Научная статья на тему 'Великое русское слово несет белорусская полька'

Великое русское слово несет белорусская полька Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
159
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великое русское слово несет белорусская полька»

гордящийся ее достижениями, никогда не наденет жилет смертника.

Россия - великая страна, на протяжении всей истории она была другом Афганистана. Россияне! Не забывайте нас, мы помним ваше добро, искренность, духовность и ваш великий русский язык. Мы хотим быть с вами и общаться на одном языке. Не зря говорят, если хотите пообщаться со своим другом, говорите на итальянском, с возлюбленной - на французском, с поэтом -на персидском, с военным - на немецком, а если со всеми ними - то только на русском! Помогите нам изучать русский язык, и в Афганистане появятся тысячи ваших новых друзей.

Валентина Дробышевская

Великое русское слово несет белорусская полька

Все растет из детства... Все растут из детства... Я, Дробышевская Валентина Станиславовна, полька по национальности, родилась в Белоруссии и вот уже 25 лет преподаю русский язык и литературу в минской средней школе №168, семь лет являюсь заместителем директора по учебной работе. Мой папа, идейный поляк, «запоем» читал русскую классику, мама преподавала белорусский язык и литературу. Крестная (волшебница для меня в детстве, как

Вадентина Др°бышевская, в сказке про Золушку) 38 лет несла вели-учитель русского языка

и литературы средней школа кое русское слово людям, живущим

№168 г. Минска (Белоруссия), около Беловежской пущи. Ее слушали

schl68@minsk.edu.by и заслушивались! Сельчане приглашали

крестную на все массовые мероприятия, на семейные праздники, чтобы выступила. Крестная читала стихи Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Евгения Евтушенко, вызывая неподдельный восторг в душах белорусских людей. У меня были самые лучшие учителя русского языка и литературы: Лилия Ивановна Писарь, Валентина Станиславовна Лишко, Юрий Васильевич Потолков.

Несомненно, учить русский язык в Белоруссии еще с советских времен было можно. Да и в наше время русский язык, как и белорусский, является государственным языком. В русскоязычных школах обучается более 70% школьников Белоруссии. В средних специальных учебных заведениях, ПТУ и государственных вузах республики преподавание на русском языке составляет более 80%.

Типовым учебным планом для средних школ предусмотрено одинаковое количество часов русского и белорусского языков. Мы, белорусские учителя русского языка и литературы на II и III ступенях общего среднего образования, можем даже похвастаться, что реализуем 13 учебных программ - факультативных занятий по русскому языку и 8 - по русской литературе. Факультативы посещает 68% учеников школы. Кроме того, для старшеклассников по их желанию предлагается изучение русского языка на повышенном уровне. Еще ученики 9-11-х классов нашей школы уже пять лет посещают платные занятия по русскому языку для подготовки к централизованному тестированию. Как видите, учить русский в Республике Беларусь можно!

Но меня, как заместителя директора по учебной работе, как учителя, как поэтессу, волнуют вопросы: каким образом повысить качество преподавания русского языка, уровень учебных достижений учащихся по предмету, результаты экзаменов, процент поступления наших

В I

8 I

^ О?

£ 3

И

выпускников в вузы? А самое главное, как создать оптимальные условия в школе, чтобы ребята приняли мудрое высказывание Льва Николаевича Толстого: «Каждый че-| ловек - алмаз, который может очистить и не очистить себя.

В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя»? Приняли не как догму, а сквозь ракурсы самопознания, самосовершенствования и самореализации. И вот тут актуальны вопросы, модно и выгодно ли учить русский язык, то есть вопросы мотивации. Без учеников на них объективно не ответишь. Поэтому я задала эти вопросы учащимся 5, 8, 11-х классов и была приятно удивлена, утвердившись в мысли, что наши ученики - самые искренние и непредсказуемые. Судите сами.

Итак, о «модно» и «выгодно». Все респонденты согласны с тем, что учить русский язык модно и выгодно, а вот вопрос «Почему?» вызвал гигантский поток мыслей. Вот лишь некоторые из них.

Пятиклашки:

• Учить русский модно, потому что будешь красиво разговаривать.

• Модно, потому что мама сможет гордиться мной в гостях, когда я буду грамотно изъясняться.

• Выгодно, потому что будешь получать «десятки».

• Модно, потому что можно написать красивые стихи.

• Модно и выгодно, потому что, если тебе придется выступать по телевизору, все увидят, какой ты умный.

• Модно и выгодно, потому что все разговаривают на русском.

Восьмиклассники:

• Модно, ведь, когда грамотно пишешь в ВКонтакте, приятно читать, а когда с ошибками - это «отстой».

• Выгодно, потому что можно писать диктанты на «10» и получать «9-10» за четверть.

• Выгодно, потому что, когда выходишь к доске на любом уроке и пишешь с ошибками, смеется весь класс. А это неприятно.

• Модно, потому что, если парень напишет «девчЕнка», с ним никто из девчонок не захочет общаться.

Старшеклассники:

• Модно, потому что высокий уровень коммуникационной культуры расширяет круг общения.

• Выгодно получить высокий балл на ЦТ и поступить в престижный вуз.

• Выгодно, потому что поступление зависит от среднего балла аттестата.

• Выгодно, потому что можно поступать в российские вузы.

• Модно и выгодно, потому что я хочу стать учителем русского языка и литературы.

• Модно и выгодно, потому что на русском языке можно общаться с жителями многих стран.

И еще по поводу «модно» и» «выгодно». В 2012 г. телеканал СТВ снимал в нашей школе передачу «Доброе утро». Музыкантам белорусской группы «Тяни-толкай» предложили написать диктант по русскому языку вместе с десятым классом. Все были приятно удивлены, потому что музыканты написали диктант на 7-9 баллов. Популярность группы резко возросла и, соответственно, выгодно поднялся ее рейтинг.

16 апреля 2016 г. Минск впервые присоединился к международной образовательной акции «Тотальный диктант». Каждый желающий мог проверить уровень своей грамотности. Это международная акция, которая только в прошлом году объединила свыше ста ты-

& *

& о

о г?

И §

сяч человек из 58 стран. Значит, писать грамотно -й § модно!

В ноябре 2014 года на канале СТВ я давала интервью | !• по поводу выхода третьего сборника стихов «Чтоб у неба остаться в груди». Я с детства пишу стихи на русском и белорусском языках. После выхода передачи учитель географии нашей школы спросила: «Валентина Станиславовна, а почему в интервью вы не сказали, что работаете завучем? А так скромно: учитель русского языка и литературы». Я даже растерялась, а потом ответила: «Потому что я учитель! А это самое важное!»

Я учитель! И каждый раз, готовясь к уроку, ищу самые эффективные и оптимальные формы, методы, приемы, чтобы учить русский было интересно, модно и выгодно!

На первом уроке в сентябре провожу опрос среди учащихся для образовательного сотрудничества в учебном году. Итоги опроса этого года показали, что мои ученики не любят словарные диктанты. Выход, созвучный теме конкурсного эссе, нашелся: я предложила ребятам подготовить оригинальную презентацию словарного слова с ограничением по времени (две минуты). Много интересных идей продемонстрировали ученики на уроках! Кто-то сочинил стишок-рифмовку, кто-то сделал рисунок, кто-то составил кроссворд, кто-то подготовил викторину, кто-то провел игру... Ребята даже стали обмениваться своими творениями в УШег. Результат: современное и оригинальное изучение словарных слов уже не вызывает затруднений у учащихся и приносит выгодные баллы.

С 2016/2017 учебного года Министерство образования Республики Беларусь внесло определенные изменения в учебную программу по русскому языку. На укрепление теоретической, практической и методической основы обучения русскому языку направлен компетент-ностный подход, который обеспечивает комплексное параллельное взаимосвязанное овладение учащимися

языковыми знаниями и умениями, речевыми понятиями и умениями, а также видами речевой деятельности. Так что нам, белорусским учителям русского языка и литературы, есть над чем работать! И было бы здорово проводить обмен опытом с коллегами из других стран. Ведь у всех учителей русского языка и литературы одна цель: создать оптимальные условия, чтобы каждому ребенку учить русский было можно, модно, выгодно!

Я считаю, что нужно организовать международные, в том числе дистанционные курсы курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы, чаще проводить совместные конкурсы методических разработок.

Хочется закончить эссе строками своего стихотворения «Белорусская полька»:

Она не открыла визу, «Зеленую карту» тоже. Пусть полька, но очень близок Край Немана, Припяти, Сожа!

Она не живет шикарно: Обычный простой учитель. В красивых далеких странах Уже никогда не быть ей.

Вся жизнь ее - это школа! Невзгоды, печали - стойко! Великое русское слово Несет белорусская полька.

Булгаков, Астафьев, Бакланов, Есенин, Цветаева, Пушкин... Герои ее романов, Свои в Беловежской пуще.

У птенчиков, выросших только, Живущих в Пекине, в Париже, В сердцах - белорусская полька, Царица тетрадок и книжек.

Она не открыла визу, «Зеленую карту» тоже. На душу судьбой нанизан Тот край, что всего дороже!

Бранимир Филипов

Мои ученики готовы к разговору на русском языке

Лет сорок тому назад, в мои школьные годы, над доской в нашем кабинете русского языка красовались известные всем в те времена хрестоматийные слова из стихотворения В.В. Маяковского «Нашему юношеству»: «... я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». По тем временам это был безапелляционный ответ на вопрос: «Зачем учить русский язык?» Слава Богу, наши учителя постарались донести до нас, что на этом языке не только разговаривал В. И. Ленин, но и писали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, М. Горький и М.А. Шолохов (Ф.М. Достоевского я открыл для себя и полюбил уже в зрелые годы, когда сам стал учителем русского языка). В репертуаре кинотеатров Народной Республики

Бранимир Филипов,

учитель русского языка, языковая гимназия имени Ивана Вазова (Пловдив, Болгария)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.