РЕЦЕНЗИЯ
Зб.В. Ивановский, Д.В. Разумовский, Д.М. Розенталь
ВЕНЕСУЭЛА: СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС И ВОЗМОЖНОСТИ КОМПРОМИССА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ОППОЗИЦИЕЙ
Аннотация
Рецензируется монография «Векторы комплексного и всеобъемлющего транзита в Венесуэле: взгляд изнутри», авторы которой анализируют ситуацию в Боливарианской Республике в условиях острого политического и социально-экономического кризиса. Ведущие ученые из экспертной группы Института комплексных транзитов (Institute for Integrated Transitions, IFIT) провели скрупулезный анализ основных сфер общественной жизни: вооруженных сил, политической системы, партийных структур, гражданского общества, частного сектора и нефтедобычи. Особенность работы заключается в разработанных рекомендациях по переустройству основных институтов, их развитию и демократизации. Это фундаментальное исследование опирается на богатый фактический материал и последние статистические данные и представляет несомненный интерес не только для профессионалов-
международников, но и для более широкого круга читателей, интересующихся политическими процессами в латиноамериканском регионе.
Ключевые слова :
Венесуэла, системный кризис, вооруженные силы, политическая система, партии, гражданское общество, нефтедобыча, демократический транзит.
Zb. Iwanowski, D. Razumovski, D. Rozental
VENEZUELA: SYSTEMIC CRISES AND SEARCH FOR A COMPROMISE BETWEEN POWER AND OPPOSITION
Abstract
The reviews the monograph "Elements of a Comprehensive and Inclusive Transition in Venezuela: a vision from the local", published 2020. It is dedicated to the situation in the Bolivarian Republic in the conditions of the acute political and socioeconomic crisis. Leading scientists from the expert group of the Institute for Integrated Transitions (IFIT), analyze the main spheres of public life: armed forces, political system, party structures, civil society, private sector and oil production. The peculiarity of the work lies in the recommendations for the restructuring of the main institutions, their development and democratization. This fundamental research is based on rich sources and the latest statistics and is of undoubted interest not only for professionals in foreign policy, but also for a wider range of readers interested in political processes in the Latin American region.
Key words:
Venezuela, systemic crisis, armed forces, political system, parties, civil society, oil production, democratic transition.
При попытке разобраться в причинах острого системного кризисе в Боливарианской Республике исследователи сталкиваются с дефицитом информации и отсутствием объективного взгляда на общественные процессы в латиноамериканской стране. В этом смысле выход книги, обобщающей исследования Экспертной группы по Венесуэле базирующегося в Барселоне Института комплексных транзитов (Institute for Integrated Transitions, IFIT) в значительной мере восполняет эти пробелы. Одновременно авторский коллектив поставил перед собой задачу выработать рекомендации и предложения по будущему переустройству латиноамериканского государства и его перехода к демократическому пути развития. При этом «демократический транзит» - вероятно, наиболее дискуссионная идея в работе. Заявляя об автократическом характере режима Николаса Мадуро, авторы поневоле дают повод для обвинений в ангажированности. Понимая это, члены исследовательского коллектива стремятся быть максимально беспристрастными (хоть это и не всегда удается).
Авторы учитывают, что преодоление политических противоречий является лишь первым шагом на пути к нормализации жизни в стране. Поскольку Боливарианская Республика нуждается в денежных вливаниях, большие надежды возлагаются на помощь мирового сообщества, в том числе и крупных финансовых институтов. Таким образом, эта книга дает возможность потенциальным кредиторам понять существующие национальный и региональный контексты и позицию основных субъектов венесуэльской политики. Особое значение придается координации помощи, которая, с их точки зрения, может быть организована при посредничестве Президентского агентства по международному сотрудничеству (Agencia Presidencial de Cooperación Internacional, APC). При этом международная помощь должна осуществляться как через парламентские механизмы, так и через платформы гражданского общества. Кроме того, большое внимание уделяется разработке юридической базы предоставления финансовых вливаний. Понимая масштаб проблем, стоящих перед латиноамериканской страной, коллектив стремится учитывать весь потенциальный спектр кредиторов, в том числе и государственных (США, КНР, РФ). В то же время в условиях конфронтации этих субъектов мировой политики подобное развитие событий пока маловероятно.
Устойчивость нынешнего политического режима и будущее Болива-рианской революции в первую очередь зависят от поддержки Национальных (Боливарианских) вооруженных сил (Fuerza Armada Nacional (Bolivariana), FAN (B). Не случайно первый раздел монографии посвящен именно силовым структурам. Его автор, Росио Сан Мигель, адвокат и пра-возащитница, эксперт по военным вопросам и одновременно председатель неправительственной организации «Гражданский контроль» (Control Ciudadano), исходит из того, что Конституции 1999 г., закрепляет профессионализм и аполитичность вооруженных сил. Несмотря на то, что военным предоставлено право голоса, по закону они не могут занимать выборные должности, участвовать в агитационной и политической деятельности и вступать в политические партии. На практике же действующие военнослужащие входят в состав правящей Единой социалистической партии Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV), занимают ответственные государственные посты, создают параллельные структуры для обеспечения внутреннего правопорядка и т.д.
В данном разделе заинтересованный читатель может найти детальную информацию о составе, структуре и полномочиях FANB и Боливарианской национальной милиции (ополчения) (Milicia Nacional Bolivariana, MNB), а также о профиле наиболее влиятельных военных и cвязанных с армией политиков. Несмотря на заявления об однородности и сплоченности армейских формирований, автор выделяет в рядах военного ведомства несколько конкурирующих течений. Больше всего вопросов вызывают гипотетическое участие FANB во всеобъемлющем демократическом транзите и предоставление военнослужащим политических, правовых, профессиональных и экономических гарантий. Сформулированные автором предложения включают восстановление FAN как независимого института, а также обеспечение профессиональной карьеры и достойного материального положения военных. В ближайшей перспективе предлагается восстановить монополию вооруженных сил на национальную оборону и на владение оружием на основе неукоснительного соблюдения конституционных принципов и неучастия в политике. Одновременно автор считает целесообразным демобилизовать и разоружить другие существующие вооруженные формирования, в том числе и Боливари-анскую национальную милицию. Во время демократического транзита должны сохраняться кадровый состав FAN и соблюдаться основополагающие принципы правового государства [7, с. 128-129]. При соблюдении всех пра-
вовых норм функции FAN ограничатся охраной государственных границ и обеспечением территориальной целостности страны. Конституционным императивом остается разработка и обеспечение национальной стратегии. Законодательство в сфере национальной безопасности и обороны должно четко регламентировать функции соответствующих институтов, их полномочия и источники финансирования. Решающую роль в формировании потенциала вооруженных сил и обеспечения их материально-технической базы может сыграть помощь других государств.
Хесус Мариа Касаль Эрнандес, приглашенный научный сотрудник базирующегося в Гейдельберге (ФРГ) Института сравнительного публичного права и международного права им. Макса Планка (Max Planck Institute for Comparative Public Law and International Law), профессор Католического университета им. Андреса Бельо и член Андской комиссии юристов (Comisión Andina de Juristas), уделяет особое внимание различным аспектам правового государства, в первую очередь, анализу венесуэльских политических институтов и соблюдению прав человека. Автор убедительно доказывает, что действующая конституция, несмотря на определенный дисбаланс полномочий различных ветвей власти и чрезмерную роль государства, в целом содержит как систему сдержек и противовесов, так и возможность обеспечения контрольных функций. Тем не менее, считает Касаль Эрнандес, после 1999 года злоупотребление властными полномочиями препятствовало дальнейшей разработке конституционных норм и привело к неэффективности существующих механизмов, которые должны были обеспечивать соблюдение демократических принципов и прав человека [7, с. 139]. Далее в работе рассматриваются полномочия и практическая деятельность различных государственных органов, ситуация с правами человека, анализируются некоторые разделы и противоречия действующей конституции, а также имевшие место нарушения конституционного законодательства.
Внимание российского читателя не может не привлечь специфика государственного устройства Венесуэлы, где наряду с традиционными исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти существует еще гражданская и избирательная власть [2, с. 22]. Известный специалист по конституционному праву справедливо определяет сложившуюся в Болива-рианской Республике форму правления как гиперпрезидентство, а сравнение конституций 1961 и 1999 гг. свидетельствует о заметном расширении полномочий президента [7, с. 144-145]. Отныне глава государства по сво-
ему усмотрению назначает исполнительного вице-президента, который уже не избирается и не несет ответственности перед парламентом. Одновременно Конституция 1999 года урезала полномочия штатов в принятии решений и упразднила верхнюю палату, что привело к усилению централизации власти. Кроме того, парламент перестал контролировать присвоение высших воинских званий. После 2000 года громоздкая структура исполнительной власти представлена 34 министерствами. Дополнительный дисбаланс полномочий и ослабление контроля за деятельностью главы государства со стороны граждан и институтов возникли в результате продления президентского мандата и возможности неограниченного переизбрания президента на новый срок [7, с. 147].
Парламентский контроль над исполнительной властью фактически невозможен в условиях постоянно объявляемого чрезвычайного положения. Хотя по конституции Национальный план экономического и социального развития должен обсуждаться и утверждаться парламентом, План Родины на 2019-2025 гг. был принят Национальной конституционной ассамблеей. Указанные документы перестали носить рекомендательный характер и стали директивными и обязательными для исполнения, что способствовало усилению централизованного планирования [7, с. 151].
После победы оппозиции на парламентских выборах 2015 года Николас Мадуро регулярно вводил осадное положение, которое позволяло ему руководить страной на основе президентских указов, затем он не допустил досрочного прекращения своих полномочий и созвал Национальную конституционную ассамблею, по мнению оппозиции, без всенародного одобрения и с нарушением демократических принципов [7, с. 155]. Хотя конституция базируется на принципах партисипативной демократии, на практике активное участие граждан блокировалось, если оно не соответствовало официальной идеологии, либо манипулировалось в интересах исполнительной власти. В результате, отмечает автор, декларированная демократия участия трансформировалась в делегативную или плебисцитарную, а политическое волеизъявление несогласных игнорировалось [7, с. 157]. После обвинения Национальной ассамблеи в неуважении (en desacato) многие оппозиционные депутаты были лишены парламентского иммунитета, утратили свои полномочия, некоторые из них покинули страну. В результате возможности расследования и контроля над правительством и государственной администрацией были ограничены [7, с. 166-167].
На основе богатого фактического материала Касаль Эрнандес подтверждает, что судебная власть в Венесуэле не является независимой и беспристрастной, а назначение членов Верховного суда в 2015 г. старым составом парламента после выборов, выигранных оппозицией, противоречит конституции. Важную проблему представляет политизация конституционного правосудия и судебной политики, особенно вмешательство Конституционной палаты Верховного суда в политику [7, с. 171]. На практике, заверяет автор, этот орган навязывает свою волю, а ее сильные полномочия в действительности проявляются только при стремлении поддержать статус-кво и сохранить власть в руках тех, кто доминирует на венесуэльской политической сцене [7, с. 175].
За гражданской властью, в состав которой входят защитник народа (омбудсмен), генеральный прокурор и генеральный контролер (аудитор), признается функциональная, финансовая и административная автономия, но на практике эти должности занимают лица, зависящие от правящей партии и всегда защищающие ее интересы [7, с. 176-182]. То же самое происходило и с Национальным избирательным советом (Consejo Nacional Electoral, CNE), показавшим свою предвзятость и допустившим нарушения, которые, среди всего прочего, привели к расколу государственных институтов в январе 2019 года [7, c. 185]. (Уже после публикации монографии в ходе подготовки к парламентским выборам 2020 года было объявлено о бездействии законодательного органа, а новые члены CNE были назначены Верховным судом. В состав высшего избирательного органа вошли только сторонники исполнительной власти и представители лояльной оппозиции. В мае 2021 года Национальная ассамблея в рамках подготовки к региональным выборам (ноябрь 2021 года) включила в состав его руководства трех членов, связанных с правящей партией, и двух сторонников оппозиции [1, с. 105].
Наиболее острая проблема, порождавшая дискуссии между чависта-ми и оппозицией, касалась конституционной реформы и выборов в Национальную конституционную ассамблею (ANC). В своем исследовании Касаль Эрнандес отмечает, что президент созвал этот орган по своему усмотрению без учета мнения граждан, ANC не избиралась по пропорциональной системе и не стала репрезентативной, сроки ее полномочий не были ограничены временными рамками, в ее составе преобладали сторонники правительства, намеревавшиеся навязать обществу его политический проект [7, c. 198-200]. На практике Национальная конституционная ассамблея так и
не приступила к реформированию конституции, а взяла на себя функции парламента и была распущена в декабре 2020 г. [6].
При анализе проблемы прав человека автор подчеркивает, что нарушения носили системный характер. Среди них фигурировали ограничения свободы собраний и демонстраций, право на выражение мнений и на доступность информации, а также серьезные угрозы жизни и личной свободы, поражения в правах оппозиционных деятелей, а также преследования, осуществляемое с использованием баз данных в дискриминационных целях [7, с. 209]. В хозяйственной сфере ограничиваются экономическая свобода и право на собственность, не решены многие проблемы в системе образования, ограничивается университетская автономия, медицинские центры находятся в неудовлетворительном состоянии и т.д. [7, с. 211 -221].
Несмотря на критику (иногда довольно резкую) Конституции 1999 года, автор не исключает возможности прибегнуть к ней для урегулирования кризиса, поскольку Основной закон признается как правящей партией, так и оппозицией. Лишь новый политический контекст потребует глубоких конституционных изменений [7, с. 258].
Конкретные предложения по выходу из нынешнего кризиса (которые выглядят скорее как программа-максимум и вряд ли могут быть приняты нынешним руководством) включают прекращение чрезвычайного положения, отмену права на переизбрание главы государства, ограничение президентских полномочий, восстановление системы сдержек и противовесов между ветвями власти, восстановление пропорционального территориального и демографического представительства, обеспечение независимости судебной системы, гражданской ветви власти и Национального избирательного совета, деполитизацию Национальных вооруженных сил, усиление полномочий штатов, полное соблюдение прав человека, поиски выхода из чрезвычайно сложной гуманитарной ситуации и т.д. [7, с. 258-293].
Глава, подготовленная Гильермо Авеледо Коллом, деканом Школы либеральных исследований Столичного университета и профессором Центрального университета Венесуэлы, посвящена современному состоянию политических партий и партийной системы в целом. Автор исходит из того, что в Венесуэле официальная доктрина основана на необратимости революционного процесса и обеспечении политической гегемонии. Подобный подход противоречит прогрессивному, либеральному и республиканскому пониманию избирательных процедур как преимущественно мирного спосо-
ба прихода к власти, ее сохранения и утраты, не допускает политического плюрализма как основы сосуществования и конкуренции субъектов политики и возможности участия независимых и беспартийных политиков в управлении государством [7, с. 338]. Г. Авеледо Колл прав и в том, что после прихода к власти чавизм взял курс на создание гегемонистской партии и нейтрализацию партийной оппозиции, сведение к минимуму независимого представительства и общественных организаций, не разделяющих революционные концепции власти, подверг критике представительную демократию и выступил за демонтаж существовавших партийных структур, которые ранее играли первостепенную роль в политике [3].
Тем не менее, с нашей точки зрения, до последнего времени в стране действовала крайне поляризованная квазидвухпартийная система. Правящая Единая социалистическая партия Венесуэлы, как отмечается в главе, была образована в результате слияния различных социалистических, марксистско-ленинских и других левых течений. Одновременно PSUV тесно связана с государственными и полугосударственными организациями (бо-ливарианскими кружками, миссиями, коллективами социальных действий, коммунами, местными комитетами по снабжению и производству и т.д.). Нельзя не согласиться и с выводом исследователя о сращивании государства, правительства и правящей партии [7, с. 342]. Оппозиция, создавшая Круглый стол демократического единства (Mesa de la Unidad Democrática, MUD), объединяла как сохранившиеся, так и вновь созданные партии, ее максимальным успехом стала победа на парламентских выборах 2015 года. Этот триумф (с нашей точки зрения, неожиданный для правительства) вызвал авторитарный реванш, характеризующийся недопущением регистрации ряда оппозиционных партий независимо от их идеологии, лишения аккредитации MUD как избирательного альянса, различного рода репрессиями против руководителей партий, кооптацией и подкупом среднего звена для его привлечения на сторону правительства, навязыванием параллельного руководства, отменой результатов выборов, роспуском базовых кадров и т. д. [7, с. 346-347].
В результате, как справедливо подчеркивает автор, оппозиционные партии раскололись на фракции, которые ведут междоусобную борьбу и не в состоянии выработать общую оппозиционную платформу. В то же время возросла уязвимость партий, близких к правительству, а также их зависимость от альянсов с PSUV. Эти тенденции используются правящей партией, которая
отвоевывает занятое оппозицией пространство и ограничивает возможности укрепления демократической альтернативы [7, с. 350]. Таким образом, представляется крайне важным общий вывод об общественном недовольстве обеими альтернативами - разочаровании как в чавизме из-за неэффективности правительства, так и в оппозиции из-за ее бессилия [7, с. 350].
Как отмечается в данном разделе монографии, ситуация в стране остается неоднозначной. К числу позитивных факторов относятся давняя электоральная культура и участие в политической жизни благодаря членству в партиях; чрезвычайно глубокий кризис не вылился в продолжительный насильственный конфликт; Венесуэла пока находится в рамках конкурентного авторитаризма, который теоретически сохраняет возможности для осуществления преобразований; большинство граждан поддерживают демократию и ее институты. Среди негативных факторов, осложняющих перспективу транзита, упоминается серьезный кризис политического доверия и авторитета, который ограничивает возможности выбора и ужесточает деятельность наиболее важных политических субъектов; любой предлагаемый проект демократизации и выхода из создавшегося положения замалчивается, нейтрализуется или приводит к усилению радикализации; различные слои общества имеют собственные представления о демократии; оппозиционные партии раздваиваются и не могут принять решение о дальнейшей тактике. До конца не прояснилась и степень институционали-зации существующих партий [7, с. 353].
Интересен раздел о проблемах гражданского общества в Боливариан-ской Республике, подготовленный известным историком, представителем Центра политических исследований Католического университета им. Андреса Бе-льо Маргаритой Лопес Майя. Не скрывая критического отношения к существующему режиму (в тексте то и дело используется термин «тирания»), она анализирует протестный потенциал в современной Венесуэле, генезис и эволюцию неправительственных и профессиональных организаций.
Читателя должна заинтересовать нарисованная автором подробная картина развития общественных организаций Венесуэлы в XX и начале XXI вв., включающих в себя студенческие, религиозные, профессиональные объединения и НКО. Традиционно связанные с партийными структурами, они становились участниками политической борьбы, забывая об отстаивании интересов своих членов. Порой на одном предприятии действовали сразу несколько профсоюзов, различающихся по идеологическому принци-
пу [7, с. 384]. Подобная мозаичность ослабляла гражданское общество, снижала эффективность протестных действий.
Автор приходит к неутешительному выводу о хрупкости «социальной ткани» в стране. Этот феномен обусловлен историческим развитием государства - крупнейшего производителя нефти в Западном полушарии, способного удовлетворить нужды рабочих, навязать им патерналистские отношения. Кроме того, в условиях холодной войны происходило выдавливания левых политических сил из публичной политики. Был установлен строгий контроль над профсоюзными и неправительственными организациями не только со стороны власти, но и крупнейших политических партий. Лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века, когда в Венесуэле разгорелся острый социально-экономический кризис, и началась эрозия традиционных институтов, произошел рост гражданской активности, возникли объединения женщин, экологов, пенсионеров [4].
Несомненное достоинство раздела - опора на статистические данные, из которых следует, что в период президентства У. Чавеса протестная активность возросла, при этом основными причинами для недовольства были экономические трудности и политические противоречия. Их высшим проявлением стала неудавшаяся попытка государственного переворота в апреле 2002 года. В свою очередь, при Н. Мадуро произошли основные социальные потрясения и спад хозяйственной деятельности, неудовлетворенность материальным положением стала доминирующим фактором общественных выступлений [7, с. 370, 373].
Автор недвусмысленно заявляет о стремлении боливарианских правительств вытеснить независимые объединения из публичной политики и взять под контроль профсоюзы. При этом основное давление на себе испытывали организации, получавшие финансирование из-за рубежа, против которых выдвигались обвинения в предательстве [7, с. 388]. Формировались и параллельные структуры, признанные подменить собой традиционные синдикаты, впрочем, без большого успеха. В целом же гражданское общество в Венесуэле остается слабым. Для более активного участия в политических процессах ему, по справедливому мнению М. Лопес Майя, не хватает связей с партиями и другими субъектами политики. При этом объединительных площадок, созданных для решения этой проблемы, пока недостаточно. Необходимым элементом демократического развития, может стать, считает автор, соглашение между государством и партиями о гаран-
тиях свободы собраний и автономии независимых организаций. Несмотря на критическое отношение к правительствам У. Чавеса и Н. Мадуро, она не отказывается от их положительного опыта, предлагая расширить полномочия совета коммун.
Глава, посвященная месту и роли частного сектора в экономике Венесуэлы, написана Клаудией Курьель Лейденц - опытным экономистом и аналитиком страны, имеющим большой опыт работы на государственной службе и преподавания в университетах. Автор подробно анализирует процесс трансформации бизнеса и частного капитала, которые перестали быть движущей силой рынка и превратились в подчиненную функцию социально-экономических идеалов «социализма XXI века». Сама тема ошибок и дефектов экономической модели развития, реализованной У. Чаве-сом и Н. Мадуро, довольно детально проработана в отечественной и зарубежной латиноамериканистике [5; 8], однако в данной главе сделанные выводы опираются на обширный статистический материалом, при этом особое внимание уделяется эволюции нормативно-правового регулирования экономической деятельности. На основе многочисленных примеров автор убеждает читателя, что именно нарушение конструктивных отношений с национальным бизнесом было одной из тех ключевых ошибок, которые раскрутили маховик экономического кризиса и предопределили современную экономическую катастрофу.
Выход из современного политического и экономического тупика видится в повышении производительности труда и, соответственно, конкурентоспособности страны. Для решения этой задачи и определения оптимальной отраслевой структуры хозяйства К. Курьель и экономист Хорхе Эрнандес предлагают модель межотраслевых связей, в рамках которой выделяются четыре группы отраслей в зависимости от уровня и направления межотраслевых производственных взаимосвязей. Важная роль отводится и реформированию законодательства, которое позволило бы избавиться от чрезмерной бюрократизации экономики и вернуть работоспособность рыночных механизмов. В условиях практического отсутствия внутренних ресурсов и внешних инвестиций для решения поставленных задач предлагается масштабная приватизация экономики в соответствии с неолиберальными рецептами, в то же время не дается ответа, как вернуть доверие к Венесуэле со стороны иностранных компаний после десятилетий недружественных действий боливарианских правительств.
Заключительная глава, подготовленная известным специалистом по энергетике Венесуэлы Орландо Очоа, подробно и обстоятельно рассматривает ключевые особенности развития нефтегазового сектора в последние десятилетия, содержит большое количество уникальных данных и включает детально проработанную программу восстановления нефтяной промышленности. (План реформ уже нашел отражение в некоторых законодательных инициативах, внесенных в Национальную ассамблею). Реализация базового или оптимального сценария зависит от возможности привлечения необходимых инвестиций, которые невозможны без осуществления энергетической реформы, призванной значительно либерализировать деятельность иностранных компаний. Для решения этой задачи О. Очоа предлагает максимально увеличить долю иностранного капитала в государственной компании Petróleos de Venezuela (PDVSA), смягчить обязательства по продаже части добытой нефти государству, разрешить частным компаниям заниматься торговлей нефтепродуктами и т.д. Совершенно справедливо указывается и на необходимость приведения в порядок системы управления отраслью в целом и PDVSA в частности, неэффективность менеджмента которых уже стала притчей во языцех.
О. Очоа затрагивает и сложную проблему участия российских и китайских компаний в будущей реформе отрасли. Автор придерживается прагматичного подхода и считает, что без участия России и Китая задача привлечения инвестиций не может быть решена. В то же готовность Венесуэлы к сотрудничеству в случае гипотетической смены власти остается под вопросом.
При обобщении достоинств и недостатков рецензируемой работы неизбежен вывод о том, что ее авторы несколько опережают события. Демократический транзит в Венесуэле воспринимается ими как неизбежный сценарий, в то время как Н. Мадуро после парламентских выборов 2020 г. установил контроль над всеми ветвями власти, а оппозиция остается разобщенной и не может выработать единой стратегии и тактики. Кроме того, в монографии не рассматриваются способы и механизмы демократического транзита. Предлагаемые рекомендации применимы к реорганизации экономической модели и политической системы, но непригодны для урегулирования существующих противоречий между властью и оппозицией. Вне поля зрения авторского коллектива остались ключевые субъекты мировой политики, их взаимодействие с правительством, силовыми структурами,
бизнесом и гражданским обществом. Проработка этих вопросов, несомненно, обогатила бы книгу и сделала бы ее более разносторонней.
Несмотря на указанные замечания, работа отличается глубиной анализа и скрупулезным подходом к различным аспектам общественно-политической жизни Венесуэлы. Книга содержит богатый и малоизвестный фактический материал, при этом авторам удалось избежать скучного академического изложения и назидательного тона. Последнее обстоятельство позволяет надеяться, что монография привлечет интерес профессионального сообщества.
Литература
1. Гордиев узел венесуэльского кризиса. Москва: ИЛА РАН, 2021.
2. Ивановский Зб.В. Латинская Америка: Электоральное законодательство и властные структуры. Москва: ИЛА РАН, 2014.
3. Ивановский Зб.В., Розенталь Д.М. Венесуэла: политическое противостояние и мировое сообщество // Вестник московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2020. №2.
4. Розенталь Д.М. Венесуэла: траектория развития рабочего движения // Латиноамериканский исторический альманах. 2020. №28.
5. Семенов В.Л. Изменится ли экономический курс Венесуэлы? // Латинская Америка. 2014. №11.
6. Cabello dice que la ANC cumplió su tarea y será disuelta el 18-D // Panorama. 2020. 15 dic.
7. Elementos de una transición integral e incluyente en Venezuela: una visión desde lo local. Caracas: Instituto para las transiciones integrales (IFIT). 2020.
8. Zambrano S.L. Consideraciones sobre la transición económica , la velosidad de los ajustes y la secuencia de las rreformas. Caracvas, Academia Nacional de ciencias económicas, 2016.
References
1. Gordiev uzel venesuel'skogo krizisa. Moskva: ILA RAN, 2021.
2. Ivanovskii Zb.V. Latinskaya Amerika: Elektoral'noe zakonodatel'stvo i vlastnye struktury. Moskva: ILA RAN, 2014.
3. Ivanovskii Zb.V., Rozental' D.M. Venesuela: politicheskoe protivostoyanie i mirovoe soobshchestvo // Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. 2020. №2.
4. Rozental' D.M. Venesuela: traektoriya razvitiya rabochego dvizheniya // Latinoamerikanskii istoricheskii al'manakh. 2020. №28.
5. Semenov V.L. Izmenitsya li ekonomicheskii kurs Venesuely? // Latinskaya Amerika. 2014. №11.
6. Cabello dice que la ANC cumplió su tarea y será disuelta el 18-D // Panorama. 2020. 15 dic.
7. Elementos de una transición integral e incluyente en Venezuela: una visión desde lo local. Caracas: Instituto para las transiciones integrales (IFIT). 2020.
8. Zambrano S.L. Consideraciones sobre la transición económica , la velosidad de los ajustes y la secuencia de las rreformas. Caracvas, Academia Nacional de ciencias económicas, 2016.