Научная статья на тему 'ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-1698 гг. В РАКУРСЕ КУЛЬТУРНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ'

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-1698 гг. В РАКУРСЕ КУЛЬТУРНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
908
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великое Посольство / петровская эпоха / музыкальные инструменты в быту русских аристократов / западноевропейская музыка Барокко / Grand embassy / the period of Peter I / music instruments in everyday life of Russian grandee / West-European Baroque music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Недоспасова Анна Павловна

В статье собраны сведения о музыкальных впечатлениях участников Великого посольства 1697-1698 гг.: описания торжественных встречных церемоний, посещение театров, городских праздников, балов и частных увеселений. Полученные знания имели в исторической перспективе инерционный эффект. Знакомство участников путешествия с культурой и музыкой Западной Европы, наряду с опытом привезенных в Россию иностранных специалистов, создало необходимую почву для освоения европейских достижений в этих областях. Процесс интеграции западноевропейских форм музицирования вскоре принес ощутимые результаты. Была создана система государственного музыкального образования, европейские жанры и виды музыкального творчества к середине XVIII столетия наполнились российским содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grand embassy of 1697—1698 from the perspective of cultural and musical transformations in the period of Peter I

This article describes such musical impressions of the Grand Embassy participants as the descriptions of ceremonial welcomes, visits to theaters and town festivals, balls and private entertainments. In the historical perspective the received knowledge was of an inertial character. Acquaintance of the participants with the culture and music of Western Europe, along with the expertise brought to Russia by foreign specialists allowed the assimilation of European breakthroughs in these areas. The integration process of the Western European forms of music soon yielded tangible results. The system of state music education was established. By the middle of the XVIII century the genres and types of European music were filled with Russian content.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-1698 гг. В РАКУРСЕ КУЛЬТУРНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ»

УДК 785.7 930.85

А. П. Недоспасова

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-1698 гг. В РАКУРСЕ КУЛЬТУРНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

редпринятый русским царем дипломатический: вояж в Европу на рубеже XVII—XVIII столетий в исторических исследованиях освещен достаточно подробно, как с точки зрения фактического описания событий, так и последовавших за этим разнонаправленных следствий. Этим фактам посвящено большое количество разнообразных исследований ученых, взявших на себя труд осмысления судеб Российского государства. Среди новейших изданий следует отметить труд отечественных авторов Д. Ю. Гузевич и И. Д. Гузевич «Великое посольство» (2003) [2], представивших значительный массив ранее неопубликованных архивных документов. Среди них мы находим упоминания и о музыкальных впечатлениях участников дипломатической миссии. На фоне весьма скудных исторических данных о периоде становления отечественной музыкальной культуры Нового времени, представленные далее сведения позволяют уточнить, каким образом полученные участниками русского посольства впечатления повлияли на перемены, вскоре произошедшие в этой области культуры.

Напомним, что основной целью заграничного путешествия, предпринятого 24-летним Петром I, было создание военного союза против Турции. Однако, именно эта цель и не была достигнута. Тем не менее, названный позднее Великим посольством, визит, сообразно своему названию, сыграл великую роль в дальнейшей судьбе государства — стал прологом Северной войны, государственных реформ, строительства Санкт-Петербурга, социальных, культурных преобразова-

© А. П. Недоспасова, 2014

ний, а также существенно ускорил распространение явлений западноевропейского музыкального искусства.

В состав Великого посольства входили дворяне и бояре, дети аристократов, волонтеры, призванные обучению различным навыкам и ремеслам, стольники, толмачи, солдаты, прислуга, придворные музыканты. Вся эта российская компания, по отзывам современников, внешне весьма схожая с азиатским караваном, была призвана освоить комплекс разнообразных умений и привить их в своем отечестве. Таким образом, наравне с дипломатическими, организаторы и участники Великого посольства поставили перед собой глобальные задачи целенаправленного восприятия и переноса знаний.

Можно предположить, что впечатления первых же месяцев путешествия по европейским странам большинство участников повергли в культурный шок. Увиденная ими повседневная жизнь европейцев разительно отличалась от российской действительности конца XVII столетия. Достаточно взглянуть на канонические изображения русских монархов XVII в. и портрет Петра, выполненный с натуры в момент его пребывания с посольством в Голландии, чтобы осознать всю глубину перемен, произошедших в сознании молодого царя (илл. 1, 2).

Из особо важных персон в состав русской миссии, по описаниям летописцев, официально числились три Великих посла:

— Франц Яковлевич Лефорт, Первый посол, генерал и адмирал, наместник Новгородский, собственно инициатор посольской миссии. Напомним, что в доме Лефорта, имевшего репутацию, по ело-

п

Илл. 2. Портрет Петра I с натуры, написанный во время визита Великого Посольства. Я. Венике. Холст, масло. 58x46 см. Голландия; 1697 г.

Илл. 1. Икона «Спас Нерукотворный с предстоящими царями Михаилом Федоровиче]»: и Алексеем Михайловичем». Федор Зубов. 1678 г.

вам кн. Б. И. Куракина, «дебошана французского», еще в 1690 г. в Немецкой слободе Петр наблюдал западноевропейский: быт, культуру, традиции.

— Федор Алексеевич: Головин, Второй посол, генерал и воинский комнссарий, дипломат, наместник Сибирский.

— Прокофнй Богданович Воэницын, Третий посол, думжыи дьяк, наместник Волховский.

Итак, в июле 1697 г. в Европе находилось около 250 человек русской посольской миссии. Среди городов, через которые прошел дуть послов, Рига, Митава, Либа-ва, Тильзит, Кенигсберг, Пилау, Коль-берг, Берлин, Магдебург, Шермбек, Ве-зель, Амстердам, Саардам, Утрехт, Гаага, Лондон, Дептфорд, Лейден, Роттердам, Клеве, Билефельд, Дрезден, Лейпциг, Прага, Вена, Тарновиц, Краков и др.

Первые яркие впечатления от соприкосновения с западноевропейской культурой Петр и его свита получали уже

с первых минут въезда в крупный город или столицу государства. Встреча важных гостей сопровождалась торжественной музыкой, пушечной пальбой, построением почетного воинского караула, произнесением приветственных речей.

18 мая 1697 г. Великое посольство торжественно въехало в Кенигсберг. Великолепная церемония приема русских была устроена курфюрстом по примеру версальских придворных церемоний и насчитывала около двух десятков частей. Целью встречающих было поразить гостей. Маршировали полки прусской гвардии в красных и зеленых мундирах, ехали десятки карет, запряженных цугом по четыре и шесть лошадей, шли военные музыканты трубачи и литаврщики, за ними придворные в роскошных нарядах. Действо сопровождалось орудийным салютом.

Многое из увиденного и услышанного в такого рода церемониях Петр и его

, ¡и«.

приближенные сумели позже воплотить в звуковом облике новой столицы Российской империи Санкт-Петербурге. Если Москва всегда оставалась неразрывно связанной со звуковым образом колокольного звона, то в новой столице с первых дней прослеживается стремление противопоставить привычным традициям принципиально иной тип бытовой культуры, основанный на подражании звуковому миру западноевропейского города: здесь были введены грохот пушек, исполнение мелодий на башнях с часа-ми-курантами, дробь барабана, различные военные сигналы, публичные выступления духовых ансамблей [9, с. 117].

За всем порядком торжественных церемониалов во время путешествия Великого посольства внимательно наблюдали присутствовавшие в свите Первого посла Лефорта шесть человек трубачей и музыкантов: Антон Мартинов, Яким Крейц-ман, Таврило Вермут, Николай Николаев, Крестьян Адлер, Яган Вейс. Среди людей свиты Второго посла числился некто паж Томас Томасов, сын Книипер. Спустя более чем 20 лет его имя будет фигурировать среди «императорского величества музыкантов», участвовавших 17 декабря 1721 г. в сопровождении церемонии Торжественного въезда Петра I в Москву по случаю заключения мира со Швецией.

Известно, что в Коппенбрюгге Петр вместе с Лефортом, Головиным, Возни-цыным встречался с ганноверской курфюрстиной Софией и ее дочерью бран-денбургской курфюрстиной Софией Шарлоттой. Принцессы радостно встретили русского царя, беседовали с ним. Государь Петр веселился, его уговорили позволить придворным войти в зал и дамы с кавалерами заполнили помещение. Затем принцессы приказали позвать итальянских певцов и певиц, которых специально привезли с собой для такого случая. В половине одиннадцатого вечера курфюрстины захотели посмотреть русские пляски, попросили позвать пришедших с царем музыкантов. Гости объяснили немкам, какие нужно принимать позы и делать движения при рус-

ской пляске, и бал с чередованием немецких и русских илясок продолжался до четырех часов утра [б]. Судя по письмам Софии Шарлотты, Петр в Кенигсберге произвел чрезвычайно выгодное впечатление, «хвалили его оживленную беседу; воспроизводили некоторые из его замечаний и отзывов о разных предметах. Он оказался искусным трубачом и не менее искусным барабанщиком» [10, с. 163].

Имеются, хоть и весьма скромные, сведения об обучении участников посольской свиты танцевальному искусству и игре на музыкальных инструментах. Так, во время пребывания Великого посольства в Голландии четырех карл отдали на месяц в учение «танцовальеого дела мастеру Антонию Энгауту», а Второй посол Возницын отдал «шесть своих людей» учиться играть на скрипке [2, с. 78].

Следующие музыкальные впечатления зафиксированы во время визитов в Амстердам: 17 августа 1697 г. русские дипломаты и волонтеры посетили театр, где актеры исполняли пьесы «L'Enchantement d'Armide» («Чары Ар-миды»), «L'Avocat imaginaire» и несколько балетных дивертисментов. Это было первое посещение европейского театра Петром I.

23 июня 1698 г. в Вене Петр присутствовал на оперном представлении, которое давали во дворце по случаю тезоименитства императора Леопольда I, короля чешского. По этому же поводу 29 июня для русских послов давали бал, где играли императорские камер-музыканты и пели итальянские певцы.

Время обедов регулярно сопровождалось музыкой. Летописи зафиксировали эти подробности во время пребывания Великого посольства в Лейпциге 31 мая (10 июня) 1698 г., в Дрездене 2—3 июня. Известно, что в Вене 8 июля на именинах у Третьего посла Возницына играл арфист, а в тот же вечер за ужином звучали скрипки и арфы [2, 78—79].

В составе Великого Посольства присутствовал А. Д. Меншиков, в будущем непосредственный строитель Санкт-Петербурга. Как и другие участ-

НИКИ миссии, он получил возможность познакомиться с музыкальным оформлением дворцовых и военных церемониалов, с евроиейской музыкой, звучавшей в театрах, дворцах. Вслед за Петром, по возвращении в Россию Ментиков был, пожалуй, второй по значимости персоной, кто с таким: же, как царь, рвением и финансовым размахом взялся за внедрение европейской культуры и искусства в России.

Вероятно, уже во время этого путешествия Меншиков мог предпринимать шаги по созданию собственной инструментальной капеллы. Вскоре он создает оркестр из одаренных исполнителей по образцу и подобию виденных в Европе, о котором современники отзываются в превосходной степени. Так, К. де Бру-ин в 1702 г. описал впечатления от концерта, который он слышал в одном из подмосковных имений князя, где оркестр исполнял «превосходную музыку» на бандурах, скрипках, трубах, флейтах, гобоях и других инструментах [8, с. 205].

В августе 1710 г. было начато строительство Меншиковского дворца, одного из первых каменных зданий столицы. Уже через год отпраздновали новоселье, и теперь в этой резиденции часто бывал и сам Петр I, и «птенцы гнезда Петрова». Образ жизни Светлейшего князя, героя Северной войны А. Д. Меншикова вызывал восхищение современников. Его дворец на набережной Невы был роскошным образцом нового образа жизни русского вельможи. Меншиков коллекционировал предметы искусства, наполняя предметами роскоши свои покои по примеру виденных им в Европе дворцовых интерьеров. Так, стены каменных палат были украшены картинами на светские сюжеты, в Большой палате расположились так называемые десюпорты — наддверные украшения кисти нидерландского художника Я. Де Вита «Аллегория живописи» и «Аллегория музыки и поэзии», имитирующие лепные барельефы, а также итальянские овальные мраморные барельефы, среди которых музыкальную тему продолжает барельеф «Концерт амуров» [3, с. 19].

Часть повседневного быта дворца составляли всевозможные музыкальные инструменты. Меншиков, очевидно, был большим ценителем органной музыки, поскольку в его доме находилось девять органов-позитивов, небольших напольных инструментов с одним мануалом, без ножной клавиатуры. Музыка звучала как в личных покоях вельможи, так и в Большом зале, где проходили балы, ассамблеи и другие праздники. Здесь можно было увидеть и услышать диковинные механические игрушки, в частности, часы, которые называли «самоигральные» органы. Так, в Предспальне дворцовых покоев стояли английские напольные часы, которые отсчитывали часы, минуты, секунды, были снабжены календарем. Каждые три часа «механизм часов исполнял шесть коротких музыкальных произведений — марш, сонату, менуэт и музыку для пения» [3, с. 46].

Возвращаясь к участникам Великого посольства, следует отметить среди стольников князя Андрея Черкасского, начальствовавшего над тремя десятками посольских волонтеров. Впоследствии современники отзывались о нем, как об отличном музыканте. Быт семьи Черкасских отличался ощутимым влиянием западноевропейской культуры, новыми для России, очевидно, привитыми во время путешествия с Великим Посольством традициями, в том числе камерного, домашнего музицирования. Супруга К1£Я ЗЯ Мария Юрьевна прослыла любительницей музыки, она играла на клавесине и пела. Сохранились сведения о том, что в доме Черкасских держали «свой довольно хороший оркестр, который, если она (княгиня) дома, всегда играет у нее во время стола» [1, с. 254].

Традицию музицирования вслед за участниками Великого посольства поддержали и другие известные деятели петровской эпохи. Известно, что с 1720-х гг. в отечественной городской среде обретают популярность клавиры (клавесины и клавикорды), как в качестве аккомпанирующих инструментов, так и предназначенные для сольной игры. Примером для подражания для русских меломанов слу-

жили придворные иностранцы, «клави-цимбалисты*. Так, владел игрой на клавире видный государственный деятель петровской поры П. И. Ягужинский (1683—1736). Будучи сыном литовского органиста, генерал-прокурор Ягужин-ский слыл образованным музыкантом, хорошо играл сам и даже давал нечто вроде концертов в столичных салонах, постоянно организовывал всякого рода музыкальные развлечения [4, с. 67].

Полученные во время путешествия Великого посольства его участниками разнообразные впечатления не преминули в скором времени сказаться на развитии музыкального образования. С освоением элементов светской музыкальной культуры западноевропейского типа потребовалась подготовка профессиональных исполнителей-инструменталистов для нужд камерного и оркестрового музицирования. Наряду с частным музыкальным образованием — привилегией высшей знати и царского окружения, в начале XVIII столетия формируются традиции государственного. Все иностранные композиторы, виртуозы-инстру-менталисты, приезжавшие в Россию на сколько-нибудь длительное время, вносили свой вклад в подготовку одаренных дилетантов и отечественных музыкантов-профессионалов. В этой связи, у отечественных исследователей сложилось убеждение, что музыкантов, в том числе, композиторов, исполнителей, долгое время работавших в России, следует признать деятелями русской музыкальной культуры [7, с. 5].

Музыкальное образование в государственных учебных заведениях было начато еще до основания Санкт-Петербурга и находилось в ведении Посольского приказа. В петровскую эпоху музыкантами нового поколения стали военные инструменталисты, организация профессионального обучения которых началась вскоре после основания новой столицы. Доказательства этому сохранились в документах военных и военно-морских учреждений города. При этом роль учеников гарнизонных школ не ограничивалась сферой военной музыки, их нередко

задействовали в различных светских праздниках, театральных спектаклях. Широко распространенной среди военных была практика совмещения музицирования на нескольких инструментах, в том числе струнных, что соответствовало западноевропейским традициям эпохи Барокко.

Первым учебным заведением в столице, где музыка преподавалась за пределами морского и военного ведомств, была гимназия при Академии наук. Устойчивые традиции музыкальной и театральной жизни сложились в Кадетском корпусе. Примечательно, что это заведение, готовившее детей дворян к государственной службе, было открыто в 1732 г. во дворце А. Д. Меншикова (уже после кончины опального князя). Там обучали игре на клавикордах, скрипке, флейте, гобое. Помимо учеников из дворянских сословий при корпусе находились «гобо-истские» ученики из социальных «низов»; они участвовали в концертах и спектаклях, играли в военном оркестре [6, с. 115]. Так, в условиях растущей год от года востребованности западноевропейских форм музицирования в России складывались и развивались традиции отечественного музыкального искусства Нового времени.

Подводя итог собранным в данной публикации сведениям, следует отметить следующее. В предыдущие столетия на Руси нормой была закрытость приватной жизни царской фамилии, с музыкой из форм досуга были связаны только литургия и ранние формы театра, что являлось следствием антагонизма культовой и светской культурных, музыкальных традиций. Начало XVIII в. представляет собой новый этап развития, демонстрирует сосуществование как традиционных для России форм досуга, так и европейских.

В этой связи обратим внимание на прослеживающуюся параллель с сосуществованием Москвы и Петербурга, двух столиц, культурный облик и весь уклад жизни которых иллюстрировал прошлое и будущее Российского Отечества. Их взаимоотношения можно охарактеризовать как отношения между старой, со-

храняемой, условно говоря, «закрытой» территорией культуры, и новой, «открытой» к восприятию. Целью Петра было не преобразование Москвы в Петербург, а создание другой, новой столицы, соседствующей с прежней. Позволим в этой связи высказать идею о том, что и петровские преобразования в культуре, музыкальном искусстве не были, по сути, революционны, — они представляют собой изменения, в которых старые формы не превращаются в новые, а сосуществуют с ними параллельно на довольно протяженном историческом этапе.

Перемены в сознании Петра, послов, русских вельмож и их детей, всей свиты посольства имели в исторической перспективе мощный инерционный эффект.

Непосредственное и длительное знакомство его участников с европейской культурой и музыкой, наряду с опытом привезенных в Россию иностранных специалистов создали необходимую базу для переноса знаний. Процесс интеграции новых западноевропейских форм музицирования уже вскоре, во второй половине XVIII в., принес ощутимые результаты — европейские жанры и виды музыкального творчества наполнились российским содержанием. Это позволило русскому музыкальному искусству совершить значительный качественный скачок и создать в XIX столетии национальную композиторскую школу, по праву считающуюся жемчужиной мирового музыкального наследия.

Литература

1. Верезовчук Л. Н. Черкасская Мария Юрьевна // Музыкальный Петербург XVIII в. Энциклопедический словарь / Отв. ред. А. Л. Порфнрь-ева. Т. 1. Кн. 3. - СПб., 1999. - С. 254-255.

2. Гузевич Д. Ю., Гузевич И. Д. Великое Посольство / Предисл. Б. В. Анисимова. - СПб.: Международный фонд спасения Петербурга-Ленинграда, 2003.

3. Игнатьева Е. В., Мещеряков В. В., Саверкина И. В. Эрмитаж. Дворец Меншикова. - СПб., 2011.

4. Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века. — М., 1965.

5. Наумов В. П. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников. - М., 2010.

6. Петровская И. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус // Музыкальный Петербург XVIII в. Энциклопедический словарь / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. Т. 1. Кн. 3. СПб., 1999. - С. 116-118.

7. Покровская H. Н. Арфа в России (с XVI до середины XIX века). — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1988.

8. Саверкина И. В., Семенов Ю. Н. Меншиков // Музыкальный Петербург. XVIII в. Энциклопедический словарь / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. Т. 1. Кн. 2. - СПб., 1998. - С. 204-208.

9. Титова Е. В. Военные сигналы в «Пиковой даме» П. И. Чайковского // Три века Петербурга: Музыкальные страницы: Сб. ст. и тез. / Сост., науч. ред. 3. М. Гусейнова. — СПб., 2003. - С. 117-119.

10. Gerrier. Leibniz, 11—12. Varnhagen von Ense. «Leben der Konigin von Preussen Sophie Charlotte. Berlin, 183 T, 77. (Цит. по: Врикнер А. Г., История Петра Великого. В 2 т. Т. 2: [Конец XVII в. - 1724 г.] - М., 1996.)

References

1. Berezovchuk L. N., Cherkasskaja Marija Jur'evna [Cherkassy Maria Yuryevna], Muzykal'nyj Peterburg... [Musical Petersburg. XVIII century Encyclopedic dictionary], Kn. 3. St. Petersburg: Kompozitor, 1999, p. 254.

2. Guzevich D. Ju., Guzevich I. D., Velikoe Posol'stvo [Grand Embassy] . Predisl. E. V. Anisimova. St. Petersburg: Mezhdunarodnyj fond spasenija Peterburg a-Lenin grada, 2003, 312 p.

3. Ignat'eva E.V., Meshherjakov V. V., Saverkina I. V., Jermitazh. Dvorec Menshikova [The

Hermitage. The Menshikov Palace]. St. Petersburg: 2011, p. 19.

4. Keldysh Ju. V., Russkaja muzyka XVIII veka [Russian music of the XVIII century], Moscow: Muzyka, 1965, p. 67.

5. Naumov V. P. Povsednevnaja zhizn' Petra Velikogo i ego spodvizhnikov [The everyday life of Peter the Great and his associates]. Moscow: 2010, 448 p.

6. Petrovskaja I. F., Suhoputnyj shljahetnyj kadetskij korpus [The army szlachta cadet corps] Muzykal'nyj Peterburg... [Musical Petersburg.

XVIII century Encyclopedic dictionary], T. 1, Kn. 3. St. Petersburg: Kompozitor, 1996, p. 115-118.

7. Pokrovskaja N. N., Arfa v Rossii (s XVI do serediny XIX veka) [Harp in Russia (from XVI to XIX century)]. Novosibirsk: Novosibirskaja gos. konservatorija im. M. I. Glinki. Novosibirsk: Novosibirsk state Glinka Conservatoire, 1988, p. 5.

8. Saverkina I. V., Semenov Ju. N., Menshikov [Menshiiov]. Muzykal'nyj Peterburg. XVIII v. Jenciklopedicheskij slovar' [Musical Petersburg. XVIII century Encyclopedic dictionary]. Otv. red. A. L. Porfir'eva. T. 1. Kn. 2. St. Petersburg: Kompozitor, 1998, pp. 204-208.

9. Titova E, V., Voennye signaly v « Pikovoj dame» P. I. Chajkovskogo [Military signals in «Queen of spades» by P. Tchaikovsky] Tri veka Peterburga: Muzykal'nye stranicy: Sb. st. i tez. Söst., nauch. red. Z. M. Gusejnova [Three centuries of St. Petersburg: Music pages. Collected papers]. St. Petersburg: 2003, pp. 117-119.

10. Gerrier. Leibniz, 11-12. Varnhagen von Ense. «Leben der Konigin von Preussen Sophie Charlotte». Berlin, 1837, 77. Cit. po: Brikner A. G., Istorija Petra Velikogo [The History Of Peter The Great]. V 2 t. T. 2: Konec XVII v. - 1724 g. [The end of XVII c. - 1724]. Moscow: 1996, p. 163.

Великое посольство 1697—1698 гг. в ракурсе культурных и музыкальных преобразованнй Петровской эпохи

В статье собраны сведения о музыкальных впечатлениях участников Великого посольства 1697—1698 гг.: описания торжественных встречных церемоний, посещение театров, городских праздников, балов и частных увеселений. Полученные знания имели в исторической перспективе инерционный ¡эффект. Знакомство участников путешествия с культурой и музыкой Западной Европы, наряду с опытом привезенных в Россию иностранных специалистов, создало необходимую почву для освоения европейских достижений в этих областях. Процесс интеграции западноевропейских форм музицирования вскоре принес ощутимые результаты. Была создана система государственного музыкального образования, европейские жанры и виды музыкального творчества к середине XVIII столетия наполнились российским содержанием.

Ключевые слова: Великое Посольство, петровская эпоха, музыкальные инструменты в быту русских аристократов, западноевропейская музыка Барокко.

Grand embassy of 1697-1698 from the perspective of cultural and musical transformations in the period of Peter I

This article describes such musical impressions of the Grand Embassy participants as the descriptions of ceremonial welcomes, visits to theaters and town festivals, balls and private entertainments. In the historical perspective the received knowledge was Df an inertial character. Acquaintance of the participants with the culture and music of Western Europe, along with the expertise brought to Russia by foreign specialists allowed the assimilation of European breakthroughs in these areas. The integration process of the Western European forms of music soon yielded tangible results. The system of state music education was established. By the middle of the XVIII century the genres and types of European music were filled with Russian content.

Keywords: Grand embassy, the period of Peter I, music instruments in everyday life of Russian grandee, West-European Baroque music.

Недоспасова Анна Пан.юкна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, солист ансамбля ранней музыки Insula Magica Новосибирской филармонии.

E-mail: [email protected]

Anna Nedospasova, PhD in Arts History, Assistant Professor at the Piano Department of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire, soloist of «Insula Magica» Early Music Ensemble (Novosibirsk Philharmonics).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.