УДК 94(479.25)
Дмитриев В. А.
«ВЕЛИКОЕ ЗЛОДЕЯНИЕ»: ИСТОКИ И УРОКИ (К 100-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ГЕНОЦИДА АРМЯН В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ)
Статья посвящена 100-летию начала геноцида армян в Османской империи. Автор рассматривает исторические истоки геноцида армян, его причины и актуальность с точки зрения современности. Делается вывод о том, что геноцид армян был трагическим, но закономерным результатом многовековой политики держав Ближнего Востока, направленной на ликвидацию армянской государственности и армянского этноса как самобытного народа. Отмечается, что события 1915-1923 гг. в Османской империи находят аналогии и в наши дни, в связи с чем они продолжают оставаться по-прежнему актуальными.
Ключевые слова: армяне, геноцид, Османская империя, пантюркизм, младотурки, национализм, террор, неофашизм.
24 апреля 2015 г. человечество отметило трагическую дату — 100-летие начала геноцида армян в Османской империи1, длившегося без малого восемь лет (с 1915 по 1923 гг.) и вошедшего в историческую память армянского народа как «Великое злодеяние» (арм. hqhnU). Можно с полным основанием гово-
рить о том, что события столетней давности открыли целую череду трагедий, обрушившихся на человечество в XX в. Самой страшной из них стала Вторая мировая война, в ходе которой странами фашистского блока и коллаборационистскими организациями целенаправленно уничтожались целые народы,
1 Фактически, массовое уничтожение армян в Османской империи началось задолго до апреля 1915 г. Первым актом геноцида следует, по всей видимости, считать события 1894-1896 гг., унёсшие жизни, по разным оценкам, от 50 до 300 тыс. человек и известные как «хамидийская резня». Это название связано с тем, что наиболее активное участие в этнических чистках принимали участие отряды так называемых хамидие — турецкой иррегулярной конницы, организованной в 1891 г. по инициативе султана Абдул-Хамида II (1876-1909) по образу и подобию русского казачьего войска, но, в отличие от последнего, прославившейся не военными успехами, а убийствами мирного армянского населения.
321
проживавшие на подконтрольной им территории. В связи с этим уместным будет привести обращённые к армянскому духовенству и президенту Армении слова Папы римского Франциска, произнесённые им во время богослужения 12 апреля 2015 г.: «Наше человечество пережило в прошлом веке три неслыханные трагедии: первая, которая обычно считается первым геноцидом ХХ века, ударила по вашему армянскому народу, первой христианской нации, а также по сирийским католикам и православным, по ассирийцам, халдеям и грекам. Были убиты епископы, священники, верующие, женщины, мужчины, старики и даже дети и беспомощные больные. Две другие трагедии были те, что совершили нацизм и сталинизм. И самыми недавними стали массовые убийства в Камбодже, Руанде, Бурунди, Боснии»2.
Геноцид армян в Османской империи приобрёл невиданные для того времени масштабы, и потому не случайно, что впервые в мировой истории на официальном международном уровне преступлением против человечности было признано именно массовое и зверское уничтожение армян — это было сделано вскоре после начала «великого злодеяния» в совместной Декларации России, Франции и Великобритании от 24 мая 1915 г.3 В этой связи нежелание современной Турции официально признать геноцид армян4, очевидный уже современникам тех событий, вызывает вполне естественное непонимание и осуждение со стороны мировой общественности.
1. Истоки и причины.
Как известно, непосредственным прологом к событиям в Турции послужила революция 1908 — 1909 гг., в результате которой к власти в Османской империи пришла партия младотурок,
2 Vecchi G. G. Il Papa: fu genocidio. Ira dei turchi / / Corriere della Sera. URL: http://archiviostorico.corriere.it/2015/aprile/13/Papa_genocidio_Ira _dei_turchi_co_0_20150413_a2cd0458-e19d-11 e4-b01 c-a50accaabecc. shtml (дата обращения: 24.04.2015).
3 Декларация правительств России, Великобритании и Франции, опyбликoвaннaя oднoврeменнo 24 мaя 1915 г. URL: http:/ /www.genocid e-museum.am/ rus/France.php (дата обращения: 23.04.2015).
4 Так, процитированные выше слова Папы римского были расценены президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом как «бред» (см.: Эрдоган назвал бредом высказывание папы римского о геноциде армян. URL: http://ria.ru/world/20150414/1058560708.html (дата обращения: 24.04.2015).
322
отличавшаяся крайне националистическими настроениями. С 1913 г. во главе младотурок встал так называемый триумвират, т. е. группа из трёх политиков: Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша5. В ситуации распада Османской империи, ускоренного началом Первой мировой войны, младотурки нуждались в новой государственной идеологии, которая могла бы сплотить разваливающуюся Турецкую империю. Такой идеологией стал пантюркизм, т. е. учение о необходимости объединения всех тюркских народов для совместного отстаивания своих интересов и ускорения их общественного развития.
В самой идее пантюркизма, уходящей своими корнями в XIX в., ничего страшного или опасного, казалось бы, не было. Действительно, что плохого может быть в том, чтобы родственные по языку, культуре и религии народы тесно сотрудничали и поддерживали друг друга6? Однако любая идея, даже самая высокая и благородная, может быть извращена, что и произошло с концепцией пантюркизма в её младотурецком варианте. Идеологи младотурок превратили её в воинствующее шовинистическое учение о «Великом Туране», согласно которому все тюркские этносы должны объединиться в единое государство под названием «Туран», границы которого простирались бы от Стамбула до Индии и Китая; нетюркские же и неисламские (прежде всего — христианские) народы, проживавшие на этой территории (включая, прежде всего, Османскую империю), должны были либо принять турецкую культуру и язык, а также ислам, либо просто исчезнуть7.
5 Подробнее о революции 1908 — 1909 гг. и политике младотурецких властей см.: Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок. М., 1972.
6 См.: Badretdin S. Pan-Turkism: Past, Present and Future. URL: http://tatar.yuldash.com/eng_099.htm! (дата обращения: 24.04.2015); Со-ян М. К. Зачем нам нужен пантюркизм? / / Новые исследования Тувы. 2012. № 3 (15). С. 115-120. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_15/5 265-soyan.html (дата обращения: 24.04.2015). Современные исследователи исходят, как правило, из того, что в пантюркизме следует различать культурное и политическое течения, причём первый вариант традиционно рассматривается как вполне приемлемое явление; опасность же дестабилизации международной обстановки и внутренней ситуации в тюркоязычных и соседних с ними странах обычно связывается с политическим пантюркизмом.
7 См.: Зейтуньян Л. С. Армянское население в Османской империи накануне геноцида 1915 г. // Вестник Адыгейского государственного уни-
323
Масла в огонь подлило и участие Турции в Первой мировой войне на стороне Германии и Австро-Венгрии8. Как известно, в составе русской армии, успешно действовавшей против турок на Кавказском фронте, воевали тысячи армян. Прекрасно знавшие об этом младотурецкие лидеры обвинили армян, проживавших на территории Османской империи, в предательстве и тайном сочувствии России. Именно события на Кавказском театре боевых действий 1914-1915 гг. стали непосредственным поводом к началу массового геноцида армянского народа со стороны турецких властей9, в ходе которого за всё время погибло, по разным оценкам, от 1 до 3,5 млн. человек.
Справедливости ради нужно также сказать и о том, что свою долю ответственности за трагедию армянского народа несут и некоторые европейские страны. В частности, речь идёт о Германии10 11, с молчаливого согласия которой турецкие власти и организовали планомерное уничтожение армян как потенциальных союзников России11.
2. Реакция в России.
Геноцид армянского народа был с болью и негодованием воспринят во многих странах мира, но, пожалуй, самую бурную реакцию эти события вызвали в России. Многие деятели российской культуры, и, прежде всего, представители литературы,
верситета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 4. С. 88-96.
8 Кибальник А. Г., Мартиросян А. С. О геноциде армянского населения в Первую мировую войну / / Общество и право. 2011. № 5 (37). С. 132.
9 Следует заметить, что, помимо упомянутых выше Энвера, Талаата и Джемаля, кровь армян в определённой мере лежит также и на отцеоснователе современного Турецкого государства — Мустафе Кемале Ататюрке (1881-1938), безмерно почитаемом у себя на родине. Именно под его началом осенью 1922 г. произошёл последний крупномасштабный акт армянского геноцида — так называемая «резня в Смирне» (совр. г. Измир), в ходе которой было убито до 260 тыс. человек, в основном — греков и армян.
10 Armenian Genocide - German Guilt? URL: http: / / www.dw.de/armenia n-genocide-german-guilt/a-18298891 (дата обращения: 24.04.2015).
11 Подробнее о комплексе причин, приведших к геноциду армян в Османской империи, см.: Осерская Э. В. Причины депортации армян младотурецким режимом в годы Первой мировой войны // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. Вып. 3. С. 100-106.
324
откликнулись на трагедию армянского народа в своих произведениях. Сюда можно отнести таких известных русских поэтов и писателей начала XX в., как Василий Немирович-Данченко (брат известного драматурга Владимира Немировича-Данченко), написавший в связи с массовыми убийствами армян стихотворения «За что?», «На берегу Евфрата», «Знамя» и др., Сергей Городецкий (стихотворения «Сад», «Руки девы», «Ван», «Где они?» и др.), Тадеуш Мициньский (рассказ «Любовь Анаги-ты»). При этом особое место среди российских поэтов и писателей, откликнувшихся на геноцид армян в Османской империи, занимает видный представитель русской литературы эпохи «серебряного века», один из основоположников русского символизма В. Я. Брюсов (1873-1924), в творчестве которого армянская тема после 1915 г. стала одной из наиболее заметных. В этот период под его руководством и при его непосредственном участии был подготовлен и издан сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней»12, представлявший собой первую в России антологию армянской поэзии в русском переводе; самим В. Брюсовым был написан поэтический цикл «В Армении», в который вошли такие стихотворения, как «К армянам», «К Армении», «К Арарату», «Тигран Великий» и др.13; наконец, им было опубликовано уникальное на тот момент времени для российской историографии научное исследование «Летопись исторических судеб армянского народа», первое издание которого увидело свет в 1918 г.14
Как писал В. Брюсов, «уже давно судьбы древней Армении связаны с судьбой великой России... И, тем не менее, мы... ничего, или почти ничего, не знаем об армянах и Армении. Нужны мировые катастрофы, нужны беспримерные ужасы турецкой резни или дикого преследования целой нации, ...чтобы мы вновь обратили внимание на бедствия "многострадального народа"»15. В другой своей работе В. Брюсов отметит: «Ничто не может оправдать массовых избиений, опустошения целых про-
12 Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней. М., 1916.
13 Брюсов В. Я. Собрание сочинений в семи томах. Т. 2. Стихотворения. 1909-1917. М., 1973. С. 234-246.
14 Брюсов В. Я. Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, 1940.
15 Брюсов В. Я. От редактора к читателям / / Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней. М., 1916. С. 10.
325
винций, обрекания на голодную смерть изгоняемого населения деревень и городов»16.
Россия и сегодня разделяет ту боль, которую армянский народ испытал сто лет назад и отголоски которой чувствуются до сих пор. Зримым подтверждением этому стали прошедшие по всей России мероприятия, приуроченные к трагической дате. О солидарности российского народа с народом Армении свидетельствует и визит в Ереван Президента Российской Федерации В. В. Путина, состоявшийся 24 апреля 2015 г. с целью участия в мероприятиях, приуроченных к 100-летию геноцида армян.
3. Историческая ретроспектива.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что трагедия начала XX в. не была первой в истории армянского народа. Более того: если бы армяне не имели огромного, многовекового опыта борьбы за своё существование, трудно сказать, чем бы закончились события 1915-1923 гг.
Первые попытки уничтожить армян как самостоятельную этнокультурную общность относятся ещё к IV в. н. э. К этому времени царство Великой Армении оказалось в сложной геополитической ситуации. Как известно, в начале IV в. н. э. Армения приняла христианство17. Чуть позже, в 325 г., христианство становится государственной религией Римской империи. Естественно, что главный противник Рима на Востоке — Персидское царство Сасанидов — с этого времени стало в ещё большей степени воспринимать Армению как союзника римлян и, соответственно, своего врага18. Усугублялось это тем, что государственной религией Ирана являлся зороастризм, отличавшийся крайней религиозной нетерпимостью Произведения древнеармян-
16 Брюсов В. Я. Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, 1940. С. 115.
17 В историографии нет единодушия относительно точной датировки крещения Армении. Традиционной и общепринятой датой долгое время считался 301 г., но в последние десятилетия появилась устойчивая тенденция относить принятие христианства Арменией к 314-315 гг. (см.: Chaumont M. L. Armenia and Iran ii. The pre-Islamic period // Encyclopedia Iranica. URL: https://www.iranica.com/articles/armenia-ii (дата обращения: 27.04.2015).
18 См.: Дмитриев В. А. Место и роль Армении во взаимоотношениях Римской империи и сасанидского Ирана в IV в. // Материалы научной конференции, посвященной 500-летию армянского книгопечатания. Ванадзор, 2012. С. 93.
326
ских историков (Фавста Бузанда, Моисея Хоренаци, Лазаря Парпеди, Егише и др.) содержат массу сведений о многочисленных попытках персидских шаханшахов силой заставить жителей Армянского царства отказаться от своей религии и культуры и перейти в зороастризм. Зачастую это принимало форму крупномасштабных военных вторжений, в ходе которых население областей и городов Армении, подвергшихся персидской агрессии, подвергалось физическому уничтожению и депортации на территорию Сасанидской державы. Ещё более драматической ситуация стала после раздела Великой Армении между Римом и Ираном в 387 г.19, когда большая (восточная) часть Великой Армении непосредственно вошла в состав сасанидского Ирана.
В ответ на всё это жители Армении не раз поднимали антиперсидские восстания, самым известным из которых является Вардананк — народно-освободительная война армянского народа против персидского владычества, происходившая в 449451 гг. и получившая своё название по имени лидера восставших — спарапета Армении Вардана Мамиконяна20. О значении этого события говорит тот факт, что и в наше время армянская церковь за восемь недель до Пасхи отмечает день Вардананк — годовщину Аварайрской битвы, завершившейся поражением армянского войска и гибелью Вардана, но, тем не менее, заставившей персов отказаться от политики ассимиляции армян.
Не менее сложной и трагичной была история Армении и в средневековую эпоху, когда армянам пришлось бороться с новыми могущественными противниками: арабами21, турками-сельджуками22, монголами23 и др. На таком историческом фоне вообще кажется чудом, что относительно малочисленному ар-
19 Дата раздела Великой Армении между Римом и Ираном также является дискуссионной, т.к. общепринятая датировка (387 г.) разделяется не всеми исследователями (см.: Дмитриев В. А. Место и роль Армении во взаимоотношениях Римской империи и сасанидского Ирана в IV в. С. 103. Прим. 3).
20 Подробнее см.: Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг. / / ВДИ. 1951. № 4. С. 41-60.
21 См.: Шагинян А. К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб., 2011.
22 Peacock A. C. S. Nomadic Society and the Seljuq Campaigns in Caucasia / / Iran & the Caucasus. 2005. Vol. 9. No. 2. P. 205-230.
23 См.: Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сб. статей. М., 1977. С. 166-185.
327
минскому народу на протяжении более чем полутора тысяч лет удавалось сохранить свою этнокультурную идентичность и государственность.
Таким образом, геноцид армян 1915 г. необходимо рассматривать не как разовое событие или отдельный эпизод, а как закономерный результат многовековой политики великих держав Ближнего Востока, стремившихся к подчинению армянского народа, ликвидации его как самостоятельного этноса, обладающего своей самобытной религией, языком и культурой.
4. Исторические уроки.
С начала активной фазы геноцида армян прошло 100 лет. Значит ли это, что на сегодняшний день события вековой давности стали, выражаясь словами А. С. Пушкина, «преданьями старины глубокой», не имеющими к современности никакого отношения и интересующими только специалистов-историков? Конечно же, нет. На современной политической карте мира мы ясно видим большую кровоточащую рану, которая, как и век назад, вновь находится на Ближнем Востоке. Казалось бы, что может быть общего между событиями 1915 г. в Турции и тем, что происходит в ближневосточном регионе в наши дни? Между тем, если присмотреться внимательнее, то нетрудно заметить, что и в том, и в другом случае мы, в конечном счёте, имеем дело с явлениями одного порядка: полным отсутствием всякой толерантности, возведённым в ранг государственной политики террором, направленным против национальных, религиозных или политических меньшинств, оправданием кровавых преступлений необходимостью борьбы за построение «светлого будущего». Цели, которые ставили перед собой младотурки, инициируя массовое уничтожение армянского населения Османской империи, поразительно напоминают практику боевиков ИГИЛ, жестоко расправляющихся с жителями захваченных областей Ирака и Сирии только за то, что их жители исповедуют другую религию или относятся к другой национальности.
В этой связи нельзя не вспомнить и о событиях, происходящих в Европе, и прежде всего — на Украине, в которые, в силу объективных геополитических и исторических причин, оказалась вовлечена и Россия. Ни для кого не является секретом (ибо всё это можно было наблюдать в прямом эфире в режиме реального времени), что государственный переворот в Киеве с самого начала происходил, в том числе, под знамёнами (причём как в пере-
328
носном, так и прямом смысле, если иметь в виду реявшие над киевской Площадью Независимости красно-чёрные знамёна УПА) крайнего национализма и русофобскими лозунгами. Дальнейшие события — массовое убийство сторонников федерализации Украины в Одессе 2 мая 2014 г., война на Донбассе с участием националистических батальонов (прежде всего, «Азова» и «Айдара», бойцы которых известны своими симпатиями к нацизму24), объявление 14 октября (дата создания УПА) Днём защитника Украины25, принятие Верховной Радой Украины законопроекта «О правовом статусе и памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке»26 (героизирующего членов ОУН, УПА и др. ультранационалистических и коллаборационистских организаций) и т. д. — заставляют более серьёзно отнестись к опасности возрождения фашизма в современной Европе. А марши ветеранов войск СС в столицах Латвии и Эстонии (государствах, являющихся, помимо прочего, членами ЕС), получающие поддержку на уровне официальных властей этих стран и при этом как бы «не замечаемые» ни европейскими, ни другими международными структурами, показывают, что опасность сползания европейского общества в неонацизм становится вполне осязаемой27.
24 См.: Lunh A. Preparing for War with Ukraine's Fascist Defenders of
Freedcm // Foreign Policy. URL: http://foreignpolicy.com/2014/08/30/pr eparing-for-war-with-ukraines-fascist-defenders-of-freedom (дата обращения: 30.04.2015); Parfitt T. Ukraine Crisis: the neo-Nazi Brigade Fighting pro-Russiаn Separatists // The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/n ews/ worldnews/europe/ukraine/11025137/Ukraine-crisis-the-neo-Nаzi-br igаde-fighting-pro-Russian-separatists.htmI (дата обращения: 30.04.2015); Savchuk E. The Women Fighting on the Frontline in Ukraine / / The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/world/2015/mar/05/ukraine-
women-fighting-frontline (дата обращения: 30.04.2015).
25 Президент установил 14 октября Днём защитника Украины. URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/31389.html (дата обращения: 30.04.2015).
26 Проект Закону про правовий статус та вшанування пам'ят борщв за незалежтсть Украши у ХХ столетию. URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/ pls/zweb2/webproc34?id=&pf3511=54689&pf35401=336904 (дата обращения: 30.04.2015).
27 Последние события, связанные с появлением в Европе огромного числа беженцев с Ближнего Востока и усилением в ответ на это ультранационалистических настроений в странах Евросоюза, лишь усиливают эти опасения.
329
В связи с этим геноцид армян, как одна из самых трагических страниц мировой истории, обладает непреходящим значением. Он — также, как и Холокост, и уничтожение вместе с жителями тысяч русских, украинских и белорусских сёл в годы Великой Отечественной войны, и сожжение напалмом вьетнамских деревень, и драма косовских сербов, и многие другие трагедии XX-XXI вв. — даёт нам исторический урок того, к чему могут привести идеология человеконенавистничества, отсутствие толерантности, разгул насилия и воинствующего национализма.
Литература
Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок. М., 1972. Брюсов В. Я. Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, 1940.
Брюсов В. Я. От редактора к читателям // Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней. М., 1916.
Брюсов В. Я. Собрание сочинений в семи томах. Т. 2. Стихотворения. 1909-1917. М., 1973.
Брюсов В. Я. Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, 1940.
Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками / / Татаро-монголы в Азии и Европе: Сб. статей. М., 1977. С. 166-185. Декларация правительств России, Великобритании и Франции, опубликованная одновременно 24 мая 1915 г. URL: http://www.genocide-museum.am/rus/France.php (дата обращения: 23.04.2015).
Дмитриев В. А. Место и роль Армении во взаимоотношениях Римской империи и сасанидского Ирана в IV в. // Материалы научной конференции, посвященной 500-летию армянского книгопечатания. Ванадзор, 2012. С. 91-108. Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг. // ВДИ. 1951. № 4. С. 41-60.
Зейтуньян Л. С. Армянское население в Османской империи накануне геноцида 1915 г. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 4. С. 88-96.
Кибальник А. Г., Мартиросян А. С. О геноциде армянского населения в Первую мировую войну / / Общество и право. 2011. № 5 (37). С. 131-133.
330
Осерская Э. В. Причины депортации армян младотурецким режимом в годы Первой мировой войны / / Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. Вып. 3. С. 100-106.
Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней. М., 1916.
Президент установил 14 октября Днём защитника Украины. URL: http: / / www.president.gov.ua/ru/news/31389.html
(дата обращения: 30.04.2015).
Проект Закону про правовий статус та вшанування пам'яп борщв за незалежтсть Украши у ХХ столиттю. URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc34?id=&pf351 1=54689&pf35401=336904 (дата обращения: 30.04.2015).
Соян М. К. Зачем нам нужен пантюркизм? / / Новые исследования Тувы. 2012. № 3 (15). С. 115--120. URL: http://www.tuva .asia/journal/issue_15/5265-soyan.html (дата обращения:
24.04.2015) .
Шагинян А. К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб., 2011.
Эрдоган назвал бредом высказывание папы римского о геноциде армян. URL: http://ria.ru/world/20150414/1058560708.ht ml (дата обращения: 24.04.2015).
Armenian Genocide — German Guilt? URL: http://www.dw.de/armenian-genocide-german-guilt/a-18298 891 (дата обращения: 24.04.2015).
Badretdin S. Pan-Turkism: Past, Present and Future. URL:
http://tatar.yuldash.com/eng_099.html (дата обращения:
24.04.2015) .
Chaumont M. L. Armenia and Iran ii. The pre-Islamic period / / Encyclopedia Iranica. URL: https://www.iranica.com/articles/ armenia-ii (дата обращения: 27.04.2015.
Luhn A. Preparing for War with Ukraine's Fascist Defenders of Freedom // Foreign Policy. URL: http://foreignpolicy.com/2014/ 08/30/preparing-for-war-with-ukraines-fascist-defenders-of-freedom (дата обращения: 30.04.2015).
Parfitt T. Ukraine Crisis: the neo-Nazi Brigade Fighting pro-Russian Separatists // The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co. uk/ news / worldnews / europe / ukraine /11025137/ Ukraine-uri sis-the-neo-Nazi-brigade-fighting-pro-Russian-separatists.htm l (дата обращения: 30.04.2015).
331
Peacock A. C. S. Nomadic Society and the Seljuq Campaigns in Caucasia / / Iran & the Caucasus. 2005. Vol. 9. No. 2. P. 205-230. Savchuk E. The Women Fighting on the Frontline in Ukraine / / The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/world/2015/ mar/05/ukraine-women-fighting-fronthne (дата обращения:
30.04.2015) .
Vecchi G. G. Il Papa: fu genocidio. Ira dei turchi // Corriere della Sera. URL: http://archiviostorico.corriere.it/2015/aprile/13/ Papa_genocidio_Ira_dei_turchi_co_0_20150413_a2cd0458-e19d-11e4-b01c-a50accaabecc.shtml (дата обращения:
24.04.2015) .
Дмитриев Владимир Алексеевич, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: [email protected].
The "Great Crime": Origins and Lessons (for the 100th Anniversary of the Beginning of the Armenian Genocide in the Ottoman Empire)
The article is devoted to the 100th anniversary of the Armenian Genocide in the Ottoman Empire. The author examines the historical origins of the Armenian genocide, its causes and its relevance to the present days. It is concluded that the Armenian genocide was a tragic but a natural result of a centuries-old policy of the great powers of the Middle East aimed at the elimination of the Armenian statehood and Armenian ethnos as an original nation. It is noted that the events of 1915 — 1923 in the Ottoman Empire have analogies in our days and, therefore, they are issues of current importance.
Key words: "Great Crime", Armenians, genocide, Ottoman Empire, Pan-Turkism, "Young Turks", nationalism, terrorism, neo-fascism.
Vladimir Dmitriev, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected]
332