Венчурная индустрия РФ: национальный вектор развития
см
1Л £
Б
а
2 ©
Щербаков Иван Михайлович
аспирант, кафедра управления инновациями и коммерциализации интеллектуальной собственности, ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности, ivan.shcherbakoff@yandex.ru
В данной статье рассматриваются особенности формирования и становления российской венчурной индустрии с учетом специфики экономического уклада нашей страны. Анализируются ее слабые и сильные стороны, а также возможные перспективы дальнейшего развития и преодоления отставания от венчурных индустрий других стран. Рассматривается пример Израиля в качестве страны с успешной реализацией национальной модели запуска венчурной индустрии, обладающей большими конкурентными преимуществами и являющийся одним из лидеров по привлечению венчурных инвестиций на текущий момент. Отдельно рассмотрена модель реализации израильского фонда фондов «Йоз-ма», по образу и подобию которого была создана Российская венчурная компания, которая является основополагающим институтом национальной венчурной индустрии. Кроме того, детальное внимание уделено модели частно-государственного партнерства в качестве инструмента, позволяющего обеспечить стимулирование венчурных инвестиций внутри страны за счет косвенных экономических механизмов - например, благодаря государственным закупкам инновационной продукции. Ключевые слова: Стартап, Венчурная индустрия, Израиль, частно-государственное партнерство (ЧГП), инновации, государственные закупки.
В настоящее время стартапы во всем мире стали новым витком развития экономики, заняв определенную нишу рискового предпринимательства. Россия в этом плане не является исключением.
На сегодняшний момент общепризнанного определения стартапа не существует. Стартап (от англ. startup - букв. стартующий) - молодая инновационная компания, создающая продукт и услугу в условиях большой неопределенности и высоких рисков. Инновационность, наличие новой, прорывной идеи, которую впоследствии можно масштабировать и тиражировать - важные черты стартапа.
Стартапы напрямую связаны с венчурным инвестированием. Венчурной принято называть деятельность по инвестированию средств в развивающийся бизнес. При этом такой бизнес, как правило, - высокотехнологичный, инновационный и рисковый. Существует и другое, более узкое определение, в соответствии с которым венчурное инвестирование (финансирование) рассматривается как «вложение капитала в обмен на долю в компании, находящейся на стадии startup, в расчете на рост ее капитализации в будущем и получение высокой прибыли при продаже этой доли по прошествии определенного времени» [1, с. 58].
Традиционно выделяют следующие этапы развития стартап-компании, на которых осуществляется инвестирование: посевная, стартап, ранний рост, расширение и выход. В соответствии со вторым, более узким определением венчурного инвестирования, непосредственно венчурными являются только инвестиции на первых двух этапах, однако на текущий момент фактически все инвестирование, связанное со стартап-проектами, относят к венчурному.
Венчурная индустрия в Рф обладает своими особенностями, которые необходимо рассмотреть.
Во-первых, венчурная индустрия в России зародилась благодаря зарубежному импульсу.
Имеется в виду, что венчурная индустрия в России появилась не сама по себе в результате частной внутренней инициативы или национальных институтов, что коренным образом отличает ее от США и Европы. Она была принесена извне с целью ускорения процесса перехода страны к рыночной экономике: на встрече глав государств «G7» и Европейского Союза в апреле 1993 года было принято решение об оказании России помощи в проведении структурных реформ.
В результате этого Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) организовал 16 региональных венчурных фондов, которые обслуживали закреплённые за ними регионы и должны были содействовать укреплению приватизированных компаний посредством прямых инвестиций в их акционерный капитал. Это стало отправной точкой венчурного инвестирования в России. Однако практика их функционирования оценивается как неэффективная, потому что вложения фондов были направлены в развитие традиционных, а не наукоемких отраслей.
Во-вторых, венчурный бизнес в России зародился относительно недавно.
В то время как, например, Британская ассоциация венчурного капитала» (BVCA) и «Европейская ассоциация венчурного капитала» (EVCA) были основаны в 1973 и 1983 гг. соответственно, Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ) была образована только в 1997 г. Основной целью ассоциации является содействие становлению и развитию венчурной индустрии в России.
Безусловно, венчурные фонды в России существовали и ранее: так, к концу 1994 г. действовало 12 венчурных фондов, а в 1998 г.- уже 40.
В 1998 году прогресс в развитии венчурного инвестирования был приостановлен финансовым кризисом: в период с 1998 по 2000 гг. деятельность прекратили 10 венчурных фондов.
Важным событием в истории российской венчурной индустрии стало создание АО «РВК» - Российская венчурная компания, государственный фонд фондов, один из инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Штаб-квартира располагается в Москве. РВК была создана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года. Уставный капитал АО «РВК» составляет 30,01 млрд. р., 100 % которого принадлежит Российской Феде-
рации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росиму-щество).
Вместе с тем доля участия государства в венчурном финансировании постепенно растет. Число государственных фондов в 2014-2015 гг. увеличилось на 10 % и составило 54 фонда с совокупным капиталом около 1175 млн. долларов. В основном это фонды, созданные РВК со 100 % долей государственного участия. Первые фонды (2007-2008) создавались в формате закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), где у РВК было 49 % паев, затем в форме ООО, сейчас - в форме инвестиционного товарищества.
В-третьих, вплоть до 2002 года деятельность венчурных фондов в России не была регламентирована законодательно. Только первого января 2002 года вступила в силу 25 глава Налогового кодекса, определившая принципы налогообложения инвестиционной деятельности. Данный способ инвестирования осуществляется в рамках общего законодательного регулирования инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что специальные законы, регулирующие венчурную деятельность, приняты лишь в Венгрии и Индии, имеется ясное понимание необходимости создания отдельного законодательства, регламентирующего венчурную деятельность в РФ. На текущий момент законопроект такого типа находится на разработке в Китае.
Среди же основных источников права, регламентирующих инновационную деятельность в РФ, можно выделить следующие:
■ Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»;
■ Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
■ Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
■ Приказ ФСФР РФ от 28.12.2010 № 10-79/пз-н «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».
Другими характерными чертами рынка венчурного капитала России является: закрытость информации о проведенных венчурных сделках; отсутствие эффективной среды взаимодействия между различными венчурными фондами; отсутствие понимания у российских предпри-
нимателей специфики венчурного инвестирования.
Еще одним серьезным недостатком Российской венчурной системы является слабое финансирование на ранних стадиях проекта. Данную проблему позволит решить движение «бизнес-ангелов». В то время как в США они осуществляют около 10 % инвестиций на начальной стадии, в России данное движение только зарождается. Согласно данным РВК, на отечественном рынке активно действует не более тысячи бизнес-ангелов. Они вкладывают небольшие суммы (около 50-100 тыс. долларов или даже 25-50 тыс. долларов) и довольно часто объединяются в синдикаты [2, с. 167].
На 2015 г. мировой рынок венчурных инвестиций составлял около 150 млрд. долл. Объем венчурной индустрии США составляет 48,5% от мировой - 72,3 млрд. долл. с 3916 сделками [3, с. 3]. США - безоговорочный лидер рынка венчурного капитала. Это, в целом, логично и закономерно: США обладают сильной и конкурентоспособной экономикой, привлекательным инвестиционным климатом. Также стоит учесть, что венчурная индустрия в США зародилась раньше, чем в других странах. На втором месте идет Китай - 49,2 млрд. долл. или 33%. Наконец, на третьем месте разместилась вся Европа (не считая России), суммарный венчурный рынок которой составил 14,4 млрд. долл., т.е. чуть менее 10%.
В соответствии с обзором венчурной индустрии России, проведенным Р\«С и РВК за 2015 г., объем венчурной экосистемы РФ составляет 2,19 млрд. долл. со 210 сделками [4, с. 5]. Таким образом, объем рынка венчурных инвестиций России примерно сопоставим с рынком Израиля в 2,6 млрд. долл. и даже обгоняет рынки Канады и Японии - 1,5 млрд. и 0,8 млрд. долл. соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на отставание России в этом аспекте от США и Китая, тем не менее, наша страна опережает некоторые другие развитые страны.
Исходя из данных, указанных выше, становится очевидно, что по объемам венчурного инвестирования Россия и Израиль сопоставимы. Однако стоит учесть, что запуск израильской венчурной индустрии и переориентация экономики на инновационно-ориентированную модель были бы невозможны без реализации инициативы государственно-частного партнерства в области инновационного предпринимательства - программы «Йоз-ма».
Государственный венчурный фонд «Йозма» (ивр. инициатива) был создан в 1993 году. Общее управление программой было возложено на Министерство промышленности и торговли Израиля. В течение трех лет фонд «Йозма» создал 10 венчурных фондов с капитализацией 20 млн. долл. каждый. Согласно официальным отчетам, временное использование государственных средств привело к привлечению около 7 млрд. долл. инвестиций в течение 1993-2000 гг. Число технологических компаний в стране превысило 4000. Инновационная система Израиля была успешно интегрирована в мировую инновационную инфраструктуру [5, с. 2]. На израильский венчурный рынок хлынул поток инвестиций из коммерческих инновационных фондов, местных и зарубежных. В связи с этим дальнейшее функционирование фонда «Йозма» было сочтено ненужным, и в 1997 году он был продан частным инвесторам. На этом правительство Израиля покинуло венчурный рынок.
Пример Израиля в этом отношении удивителен и поражает своей эффективностью, недаром данную страну даже стали называть «startup nation». Россия пошла по тому же пути, однако, к сожалению, пока не достигла такого же результата. Отсутствие или недостаточность внутренних стимулов вкупе с внутренними противоречиями не позволили нашей стране самой стать «startup nation».
Ранее уже было сказано, что венчурная индустрия в нашей стране начала формироваться под воздействием извне. В этой связи важной задачей государства в нашей стране является создание и стимулирование спроса на венчурное инвестиции изнутри страны, задействуя внутренние ресурсы, все имеющиеся косвенные экономические механизмы.
Израиль представляет собой пример довольно уникальной страны: буквально за пару десятилетий была создана боеспособная армия, мощная и конкурентоспособная экономика, которая практически сразу встала на инновационные рельсы. Позже, понимая всю важность венчурных механизмов инвестирования, была создана «Йозма». Поэтому успех данной страны в построении полноценной венчурной индустрии является частным примером общей эффективной внутренней политики, несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию и отсутствия изобилия природных ресурсов.
С целью качественной и количественной оценки инноваций можно использоваться Глобальный индекс инноваций
© 3
Ю
Г
5
см
1Л £
Б
а
2 ©
2018, составленный Корнельским университетом, школой бизнеса ^ЭЕАЭ и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) [6, с. 22]. В соответствии с ним, Израиль занимает 11-ю позицию, Россия же разместилась на 46-ой из общей совокупности в 126 стран. Нельзя сказать, что Россия разместилась очень низко, однако Израиль находится заметно выше в данном рейтинге.
Пример Израиля подтверждает, что важным аспектом в развитии венчурной индустрии является государственное участие. Для России это имеет особое значение, т.к. в нашей стране роль государства всегда была традиционно большой.
Государство - это краеугольный камень в вопросе построения венчурной индустрии, которое может прямо (посредством соответствующих законов и административного ресурса) и косвенно (за счет экономических рычагов) влиять на ее становление и развитие.
Современная экономика развитых стран все более приобретает черты инновационной, связанной с разработкой, внедрением и использованием новшеств. Наблюдается процесс интеллектуализации экономики, расширяется понимание того, что в условиях глобализации высокие технологии становятся основным фактором поддержания конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Этому способствует значительное повышение доли затрат на НИОКР в ВВП наиболее развитых стран, особенно в последнем десятилетии. Поэтому проблема государственной поддержки технологического развития, позволяющего генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического роста и качества жизни в нашей стране, приобретает чрезвычайно актуальное значение [7, с. 17].
Само частно-государственное партнерство (далее ЧГП) можно определить как совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и частного бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. В данной статье данное партнерство рассматривается только применительно к сфере венчурного инвестирования. Также не следует путать ЧГП с прямым вмешательством государства в экономическую жизнь страны, например, в формате правового регулирования.
Существует несколько механизмов (моделей) частно-государственного партнерства в венчурной сфере:
1. Административный (прямое участие государства)
Данный механизм подразумевает, что государство обладает долей в венчурных фондах напрямую или через посредничество государственного фонда (якорный венчурный институт, применительно к практике в России - это РВК). В данную группу также можно отнести усилия государства по созданию других объектов венчурной индустрии - например, инкубаторов и акселераторов, которые, соответственно, позволяют стартапам выработать бизнес-модель и довести ее до необходимого конкурентного уровня, позволяющего вывести проект на рынок и успешно его коммерциализировать.
2. Экономический (косвенное участие государства)
Данный механизм подразумевает участие государства на более тонком уровне - в формате создания внутреннего спроса на венчурные инвестиции, которые готовят базу уже для административного учреждения якорных институтов в данной сфере - таких, как РВК. Данный механизм называется косвенным, потому что государство влияет на рынок венчурных инвестиций опосредованно, а не напрямую.
Как уже было сказано ранее, Израиль является ярким примером построения эффективной венчурной модели в частности, а также всей экономики в целом. Причем достигнуто это было в условиях сложной геополитической ситуации. Данный факт, а также схожие показатели объемов венчурной индустрии сближают в этом отношении Израиль и Россию. Однако Израиль был готов к построению экономики в таком формате - ставя во главу угла инновации и венчурное инвестирование.
По мнению автора данной статьи, именно неподготовленность внутренней среды в России стала одной из основных причин недостаточной эффективности РВК по сравнению, например, с израильским аналогом - «Йозмой». Текущее положение России тоже является непростым, сложная внешнеполитическая обстановка вкупе с экономические санкциями усугубляется внутренними проблемами -такими, как сырьевая зависимость и коррупция. В этой связи сложно надеяться на какую-либо помощь извне, поэтому фактически единственными точками роста будут являться внутренние стимулы.
На примере Израиля становится очевидно, что таким стимулом являются инновации. Но для того, чтобы они давали реальный экономический эффект, недо-
статочно просто провозгласить «инновационный курс развития» необходимы конкретные шаги, стимулирующие инновации внутри страны.
Очевидно, что риски при производстве инновационной продукции выше, чем при производстве стандартизированных товаров за счет непредсказуемости спроса на такую продукцию. Потребители могут встретить такие товары с осторожностью, и потребительское поведение не всегда удается правильно предсказать. В связи с компания-инноватор рискует не получить ожидаемую прибыль. Также далеко не во всех случаях инновации ведут к удешевлению продукции, при этом спрос на вновь созданную инновационную продукцию со стороны индустрии также вытесняется зачастую более дешевой и привычной в использовании.
Таким образом, разработка новой концепции государственных закупок на инновационную продукцию является одним из механизмов стимулирования инноваций внутри страны, что, в конечном счете, приведет и к росту спроса на венчурное финансирование. Другим примером такого рода стимулирования могут выступать гранты, государственные или корпоративные акселерационные и инкубаторские программы, которые также позволят создать внутренний спрос на инновационную продукцию.
По мнению автора данной статьи, формирование устойчивого внутреннего базиса венчурной индустрии через формирование спроса на венчурные инвестиции - ключевая роль государства. Тем не менее, этим его роль не ограничивается. Современная экономическая ситуация определяет именно государственно-частное партнерство как продуктивную и эффективную форму сотрудничества государства и бизнеса, так как в условиях кризиса стабильность спроса со стороны государства служит важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций и укрепления доверия кредитных организаций [8, с. 2].
Косность государственного управления, коррупция и непростая внешнеполитическая ситуация серьезно осложняют перспективы венчурного инвестирования. Между тем, на текущий момент, его значимость неоспорима. Это, вне всяких сомнений, новое слово в российской экономике, новое зерно, но, посеянное, к сожалению, на старую почву, на неподготовленную ментальность, побеги которого также пытаются забить внешние политические (политическая напряженность) и экономические (санкции) сорняки.
Одним из наиболее очевидных решений в такой ситуации является создание внутреннего спроса на венчурные инвестиции, некого внутреннего стимула. Таким стимулом являются косвенные экономические механизмы ЧГП, которые могут реализоваться в совершенно разных формах - например, в формате государственных закупок инновационной продукции.
Между тем, чтобы индустрия венчурного инвестирования в РФ расцвела, необходимо полномасштабное и комплексное воздействие всех возможных факторов - повышение уровня информированности всех участников венчурного процесса, сглаживание всевозможных барьеров и уменьшение порога вхождения в индустрию, массовое создание инкубаторов и акселераторов (в частности, корпоративных), а также повышение их эффективности. Ключевая роль отводится государству, которое, в формате частно-государственного партнерства, должно стимулировать внутренний спрос на венчурные инвестиции за счет косвенных экономических инструментов, о которых было сказано выше.
Литература
1. Каширин А.И., Венчурное инвестирование в России. М; СПБ, Вершина, 2007, 320 с.
2. Чернышева М.Д. Особенности венчурного финансирования в современной России // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. - 2016, Том 3, № 2, с 165 - 182.
3. EY global venture capital trends 2015, [Электронный ресурс], Режим доступа: http://Www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ ey-global-venture-capital-trends-2015/ $FILE/ey-global-venture-capital-trends-2015.pdf
4. Обзор венчурной индустрии России за 2015 год «Money Tree: Навигатор венчурного рынка», [Электронный ресурс] - PWC, РВК, 2015, Режим доступа: https://Www.pwc.ru/ru/technology/assets/ e-money-tree-rus-2016.pdf
5. Ладуба. Д.А. Израиль как пример успешного использования механизмов государственно-частного партнерства при запуске и развитии индустрии венчурного инвестирования // Экономические науки, 2012, 5 с.
6. Глобальный индекс инноваций 2018, [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.wipo.int/publications/ru/ details.jsp?id=4330
7. Цветков В.А., Моргунов Е.В. Технологическое развитие как важнейший фактор конкурентоспособности национальной экономики. М., - 2010, 14 с.
8. Саванкова Н.Е. Партнерство государства и бизнеса в условиях глобального финансового кризиса // Экономические науки, 2009, 4 с.
Russian Federation venture industry:
national development vector Shcherbakov I.M.
Russian state academy of intellectual property This article discusses the features of the formation and evolution of the Russian venture capital industry, taking into account the specifics of our country's economic structure. Its weaknesses and strengths are analyzed, as well as possible prospects for further development and overcoming the backlog from
some other countries' venture capital industries. The example of Israel as a country with successful implementation of the venture industry national model launching, which has great competitive advantages and is one of the leaders in attracting venture capital investments at the moment is also reviewed. A separate consideration is given to the model for the implementation of the Israeli fund of funds - «Yozma», in the image and likeness of which the Russian Venture Company was created, which is the fundamental institution of the national venture capital industry. In addition, detailed attention is paid to the model of public-private partnership as a tool to stimulate venture investment in the country through indirect economic mechanisms - for example, through the public procurement of the innovative products. Key words: Startup, Venture Industry, Israel, Russia, public-private partnership (PpP), innovation, government procurement. References
1. Kashirin AI, Venture investment in Russia. M;
SPB, Vershina, 2007, 320 p.
2. Chernysheva MD Features of venture financing
in modern Russia // Global markets and financial engineering. - 2016, Volume 3, No. 2, from 165 - 182.
3. EY global venture capital trends 2015, [Electronic
resource], Access mode: http://www.ey.com/ Publication/vwLUAssets/ey-global-venture-capital-trends-2015/$FILE/ey-global- venture-capital-trends-2015.pdf
4. Review of the venture industry in Russia for
2015 "Money Tree: Venture Market Navigator", [Electronic resource] - PWC, RVK, 2015, Access Mode: https://www.pwc.ru/ru/ technology/assets/e- money-tree-eng-2016.pdf
5. Laduba. YES. Israel as an example of the
successful use of public-private partnerships in the launch and development of the venture capital industry // Economics, 2012, 5 p.
6. Global Innovation Index 2018, [Electronic
resource], Access Mode: http://www.wipo.int/ publications/ru/details.jsp?id=4330
7. Tsvetkov V.A., Morgunov E.V. Technological
development as the most important factor in the competitiveness of the national economy. M., - 2010, 14 p.
8. N.E. Savankova Partnership of government and
business in the global financial crisis // Economic Sciences, 2009, 4 p.
О
3
Ю
I
r
5