Научная статья на тему '«Великое возрождение»: продолжение идеологической традиции Туркменистана'

«Великое возрождение»: продолжение идеологической традиции Туркменистана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Великое возрождение»: продолжение идеологической традиции Туркменистана»

ганов Ассамблеи. Вероятно, необходимо продумать возможность ротации представителей от АНК в Мажилисе и Сенате, дабы дать возможность для получения законодательной трибуны представителям более широкого круга этносов, желающих участвовать в политической жизни государства.

«Политическая конкуренция и партии в государствах постсоветского пространства»,

М., 2009 г., с. 258-270.

С. Горак,

политолог

«ВЕЛИКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»: ПРОДОЛЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ТУРКМЕНИСТАНА

Формирование идеализированного образа за пределами и внутри страны остается одной из характерных черт авторитарных режимов. В постсоветской Центральной Азии этот феномен дополняет предыдущую ленинско-марксистскую практику. Несмотря на то, что содержание идеологии приспосабливается к новым условиям строительства нации и государства, ее форма остается в основном прежней - от советского режима. Создание идеологии здесь происходит под руководством бывших сотрудников компартии, у которых нет оснований менять заученную форму. Вероятно, самая причудливая идеология на постсоветском пространстве сложилась в Туркменистане во время правления его первого президента Сапармурата Ниязова (Туркменбаши). Культ его личности был во многом связан с характером. В то же время идеология культа личности и создание образа президента и его эпохи заложили фундамент туркменской политической культуры, отказаться от которой было бы рискованно для любого политического лидера после смерти Туркменбаши. Новый президент Гурбангулы Бердымухам-медов не смог и даже, видимо, не был намерен выходить из заложенных рамок.

Бердымухаммедов, постепенно и аккуратно отказываясь от идеологии предыдущего режима, насаждает собственный культ личности. Туркменистан можно считать образцом эволюционной перемены идеологии страны. В статье углубленно анализируется этот переходный период смены идеологии. Поскольку у автора нет возможности работать непосредственно в стране, мы описываем

75

прежде всего внешние проявления режима по материалам, поступающим из Туркменистана.

Переходный этап. От вождя Туркменбаши к вождю Бер-дымухаммедову. Основным императивом для нового режима после смерти Ниязова стало вначале становление нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова в качестве туркмена № 1. Он не мог с самого начала демонтировать культ личности Туркменбаши и сразу выстроить новый. Для туркменского общества и государственного аппарата независимого Туркменистана такой шаг был бы слишком резким. Любая попытка либерализации могла бы привести к непредвиденным последствиям, к глубокой трансформации, которую определенная часть общества ожидала после ухода президента Ниязова (2007). Однако такая политика не входила в планы Бердымухаммедова. Первоначально ставка в идеологическом плане делалась на преемственность идеологии, что должно было сохранить спокойствие в обществе. В туркменском календаре есть День памяти первого президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши (Указ Президента Туркменистана, 2007, 5 марта), что вписывается в политику сохранения заслуг первого президента в соответствии с традицией почитания предков. Трансформация идеологии проходила в строго определенной последовательности под контролем аппарата, созданного еще Туркменбаши. К этим лицам принадлежит Виктор Храмов из Аппарата Президента и Мая Моллае-ва, заведующая архивным отделом при Кабинете министров Туркменистана и архивного фонда Президента Туркменистана. К значимым персонам, продвигающим идеологию нового президента, принадлежал и Онджук Мусаев, председатель единственной зарегистрированной Демократической партии Туркменистана, который еще до своей отставки в июле 2008 г. успел предложить добавление титула «Великий» к имени Бердымухаммедова.

Но президент Бердымухаммедов должен был создать собственный образ так, чтобы отличиться от прежнего лидера, одновременно сохраняя его основные, выгодные черты. В этом же духе можно интерпретировать всю предвыборную кампанию, в ходе которой в обществе укрепился положительный образ «реформатора», обещающего кардинальные преобразования. Сформировался образ нового молодого президента, почитающего старших и предков, но одновременно избавляющего общество от самых странных введений своего предшественника. Эти обещания и даже их частичное выполнение (реформы образования, здравоохранения, восстанов-

76

ление пенсий, частичный доступ в Интернет, календарь) не могли угрожать системе авторитарной власти, наоборот, укрепляли позицию лидера-реформатора. Распространителям идеологии Бердыму-хаммедова был дан сигнал, каким образом должны создаваться основы новой идеологии. Новая символика режима проявилась уже на инаугурации президента. В отличие от церемоний времен Турк-менбаши весь спектакль был сосредоточен не на личности нового президента, а на соблюдении туркменских традиций (древних и вымышленных) и одновременно политической культуры Туркмен-баши. К традиционным и псевдотрадиционным действиям относилась передача колчана со стрелами (символ единства) и хлеба с солью (символ богатства и достатка) на белом ковре (символ счастливого пути). Данная смесь «традиций» была в туркменском случае использована первый раз в истории при возвышении нового вождя. К постсоветским традициям при церемонии можно отнести присягу президента на Коране и Рухнаме, священной книге первого президента. Упоминание имени предыдущего президента и ссылки на его заветы в инаугурационной речи президента также стали символическими знаками для того поколения, которое выросло в духе идеологии «башизма». С первых дней своей работы новый президент сохраняет ежедневные ритуалы правления своего предшественника. На совещаниях с министрами правительства и другими туркменами президент Бердымухаммедов сидит в массивном кресле Туркменбаши, в то время как его подчиненные сидят в обычных креслах или отчитываются перед президентом стоя. Бер-дымухаммедов символически подчеркивает продолжение политики Туркменбаши и представляется как реальный и могущественный правитель - туркмен № 1.

Демонтаж культа личности Туркменбаши. Первый президент Туркменбаши обозначил три основных столпа туркменской идеологии - независимость, нейтралитет и Рухнаму, которые должны были привести туркменский народ к золотому веку (Алтын асыр). Ключевым аспектом воспитания нового поколения и одним из символов эпохи Туркменбаши стала священная книга Рухнама. Факт, что президент Бердымухаммедов оставил Рухнаму как один из источников изучения истории и идеологии Туркменистана, свидетельствует о глубоком внедрении идей этой книги в большую часть общества и эффективности идеологической пропаганды Туркменбаши. Как уже было сказано, Рухнама появилась на инау-гурационной церемонии нового туркменского президента. Каждый

77

год в сентябре (бывший месяц Рухнама) проходят конференции, выставки и другие мероприятия, посвященные этому произведению, и празднуется день Рухнамы. Продолжающийся культ Рухна-мы, однако, практически не затрагивает ее официального автора, а уделяет внимание самому тексту книги. В 2008 г. произошла некая «дерухнамизация» в туркменской идеологии. Цитаты из Рухнамы уже не каждый день украшают газеты Туркменистана, а из программы телевидения исчезли регулярные чтения священной книги. В школах сократились уроки по Рухнаме, а изучение текста книги включено в программу нового предмета по обществознанию, где она изучается уже наряду с новыми произведениями президента Бердымухаммедова. По некоторым сведениям, инспекция по-прежнему проверяет наличие атрибутов Рухнамы на вывесках в классах, открываются школы с именем Рухнама и организуются соревнования по чтению Рухнамы. Из культа Рухнамы остался и монумент Рухнама в одноименном парке Ашгабата. Не исключено, что культ Рухнамы сохранится, но его содержание будет продиктовано сюжетами уже новой эпохи. В любом случае процесс постепенной и малозаметной «дерухнамизации» в сторону более динамичного идеологического содержания эпохи Бердымухаммедова можно рассматривать как один из немногих позитивных моментов эпохи Великого Возрождения. Замена культа Рухнамы культом произведений Бердымухаммедова, однако, не внушает надежды на деидеологизацию туркменского общества.

Помимо Рухнамы, транформации которой стоит уделить исключительное внимание при изучении перемены идеологий, чрезвычайно важным аспектом является почти полное отступление от культа личности первого президента и его иногда абсурдных идеологических изобретений. К самым обсуждаемым в Туркменистане и за рубежом относилась тема смены идеологически окрашенных названий месяцев и дней, которые опять используются в соответствии с международными стандартами. Начиная с 1 июля 2008 г. в датировании газеты «Нейтральный Туркменистан» использовались уже «стандартные» названия дней и месяцев.

Падение культа личности впервые проявилось на улицах городов и поселков с середины 2007 г., когда начали постепенно убирать портреты и статуи Туркменбаши и членов его семьи. Клятва Туркменистана - один из таких случаев трансформации старой идеологии под нового президента. Сама клятва осталась, а ее использование было даже кодифицировано. Однако имя первого пре-

78

зидента было заменено словом «президент». Так как президентский пост в туркменской политической культуре сильно персонифицирован, на символическом уровне это изменение подчеркивает рост значения президента Бердымухаммедова за счет его предшественника. Из центра Ашхабата на окраину будет перемещен один из архитектурных символов идеологии Туркменбаши - Арка Нейтралитета (сооружена в 1995-1998 гг.) с золотой статуей Туркменбаши, вращающейся вслед за солнцем. В декабре 2008 г. Меджлис Туркменистана убрал имя Туркменбаши из национального гимна. Вместе с культом умершего президента уходят и многие атрибуты культа семьи Туркменбаши. Президент Бердымухаммедов в своих выступлениях все реже упоминает имя первого президента. Говоря об эпохе Туркменбаши, новый лидер использует такие выражения, как «создание великой Независимости», «период становления независимости» и т.п. Это указывает, каким образом в дальнейшем будет толковаться правление Туркменбаши. Сопоставляя достижения Нового времени под руководством Бердыму-хаммедова, СМИ уже косвенно критикуют ситуацию до конца 2006 г. С телевизионных экранов исчез золотой силуэт Туркмен-баши. Примечательно, что это случилось накануне дня рождения (50-летнего юбилея) нового президента. С этого времени в главных новостях дня «Ватан» показываются исключительно кадры с Берды-Мухаммедовым, например его выступление перед Генеральной Ассамблеей ООН.

Несмотря на многие изменения и снижение значения первого президента, замену его культа новым, местные топонимы все еще носят имена, связанные с Туркменбаши и его культом (имя Сердар и др.). Например, город Керки по-прежнему официально называется Атамурат в честь официального отца Туркменбаши. Город Туркменбаши также сохранил это название, оно не было заменено прежним названием Красноводск. Имена родителей Туркменбаши по-прежнему остаются в названиях Союза женщин Туркменистана и Союза ветеранов Туркменистана. Примечателен тот факт, что денежная реформа вводит в денежное обращение новые купюры уже без портрета Туркменбаши. Символично, что портрет первого президента будет сохранен только на самой крупной купюре -500 новых манат. Таким образом демонстрируется почтение новому президенту, но пока с этой купюрой туркмены будут встречаться не очень часто из-за высокого номинала (500 новых манат в феврале 2009 г. составляли примерно 170 долл. США). Первый

79

президент Туркменбаши остается авторитетом, который пока нельзя исключить из туркменской идеологии. Для нового поколения, выросшего при расцвете идеологии башизма, Туркменбаши сохраняет значение ключевой личности, при которой была приобретена независимость Туркменистана. Это, видимо, понимает и Бердыму-хаммедов, который определил Туркменбаши достойное место в истории, считая его «отцом-основателем», «первым президентом» и «основателем современного Туркменистана». Несмотря на сохранение некоторых аспектов, связанных с предыдущим президентом, новая идеология ассоциируется почти исключительно с президентом Бердымухаммедовым, что может в будущем полностью маргинализировать остатки башизма.

Новая идеология «Великого возрождения». В течение 2007 г. идеологи Бердымухаммедова работали над составлением новой идеологической системы. Как уже было отмечено, новая идеология должна осторожно (ненавязчиво) отказаться от прежних догм. Эта «мягкая» трансформация идеологии подчеркивает образ президента-реформатора и определяет его эпоху как «Великое возрождение» (Бейик галкыныш). Эта идея была впервые публично озвучена в ходе XX заседания Халк Маслахаты в конце марта

2007 г. В августе 2007 г. президент Бердымухаммедов призвал общенациональное движение «Галкыныш» к развитию этого дискурса (Речь Президента Туркменистана, 2007, 6 августа). В январе

2008 г. в рамках выступления на встрече с интеллигенцией президент Бердымухаммедов уточнил идеологическое содержание эпохи Великого возрождения, представляя ее в рамках концепции золотого века Туркменбаши. С тех пор Великое возрождение определяется как «глубинное переустройство всего народнохозяйственного комплекса, его структурных элементов, которое выведет страну на уровень развитых государств мира и обеспечит народу достойную жизнь. Главным инструментом достижения этой цели президент определил поэтапный, плавный переход на рыночные отношения, причем основную ставку в этой работе призвал сделать на ускорение научно-технического прогресса и расширение международного сотрудничества».

Однако в 2008 г. произошло постепенное отступление от концепции связи эпохи Великого возрождения с золотым веком. Исчезли ссылки на Рухнаму и эпоху Туркменбаши. Главным лозунгом стали слова президента Бердымухаммедова «государство для человека» (довлет адам учиндир). Золотой век туркмен при

80

этом не отрицается полностью и определяется как «переходный период от советского строя к демократическому». Великое возрождение, таким образом, отделилось от золотого века и считается очередным этапом развития туркменского народа. На практике идеология опять подчеркивает самостоятельность курса президента Бердымухаммедова. Президент и его эпоха Великого возрождения в этой ситуации являются гарантом консолидации общества, усмирения и объединения. Эпохе Великого возрождения будут, видимо, соответствовать литература и искусство. Президент Бердымухам-медов, как было уже отмечено, является ключевой фигурой эпохи Великого возрождения. Президент изображается как Основатель и Вождь ее великих свершений. Если судить по результатам новой эпохи, то уже произошло «заметное повышение уровня жизни туркменистанцев, что является чудесным плодом Вашего (Берды-мухаммедова) вдохновения и неустанного труда во имя светлого будущего нашей Отчизны» («Нейтральный Туркменистан», 23.07.2008).

Помпезное празднование дня рождения президента в июне 2007 г. дало новый импульс трансформации культа личности Ния-зова в культ Бердымухаммедова. По всей стране властью были организованы массовые мероприятия по этому случаю. Президенту был вручен орден «Ватан» (Отчизна), учрежденный специально к этому случаю. Именно в это время портреты Туркменбаши начали в массовом порядке заменяться портретами Бердымухаммедова. Празднование дня рождения было широко освещено и в 2008 г., т.е. можно предположить, что этот день станет при правлении Берды-мухаммедова «красным днем» туркменского календаря, пусть и неофициально. Наоборот, день рождения первого президента (19 февраля) был посвящен Государственному флагу (Байрак гуну), как официально и назывался праздник; из года в год он отмечается все более скромно (при Туркменбаши он был одним из самых главных в стране). Портреты президента Бердымухаммедова стали очевидным проявлением нового культа. Его статуи и бюсты пока не появляются, но в будущем этого нельзя исключить. Интересно, что по сведениям, поступающим из Туркменистана, до сих пор окончательно не выбрано официальное изображение президента. За последние два года официальный портрет менялся дважды. В школах был даже запрещен красный галстук, который нередко появлялся на портретах Бердымухаммедова.

81

Новым направлением идеологии Великого возрождения становится тема здравоохранения. Это прямо вытекает из стоматологической специальности нового вождя и его долгого пребывания на посту министра здравоохранения. Премьерой

Г. Бердымухаммедова в деле оздоровления нации стала книга «Научные основы развития туркменского здравоохранения» - фактически собранные статьи президента по его специальности. Данная книга стала хорошим подарком к 50-летнему юбилею вождя и была призвана усилить образ президента - научного деятеля, новатора и реформатора. В то же время Бердымухаммедову было присвоено звание почетного доктора медицинских наук, и одновременно он был назначен профессором по специальности «Социальная гигиена и организация здравоохранения». Президент Бердымухаммедов использовал и уже организационно отработанное мероприятие прежнего режима «восхождение по тропе здоровья» над Ашгабатом. Такие восхождения связаны с государственными праздниками и обязательным массовым участием трудовых коллективов, студентов вузов и государственных чиновников. Восхождения были организованы и в день рождения Бердымухаммедова в июне 2008 г. В школьные программы в 2008-2009 гг. был введен новый предмет «Основы здоровой жизни», который с первого по десятый класс может стать средством внедрения идеологии Великого возрождения по книгам Бердымухаммедова. Таким образом, идея о развитии здорового человека становится одним из столпов эпохи Бердыму-хаммедова.

В числе уже опробованных идеологических приемов, возвышающих Бердымухаммедова, необходимо упомянуть и другие широко пропагандируемые книги, которые становятся обязательными для чтения в школах. Цитаты из Бердымухаммедова уже включены в дискурс туркменских СМИ. Помимо собранных научных сочинений президента по стоматологии уже в 2007 г. появились публикации, посвященные программе президента, и его краткая биография. К последним изданиям принадлежит сборник о деятельности президента в 2008 г. Все перечисленные публикации выпустил уже традиционный пропагандистский рупор президентов Туркменистана - Главное архивное управление при Кабинете министров Туркменистана и Архивный фонд Президента Туркменистана. Из того же источника появилась публикация о деде Бердымухаммедова, герое Второй мировой войны. Здесь уже проявляются первые попытки идеологизации семьи и предков второго президента в пол-

82

ном соответствии с традициями Туркменбаши. Можно предположить, что родословное дерево, включенное в книгу, станет со временем обязательной декорацией в школах и учреждениях Туркменистана. Одна из самых примечательных публикаций президента -книга о традиционной породе ахалтекинских коней, в которой есть ссылки на здоровье и спорт как на неотъемлемые атрибуты общества Туркменистана. Культ ахалтекинского коня продолжается со времен Туркменбаши, и можно ожидать, что этот символ туркменского племени ахал-текке будет и в дальнейшем играть не последнюю роль в укреплении государственной идеологии (и гегемонии ахалских теккинцев в туркменской политике).

Концентрация функций - формальных (институционализированных) и неформальных - была ожидаемым средством укрепления власти нового президента. Политическая культура Туркменистана, сложившаяся за годы правления Туркменбаши с ее частыми кадровыми перестановками (эту политику продолжает и новый президент), не дает альтернативы такому же частому избранию первого лица в стране. Получается замкнутый круг, в котором президенту нужны новые руководящие функции для подтверждения своего статуса и демонстрации собственной власти. Таким образом, занимаемые президентом посты символичны. Одновременно все окружение боится не угодить президенту, каждый боится собственной отставки с непредсказуемыми последствиями. До реформы Конституции 2008 г. пост председателя Халк Маслахаты имел управленческое и вместе с тем символическое значение. Напомним, что этот орган совмещал три ветви государственной власти (исполнительную, законодательную и судебную). Таким образом, председатель этого органа стоял (теоретически) выше главы государства. Такое в условиях Туркменистана не представлялось возможным и об иной, кроме президента, кандидатуре на этот пост не могло быть и речи. Бердымухаммедов был избран председателем Халк Маслахаты 26 декабря 2006 г. Это был его первый официальный пост (если не считать роли и. о. президента), что явилось подтверждением его статуса будущего лидера нации и туркмена № 1. Пост главнокомандующего армией и звание генерала тоже принадлежат к стандартным атрибутам главы государства. Бердымухам-медов в отличие от Ниязова пока не получил традиционного туркменского военного звания «Сердар», но во время празднования Дня независимости 27 октября 2007 г. на военном параде были слышны крики «Халк, Ватан, Гошунбаши» (Народ, Родина, Командир ар-

83

мии), что соответствует основному лозунгу прежнего президента «Халк, Ватан, Туркменбаши».

В 2007 г. Бердымухаммедов встал во главе нескольких организаций с политическо-идеологическим значением - Гуманитарной ассоциации туркмен мира, общенационального движения «Галкы-ныш» и единственной зарегистрированной Демократической партии Туркменистана. Примечательно, что влияние именно данных структур в 2008 г. уменьшилось, президент не придает им такого значения, как его предшественник. Упразднение Халк Маслахаты конституционной реформой в 2008 г. свидетельствует о ничтожном значении этого органа для Бердымухаммедова. Так как в идеологии Великого возрождения уделяется больше внимания здоровому образу жизни и национальному спорту, не удивляет и назначение или избрание президента на посты, связанные со спортом. Бердыму-хаммедов возглавил Олимпийский комитет Туркменистана (покойный Туркменбаши тоже возглавлял этот комитет). За «выдающийся вклад в развитие национального спорта современного Туркменистана» Бердымухаммедов был удостоен высшего звания каратэ шестого дана - черного пояса. О культе личности свидетельствуют и всевозможные награды и ордена, которые даются президентам всех стран, в особенности авторитарным. Бердымухаммедов пока не может сравниться с Туркменбаши по их количеству, однако за два года правления ему было вручено уже несколько высших государственных наград, в том числе и уже упомянутый орден «Ватан».

Еще одним видимым проявлением эпохи Великого возрождения является архитектура. Строительство мега-зданий - общая черта многих авторитарных режимов. Во время Туркменбаши была практически полностью перестроена столица Ашхабад; сам Турк-менбаши внес личный вклад в архитектурный облик города, начертив на заседании правительства схемы расположения новых зданий. Президент Бердымухаммедов, видимо, тоже внесет вклад в архитектуру Ашхабада своими памятниками эпохи Великого возрождения. Подобно Туркменбаши, президент Бердымухаммедов, по сообщениям официальной прессы, является автором некоторых проектов (например, Олимпийского городка, включающего зимний стадион на 10 тыс. зрителей). Он предложил поставить памятник поэту Махтумкули в парке Гиндивар у начала так называемых «троп здоровья». СМИ также присваивают ему авторство серьезных замечаний, комментариев и предложений в отношении других уже строящихся объектов. К ключевым объектам архитектуры эпо-

84

хи Великого возрождения можно отнести уже несколько проектов. Самым пропагандируемым является строительство туристической зоны «Аваза» на побережье Каспийского моря неподалеку от города Туркменбаши с десятками гостиниц и развлекательных аттракционов. Эта зона должна в будущем составить конкуренцию Объединенным Арабским Эмиратам.

К числу часто упоминаемых проектов в столице относится 400-метровая телевизионная башня. Говоря об идеологии Великого возрождения, необходимо указать на два объекта. Первый из них -монумент Конституции Туркменистана, который должен стать символом одного из главных достижений эпохи Великого возрождения и «символом незыблемости государственных основ Туркменистана, торжества демократии, нерушимого единства туркменского народа, в истории которого началась новая эпоха - мира, прогресса, всеобщего благополучия и процветания». Другим проектом, прославляющим постсоветские достижения, должен стать великолепный памятник, посвященный 20-летию независимости Туркменистана, которое будет отмечаться в 2011 г. В отличие от архитектуры эпохи Туркменбаши, пока все новые архитектурные проекты лишены символики, связанной с личностью Бердымухам-медова. И это отражает черты новой идеологии, которая создает культ личности, но не сосредоточена исключительно на фигуре президента.

* * *

Идеология Великого возрождения полностью вписывается в политические и социальные изменения, проведенные в Туркменистане после смерти первого президента. Оказывается, с точки зрения традиций политической культуры Туркменистана, сложившейся в постсоветское время, нельзя полностью уйти от традиции возвышения фигуры президента Бердымухаммедова. Идеология служит легитимации нового вождя и дальнейшему укреплению его власти. Проявляется прагматичность нового лидера, которую, видимо, поняли и придворные идеологи (оставшиеся на местах еще с советских времен). Там, где это оказывается полезно для новой власти и ее укрепления, частично сохраняется прежняя идеология. Туркменбаши остается культовой фигурой в качестве морального авторитета и основателя современного туркменского государства. Таким образом, отстранение и отрицание его культа не раздражают тех, кто вырос на идеологии золотого века. Наоборот, старая идео-

85

логическая система служит моральной поддержкой в процессе внедрения новой идеологии Великого возрождения как очередного этапа развития независимого Туркменистана.

В ежедневной практике, однако, используются символы и атрибуты, связанные с Бердымухаммедовым. Внутриполитическое развитие страны к началу 2009 г. способствовало укреплению единоличной власти нового президента. В настоящее время в Туркменистане окончательно распрощались с эпохой первого президента Туркменбаши. Дальнейшее развитие культа личности президента Бердымухаммедова пока нельзя предсказать. Но в атмосфере культуры подражания и подхалимства, которая царит в подобных режимах, и с учетом присутствия на своих местах всех идеологов с опытом раскручивания вождизма, есть все предпосылки того, что культ личности Бердымухаммедова будет расширяться даже вопреки возможным желаниям Бердымухаммедова.

«Политэкс», СПб., 2009 г., т. 5, № 3, с. 100-112.

Евгений Абдуллаев,

публицист (г. Ташкент)

РУССКИЙ ЯЗЫК, ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ

Вспомним события тридцатилетней давности. В май 1979 г. Ташкент принимал гостей со всего Союза» на Всесоюзную научно-теоретическую конференцию «Русский язык - язык дружбы и сотрудничества народов СССР». Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев обратился к участникам с посланием, в котором, как обычно, подчеркнул особую роль русского языка в «построении коммунизма, воспитании нового человека». В тех же тонах было выдержано и выступление первого секретаря ЦК КП Узбекистана Ш. Рашидова: воздав хвалу русскому языку как языку «высочайшей культуры», он отметил его значение в процессе «все большего сближения наций». Эта конференция обозначила собой не только символическую, но и вполне осязаемую кульминацию усиления позиций русского языка в национальных республиках, и не в последнюю очередь - в самом Узбекистане. Как показали данные проведенной в тот же год всесоюзной переписи, менее чем за десять лет (с 1970 г., когда проводилась предыдущая перепись) количество узбеков, свободно владеющих русским языком, увеличилось

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.