Научная статья на тему 'Вэн Вэньхао во главе Исполнительного юаня'

Вэн Вэньхао во главе Исполнительного юаня Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHINA / POLITICS / WENG WENHAO / EXECUTIVE YUAN / КИТАЙ / ПОЛИТИКА / ВЭН ВЭНЬХАО / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЮАНЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вэн Вэньхао во главе Исполнительного юаня»

М.А. Гулева

ИМОП, СПбГПУ

Вэн Вэньхао во главе Исполнительного юаня

Вэн Вэньхао, известный китайский учёный середины ХХ в., в мае 1948 г. оказался на посту главы Исполнительного юаня в должности, подобной премьер-министру в смешанных республиках. Это назначение произошло в последний год присутствия Гоминьдана (ГМД) на материковом Китае и является одним из значимых событий в ряду сложных военных, политических, экономических, социальных и иных процессов. Этот эпизод позднереспубликанской истории заслуживает рассмотрения как политический эксперимент Гоминьдана -привлечение к управлению страной «мудрых и достойных». Назначение, деятельность и отставка Вэна сыграли немаловажную роль в финальной попытке центрального правительства сохранить власть мирным путём, завоевать поддержку населения страны и оздоровить экономику республики. Определение роли и места кабинета Вэн Вэньхао в политической эволюции позднереспубликанского Китая до сих пор привлекало недостаточное внимание отечественных исследователей, определённость в этом вопросе необходима для лучшего понимания процесса разложения национального правительства и факторов, повлиявших на крушение Гоминьдана на материке.

Прежде, чем говорить о деятельности Вэн Вэньхао на посту главы Исполнительного юаня, необходимо вкратце напомнить о сути этой должности и событиях, предшествовавших маю 1948 г. В декабре 1946 г. после долгих дискуссий и колебаний была принята Конституция Китайской Республики, первая постоянная конституция в рамках суньятсеновской программы государственного строительства. 25 декабря 1947 г. она вступила в силу. Согласно тексту закона, право избрания президента и вице-президента республики принадлежало Национальному собранию, работа которого проходила в апреле 1948 г. Кандидатура президента не вызывала сомнений: хотя Чан Кайши и

© Гулева М.А., 2014

196

отказался от участия в борьбе за пост в начале апреля 1948 г., уже 19 апреля он был избран президентом Китая, легко обойдя Цзюй Чжэна, второго кандидата, также члена ГМД. Но за второе место, за пост вице-президента, готовы были побороться многие, и это отразилось на ходе заседаний Национального собрания. Согласно закону об избрании и отзыве президента и вице-президента, если в первом туре голосования ни один из кандидатов не набрал более половины депутатских голосов, назначался второй тур, в котором принимали участие три кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Если во втором туре ни одним из претендентов вновь не было набрано более половины голосов, проводился третий тур, а если и в нём не определялся победитель, то два кандидата, набравшие большее число голосов, участвовали в четвёртом туре. Предусматривалась возможность и пятого тура, если в четвёртом за каждого кандидата было отдано одинаковое количество голосов [10, с. 833, 834]. Эта непростая схема пригодилась при выборах первого вице-президента Китайской Республики. В предвыборной гонке участвовали Ли Цзунжэнь, Сунь Фо, Юй Южэнь, Чэн Цянь, Мо Дэхуэй и Сюй Фулинь. По тому, чьи интересы представляли эти кандидаты, можно понять, насколько углубились противоречия в Гоминьдане.

Ли Цзунжэнь, представитель гуансийских милитаристов, пользовался поддержкой не только своих земляков и в первую очередь Бай Чунси, но и тех, кто выступал за поиск компромисса с Компартией (КПК): страна уже устала от войны, и наиболее популярным лозунгом звучал призыв к перемирию. Кроме того, Ли обещал широкие права национальным автономиям и предлагал провести реформы в политической, военной и экономической сферах. Но решающим фактором послужила почти неприкрытая борьба между Ли Цзунжэнем и Чан Кайши: Ли выступал противником многих предложений Чана, стремился к увеличению своей роли в партии и стране. Чан Кайши не одобрял участия Ли в выборах [5, с. 162, 163; 7, с. 20].

Сунь Фо, хотя и выступал порой против Чан Кайши, всё же пользовался его поддержкой на выборах вице-президента, поскольку выступал с менее радикальными лозунгами по вопросам реформ, отношений с КПК и гражданской войны. Помощь Чана и была главным преимуществом Сунь Фо. Также на сторону Суня стали группировка Си-Си и некоторые старые гоминьдановцы, верные идеалам Сунь Ятсена.

Чэн Цянь отстаивал интересы военных групп Центрального Китая и особенно пров. Хунань. Являясь одним из старых кадров партии, пользовался уважением в Гоминьдане, в годы антияпонской войны занимал высокие военные посты, позже вошёл в состав ЦИК

197

ГМД. Выступал против сотрудничества с Компартией. Поддержка Чэн Цяня была не так широка, как первых двух кандидатов, и он не имел развёрнутой политической программы.

Юй Южэнь был кандидатом от научной и творческой интеллигенции. Мо Дэхуэй выступал как независимый общественный деятель, имел опыт работы в политических консультативных органах, возникавших по инициативе Гоминьдана в 1930-40-е гг. Сюй Фулинь выдвигался от Демократической Социалистической партии. Эти три кандидата едва ли рассчитывали на победу и участвовали в выборах скорее для того, чтобы подтвердить многопартийный характер создаваемой системы. В основном, борьба шла между первыми тремя кандидатами.

23 апреля по итогам голосования в Национальном собрании Ли Цзунжэнь набрал 754 голоса, Сунь Фо - 559, Чэн Цянь - 522, Юй Южэнь - 493, Мо Дэхуэй - 218, Сюй Фулинь - 214 [11, 24.04.1948]. Ни один из кандидатов не набрал необходимой половины голосов присутствующих депутатов, и на следующий день прошёл второй тур, в котором участвовали только первые три кандидата. Но и в нём победитель не определился: Ли получил 1163 голоса, Сунь -945, а Чэн - 616 [11, 25.04.1948]. Оказавшись в тупике, кандидаты один за другим отказались участвовать в выборах. Чан вынужден был созвать Постоянный комитет ЦИК ГМД, на котором добился возвращения всех трёх кандидатов в предвыборную борьбу. В третьем туре, 28 апреля, за Ли отдали голоса 1156 депутатов, за Сунь Фо - 1040, за Чэн Цяня - 515 депутатов [11, 29.04.1948]. Необходим был четвёртый тур. Только 29 апреля, благодаря тому, что Чэн выбыл из гонки и его сторонники распределились между двумя кандидатами, избрание состоялось. За Ли Цзунжэня было отдано 1438 голосов, за Сунь Фо - 1295 [11, 30.04.1948]; это означало, что с небольшим преобладанием Ли всё же сумел победить.

Избрание Ли Цзунжэня отразило две важных тенденции в Гоминьдане: углубление фракционного раскола, уходившего корнями ещё в годы милитаризма, и заметное снижение роли Чан Кайши, который не сумел добиться победы Сунь Фо. Такая острая борьба вокруг второстепенной должности и протестный итог голосования говорили о явном недовольстве работой правительства и стремлении многих членов партии освободиться от влияния Чан Кайши. Вторичным последствием поражения Сунь Фо, кандидата от Си-Си, стало обострение вопроса о главе Исполнительного юаня. Конституция предусматривала, что президент выдвигает кандидатуру на этот пост, а Законодательный юань одобряет её. По итогам выборов, проходивших в 1947-1948 гг., в Законодательном юане оказались

198

сильны позиции Си-си. Потерпев неудачу на выборах вице-президента, эта фракция стремилась закрепить свои позиции за счёт назначения выгодного ей главы Исполнительного юаня. Дискуссия развернулась вокруг трактовки статей 55-57 Конституции, определявших процедуру формирования Исполнительного юаня и систему его ответственности перед Законодательным. В Конституции не уточнялось, выдвигает ли президент кандидатуру премьера одновременно с предполагаемым составом кабинета министров и политической программой, или же личный состав и общий курс нового правительства составляются уже после назначения главы Исполнительного юаня. Законодательный юань счёл, что не может одобрить никакой кандидатуры, пока не будет знать политическую программу и предлагаемый состав кабинета министров, с которыми выступает кандидат на должность главы Исполнительного юаня; президент выступал за обратную последовательность. Спор, разумеется, не был связан с интерпретацией норм законодательства; это была попытка группировки Си-Си расширить свое влияние и на Исполнительный юань, добившись достаточной представительности в правительстве.

Первоначальным намерением Чан Кайши было сохранить должность премьера за Чжан Цюнем, занимавшим этот пост с весны 1947 г. Законодательный юань неофициально выдвигал ему на смену генерала Хэ Инциня, через которого рассчитывал провести своих кандидатов на министерские посты. Ситуация была чревата очередным скандалом: с момента избрания Чан Кайши президентом 19 апреля до его инаугурации 20 мая прошел месяц, а вопрос с главой Исполнительного юаня оставался открыт; более того, Законодательный юань провёл репетицию выборов по кандидатурам Чжан Цюня и Хэ Инциня, итог которой показал явное превосходство Хэ, кандидата от законодателей [11, с. 23]. В свою очередь, Хэ Инцинь, опасаясь оказаться между Чан Кайши и группировкой Си-Си, заявил, что вовсе не собирался занимать пост главы юаня [11, 23.05.1948]. Желая предотвратить эскалацию конфликта, Чан Кайши выдвинул такую кандидатуру, которая снимала и вопрос о толковании Конституции, и показанное репетиционными выборами противоречие. Такой компромиссной фигурой и стал Вэн Вэньхао.

Вэн к 1948 г. не был новичком в политике: с началом японской агрессии этот учёный, один из основателей китайской геологии и почвоведения, активно включился в работу по обеспечению армии всеми необходимыми припасами, а также по организации экономики страны. С 1938 по 1946 г. Вэн занимал пост министра экономики, в 1946-1947 гг. был заместителем главы Исполнительного юаня; он участвовал в деятельности комитета по ресурсам, Национальной

199

политической конференции, координировал сотрудничество научных и политических кругов, а также был известен своими дружескими связями с европейскими и американскими учёными, экономистами, дипломатами и иными влиятельными людьми. Таким образом, его выдвижение на пост главы Исполнительного юаня сразу определило политический курс нового правительства: основными приоритетами становились решение экономических проблем и обеспечение американской финансовой поддержки. Чан предвосхитил возможные разногласия в Законодательном юане, предложив кандидатуру Вэн Вэньхао незадолго до заседания - у группировки Си-Си не осталось времени на то, чтобы скоординировать противостояние новому претенденту, и 24 мая Законодательный юань утвердил Вэна на посту премьер-министра.

Кандидатура Вэна устраивала и Законодательный юань, и Чан Кайши, поэтому дальнейшая деятельность по формированию кабинета министров вызвала меньше затруднений. 1 июня новое правительство начало работу. В его состав вошли представители разных сил. От объединения, к которому относился сам Вэн, - т.н. группы Политических наук - в кабинет вошли Ван Шицзе (министр иностранных дел), Чжоу Ичунь (министр здравоохранения) и Сунь Юэци (глава комитета по ресурсам). От группировки Си-Си посты получили Чжан Лишэн (министр внутренних дел), Чжу Цзяхуа (министр образования), Гу Чжэнган (министр по социальным вопросам), Ли Цзинчжай (министр по земельной политике) и Лю Вэйчи (глава комитета по делам зарубежных соотечественников). Тем самым были удовлетворены амбиции группировки Си-Си по присутствию в исполнительной власти. Важно отметить назначение лидера гуансийской клики генерала Бай Чунси министром государственной обороны (он вскоре был смещён с этого поста и назначен командующим войсками в междуречье Янцзы и Хуанхэ, от этого назначения он отказался; министром обороны стал Хэ Инцинь). Также принципиальным для реформированного правительства стало участие в его работе представителей Партии молодёжи Китая Цзо Шуньшэна (министр сельского и лесного хозяйства) и Чэнь Цитяня (министр промышленности и коммерции) и независимых общественных деятелей: Юй Давэя (министр транспорта) и Ван Юньу (министр финансов).

Задачей первого состава правительства было решение самых насущных проблем: инфляции, экономической нестабильности, военных поражений. Назначение Бай Чунси, а затем Хэ Инциня министром государственной обороны ясно показывало, что военные проблемы выходили за рамки компетенции Вэн Вэньхао. Перед Вэном

200

и его командой стояла проблема финансовой и гуманитарной стабильности страны. Экономическая обстановка в районах, подчинявшихся центральному правительству, к 1948 г. представляла собой почти безнадёжную картину. Вот как она описывается в американском докладе по состоянию на июль 1948 г.: «С начала года... цены на рис выросли на 480%, а американский доллар на чёрном рынке Шанхая поднялся на 670% по отношению к китайской национальной валюте. Бюджет на первые 6 месяцев 1948 г., оценивавшийся в 96 трлн. китайских долларов, оказался недостаточен. Бюджет на вторую половину 1948 г. оценивается в 200 трлн. китайских долларов. Ухудшение экономических позиций правительства отражает общее недоверие к нему в связи с неспособностью Национальной армии сдерживать военные силы Компартии. Одного крупного поражения Национального правительства может стать достаточно, чтобы породить массовые настроения безнадёжности. и привести к общему отказу от китайского доллара [фаби] как средства обмена. Уже появлялись сообщения о многочисленных случаях бартерного обмена вместо покупки товаров в обмен на деньги» [4, р. 6, 7]. Не менее пессимистическая оценка дана в воспоминаниях сотрудника советского посольства в Нанкине К.А. Крутикова: «Затяжная гражданская война всё больше углубляла экономическую разруху. Армия в 1947 г. стала забирать в 4,5 раза больше средств, чем их было в бюджете. Правительство было не в состоянии составить бюджет на 1948 г. и попыталось делать намётки лишь на полгода. Сами власти не верили, что соберут и половину намеченных доходов» [1, с. 102, 103].

Гоминьдан видел необходимость денежной реформы и именно она стала центральным элементом в программе первого состава правительства. В обсуждении грядущих нововведений принимали участие Вэн Вэньхао, Ван Юньу, Чжан Цзяао и др. Ван Юньу, министру финансов, было поручено разработать проект денежной реформы; параллельно с ним разработкой рекомендаций по предстоящим изменениям занимался бывший министр финансов, глава Центрального банка Юй Хунцзюнь, привлёкший к консультациям и специалистов Центрального банка. 7 июля проект Вана был предложен на рассмотрение Чан Кайши, который в принципе его одобрил и передал для обсуждения группе Юй Хунцзюня [6, с. 338]. По итогам совещаний, Ван Юньу разработал пять проектов: «Методы эмиссии золотого юаня», «Распоряжение о золоте, серебре и иностранной валюте, находящихся в собственности населения», «Распоряжение о регистрации хранящихся за рубежом иностранной валюты и имущества граждан Китая», «Распоряжение об упорядочении финансовой политики и

201

укреплении экономического регулирования» и «Устав комитета по контролю за эмиссией золотого юаня». На совещании в горах Мо-ганьшань Чан Кайши одобрил предложенный проект [8, с. 530]. К обсуждению реформ Чан привлёк и видного финансиста, банкира и крупного бизнесмена Чжан Цзяао, а Вэн Вэньхао проводил совещания по экономическим вопросам и американской помощи с Сун Цзывэнем, Чжан Цюнем, Ван Шицзе, Хэ Инцинем, У Течэном, Чжан Лишэном, Чжу Цзяхуа и др. 19 августа 1948 г. Чан Кайши и Ван Юньу изложили принципы денежной реформы членам Гоминьдана, и в 6 часов вечера на внеочередном заседании Исполнительного юаня, после четырёхчасового обсуждения проект реформ был принят. 20 августа были обнародованы «Указ о срочных финансовых и экономических мерах», «Методы эмиссии золотого юаня», а также указы об изъятии у населения иностранной валюты, золота и серебра. Для того, чтобы предотвратить новый виток инфляционной спирали уже золотого юаня, правительство запретило частным лицам в дальнейшем владеть золотом, серебром и иностранной валютой, а также установило жёсткий порог на эмиссию юаня, заморозило на августовском уровне цены и зарплаты (см. [2, с. 230-232]). Вслед за публикацией указов Вэн Вэньхао и министры его кабинета активно приступили к разъяснению мер и принципов реформы; так, Вэн уже 20 августа встречался с представителями коммерческих и промышленных кругов Нанкина и Шанхая, 21 августа - с ответственными лицами государственных банков и финансовыми работниками. Одновременно правительство усиленно проводило новостную кампанию в газетах, создавая позитивную обстановку для денежной реформы и укрепляя доверие населения к новой валюте. Стоит сказать, что благоприятные условия для золотого юаня действительно были созданы и народ отнёсся к нему положительно [6, с. 341]. Этому способствовало и уважение к фигуре Вэн Вэньхао.

Нет необходимости напоминать о неудаче денежной реформы, о последовавшей вскоре отмене лимита на эмиссию золотого юаня, о возобновлении роста цен и общем провале попыток правительства вернуть экономику под свой контроль. Скептическое или осторожное отношение к мероприятиям первого кабинета министров на ранних этапах высказывалось в частных беседах такими влиятельными людьми, как Чжан Цзяао [8, с. 532] и Джон Лейтон Стюарт [3, с. 194], да и сам премьер не был удовлетворён реформой [6, с. 342]. Тем не менее усилия по её проведению продолжались до конца октября, когда Законодательный юань наконец решил снять ограничения на цены. Полный отказ от всех ограничений на владение золотом

202

и серебром, на эмиссию юаня и на его курс был оформлен на внеочередном заседании Исполнительного юаня 11 ноября. 30 октября министр финансов Ван Юньу подал прошение об отставке в связи с поражением его экономической программы, но его отставка не была принята до 10 ноября. Что же касается Вэн Вэньхао, который также к тому времени неоднократно подавал в отставку, Чан Кайши убедил его остаться ещё на некоторое время, с тем, чтобы Чан нашёл ему подходящую замену. С 17 ноября Вэн перестал являться на заседания Исполнительного юаня, показывая серьёзность своего намерения уйти с поста премьера. Лишь 26 ноября Чан принял отставку Вэн Вэньхао и назначил ему на смену Сунь Фо.

За недолгие шесть месяцев пребывания на посту премьер-министра Вэн Вэньхао мало что сумел улучшить в жизни страны. И всё же его роль в развитии событий 1948 г. значительна с нескольких точек зрения. Во-первых, была осуществлена масштабная попытка стабилизировать экономику Китая административными методами. Хотя программа, с которой Вэн выдвигался на должность в мае 1948 г. - оздоровление экономики и обеспечение американской помощи - не была выполнена, нельзя обвинить Вэна в том, что он не приложил усилий к её реализации. В бытность премьером Вэн активнейшим образом участвовал в разработке денежной реформы, обеспечивал взаимодействие общества и правительства, проводил встречи и консультации со всеми сторонами, часто беседовал с представителями США и ЕСА (Управления экономического сотрудничества, американской организации по контролю за осуществлением плана Маршалла) по поводу американской помощи. В то же время Вэн не переставал заниматься научной деятельностью и поддержкой учёных, хотя и жаловался на нехватку времени [6, с. 344]. Во-вторых, сам факт участия видного учёного в работе государственного аппарата призван был повысить престиж конституционного правления в глазах китайской и зарубежной общественности, что, безусловно, в некоторой степени удалось. Это особенно важно в свете традиционного для Китая уважения к образованным чиновникам, поэтому привлечение Вэн Вэньхао к управленческой работе было не столько стремлением найти «громоотвод» или «марионетку» для Чан Кайши, сколько попыткой повысить качественный состав Исполнительного юаня. Об уважении Чана к новому премьеру свидетельствуют и неоднократные встречи двух глав исполнительной власти, и личный приезд Чан Кайши на день рождения Вэна в августе 1948 г., и нежелание Чана принимать отставку премьера. Безусловно, денежная реформа Вэн Вэньхао и Ван Юньу обернулась не

203

более чем инструментом аккумуляции золотовалютных резервов Гоминьданом накануне эвакуации на Тайвань; собственно, в ноябре Вэн участвовал в принятии решения о вывозе сокровищ Запретного города на остров [6, с. 348] и хорошо представлял себе общее положение в стране. Но обязанности, порученные ему от лица всего народа, он исполнял в соответствии со своими представлениями о чести и долге перед отечеством. Недаром после краха Национального правительства Вэн уехал во Францию, откуда после долгих колебаний и метаний, лишь к марту 1951 г. вернулся на родину, причём местом жительства избрал не Тайвань, а коммунистическую Китайскую Народную Республику. Вероятно, такой выбор можно объяснить разочарованием Вэн Вэньхао в том Гоминьдане, который он узнал по своей работе в правительстве, и общим нежеланием заниматься политикой.

Деятельность первого состава конституционного правительства Китайской Республики во главе с Вэн Вэньхао подтвердила ошибочность методов Гоминьдана при решении экономических и денежных проблем страны, несмотря на то, что в работе кабинета участвовали крупные учёные, общественные деятели и политики. Административные механизмы уже не могли повлиять на ход событий, и Вэн оказался бессилен изменить судьбу своей партии. Его назначение и деятельность в значительной мере зависели от решений Чан Кайши и поэтому несомненно соответствовали намерениям главы государства, но партийные разногласия, утрата Гоминьданом контроля над общей ситуацией в стране и военные поражения лишили новое правительство любой возможности сдержать рост инфляции и оздоровить экономику. Отставка Вэн Вэньхао означала отказ Чан Кайши от попыток сохранить власть невоенным путём.

Литература

1. Крутиков КА. На китайском направлении: из воспоминаний дипломата. М., 2003.

2. Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана. 1927-1949 гг. М., 1977.

3. Stuart J.L. Fifty years in China. The memoirs of missionary and ambassador. N.Y., 1954.

4. The Current Situation in China / Central Intelligence Agency, 22 July 1948 // DNSA / [Электр. ресурс]. (Дата обращения: 07.05.2012) URL: http://nsarchive.chadwyck.com/cat/displayItemImages.do?queryType=cat&Results ID=1368B576EC44&ItemNumber= 12&ItemID=CCI00227

5. Ван Цзесань. Ли Цзунжэнь цзинсюань фуцзунтун соцзи (Немного о предвыборной борьбе Ли Цзунжэня за пост вице-президента) // Вэньши цзы-ляо сюаньцзи. Т. 32. Пекин, 1962.

204

6. Ли Сюэтун. Вэн Вэньхао няньпу (Хроника жизни Вэн Вэньхао). Цзи-нань, 2005.

7. Хуан Шаохун. Ли Цзунжэнь дайли цзунтун дэ цяньцяньхоухоу (Исполнение Ли Цзунжэнем обязанностей президента) // Вэньши цзыляо сюаньцзи. Т. 60. Пекин, 1979.

8. Хун Цзягуань. Чжунго цзиньжун тунши (Финансовая история Китая). Т. 4. Пекин, 2008.

9. Чжан Хао. Цзян Цзеши юй СС си цзай «Чжунхуа миньго сяньфа» сядэ цюаньли чжи чжэн (Борьба за власть между Чан Кайши и группировкой Сиси при «Конституции Китайской Республики») // Лиши данъань. 2008. № 2.

10. Чжунхуа миньго чжунъяо шиляо чубянь (Важные исторические материалы Китайской Республики) / Под ред. Цинь Сяои. Тайбэй, 1988. Ч. 7, Т. 2: Дуйжи канчжань шици (Период антияпонской войны).

11. Чжунъян жибао.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.