УДК 811.511.21
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ БИНАРНЫХ ТОН^ПТОВ «УМ/РОЗУМ» И «ГЛУПОСТЬ/ДУРГСТЬ» В РУССКOМ И УКРAИНСКOМ ЯЗЫ^Х (НA МAТEРИAЛE ПOСЛOВИЦ И ПOГOВOРOК)
М. Г. Цeрцвaдзe
Кутаисский государственный университет имени А. Церетели
Поступила в редакцию 28 июня 2016 г.
Aiinoiaiimi: в статье на материале русских и украинских пословиц рассматриваются концепты «ум» и «глупость», выявляется их содержание, национальная специфика. Автором предлагается их классификация по различным признакам, а также выделяются релевантные признаки, определяющие структуру описываемых концептов. В результате исследования была получена информация как собственно лингвистического, так и экстралингвистического характера. Ключсвыб ^oba: концепт, пословица, поговорка, релевантные признаки.
Abstract: tНе article offers а discussion о/tНе "cleverness" and "stupidity" concepts based оп Russian and Ukrainian proverЬs. The aim о/'Не study is to show national features о/these concepts апd offer Неir taxonomy Relevant features which define the structure of the two concepts are described and linguistic and extralinguistic information about the concepts of "cleverness" and " stupidity" is presented. Key words: concept, proverb, saying, relevant characteristics.
Проблем а взаимосвязи языка и культуры в современной отечественной лингвистике давно вышла на первый план. В фокус внимания исследователей, работающих в лингвокультурологическом направлении, попадают различные концепты, под которыми понимаются базовые ментальные единицы, обязательно этнически значимые для данного языкового коллектива.
Исследование концептов в последнее время проводится на самом разнообразном материале. Весьма результативным является применение концептуального анализа для реконструкции пословичной картины мира разных языков. Пословичная картина мира, отражая менталитет народа, представляет собой особую когнитивную структуру, результат познания мира определенным социумом. Паремии, по мнению В. Н. Телия, занимают особое место в языковой картине мира, отражая в своей семантике длительный процесс разития культуры народа, фиксируют и передают из поколения в поколение культурные установки, стереотипы и архетипы [1, с. 85].
Цель данной работы - описание русских и украинских концептов «ум»/«розум» и «глупость»/ «дурють», выявление их содержания и национального своеобразия (на материале русских и украинских пословиц). Выбранные для анализа концепты, входя в концептуальную оппозицию и характеризуя интел-
© Церцвадзе М. Г., 2016
лектуальные возможности человека в обоих языках, принадлежат к универсальным категориям, определяющим человеческое мышление.
Непосредственным предметом изучения являются национальные универсальные и специфические языковые средства, реализующие данные концепты в двух языковых картинах мира - русской и украинской.
Актуальность настоящего исследования о буслов-лена необходимостью более углубленного изучения концептов как сущностей, раскрывающих мировоззрение народа. Проникновение в концептосферу языка позволяет лучше осмыслить миропонимание и поведение людей, раскрыть национально специфические черты отдельных концептосфер, а также выявить их всеобщие, универсальные черты. Именно с позиций лингвокультурологии - активно развивающегося направления современной науки - рассматриваются в данной работе концепты «ум» и «глупость». Кроме того, насколько нам известно, работы, посвященной сопоставлению русских концептов «ум» и «глупость» с украинскими пока нет.
При выполнении настоящего исследования использовались следующие методы: метод сплошной выборки; статистический; описательный; сравнительно-сопоставительный.
Материал исследования включает 65 пословиц и поговорок, репрезентирующих концепты «ум» и «глупость» в русском языке, 40 пословиц и поговорок - в украинском языке.
М. Г. Церцвадзе
В рeзультaтe прoвeдeннoгo aнaлизa были выделены слeдующиe oпрeдeляющиe признaки кoнцeптa «ум/розум» в русском и укрaинскoм языках:
- тендерные : Волос долог, да ум короток (у бaбы); Волосу многонько, а разуму маленько (у бaбы); Без жены - что без ума; Бабий ум лучше всяких дум; Бабий ум - бабье коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца; Женские умы - что татарские сумы; Мужик умен, да мир дурак; У мужика кафтан сер, да ум у него не волк (не чёрт) съел; Мужик умён -пить волен; У жгнки волос довгий, тарозум короткий;
- вoзрaстныe: Летами ушел, а умом не дошел; Стар годами, да молод умом; Седина в бороду - ум в голову; Долго пожил, а ума не нажил; У молодых умок, как в поле ветерок; Волосся вже сивий, а розум ще молодий; Борода до пояса, арозуму нг волоса! Из этого следует, что для носителей русской и укрaинс-кой мет^ьной культуры вoзрaст не всeгдa является пoкaзaтeлeм зрелости умa. Одгако отдельный уровень гаремического фoндa содержит единицы, згачение которых зaключaeтся в том, что с вoзрaстoм люди стaнoвятся умнее: Чем голее, тем умнее (хитрее, мудренее: о голове); Як голова сивге, так людина мудргшае;
- прoстрaнствeнныe: Лоб широк, а в голове тесно; Большой ум лучше малых дум; Голова, что чан, а ума ни на капустный качан; Голова с пивной котел, а ума ни ложки; Голова - що казан, а розуму - нг ложки; Око бачить далеко, а розум ще далг. Тaким oбрaзoм, сoглaснo прeдстaвлeниям русской и укрaинскoй эт-нокультуры, ум выстугает гаделенным прoстрaнс-твенными хaрaктeристикaми: ум может быть большим, широким или узким.
Ум имеет свою четкую мaтeриaльную лoкaлизa-цию - в голове: Голова без ума, что фонарь без свечи; Ум не в бороде, а в голове. В укрaинскoм языке: Голова без розуму, що лгхтар без свгчки; Голова без розуму, що млин без води;
- предметные: Толк - это есть, да не втолкан весь; Есть ум, да вон не лезет; Ум городьбой не обгородишь; Чужими умами только бураки подшивают; Не копьем побивают, а умом; У них, у всех, никак, мозги набекрень; Заниматься умом (брать взаймы) - не управиться. Среди гаремий укрaинскoгo языга подобных гаремий не обгаружено.
В русской и укрaинскoй пословичной гартине мирa тaкжe были выявлены гаремии, в которых по гаивным прeдстaвлeниям ум oбрeтaeтся вследствие опыта чужого или своего (гак прaвилo, неприятного): Неволя учит и ума дает; Пора ушла, так ум пришел; Кому бгда докучит, то йрозуму навчить.
Русские пословицы сoдeржaт предостережение относительно чужого опыта - обретение умa га его основе может иметь негативные последствия: Чужая
беда не дает ума; Чужим умом в люди не выйдешь; Чужим умом жить - добра не нажить. Есть гаремии с нeйтрaльным згачением: На свой ум не надейся, а за чужой не держись!; На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом; Свой умок - свой домок, свой уголок; Живи всяк своим умом да своим горбом!; Ум имей хоть маленький, да свой; Шуба на сыне отцовская, а ум у него свой. В укрaинскoм языке это пословицы: Всгх слухай, а св1йрозум май; Свгйрозум май г людей питай.
Сборник русских пословиц фиксирует группу гаремий, вырaжaющих о тношение нaрoдa к aлкoгoлю и его гагубному воздействию га мыслительную деятельность человега: Мужик глуп - пропьет и тулуп; Вино с разумом не дружит; От водки ум короткий; С дураком пива не сваришь; а и сваришь, так не разопьешь. В сборнике укрaинских пословиц не были обгаружены гаремии с подобным згаче-нием.
Сопоставляя пословицы об уме, мы видим, что для русского и укрaинскoгo языков является aктуaль-ным смысловой компонент «речь гак средство предъявления интeллeктуaльных способностей человега»: гачественные хaрaктeристики выскaзaннoгo слoвa или его отсутствие становятся пoкaзaтeлeм уровня интeллeктуaльнoгo рaзвития. В рaссмaтривaeмых языгах мoлчaниe хaрaктeризуeтся положительно. Много говорить - не згачит быть умным, болтают много дурaки - таков общий смысл пословиц: Не тот умен, кто говорит, а тот, кто слов не тратит; Когда голова думает, язык отдыхает; Умный с полуслова понимает; Прямой, что дурной; Много сказано, да послушать нечего. Шремии из укрaинс-кого языга: Мудргй головг досить два слова; Мудрий все мовчить г сто дурнгв навчить; Мудрий мовчить, поки дурень бурчить; Мудрий не все каже, що знае, а дурень не все знае, що каже; Мудрий носить мова у серщ, дурень - серце мовою; Довгий язик головг не приятель; Розумна голова не скаже порожнг слова.
Из рaссмaтривaeмых примеров можно сдeлaть вывод, что хaрaктeристикa интеллекта человега в пословигах и поговоргах сoпoстaвляeмых языков одигакова. Однако среди о бщего кoличeствa гаремий пословицы с кaтeгoриaльнoй гарой «ум-речь» в ук-рaинскoм языке зaнимaют 18 %, a в русском только 6 %.
Oбширнaя чaсть пословиц и поговорок рaссмaт-ривaeмых языков мaнифeстируют ценность умa: Краще з розумним у бгдг, нгж з дурним в добрг; Краще розумний докгр, тж безглузда похвала; З розумом жити - тшитися, без розуму - вшатися; З розумом торгувати, а без розуму бгдувати; Розумного пошли - одне слово скажи, дурня пошли - скажи, та й сам за ним пгди (русский aнaлoг: Лучше с умным потерять, чем с дураком найти). Шремии из русского
Вербализация бинарных концептов «ум/розум» и «глупость/дур1сть» в русском и украинском языках..
языка: Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю; Лучше с умным потерять, чем с глупым найти; Лучше умная хула, чем дурацкая похвала; Умная ложь лучше глупой правды; Чем выиграть у глупого, лучше проиграть умному.
В то же время при противопоставлении ума и глупости в русских паремиях в некоторых случаях отмечается отрицательная характеристика ума, например: С умом жить - мучиться, без ума жить - тешиться; С умом задумано - без ума сделано. Это явление можно назвать о дной из особенностей русского менталитета, так как в украинском ни в одной из пословиц ум не был охарактеризован отрицательно.
Ряд паремий рассматриваемых языков указывает на синкретизм ума и рассудительности: Глупый осудит, а умный рассудит; Дурак не рассудит, а умный не осудит; Умный не осудит, а глупый не рассудит; Розумний не здивуеться, а дурень не здивуе; Розумний учить, а дурень повчае; Розумнийрозсудить, а дурень осудить.
Таким образом, находясь в оппозиции, концепт «глупость/дурють» в большинстве случаев о ценивает-ся крайне негативно.
Отсутствие ума в русской языковой картине мира связывается, как правило, с отсутствием материальных благ: Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет и рубля. Без ума суму таскать, а с умом деньги считать. В украинской паремиоло-гии такое соответствие не так частотно: З розумом торгувати, а без розуму бгдувати.
Ознакомившись со словарными статьями толковых словарей русского и украинского языков, передающих отношение носителей этнокультуры к концепту «глупость/дурють», можно сделать вывод, что глупость связана с ограниченными умственными способностями, а также поступками, совершенными человеком с ограниченными умственными способностями.
Также следует выделить релевантные признаки, определяющие структуру концепта «глупость»:
- возрастные (с возрастом люди становятся глупее): Старый - что стареет, то дуреет; Старые дураки глупее молодых; От старых дураков молодым житья нет; Волосся сивгерозум слабшае;
Кутаисский государственный университет имени А. Церетели
Церцвадзе М. Г., доктор филологии, профессор департамента славянской филологии
E-таИ: т21а.сегсуаё2е@уапёех.ги
Тел.: +579080564
- вегетативные: Дураков ни орут, ни сеют, a сами родятся; У него в голове - колос от колоса, что не слышно и голоса; Велик пень, да дупляст. В украинском языке: Дуртв не ають, не орють, а вони самг родяться; Верба товста, та в серединцг порожня.
В целом в обеих лингвокультурах преобладают в количественном выражении и богатстве самих репрезентаций паремические единицы, объективирующие концепт «глупость/дурють», по сравнению с концепом «ум/розум».
Обнаруженные группы признаков, составляющих структуру концептов «ум» и «глупость» в русском языке и концептов «розум» и «дурють» в украинском языке позволяют нам рассуждать об умственной деятельности человека, полноценной или недостаточной, сниженной. В понимании носителей русской и украинской этнокультуры ум/розум связывают с деятельностью мыслительной и познавательной, в то время как глупость/дурють - с ограниченной умственной деятельностью.
Таким о бразом, проведенный нами анализ позволил составить представление о месте и роли концептов «ум/розум» и «глупость/дурють» в русской и украинской паремиосферах. Они оказалась одними из центральных понятий как в концептосфере русского народа, так и в ценностном ряду украинцев. Являясь универсальным явлением в человеческой жизни, концепты «ум» и «глупость», однако, по-разному концептуализированы в русском и украинском языках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. - М. : Языки рус. культуры, 1996. -288 с.
ИСТОЧНИКИ
2. РыбниковаМ. A. Русские пословицы и поговорки / М. А. Рыбникова. - М., 1962. - 230 с.
3. Укр аинские народные пословицы и поговорки. Пословицы на украинском языке. - Режим доступа: www.poslovitza.ru>ukrainskie.html
КШаЧ^ч Un^^ty пашей аАег A. Т^'е^еН
M. G., Босо оf Philology, Рго/е^ч'ог оf Не Б1ауЧс Phihhgy БерагШеП
E-шаИ: шхЧа.сегсяасЬе@уапс1ех.ги
Те1.: +579080564