development of globalization and informatization has made smart power resources stand out in international relations. Changes in diplomatic content have also made public diplomacy, with information communication, cultural exchange and communication as the main method, gradually become the first choice of countries' diplomatic strategies. Countries on the global stage are gradually realizing that to establish and maintain stable relations between nations, it is not enough to rely on traditional government consultations and negotiations, but necessary to establish a relationship between one government and nongovernmental actors such as the common people. Effective communication media, exchanges and communication on culture, values and other aspects, cultivate public goodwill and recognition of other nations, carry out a wide range of public diplomatic activities, and continuously enhance the national smart power to promote and realize national interests.
УДК: 327 ГРНТИ: 11.25.40
Reference
1. Dorfman A., Mattelart A. How to Read Donald Duck: Imperialist Ideology in the Disney Comic, NY: International General Editions, 1975, p. 97.
2. http//www.publicdiplomacy.org
3. Kazenstein P. J., Keohane R. O. Anti -Americanism sin World Politics, Ithaca and London: Cornell University Press, 2007, p. 2.
4. Kennedy P.The Rise And Fall of the Great Powers, Vintage Books, 1987.
5. Keohane R. O., Nye J. S. "Power and interdependence in the Information Age," Foreign Affairs, 77(5), (1998): 89- 90.
6. Nossel S. "Smart Power". Foreign Affairs. Retrieved 12 April 2012.
7. Nye J. S. "Get Smart: Combining Hard and Soft Power". Foreign Affairs. Retrieved 12 April 2012.
8. Nye J. S. Soft Power: the Means to Success in World Politics, New York: Public Affairs, 2004, p.5.
9. Nye J. S. "The Changing Nature of World Power," Political Science Quarterly, Volume 105, Issue 2, 1990.
ВЕНЕСУЭЛА КАК КЛЮЧЕВОЙ ПУНКТ ВЛИЯНИЯ РОССИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: _КРАТКОСРОЧНЫЕ РИСКИ_
DOI: 10.31618^^2413-9335.2020.5.71.602 Фадеичев Григорий Евгеньевич
Московский Государственный Лингвистический Университет
Студент IV курса
Grigoriy Fadeichev
Moscow State Linguistic University 4thyear student
АННОТАЦИЯ
В настоящее время Латинская Америка переживает период политической турбулентности, что неизбежно влечет за собой изменение баланса сил в регионе. В свете прихода к власти в латиноамериканских государствах проамерикански настроенных правительств правого толка, Россия вынуждена искать тесного сотрудничества с традиционными союзниками в регионе. Данная статья освещает возможные риски для региональной политики Российской Федерации, ввиду политической нестабильности в Венесуэле, основном региональном союзнике России.
ABSTRACT
Nowadays Latin America is passing the political turbulence period that inevitably results in the change of the regional balance of power. While the right-wing and American backed governments are taking the power in the regional countries, Russia is to search for more tight contact with the traditional regional partners. This article is devoted to outline the possible challenges (related with severe political crisis in Venezuela, the main regional ally) the regional Russian policy may face with.
Ключевые слова: Латинская Америка, Венесуэла, политический кризис, правый поворот, Россия, США.
Keywods: Latin America, Venezuela, political crisis, right turn, Russia, the USA.
Латиноамериканский регион своими обширными богатствами, территориями и людскими ресурсами всегда привлекал к себе внимание ведущих мировых держав. Впервые территории Центральной и Южной Америки были покорены и освоены разраставшейся Испанской Империей, которая не только использовала свои обширные колонии в Новом свете для
финансирования европейских войн, но и заложила границы будущих независимых государств и принципы их дальнейшего сосуществования. Несмотря на такой мощный скрепляющий фактор, как единство языка и культуры (кроме разве что Бразилии и небольших бывших колоний Нидерландов и Великобритании), страны региона, получив независимость, так и не смогли
объединиться по образу и подобию США в единый геополитический организм. Провозглашенная Соединенными Штатами Америки в 1823 году доктрина Монро фактически поставила государства Латиноамериканского региона в полную зависимость от воли США, которые отныне рассматривали Центральную и Южную Америку в качестве своего «заднего двора» [1]. Естественно, что при таком положении дел Латинская Америка много позже, уже во времена Холодной войны станет полем для борьбы между двумя системами мироустройства. В настоящее время страны региона в целом поддерживают тенденцию к формированию многополярного мира, что делает данные государства зонами интереса держав, стремящихся составить конкуренцию США и оспорить их положение единственного «мирового жандарма», к их числу относится Россия. Для нее регион представляет интерес в качестве:
1.Стратегического партнера в Западном полушарии.
2.Рынка сбыта для продукции Рособоронэкспорта.
3.Торгового партнера и поставщика различных ресурсов, на фоне действующих антироссийских санкций. [2]
Из всего многообразия латиноамериканских стран можно отметить Боливарианскую Республику Венесуэлу, являющуюся одним из последовательных союзников России на Латиноамериканском континенте.
Венесуэла (Новая Гранада) была одной из первых колоний, восставших против испанского владычества, получив независимость в 1821 году. Впервые дипломатические отношения между Россией и Венесуэлой были установлены в 1857 году, однако это была во многом лишь формальная процедура, сопровождавшая признание Российской Империей Венесуэлы как государства. Долгие годы и десятилетия Венесуэла не играла какой-либо значительной роли ни во внешней политике Российской Империи, ни СССР, с которым у Венесуэлы (как и большинства стран региона) не было дипломатического представительства в Советском Союзе. Только на фоне смягчения противостояния между СССР и США в 1970 году дипломатические отношения были восстановлен [3]. В 1970-80 -е годы был заключен ряд договоров, значительно сблизивших стороны. В 1996 году во время своего визита в Каракас, Министр иностранных дел России, Е.М. Примаков подписал Договор о дружбе и сотрудничестве. Настоящая активизация двусторонних отношений началась уже после прихода к власти в 2002 году Уго Чавеса. Новый лидер страны провозгласил курс на построение «Социализма XXI века»: идеологии оказавшей большое влияние на формирование леворадикальных режимов в Латинской Америке. Несмотря на присутствие слова «социализм» в названии, данная латиноамериканская идеология дистанцировалась как от советской модели, так и от модели европейского социализма, явив собой
уникальный вариант левой идеологии с учетом региональных особенностей [4]. Характерной чертой данной идеологии можно назвать синтез теории марксизма с умеренным национализмом и сильным проявлением антиимпериалистических позиций, выраженных в антиамериканизме. Внутренняя же политика имела ярко выраженный социальный характер и тем самым помогла завоевать новой власти поддержку у самых бедных слоев населения [5].
Благодаря резкой антиамериканской риторике, Венесуэла начала вести гораздо более активную внешнеполитическую деятельность, в том числе и за пределами региона, находя поддержку и почву для совместных действий с силами, позиционирующими себя как антиамериканские (Иран, Ливия до 2011 года, Хезболла), или же так или иначе считающие США конкурентом на международной арене (Россия, Китай).
В настоящее время Венесуэла переживает состояние тяжелого правительственного кризиса системы, вдохновленной и установленной Уго Чавесом. Страну захлестнула волна протестов, начавшаяся как реакция на экономический кризис, вызванный падением цен на нефть. В 2016 году президент Венесуэлы, Николас Мадуро, объявил в стране чрезвычайное положение [6], взяв власть в свои руки и управляя страной, минуя парламент. 11 января 2019 года, на следующий день после принесения присяги Мадуро, как президента Венесуэлы, Парламент объявил главой государства председателя Национальной Ассамблеи, Хуана Гуайдо. Большинство стран ЕС и США признали Гуайдо законным президентом страны. Реакция со стороны России продемонстрировала
всеобъемлющую поддержку законно избранному президенту Николасу Мадуро. Так, «МИД России раскритиковал попытки США сформировать альтернативное правительство Венесуэлы и провоцировать дальнейший раскол в обществе» [7], а спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил на Ассамблее Межпарламентского союза в Катаре: «Действия США нарушают все основные международные правила, международное законодательство<...>Такая позиция должна осуждаться другими парламентами [8]».
В настоящее время возможны следующие варианты развития затяжного политико-экономического кризиса в Венесуэле:
1.Урегулирование кризиса путем переговоров с выработкой позиции, которая устроит обе стороны.
2.Сохранение status quo
3.Гражданская война
4.Победа Гуайдо и вероятно попадание страны в сферу влияния США
Излишне утверждать, что потеря столь важного стратегического партнера неизбежно отразится на положении России на глобальной арене. Венесуэла в настоящий момент является одним из крупнейших импортеров продукции Рособоронэкспорта. В период 2005-2017 гг. общий объем закупок и контрактов превысил 11 млрд. долларов. С 2005 года Газпром получил лицензию
на нефтедобычу в шельфе Венесуэльского залива [9]. С 2018 года Россия производит инвестиции в нефтедобывающую отрасль страны. Национальный нефтяной консорциум, например, владеет 40% акций в совместном СП Petromiranda, а Роснефть имеет 51% в СП Perforosven [10]. Таким образом, Россия понесет значительные убытки если Венесуэла будет потеряна как рынок сбыта. Помимо экономической составляющей, нельзя не отметить составляющую политическую. Венесуэла на современном этапе поддерживает внешнеполитический курс России. Так Венесуэла была одним из немногих государств, которые признали независимость Абхазии и Южной Осетии в 2008 году, а в 2014 году Венесуэла признала Крым частью России [11].
Таким образом, нельзя недооценивать важность Венесуэлы как одного из самых лояльных современному российскому политическому курсу государств. Кроме непосредственной ценности, Венесуэла может служить важным опорным пунктом распространения российского влияния по всей Латинской Америке. Важный стратегический фактор, в совокупности с экономическим, сделает потенциальную «потерю» Венесуэлы болезненным ударом по позициям России не только в регионе, но и в целом на мировой арене. Именно поэтому России невыгодно любое обострение внутриполитической ситуации в Венесуэле, не говоря уже о гражданской войне, и Россия будет стремиться к максимально возможному урегулированию внутренних противоречий. Сохранение Венесуэлы в том формате, в котором она существует с самого начала XXI века, может оказаться еще более необходимым для Российской Федерации в условиях новой политической турбулентности в странах региона.
Список литературы:
1.President Annual Message. December 1823 // Library of Congress URL: https://memory.loc.gov/cgi-
УДК:316.344.24:37.015 ГРНТИ 04.51.53
bin/ampage?collM=llac&fileName=041/llac041.db&r ecNum=4 (дата обращения: 24.02.20)
2.Емельянов А.И. Геополитические интересы в Латинской Америке // Центр стратегических оценок и прогнозов URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/326/geopoliticheskie-interesy-rossii-v-latinskoj-amerike-4835 (дата обращения: 24.02.2020)
3.Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. М: Издательство политической литературы, 1981. С.367
4.Как Венесуэла строила «социализм XXI века» // РИА Новости URL: https://ria.ru/20190202/1550186417.html (дата обращения: 24.02.2020)
5.Неверов К.А., Мутагиров Д.З. «Левый поворот» в Латинской Америке и его влияние на международные политические процессы на континенте // диссертация на соискание научной степени. СПбГУ. С.138 - 139
6.Венесуэла: хроника кризиса социалистической модели // DW URL: https://www.dw.com/m/венесуэла-хронология-кризиса-социалистической-модели/а-40013891 (дата обращения 24.02.20)
7.История политического кризиса в Венесуэле // ТАСС URL: https://tass.ru/info/6031159 (дата обращения 24.02.20)
8.Парламентская газета, №13 (2879), С. 18.
2019
9.Российско-венесуэльские отношения // МИД России URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rlat.nsf/601debeef6efe270432569dc002f680c/b9f4dc2 79d168151c3256e8b00411a30!OpenDocument (дата обращения: 24.02.20)
10. Российские интересы в Венесуэле // КоммерсантЪ URL: https://www.kommersant.ru/doc/3861747 (дата обращения: 24.02.20)
11. Чуркин: голосование в ГА ООН показало, что изоляции РФ нет // РИА Новости URL: https://ria.ru/20140327/1001348835.html#ixzz2xBuC 3wK6 (дата обращения: 24.02.20)
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В _ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОБЛЕМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.71.603 Дугина Кристина Альбертовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург Соискатель
ANALYSIS OF MODERN SOCIAL TECHNOLOGIES FOR KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION AND PROBLEMS OF THEIR IMPLEMENTATION
Dugina Kristina Albertovna
Russian Academy of nationaleconomy and public administration,
Ekaterinburg Applicant