Научная статья на тему 'Венгрия: весна надежд и сомнений'

Венгрия: весна надежд и сомнений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
202
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Венгрия: весна надежд и сомнений»

ЭВОЛЮЦИЯ СТРАН ЦВЕ

Любовь ШИШЕЛИНА

ВЕНГРИЯ: ВЕСНА НАДЕЖД И СОМНЕНИЙ

Столь холодной в температурном измерении и столь горячей в политическом отношении весны в Венгрии давно не было. Весна 2006 года может быть признана рубежным событием для Венгрии. В апреле в стране прошли парламентские выборы, уже пятые после отказа от единоличного правления ВСРП. Первого мая исполнилось два года с того времени, как Венгрия стала полноправным членом ЕС. Наконец, этапным событием для российско-венгерских отношений стал осуществлённый с интервалом в 14 лет визит российского президента в Будапешт. Все вместе эти события могут стать определяющими для Венгрии и её международной роли на ближайшие десятилетия.

Венгерский путь в Европу

Венгрия стала первопроходцем среди бывших социалистических стран в налаживании отношений с Евросоюзом. Ровно десять лет, со дня подачи заявления о приёме в ЕС, она готовилась к этому событию и вот уже два года является его членом. С одной стороны, два года - это очень короткий срок, чтобы оценить достигнутое. Ещё рано говорить, например, о том, насколько венгерское общество стало ощущать себя частью единого экономического и правового пространства с Западной Европой. Однако с учётом длительного периода адаптации к условиям ЕС два года - это достаточный период для оценки происходящих перемен и определения тенденции.

Вообще вступившим в Европейский Союз 1 мая 2004 года постсоциалистическим странам досталась по сравнению с ранее принятыми странами ЕАСТ незавидная роль. Не успели они подсчитать плюсы и минусы своего членства, как в самом Евросоюзе один за другим разразились два мощных кризиса, способных опрокинуть всю конструкцию Большой Европы. Естественно, что свои

© Шишелина Любовь Николаевна - ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат исторических наук.

проблемы - конституционный1, а затем финансовый кризис2 - старые члены ЕС попытались списать на счёт новичков, вдруг, после длительного периода адаптации к стандартам и нормам сообщества, воспринятых ими не иначе как камень на шее. Взаимоотношения между "пятнадцатью" и "десятью", между "старой" и "новой" Европой спустя два года членства оказались весьма сложными и напряжёнными, лишёнными былой благостности и энтузиазма. По признаниям многих евродепутатов от восточноевропейских стран, расширение ЕС за счёт Восточной Европы и Прибалтики на деле возродило "Берлинскую стену" уже внутри ЕС, между странами Запада и Востока Европы. Это особенно ярко можно проследить по позиции Великобритании, которая с конца 1980-х годов активно агитировала сопротивлявшееся сообщество за принятие стран Восточной Европы, а в 2005 году не включила уже ставших членами ЕС восточных европейцев в первый вариант бюджета этой организации. Однако насколько реальна вина восточных европейцев? Не стал ли кризис в ЕС результатом собственной поспешности и ошибочных действий Евросоюза?

Что касается Венгрии, то, удачно начав переговорный процесс в начале 1990-х годов, она сохраняла лидерство среди кандидатов на первоочередное вступление вплоть до самого конца десятилетия. В 1990-е годы страна освоила беспрецедентный по масштабам и в сравнении с другими странами региона поток западных инвестиций. В Венгрию выносились не только производственные цеха ряда западных компаний, но и научно-исследовательские лаборатории, что в конце 1990-х годов позволяло Венгрии сохранять свой научный потенциал и вкладывать значительные средства в развитие науки. Однако в начале 2000-х ситуация резко изменилась. Этому способствовало сразу несколько причин. Одна из них - стремление ЕС вынести производство за пределы Европы, в обладающие ещё более дешёвым рынком труда азиатские страны. Другая причина - появление в центре Европы сильного конкурента в лице Словакии, которая, затягивая с решениями об интеграции в западные структуры и опираясь на российский рынок при Владимире Мечиаре3, сумела не только сохранить, но и существенно развить свой промышленный потенциал. Словакия оттянула на себя значительную долю инвестиций, которые в ином случае могли бы достаться Венгрии.

Венгрия первой из восточноевропейских стран в июне 1997 года подписала

1 Весной - летом 2005 года сначала граждане Франции, а затем Голландии отклонили единую европейскую конституцию.

2 Председательствовавшая в ЕС во второй половине 2005 года Великобритания долгое время не могла представить сообществу бюджет на следующий финансовый период, который в Евросоюзе исчисляется семью годами.

3 Владимир Мечиар, лидер Народной партии - Движения за демократическую Словакию, находился на посту премьер-министра страны с 1992 по 1998 гг. Отдавал приоритет национальным интересам страны, из-за чего Словакия была вычеркнута из списка кандидатов на приём в НАТО и ЕС.

с ЕС договор о подготовке к вступлению1, включающий детальный мониторинг ситуации в стране со стороны Евросоюза. Анализ готовности стран-кандидатов к вступлению включал не только текущее состояние той или иной отрасли, но и тенденции в её развитии. Уже в 1997 году Евросоюз признал Венгрию страной, способной справиться с рыночной конкуренцией внутри ЕС. Однако перед самым вступлением в венгерской экономике наступила полоса спада, которая нашла своё отражение в отчёте за 2003 год. В нём, в частности, отмечалась утрата динамики венгерской экономикой и ухудшение общего экономического баланса по составу ВВП, внешней задолженности и ещё ряду ключевых экономических показателей2. Тем не менее констатировалось, что венгерская экономика достаточно сильна для того, чтобы справиться с этими проблемами. Наряду с некоторыми неудовлетворительными (по мнению Евросоюза) тенденциями в области реформирования сельского хозяйства (отсутствие консолидации земельных угодий и рынка земли, недостаточная конкурентоспособность продукции) экспертами ЕС отмечался прогресс в сфере занятости (падение уровня безработицы с 7,8% в 1998 г. до 5,6% в 2002 г.), успешное выполнение социальной и образовательной программ. Не обошлось и без курьёзов: Венгрии, не имеющей выхода к морю, ЕС выставил претензии в области рыболовства3. Наряду с выполнением требований законодательного плана в области регулирования пограничных вопросов и иммиграции, высказывались дополнительные пожелания в связи с проблемой цыганского населения4.

В самый канун вступления Венгрии в ЕС неблагоприятная тенденция в экономике страны усилилась кризисом управления, связанным с фигурой приглашённого социалистами на должность премьер-министра известного ещё в када-ровские времена финансиста, а затем крупного банкира Петера Медьеши. Балансирование на грани общенационального кризиса постоянно отвлекало внимание правящей партии от настойчивости в переговорах с Брюсселем. В ходе

1 Договоры были построены по принципу соблюдения копенгагенских критериев и учитывали: 1) стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, соблюдение прав человека, уважение и защита меньшинств; 2) наличие функционирующей рыночной экономики и способности справляться с натиском конкурентной борьбы внутри Сообщества; 3) способность брать на себя обязательства, связанные с членством, включая приверженность целям политического, экономического и финансового союза. Council decision on the principles, priorities, intermediate objectives and conditions contained in the Accession Partnership with the Republic of Hungary of 6 December 1999.

http://www.europa.eu.int/smartapi/cgi/sga_doc?smartapi!celexplus!prod!DocNumber&lg=e n&type_doc=Decision&an_doc=1999&nu_doc=850

2 Hungary - adoption of the community Acquis http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e01103 .htm

3 http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e04103 .htm

4 Hungary - adoption of the community Acquis http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e04103 .htm

проведённого летом 2003 года референдума по поводу членства в ЕС Венгрия удивила всех самой низкой явкой избирателей среди стран-кандидатов. В референдуме приняло участие всего 45,6% имевших право голоса венгров1. Это обстоятельство можно рассматривать как утрату интереса к процессу, некое досрочное разочарование в нём. Впрочем, определённый спад энтузиазма по поводу вступления Венгрии в ЕС наметился задолго до самого события. По результатам опроса общественного мнения, с мая 2003 года по апрель 2004 года группа "еврооптимистов", или тех, кто полностью поддерживал вступление Венгрии в ЕС, уменьшилась с 45% до 30%. На этом фоне выросла группа так называемых "еврореалистов", то есть тех, кто скорее поддерживает вступление, нежели нет: с 40% до 48%. Одновременно на фоне трёхпроцентного роста тех, кто не определился со своим мнением, на 4% (с 13 до 17%) выросло число тех, кто решительно высказался против вступления в ЕС2. Это свидетельствует о том, что особых надежд с членством в ЕС венгерское общество не испытывало. Десятилетие адаптации к условиям ЕС на фоне снижающихся параметров жизненного уровня, очевидного расхождения надежд и реальности, в самый канун вступления ввергло население наиболее успешных стран-кандидатов почти в полное безразличие по поводу исхода процесса. Всё это и отразилось в итогах референдумов. О весьма сомнительной легитимности референдумов относительно вступления в ЕС пишет венгерский профессор Йожеф Бёрёц3. По его мнению, "шесть из девяти референдумов не смогли получить мандат даже по самой благоприятной схеме (пятьдесят процентов плюс один голос), не говоря уже о том, что ни один из девяти не смог получить мандата квалифицированного большинства в виде двух третей"4. Таким образом, на самом деле, как указывают некоторые аналитики, за фасадом триумфальных отчётов брюссельских функционеров о готовности восточноевропейских стран к членству в ЕС на самом деле скрывается "тревожащая беспомощность"5. Можно даже сказать, что идея вступления в ЕС не получила в странах Восточной Европы весомой поддержки населения6. Результаты референдумов, ставшие свидетельством, по выражению того же Й. Бёрёца, "несчастливого", "лишённого надежд и ожиданий" вступления, могут в будущем сказаться в самом непредвиденном, непредсказуемом и небезупречном поведении представителей этих стран при принятии тех или иных решений органами управления ЕС7. Не исключается рост крити-

1 Однако по закону число явившихся значения не имеет.

2 Данные Median www.mno.hu 04-2004.

3 Böröcz Jozsef. East European Entrants to EU...

Ibid. P. 57. Среди шести стран имеются в виду Мальта (с мандатом 48,14), Венгрия (38,19), Словакия (48,22), Польша (45,25), Чехия (41,72) и Эстония (42,81).

5 Krzeczunowicz Andrzej. What European Union Are We Joining? // Poland in Europe. 2004, No 2. P. 82.

6 Kurcsewszka Urszula. Referenda Regarding Ratification. P. 73.

7 Böröcz Jozsef. East European Entrants to EU. P. 57.

ческих настроений, дистанцирования и обструкции со стороны новых членов1.

Венгрия в ЕС

Главной целью венгров при принятии решений об интеграции в западные структуры было обеспечение собственной безопасности, стремление улучшить свои жизненные условия через модернизацию экономики и подъём уровня производства. Венгры стремились стать частью наиболее динамично развивающейся половины европейского континента и таким образом получить от неё импульс и дополнительные средства для собственного развития. Однако результаты первых двух лет членства пока не вселяют особого оптимизма.

По итогам 2004 года Венгрию скорее можно отнести к странам, пока не получившим ощутимых выгод от вступления в ЕС. Дело в том, что страна, подготовившись к вступлению в ЕС в международном плане, оказалась неорганизованной внутренне. Новые условия хозяйствования, когда основным источником поступления средств на развитие являются гранты ЕС, стали для венгерских тружеников "большим сюрпризом". В результате Венгрия не востребовала, а следовательно, и не получила из бюджета ЕС предназначавшиеся ей средства. По подсчётам экспертов2, в 2004 году Венгрия воспользовалась лишь четвертью предназначавшейся ей суммы, которая равнялась 50 млрд форинтов, в то же время внеся в бюджет сообщества 135 млрд. Да и поступившие средства пришли в страну с большим опозданием, когда в сельском хозяйстве, к примеру, уже минул "актуальный" период. Виновными в конкретной ситуации были признаны Министерство сельского хозяйства и Министерство регионального развития, не информировавшие должным образом сельских тружеников, не способствовавшие переходу на новый способ получения средств. По итогам первого года членства в ЕС Венгрия оказалась на последнем месте среди десяти новых стран по объёмам средств поддержки, полученных от ЕС: в среднем - 16 евро на человека!3 Венгры, как и предсказывала известный венгерский социолог Магдолна Чат, народ, привыкший трудиться, не сумели обойти другие народы Европы в навыках оформления заявок на гранты Евросоюза4.

Однако есть и вина самого ЕС. По настоянию Европейского Союза венгерские кооператоры значительно снизили объёмы производства. Это особенно коснулось таких определяющих для Венгрии отраслей, как скотоводство и виноделие. Однако и с оставшейся частью возникли проблемы сбыта. В то время как в Венгрии остановилась часть производственных мощностей, на её рынок хлынул поток не всегда качественной дешёвой продукции из других стран Ев-

1 Ibidem.

2 www.mno.hu 2005. тагаш 9.

3 www.mno.hu 2005. _)итш 13.

4 С8аШ Magdolna: 'Е а mi Еигорапк?" Kaiгosz К^о, Budapest, 2003.

росоюза, в том числе из Польши. В знак протеста против создавшейся ситуации в феврале 2005 года сельскохозяйственные рабочие буквально въехали в Будапешт на своей технике и устроили продолжительную забастовку с требованием к правительству сохранить жизнь в венгерских деревнях, создать благоприятные условия для производства, договориться о квотах на продукцию животноводства и т. д.1

По результатам первого года членства в ЕС, материальное положение венгров, занятых в сельском хозяйстве, снизилось на 10%2. За тот же период Венгрия оказалась лидером по числу банкротств среди новых членов ЕС. В 2004 году оно увеличилось на 0,8%, что в цифровом выражении составило 7756 предприятий3.

В социальной сфере особенно удручающим оказалось положение в области здравоохранения. Нехватка средств и младшего медперсонала навела правительство социалистов на мысль, что положение может улучшить приватизация лечебных учреждений. Такое предложение вызвало реакцию отторжения у населения. Вообще объёмы приватизации за последний год значительно возросли. Очередь дошла до таких крупных объектов, как главный венгерский аэропорт Ферихедь. Национальная же венгерская авиакомпания уже не первый год предлагается к продаже.

Ухудшилось финансирование образования и науки. Государство отказалось от системы грантов по введённому Союзом молодых демократов4 плану Сече-ни5, с конца 1990-х годов оказывавших существенную поддержку венгерским учёным и преподавателям.

Рост цен и безработицы - это отдельная статья. Ещё в 2003 году Еврокомис-сия отмечала прогресс Венгрии в сфере занятости (падение уровня безработицы с 7,8% в 1998 г. до 5,6% в 2002 г.). Но вот спустя два года после вступления в ЕС уровень безработицы приблизился к 8%. И хотя по меркам Евросоюза и других стран региона, где безработица достигла 18%, это немного, настораживает, что армию безработных в Венгрии активно пополняет молодёжь. В возрастной группе до 24 лет этот уровень один из самых высоких в Европе.

Так где сегодня находится Венгрия? По мнению бывшего министра финансов Венгрии Лайоша Бокроша, если будет сохраняться наблюдаемый в последнее время 3-4-процентный годовой прирост ВВП, то уже внуки нынешних активных политиков смогут оценить жизненный уровень Западной Европы, не выезжая за

1 www.mno.hu 2005. ГеЬгиаг 18.

2 www.mno.hu 2005. та|ш 10.

3 www.mno.hu 2005. тагаш

4 Далее-СМД.

Государственный план поддержки национальных предприятий в области экономики, сельского хозяйства, туризма, культуры и науки (система грантов). Был учреждён правительством СМД, назван именем графа Иштвана Сечени (1791-1848), известного реформатора, покровителя наук и искусства.

пределы Венгрии. Это будет возможным лет через 25-301 (австрийская газета "Ди Прессе"2 осторожнее в своих прогнозах: её эксперты называют 38 лет для Венгрии и 52 года для Польши). Бывший министр обращает внимание на такой показатель: если раньше хотя бы треть населения откладывала деньги на завтрашний день, то сегодня таких возможностей у венгров нет. Предостерегает он и от чрезмерной надежды на западные инвестиции и создаваемую таким образом искусственную экономическую конъюнктуру. Если Венгрия пойдёт по такому пути, то её "путь в Европу" займет не 20, а все 50 лет, заключает он.

Официальные итоги двухлетнего пребывания Венгрии в ЕС пока не подведены. Однако по результатам года некогда опережавшая других кандидатов в члены ЕС страна оказалась где-то в середине их списка. Практически по всем показателям лидирует в группе "новых европейцев" Словения, затем идёт Чехия, а замыкает группу Латвия3. При этом уровень жизни Словении составляет примерно 78% от среднего по ЕС, а Латвии - 43%. То же относится и к уровню заработной платы в этих странах.

Много разочарований и в политической области. Венгры не получили от своего членства в новых структурах столь ожидавшегося ими решения национального вопроса. Прогресс в словацко-венгерских отношениях наметился без всякого содействия со стороны ЕС, вне Пакта стабильности, после смены правительств в обеих странах. Наиболее проблематичные по соблюдению прав национальных меньшинств, с точки зрения Венгрии, регионы (Закарпатье, Тран-сильвания и Воеводина) после первой волны восточного расширения остались за пределами Евросоюза. Действительно, венгерской делегации в Европарла-менте удалось убедить международных чиновников направить делегацию для мониторинга ситуации в Воеводине, где за последнее время участились случаи нарушения прав венгерского меньшинства и даже избиения представителей местного венгерского населения. Однако они оказались способными лишь зафиксировать случаи насилия со стороны сербов. Никаких конкретных мер предложено не было. В самой Венгрии всё больше сомнений в том, что при том уровне коррупции, который существует в европейских структурах, вообще возможно что-либо решить. И это обстоятельство особенно удручает венгров, поскольку Запад неоднократно давал Венгрии обещания помощи в разрешении проблемы её конациональных диаспор. А это очень болезненная проблема для Венгрии, не раз в истории бросавшая её в изначально проигрышные коалиции, как во время Второй мировой войны. Оставалась эта проблема актуальной и практически весь послевоенный период4.

1 www.mno.hu , 2005, marcius 25.

2 diepresse com. 23.04.2004.

3 www.mno.hu , 2005, majus 26.

В годы социализма и закрытости границ число венгров, проживавших в соседних государствах, оценивалось цифрой, превышавшей 5 млн человек.

Венгерский поиск пути выхода из кризиса

Провал европейской конституции на референдумах в Голландии и Франции в Венгрии встретили по-разному. С одной стороны, выражалась озабоченность, что торможение процесса скажется на таких параметрах, как введение общей европейской валюты. Эту точку зрения разделяет аналитик Дойче банка Норберт Вальтер1. По его мнению, поскольку в Евросоюзе не существует стратегии на случай провала Конституции, новых членов могут ожидать самые печальные последствия. В частности, они могут так никогда и не войти в зону евро. А Венгрия и так, похоже, станет замыкающей и по введению замены форинта на евро: сегодня в качестве наиболее реальных сроков социалисты называют 2011-й, их политические оппоненты - 2012-2013 годы. Это лишь немногим оптимистичнее прогнозов относительно Польши. В группе же лидеров, как всегда, Словения, запланировавшая введение евро на 2007 год, а также Эстония и Литва. Что ж, масштабы этих экономик значительно меньше, может, так и получится.

В развернувшемся хаосе спекуляций, продолжает немецкий аналитик, как это уже было в 1992 году, инвесторы могут попросту изъять свои вложения из наиболее слабых экономик. К таким экономикам автор причисляет и венгерскую. Однако он считает, что Польше, где правительство более тщательно подготовилось к вступлению в ЕС, возможно, удастся избежать наиболее плачевных последствий.

В целом, в кризисное для ЕС лето 2005 года правительство Ференца Дюрчани демонстрировало несколько неадекватный оптимизм, подобный тому, который страны "новой Европы" уже проявили в канун иракской кампании (когда министр иностранных дел Ласло Ковач высказался в том духе, что Венгрии следует разъяснить Германии и Франции неправоту их позиции). Собравшаяся в июне Вишеградская группа даже договорилась о поддержке приёма в ЕС ближайшей соседки - Украины. Затем, собравшись в расширенном составе вместе со странами Балтии, предложили ЕС принять бюджет не на семь лет, а на ближайшие два-три года. Это якобы могло бы помочь избежать паники и предоставить время для разрешения наиболее острых бюджетных противоречий. Собственно, ничего большего вновь вступившие страны предложить и не могли.

Тем не менее уже сам факт собрания стран Вишеградской группы можно рассматривать как тенденцию. Собственно говоря, подобный исход уже давно предсказывался многими экспертами, но игнорировался политиками. Суть тенденции в том, что ЕС, вобрав в себя новые страны, да ещё в таком количестве, явно превысил разумный, допустимый порог. Дальше внутренние связи в ЕС будут неизбежно ослабевать, а на их фоне будет возрастать значимость и удельный вес регионов. В то время как роль лидера среди вновь вступивших стран пытается играть Польша, реально это удаётся как раз Венгрии. По край-

1 Gazdasаgi уака§ Гепуе§ей КеЫ-Еигора1? www.mno.hu 2005. арп^ 12.

ней мере, так проявила себя эта страна во время кризисных ситуаций в ЕС.

В целом же прошедшие два года членства Венгрии в ЕС свидетельствуют об обоюдном разочаровании. В 2005 году ЕС неоднократно высказывал Венгрии свои замечания относительно бюджетного дефицита и исполнения иных экономических предписаний ЕС, обещая наказывать санкциями и урезанием помощи. Венгрия, в свою очередь, всё больше разочаровывается в результатах. В 2005 году в списке стран, негативно оценивающих членство в ЕС, Венгрию опередили только финны, латыши, англичане и австрийцы1. Причиной недовольства стали рост уровня безработицы и преступности, а также весьма средняя экономическая перспектива. Больше всего среди венгров за последний год упал уровень доверия к органам управления Евросоюза. Брюссельский бюрократизм и уровень коррупции привнёс наибольшее число разочарований.

Всё это заставило венгров дифференцировать свои привязанности. В завершение 2005 года премьер-министр Ференц Дюрчани высказался в том плане, что, если Венгрия желает развиваться более интенсивно, нежели Евросоюз, ей стоит активизировать отношения с наиболее динамичными рынками современности - Россией, Китаем и Японией2. Опираться только на связи внутри Евросоюза, как считает премьер Дюрчани, значит терять темпы развития. Даже Германия, которая долгие годы была главным экономическим партнёром Венгрии в Западной Европе, в последнее время выбрала в качестве объекта повышенного экономического и политического внимания Польшу. С другими ведущими странами ЕС у Венгрии отношения всегда складывались всего лишь на так называемом "дипломатическом уровне".

В последние годы Венгрии удаётся играть соответствующую её возможностям стабилизирующую роль в регионе ЦВЕ. Очевидно, усвоив неблагоприятно складывавшийся для страны опыт ХХ столетия, она тщательно взвешивает своё участие в новых альянсах, формирующихся на постсоциалистическом пространстве. В качестве региональной трибуны, соответствующей новым возможностям страны, Венгрия избрала Вишеградский форум, мнение которого время от времени принимает во внимание и Европейский Союз. Однако Венгрия пока достаточно пассивна как субъект новой европейской политики соседства ЕС. Отношения с Украиной по большей мере складываются вне рамок этой политики. Страна не следует примеру Польши, которая при активной поддержке ЕС формирует к востоку от себя региональные объединения и блоки преимущественно антироссийской направленности. Венгрия не приняла участие в созданном 3 декабря 2005 года в Киеве, при активной поддержке польского руководства, Сообщества демократического выбора, в которое вошли Грузия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Румыния, Словения, Украина и Эстония. По оценке инициаторов, речь идёт о создании "оси демократических стран, кото-

1 www.mno.hu , 2005, decembeг 22.

2 www.mno.hu , 2005, novembeг 4.

рые не желают находиться в зоне влияния России". Вопреки сложившимся историческим традициям, нельзя назвать исключительно тёплыми и открытыми отношения между Венгрией и нынешней Польшей. Премьер-министр Венгрии Ф. Дюрчани не нашёл возможности принять президента Польши во время визита Леха Качиньски в Венгрию в марте 2006 года. Поскольку этот визит состоялся вскоре после визита в Венгрию российского президента В. Путина, Лех Ка-чиньски счёл возможным обвинить Москву в развале Вишеградского сотрудничества. Однако в Венгрии этот выпад лидера Польши в адрес Москвы был воспринят более чем сдержанно. На данном этапе в планы Венгрии не входит формирование альянсов против одного из важных стратегических партнеров, которым является современная Россия. И это ещё одно доказательство стабилизирующей роли, которую сегодня играет Венгрия в срединной Европе.

Возвращение к России

Очевидно, в свете поиска путей диверсификации своих экономических связей Венгрия в последнее время активизирует своё присутствие на российском рынке, пытается оживить культурные контакты. Кульминацией российско-венгерских отношений "новейшего периода" стал состоявшийся с 28 февраля по 1 марта этого года визит в Будапешт российского президента В. Путина.

Два визита президентов России в Венгрию разделяют почти полтора десятилетия. Сойдя с трапа самолета в 1992 году, президент РФ Б. Ельцин, преклонив колена, попросил прощения у всего венгерского народа за жертвы, понесённые им во время событий 1956 года. Тогда этот жест особого впечатления ни на венгров, ни на Европу в целом не оказал, поскольку в восточной части Европы всё ещё сильны были антисоветско-антироссийские настроения, стремление отойти как можно дальше от Востока и приблизиться к Западу. Венгерское общество, озабоченное внутренними экономическими проблемами и предвыборной кампанией, не оценило данный жест в той мере, в которой, очевидно, надеялось на это российское руководство. Так что улучшения отношений он не принёс, как не принёс и оживления неуклонно шедших на убыль экономических связей. Россия признала за собой государственный долг перед Венгрией и почти полтора десятилетия рутинно выполняла изменяющиеся требования венгерской стороны, касающиеся номенклатуры поставок и способов погашения задолженности. Своего низшего предела товарооборот между Россией и Венгрией, как, впрочем, и в отношениях России с другими странами Восточной Европы, достиг в 1993-1994 годах. Затем начался его медленный подъём, подкошенный российским дефолтом в 1998 году. Тем не менее все эти годы и поныне Венгрия стабильно удерживает второе место (после Польши) среди стран Центральной Восточной Европы в торговле с Россией. Сегодня товарооборот между Россией и Венгрией в ценовом выражении достиг 6 млрд долларов.

Визит президента Путина подвёл черту под периодом охлаждения отноше-

ний и открыл новые перспективы для экономического и культурного взаимодействия. Причём завершить период охлаждения удалось на фоне явных успехов, уже достигнутых в 2000-е годы.

Улучшению отношений между Россией и Венгрией на рубеже веков способствовало несколько обстоятельств. К тому времени началось преодоление последствий российского дефолта. Венгрия, став членом НАТО, успокоилась по поводу своей безопасности. К тому же практически бесповоротно решился вопрос о принятии Венгрии в ЕС. Достигнутое таким образом ощущение защищённости позволило Венгрии активизировать свою российскую политику.

Здесь приоритеты Венгрии оформились на двух направлениях - собственно межгосударственные политические и экономические отношения и региональные связи. В политической сфере у нас не наблюдалось особых прорывов. Из-за географического отдаления просто не находилось иных тем для обсуждения, кроме тяжёлого исторического наследия и проблем так называемого историко-мемориального комплекса, а также возвращения вывезенных во время Второй мировой войны ценностей. Венгрия востребовала с России и получила долг по взаиморасчетам периода СЭВ, но в отличие от других стран предъявлять иных претензий финансового свойства не стала. Выплачиваемый Россией долг и так долгие годы препятствовал развитию торговых отношений. В результате Венгрия утратила былые позиции в поставках продукции сельского хозяйства, фармацевтической и легкой промышленности на российский рынок. Не случайно в ходе участившихся в начале 2000-х годов встреч премьер-министров двух стран главной просьбой венгерской стороны остаётся поддержка именно этих статей венгерского импорта в Россию, называемых ею "традиционно успешными". В результате совместных усилий экспорт Венгрии в Россию в 2004 году вырос по сравнению с 2002 годом в два раза, а взаимный товарооборот достиг половины объёма времён СЭВ1. Доля российского экспорта в Венгрию, однако, не позволяет ей избежать дефицита. Это и понятно: большую долю российского экспорта в эту страну составляют энергоносители. Российская сторона в последнее время проявляет повышенный интерес к инвестициям и участию в приватизации венгерских компаний. Были попытки получить контроль над ведущей нефтегазовой компанией Венгрии - МОЛ и венгерской авиакомпанией "Малев". Российские компании выиграли тендер на строительство новой ветки будапештского метро. Пошли в российские регионы и венгерские инвестиции. Так, венгерская компания МИРИП начинает вложения в программу жилищного строительства в Чувашии и других регионах России. Сумма венгерских инвестиций в России достигла 500 млн евро2.

В ходе февральского (2005 г.) визита в Москву нынешнего премьер-министра

1 Во времена СЭВ СССР Венгрия осуществляли обмен товаров на сумму 9 млрд долларов, сегодня он уже превысил 4 млрд.

2 Аргументы и факты № 31, 2005 г.

Венгрии венгерские предприниматели заключили договоры на сумму 33 млн долларов. Год спустя российский президент привёз на переговоры в Будапешт 300 российских предпринимателей. Был подписан ряд совместных документов, расширяющих и дополняющих договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества. Среди них договоры об основных направлениях экономического сотрудничества, о предоставлении земельных участков для строительства в ВНР советских технических центров содействия обслуживанию машин, оборудования и приборов, поставляемых из СССР, о внесении изменений в Соглашение об урегулировании взаимной задолженности между бывшим СССР и ВНР, о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере миграции, о сотрудничестве в области образования на 2006-2008 годы и ещё ряд межрегиональных и межведомственных соглашений. Можно сказать, что процесс пошёл. Однако сравнительный успех на восточном направлении для Венгрии в настоящее время является лишь средством, а не целью. Венгры надеются, что вступление России в ВТО будет способствовать дальнейшему развитию торгово-экономических отношений между нашими странами. Таким образом, интерес Венгрии не очередная переориентация, а, как трактуют эксперты, всяческое содействие подтягиванию России к Европейскому Союзу1 (вопрос, однако, в том, насколько самой России необходимо такое посредничество). Здесь надо понимать, что нынешнее состояние экономики и интеграции на пространстве бывшего СССР не позволит Венгрии выбирать между двумя полюсами. Альтернативы на данный момент нет, но "восточное направление" политики, отождествляемое главным образом с Россией, способно помочь Венгрии достичь более выгодных позиций в ЕС, как это было долгие годы с Финляндией. Но в отличие от Финляндии серьёзной проблемой является то, что у нас с Венгрией нет ни одного метра общей границы. Между нами находится Украина, к которой обе наши страны имеют претензии и которая, скажем прямо, ещё окончательно не сложилась в государственном плане, а поэтому здесь можно ждать любых сюрпризов. Эта способность Украины в полной мере проявилась во время недавнего газового кризиса в отношениях между Россией и Украиной. Венгрия видит перспективы сотрудничества с Россией по вопросу строительства транзитных магистралей для российской нефти и газа на юге и юго-западе Европы. Весьма вдохновило венгров сделанное во время визита В. Путина в Будапешт предложение о создании в Венгрии газораспределительного центра для экспортируемых в ЕС российских потоков.

До сих пор в ряду наших бывших союзников по социалистическому содружеству Венгрия занимает наиболее трезвую, выдержанную линию в политических отношениях с Россией. В отличие от Польши и Литвы она не приняла участия в политической кампании ЕС во время выборов на Украине. Не выступает Венгрия и с обвинительно-компенсаторными требованиями, участившимися со стороны наших бывших союзников в последнее время. Вопреки продолжающимся в Бу-

1 Sz. Б1го Zoltаn: Ке11-е ^к^к Oroszorszаg? NëpszaЬadsаg, 2005. ГеЬтаг 12.

дапеште спорам о роли Советской армии на завершающем этапе Второй мировой войны венгерский премьер-министр признал в беседе с президентом В. Путиным, что это была освободительная миссия. Всё это было по достоинству оценено российской стороной, принявшей решение о передаче Венгрии вывезенных с её территории в годы Второй мировой войны ценностей. В частности, во время визита В. Путина Венгрии была возвращена библиотека Шарошпатакского реформатского колледжа, содержащая древнейшие религиозные фолианты.

Однако, с другой стороны, у нас с венграми пока так и не наметилось единства мнений по большинству актуальных международных проблем, у нас нет общего подхода к мировым процессам. Мы были по разные стороны линии конфликта в югославской войне, разошлись наши официальные позиции по готовящемуся вторжению в Ирак. Венгрия избегает сотрудничества с Россией по вопросу политики в отношении конациональных меньшинств. Наоборот, в последнее десятилетие она примкнула к кампании в защиту прав российских этнических групп. В России такая позиция вызывает непонимание, поскольку неблагоприятные социальные условия, в которых живёт подавляющая часть населения, не имеет в реальности какой-либо антинациональной направленности. Словом, парадоксальным образом в политике на данный момент у России больше взаимопонимания и схожих интересов с западными странами, нежели с Венгрией или другими восточноевропейскими государствами.

Очевидно, причина такого положения скрыта в присутствующей всё ещё у части венгерского общества, русофобии, подавляемой прагматическими выгодами, но не исчезающей без остатка. В качестве примера можно привести ряд комментариев, появившихся в венгерской прессе как в канун визита венгерского премьера в нашу страну в феврале 2005 года, так и в связи с последовавшим год спустя визитом президента Путина в Венгрию.

Как ни странно, но именно в прессе, находящейся под контролем нынешней правящей коалиции, Россию то обвиняют в имперских амбициях по-поводу газового конфликта с Украиной, то призывают к выдержке и спокойствию в отношениях с Россией, что принесёт больше результатов. Что ж, позиция понятная, однако стоит ли её афишировать и как бы извиняться перед аудиторией за активизировавшиеся взаимоотношения с Россией... Тем более что сами же социалисты активно использовали тему налаживания отношений с Россией в своей предвыборной борьбе.

Новый венгерский путь

Действительно, социал-либеральная коалиция весьма активно использовала визит российского президента как часть своей предвыборной кампании. Нисколько не переоценивая роль российского фактора в последней кампании по вы-

борам в парламент1, заметим два его несомненных эффекта. Во-первых, это шаг весьма выигрышный с точки зрения обозначения направления выхода из сложнейшей экономической ситуации, в которой оказалась Венгрия в последние годы. Поэтому лидер социалистов Ференц Дюрчани в ходе полемики с лидером оппозиции Виктором Орбаном одним из первых пунктов обозначил успехи своего кабинета в налаживании связей с Россией, где, по его словам, открываются большие экономические перспективы, огромный рынок для венгерских товаров.2 Во-вторых, учитывая возрастной спектр голосующих за ВСП, а это люди более зрелого возраста по сравнению с электоратом Союза молодых демократов, следует учитывать фактор ностальгии по той роли, которую играла Венгрия для России с конца 1960-х годов - роль страны-реформатора, весьма уважаемой и авторитетной. Таких же позиций в ЕС Венгрии завоевать пока не удалось. К тому же в Венгрии за последние годы стремительно вырос интерес к России в среде молодёжи. Она стремится не только больше узнать о России, но и изучать русский язык (который из-за обязательной программы чаще всего старались бойкотировать их родители), увидеть Россию, а также рассчитывает на получение работы в случае налаживания отношений с российскими фирмами.

Похоже, что это предвыборное обещание - развитие отношений с Россией -может стать наиболее лёгким для социал-либерального кабинета, тем более что и российская сторона в последнее время движется в том же направлении.

Если же оценивать венгерские выборы как тенденцию, то можно охарактеризовать её так: на выборах в Венгрии глобальная тенденция взяла верх над национально-консервативной. Первоочередная задача венгерских социалистов и либералов - продолжить адаптацию страны к европейским и мировым реалиям. Все остальные тенденции скорее имеют, так сказать, вспомогательный характер.

Как и в 2002 году, ныне коалиция Венгерской социалистической партии и Союза свободных демократов победила с весьма небольшим отрывом. 3 В первом туре, когда выборы проводились по избирательным спискам партий, раз-

1 Венгрия - парламентская страна, поэтому решающую роль в определении курса страны на ближайшие четыре года играет парламент. Победившая партия или коалиция выдвигает кандидатуру премьер-министра страны, который по сути, является ключевой фигурой в венгерской политике. Парламент также избирает президента страны, который скорее играет символическую роль, или, как это бывало в новейшей истории Венгрии, - роль арбитра в ряде сложных политических ситуаций, когда не удаётся договориться парламентским партиям. В настоящее время президентом страны является избранный на этот пост в 2005 году бывший председатель Конституционного суда Венгрии Ласло Шойом.

2 Следует заметить, что министру иностранных дел кабинета Виктора Орбана так и не удалось договориться с российским руководством о визите Виктора Орбана в Москву, где, по словам спикера Государственной думы Г. Селезнёва, ожидали именно приезда социалистов.

3 Если искать аналогии с российским политическим спектром, то победившая в Венгрии коалиция могла бы быть представлена как альянс "Единой России" с Союзом правых сил.

рыв между партиями Ференца Дюрчани и Виктора Орбана составил всего 1,18% (43,21% против 42,03%). Исход выборов решило голосование по одномандатным округам, состоявшееся во втором туре. Однако впервые в истории новой Венгрии правящая коалиция осталась у власти. Причём альянс социалистов и либералов будет управлять страной уже в третий раз.1 Следует учитывать и то, что Ференц Дюрчани возглавляет кабинет менее двух лет. По всей видимости, и этот ход - замена лидера кабинета - также способствовал сохранению у власти социал-либеральной коалиции, несмотря на все претензии, имеющиеся к ней у венгерского населения.

Ещё две прошедшие в парламент партии - либеральный Союз свободных демократов и Венгерский демократический форум едва преодолели барьер в 5%, набрав соответственно 6,5 и 5,04 процента. Но если социалисты уже в третий раз для достижения большинства объединяются с либералами, партиям национального спектра договориться, как в 1998 году, когда они сформировали правительство, не удалось. Едва преодолев 5-процентный барьер, лидер партии, возглавившей кабинет министров Венгрии после первых посткоммунистических выборов, Ибойя Давид, заявила, что не поддержит ни одну из сторон, а использует предстоящие четыре года своего присутствия в парламенте страны для создания консервативной партии европейского образца. Однако серьёзные разногласия, возникшие в этой партии по поводу вопроса об объединении, скорее всего, оставят её в дальнейшем на периферии политической жизни Венгрии, всё более тяготеющей к двухпартийности.

Можно предположить, что собственное неблагоприятное наследие коалиции в социально-экономической сфере столь велико, что исправлять его будет задачей не из лёгких. К тому же исправлять их Венгрия будет под контролем ЕС, стремящимся к тому, чтобы его члены даже при самой сложной экономической ситуации всё же удерживались в определённых "рамках относительного благополучия". Евросоюз, не на шутку обеспокоенный крупным бюджетным дефицитом в Венгрии, настаивает не просто на исправлении экономического положения страны любым способом, а на серьёзных реформах, надо полагать не самых популярных, возможно, связанных с временным понижением жизненного уровня населения.

В главной партии коалиции - Венгерской социалистической партии - существует несколько платформ: от леворадикальной до респектабельной, прозванной в народе "лимузин-социалистами". Это позволяет партии привлекать к себе самые разные слои населения, от рабочих до миллионеров. Особое влияние после ухода с поста лидера Дьюлы Хорна, старейшего члена ВСРП и в своё время госсекретаря Венгрии, осталось у тех, кто принимал участие в реформировании ВСРП, то есть у "реформкоммунистов". Вернуться к власти после 1989 года ре-

1 Первый раз коалиция пришла к власти по результатам выборов 1994 года, однако уже на выборах 1998 года её сменила коалиция национально-патриотических сил под руководством Виктора Орбана. Следующий приход во власть состоялся в 2002 году.

формкоммунистам удалось только в 1994 году в сотрудничестве с либеральным Союзом свободных демократов. Союз бывших коммунистов и либералов оказался на удивление прочным, пройдя сквозь поражения и победы. В 1998 году коалиция проиграла национально-консервативному Союзу молодых демократов Виктора Орбана, однако затем с минимальным отрывом вновь вернулась к власти в 2002 году. В 2000-е годы венгерский политический спектр существенно преобразился: с обеих флангов исчезли партии - выразительницы крайних взглядов. Ослабли шансы либералов и крайних националистов. Однако одновременно конкуренция стала намного жёстче и бескомпромисснее. Страна раскололась буквально на две половины - столь минимален уже вторые выборы подряд разрыв между двумя партиями.1 Это обстоятельство предвещает непростой период для победившей коалиции. На деле поле для манёвра и самостоятельных решений окажется слишком ограниченным. К тому же, учитывая то обстоятельство, что снижения дефицита бюджета добиться популярными мерами будет невозможно скорее всего особенно ближайшее время, станет для кабинета Ференца Дюрчаня весьма жестоким испытанием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Даже географически нынешние выборы раскололи страну практически пополам. На западе сильны позиции СМД, на Востоке - ВСП. В Будапеште явно преобладает влияние социал-либеральной коалиции, и это также ведёт к известному статусу оппозиционности столицы по отношению к значительной части страны. Однако Венгрия - не Украина, и территориальным расколом данная ситуация ей не грозит. Но известные усилия по выравниванию экономического и социального статуса регионов Венгрии всё же предстоят.

Скорее всего, праздничный настрой в среде победившей коалиции очень скоро сменится на серьёзную озабоченность тем, как восполнить дефицит бюджета и тем самым избежать санкций со стороны Евросоюза и где найти средства для выполнения собственных предвыборных обещаний.

Кроме того, предстоящие четыре года станут весьма показательными с точки зрения изменения политической арены страны. С неё практически ушли или уходят партии, привлёкшие популярность в конце 1990-х годов2. В новых геополитических реальностях формируются совершенно новые политические силы и альянсы. Возникает новая для постсоциалистических стран тенденция, выражающаяся в том числе и в противоборстве глобальных и национальных интересов. С этой точки зрения, политическая жизнь Венгрии вновь предстаёт в весьма интригующем свете.

1 Напомним: на последних выборах при голосовании по спискам он составил всего 1,18 процента.

2 На первых выборах в постсоциалистической Венгрии победили партии более радикального национально-консервативного направления: Венгерский демократический форум, Партия независимых сельхозпредпринимателей и Народная христианско-демократическая партия. Основные нынешние конкуренты - ВСП, СМД и ССД тогда остались в оппозиции.

* * *

Отвечая на поставленный в венгерской прессе вопрос о том, нужна ли Россия Венгрии и задаваясь встречным вопросом, нужна ли Венгрия России, нельзя не принять во внимание очевидное, что чем больше взаимопонимания будет у нас с нашими соседями, тем стабильнее будет ситуация в Европе и вокруг нас. Возможно ли это? Здесь всё зависит от направления, в котором дальше будет продвигаться процесс углубления ЕС-25, какие очертания будет приобретать политика соседства, чуть более года назад принятая Европейским союзом, как будет эволюционировать в ней роль восточноевропейских государств. И, наконец, каковы будут отношения самой Венгрии к процессам, происходящим в Евросоюзе, и её собственному положению, а также от того, что будет происходить в России и в отношениях между Россией и ЕС. Нынешняя международная ситуация предоставляет Венгрии гораздо больший выбор, чем тот, на который она рассчитывала на рубеже 1990-х годов. Как она им распорядится - зависит от неё самой. По сформулированной на рубеже 2000-х годов МИД России позиции 1, Россия готова пойти навстречу восточноевропейским странам настолько, насколько они сами будут в этом заинтересованы.

Для Венгрии как центральноевропейской страны всегда актуальной оставалась проблема роли и расположения между востоком и западом Европы, между Россией и Германией, в соответствии же с нынешними реалиями - между Европейским Союзом и Россией. В истории не только Венгрии, но и других стран региона часто сдвиг в одном из направлений служил целям уравновешивания чрезмерного смещения в сторону противоположного геополитического полюса, и наоборот2. Ещё первый президент независимой Венгрии Михай Каройи обращал внимание на особое положение Венгрии между двумя геополитическими силами - Германией и Россией - и подчёркивал, что нахождение равновесия, баланса только и способно сохранить независимость страны. Думается, сейчас Венгрия находится как раз в поиске такого баланса внутри Европейского Союза и вне его, и корректные, конструктивные и ровные отношения, складывающиеся между нами с начала 2000-х годов, - тому подтверждение.

1 Авдеев Александр: "Выступление на IV международной научной конференции "Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях". В кн. "Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях". Материалы IV международной научной конференции. ИМЭПИ РАН, Москва, 2002.

2 Например, для славянских субъектов Австро-Венгрии русофильская идея была средством дистанцирования от пангерманской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.