УДК 316
ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ПРОГУЛКИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ Житникова Наталья Евгеньевна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Мольков Леонид Дмитриевич, студент (e-mail: [email protected] ), Ершова Екатерина Александровна, студент
(e-mail: [email protected]) Поздышева Юлия Владимировна, студент
(e-mail: [email protected]), Максимова Алиса Александровна, студент (e-mail: [email protected] ), Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье показаны результаты социологического исследования, проведенного летом 2020 года с целью изучения требований молодежи к велосипедным прогулкам. Выявлено отношение к ним, удовлетворенность инфраструктурой, критерии выбора велосипедов.
Ключевые слова. Социологическое исследование, опрос, потребители, велосипед, велосипедные прогулки.
Введение. Одним из способов отличного времяпровождения современной молодежи являются велосипедные прогулки. При этом это не только увлекательное занятие, но и полезная тренировка. Езда на велосипеде дает возможность укрепить мышцы ног, т.к. основная нагрузка приходится на них. Велосипедные прогулки также способствуют укреплению сердечнососудистой дыхательной и иммунной системы.
Методика исследования. Опрос с целью изучения увлечения людей велосипедными прогулками был проведен в июне 2020 года. Задачей является выявление предпочтения людей, увлеченных велосипедными прогулками, а также критериев выбора велосипедов. Выборка 22 человека, молодежь, городские жители.
Результаты исследования. Опрос показал, что 59,1% респондентов владеют велосипедом, 36,4% владели раньше, а 4,5% - планируют приобрести (рис. 1). Большинство молодежи (81,8%) считают велосипеды удобными, 13,6% неудобными, а 4,5% затруднились с ответами (рис. 2).
Анализируя соответствие инфраструктуры города комфортным велосипедным прогулкам, получено, что 45,5% считают город скорее неудобным для велосипедов, 27,3% определенно неудобным, 22,7% скорее удобным, а 4,5% определенно удобным.
' Владею сейчас ' Владел раньше Планирую приоВрести в будущем
Рисунок 20. Наличие велосипеда у респондентов
А к
I Да I Нег
I Затрудняюсь ответить
Рисунок 21. Удобство велосипеда для активного отдыха
1
9 Определенно да Ф Скорее да в Скорее нет Ф Определенно нет
Рисунок 22. Оценка соответствия инфраструктуры города для комфортных
велопрогулок
Выявлено, что 59,1% однозначно считают, что с увеличением количества велодорожек увеличится количество велосипедистов, 22,7% скорее да, 18,2% скорее нет, и ни один респондент не ответил однозначно нет (рис.
4).
^Г 22,7% 71
' 1В,2% 1
в Однозначно да в Скорее да Ф Скорее нет в Однозначно нет
Рисунок 23. Влияние увеличение велодорожек и велопарковок на увеличение количества велосипедистов
Изучая влияние данного фактора на создание комфортной городской среды получено (рис. 5): 45,5% считают, что скорее да, таким образом можно создать более комфортную городскую среду, 36,4% ответили однозначно да, а 13,6% и 4,5% — скорее нет и однозначно нет соответственно. Около 50% молодежи не готовы использовать велосипед в качестве повсе-
дневного транспорта (рис. 6), 40,9% готовы, а 9,1% затрудняются с ответом.
^45,5%
к/
О Однозначно да 0 Скорее да в Скорее нет О Однозначно нет
Рисунок 24. Взаимосвязь между увеличением количества велодорожек (и велосипедистов в целом) и созданием комфортной городской среды
по мнению респондентов
• Да
• Нет Затрудняю;:, ответить
Рисунок 25. Желание молодежи использовать велосипед в качестве
повседневного транспорта
Нужно указать, что 54,5% приобретут новый велосипед в сетевом магазине, 22,7% — новый в интернет магазине, а 22,7% — б/у велосипед (рис. 7). При этом, 31,8% готовы потратить до 5 тысяч рублей на покупку велоиспеда, 31,8% — 5-10 тысяч рублей, 27,3% —10-15 тысяч рублей, 4,5% — 15-20 тысяч рублей , а 4,5% — свыше 20 тысяч рублей (рис. 8).
I Новый в сетевом магазине i Новый из интернет магазина Б/у
Рисунок 26. Варианты покупки велосипедов респондентами
■ До 5 тысяч
■ 5-10 тысяч 10-15 тысяч
■ 15-20 тысяч
■ свыше 20 тыся1-
Рисунок 27. Стоимостной диапазон покупки велосипедов
Около 36,4% ответивших принимают решения о самостоятельном обслуживании велосипеда в зависимости от сложности, 40,9% готовы тратить своё время, а 22,7% не готовы (рис. 9).
• Да
• Нет
• В зависимости от сложности
Рисунок 28. Возможность самостоятельного ремонта и обслуживание велосипедов молодежью
Нужно отметить, что 63,6% молодежи знают о существовании проката велосипедов в городе, а 36,4% нет (рис. 10). При этом 81,8% не брали велосипед напрокат, а 18,2% брали (рис. 11).
• Да
• Нет
Рисунок 29. Информирование молодежи о возможности проката велосипедов в городе
• Да
• Нет
Рисунок 30. Опыт проката велосипедов у респондентов
Все респонденты считают велосипедные прогулки полезным занятием (рис. 12).
I Да I Нет
Рисунок 12. Отношение респондентов о пользе велосипедных прогулок
В рамках опроса выявлено, что 36,4% респондентов совершают велосипедные прогулки в одиночестве, еще 36,4% зависит от случая, а 27,3% регулярно в компании друзей и знакомых (рис. 12). Нужно отметить, что 45,5% молодежи считает велосипедные прогулки хобби, 27,3% — спортом, а другие 27,3% затрудяются с ответом (рис. 13).
| В одиночестве | В компании Когда как
Рисунок 31. Компания по велосипедным прогулкам у молодежи
Ф Хобби Ф С юрт
Ф Затрудняюсь ответить
Рисунок 32. Что для молодежи велосипедные прогулки
Анализируя основные требования, предьявляемые к выбору велосипедов молодежью, получено, что 63,6% указали - цена, 50% — скидки и акции и 50% выбирают по цвету, 40,9% отмечают бренд, 40,9% — вес, 36,4% выделяют наличие дополнительных опций, лишь 31,8% обращают внимание на качество изготовления, а страну-изготовитель — 13,6% (рис. 14).
бренд цена
стра на-изгтото вл ен и е скидки, акции наличие определенных опций цвет пес
качество изготовления
[40,9 %)
11 {50 %) 8 [36,4 %)
[ 11 [50 %) I 9 [40,9%)
—14 (63.5 %}
7 (31.3 %)
0 5 10 15
Рисунок 33 . Критерии выбора велосипедов молодежью
Выводы и заключение. Подавляющее большинство либо владеет сейчас, либо владело велосипедом в прошлом. Практически все респонденты посчитали велосипед удобным видом транспорта. Меньше трети считают город удобным для совершения велосипедных прогулок. Больше 80% людей, принявших участие в опросе, считают, что с увеличением количества парковок и дорожек, количество велосипедистов увеличится. Подавляющее
большинство молодежи считает, что увеличение количества велосипедов позволит создать более комфортную городскую среду. Половина респондентов не считают велосипеды альтернативой для автомобилей и общественного транспорта в настоящее время. Чуть больше половины респондентов купят новый велосипед в сетевом магазине, а мнение остальных разделилось поровну — либо б/у, либо через интернет. Лишь треть не знает о существовании проката велосипедов, и большинство людей этим не пользовались. Все респонденты считают велосипедные прогулки полезными. Важнейшим критерием выбора велосипеда выделяют цену, скидки и акции, бренд, а в меньшей степени молодежь обращает внимание на страну-изготовителя.
Список литературы
1. Агаев Н.Ф.О., Челнокова Е.А., Житникова Н.Е. Физическая культура как фактор формирования культуры здоровья у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 8-11.
2. Белоусова К.В., Терёхина А.Е., Емельянова А.М., Булганина А.Е., Фролова Н.В. Опрос студентов Нижнего Новгорода: отношение к занятиям физической культурой и спортом // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2019. материалы IX Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 33-36.
3. Житникова Н.Е., Булганина С.В., Уткина Е.О., Казаков М.Е. Анализ требований молодежи к занятиям в спортивных клубах // Глобальный научный потенциал. 2019. № 11 (104). С. 77-81.
4. Кутепов М.М., Житникова Н.Е., Лукина Е.В. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе модернизации образования // В сборнике: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры сборник статей по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2015. С. 83-87.
5. Лукина Е.В., Булганина С.В., Уткина Е.О., Лабазова А.В., Белоусова К.В. Исследование требований спортсменов к организации тренировочного процесса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 157-163.
6. Лукина Е.В., Разоренов В.А., Агаев Р.Ф. Игровая деятельность как средство оптимизации занятий по физической культуре // Проблемы современного образования. 2018. № 58. С. 17.
7. Петровский А.М., Кутепов М.М., Емельянова А.М. Популяризация здорового образа жизни в студенческой среде // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 210-213.
8. Фролова Н.В., Разоренов В. А. Специфика физической подготовки студентов-баскетболистов и методы оценки их физического развития // Современный ученый. 2017. Т. 1. № 1. С. 106-109.
9. Челнокова Е.А., Житникова Н.Е., Терехина А.Е. Здоровьеобеспечение студентов с отклонениями в состоянии здоровья средствами физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 259-262.
10. Управление финансами современной экономики/ Филонова Е.С., Ефименко И.С., Матвеев В.В., Беляева Ж.А., Симонов С.В., Агеев А.В.// Орел, 2019.
11. Государственные финансы в схемах/ Матвеев В.В., Ильминская С.А.// Орел, 2012.
12. Теория менеджмента/ Матвеев В.В., Симонов С.В.// Орел, 2019.
13. Анализ спроса на курсы ландшафтного дизайна/ Дюдякова С.В., Булганина С.В., Булганина А.Е., Сульдина В.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 107-111.
14. Маркетинговое исследование спроса на услуги фотостудий/ Булганина С.В., Булганина А.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 119-123.
15. Исследование спроса на образовательные услуги/ Булганина С.В., Ромашова И.А., Деулина С.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 68-72.
16. Маркетинговое исследование спроса на клининговые услуги/ Прохорова М.П., Булганина С.В., Булганина А.Е., Сульдина В.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 135-139.
17. Маркетинговое исследование выбора женской одежды потребителями/ Голубева О.В., Булганина С.В., Булганина А.Е., Терехина А.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 88-92.
Zhitnikova Natalia Evgenievna, senior teacher Molkov Leonid Dmitrievich, student Ershova Ekaterina Alexandrovna, student Pozdysheva Yulia Vladimirovna, student Maksimova Alisa Alexandrovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia CYCLING: EXPLORING YOUTH'S PREFERENCES
Annotation. The article shows the results of a sociological study conducted in the summer of 2020 with the aim of studying the requirements of young people for cycling. Revealed the attitude towards them, satisfaction with the infrastructure, criteria for choosing bicycles. Keywords. Case study, survey, consumers, bike, bike rides.