Научная статья на тему 'Венецианская архитектурная биеннале прошла в тринадцатый раз'

Венецианская архитектурная биеннале прошла в тринадцатый раз Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Венецианская архитектурная биеннале прошла в тринадцатый раз»

Венецианская архитектурная биеннале прошла в тринадцатый раз

А.П.Паршев

Презентация проекта «Сколково» реализована на высоком программно-технологическом уровне и пользуется популярностью

Выставочный комплекс для художественных выставок создавался на рубеже XIX и ХХ веков, когда будущее казалось царством разума, а катастроф, постигших мир в ХХ веке, никто представить себе не мог. Да и карта мира была проще: в Европе до Первой мировой войны насчитывалось всего 18 государств. Сейчас национальных экспозиций было представлено гораздо больше, и поскольку размеры Венеции невелики, то и размеры выставки и павильонов очень скромны. Как же вместить сюда такую непростую и объемную тему, как архитектура?

Последняя биеннале интересна тем, что здесь, видимо впервые, наметился переход к показу виртуальной реальности. Павильон Чехословакии - пожалуй, самый яркий тому пример. Самой страны, кстати, тоже в реальности нет, павильон формально делят два новых государства. Зал абсолютно пуст, в нем нет ничего, кроме надписей на стенах. Но через выдаваемые на входе компьютерные планшеты видишь вырастающие в зале стенды с иллюстрациями и видеопрезентациями (их качество - другой вопрос). Возможно, что к следующей выставке будут доступны просто очки «дополненной реальности», где такую же смесь реальных и виртуальных объектов можно будет видеть без манипуляций с айпедами.

Но проблема не только в том, как показывать. В большей степени дискуссионно, что показывать. Устроители выставки сделали попытку охватить тему более широко, объединив архитектуру, обустройство окультуренных территорий (не только урбанизированных!) и отношения с окружающей средой.

Более привлекательными в этот раз казались национальные экспозиции и экспозиции международных организаций,

Экспозиция в павильоне России, посвященная «закрытым городам», явно устрашает обычного европейского посетителя

138 4 2012

Павильон США. Прагматичность и лаконичность. Проблемы города и пути их решения. Ничего лишнего

а не стенды архитектурных бюро, несмотря на их любопытные проекты.

В павильоне России, где тот же «виртуальный» подход был реализован, пожалуй, на более высоком уровне, был представлен проект «Сколково». В совершенно пустых залах со стенами, покрытыми информационными кодами, знакомиться с экспозицией надо было в ходе своего рода интеллектуальной игры, наводя планшет на светящиеся в данный момент квадраты, а затем просматривая презентацию по одному из аспектов проекта. Судя по количеству посетителей, экспозиция получилась довольно популярной. Остается только надеяться, что и сам проект «Сколково» окажется успешным. Впрочем, это уже задача не архитектурная и даже не градостроительная.

Нельзя не упомянуть еще одну экспозицию российского павильона, располагавшуюся в цокольном этаже и посвященную «закрытым городам» советской науки. Посетители должны были рассматривать через дырочки в стенах плохие черно-белые фотографии, сделанные в Обнинске, Арзамасе-16, Пущине и т.д. Бог знает, в чем состояла идея устроителей. Если задачей было поддержать имидж России как закрытой, страшноватой и непредсказуемой страны, то это, безусловно, получилось. А ведь именно эти проекты вполне могут рассматриваться как гордость отечественного градостроительства, да и, откровенно говоря, чем является «Сколково», как не их развитием?

Но по мере посещения одного за другим национальных павильонов создавалось определенное ощущение, пусть и спорное, но, на мой взгляд, обоснованное. Ощущение такое, что за свою богатую историю архитектура уже сказала все: можно создавать новые проекты, но новых идей взять неоткуда.

Павильон Франции - большой зал с экраном и тюфяками на полу, лежа на которых вы просматриваете ролик, посвященный обустройству городов-спутников, но главным образом - «мультикультурности», пропаганда которой, пожалуй, уже стала назойливой. Такое можно было снять 10, 20 лет назад,

Основа французской экспозиции - пропаганда мультикультурности

|АВ

Гренландия. Энергоэффективный дом-теплица на краю света

Гренландия. Аэропорт и морской порт - крест-накрест

«Висячие сады» испанского павильона. Хотя гидропоника совсем не новость, новые компьютерные технологии позволяют лучше контролировать параметры среды, одинаково благоприятные и для человека, и для растений

Центральный павильон устроителей выставки рассказывает о пути архитектуры в последние полвека

Обращаясь к природе:

деревянные конструкции в павильоне Финляндии... ... и аромат хвойных лесов Канады

140 4 2012

«Золотой город», который никогда не будет построен. Макет как самостоятельное произведение искусства

Япония. Преодоление последствий цунами. Новые города на месте погибших

а «свежим» мыслям, что лучше иметь маленький домик с па-лисадничком, а не квартиру в многоэтажке, - лет и побольше.

Павильон Нидерландов - зал с трансформируемыми объемами, скорее движущаяся скульптура, чем архитектурный экспонат. Это могло появиться лет 50 назад. «Висячие сады» на гидропонике в павильоне Испании - тоже вещь не новая, примерно 60-х годов прошлого века.

Демонстрировались дизайнерские изыски - от отдельных предметов интерьера до плавучей площадки для барбекю.

И так павильон за павильоном. Было что-то интересное, но не было разумной программы того, каким образом градостроительство собирается отвечать на вызовы нашего времени. Ведь проблемы-то не на уровне отдельных объектов и даже отдельных стран. Яркий пример - японская экспозиция, посвященная трагическому событию - цунами, которое разрушило полностью несколько городов (на фотопанораме разрушенного города отмечен уровень воды выше четвертого этажа - это потрясает). Но речь идет о восстановлении, в общем-то, примерно того же, что было, не более.

Можно отметить интерес к использованию возобновляемых природных строительных материалов в павильонах Канады, Финляндии, Японии, Великобритании. Но ведь клееным пространственным конструкциям из дерева уже достаточно много лет.

Как ни странно, одной из самых интересных показалась экспозиция Гренландии (в датском павильоне), представившая лаконичный проект комбинированного аэро- и морского порта. Интересен проект энергоэкономичного дома: простой шатер из деревянных балок и прозрачного поликарбоната создает благодаря инсоляции комфортную среду, в которой монтируется из контейнеров-бытовок жилой дом. Когда солнца нет, возможны любые варианты отопления собственно дома, в том числе и с помощью «теплового насоса», благо доступ к океану есть у всех населенных пунктов Гренландии.

Тема обитания в экстремальных условиях осталась, пожалуй, единственной актуальной чисто архитектурной темой. Создается впечатление, что смысловой акцент нынешних проблем городской жизни сейчас сдвигается уже в сторону даже не градостроения, а градоустройства, но объединяющая эту деятельность идея пока не прозвучала.

Поиском в этом направлении стал павильон США, вообще очень разумно устроенный. На стенах - таблички с формулировками проблем городской жизни. Если их приподнять, то обнаруживается предлагаемое решение, а в зале с потолка спускается соответствующий постер с текстом и иллюстрациями. Просто, наглядно и... эклектично.

Тема «устойчивого развития» хотя и звучит постоянно, в частности и во время биеннале, не получила пока реального наполнения. В мире растет понимание, что цивилизованный человек будущего должен жить в устойчивом мире с Землей, с биосферой, но как это будет выглядеть и как этого добиваться - пока непонятно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.