует новые глобальные тренды, связанные с повсеместным охлаждением к постиндустриальному мифу. Несмотря на то что на протяжении многих десятилетий наблюдалась деиндустриализация крупнейших западноевропейских экономик, выраженная в устойчивом снижении доли промышленности в ВВП, начался обратный процесс, а именно реиндустриализация, направленная на стимулирование возврата промышленных производств из-за рубежа. Развитие промышленности становится стратегическим показателем, а в некоторых странах, в частности в России, начинает формироваться промышленная политика, представляющая собой комплекс мер государственной поддержки. Иными словами, развитие про-

мышленности становится государственной задачей. Тем не менее для того, чтобы проводимая государством политика была реализована эффективно, помимо нормативно-правовых и административных мер, должны быть определены основные формы и методы ее реализации в дискурсивной парадигме коммуникации - многопозиционного обоснования, осмысления и в итоге общественного одобрения провозглашенных целей государственной политики.

Под дискурсом в данном случае понимается регламентируемая определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и воспроизводящая деятельность, рецепция которой формирует или изменяет картину мира [Кожемякин, 2009, с. 14]. Иначе говоря, понятие «промышленность»

<С £

d m

0

ь

X

1 W m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h О Й

3

ш tS

О PL W

§

о §

X

%

«

о w :г s

ь

L

<с n w с

« s

д

H U

W

м

должно быть включено в систему символов и знаков, определяющих коммуникативные установки, которые формируют «ментальность», «дух», «дискурсивную формацию» (М. Фуко) эпохи, ее «когнитивный порядок» (Т. ван Дейк) [Тихомиров, 2009]. В результате необходимо реализовать такие коммуникативные практики, чтобы понятие «промышленность» концептуализировалось в дискурсе. Для этого оно должно обладать не просто аутентичным смыслом, а совокупностью аксиологических, образных и понятийно-логических категорий. Понятие «промышленность» только тогда станет концептом, когда оно будет не только мыслиться, но и переживаться [Степанов, 1997, с. 41]. Для того чтобы концепт «промышленность» сложился в дискурсе, он должен представлять из себя целостное содержание, репрезентирующее некий феномен в массовом сознании. Безусловно, состоятельность промышленной политики будет зависеть в том числе и от того, насколько концепт «промышленность» попадет в систему важнейших концептов, образующих ценностно-смысловое ядро национального самосознания. «Концептосфера», по выражению Лихачева, конструирует семиотическое пространство национальной культуры и обладает архетипиче-скими свойствами [Лихачев, 1997].

При этом концепты производятся, воспроизводятся, актуализируются, переосмысливаются, разрушаются в ходе дискурса и дискурс-ной практики [Васильев, 2015, с. 207], которые, в свою очередь, реализуются посредством информационной политики и СМИ. Автор разделяет точку зрения исследователя Е.В. Горбачевой, которая утверждает, что государственная информационная политика призвана способствовать созданию и развитию институциональной, правовой и идеологической среды для организации дискурса в массмедиа [Горбачева, 2007, с.7]. Непосредственную роль при формировании концепта «промышленность» и его вербализации будут играть именно СМИ. В этой связи чрезвычайно важно выявить механизмы конструирования данного концепта в массовом сознании и формы организации дискурса в массмедиа.

Тем не менее вопросы формирования данного концепта являются мало изученными в дискурсе массмедиа как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В связи с этим автор ставит целью проанализировать репрезентацию концепта, главным образом с помощью коммуникативных практик и предметно-объектного анализа СМИ. Методология исследования основана на интегративном анализе современных медийных сфер.

В современной теории коммуникации существует несколько моделей анализа дискурса массмедиа. Для оценки информационного поля на практике чаще всего используется следующий критерий: количество публикаций [Методы оценки..., 2012]. Большинство исследований основываются на том, что наиболее распространенным методом является оценка количества вышедших материалов с упоминанием заданной тематики. Также применяются такие количественные критерии, как динамика публикаций [Практика медиа измерений., 2013, с. 262-309].

СМИ формируют медиаповестку дня, производят отбор и сортировку информации, тем самым оптимизируя ее потоки для аудитории. Установление повестки дня - это внедрение определенного набора проблем в сознание аудитории СМИ [Дьякова, 2003, с. 109-119], которая узнает не столько о самих событиях, сколько о степени их важности на сегодняшний день, ведь удельный вес информационного массива подкрепляет статус значимости информации ^рртап, 1945, р. 59]. Официальный политический дискурс также призван влиять на формирование повестки дня, определяя основные тренды текущего политического процесса и корректируя их освещение в СМИ, а также предпринимать меры по формированию и закреплению необходимых концептов.

Анализ научной литературы показал, что исследование медиадискурса на предмет наличия в нем концепта промышленности и промышленной политики ранее не проводился. В связи с этим было инициировано исследование данного вопроса. В качестве материала была использована система «Медиалогия», которая состоит из базы данных СМИ и автоматизированного

аналитического модуля. База СМИ включает федеральные и региональные периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы и радиоканалы, сообщения информационных агентств. В качестве анализа был взят период с 1998 года по настоящее время. 1998 год определен в качестве реперной точки в связи с образованием Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Исследование показало, что понятие промышленности имеет недостаточно высокий вес в информационной повестке дня. Глава Министерства промышленности и торговли, отвечающий за реализацию государственной промышленной политики, занимает лишь 15 место в ме-диарейтинге Медиалогии (МедиаИндекс Министров [Электронный ресурс] // http://www.mlg. ru/ratings/ministers/ ).

Тематика промышленной политики пока проигрывает конкурентную борьбу за внимание и интерес СМИ, а участники коммуникации пока неэффективно включены в процесс конструирования данного концепта.

Тем не менее необходимо отметить, что проведенный автором анализ показал и положительную тенденцию, а именно прогрессирующий рост информации о национальной промышленности в эфире федеральных телеканалов (рис. 1).

ние нельзя рассматривать отдельно от типа канала, поскольку они являются единым текстом [McLuhan, 1964, р. 145]. На основании этого автор делает вывод, что канал коммуникации влияет на содержание дискурса, он адаптирует ценностные особенности концепта к основным социокультурным характеристикам своей аудитории.

Проведенное автором исследование показало существенное преобладание публикаций о промышленной тематике в печатных СМИ (рис. 2).

Рис. 1. Динамика объема информации по промышленной тематике в эфире федеральных телеканалов

М. Маклюэн подчеркивал, что каждый канал коммуникации распространяет характерный только для него тип содержания, что их содержа-

Федеральные СМИ Рис. 2. Количество публикаций по промышленной тематике в федеральных СМИ с 1998 по 2015 г.

Это связано с тем, что промышленная тематика в большей степени востребована подготовленной профессиональной аудиторией, которая сосредоточена прежде всего вокруг прессы. Тем не менее более эффективная вербализация концепта промышленности происходит именно посредством телевидения, поскольку оно способно создать эффект особого эмоционально-психологического ощущения. То что не попадает на телевизионные каналы, почти не оказывает влияния на общество [Воронцова, 2009, с. 26-32].

Автор также провел сравнительный анализ публикаций в федеральных и региональных СМИ (рис. 3). Он показал значительное превышение информации по промышленной тематике в региональных СМИ.

По мнению автора, данная тенденция объясняется тем, что федеральные СМИ касаются преимущественно политических и общероссийских вопросов. Информационные поводы о промышленности проигрывают в конкурентной борьбе за федеральную «повестку дня».

<

И м л

I

^

с и

е

я м Я £

га

о

о Ц

S к ^ §

о ^

о о

о ш =т К

3 Р

я Ь

£ а « с

И

Н

и

И

м

Количество публикаций

Рис. 3. Количество публикаций по промышленной тематике в федеральных и региональных СМИ с 1998 по 2015 г.

При этом формирование контента региональных СМИ облегчается тем, что органы власти являются основными поставщиками новостей и информации для СМИ: административный ресурс оказывает основное влияние на дискурс региональных массмедиа. Это свидетельствует о том, что государственная информационная политика по вербализации концепта «промышленность» имеет огромный потенциал именно на региональном уровне.

В соответствии с двухступенчатой моделью коммуникации СМИ формируют оценки не у всей аудитории, а только у небольшой ее части. Рефлексивное осмысление информации идет только у той самой малочисленной части аудитории, которая передает свое понимание текущей ситуации остальным гражданам [Почеп-цов, 2001, с. 91].

Публичная рефлексия и артикуляция общественно-политических проблем в настоящее время осуществляются в дискурсе массме-диа при активном участии референтных групп. Именно лидеры мнений и представители референтных групп сегодня осуществляют интеллектуальную проработку содержания дискурса, анализируют основные тенденции, выявляют общественно значимые вопросы и инициируют развернутые дискуссии в процессе коммуникации [Хвостунова, 2006, с. 3-11].

Проведенное автором исследование показало, что наибольшее количество публикаций по промышленности принадлежит федераль-

ным политикам, а именно представителям исполнительной власти. Представители бизнес-элиты и промышленного сектора, чьи комментарии и высказывания имеют самый высокий вклад в вербализацию данного концепта, имеют достаточно низкий удельный вес в информационной повестке дня. Данные референтные группы недостаточно представлены в дискурсе современных массмедиа.

Кроме того, преимущественно объектами информационных материалов становятся компании нефтегазового и банковского сектора. Автор не выявил в СМИ широкого упоминания предприятий лесопромышленного и химического комплекса, вертолетостроения, легкой промышленности, радиоэлектроники, медицинской и фармацевтической промышленности. В общем и целом предприятия обрабатывающего комплекса представлены в информационной повестке дня достаточно скромно, преимущество остается за предприятиями - экспортерами энергоресурсов и сырья. Однобокость представленной информации в СМИ, по мнению автора, будет препятствовать полноценному формированию концепта «промышленность».

В связи с этим автор разделяет позицию исследователя Л.В. Бондаревой, которая в диссертации раскрывает последовательность и механизмы работы с трансляторами и субъектами дискурса. Необходимым условием является достижение определенного уровня новостной видимости. На следующем этапе происходит закрепление за субъектом определенных смысловых (субстантивных) характеристик. И далее, к уже зафиксированным смысловым характеристикам добавляются оценочные (аффективные) [Бондарева, 2007, с.14]. Автор полагает, что рекомендации исследователя должны быть учтены при формировании стратегии и тактики проведения государственной информационной политики по формированию и вербализации концепта промышленности в дискурсе массмедиа. Кроме того, должны быть учтены тенденции, которые были выявлены в результате проведенного анализа.

Автор делает вывод, что количественные характеристики объема представляемой информации в СМИ недостаточны для создания адекватной реалиям информационной модели, способной вербализовать заявленный концепт. Для этого требуются увеличение объема информации по промышленной тематике в современных СМИ, формирование креативного контента. Необходимо также изменить подход и к выбору каналов коммуникации: информационная политика должна быть направлена на увеличение контента именно в телевизионных СМИ. Чтобы не проигрывать в коммуникативном соревновании за федеральную повестку дня, формирование концепта промышленности целесообразно сосредоточить в том числе на уровне региональных СМИ, а также диверсифицировать каналы коммуникации, поставив в приоритет издания, имеющие массовую аудиторию. В связи с этим от коммуникатора потребуются специфические навыки в способности сформулировать информационное сообщение таким образом, чтобы оно было интересным для аудитории различных СМИ, в том числе массовых изданий.

Вербализации концепта «промышленность» будет способствовать выявление наиболее эффективных референтных групп, лидеров мнений, которые бы доступно доносили информацию до аудитории, при этом очевидно, что трансляторы дискурса должны обладать максимальной информационной энергией и находиться в резонансе с требованиями аудитории. Коммуникативные акторы от промышленного сектора должны принимать более активное участие в управлении информационными потоками и темами общественных дискуссий.

Задачи государственной информационной политики по формированию и вербализации концепта «промышленность» могут быть определены следующим образом: максимально полно репрезентовать развитие российской промышленности в массмедиа-дискурсе, учитывая в том числе территориальный и отраслевой признак. Речь идет о разработке и апробации долгосрочной, широкоформатной и глу-

бокоэшелонированной линии поведения в публичном пространстве.

Библиографический список

1. Бизюков Н.В. Явление речевой манипуляции как ложной коммуникации (на материале политического дискурса) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1.

2. Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2007. 144 с.

3. Васильев А.Д. Вербализация концепта «власть» в языковом сознании краснояр-цев // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2.

4. Воронцова О.И. Влияние телевидения на современное общество // Каспийский регион: политика, экономика, культура: научный журнал. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2009. №1 (18).

5. Горбачева Е.В. Политический дискурс как механизм формирования государственно-гражданских отношений: дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10. М., 2007. 183 с.

6. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. 2003. № 3.

7. Кожемякин Е.А. Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры: автореф. дис. . д-ра филос. наук: 24.00.01. Белгород: Изд-во БелГУ. 2009.

8. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории текста к структуре текста. М., 1997.

9. Методы оценки качества PR-деятельности. Ключевые показатели эффективности [Электронный ресурс]. URL: http://www.akospr. ru/wp-content/uploads/2012/02/AKOS_ memorandum_KPI_2015_final_09.09.20151.pdf

10. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001. 656 с.

11. Практика медиаизмерений: аудит, отчетность, оценка эффективности PR / И. Райх-ман. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013.

<С £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

12. Родина В.В. Имидж российской промышленности как фактор ее конкурентоспособности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 1.

13. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997.

14. Тихомиров А.В. Понятия «концепт» и «дискурс» и проблема гражданского общества: к методологии исследования // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Филосо-

фия. Социология. Право. 2009. № 9. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/ponyatiya-kontsept-i-diskurs-i-problema-grazhdanskogo-obschestva-k-metodologii-issledovaniya (дата обращения: 28.03.2016).

15. Хвостунова О.И. Эксперты как субъект политического дискурса в СМИ: дис. ... канд. фи-лол. наук: 10.01.10. М., 2006. 385 с.

16. Lippman W. Public opinion. N.Y.: The Macmillan company, 1945.

17. McLuhan М. Understanding Media: The extensions of man. N.Y.: Signet Books, 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.