Научная статья на тему 'Великое теоретическое наследие в спорте - Гарант успешного будущего'

Великое теоретическое наследие в спорте - Гарант успешного будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория спорта / концепция тренировочного процесса / периодизация спортивной тренировки. / sports theory / the concept of the training process / periodization of sports training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попович Алексей Петрович, Мехович Галина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы концепции тренировочного процесса, периодизации спортивной тренировки, ее рациональное построение, последовательность в рамках годичной подготовки. Показана необходимость использования теоретического наследия российских ученых для открытия новых, современных путей развития спортивной науки. Периодизация спортивной тренировки рассматривается как ключевая тема в диспутах и научных спорах специалистов. Затрагиваются вопросы противостояния взглядов советских и зарубежных теоретиков спорта. Приведен анализ трудов великих российских, советских теоретиков в самом разнообразном формате. Рассматривается необходимость взаимосвязи современных технологий с усвоением фундаментальных теорий, законов, основоположниками которых были великие российские, советские ученые-практики. Сделаны выводы о неизбежности использования в спорте совокупности таких знаний, симбиоза прошлого и современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попович Алексей Петрович, Мехович Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREAT THEORETICAL LEGACY IN THE SPORT - THE GUARANTEE OF A SUCCESSFUL FUTURE

The article discusses the concept of training-process of sports training periodization, rational in structure, se-quence as part of a yearlong training. Shows the necessi-ty of the use of the theoretical heritage of Russian scien-tists for the discovery of new, modern ways of develop-ment of sports science. The periodization of athletic training is seen as a key theme in debates and scientific disputes specialists. Raise issues Proto vostoyaniya views of Soviet and for-eign theorists sport. The analysis of the works of the great Russian and Soviet theorists in the diverse st dif-ferent format. The necessity of modern ‒ relationship technologies with the assimilation of the fundamental theories, laws, hostages who were great Russian and Soviet scientists-practice. The conclusions about the inevitability of using the sport together tacal knowledge, the symbiosis of past and present.

Текст научной работы на тему «Великое теоретическое наследие в спорте - Гарант успешного будущего»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 378.172

ПОПОВИЧ Алексей Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта

МЕХОВИЧ Галина Ивановна,

профессор кафедры игровых видов спорта

ВЕЛИКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В СПОРТЕ - ГАРАНТ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО

В статье рассматриваются вопросы концепции тренировочного процесса, периодизации спортивной тренировки, ее рациональное построение, последовательность в рамках годичной подготовки. Показана необходимость использования теоретического наследия российских ученых для открытия новых, современных путей развития спортивной науки.

Периодизация спортивной тренировки рассматривается как ключевая тема в диспутах и научных спорах специалистов. Затрагиваются вопросы противостояния взглядов советских и зарубежных теоретиков спорта.

Приведен анализ трудов великих российских, советских теоретиков в самом разнообразном формате. Рассматривается необходимость взаимосвязи современных технологий с усвоением фундаментальных теорий, законов, основоположниками которых были великие российские, советские ученые-практики.

Сделаны выводы о неизбежности использования в спорте совокупности таких знаний, симбиоза прошлого и современности.

Ключевые слова: теория спорта, концепция тренировочного процесса, периодизация спортивной тренировки.

Введение

Современный спорт третьего тысячелетия богат на разного рода сенсации, новые виды введены в программу Олимпиад, а некоторые с трудом отстояли свое олимпийское представительство. Давно уже не популярен лозунг «главное - участие...». Баснословные гонорары, получаемые спортсменами, и вращающиеся в индустрии спорта финансы являются важнейшими сторонами внутренней государственной политики практически всех развитых стран мира. К великому сожалению, многие виды спорта, где доминирующие позиции были за российскими спортсменами, утрачены и, наоборот, казалось бы, нетрадиционные, непопулярные для нас виды вызывают повышенный интерес у тысяч и миллионов российских мальчишек. Действительно, «все течет - все меняется...», такова философия жизни. Неизменным является только одно: тот вклад, который внесли в создание и развитие теории спорта великие российские ученые на разных этапах ее становления. Можно привести далеко не полный их перечень, не умаляя достоинств иных. Это П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.В. Верхошанский, Н.Г. Озолин, В.И. Алексеев и многие, многие другие.

К написанию этой статьи нас подтолкнуло обилие в СМИ, интернет-изданиях лекционных курсов из области теории спорта, физического воспитания, физической культуры, в которых лекторы недвусмысленно подвергают сомнению исследования и устоявшиеся прописные истины вышеназванных светил. Нет никакого сомнения, что работы Матвеева, Озолина, Верхошан-ского и др. не нуждаются в защите, но лекции, читаемые известными господами перед молодыми людьми, не имеющими базовой, фундаментальной подготовки, могут восприниматься как неоспоримая аксиома, незыблемый фундамент научных знаний [2]. Сотни и тысячи специалистов в области физической культуры и спорта будут впитывать односторонние знания, тем самым лишая молодежь глубоко научных, подтвержденных на многолетней практике достижений теоретиков спорта прошлого столетия.

В этой связи, хотелось бы еще раз коснуться великого наследия российских и советских ученых, благодаря которым были покорены многие Олимпийские вершины, мировые и континентальные первенства, подчеркнуть, что современный специалист, прекрасно владеющий

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -402-404

POPOVICH Aleksej Petrovich, Сапб1ба!е of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Physical Education and Sport

MEHOVICH Galina Ivanovna, Professor, Chair of Sports games

GREAT THEORETICAL LEGACY IN THE SPORT - THE GUARANTEE OF A SUCCESSFUL FUTURE

The article discusses the concept of training-process of sports training periodization, rational in structure, sequence as part of a yearlong training. Shows the necessity of the use of the theoretical heritage of Russian scientists for the discovery of new, modern ways of development of sports science.

The periodization of athletic training is seen as a key theme in debates and scientific disputes specialists. Raise issues Proto vostoyaniya views of Soviet and foreign theorists sport. The analysis of the works of the great Russian and Soviet theorists in the diverse st different format. The necessity of modern - relationship technologies with the assimilation of the fundamental theories, laws, hostages who were great Russian and Soviet scientists-practice.

The conclusions about the inevitability of using the sport together ta- cal knowledge, the symbiosis of past and present.

Key words: sports theory, the concept of the training process, periodization of sports training.

- 402 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

теорией спорта, модернизировав их к современным требованиям, обязательно добьется успеха.

Основная часть

Конечно, основной темой, вызывающей споры, диспуты у специалистов, была проблематика периодизации спортивной тренировки, ее рациональное построение, последовательность в рамках годичной подготовки [1]. Особенно в циклических и скоростно-силовых видах спорта, которые были в центре спорта высших достижений.

И появление такого труда, как «Проблема периодизации спортивной тренировки», вышедшая в 1964 г. под авторством российского специалиста Л.П. Матвеева, была крайне востребована спортсменами и тренерами во многих странах. Подчеркиваем, что выходу этого издания предшествовали три Олимпиады - в Мельбурне, Токио и Риме, на которых советские спортсмены выступили успешно, и нельзя отрицать большого вклада автора издания при планировании подготовки спортсменов к участию в главном спортивном форуме [1]. Исследования коллег и самого автора углубляли знания на основе медико-биологического цикла дисциплин, давали прекрасный результат. Безусловно, теория периодизации, предложенная Л.П. Матвеевым, имела также недостатки, вне ее поля зрения оказались теория периодизации тренировочного процесса в спортивных играх, длящийся соревновательный период в которых превышал шесть месяцев и более в календарном году. Также не была отражена сложность совокупности знаний, относящихся к многолетней подготовке в спорте. В дальнейшем вышеуказанные проблемы получили более полное толкование. Можно согласиться с оппонентами, что проблемой периодизации занимались еще в Древней Греции при подготовке к Олимпиадам, которые проходили в четырехлетнем цикле. Но к участию к Пифийским, Истимийским, Дельфийским Играм, которые проходили через год или два, спортсмены готовились по иной периодизации. И мы не можем упускать из виду тот факт, что за тридцать дней до начала Олимпиады все участники должны проходить централизованный этап подготовки. Разделение процесса подготовки в течение года на самостоятельные периоды было крайне необходимо для успешной подготовки спортсмена к соревнованиям [3]. Необходимо отметить большой вклад в разработку данной проблемы В.И. Шувалова, А.Н. Крестовникова, Н.Г. Озолина.

Понимание планомерной подготовки в течение года находило отражение в работах зарубежных специалистов. Среди них хочется выделить Фреда Уилта, Артура Лидьярда. Многие специалисты использовали также разработки Л.П. Матвеева. Целесообразным и уместным было бы напомнить, что после участия советских спортсменов на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 г. именно по инициативе Л.П. Матвеева активизированы разработки в области теории спорта, что дало необходимый результат уже на последующих олимпийских играх. Целенаправленно не вдаемся углубленно в наследие ученого. Уверены, что специалистам они хорошо знакомы [2].

В спортивной науке ХХ в., пожалуй, не было столь принципиального противостояния антиподов, как между Л.П. Матвеевым и Ю.В. Верхошанским. Особую активность критики взглядов Л.П. Матвеева проявляли еще А.Н. Воробьев и А.П. Бондарчук. Отметим, что на совместную научно-практическую конференцию, где участвовали эти «гиганты», съезжались со всех пятнадцати республик, потому что обсуждаемые вопросы, их аргументы и доводы многих и многих присутствующих наводили на открытия и новизну в своей тренерской работе, говоря более детально о концепции тренировочного процесса, взгляды, отстаиваемые Ю.В. Верхо-шанским, как и его оппонентами, которые воплощали и реализовывали свои творческие идеи на практике. То есть, тренировочные программы многих спортсменов основаны на теоретическом базисе этих ученых, и находили прямое отражение в медальном блеске самой высокой пробы [1].

Наряду с критикой, высказываемой Ю.В. Верхошанским в адрес Л.П. Матвеева, стоит обратить внимание на разработки, предлагаемые критиком: построение годового тренировочного процесса (макроцикла) на основе блоков одной направленности с целью создания адаптационных основ для отставленного скачкообразного эффекта. Да, этой проблематикой занимались и зарубежные специалисты Д. Каунсилмен, Д. Харре, но именно в тех видах спорта, которые предъявляют высокие требования к скоростной выносливости. А именно новизна, предлагаемая в скоростно-силовой подготовке Верхошанским, выглядела интересно и, как показало будущее, явилась продуктивной. Анализируя работу сторонников этой идеи, мы находим много существенных изъянов. Одним из них являются ссылки по анатомо-физиологическим параметрам на работы Г. Селье, который в своей профессиональной деятельности не был связан со спортом и его выводы требовали дополнительного изучения [1].

В этой статье авторы публикации хотели остановиться на более детальном и тщательном анализе трудов великих российских, советских теоретиков в самом разнообразном формате. Аргументы о том, что это «устаревшие» данные, «прошлое», «вчерашний день», считаю несу-

- 403 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

щественными. Ведь именно в рамках конференций, посвященных наследию трудов Матвеева, Верхошанского, Озолина, появятся новые идеи, новые имена в спортивной науке, молодые ученые в этой сфере обменяются информацией, и ни в коем случае нельзя допускать огульного отрицания и некорректных высказываний в адрес теоретиков прошлого тысячелетия. На примерах анализа их теорий, поиска ошибок возможно открытие новых, современных путей развития спортивной науки [4]. Специфика спорта такова, что, победив сегодня, добившись успеха, невозможно почивать на лаврах, высока угроза быть свергнутым с пьедестала. Необходимо готовиться, применяя, апробируя инновации. Совершенствование без этого невозможно. Иного пути нет.

Заключение

Современный спорт в высшей степени интегрирован, его невозможно скрыть, завуалировать. Соревнования являются главным смотром колоссального труда всего коллектива, спортивного клуба, команды, включая и научно обоснованную программу подготовки, тренировки, главных участников спортивного действа. Но, чтобы шагать в ногу со временем, необходимы не только знание современных технологий, но и усвоение фундаментальных теорий, законов, основоположниками которых были великие российские, советские ученые-практики Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, Ю.В. Верхошанский, А.Н. Воробьев, В.И. Алексеев, А.П. Бондарчук и многие другие. Именно такой симбиоз прошлого и современности, совокупность таких знаний, а не отрицание всех и вся будет способствовать триумфу российского спорта на соревнованиях самого высокого уровня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и практическое применение / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2013. - 624 с.

2. Современные проблемы теории и практики физической культуры: Научно-практическая конференция, посв. 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ Н.И. Пономарева : Сб. науч. тр. - СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2012. - 317 с.

3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2013. С. 37-45.

4. 4 Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. Изд. 5-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 378 р.

REFERENCES

1. Platonov V.N. The periodization of athletic training. The general theory and practical application” [Periodizacijа spor-tivnoi trenirovki. Obshj teorije i prakticheskoe primenenie], Kiev: Olimpiiskaja literatura, 2013, 624 p.

2. Modern problems of the theory and practice of physical culture: Scientific-practical konferentsiya dedicated to the 90th anniversary of Over-the ministry of science of the Russian Federation N.I. Ponomarev [ Sovremennye problemy teorii i praktiki fizicheskoi kul'tury: Nauchno-prakticheskajа konferencijа, posvjаshennajа 90-letiyu so dnjа rozhdenijа Zaslu-zhennogo dejаteljа nauki RF N.I. Ponomareva], Sankt-Petersburg: Izd-vo Politeh. university, 2012, 317 p.

3. Goloshapov B.R. History of Physical Culture and Sports [Istorije fizicheskoi kul'tury i sporta], Moscow: Akademija, 2013, p. 37-45.

4. 4 Evseev Yu.I, Physical Education [Fizicheskajа kul'tura] / Yu.I. Evseev., Izd. 5, Rostov on Don: Feniks, 2008, 378 p.

Информация об авторе Information about the author

Попович Алексей Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Уральского государственного лесотехнического университета, Екатеринбург, Россия

Мехович Галина Ивановна, профессор кафедры игровых видов спорта Уральского федерального университета,

Екатеринбург, Россия

Получена: 31.07.2015

Popovich Aleksej Petrovich, Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Physical Education and Sport, Ural State Forestry University, Yekaterinburg city, Russia

Mehovich Galina Ivanovna, Professor, Chair of Sports games, Ural Federal University,

Yekaterinburg city, Russia

Received: 31.07.2015

- 404 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.