Научная статья на тему 'Венгерский сценический танец и его народные истоки'

Венгерский сценический танец и его народные истоки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6467
794
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Венгерский сценический танец и его народные истоки»

А.Л. Васильева

ВЕНГЕРСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ И ЕГО НАРОДНЫЕ ИСТОКИ

Отличительной чертой методики преподавания характерного танца в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой является повышенное требование к эмоциональной выразительности в исполнении движений. Это достигается воспитанием точности выполнения элементов и благодаря изучению смысла отдельных движений и сюжета танца.

В характерном танце, даже при правильном исполнении элементов движений, невозможно достичь высокого результата без понимания содержательной стороны танца, часто исторически уходящего в фольклор. Единство изучения элементов движений с изучением их смысловой нагрузки должно являться неотъемлемой частью практической методики, так как отражает саму суть характерного танца, его отличительную особенность.

Изучая пути развития методики характерного танца, следует остановиться на двух моментах. Первое: в русском балете можно проследить взаимосвязь и глубокое взаимопроникновение движений характерного и классического танцев, возникшее в период его небывалого подъема во второй половине XIX столетия. Второе: рассмотреть контекст и идейно-культурное содержание русского балетного спектакля того времени, выявить закономерность вплетения в его структуру характерного танца, понять неслучайность выбора круга народов, чьи танцы в нашем балете «получили прописку».

Характерные и классические танцы, существующие в одном спектакле, испытывали взаимное влияние. Балетмейстеры подвергали обработке народные движения, «оклассичивали» их, добавляя выворотность в ногах, вытянутые стопы, округлые, почти классические позиции рук. На балетной сцене народный танец обогащался виртуозной техникой и индивидуальными красками. Исполнителям он часто предоставлял большую свободу в выражении спонтанных эмоций. Классический же танец,

с одной стороны, питался народным фольклором, «заимствовал отдельные па (pas de Ьоиггй, pas de basque, saut de basque и другие) и усовершенствовал их в духе своей манеры, своей стилистики. ...Отдельные народные движения почти в неприкосновенности вставлялись в классические хореографические композиции, что обогащало классический танец, а народный получал таким путем возможность подниматься до больших обобщений. Примером такого применения является венгерское grand pas в "Раймонде"»1. Можно выдвинуть гипотезу, что именно это слияние и является сутью феномена русского балета.

По свидетельству очевидцев и из документов по истории балета, мы знаем, что в балетах XIX века большой популярностью пользовались венгерские танцы. Темпераментные и самобытные, они к тому времени получили всемирную известность, благодаря многим выдающимся артистам и музыкантам. Среди них Ференц Лист, Иоганс Брамс, Янош Бихари, Янош Лавотта, Ференц Эркель, Марк Рожавёльди. Мотивы популярнейшего венгерского чардаша уже использовались балетмейстерами для создания характерных танцев в классических балетах. Подлинными знатоками и выдающимися постановщиками характерных танцев в оперных и балетных спектаклях были Мариус Петипа и Лев Иванов. Несомненно, большой вклад в развитие венгерского сценического танца внес и талантливый исполнитель всевозможных pas hongrois Альфред Бекефи, венгр по национальности: кто, как ни он, мог передать подлинный колорит танцев своей родины. Его стиль и манера исполнения бережно передавались в петербургской школе балета «из рук в руки», «из ног в ноги». Мы и сегодня стараемся сохранять эти традиции в исполнительском искусстве.

Венгерские танцы в спектаклях пользовались большой популярностью у зрителей, их нередко бисировали. Среди исполнителей современники особо отмечали Марию Петипа, Марию Скорсюк, Альфреда Бекефи: «...в "Маркитантке" имели огромный успех в венгерской пляске г-жа Петипа и г. Бекефи, переведенный из московской труппы»2, а в чардаше из «Коппелии» «г-жа Петипа и г. Бекефи буквально электризовали публику своим огненным ис-

полнением»3. «В чардаше (Palotas) в "Раймонде" обратила особое внимание г-жа Скорсюк, лихо танцовавшая с г. Бекефи. Публика требовала повторения...»4. Не отказывались исполнять характерные танцы и балерины классического амплуа: «чардаш дал возможность г-же Кшесинской 2-й и г. Бекефи выказать редкие качества - веселость, feu sacra и энергию. Подобное исполнение присуще исключительным натурам, у которых имеется темперамент»5. И это, разумеется, далеко не полный список рецензий.

В балетных спектаклях XIX века встречалось немало зажигательных венгерских плясок. Это и венгерский танец в балете «Своенравная жена»6, и венгерская полька в «Венгерской хижине»7, запомнившаяся зрителям в исполнении Елены Андреяновой и Мариу-са Петипа, венгерская пляска в «Маркитантке»8, гусарское «toborzo» в «Привале кавалерии»9, а также многочисленные чардаши в различных балетах, например, таких, как «Очарованный лес»10, Катарина, дочь разбойника»11 и «Коппелия»12. Известные нам венгерские танцы в «Лебедином озере» и «Раймонде» представляют собой варианты бального сценического танца.

Для более точной передачи движений и их эмоционального характера в исполнении сценических танцев необходимо знать подлинные венгерские народные фольклорные истоки. Венгры о себе говорят: чтобы в полной мере оценить Венгрию, крайне важно знать венгерский танец. А чтобы узнать венгерский танец, надо понять венгров.

Мадьяры были кочевниками, которые в конце 800-х гг. мигрировали из Центральной Азии через Карпатские горы и поселились в плодородной долине Дуная. Их независимый свободолюбивый и своенравный дух, проявившийся в их музыке и танцах, хорошо воплощался в произведениях искусства, основанных на идеях романтизма XIX в.

Согласно исследованиям известного фольклориста Джорджа Мартина, венгерские танцы можно условно разделить на две категории. Это средневековые танцы и танцы XVIII и XIX веков, которые важны для понимания истоков сценического венгерского танца. Венгерский народ создал множество самых

разнообразных по характеру танцев, среди которых зажигательные чардаши и четкие вербункоши, спокойные, плавные хороводы и многочисленные танцы с предметами - бутылками, палками, подушками, скамьями и пр.

Сведения о первых венгерских танцах и их музыкальном сопровождении относятся к X веку. Это были мужские танцы, древнейшие из них - танцы пастухов. Они исполнялись с палками, топориками, шестами или кнутами, в зависимости от региона. Предметы эти были неотъемлемой частью танцев, их крутили, подбрасывали во время шагов и поворотов, поэтому от исполнителей требовалась ловкость и выносливость. Сейчас в Венгрии известен танец куншагских пастухов13.

До наших дней сохранился и традиционный свадебный танец со свечами. Его плясали вокруг невесты и жениха, держа в правой руке зажженную свечу. Так они при помощи танца символично защищали новую семью от злых духов и помогали обрести физическое, финансовое и эмоциональное благополучие. Хотя такие танцы все еще исполняют сегодня, они в значительной степени утратили свое оригинальное значение для участников.

В Венгрии, как и во многих странах Европы, с давних пор известны девичьи хороводы, или, как их еще называют, круговые танцы (капкбгу). Они традиционно танцевались девушками на выданье для привлечения к себе внимания деревенских парней. Эти танцы являются выходцами из средневековых танцев и обычно не сопровождаются инструментальной музыкой, а только пением, потому что эти хороводы иногда проводились в качестве интерлюдии между другими танцами. В отличие от других венгерских танцев, в капкбгу, нет импровизации, но каждая из девушек двигается в унисон. Движения танца включают в себя шаги, Ьа1апсй, медленные или быстрые повороты, винтообразные повороты бедер, которые исполняются для того, чтобы продемонстрировать свои пышные нижние юбки.

По всей Венгрии был распространен танец легенеш (^йпуев -«танец парня»), танцуемый этническим населением, проживающим в регионе Трансильвания. Это сольный танец молодых

парней, но его могут танцевать и пожилые мужчины. Танцоры поочередно выходят вперед и демонстрируют свои ритмические импровизации. Танец обычно состоит из 4-8 частей (каждая часть 4 такта 4/4), при этом первая часть одинакова, последующие части не должны повторяться. Женщины стоят в стороне и своими выкриками подбадривают танцоров или подшучивают над ними. Иногда женщины делают быстрые повороты на месте. Каждый регион имеет свой собственный стиль, с собственными танцевальными фигурами и их названиями.

Среди других танцев наиболее популярны пантозоо (понтозоо) -трансильванский мужской танец, гайдук (от венгер. haidu - «венгерский ратник, слуга у пана») - танец залихватского характера, женский танец харомугрош («тройной прыжок»), угрош, кетуг-рош, мартогатош, дус, олахош, парош и другие.

Танец зависит от музыки и исторически следует за её новыми явлениями. Исследования танца, в свою очередь, открывают нам особенности музыки своего времени. Вот некоторые инструменты, которые используются в традиционной венгерской музыке: кьй (oxhorn), duda (волынка), cimbalom (молоток, цимбалы), fUrulya (пастушья флейта) и tбrogatу. Tбrogatу был известен как «военный гобой», поскольку и в XIII веке его звуки разжигали дух народного сопротивления, и в 1790 г. помогли вытеснить австрийские оккупационные войска. Венгерские народные песни обычно ведутся музыкантом, который решает, когда менять темп и стиль музыки. Его исполнение, как правило, включает танцы определенного региона и, возможно, длится двадцать или более минут без перерыва. Обычно звали в музыканты цыган. Они использовали струнные инструменты, но могли также использовать ударные и духовые, такие, как кувшин, бутылку, или иудейскую арфу.

Конечно, нас интересуют, прежде всего, те народные танцы, которые непосредственно были прообразом современного характерного венгерского танца.

В основе сценических венгерских танцев лежит направление «вербункош» (венгерский verbunkos, от нем. Werbung — вербовка), что в переводе означает вербовочный. Среди пока еще мало

изученных истоков вербункоша, ясно распознаются старинные народные традиции (танец гайдуков, танец свинопасов), влияние мусульманского и некоторых ближневосточных, балканских и славянских стилей, воспринятых, вероятно, через цыган. Своими корнями вербункош уходит в венгерский мужской танец вербунк (verbunk tanc), который был популярен в районе Центрального Дуная. Он возник в конце XVII века, когда по венгерским деревням ходили небольшие группы гусар во главе с вахмистром или капралом и вербовали крестьянских парней в австрийскую армию. Вербовка происходила обычно на площади перед корчмой и сопровождалась энергичными танцами с характерным музыкальным сопровождением. Солировал виртуозный танцор - вербовщик, втягивая в круг сельских парней. Танец привлекал молодых мужчин деревни, которые, присоединяясь к кругу один за другим, косвенно становились рекрутами (вербунками). Танцы на площади могли продолжаться в течение нескольких часов или дней, до тех пор, пока не набиралось достаточное количество новобранцев.

Иной смысл приобрела вербовка, а с ней и танец вербункош, в первые годы XVIII века, в период национально-освободительной борьбы Ференца Раккоци. В эти годы все больше закрепляется его характер как национального танца. После разгрома движения Раккоци вербункош как бы замирает и вновь возрождается только в 80-х гг. XVIII века. В середине XIX века в период борьбы за национальную независимость - новый расцвет вербункоша. После разгрома революции 1848—49 гг. и образования Австро-Венгерского государства танец вербункош, как и всякое проявление национального духа, запретили.

Характерные стилистические черты вербункоша: музыкальный размер 4/4 в мажоре и в миноре в сопровождении скрипки, «цыганский» или «венгерский» звукоряд с увеличенной секундой (VI-VII+), своеобразные пунктирные ритмы, склонность к музыкальным цитатам, парафразам, ритмическое выделение кадансов, орнаментика, импровизационность. В танце 2 или 3 части: широкая свободная мелодика hallgato, печальной венгерской песни; cifra (цифра), если 3-х частный вариант; и заключи-

тельная - friss (фришш) - быстрая огненная часть. Движения в вербункоше медленные и быстрые, сопровождаемые прищелкиваниями каблуками (bokбzбs - боказо) и хлопками. Обычный исполнительский состав для музыкального сопровождения вер-бункоша - P скрипки, цимбалы, контрабас. Музыка вербункоша исполнялась, главным образом, цыганскими ансамблями; в ней слились воедино разнородные национальные элементы (венгерские, южнославянские, румынские), сказалось влияние немецкого и итальянского профессионального музыкального искусства.

Ныне вербункош существует как народный танец с различными областными вариантами14. Вербункош лежит в основе венгерских национальных танцев, которые стали модными позднее: медленного и быстрого чардаша, торжественного, величавого палоташа.

Палоташ (венг. palotas, от palota - дворец) - парный бальный танец, возникший на основе народной танцевальной музыки в начале XIX века. Обычно состоял из трёх частей: лашшан (от lassan -медленно), цифра (от cifra - украшенный), фриш или фришка (от friss, frisska - бодрый). Музыкальный размер R/R (первых двух частей) и P/R (третьей). На основе палоташа в середине XIX века сложился чардаш. Черты палоташа претворены в «Венгерских рапсодиях» Листа, в балете «Раймонда» Глазунова (Grand pas hongrois).

Для исследования истоков венгерского сценического танца наибольший интерес представляет чардаш ^бйбз). Раньше даже говорили, что без мадьярской крови не может быть настоящего чардаша, в котором «заключено что-то дикое». В отличие от многих популярных европейских народных танцев, относительно молодой чардаш уходит своими корнями в крестьянство, а не в аристократию. Его название означает кабачок (csßirdß), придорожную гостиницу или хозяина гостиницы. Характерно, что чардаш не пользовался у аристократии большим уважением. Прежде чем он стал одним из основных венгерских танцев, в высшем свете говорили, что его танцуют дочери крепостных в дешевых гостиницах по воскресеньям.

В музыкальной энциклопедии чардаш характеризуется как венгерский парный народный танец, который появился в середине XIX века15.

Музыкальные обработки чардаша есть в «Венгерских рапсодиях» Листа, «Венгерских танцах» Брамса, в балетах «Коппе-лия» Делиба, «Лебединое озеро» Чайковского и др. Чардаш подчеркивает индивидуализм танцующих и поощряет творческую импровизацию. В соответствии с венгерской культурой, в танце доминируют мужчины-танцоры, они вволю импровизируют и ведут партнерш, направляя их движения. Женщины должны быть очень внимательны, так как партнер может без какого-либо предупреждения проявить инициативу и сымпровизировать. Музыкальный размер 2/4 или 4/4, ритм синкопированный. Чардаш послужил основой популярного бального танца, распространившегося в начале XX века под названием «венгерка». Сценическая форма чардаша состоит из 2 контрастных частей. Первая -lassu - медленная, патетическая, сопровождающая мужскую круговую пляску с широкими движениями и дающая большую свободу для самовыражения. Вторая - friss - быстрая, стремительная, динамичная и зажигательная парная пляска, позволяющая танцорам дать выход энергии и выплеснуть эмоции. Так же, как и вербункош, чардаш имеет множество региональных вариантов со своим названием и специфической манерой исполнения.

Необходимо отметить некоторые общие черты для всех венгерских танцев. Мужчины, в зависимости от стиля танца, как правило, танцуют с показным темпераментом. Их танцы технически и ритмически сложны, включают много синкопированных движений и исполняются в быстром темпе. Но это не мешает венграм танцевать собранно и подтянуто. «Корпусу и всему облику танцоров свойственна горделивость, и только ноги, как метко говорят в народе, "ходят веретеном"»16. Среди мужских движений встречаются прищелкивания каблуками - «ключ», «голубец», «pas de bourra» («Ьа1апсй - голубец»), отскоки из стороны в сторону, высокие прыжки, энергичные хлопки и хлопушки17. Различные танцевальные шаги почти всегда исполняются пружинно и сопровождаются легкой «тряской» прямого и подтянутого корпуса. Для женщин характерна особая постановка корпуса: при горделивой осанке и подтянутых бедрах верхняя часть корпуса наклонена вперед, а бедра слегка

покачиваются. В своих движениях женщины застенчивы и скромны, они исполняют различные ходы - с каблука, перекрестный ход, переступания из стороны в сторону, делают вращения («soutenu»), винтообразные повороты, перескоки и «голубцы». В парном танце есть вращения в паре, подъем и перенос девушки. Танцы исполняются в различных рисунках: в кругу, по линиям, в колоннах.

История венгерского народа, семейная жизнь, культурные традиции и национальная гордость являются неотъемлемой частью их танца. У венгров есть танцы почти для любого события. Свадьбы, общественные собрания и развлечения, праздники и семейные торжества могут включать в себя танец как один из элементов.

Через века танцы Венгрии принесли с собой богатое проявление культуры посредством движения, музыки и костюмов. Первоначально крестьянская одежда был сделана из простых, обыкновенных материалов натуральных цветов, так как у людей из народа было мало средств, чтобы получать краски или цветные ткани. Когда народ стал богаче и смог покупать одежду, появилось больше цветов и красок, на женские юбки были добавлены складки, так как материал стал тоньше, чем домотканый, использовавшийся раньше, и его было больше. Традиционный костюм женщин: красные сапоги, юбки короче или длиннее, головные уборы - обычно у всех одинаковы в одной деревне, но варьируются, в зависимости от региона или деревни, из которой пришли танцоры. Традиционные платья также могут многое сообщать. В некоторых деревнях женщины носят головной убор из бисера, указывая на то, что они недавно вышли замуж, а незамужние девушки заплетают одну длинную косу с цветным бантом на конце. Венгерские женщины в отдельных деревнях иногда не могут пройти через дверной проем, когда полностью одеты, потому что носят до 12 нижних юбок. Предметы, которые используют женщины в танцах, - это мелко вышитые платки, бутылки, декоративные цветы и головные уборы. Шапки могут быть украшены цветами, перьями или лентами, они надеты на голову или ими помахивают во время танца. Женским шелковым платком также можно помахивать или в некоторых танцах

соединяться с его помощью с партнером. Грим считался аморальным и его вообще избегали. Мужчины носят рубашку с широкими длинными рукавами. Поверх нее надевается темный жилет («фигаро»), который не застегивается. Брюки темного цвета в обтяжку. На ногах черные сапоги с жесткими голенищами. Сегодняшние сценические костюмы - это наряды венгерской аристократии, они носят собирательный характер и, конечно же, претерпели изменения, соответствующие стилю классического спектакля.

На основе народных традиций и были сочинены танцы в балетах. К сожалению, до наших дней из всего многообразия венгерских танцев прошлого дошли только Чардаш в балете «Лебединое озеро», поставленный Л. Ивановым, и Палоташ в балете «Раймонда» в постановке М. Петипа, которые идут сейчас на сцене Мариинского театра. А в стенах Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой бережно сохраняют хореографию Венгерской рапсодии Ф. Листа из балета «Конек-Горбунок» в постановке Л. Иванова.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Добровольская Г. Танец. Пантомима. Балет. - Л., 1975. - С. 89.

2 Плещеев А. Наш балет. - СПб, 1899. - С. 261.

3 Там же. - С. 267.

4 Там же. - С. 462.

5 Там же. - С. 382.

6 Балет Ж. Перро, муз. А. Адана и Ц. Пуни, пост. в Большом театре Петербурга в 1851 г.

7 Балет Ш. Дидло, муз. Венюа, пост. 1817 г.

8 Балет А. Сен-Леона, в редакции М. Петипа 1881 г, муз. Ц. Пуни.

9 Балет М. Петипа, муз. Армсгеймера, пост. 1896 г.

10 Балет Л. Иванова совм. с М. Петипа, пост. 1887 г., муз. Р. Дриго.

11 Балет Ж. Перро, возобн. Э. Чекетти в 1888 г., муз. Ц. Пуни, Р. Дриго.

12 Балет М. Петипа, пост. 1884 г., муз. Л. Делиба.

13 Куншаг, район Венгерской низменности, где пастушество - основной род занятий.

14 Вербунк встречается также у словаков.

15 В литературе чардаш впервые упоминается в 1840 году.

16 Ткаченко Т. Народный танец. - М., 1975. - С. 61.

17 Хлопки - удары в ладоши. Хлопушки - удары ладонью по бедру, голени и подошве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.