Научная статья на тему 'Велошеринг: история создания и развития сферы услуг в условиях информатизации общества'

Велошеринг: история создания и развития сферы услуг в условиях информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
503
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ВЕЛОШЕРИНГ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / УСЛУГА / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / VELACHERY / TRANSPORT / SERVICE / RECREATION / SPORTS TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кустадинчев Роман Дмитриевич, Овчинников Юрий Дмитриевич

Велошеринг это транспортная система, позволяющая взять велосипед на любой само обслуживаемой велосипедной станции и вернуть его на любую другую велосипедную станцию, расположенную в зоне обслуживания системы. Данная система распространена во многих странах мира, начинает развиваться в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYCLING: THE HISTORY OF THE CREATION AND DEVELOPMENT OF SERVICES IN THE INFORMATION SOCIETY

Cycling is a transport system that allows you to take the bike to any self serviced Bicycle station and return it to any other Bicycle station located in the service area of the system. This system is widespread in many countries of the world, begins to develop in Russia.

Текст научной работы на тему «Велошеринг: история создания и развития сферы услуг в условиях информатизации общества»

УДК 656

ВЕЛОШЕРИНГ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

CYCLING: THE HISTORY OF THE CREATION AND DEVELOPMENT OF SERVICES IN THE INFORMATION SOCIETY

Кустадинчев Роман Дмитриевич

студент факультета порта

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Краснодар, Россия Kostadinov Roman Dmitrievich

student faculty of Sport

Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Krasnodar, Russia

Овчинников Юрий Дмитриевич

кандидат технических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Краснодар, Россия Ovchinnikov Yuri Dmitrievich candidate of technical Sciences, associate Professor Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Krasnodar, Russia

Аннотация. Велошеринг - это транспортная система, позволяющая взять велосипед на любой само обслуживаемой велосипедной станции и вернуть его на любую другую велосипедную станцию, расположенную в зоне обслуживания системы. Данная система распространена во многих странах мира, начинает развиваться в России.

Abstract. Cycling is a transport system that allows you to take the bike to any self-serviced Bicycle station and return it to any other Bicycle station located in the service area of the system. This system is widespread in many countries of the world, begins to develop in Russia.

Ключевые слова: велошеринг, транспортная система, услуга, оздоровление, спортивный туризм.

Keywords: velachery, transport, service, recreation, sports tourism.

Спорт для всех как массовое явление в мире можно считать с помощью сети велошеринга. По своим функциям выполняет не только транспортные услуги передвижения по местности, но и представляет проведение оздоровления и досуга для всей семьи[1,4]. Так же велошеринг может занять свою нишу в спортивном туризме и привлечь население желающее попутешествовать на велосипеде.

Велошеринг отличается от традиционных услуг проката велосипедов тем, что он обычно используется для коротких, спонтанных поездок, которые часто

сочетаются с другими видами транспорта.

Проследим исторические вехи велошеринга. Впервые попытка внедрить совместное использование велосипедов была предпринята в 1965 году в Амстердаме. Тогда группа активистов окрасила обычные велосипеды в белый цвет, и оставляла их в любых местах города для совершенно бесплатного пользования всеми желающими. Акция была названа «White Bicycle Plan». Попытка не увенчалась успехом, так как большинство велосипедов было украдено или поломано. Затем в 1990-х годах на смену пришло второе поколение велошеринга, в котором предполагалось использование залога. Перед тем как взять велосипед, необходимо было внеси залог монетами, после возвращения транспортного средства деньги возвращались. Велосипеды уже не были разбросаны по городу, а стояли в определенных местах с механическими замками. Тогда же и был придуман способ уменьшения краж, путем изготовления велосипедов с уникальными деталями.

В Великобритании в целях борьбы с воровством использовали магнитную ленту для идентификации пользователя. В 1998 году во Франции стали использовать карты с технологией RFID. В конце 2000-х и начале 2010-х велошеринг получил массовое распространение. На сегодняшний день самая масштабная система совместного пользования велосипедами развернута в Китае[6]. Так в городе Ханчжоу сейчас около 80 тыс. велосипедов, в течение нескольких лет планируется увеличение до 180 тыс. велосипедов. Не отстает и родоначальник велошеринга - Европа. Среди самый активных пользователей велошеринга можно выделить города Амстердам, Францию, Великобританию, Испанию. Также велошеринг набирает популярность в Канаде, США, России. В России уже установлены системы велошеринга в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи[5,7].

Технические характеристики системы велошеринга:

Система велошеринга состоит из велосипеда, велопарковки, терминала, компьютера, закрепленного на велосипеде и облачных платформ, мобильных

приложений. Для оплаты используются наличные деньги или банковская карта.

Рис. 1. Самокат Велошеринг в г. Краснодаре 108/215

Также возможно использование общей карты для всего общественного транспорта (например, такая система оплаты реализована в Москве). Идентификация пользователя осуществляется при помощи номера телефона, номера счета или карты. В бортовых компьютерах установлены модули ОРБ/ГЛОНАСС для отслеживания местоположения велосипеда.

В г. Краснодаре прокат самокатов получил наиболее приоритетное развитие среди жителей, нежели велосипедов как ожидалось ранее (фото 1). Самокат компактное эргономичное устройство с электроприводом. Удобно ездить по узким тротуарам города и не требует больших физических усилий, нежели езда на велосипеде. Скорость передвижения 10-20 км/ч, пешком 3-6 км/ч.

Рис. 2. Велошеринг в г. Краснодаре (у здания Законодательного Собрания

Краснодарского края)

С помощью мобильного приложения можно узнать, сколько велосипедов свободно в данный момент на велопарковке и забронировать велосипед. После брони на мобильный телефон приходит код, который необходимо ввести на компьютере велосипеда. Списывание средств может происходить как с привязанного к номеру телефона банковского счета, так и со счета мобильного телефона. В настоящее время на станциях велошеринга устанавливаются солнечные батареи для питания терминала, сенсорные панели для управления, интерактивная реклама. Также рассматриваются проекты по внедрению электрических велосипедов, зарядка которых будет проходить также на велопарковках от солнечных батарей. Во всех системах велошеринга реализованы гибкие тарифы (возможность взять велосипед на определ енное количество часов, дней или месяцев, при этом чаще всего первые полчаса поездки бесплатные). За нарушение правил пользования велосипедами, порчу, утерю разработана система штрафов.

Кейсы применения в мире:

Велошеринг используется для решения проблемы последней мили, т.е.

после выхода из автобуса/метрополитена/неудобно припаркованного автомобиля это один из вариантов добраться до офиса или торговых центров. Реже используется для непродолжительных прогулок по паркам и улицам города.

В России эта система еще не отработана и будет ли применима, есть весьма веские причины о невозможности ее применения в разных городах и поселках городского типа.

В сельской местности велосипед является основным транспортным средством передвижения из-за ликвидации автобусных маршрутов внутреннего сообщения.

Рис. 3. Такая велопарковка у семейного магнита (г. Краснодар). Работает парковка, если кто-то хочет оставить свой велосипед.

Заключение.

В г. Краснодаре проект велошеринга стартовал наряду с другими проектами[2,3].

Реклама призывает краснодарцев: Велошеринг позволит сэкономить не только деньги, но и время краснодарцев. Вы вправе сами выбирать удобный для вас маршрут. Главное условие — наличие специального приложения в телефоне и его привязка к банковской карте. ... Сейчас для запуска велошеринга практически все готово. Организаторы планируют обустроить 200 парковочных мест для 400 велосипедов. «Где-то это будут дворы домов, где-то — городские улицы, где-то — существующие парковки. Проблема состоит в том, что в домах новой застройки не существует дворов и зеленой зоны как 60-80гг. в г. Краснодаре. Дом на доме, окна в окна и это не новомодная реклама, а реалии сегодняшнего современного города миллионника.

Рис. 4. Новостройки г. Краснодара (музыкальный микрорайон)

Парковочных мест в городе катастрофически не хватает, ввели даже прибордюрные парковки. Еще один вопрос обеспечение безопасности жителей от несущихся велосипедистов.

Литература

1. Антонова В. С., Овчинников Ю. Д. Понимание биомеханики локомоций человека // Территория инноваций. 2017. № 7 (11). С. 106-111.

2. Овчинников Ю. Д., Плотникова Ю. В. «Свобода движений»- бренд-технология способствующая оздоровлению // Муниципальное образование: инновации и

эксперимент. 2018. № 4. С. 35-40.

3. Овчинников Ю. Д., Стойлов А. Ю. Фестиваль экстремальных видов спорта // Вестник спортивной истории. 2018. № 2 (12). С. 58-63.

4. Овчинников Ю. Д., Талызов С. Н. Спортивный туризм как вид спорта и форма деятельности //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 2. С. 117-120.

5. Помыткина Л. Ю, Долженко Л. М., Семенюк Н. В. Исследование возможности использования велошеринга // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 3. С. 382-385.

6. Сун И. Новые технологические решения в современном Китае // Межкультурная коммуникация: Запад-Россия-Восток : материалы Международной студенческой научно-практической конференции / под ред. Е.Е. Тихомировой. 2018. С. 256-261.

7. Шелмаков С. В., Шелмаков П. С. Опыт реализации в Москве системы городского велопроката (велошеринга) // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 3-3. С. 331-33.

References

1. Antonova V.S., Ovchinnikov Yu.D. Understanding the biomechanics of human locomotion //Territory of innovations. 2017. № 7 (11). Pp. 106-111.

2. Ovchinnikov Yu. D, Plotnikova Yu. V. "Freedom of movement" - a brand technology that promotes recovery // Municipal Education: innovations and Experiment. 2018. No. 4. S. 35-40.

3. Ovchinnikov Yu. D, Stoilov A. Yu. Festival of Extreme Sports // Bulletin of Sports History. 2018. No. 2 112). Pp. 58-63.

4. Ovchinnikov Yu. D, Talyzov S. N. Sport tourism as a sport and form of activity // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2017. V 2. No. 2. P. 117-120.

5. Pomytkina L. Yu., Dolzhenko L. M., Semenyuk N. V. Research of the possibility of using bicycle cycling // Actual directions of scientific research of the XXi century: theory and practice. 2013. No. 3. S. 382-385.

6. Sun i. New technological solutions in modern China // intercultural Communication: West-Russia-East: materials of the international Student Scientific-Practical Conference / ed. HER. Tikhomirovoy. 2018. pp. 256-261.

7. Shelmakov S. V., Shelmakov P. S. Experience in the implementation in Moscow of the system of city bike rental (bicycle renting) // international Student Scientific Journal. 2015. № 3-3. Pp. 331-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.