Научная статья на тему 'ВЕНГРИЯ И ПОЛЬША: НОВЫЙ ЭТАП ПРОТИВОСТОЯНИЯ С БРЮССЕЛЕМ'

ВЕНГРИЯ И ПОЛЬША: НОВЫЙ ЭТАП ПРОТИВОСТОЯНИЯ С БРЮССЕЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА / ВЕНГРИЯ / ПОЛЬША / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / АНТИКРИЗИСНЫЙ ПАКЕТ / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Русакова Мария Юрьевна

В статье проанализирован новый этап конфликта Будапешта и Варшавы с Брюсселем, связанный с соблюдением верховенства права и механизмом распределения бюджетных средств. Рассматривается история противостояния сторон и последние события, которые показывают, что на деле процесс интеграции стран Центральной Европы с Евросоюзом оказался намного более сложным процессом, чем изначально представляли участники. Следствием этого стало противостояние Еврокомиссии и Европарламента в вопросе применения нового Регламента 2020/2092 против Венгрии и Польши, а также все чаще звучащие голоса о необходимости новых реформ и нецелесообразности единогласия при принятии налоговых и других инициатив в ЕС. Сделан вывод, что, даже несмотря на некоторое потепление отношений в связи с миграционным кризисом на польско-белорусской границе в 2021 г. и события на Украине, противостояние двух центральноевропейских стран, выбравших консервативные курсы, и Брюсселя в ближайшие годы продолжится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUNGARY AND POLAND: A NEW STAGE OF CONFRONTATION WITH BRUSSELS

The article examines a new stage of the conflict between Budapest and Warsaw with Brussels, related to the observance of the rule of law and the mechanism of budget allocation made dependent on the fulfilment of this condition. The history of the confrontation between the parties and recent events demonstrate that the integration of the Central European countries with the European Union turned out to be a much more complex process than the participants had initially anticipated. Thus, a clear consequence of this process is the confrontation between the European Commission and the European Parliament on the issue of the application of the new Regulation 2020/2092 against Hungary and Poland, as well as the increasingly frequent voices about the need for new reforms and the impracticability of unanimity in the adoption of tax and other initiatives in the EU. The author concludes that, despite some warming of relations in connection with the migration crisis on the Polish-Belarusian border in 2021 and the events in Ukraine, the confrontation between the two Central European countries that have chosen conservative courses and Brussels will continue in the coming years.

Текст научной работы на тему «ВЕНГРИЯ И ПОЛЬША: НОВЫЙ ЭТАП ПРОТИВОСТОЯНИЯ С БРЮССЕЛЕМ»

Современная Европа, 2022, № 7, с. 82-91

УДК 327

ВЕНГРИЯ И ПОЛЬША: НОВЫЙ ЭТАП ПРОТИВОСТОЯНИЯ С БРЮССЕЛЕМ

© 2022 РУСАКОВА Мария Юрьевна*

Научный сотрудник Отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3 *E-mail: mjrusakova@gmail.com

Поступила в редакцию 16.09.2022

После доработки 22.10.2022 Принята к публикации 01.11.2022

Аннотация. В статье проанализирован новый этап конфликта Будапешта и Варшавы с Брюсселем, связанный с соблюдением верховенства права и механизмом распределения бюджетных средств. Рассматривается история противостояния сторон и последние события, которые показывают, что на деле процесс интеграции стран Центральной Европы с Евросоюзом оказался намного более сложным процессом, чем изначально представляли участники. Следствием этого стало противостояние Еврокомиссии и Европарламента в вопросе применения нового Регламента 2020/2092 против Венгрии и Польши, а также все чаще звучащие голоса о необходимости новых реформ и нецелесообразности единогласия при принятии налоговых и других инициатив в ЕС. Сделан вывод, что, даже несмотря на некоторое потепление отношений в связи с миграционным кризисом на польско-белорусской границе в 2021 г. и события на Украине, противостояние двух центральноевропейских стран, выбравших консервативные курсы, и Брюсселя в ближайшие годы продолжится.

Ключевые слова: Центральная Европа, Венгрия, Польша, распределение бюджетных средств, антикризисный пакет, верховенство права.

DOI: 10.31857/S0201708322070075

EDN: kwdsyc

В 2021-2022 гг. продолжилось противостояние Будапешта и Варшавы с Брюсселем по поводу верховенства права и соблюдения норм и ценностей Евросоюза. Началом конфронтации можно рассматривать 2011 г., когда Венгрия впервые возглавила Совет ЕС. Причинами столкновений были внесение поправок в конституцию и принятие новых законов, а также международная антиправительственная кампания, организованная проигравшей на выборах венгерской оппозицией [Ши-шелина, 2011]. В феврале 2012 г. Европейский парламент (ЕП) принял решение исследовать проблемы, связанные с основополагающими правами в Венгрии, так как

четвертая поправка к Основному закону поставила под вопрос независимость Конституционного суда и нанесла удар по системе сдержек и противовесов государственной власти [Halmai, 2018]. В марте 2013 г., после одобрения пакета поправок Государственным собранием (парламентом), министры иностранных дел Дании, Финляндии, Нидерландов и Германии опубликовали совместное письмо, в котором призвали создать механизм защиты фундаментальных ценностей ЕС. В июне 2013 г. Комитет Европарламента по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам (LIBE) подготовил отчет о ситуации в Венгрии, в котором давалась оценка последствиям принятия четвертой поправки к Основному закону. «Обращает на себя внимание, что каждый 3-4-й параграф отчета начинается со слов "с нарастающей тревогой отмечаем"». [Шишелина, 2020: 9]. В июле 2013 г. за постановление Евро-парламента на основании отчета проголосовали 370 депутатов, против выступили 249, а 82 воздержались1.

Следующим этапом в противостоянии Брюсселя и Будапешта стало голосование Европарламента за доклад Дж. Сарджентини (Зелёные - Европейский свободный альянс, Нидерланды), в котором осуждалась «антидемократическая» смена курса Венгрии и возможность запуска процедуры статьи 7 (1) Договора о ЕС, что являлось первой в истории попыткой применения данной меры в рамках ЕС2. Тем временем происходили аналогичные разбирательства с Польшей, однако в её случае процедура была инициирована Европейской комиссией (ЕК). Основные претензии к стране были связаны с пошатнувшейся независимостью судебной системы3.

Конфликт двух центральноевропейских стран с Брюсселем обострился во время пандемии COVID-19, когда решался вопрос распределения бюджетных средств вместе с финансами из Фонда восстановления и устойчивости. Многих евродепута-тов не устраивала оценка стран Центральной Европы как «догоняющих», из-за которой им выделялись дополнительные средства [Габарта, 2017]. На фоне дискуссий о распределении бюджета 5 ноября 2020 г. было достигнуто соглашение между Советом ЕС и Еврокомиссией о создании механизма, связывающего распределение денежных средств из фондов Евросоюза с принципом приверженности верховенству права, - Регламент 2020/2092. Многие депутаты ЕП признали документ историческим: дискуссии о создании подобного инструмента велись многие годы4. В свою очередь, Польша и Венгрия назвали его огромной ошибкой5. 16 ноября 2020 г.

1 European Parliament resolution of 3 July 2013 on the situation of fundamental rights: standards and practices in Hungary (pursuant to the European Parliament resolution of 16 February 2012). 03.07.2013. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-7-2013-0315_EN.html (дата обращения: 29.10.2022)

2 О конфликте Венгрии с ЕС в связи с публикацией «доклада Сарджентини» [см. подробнее Шишелина, 2018].

3 European Commission acts to defend judicial independence in Poland. European Comission Pressrelease. 12.09.2017. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_17_5367 (дата обращения: 29.10.2022)

4 Bulletin Quotidien Europe №12596. Brussels. 06.11.2020.

5 Там же.

на заседании Комитета постоянных представителей стран ЕС Будапешт и Варшава наложили вето на проект бюджета ЕС на 2021-2027 гг., а также на создание Фонда восстановления и устойчивости. В Вишеградских странах усилились призывы к реформированию ЕС1.

В тот момент перед двумя центральноевропейскими государствами встал выбор: проявить национальную гордость и отказаться от финансовой поддержки Евросоюза или согласиться на нее и подвергнуться публичному порицанию. Перед последним в 2020 г. саммитом ЕС руководители Венгрии и Польши провели ряд встреч для обсуждения ситуации и координации совместных действий. В ноябре премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий направил главам стран-членов ЕC письмо, отметив, что «дискриминационные механизмы, основанные на произвольных, политически мотивированных критериях, не могут быть приняты, поскольку они не учитывают жизненно важные аспекты европейского права»2. В письме утверждалось, что внедрение механизма является вмешательством во внутреннюю политику стран-членов Евросоюза. «ЕС со своей европейской олигархией, которая наказывает самых слабых, - это не тот ЕС, к которому мы когда-то присоединились», - заключил польский премьер-министр3.

Позицию Польши и Венгрии по отношению к Регламенту поддержала Словения: 17 ноября премьер-министр Янез Янша отметил в послании председателю Ев-росовета, что «некоторые политические группы открыто угрожают использовать инструмент, ошибочно названный "верховенством права", чтобы воспитывать отдельные государства-члены ЕС, используя парламентское большинство. Только независимая судебная система способна определить, что такое верховенство закона, а не политическое большинство»4. В декабре 2020 г. президент Чехии Милош Земан также выразил поддержку, заявив: «Вишеградская четверка должна быть едина в поддержке Польши и Венгрии в их споре с Еврокомиссией по поводу бюджета ЕС»5. Понимая сложность ситуации (Евросоюз мог остаться без одобренного бюджетного плана накануне нового года), Германия, как председатель Совета ЕС, предложила пойти на уступки Польше и Венгрии в интерпретации текста Регламента 2020/2092, что позволило принять план восстановления экономик стран-

1 Председатель Государственного собрания Венгрии Ласло Кёвер в интервью ведущей венгерской газете «Мадьяр Хирлап» сказал: «Институциональная система Союза созрела для реформирования, потому что она слишком оторвана от принципов, которые когда-либо провозглашались». Hírlap M. Ennyi volt, elég volt! 28.11.2020. URL: https://www.magyarhirlap.hu/belfold/20201128-ennyi-volt-eleg-volt (дата обращения: 30.10.2022)

2 Polish PM addresses EU leaders over conditionality mechanism. 12.11.2020. URL: https://www.thefirstnews.com/article/polish-pm-addresses-eu-leaders-over-conditionality-mechanism-17537 (дата обращения: 30.10.2022)

3 Bulletin Quotidien Europe №12604. Brussels. 19.11.2020.

4 Там же.

5 V4 by mêla byt jednotná ve sporu o unijní rozpocet, rekl Zeman po setkání s Dudou. ceskatelevize.cz. 9.12.2020. URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/svet/3238232-zive-milos-zeman-prijal-polskeho-prezidenta-andrzeje-dudu (дата обращения: 29.10.2022)

членов ЕС и бюджет на 2021-2027 гг. Новая интерпретация устроила Польшу и Венгрию. Она позволяла подать апелляцию в Суд ЕС и избегать санкций со стороны Еврокомиссии в период судебного разбирательства. Несмотря на компромисс, в Европарламенте оставались несогласные с уступками Венгрии и Польши. Против соглашения выступил давний оппонент В. Орбана, лидер Европейской народной партии (ЕНП) Манфред Вебер1.

Таким образом, разногласия вокруг Регламента не были окончательно улажены. Его принятие определило отношения Брюсселя с Варшавой и Будапештом на будущие годы, а снятие вето дало возможность получить доступ к бюджетным средствам. После саммита ЕС М. Моравецкий и В. Орбан заявили, что компромисс их устроил, а решение о снятии вето помогло сохранить единство Евросоюза2.

Новый этап конфликта

11 марта 2021 г. Польша и Венгрия подали иск в Суд ЕС, требуя отмены Регламента. Они привели несколько доводов о его неправомерности: отсутствие правовой основы; предусматриваемая Регламентом процедура подменяет правила, обозначенные в статье 7 Договора о ЕС; указанные в документе положения противоречат принципам соразмерности и правовой определенности [Русакова, 2021].

Тем временем развивался конфликт между институтами ЕС - между Европар-ламентом и Еврокомиссией. 11 марта 2021 г. в ходе планерного заседания Европар-ламента фракции ЕНП, «Зеленые - Европейский свободный альянс» и «Обновляя Европу» призвали Суд ЕС ускорить рассмотрение иска Будапешта и Варшавы о несоответствии Регламента 2020/2092 договорам ЕС, а также направили в Комиссию письмо, в котором просили утвердить руководящие принципы механизма регулирования соблюдения верховенства права до 1 июня 2021 г.3 Иначе Европарла-мент «сочтет это бездействием и примет меры против Комиссии в соответствии со статьей 265 Договора»4. В качестве первого неофициального шага по реализации Регламента Еврокомиссия направила уведомления в Польшу и Венгрию 19 ноября 2021 г., однако подобное промедление вновь подверглось критике со стороны евро-депутатов5.

В это же время, 2 марта 2021 г., Суд ЕС вынес решение о нелегитимности поправок к законодательству Польши, которые отменили возможность оспаривать решения Национального совета юстиции при выборе кандидатов на должность судьи Верховного суда. 25 марта члены нескольких политических групп Европар-ламента6 направили Урсуле фон дер Ляйен, председателю Еврокомиссии, письмо, в котором просили принять безотлагательные меры в отношении Варшавы, поскольку страна продолжает игнорировать постановления Суда ЕС.

1 Bulletin Quotidien Europe №12620. Brussels. 11.12.2020.

2 Там же.

3 Bulletin Quotidien Europe №12676. Brussels. 12.03.2021.

4 Bulletin Quotidien Europe №12686. Brussels. 26.03.2021.

5 Bulletin Quotidien Europe №12837. Brussels. 23.11.2021.

6 Манфред Вебер (EHn), Ираче Гарсия, Хуан Фернандо Агиларо (Прогрессивный альянс социалистов и демократов), а также Дачиан Чолош (Обновляя Европу).

7 сентября 2021 г. Комиссия обратилась в Суд ЕС, добиваясь ввода санкций против Варшавы, поскольку функционирование Дисциплинарной палаты Верховного суда нарушало постановление Суда о прекращении её деятельности. Правительство Польши получило от ЕК письмо о необходимости придерживаться решения Суда ЕС от 15 июля 2021 г. (^791/19), согласно которому дисциплинарный режим для судей несовместим с законодательством ЕС1.

7 октября 2021 г. Конституционный суд Польши одобрил постановление, согласно которому некоторые статьи Договора о ЕС (в частности статьи 1 и 19) противоречат конституции страны. Это решение вызвало критику не только представителей всех институтов власти ЕС, но и правительств многих государств-членов, включая Франции и Германии2. 21 октября 2021 г. во время планерной сессии ЕП была подписана резолюция, призывающая Комиссию и Совет ЕС начать судебные слушания против Варшавы. Депутаты требовали отказать Польше в финансировании национального плана восстановления экономики после пандемии СОУЮ-19, потому что «деньги налогоплательщиков ЕС не должны выплачиваться правительствам, которые серьезно, преднамеренно и систематически подрывают ценности, закрепленные в статье 2 Договора о ЕС»3. 27 октября Суд ЕС принял решение ввести финансовые санкции: Польша должна выплачивать 1 млн евро в день, пока существует Дисциплинарная палата Верховного суда.

Осенью 2021 г. нараставший с лета миграционный кризис на белорусско-польской границе отвлек внимание от усугубляющегося конфликта Варшавы и Брюсселя. Польскому правительству удалось обратить миграционный кризис в свою пользу. Эксплуатируя тему «угрозы с Востока», оно смогло привлечь внимание других стран Европы к своим проблемам, склонить их к поддержке своей точки зрения и на время отодвинуть на второй план имеющиеся разногласия [Михалев, 2022]. 16 февраля 2022 г. Суд ЕС отклонил иски о неправомерности и необоснованности Регламента 2020/2092 и постановил, что документ соблюдает принцип правовой определённости и не противоречит статье 7 Договора о ЕС. Польша и Венгрия оценили постановление как угрозу национальному суверенитету. Венгерский министр юстиции Юдит Варга назвала решение примером злоупотребления властью Брюсселем, а М. Моравецкий заявил, что бюрократическая централизация в Европе является крайне опасным процессом4.

20 января 2022 г. Еврокомиссия потребовала от Польши в течение 45 дней выплатить 70 млн евро в связи с отказом последней ликвидировать Дисциплинарную палату. Во время этого срока Варшава также должна была объяснить, как она намеривается исполнить предписание Суда5. 3 февраля президент Польши Анджей Дуда внес в парламент законопроект о ликвидации Дисциплинарной палаты. Он выразил

1 Bulletin Quotidien Europe №12785. Brussels. 08.09.2021.

2 France and Germany say Poland must abide by EU rules. Reuters. 08.10.2021. URL: https://www.reuters.com/world/europe/france-germany-say-poland-must-abide-by-eu-rules-2021-10-08/ (дата обращения: 28.10.2022)

3 Bulletin Quotidien Europe №12817. Brussels. 22.11.2021.

4 Bulletin Quotidien Europe №12894. Brussels. 19.02.2022.

5 Bulletin Quotidien Europe №12873. Brussels. 21.01.2022.

надежду, что принятие законопроекта завершит спор с ЕК и разблокирует средства из европейских фондов1. Это намерение было признано «позитивным шагом» на заседании министров по европейским делам 27 стран ЕС, но принятие законодательного акта задерживалось Сеймом2.

Варшава, Будапешт и Брюссель во время украинского кризиса

Несмотря на появление новой темы для обсуждения - специальной военной операции РФ на Украине (СВО), проблема верховенства права осталась главным противоречием в отношениях между Брюсселем, Варшавой и Будапештом в 2022 г. 2 марта Комиссия опубликовала руководящие принципы, поясняющие процедуру и отвечающие на ряд вопросов, связанных с применением Регламента по защите бюджета ЕС3. Однако Европарламент продолжал оказывать давление на ЕК, требуя реального финансового воздействия на Венгрию и Польшу. 10 марта депутаты приняли резолюцию, в которой призвали Комиссию немедленно начать процесс применения Регламента. «Несмотря на то что усилия Польши и Венгрии по приему сотен тысяч беженцев из Украины заслуживают похвалы, это не должно освобождать их от необходимости уважать ценности, которые поддерживает Евросоюз, включая верховенство закона», - заявил председатель ЕНП Манфред Вебер на брифинге для прессы перед началом сессии ЕП4.

20 апреля Европарламентом утверждён доклад Терри Рейнтке (Зелёные - Европейский свободный альянс, Германия), в котором проанализирован годовой отчёт Еврокомиссии за 2021 г. о положении верховенства права. В докладе ЕК критиковалась за то, что она «четко не признает преднамеренность процесса свертывания верховенства права в Польше и Венгрии»5. 27 апреля Еврокомиссия инициировала процедуру Регламента 2020/2092 против Венгрии. Причиной было названо недовольство ЕК тем, куда Будапешт вкладывает средства из бюджета ЕС: «в государственные закупки, функционирование органов власти, аудит, мошеннические и коррупционные схемы и другую деятельность, нарушающую законодательство ЕС». Еврокомиссия отметила, что ситуация развивается на протяжении уже 10 лет6.

На пленарной сессии 5 мая 2022 г. Европарламент принял резолюцию, в которой выразил сожаление по поводу отсутствия политической воли Совета ЕС в отношении процедуры по статье 7 Договора о ЕС против Польши и Венгрии и призвал к решительным действиям, чтобы остановить нарушения верховенства права в этих двух странах'.

1 Polish president submits bill in move to end rule of law row with EU. Reuters. 3.02.2022. URL: https://www.reuters.com/world/europe/polish-president-submits-bill-move-end-rule-law-row-with-eu-2022-02-03/ (дата обращения: 28.10.2022)

2 Bulletin Quotidien Europe №12896. Brussels. 23.02.2022.

3 Европейский парламент требовал от Комиссии опубликовать данные принципы не позднее 1 июня 2021 г.

4 Bulletin Quotidien Europe №12908. Brussels. 11.03.2022.

5 Bulletin Quotidien Europe №12935. Brussels. 21.04.2022.

6 Там же.

7 Bulletin Quotidien Europe №12946. Brussels. 06.05.2022.

23 мая 2022 г. состоялось четвёртое слушание о положении верховенства права в Венгрии. Чешский министр по европейским делам Микулаш Бек отметил, что встреча способствовала конструктивному обмену мнениями. Венгрию хвалили за позитивные сдвиги, такие как повышение заработной платы судей и прокуроров. Также была отмечена отличная организация выборов в парламент. Однако результаты слушания не привели к значительным изменениям1.

26 мая 2022 г. Сейм Польши одобрил законопроект о роспуске Дисциплинарной палаты Верховного суда; в июне А. Дуда подписал обновленный закон о Верховном суде, который вступил в силу 14 июля2. Ликвидация палаты стало позитивным импульсом: уже 1 июня Еврокомиссия одобрила план восстановления экономики Польши и выделение ей средств в размере 35,4 млрд евро3.

Утверждение ЕК плана восстановления экономики Польши вызвало возмущение в Европарламенте. 6 июня 2022 г. представители группы «Обновляя Европу» вынесли на рассмотрение вотум недоверия Комиссии, т. к. утверждение польского плана противоречит резолюциям Европарламента и прецедентному праву ЕС4. Однако в контексте СВО основные политические группы в Европарламенте решили, что сейчас не время для институционального кризиса. 7 июня евродепутаты предупредили Урсулу фон дер Ляйен, что они будут следить за выполнением всех предварительных условий, закрепленных в польском Плане восстановления экономики, до того, как средства будут выплачены Варшаве5.

В вопросе Плана восстановления экономики Венгрии, в отличие от польского плана, компромисс не был достигнут. Борьба с коррупцией, аудит и недавние реформы в системе образования - всё это по-прежнему является камнем преткновения в переговорах Будапешта и Брюсселя. 7 июля Комиссия сократила финансирование венгерского плана с 7,2 млрд евро до 5,8 млрд евро из-за неудовлетворенности усилиями Венгрии по борьбе с коррупцией6. Комитет Европейского парламента по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам (LIBE) в отчете 13 июля 2022 г. пришел к выводу, что Венгрия превратилась в «гибридный режим избирательной автократии», и Совет ЕС, который позволил ситуации ухудшиться, не приняв достаточных мер в соответствии с процедурой по статье 7 Договора о ЕС, так-

1 Bulletin Quotidien Europe №12958. Brussels. 24.05.2022.

2 Bulletin Quotidien Europe № 12994. Brussels. 16.06.2022.

3 Для получения траншей Варшава должна выполнить три условия: упразднить Дисциплинарную палату Верховного суда; провести реформу закона о дисциплинарных наказаниях для судей; восстановить в должности лишенных права работать судей, а также гарантировать им право нормально выполнять свои обязанности, не рискуя быть привлеченными к дисциплинарной ответственности. Польские власти также должны внедрить электронную программу Арахна (Arachne), с помощью которой государства-члены борются с мошенничеством путем сбора данных о конечных бенефициарах средств, подрядчиках и субподрядчиках. См.: Bulletin Quotidien Europe №12963. Brussels. 02.06.2022.

4 Bulletin Quotidien Europe №12966. Brussels. 08.06.2022.

5 Там же.

6 Bulletin Quotidien Europe №12995. Brussels. 19.07.2022.

же замешан в нарушении верховенства права1.

В ответ 19 июля парламент Венгрии принял резолюцию, призывающую ограничить полномочия Европарламента, и обвинил ЕП в том, что он завел европейскую демократию в тупик. Резолюция предлагает наделить парламенты стран ЕС правом налагать вето на любой законопроект, обсуждаемый на наднациональном уровне, чтобы законотворческие возможности ЕП тем самым были ограничены2.

22 августа 2022 г. Венгрия направила письмо Еврокомиссии в рамках запущенного в апреле дисциплинарного процесса. Будапешт принял решение пойти на уступки: в тексте письма не только указаны венгерские замечания, дополнительная информация и оценка соразмерности мер, предлагаемых Комиссией в соответствии с Регламентом, но также зафиксировано желание Венгрии предпринять конкретные шаги для устранения разногласий и заключить сделку с Брюсселем по заблокированным средствам ЕС к концу 2022 г.3

Фактор СВО и вопрос помощи Украине не привели к расколу между Венгрией и Польшей. Недовольство Варшавы отказом Будапешта поставлять на Украину вооружения и оказывать больше помощи не смогло перевесить значимость взаимодействия в отстаивании их позиций в Брюсселе. Польша нуждается в поддержке В. Орбана в ЕС даже после разблокировки части её средств на реконструкцию экономики. Премьер-министр Венгрии объясняет возникшее противоречие различиями в

«подходах сердца и разума» к украинской проблеме4.

* * *

Таким образом, в 2021-2022 гг. мы наблюдали не первое и не последнее противостояние Вишеградских стран и Брюсселя. Об этом свидетельствует очередное ветирование Венгрией и Польшей глобальной сделки по введению минимальной ставки налога на прибыль международных корпораций5. Вето двух центральноев-ропейских стран снова подняло вопрос о целесообразности единогласия при принятии налоговых инициатив в ЕС, а также о необходимости новых реформ. На пленарном заседании Европарламента 23 июня 2022 г. многие депутаты согласились, что принцип консенсуса по налоговым вопросам приводит к «шантажу» государств-членов, а ситуация с Польшей и Венгрией является примером того, как еди-

1 Там же.

2 Bulletin Quotidien Europe №12997. Brussels. 21.07.2022.

3 Hungary replies to Commission's rule of law concerns. Euractiv. 23.08.2022. URL: https://www.euractiv.com/section/politics/short_news/hungary-replies-to-commissions-rule-of-law-concerns/ (дата обращения: 29.10.2022)

4 Orosz-ukran haborn: a lengyel allamfo is velemenyt mondott Magyarorszag allaspontjarol. Portflio. 26.03.2022. URL: https://www.portfolio.hu/gazdasag/20220326/orosz-ukran-haboru-a-lengyel-allamfo-is-velemenyt-mondott-magyarorszag-allaspontjarol-535783 (дата обращения: 30.10.2022)

5 17 июня 2022 г. на заседании министров финансов ЕС Будапешт принял решение ветиро-вать сделку после того, как Польша сняла свое вето (наложенное в апреле этого же года), когда были согласованы не устраивающие её ранее юридические формальности.

ногласие создает трудности и препятствия при принятии ключевых решений1. В ЕП предлагают реформу процедуры голосования в Совете ЕС для повышения эффективности функционирования ЕС, а именно переход от консенсуса к голосованию квалифицированным большинством не только в налоговых вопросах, но и в сфере здравоохранения, энергетики, обороны, социальной и экономической политики, а также в вопросах санкций. Соответствующую резолюцию о пересмотре положений договоров ЕС Европарламент принял 9 июня2. 6 июля была принята резолюция, осуждающая страны-члены за злоупотребление правом вето3.

Во второй половине 2022 г. в Совете ЕС председательствует Чехия, перед которой стоят две задачи: закрепить единство Вишеградской группы и претворить в жизнь общеевропейские интересы в турбулентный для всего мира период. Девиз чешского председательства - «Европа как задача - переосмыслить, перестроить, усилить» - позволяет предположить, что интересы конфликтующих сторон удастся сбалансировать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Габарта А.А. (2017) Социально-экономическая модель стран Центральной Европы. Современная Европа. № 7. С. 104-113.

Михалев О.Ю. (2022) Изменение международной роли Польши после начала российской спецоперации на Украине. Современная Европа. № 5. С. 34-47. DOI: 10.31857/S0201708322050035

Русакова М.Ю. (2021) Вишеградская группа в Европейском Союзе - проблемы взаимопонимания (март-май 2021). Европейский союз: факты и комментарии. № 104. С. 62-66.

Шишелина Л.Н. (2011) Венгрия: смена власти в ЕС и в Будапеште. Современная Европа. № 2. С. 67-78.

Шишелина Л.Н. (2018) Виктор Орбан и общеевропейский спор о ценностях. РСМД. 17.09. URL: https://rassiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/viktor-orban-i-obshcheevropeyskiy-spor-o-tsennostyakh-/ (дата обращения: 21.10.2020)

Шишелина Л.Н. (2020) Будапешт и Варшава: противостояние с Брюсселем. Современная Европа. № 7. С. 5-15. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope720200515

Halmai G. (2018) The possibility and desirability of economic sanction: Rule of law conditionally requirements against illiberal EU Member States. EUI Working Papers LAW. No. 6. URL: http s://cadmus .eui. eu/bitstream/handle/1814/51644/LAW_2018_06.pdf (accessed: 30.10.2022)

Hungary and Poland: a New Stage of Confrontation with Brussels

M.Yu. Rusakova*

Research Associate of Department for Central and Eastern European Studies Institute of Europe RAS. 11-3 Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009 *E-mail: mjrusakova@gmail.com

1 Bulletin Quotidien Europe № 12978. 24.06.2022.

2 European Parliament resolution of 9 June 2022 on the call for a Convention for the revision of the Treaties. An official website of the European Parliament. 09.06.2022. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0244_EN.html (дата обращения: 30.08.2022)

3 Bulletin Quotidien Europe № 12987. 07.07.2022

Abstract. The article examines a new stage of the conflict between Budapest and Warsaw with Brussels, related to the observance of the rule of law and the mechanism of budget allocation made dependent on the fulfilment of this condition. The history of the confrontation between the parties and recent events demonstrate that the integration of the Central European countries with the European Union turned out to be a much more complex process than the participants had initially anticipated. Thus, a clear consequence of this process is the confrontation between the European Commission and the European Parliament on the issue of the application of the new Regulation 2020/2092 against Hungary and Poland, as well as the increasingly frequent voices about the need for new reforms and the impracticability of unanimity in the adoption of tax and other initiatives in the EU. The author concludes that, despite some warming of relations in connection with the migration crisis on the Polish-Belarusian border in 2021 and the events in Ukraine, the confrontation between the two Central European countries that have chosen conservative courses and Brussels will continue in the coming years.

Key words: Central Europe, Hungary, Poland, budget allocation, anti-crisis package, rule of law.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.31857/S0201708322070075 EDN: kwdsyc

REFERENCES

Gabarta A.A. (2017) Social'no-ekonomicheskaya model' stran Central'noj Evropy [Socioeconomic model of Central European countries]. Sovremennaya Evropa, no. 7, pp. 104-113.

Halmai G. (2018) The possibility and desirability of economic sanction: Rule of law conditionally requirements against illiberal EU Member States. EUI Working Papers LAW, no. 6. URL: http s://cadmus .eui.eu/bitstream/handle/1814/51644/LAW_2018_06.pdf (accessed: 30.10.2022)

Mihalev O.Y. (2022) Izmenenie mezhdunarodnoj roli Pol'shi posle nachala rossijskoj specoperacii na Ukraine [Changing the international role of Poland after the start of the Russian special operation in Ukraine]. Sovremennaya Evropa, no. 5, pp. 34-47. DOI: 10.31857/S0201708322050035 EDN: gloiua

Rusakova M.Y. (2021) Vishegradskaya gruppa v Evropejskom Soyuze - problemy vzai-moponimaniya (mart-maj 2021) [Visegrad Group in the European Union - problems of mutual understanding (March-May 2021)]. Evropejskij soyuz: fakty i kommentarii, no. 104, pp. 62-66.

Shishelina L.N. (2011) Vengriya: smena vlasti v ES i v Budapeshte [Hungary: the change of power in the EU and in Budapest]. Sovremennaya Evropa, no. 2, pp. 67-78.

Shishelina L.N. (2018) Viktor Orban i obshcheevropejskij spor o cennostyah [Viktor Orban and the Pan-European dispute about values]. RSMD, 17.09. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/viktor-orban-i-obshcheevropeyskiy-spor-o-tsennostyakh-/ (accessed: 21.10.2020)

Shishelina L.N. (2020) Budapesht i Varshava: protivostoyanie s Bryusselem [Budapest and Warsaw: Confrontation with Brussels]. Sovremennaya Evropa, no. 7, pp. 5-15. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope720200515

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.