Modus vivendi
Венгрия и кризисные процессы в Евросоюзе
С шулерами играть не очень приятно
© Волотов О. Г., Volotov С. О. © Volotov O., Volotov S. Венгрия и кризисные процессы в Евросоюзе. С шулерами играть не очень приятно Hungary and crisis processes in European Union. It's not so pleasant to play with sharpers
Аннотация. Рассмотрены конфликтные ситуации между венгерским руководством и институтами Евросоюза, усугубленные пандемией коронавируса, оценка венгерскими аналитиками перехода на евро в странах еврозо-ны, отношение Венгрии к Брекзиту и вероятность ее выхода из ЕС, а также венгерский опыт борьбы с эпидемией коронавируса, включая роль армии.
Abstract: The article studies cases of conflict between Hungarian governance and institutes of European Union, aggravated by the coronavirus pandemic; shows how Hungarian analysts estimate the introduction of the euro in Eurozone states, how do they see the Brexit and the possibility of the withdrawal of the Hungary from the EU; examines the experience of Hungarian response to the COVID-19 pandemic, including the role of the army.
Ключевые слова. Венгрия, ЕС, евроскептицизм, евро, миграционный кризис, суверенитет, Брекзит, экономическая, политическая и идеологическая независимость, COVID-19, армия.
Key words. Hungary, EU, euroscepticism, euro, migration crisis, sovereignty, Brexit, economic, political and ideological independence, COVID-19, army.
Давно прошли времена, когда страны Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), стоя на пороге Евросоюза, были робкими, послушными учениками, стремящимися как можно полнее выполнить все требования ведущих стран Запада, выдвигаемые в качестве условия для получения «полноправного» членства в ЕС.
Испытывая эйфорию от обретения долгожданной принадлежности к «клубу богатых и всемогущих стран Запада», восточноевропейские страны тогда не придавали особого значения тому, что поступаются существенной частью своего суверенитета и попадают в зависимость от воли и устремлений западных лидеров. Что в ряде случаев им придется жертвовать собственными интересами в угоду политике западной бюрократии или ради ложно понятой европейской и евроатлантиче-ской солидарности.
ВОЛОТОВ Олег Григорьевич — старший научный сотрудник Института экономики РАН (г. Москва). ВОЛОТОВ Сергей Олегович — научный сотрудник Института экономики РАН (г. Москва), кандидат экономических наук.
Теперь часть стран ЦВЕ, наконец-то вспомнив о своем суверенитете, все более упорно отстаивает в ЕС собственные национальные интересы. Одной из таких стран является Венгрия, все чаще заявляющая о своей особой позиции по ряду вопросов, отличной от мнения большинства.
Позиционное противостояние с институтами ЕС
Напряженность в отношениях между Венгрией и институтами ЕС наблюдается давно. Слушания в связи с венгерским законом о борьбе с коронавирусом, прошедшие в Европарламенте в середине мая 2020 г., стали уже 12-м с 2010 г. судилищем в отношении Венгрии. Самостоятельная позиция, занимаемая руководством страны по ключевым вопросам положения дел в Евросоюзе, привела его к открытому конфликту с ЕС и противостоянию.
Не последнюю роль в этом сыграли принципиальная позиция Венгрии по миграционному кризису в Евросоюзе, блокировка участия Украины в саммитах НАТО на министерском уровне, а также сдержанное отношение к санкциям ЕС в отношении России, заключение Венгрией соглашения об участии России в строительстве двух новых энергоблоков на АЭС «Пакш», нейтральная позиция по российским международным газопроводам. Вдобавок к этому — намерение воспользоваться, вопреки рекомендациям Еврокомиссии, российской вакциной от коронавируса и другие самостоятельные, не совпадающие с позицией США и Евросоюза шаги Венгрии во внутренней политике и на международной арене.
Выступая на 28-м Экономическом форуме в польской Крынице (известном также как Центрально-Европейский Давос), министр внешнеэкономических и иностранных дел Венгрии П. Сийярто заявил, что ЕС стоит перед такими серьезными вызовами, как миграция, энергетическая политика, терроризм и Брекзит. Федеративное устройство Европы явится, по его мнению, тупиком, поскольку изъятие части компетенций у стран-участниц существенно ослабит их. Для дальнейшего поступательного развития интеграции в рамках ЕС необходимо избавиться от лицемерия, политкорректности и двойного стандарта, используемого в отношении отдельных стран-членов [48].
Венгерский аналитик, советник венгерского Национального форума К. Лорант, развивая эти суждения, утверждает, что ЕС — это нежизнеспособная формация, он лишь притворяется, будто является федеральным государством с единой валютой и центральным банком, с правительством и парламентом, ответственными перед избирателями. В действительности это не так [14]. Более того, по его мнению, Европейского Союза никогда и не было, — как не было и коммунизма, о котором в свое время мечтали коммунисты. Европа состоит из имеющих тысячелетнюю историю национальных государств; а 90% их населения, как показывают обследования Евробарометра, считают себя в первую очередь представителями своих наций, и лишь во вторую очередь — европейцами. Следовательно, предлагает К. Лорант, нужно создать такую систему взаимного сотрудничества, которая исходила бы из культурных и экономи-
ческих особенностей отдельных стран. Другими словами, надо вернуться к истокам — Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) или, как его тогда еще называли, Общему рынку.
Важнейшее отличие ЕЭС от нынешнего ЕС, по мнению К. Лоранта, заключается в том, что ЕЭС учитывал особенности отдельных стран и стремился к взаимно сбалансированной торговле между ними, чтобы ни одна из стран не накапливала в течение длительного времени дебиторской задолженности в отношении другой.
Введение евро, по мнению К. Лоранта, нанесло огромный ущерб Европе, поскольку для южноевропейских стран, ранее динамично развивавшихся, обернулось накоплением огромных долгов и экономическим регрессом, а для всего ЕС — неспособностью адаптироваться. Переход на евро благоприятствовал экономически более развитым странам ЕС — Германии и Голландии, у которых образовались огромные активы в их внешней торговле и платежных балансах за счет южноевропейских партнеров. По данным немецкого Фонда международного медиакон-церна «Бертельсман», Германия, например, благодаря единому рынку ЕС ежегодно реализовывала там сверхприбыли на сумму порядка 86 млрд евро [16].
В случае Венгрии богатые западноевропейские страны ЕС во главе с Германией по различным каналам выкачивают из нее порядка 6 млрд евро в год, тогда как из бюджета Евросоюза она получает около 4 млрд евро. Об этом написал премьер-министр Венгрии В. Орбан, отвечая на скандальное заявление известного немецкого политика М. Шульца, обвинившего руководство страны в антисемитизме, стяжательстве и давлении на прессу [36]. Таким образом, членство Венгрии в ЕС, по мнению В. Орбана, не стоит Германии дополнительных денежных трат, наоборот, она на Венгрии зарабатывает. При этом превосходство Германии обусловлено вовсе не тем, что немцы более трудолюбивы или мастеровиты, как это принято считать.
Не меньшую выгоду от членства в ЕС имеют и Нидерланды. Первый специфический источник — это взимание таможенных пошлин, 20% которых страна, осуществляющая таможенное оформление импортных товаров, имеет право оставлять у себя. Поскольку значительная часть внешнеторгового товарооборота стран ЕС осуществляется через нидерландские порты Амстердам и Роттердам, доходы страны по этому каналу достигают 4—5 млрд евро в год. Не говоря уже о высокооплачиваемых рабочих местах и предпринимательствах, кормящихся вокруг этого бизнеса.
Второй источник специфических доходов — статус Нидерландов как налогового рая. Помимо Люксембурга, именно в Нидерландах зарегистрированы почтовые ящики 12 тыс. фирм стран ЕС, которые заключают с нидерландским правительством «специальные» налоговые соглашения, благодаря которым в стране остаются многие миллиарды евро, — хотя никакой работы, кроме «бумажной», никто не делает [5].
Вместо евро, уже во второй раз за последнее десятилетие продемонстрировавшего свою недееспособность, К. Лорант предлагает вернуться
к Европейской монетарной системе, при которой страны-участницы сохраняют свои национальные валюты, а взаимные расчеты осуществляют на основе общей валютной корзины. При такой системе ни у кого не будет права вмешиваться в то, какой дефицит госбюджета позволяет себе та или иная страна, а национальное правительство будет иметь возможность в случае необходимости девальвировать свою валюту.
Спикер парламента Венгрии Л. Кевер 14 июля 2020 г. в своей речи при принятии решения об экономических мерах ЕС в связи с последствиями коронавирусной пандемии напомнил, что «Венгрия присоединилась к Евросоюзу и поступилась частью своего суверенитета для реализации национальных интересов, поскольку тогда это казалось — и пока еще кажется и сегодня — наиболее благоприятным форматом. Как члены ЕС, мы уже 15 лет равноправные и равноценные, но только на бумаге. К нам, странам Вышеградской четверки, постоянно относятся пренебрежительно, как к странам, априори проблемным, просящим милостыню, надоевшим, но неблагодарным и обреченным всегда играть роль бедных родственников. Мы довольно долго изображали из себя тупого болвана среди умных господ. Теперь мы выучили правила игры, но играть с шулерами не очень приятно. Однако Родина не продается, и мы не допустим, чтобы на нас надели ошейник те, в чьи твердые намерения входит задача снова ввергнуть страны ЦВЕ в колониальное подчинение» [11].
Для усиления своей позиции в ЕС Венгрия кооперируется с единомышленниками — прежде всего с входящими в Вышеградскую четверку государствами. На встрече в Варшаве 3 июля 2020 г. ее лидеры констатировали, что благодаря принципиальной и непреклонной позиции они теперь могут оказывать влияние на принятие ключевых решений в Евросоюзе. Это касается как миграционного кризиса, так и распределения бюджета ЕС на 2021—2027 гг., которое должно быть справедливым. «Нельзя наказывать страны ЦВЕ... за то, что они смогли справиться с коронавирусной пандемией эффективнее, чем более богатые западноевропейские страны, проявившие себя в этом вопросе безответственно. Страны Вышеградской четверки хотели бы стать полюсом развития ЕС в постковидный период» [32].
Единым фронтом выступили страны Вышеградской четверки и на чрезвычайном саммите ЕС в Брюсселе, который вместо запланированных двух дней продолжался четыре: с 17 по 20 июля 2020 г. Там столкнулись идеологические и экономические интересы Севера и Юга, Востока и Запада. Стало очевидно, что теперь уже недостаточно достичь согласия только между Германией и Францией — необходимо учитывать интересы и других группировок: например Вышеградской четверки, а также «скупой, или бережливой, четверки» (Австрии, Нидерландов, Швеции и Дании; иногда к ней примыкает Финляндия). К Вышеградской четверке на саммите присоединилась и Словения, премьер-министр которой Я. Янша заявил, что «пора кончать с двойным стандартом в отношении стран региона» [41].
Венгрия сумела на этом саммите добиться для себя серьезных уступок. Если первоначально Еврокомиссия намеревалась понизить выделя-
емые ей из бюджета ЕС денежные субсидии на 2021—2027 гг. на 24%, то в результате изнурительных переговоров согласилась на 15-процентное сокращение, что для Венгрии означает выигрыш в 3 млрд евро.
Кроме того, канцлер А. Меркель дала обещание до конца 2020 г., когда Германия будет председательствовать в ЕС, закрыть процедуру в отношении Венгрии по 7-й статье Лиссабонского договора, лишающей ее права голоса и дотаций, и что требование соблюдения норм правового государства никогда не будет увязываться с приостановкой или прекращением выплат из бюджета ЕС.
Симптоматично заявление, которое премьер-министр Венгрии В. Ор-бан сделал по итогам саммита: в действительности не ЕС дает странам ЦВЕ деньги, а страны ЦВЕ возвращают себе часть денег, выкачанных ранее у них Западом. «Поскольку странам ЦВЕ пришлось конкурировать в Евросоюзе не на равных условиях, нам полагается соответствующая финансовая компенсация. Утверждение, что западники соблаговолили дать нам немного денег, унизительно и не отражает действительного положения дел» [28].
Правительство Венгрии теперь не выполняет безропотно все требования Еврокомиссии, как это было раньше, а само выдвигает ей условия. «Мы это отвоевали!» — так оценил итоги саммита В. Орбан [35].
В опубликованной 21 сентября 2020 г. в газете «Мадьяр Нэмзэт» обширной статье В. Орбан отметил, что экономический и политический вес Европы ныне ничтожен, в области инноваций ЕС плетется в хвосте Востока и Америки (не в последнюю очередь из-за того, что нет объединенной армии, поскольку сегодня НИОКР дают результаты в основном в оборонной промышленности). Брюссель и Вышеградская четверка устремляются в противоположные стороны: Еврокомиссия довела до абсурда цели в области изменений климата, социальной Европы, единой налоговой системы, мультикультурализма. Запад, делает вывод В. Орбан, утратил свою привлекательность в глазах Центральной Европы [10].
Несмотря на обещания А. Меркель, леволиберальное крыло Евросоюза не отказывается от идеи увязать предоставление финансовых субсидий из бюджета ЕС с требованиями к странам-получателям в области обеспечения ими критериев правового государства и обязательствами по приему беженцев. Либеральные французские политики из партии «Вперед, Республика!», которую до своего избрания президентом Франции возглавлял Э. Макрон, например, полагают, что без такой увязки невозможно предотвратить превращение Венгрии во вторую Белоруссию. ЕС, по их мнению, не должен и дальше финансировать нелиберальную политику венгерского и польского правительств [39].
Более того, нидерландский премьер-министр М. Рютте в ходе развернувшейся осенью 2020 г. в парламенте страны дискуссии посетовал, что нужно было бы переучредить Евросоюз, но уже без Венгрии и Польши. Он стал первым среди европейских политиков, кто гласно допустил будущее ЕС без сопротивляющихся диктату Еврокомиссии правительств. Однако учредительные документы ЕС не предусматривают процедуру
исключения отдельных стран-членов из рядов Евросоюза. Выход возможен лишь добровольный, по примеру Великобритании [45].
Таким образом, все спорные жизненно важные вопросы в отношениях Венгрии с институтами Евросоюза остаются открытыми. В. Ор-бан 8 ноября 2020 г. в письме к руководству ЕС предупредил, что, если июльский компромисс будет нарушен, и выделение денежных средств из бюджета ЕС и фонда помощи странам, пострадавшим от коронавируса, будет увязано с расплывчатыми формулировками правового государства, он воспользуется правом вето. Двумя днями раньше подобным образом отреагировал на создавшуюся ситуацию и польский премьер-министр М. Моравецкий [34]. В результате 16 ноября Венгрия и Польша были вынуждены применить право вето, а 26 ноября оба лидера выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили, что будут поддерживать друг друга и в будущем.
В ноябре В. Орбан объяснил свою позицию. Поскольку Венгрия по ряду основополагающих вопросов имеет отличную от большинства стран—членов ЕС точку зрения — в первую очередь по миграции, национальному суверенитету, гендерным представлениям, она не может себе позволить, чтобы простым большинством голосов ей были бы навязаны неприемлемые для венгерского человека решения. Тем более, что сегодня в Брюсселе правовым государством признают лишь то, которое готово принять в свою страну мигрантов [30].
Судя по ходу последующих переговоров, можно сделать вывод, что в итоге будет достигнуто компромиссное временное решение, согласно которому идею применения механизма правового государства отложат на два года. Таким образом, в 2021—2022 гг. никакие санкции Венгрии грозить не будут, ее освободят от политического или идеологического давления. В будущее соглашение включат заключительную статью, в которой подчеркнут, что санкции в связи с невыполнением требований правового государства могут быть применены лишь в случае, если они затрагивают финансовые интересы ЕС (мошенничество, коррупция, несовместимость), но не могут применяться для достижения политических целей, в том числе в области семейного права или миграционных споров. В Венгрии это расценили как серьезный успех венгерской дипломатии [17].
Анализируя причины выхода Великобритании из ЕС, венгерские эксперты подчеркивают, что англичане, как и венгры, вступали в ЕС как в экономическое сообщество, но брюссельские бюрократы коварно, дезориентируя страны-участницы, стали навязывать им свою идеологию, исподтишка преобразовали ЕС в политический союз, централизованную империю [13]. При этом венгры охотно цитируют М. Тэтчер, которая еще в 1988 г. в своей речи в Брюгге предостерегала тогдашний ЕЭС от дальнейшего углубления интеграции, решительно отвергала идею «Европейского супергосударства». Европу, по ее мнению, создал не Римский договор, европейская идея не является собственностью какой-либо группы или института. Европейское сообщество является собственностью каждого его члена и должно отражать традиции и устремления каждого члена сообщества [40].
Нынешние руководители Евросоюза, по мнению венгерских экспертов, не сделали выводов из советов М. Тэтчер и свершившегося 31 декабря 2020 г. Брекзита. Патовая ситуация, возникшая в ЕС в связи с двойным вето со стороны Венгрии и Польши по вопросу бюджета на 2021—2027 гг. и антиковидного фонда помощи, вызвала в западной прессе волну предположений о теоретически возможном выходе этих двух стран из ЕС [46].
Венгрия не собирается отказываться от преимуществ и денежных вливаний, которые имеет в результате членства в ЕС. Как заявил П. Сийярто, в долгосрочной перспективе она видит свое место в составе Евросоюза [49]. Хотя к концу текущего десятилетия, когда взносы Венгрии превысят поступающие из фондов ЕС выплаты, ее позиция может в корне измениться.
Коронавирус как катализатор центробежных тенденций в Евросоюзе
«Европейский союз уже умер, только еще не знает об этом». С таким заголовком в разгар первой волны коронавируса вышла статья в итальянской ежедневной газете «Иль Фольо». Конец ЕС предрекают многие политики из-за непреодолимых противоречий между отдельными странами-членами. Так, о смертельной угрозе Евросоюзу в связи с отсутствием солидарности в борьбе с коронавирусной инфекцией высказался Ж. Делор, возглавлявший Еврокомиссию в 1985—1995 гг. и сыгравший решающую роль в разработке и принятии Маастрихтского договора. О смертельном риске для единой Европы в связи с коронавирусом заявил и бывший премьер-министр Италии, заместитель секретаря левоцентристской Демократической партии Италии Э. Летта, отмечая нынешнюю слабость чувства коллективизма в странах ЕС [16].
От угрозы развала предостерегает Евросоюз также американский финансовый спекулянт с венгерскими корнями Дж. Сорос. Он полагает, что, если ЕС не преодолеет внутренние экономические разногласия, не эмитирует бессрочные, не подлежащие выкупу так называемые вечные облигации на сумму не менее 1 трлн евро, которые будут направлены на поддержку стран, особенно сильно пострадавших от коронавиру-са, а также мигрантов на территории ЕС, дезинтеграционные процессы в нем остановить уже не удастся. В отличие от других «коронавирусных» ценных бумаг, предлагаемые им «вечные облигации» позволят остановить углубление образовавшихся в ЕС линий разлома между Севером и Югом, Востоком и Западом [42].
Игра закончена — так отреагировал председатель Венгерского национального банка (ВНБ) Д. Матолчи, входящий в пятерку наиболее влиятельных общественных деятелей Венгрии во главе с премьер-министром В. Орбаном, на сигнал о грядущем бедствии, посланный Европе профессором Чикагского университета Л. Зингалесом в статье «Евросоюзу в условиях кризиса необходимо выковать национальное самосознание, иначе умрет», опубликованной в «Файнэншл таймс» 6 апреля 2020 г. [23].
При этом Д. Матолчи отмечает, что ЕС не смог сформировать панъевропейское национальное самосознание (некоторыми в этой связи проводится аналогия с попыткой СССР создать новую общность «советских людей»), общая валюта оказалась неспособной сплотить множество наций в единую великую нацию европейцев. Введение евро — в попытке поколебать глобальную роль доллара — лишь спровоцировало США к новым нападкам на «мятежных европейцев». Эта новая геополитическая война уже привела к целому ряду неразрешимых кризисов в ЕС, череда которых продолжится и в обозримом будущем [19].
По мнению Д. Матолчи, евро — это западня, из которой надо выбираться [21]. В своей статье «Три кризиса Европы» он призывает извлечь уроки из 50-летней истории европейской интеграции [20]. Первый крупный кризис 1970-х гг., вызванный двумя взрывными скачками мировых цен на нефть, Европа сумела успешно преодолеть, поскольку западноевропейские страны могли себе позволить проводить самостоятельную финансовую политику — в ЕС тогда еще не было обязательного финансового регулирования, сковывавшего инициативу стран-участниц.
Второй глубочайший шок был принесен в Европу из США в 2008— 2009 гг. Если американцы тогда преодолели финансово-экономический кризис за десять месяцев благодаря быстрым и решительным совместным мерам правительства и ФРС, которые мобилизовали огромные денежные резервы, то у европейцев такой возможности не было. Ни общие институты ЕС, ни еврозона, ни правительства отдельных стран не смогли с ним справиться. У правительств уже не было права проводить самостоятельную финансовую политику, а Европейский центральный банк подключился к антикризисной работе с опозданием в четыре года и в отсутствие согласованной с правительствами антикризисной политики. В результате в последующем десятилетии (2010—2019) кризис был не преодолен, а лишь заглушен.
Вплоть до весны 2020 г. это был уже не кризис госдолга, банковской системы или бюджетной политики, а кризис, связанный с утратой Евросоюзом своей конкурентоспособности и сдачей позиций в мире. В подтверждение этого Д. Матолчи приводит следующие данные: если в 1980 г. доля ЕС в мировой экономике составляла 26%, то 2019 г. — всего 16%, тогда как США понизили свою долю с 18 до 16%, а Китай повысил с 5 до 16% [20]. При этом симптоматично, отмечает Д. Матолчи, что в 2010—2019 гг. лучших результатов в ЕС достигли страны, которые не вошли в еврозону.
Третий глубинный кризис Европы начался с приходом 2020 г. и связан с «коронакризисом», переросшим в большинстве стран ЕС в затяжной экономический кризис. Здесь Д. Матолчи подмечает, что у тех, кто был успешнее в борьбе с эпидемией, лучше прогнозы в экономике, и наоборот. Причем ожидаемые экономические показатели лучше у стран, которые не испытали на себе в 2008—2019 гг. длительный сперва явный, а впоследствии латентный долговой кризис еврозоны, а еще более обнадеживающие перспективы у стран, которые способны целенаправленно проводить самостоятельную национальную финансовую политику (это намек, естественно, прежде всего на Венгрию).
В. Орбан разочарованно констатирует, что за последние 22 года Евросоюз дрейфовал от одного кризиса к другому, но самая большая проблема заключается в том, что ни один из них он не смог достойно разрешить [31]. Большинство западноевропейских стран из-за корона-вирусной инфекции оказались в плачевном положении, их ВВП в 2020 г. может упасть более чем на 10%, а госдолг достичь огромных размеров. Реагируя на антирасистские волнения в США и странах Западной Европы, В. Орбан саркастически подчеркивает, что 30 лет тому назад мы все взирали на Запад как на идеальное общество; сегодня же очевидно, что три из четырех крупных стран ЕС стремительно движутся к финансовому краху, а в малых западноевропейских городках бурлят бандитские войны. «И эти страны учат нас, как нужно правильно жить! — восклицает В. Орбан. — Они исповедуют идеи либерального империализма, свое мировоззрение пытаются навязать тем странам, которые думают иначе. Международные суды являются неотъемлемой их частью. Либеральный империализм наступает на нас с Запада» [29].
В этом контексте К. Лоранта не удивляет, что ведущая немецкая газета «Ди Вельт» на проблемы, связанные с коронавирусной инфекцией в Италии, отреагировала заявлением, что «итальянская мафия ждет ко-ронавирусные деньги Брюсселя». А экономические проблемы Греции газета объясняла тем, что греки попросту ленивы. Министр финансов Голландии в 2017 г., когда эта страна возглавляла еврозону, позволял себе высказывания типа «такие южноевропейские страны, как Италия, свои деньги тратят на выпивку и женщин» [16].
Очевидно, делает вывод К. Лорант, внутри ЕС отсутствуют солидарность и доброжелательное отношение к проблемам других стран-участниц, которые создавали бы основы для формирования будущего федеративного устройства ЕС. Дальнейшее форсирование интеграции лишь усилит центробежные тенденции. Следовательно, целесообразным решением стал бы возврат к сотрудничеству на базе Римского договора, т. е. назад, к экономическому сообществу при строгом соблюдении сбалансированности взаимной торговли.
К подобным выводам приходит и политолог, директор венгерского аналитического центра «Медианезе» Б. Борош, который, отмечая беспомощность Еврокомиссии в борьбе с коронавирусной инфекцией, подчеркивает, что она стала практически невидимой, парализованной. Причем это уже третий такой случай после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. и миграционного кризиса 2015 г., с которым Евросоюз также не смог справиться [4]. Напротив, именно национальные государства оказались способны эффективно решать проблемы, связанные с коронавирусом. Если эта ситуация затянется и ЕС даст трещину, станет очевидно, что нужно строить Европу наций, а не Соединенные штаты Европы.
Аналитики венгерского политологического Института «XXI век» отмечают, что эпидемия коронавируса представляет для ЕС невиданный доселе вызов в виде одновременно разразившихся пандемического, общественного и экономического кризисов. Создавшаяся ситуация обнажила
новые грани институционального кризиса в ЕС: страны-участницы не могли прийти к общему знаменателю, бюрократические процедуры не поспевали за развитием событий, Еврокомиссия принимала запоздалые и малоэффективные решения, в то время как ответы ряда национальных государств оказывались более оперативными и результативными [1].
Большинство стран—членов ЕС по призыву ВОЗ уже в начале февраля 2020 г., когда коронавирус, помимо Италии, затронул Испанию и Францию, начали готовиться к борьбе с инфекцией. Еврокомиссия же тогда мало внимания уделяла этому вопросу. Европейский центр профилактики и контроля заболеваний, являющийся независимым ведомством Евросоюза, преуменьшал серьезность проблемы, а его руководство утверждало, что опасность распространения инфекции низка. Даже в конце февраля, когда СОУГО-19 наблюдался уже в большинстве стран ЕС, евро-комиссар по здравоохранению С. Кириакидес продолжала утверждать, что необходимости в ограничительных мерах в связи с ним нет.
Председатель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен 5 апреля была вынуждена признать, что на начальном этапе наднациональные институты ЕС не предприняли достаточных мер для противодействия корона-вирусу. 16 апреля она принесла публичные извинения Италии за то, что ЕС не предоставил стране достаточной помощи. Таким образом, У. фон дер Ляйен подтвердила, что на начальном этапе пандемии Евросоюз из-за многочисленных ошибочных решений и бюрократических препон оказался неспособен помочь странам-участницам.
Ведущий аналитик Института «XXI век» Д. Деак в связи с этим обращает внимание на то, что люди, общественность в странах ЕС, и в Венгрии в том числе, все меньше доверяют Евросоюзу. Ослабевают и позиции тех политиков, кто выступает за Соединенные Штаты Европы, — чего в обозримой перспективе точно не случится, а вот роль национальных государств будет неуклонно усиливаться [2].
Руководство Венгрии предъявляет Еврокомиссии свои претензии и в связи с неудовлетворительным решением последней вопроса вакцинации населения. Так, госсекретарь министерства внешнеэкономических связей и иностранных дел Т. Менцер обвиняет Брюссель в том, что ЕС с большим опозданием (только в ноябре 2020 г.) заключил плохое, по его мнению, соглашение о поставках вакцины компании «Пфайзер», тогда как США, Великобритания и Израиль сделали это уже в июле. При этом на значительно меньшие объемы, чем требуется, осложнив ситуацию с вакцинацией в странах ЕС [24].
В. Орбан также отметил нерасторопность ЕС с закупками вакцины, что вынудило Венгрию самостоятельно начать переговоры с Израилем, Россией и Китаем: Брюсселю можно делегировать полномочия лишь в том случае, делает вывод В. Орбан, если вы уверены, что он с ними справится лучше, чем национальные институты [8].
Яростное неприятие в леволиберальных кругах ЕС и среди внутренней оппозиции в Венгрии вызвал пакет срочных и решительных мер по борьбе с коронавирусом, принятый венгерским правительством 11 марта 2020 г. В результате было введено, по сути, чрезвычайное положение.
Критики В. Орбана усмотрели в этом попытку расправиться с «остатками либеральной демократии и правового государства в Венгрии и установить режим авторитарной диктатуры» [44].
Против венгерского правительства и правящей правоконсервативной партии Венгерский гражданский союз (Фидес), которую возглавляет премьер В. Орбан, была развязана беспрецедентная дезинформационная кампания, что побудило его обратиться с открытым письмом к лидерам 53 европейских партий, входящих в Европейскую народную партию (ЕНП). В нем Орбан отметил, что, когда весь мир борется с коронавирусом, против Венгрии и него лично предпринята безосновательная скоординированная атака. Подобным несправедливым нападкам из-за идеологических разногласий он подвергался и раньше, но нынешняя атака — самая подлая и циничная, поскольку намеренно замалчивается, что целью травли является правительство, которое борется за жизни людей [33].
Масла в огонь подлил председатель ЕНП Д. Туск, который обнаглел до такой степени, что провел параллель между мерами венгерского правительства, принимаемыми в связи с коронавирусом, и идеологом нацистского режима в Германии К. Шмиттом. Бывший премьер-министр Бельгии, а ныне либеральный депутат Европарламента Ги Верхофстадт пошел еще дальше. Он уподобил венгерский закон «О предохранении от коронавируса», принятый парламентом страны 30 марта 2020 г. и предоставляющий возможность В. Орбану на период эпидемии управлять страной посредством декретов, закону 1933 г. о чрезвычайных полномочиях правительства во главе с Гитлером, который стал заключительным аккордом захвата национал-социалистами власти в Германии [47].
11 мая 2020 г. послы пяти скандинавских государств (Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции) были приглашены в МИД Венгрии, где министр П. Сийярто обвинил их во лжи относительно сути венгерского закона о борьбе с коронавирусом и заявил следующее: «Венгерская нация существует более тысячи лет, она не нуждается в достойной сожаления лицемерной опеке... Оставьте венграм самим решать, чего они хотят. Займитесь. своими проблемами» [25].
Неприятие в Венгрии вызывают и вынашиваемые Брюсселем планы по защите «правового государства» в отдельных странах ЕС, прежде всего в Венгрии и Польше. Имеются в виду:
— ежегодная подготовка докладов о положении дел с демократией в странах-членах;
— создание в 2020 г. Европейской прокуратуры, которая будет устанавливать, соблюдают ли правительства стран-членов общие правила, что будет служить решающим аргументом при выделении им финансовой помощи из фондов ЕС;
— инициирование проведения широкомасштабных общественных обсуждений о демократии и правовом государстве в «проблемных» странах [43].
Таким образом, речь идет о попытке грубейшего вмешательства Брюсселя во внутренние дела отдельных стран—членов ЕС, причем на стороне местной оппозиции против правящих элит.
В связи с пандемией коронавируса в ЕС заговорили о «новой нормальности». Но в Западной Европе, по мнению венгерской журналистки М. Ери, эта новая нормальность возникла уже давно: «Параллельные общества, гетто, запретные зоны, террористические акты, мародерство... Волны насилия, свержения памятников, бандитских войн под антирасистскими лозунгами пронеслись по изумительно красивым городкам цивилизованных стран Западной Европы. Общественный эксперимент, который многие годы практиковали на Западе, окончательно провалился» [38].
В. Орбан, реагируя на антирасистские выступления в некоторых странах Запада, отметил, что системы здравоохранения этих зажиточных стран из-за коронавируса развалились за несколько дней, богатейшие страны приближаются к финансовому краху, а по их крупным городам пронеслась беспрецедентная волна насилия. При этом вооруженные подразделения правопорядка подвергаются там унижению и на улицах, и в политике: их обзывают расистами, уважение к людям в погонах ниспровергается вместе с памятниками. «.Государство и закон покинули улицы... Венгрия не такая страна и никогда такой не будет. Какой бы хаос ни возобладал вокруг нас, у венгров в головах господствует порядок, в руках — сила, а в сердцах — лояльность. Мы никогда не оставим наших защитников правопорядка на произвол судьбы» [27].
Венгерский опыт борьбы с коронакризисом
Экономика Венгрии встретила эпидемию коронавируса в хорошем состоянии, особенно по сравнению с западноевропейскими партнерами по Евросоюзу. Многолетние усилия по оздоровлению национального хозяйства принесли свои плоды.
Венгрия в последние десять лет последовательно проводила экономическую политику, направленную на ограничение роли иностранного капитала в экономике путем его постепенного выдавливания. Одновременно был взят курс на усиление роли государства в экономической жизни. С этой целью в стране проводится национализация и деприватизация структурообразующих предприятий.
К 2020 г. активы госпредприятий за счет приобретения ими недвижимости, а также результативного хозяйствования были увеличены на 52% по сравнению с 2010-м. В результате в 2020 г. в Венгрии насчитывалось уже почти 600 крупных госпредприятий [51].
Нынешние экономические успехи Венгрии председатель ВНБ Д. Ма-толчи объясняет также тем, что руководству страны удалось обеспечить эффективное взаимодействие государства и рынка, когда государство открывает и выстраивает рынки (посредством повышения покупательной способности населения или предлагая новые финансовые продукты и программы эмиссионного банка) и как компас использует обратную связь, сигналы со стороны рынков (госзакупки, прямые иностранные инвестиции) [18].
В 2013 г. Венгрии удалось осуществить прорыв в экономическом развитии и с тех пор неуклонно развивать достигнутые успехи. Это позво-
лило В. Орбану провозгласить новый этап, наметить крупные цели и, прежде всего, обеспечить, чтобы темпы экономического роста в Венгрии снова в два раза превышали темпы роста экономики Германии, как это было в конце 1990-х — начале 2000-х гг.
Особо впечатляющих результатов удалось добиться в 2018—2019 гг., когда ВВП увеличивался в среднем на 5% за год. За период 2013—2019 гг. темп экономического роста в Венгрии более чем в два раза превышал средний темп по ЕС: экономический рост в Германии практически остановился, а в еврозоне — замедлился. В расчете на душу населения ВВП Венгрии в 2019 г. по паритету покупательной способности достиг 73% от среднего по ЕС-27 показателя (по итогам 2010 г. — всего 66%) [22].
Венгрия, таким образом, постепенно выдвигается на лидерские позиции в Евросоюзе в экономическом развитии. Все больше средств выделяется из госбюджета на НИОКР: если в 2008 г. — менее 1% от ВВП, то в 2019-м — уже 1,53%, на 2020 г. было запланировано 1,8%, на 2030-й — 3%. Вместе с вложениями предприятий в НИОКР Венгрия начала опережать другие страны ЕС и в этой области [9].
Пандемия коронавируса нарушила поступательное развитие венгерской экономики и радужные планы венгерского руководства. За первые три квартала 2020 г. ВВП уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 5,4%, что, тем не менее, лучше, чем в ЕС-27 (падение на 6,9%) и еврозоне (сокращение на 7,4%) [12].
В первом полугодии 2020 г. венгерский товарный экспорт, учтенный в евро, из-за коронавируса сократился на 11,5%, а импорт — на 10,4%. На этом фоне наблюдался многократный прирост импорта аппаратов искусственной вентиляции легких, медицинских масок и защитной одежды, а также диагностических реагентов, необходимых для борьбы с коронавирусом. Основным поставщиком явился Китай. В самый критический период Китай поставил в Венгрию 185 авиарейсами более 90 млн медицинских масок, 40 млн комплектов защитной одежды и 800 тыс. упаковок медикаментов, что позволило Венгрии успешнее других стран ЕС выйти из первой волны эпидемии [50]. Единичные поставки осуществляли также Азербайджан и Узбекистан. Это еще раз утвердило венгерское руководство в правильности и своевременности избранного им курса на открытие по отношению к Востоку. Страны Запада в разгар пандемии выступали каждая за себя, нередко еще и конкурируя друг с другом.
Таким образом, благодаря существенному снижению внешней уязвимости за предыдущие годы, Венгрия оказалась способной уверенно противостоять внешним шокам и добиться лучших результатов по сравнению со многими другими странами ЕС в борьбе с экономическими последствиями эпидемии коронавируса.
Венгерское правительство уже 11 марта — одним из первых в Евросоюзе — приняло пакет мер по борьбе с коронавирусом и спасению экономики, на что выделило 20% годового ВВП. Это позволило Венгрии войти в шестерку европейских стран, которые направили на поддержку населения и предпринимателей более 16% ВВП.
Сразу же был создан Оперативный штаб по борьбе с эпидемией, а в конце июня, когда с первой волной коронавируса в основном удалось справиться, — Оперативный штаб по защите национального хозяйства. Для финансирования чрезвычайных мер были созданы три фонда:
— Фонд борьбы с эпидемией (для покрытия чрезвычайных расходов в системе здравоохранения);
— Фонд защиты экономики (для сохранения предприятий и рабочих мест, а также поддержки новых инвестиций);
— Фонд средств, выделяемых ЕС для поддержки пострадавших от ко-ронакризиса стран.
Особенностью борьбы с коронавирусом в Венгрии явилось широкое привлечение армии. В 51 из 180 государственных больниц были назначены представители из числа военных, в задачу которых входили координация и контроль снабжения и использования медицинских средств индивидуальной защиты, оборудования и лекарств. Военпреды с подобными функциями были назначены и в дома престарелых, большинство из которых явились очагами распространения коронавирусной инфекции. Армейские штабы по обеспечению контроля, санитарной безопасности и стабильности производства были созданы и на 105 отечественных жизненно важных предприятиях: в пищевой и фармацевтической промышленности, в энергетическом и инфокоммуникационном секторах, а также на объектах по снабжению кислородом и питьевой водой [37].
Одновременно был введен запрет на выезд из страны для медицинских работников, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, налоговой и пограничной служб, а также госслужащих. Они могли покинуть страну лишь с разрешения соответствующего министра [26].
Больницам было запрещено заключать без одобрения министра здравоохранения контракты с представителями частного бизнеса. Все это дало основание оппозиции обвинить правительство в стремлении к военной диктатуре, выстраиванию системы, напоминающей военный коммунизм в Советской России [6; 7]. Тем не менее очевидно, что без активного привлечения армии Венгрия не смогла бы столь успешно справиться с коронавирусом.
На 1 ноября 2020 г. в расчете на 1 млн жителей число случаев заражения СОУГО-19 в Венгрии составило 8104, в то время как в еС-27 — 14 437;
число смертей от коронавируса — 186, в ЕС — 391 [3].
* * *
Симптоматично, что спустя 30 лет после развала мировой социалистической системы и 16 лет пребывания Венгрии в Евросоюзе такие авторитетные венгерские политологи, как К. Лорант, отказавшись от политической предвзятости, вынуждены признать, что в рамках ЕС у Венгрии, как и у других стран ЦВЕ, теперь меньше свободы, чем когда они были членами СЭВ и Организации Варшавского договора. Тогда, отмечают они, никто не навязывал им принимать у себя в стране мигрантов, исповедовать чуждую им гендерную идеологию, проводить экономическую политику, которая противоречит здравому смыслу, на-
пример выполнять нормативы ЕС по сокращению выбросов двуокиси углерода в атмосферу.
Венгрию тогда никто не принуждал приватизировать объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, что увеличило риски в энергоснабжении населения. О венгерской промышленности, как принадлежащей отечественному капиталу, теперь едва ли можно говорить. До 80% венгерского экспорта осуществляют предприятия с участием иностранного капитала, следовательно, вопросы внешней сбалансированности и потенциальной задолженности страны теперь находятся в руках зарубежных собственников этих предприятий.
Самое главное, что заботит сегодня венгерских аналитиков, — это политика ЕС, направленная на ликвидацию национальных государств, чего не было в советские времена. Тогда венгры, по крайней мере, были уверены в том, что рано или поздно советские войска уйдут, но страна останется в целости и сохранности [15].
Принятые сокращения
MH — Magyar HÍrlap.
MTI — Magyar Tarvirati Iroda.
NSZ — Nepszava.
Литература
1. A nemzetallamok hatekonyabban reagaltak a valsagra, mint az EurOpai UniO // MH. 2020. 30.04.
2. Az emberek egyre kevesbe bíznak az EurOpai UniOban // MH. 2020. 03.05.
3. Az unios atlaghoz viszonyítva kedvezoek a magyar adatok // MH. 2020. 02.11.
4. Baranya R. Sajat csapdjba setal bele az ellenzek // MH. 2020. 30.03.
5. Boros I. Angela Merkel politikai hattyudala // MH. 2020. 31.07.
6. CsiMg I. Hogy hadi, az biztos // NSZ. 2020. 28.05.
7. Dippold P. Macskajancsik, cicamancik // MH. 2020. 11.05.
8. Februar elsejeig maradnak a korlatozasok // MH. 2021. 08.01.
9. GyOrgy L.: Magyarorszag novekedesi bajnok az EurOpai UniOban // MH. 2020. 03.03.
10. Kosa A. KampanyuzemmOdba kapcsolt a Fidesz // NSZ. 2020. 22.09.
11. Kover L. Expoze // MH. 2020. 15.07.
12. KSH HETI MONITOR. — http://www.ksh.hu/heti-monitor/brutto-hazai-termek-gdp.html (дата обращения: 21.12.2020).
13. Lorant K. A Covid eve // MH. 2020. 29.12.
14. Lorant K. A nagy alku // MH. 2020. 15.07.
15. Lorant K. Ki rombolja le EurOpat? // MH. 2021. 08.01.
16. Lorant K. Ne hibazzunk, Brusszel nem valtozik // MH. 2020. 25.04.
17. Magyarorszag es KOzep Europa erosodese // MH. 2020. 10.12.
18. Matolcsy: A fejleszto allam es a fejlodo piac okos egyuttmüködesere van szukseg // MH. 2020. 13.07.
19. Matolcsy: Az europai jateknak vege // MH. 2020. 22.05.
20. Matolcsy: Europa harom vaisaga // MH. 2020. 08.06.
21. Matolcsy Gyorgy ismet az euro ellen agai // NSZ. 2020. 08.06.
22. Matolcsy: Sereghajtobol Ujra ellovas // MH. 2020. 07.12.
23. Matolcsy: The European game is over. — https://novekedes.hu/english/matolcsy-the-european-game-is-over (дата обращения: 22.05.2020).
24. Menczer: Brusszel miatt vagyunk lemaradva a vakcinak beszerzesevel // MH. 2021. 05.01.
25. Most Skandinaviaval viv diplomaciai haborut Szijjarto Peter a magyar felhatalmazasi torveny miatt // NSZ. 2020. 11.05.
26. Operativ Torzs: maradnak a korhazparancsnokok, es tovabbra sem lehet szabadon elhagyni az orszagot // NSZ. 2020. 11.06.
27. Orban: Magyarorszagon sosem fogjak magukra hagyni az egyenruhasokat // MH. 2020. 27.06.
28. Orban: Nem kapunk penzt az Europai Uniotol, valojaban a nyugatiak altal innen kivitt penz egy reszet szereztuk vissza // NSZ. 2020. 31.07.
29. Orban Viktor: A nemzeti konzultacio a legfontosabb // MH. 2020. 19.06.
30. Orban Viktor: Egyesiteni fogjuk az eroinket // MH. 2020. 26.11.
31. Orban Viktor: Europa visszavonuloban van // MH. 2020. 08.07.
32. Orban Viktor: Jo evet zar a V4 // MH. 2020. 03.07.
33. Orban Viktor: Kerjenek bocsanatot a Magyarorszagrol alhireket terjesztok! // MH. 2020. 04.05.
34. Orban Viktor kilatasba helyezte a vetot az EU-s vezetokhoz irt leveleben // MH. 2020. 08.11.
35. Orban Viktor: Kiharcoltuk! // MTI. 2020. 21.07.
36. Orban Viktor: "Nemetorszag penzt keres rajtunk" // MH. 2020. 30.11.
37. Otvenegy korhazban katonak lettek a korhazparancsnokok // MH. 2020. 31.03.
38. Ory M. A mi normalitasunk // MH. 2020. 23.06.
39. Ory M. "Brusszelben megkezdodott a forro osz" — irta a napokban Varga Judit igazsagugyi miniszter // MH. 2020. 29.08.
40. Ory M. Thatcher figyelmeztetese // MH. 2020. 29.12.
41. Ory M. Viszlat, sracok! // MH. 2020. 20.07.
42. Szelestey L. Soros: Az EU vagy rendezi a belso gazdasagi vitakat, vagy ossze fog omlani // NSZ. 2020. 02.05.
43. Szelestey L. Szabad szemmel: az Europai Bizottsag harom oldalrol probalja feltartoztatni a jogallam visszaszorulasat // NSZ. 2020. 24.06.
44. Szelestey L. Szabad szemmel: Orban a virusvalsag urugyen a demokracia maradekat is megprobalja bedaralni // NSZ. 2020. 24.03.
45. Szelestey L. Szabad szemmel: Orban katonasdijarol, irnak, es egy magyar- es lengyelmentes europai kozossegrol // NSZ. 2020. 22.09.
46. Szelestey L. Szabad szemmel — Unios veto: hatalmi valsag a lengyel vezetesben // NSZ. 2020. 07.12.
47. Szijjarto: Guy Verhofstadt rosszindulatu, kartekony ember // MH. 2020. 12.05.
48. Szijjarto Peter: Az europai kozosseg ereje az eros tagallamokon alapszik // MTI. 2018. 05.09.
49. Szijjarto Peter: Magyarorszag meg akarja allitani a migraciot // MH. 2020. 19.12.
50. Szijjarto P.: Mielobb ujra kell inditani a magyar-kinai gazdasagi egyuttmukodest // MH. 2020. 24.08.
51. Tiz ev alatt masfelszeresere gyarapodott az allami vagyon // MH. 2020. 07.02. ♦